Реферат по предмету "Психология"


Интеллектуальные чувства

Содержание
1. Интеллектуальные чувства
2. Чувства и внутренние ощущения
3. Различение эмоции и чувства
Библиографический список
опыт чувство эмоция ощущение

1. Интеллектуальные чувства
Теория чувств имеетпреимущество, что она отводит место интеллектуальным чувствам. Термин «интеллектуальноечувство» не имеет строго определенного значения. В работе «Психологиячувств» Рибо объединяет под этим названием только удивление, изумление,любопытство, сомнение. Другие авторы добавляют к этому списку общее чувство,возникающее от движения нашей мысли, от ее успешности или бесплодности. Носледует идти значительно дальше и включить в интеллектуальные чувства все теэлементы мышления, которые Джеме называет переходными и которые нерепрезентируют предметное содержание: сходство, импликацию, совпадение,уверенность, возможность, те тысячи отношений, которые мы выражаем словами: но,если, и, почему, после, до, а также мысли, выражаемые словами: будущее,прошлое, условный, отрицание, утверждение и т. п.
Вильям Джеме очень хорошовсе это видел: «Если только такие явления, как чувства, существуют вообще,то насколько несомненно, что in rerum natura существуют отношения между объектами, настолько же идаже более несомненно, что существуют чувства, которыми эти отношенияпознаются. Нет союза или предлога и даже наречия, приставочной формы илиперемены в человеческой речи, не выражающих того или другого оттенка техотношений, которые мы в данный момент действительно чувствуем существующими междуболее крупными элементами нашего мышления. Нам следовало бы говорить о чувстве и,чувстве если, чувстве но и чувстве через.»
Весьма курьезно, что этистоль проницательные замечания Джемса, заключающие в своей сущностиплодотворную идею для психологии мышления, разделили судьбу затерявшегосяписьма.
В работе «Association of ideas», остро полемизирующей с ассоцианизмом,возрождается идея Джемса и попытался развить ее в биологическом аспекте. Всякоеинтеллектуальное чувство рассматривается там как соответствующее адаптивнымреакциям или установкам организма.
Остается, однако, одинтрудный вопрос: почему интеллектуальные чувства кажутся нам объективными, тогдакак прочие чувства и эмоции — «нашими собственными состояниями»?
Но так ли это? Ведьмногие интеллектуальные чувства, такие как уверенность, сомнение, утверждение иотрицание, логическое заключение и т. п., в зависимости от обстоятельств, отнаправления наших интересов в данный момент, могут казаться нам какобъективными, так и субъективными. С другой стороны, действительно ли прочиечувства всегда субъективны? Мы знаем, как легко они объективируются.Эстетические переживания объективируются в прекрасном, отвращение—вотталкивающем и т. д. Мы говорим, что событие (объективное) является печальным,радостным, позорным, комическим или неприятным. Когда мы утверждаем, что работанеприятна, мы помещаем это «неприятно» то в работе, то в себе, взависимости от контекста наших мыслей.
Субъективность илиобъективность познаваемого содержания всегда является результатом вторичногопроцесса, зависящего от приобретенного опыта. Изначально состояния нашегосознания не бывают ни объективными, ни субъективными. Теми или другими онистановятся постепенно, по мере необходимости приспособления к физическому илисоциальному окружению.
2. Чувства и внутренниеощущения
Рассмотренная вышефункциональная концепция позволяет нам выяснить отличие чувств от внутренних,или органических, ощущений, в частности ощущений голода, жажды, усталости, атакже синестезии. Часто такое различение не проводится, и люди говорят о «чувстве»усталости или голода.
По моему мнению, ощущенияголода, жажды, усталости (к ним можно добавить, пожалуй, ощущение боли) сами посебе значимости не имеют; они суть явления, получающие значимость только от техустановок, тенденций и движений, которые они инстинктивно вызывают, и именнотакие инстинктивные реакции делают их значимыми для поведения индивида. Но этиинстинктивные реакции являются ничем иным, как основанием чувств: чувствприятного или неприятного, желания, нужды.
Таким образом, внутренниеощущения являются состояниями, явно отличающимися от чувств, которые сутьустановки. Внутренние ощущения информируют нас об определенных состоянияхнашего организма так же, как внешние ощущения информируют нас о состоянииокружающей среды. Но жизненное значение органических ощущений мы можемопределять только благодаря существованию чувств.
Чувства выражаютнекоторым образом отношение между определенным объектом или ситуацией и нашимблагосостоянием (можно сказать также, что они выражают нашу установку кситуации или объекту). Физиологической основой такого отношения является самаустановка. Чувство — это осознание такой установки. В противоположность этомуощущения презентируют только объекты, по отношению к которым мы принимаемустановку Объект, презентируемый внутренними ощущениями, такими как ощущенияголода, жажды, усталости — это наше собственное тело. Но именно через отношениек своему собственному состоянию наше тело способно принять определеннуюустановку. Понятно, что между внутренними ощущениями и чувствами существуетвесьма интимная связь, поскольку как те, так и другие имеют свой источник втеле. Это не мешает нам, однако, отчетливо различать их с функциональной точкизрения. Они противостоят друг другу так, как реакция противостоит вызвавшему ееобъекту.
Макдауголл Уильям, англо-американскийпсихолог, первоначально занимался биологией и медициной, под влиянием «Принциповпсихологии» У. Джемса обратился к изучению психологии сначала в Кембридже,затем в Геттингене у Г. Мюллера. Лектор в университетском колледже в Лондоне ив Оксфорде. Профессор в Гарварде и в университете Дьюка в США. Основойпсихической жизни считал устремление — «горме» (греч. — стремление,порыв), отчего психология У. Макдауголла часто называется сгормической". «Горме»трактуется как устремление к биологически значимой цели, обусловленное, по У.Макдауголлу, особого рода предрасположениями — врожденными инстинктами либоприобретенными склонностями. Эмоциональные переживания рассматриваются каксубъективные корреляты этих предрасположений. Эмоциональная сфера в процессесвоего развития у человека получает иерархическое строение. Ведущими становятсясначала несколько основных эмоциональных образований (sentiments), а затем, при сложившемся ужехарактере — одно центральное, называемое Макдауголлом эготическим (от «эго»,греч. — «я»). Размышления над клиническим феноменом «множественной»личности натолкнули У. Макдауголла на разработку метапснхологической концепцииличности, исходящей из идей монадологии Г. Лейбница. Согласно этому, каждаяличность представляет систему «потенциально мыслящих и стремящихся монад»(«Я»), сходящихся на некоторой «высшей» монаде — ">а мости", которая через иерархию монад управляет всей психофизическойжизнью человека.
3. Различение эмоции и чувства
Термины «эмоция»и «чувство» до сих пор употребляются с большой неопределенностью ипутаницей, что соответствует неопределенности и разнообразию мнений об основах,условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти терминыотносятся. После многолетней систематической работы над тем, чтобы сделатьпредставления по этим вопросам более ясными, психологи почувствовали, что имеютвозможность предложить схему, которая им кажется исчерпывающей,последовательной и в принципе верной, хотя еще сильно нуждающейся в поправке ив доработке деталей.
Предлагаемая схемаоснована на эволюционных и сравнительных данных и находится в согласии сфактами, которые обнаруживаются в переживаниях и поведении человека. Онаисходит из принципов волюнтаристической, или гормическои, психологии, т. е.психологии, которая в качестве основной особенности всей жизни животногосчитает его способность к активному достижению целей средствами пластичногоповедения — на основе устремлений (striving), выражающихся в таких движениях тела, которые приспосабливаютсяк деталям складывающихся ситуаций способом, называемым по общему согласиюинтеллектуальным.
Способность стремиться копределенным результатам, способность преследовать цели, возобновлять иподдерживать действия, обеспечивающие полезные для организма или вида эффекты,должна быть признана —фундаментальной категорией психологии. «Развилась»ли такая способность к процессе эволюции из форм, лишенных всяких ее зачатков,может ли быть она объяснена в понятиях физики и химии, как это пытаютсяпоказать представители гештальтпсихологии, — вопросы будущего. Психология недолжна ждать утвердительных ответов на эти вопросы для того, чтобы признатьустремления такой формой активности, которая пронизывает и характеризует всюжизнь животного.
Разумно предположить, чтопервичными формами устремлений животного были поиск пищи и избегание вредного ичто из этих двух примитивных форм устремлений дифференцировались и развилисьвсе другие их разновидности.
Исходя из этихпредположений, можно утверждать, во-первых, что все те переживания, которые мыназываем чувствами и эмоциями, связаны с проявлениями устремлений организма,вызываемыми либо воздействиями извне, либо метаболическими процессами внутриорганизма, либо, чаще всего, обоими путями; во-вторых, что в общих чертах мыможем надежно разграничить чувства, с одной стороны, и эмоции — с другой, наоснове их функционального отношения к целенаправленной активности, которую онисопровождают и определяют, поскольку эти отношения в обоих случаях существенноразличаются.
Существуют две первичныеи фундаментальные формы чувства — удовольствие и страдание, или удовлетворениеи неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бынезначительной, степени все устремления организма. Удовольствие являетсяследствием и знаком успеха как полного, так и частичного, страдание —следствием и знаком неуспеха и фрустрации. Возможно, что примитивныеудовольствие и страдание были альтернативами, практически (хотя, пожалуй, и неабсолютно) друг друга взаимоисключающими. Но с развитием познавательных функцийорганизм начинает, во-первых, одновременно схватывать разные аспекты объектов иситуаций, во-вторых, испытывать удовольствия и страдания, вызываемыепредвосхищением или воспоминанием.
Первое делает возможнойодновременную актуализацию различных побуждений (impulses), видоизменяющих друг другавследствие соперничества или содействия. Второе создает возможность соединенияфактического успеха с предвосхищением неуспеха, фактической фрустрации спредвосхищением успеха. Соответственно этому усложняются и виды чувств.
Организму, достигшемуэтого уровня развития познавательных функций, не приходится уже большеколебаться между простым удовольствием и простым страданием. Помимоэтих простых и примитивных крайностей он способен испытывать целый ряд чувств,являющихся в некотором смысле сочетанием или смесью удовольствия и страдания;он переживает такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувствобезысходности, раскаяние, печаль. По мере усложнения душевных структур взрослыйчеловек познает «сладкую печаль», радости, отмеченные страданием,. «необычноесплетение грусти и веселья»,. мрачные минуты его неудач осветляются лучаминадежды, а моменты триумфа и торжества омрачаются сознанием тщетностичеловеческих стремлений, недолговечности и зыбкости всех достижений. Словом,взрослый человек, наученный «смотреть вперед и назад и тосковать поотсутствующем)», больше не способен на простые чувства ребенка. Сразвитием сил познания его желания становятся сложными и разнообразными, апростое чередование удовольствия и страдания уступает место нескончаемомупередвижению по диапазону сложных чувств. Такие сложные чувства в обыденнойречи называются эмоциями. Придерживаясь предложенной Шандом терминологии, мывезде называли их «эмоциями, производными из желания».
Научные исследованиястанут значительно более ясными и точными, если мы перестанем называть такиесложные чувства общим термином «эмоция». Трудность разграничениясложных чувств и собственно эмоций, как и существующая тенденция смешивать их,обусловлены тем, что почти все устремления в развитой психике окрашены каксобственно эмоциями, так и сложными чувствами, или «производными эмоциями»,смешанными в одну сложную целостность.
Рассмотрим теперьсобственно эмоции… Как только первичные устремления дифференцируются напобуждения, направленные на более специфические цели и вызываемые болееспецифическими объектами или ситуациями, — каждое такое специализированноепобуждение получает свое выражение. в виде комплекса телесных приспособлений, которыеоблегчают и поддерживают соответствующую телесную активность. Не принимаяполностью теории Джемса — Ланге, мы, однако, должны предположить, что каждаятакая система телесных приспособлений отражается в переживаниях организма,придавая тем самым каждому специализированному устремлению своеобразноеотличительное качество — качество одной из первичных эмоций. Когда жепсихическое развитие достигает уровня, на котором в игру одновременно вступают,противодействуя или сотрудничая, два или более специализированных побуждения,эти первичные качества сливаются в сложные образования, называемые намивторичными или смешанными эмоциями; такими сложными качествами являютсясмущение, стыд, благоговение, почтение, позор.
Попытаемся сопоставитьсложные чувства, или «производные эмоции», и собственно эмоции,первичные и смешанные, учитывая что все конкретные эмоциональные переживания вразвитой психике являются образованиями, в которых подлинные и производныеэмоции, абстрактно нами разделенные, смешаны.
1. Сложные чувства, так же как ипростые, возникают в зависимости от успешности или неуспешности осуществлениянаших устремлений. Они влияют на дальнейшую судьбу побуждений, от которых онисами произошли, усиливая их и поддерживая, когда баланс чувственного тона находитсяна стороне удовольствия, или задерживая их и отклоняя, когда баланс чувств настороне страдания.
С другой стороны,подлинные эмоции предшествуют успеху или неуспеху и от них не зависят; онивозникают вместе с актуализацией соответствующих побуждений и продолжаютокрашивать в особый тон переживания каждого из устремлений, придавая своеспецифическое качество всему образованию, независимо от величины успеха илинеуспеха, как действительного, так и предвосхищаемого. Они не оказывают прямоговлияния на изменение силы устремлений. Являясь качеством субъективногопереживания, они лишь свидетельствуют о природе телесных приспособлений,органически связанных с каждым фундаментальным видом устремлений. В развитойпсихике, однако, они косвенным путем влияют на протекание произвольныхдействий: открывая самосознающему организму природу действующих побуждений, онисоздают некоторую возможность контроля и управления ими.
2. Сложные чувства, кроме того, зависятот развития познавательных функций и по отношению к этому процессу вторичны.Можно, пожалуй, утверждать, что они присущи только человеку, хотя простейшие ихформы доступны, вероятно, и высшим животным. С другой стороны, следует думать,что подлинные эмоции появляются на значительно более ранних этапах эволюционногоразвития. На протяжении большей части процесса эволюции они выступают простокак побочный продукт импульсивных устремлений животного, и только у человекаони становятся важным источником самопознания и, следовательно, самоуправления.
3 Указанные сложные чувства (такие какнадежда, тревога, раскаяние) не представляют собой отдельно существующихявлений и не происходит из каких-либо особых установок организма. Каждое изназваний, употребляемое нами для описания такого рода чувств, обозначает,пожалуй, просто плохо очерченную часть широкого диапазона, который в целомможет обнаружиться в процессе удовлетворения любого сильного желания,независимо от его природы и происхождения. По мере того как субъект, движимыйжеланием, перемещается по этому диапазону сложных чувств, каждая из частей,обозначаемых тем или иным названием, переживается отдельно и постепеннопереходит в соседнее качество.
С другой стороны, всякоеподлинное первичное эмоциональное качество возникает при актуализациисоответствующей целенаправленной установки, являющейся неотъемлемым свойствомпсихической структуры организма; следовательно, каждое из этих качествпереживается только в связи со специфическим побуждением или желанием. Далее,поскольку в игру одновременно могут вступить или более таких установок,порождая содействующие друг другу или же противоречащие желания, то точно также могут одновременно появиться и смешаться или слиться друг с другом вразличных пропорциях соответствующие первичные эмоциональные качества. Проиллюстрируемэти противоположные особенности примерами. Надеждой мы называем сложноечувство, возникающее у нас при действии любого сильного желания и припредвосхищении успеха; в случае появления новых затруднений надежда уступаетместо тревоге или отчаянию, но ни в коем случае нельзя сказать, что онасмешивается с отчаянием, порождая тревогу; скорее всего, по мере уменьшенияблагоприятности обстоятельств, чувство, коренящееся в нашем желании, изменяетсянезаметными градациями от надежды к тревоге и далее — к отчаянию. Противоположныйслучай можно проиллюстрировать эмоцией, которую мы называем любопытством илиинтересом, и ее отношением к эмоции, которую мы называем страхом. Некотораястепень эмоционального качества, называемого интересом, всегда сопровождаетпобуждение или желание исследовать и лучше освоить какой-либо объект; интерес,не связанный с таким побуждением, просто невозможен Процесс исследования ведетк проникновению в природу объекта, а это, в свою очередь, может вызвать страх —качество, всегда сопровождающее побуждение избежать объект, или желание от негоудалиться. Но с появлением этого нового побуждения и характерного для негоэмоционального качества интерес вовсе не обязательно вытесняется илизадерживается; побуждение к исследованию может сохраниться наряду с побуждениемудалиться, и в этом случае мы переживаем эмоциональное качество, котороеобнаруживается сходство как с интересом, так и со страхом.

Библиографический список
1. Архипкина О. С. Реконструкция субъективного семантическогопространства, означающего эмоциональные состояния. — Вести. Моск. ун-та. Сер.Психология. 2008, № 2.
2. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 2009.
3. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции имышление. М., 2010.
4. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 2009.
5. ВудвортсР. Экспериментальная психология. М., 2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Секретарь-референт. Его роль в офисе
Реферат Уравнение Шрёдингера для простейших стационарных движений
Реферат Развитие самостоятельности школьников при обучении математике
Реферат Рефернтные группы современной молодежи
Реферат Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в раннем детстве
Реферат РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО УРОКА беседа на тему Психология цвета
Реферат Развитие педагогической мысли и школьной практики в России в 40-60 гг. XVIII в.
Реферат Различие систем школьного образования
Реферат Развитие мышления на уроках математики
Реферат Развитие у детей познавательной активности (на материале обучения детей составлению загадок)
Реферат Сценарий урока
Реферат Примерный перечень экзаменационных вопросов основы организации туристской деятельности
Реферат Культура Казахстана традиции обычаи и обряды
Реферат Технические средства образования в детском саду
Реферат Разработка дидактического материала по творческому проекту