Реферат по предмету "Психология"


Индивидуальная дезадаптация

План
1. Индивидуальная дезадаптация
2. Специфика эмоциональных и регулятивных процессов
3. Девиантное поведение в молодежной среде
4. Реальные формы соц. поведения
5. Сокращенный многофакторный опросник для исследованияличности
Литература
/>1. Индивидуальнаядезадаптация
Дезадаптация — какое-либонарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиямвнешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия междуживым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологическогофункционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов.Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существованиянесовместимо с жизнедеятельностью. Степень дезадаптации характеризуется уровнемдезорганизации функциональных систем организма. В зависимости от характерафункционирования, выделяют две формы дезадаптации:
— непатологическая: поддержаниегомеостаза возможно при режиме усиленного, но «нормального»физиологического функционирования;
— патологическая: поддержаниегомеостаза возможно только при переходе к патологическому функционированию.
В отношении к человеку применимыкатегории психической, психологической и социальной дезадаптации. Объективныепроявления дезадаптации выражаются определенным типом поведения, а субъективные- широкой гаммой психоэмоциональных сдвигов (Амбрумова А. Г., 1980). Личностнаядезадаптация может привести к формированию суицидального поведения в случаеневозможности реализации базовых ценностных установок.
Проблема дезадаптациипервоначально рассматривалась в терминах медико-биологического ипсихиатрического характера (А.Адлер, Ю.А.Александровский, А.Е.Личко).Впоследствии наметилась тенденция к переносу акцента насоциально-психологические и психолого-педагогические аспекты дезадаптацииличности (Э.М.Александровская, С.А.Беличева, А.Л.Гройсман, В.Е.Мильман,С.Т.Агарков, И.В.Дубровина, А.К.Маан, И.И.Мамайчук, А.А.Налчаджян,И.Н.Никиташина).
Анализ понятия дезадаптациипоказывает, что оно включает в себя довольно широкий континуум состояний, вкотором на одном полюсе находятся легкие расстройства, представляющиепереживания неудач и жизненных проблем, а на другом — адаптационные нарушения,граничащие с психическими расстройствами, вплоть до нервно-психическихзаболеваний, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервнойсистемы.
Состояние дезадаптациивозникает, если патогенные воздействия превышают определенный, строгоиндивидуальный для каждой личности, уровень, определяемый адаптационнымбарьером.
Дезадаптация личностиформируется вследствие нарушения адаптационных механизмов на уровне организма,субъекта и личности. На уровне организма дезадаптацию поведения могут вызватьразличные отклонения в физиологическом и физическом развитии, а такжепатологические нарушения функций организма человека.
На уровне субъекта причинойпсихической дезадаптации являются нарушения в области психических механизмовжизнедеятельности человека.
На личностном уровне причинойдезадаптации являются трудности приспособления субъекта к социальным нормамповедения, ценностным ориентациям, принятым в обществе, вследствиеприобретенного им негативного жизненного опыта, неадекватного психическогоразвития.
В научной литературе выделяютследующие формы дезадаптации личности в процессе обучения:
1. Несформированность элементови навыков учебной деятельности.
2. Несформированность мотивацииучения.
3. Неспособность произвольнойрегуляции поведения.
4. Неумение приспособиться ктемпу учебной деятельности.
Понятие дезадаптации личностиявляется вторичным по отношению к понятию адаптации и рассматривается многимиавторами как ее самый низкий уровень или фаза.
Таким образом, к причинам,приводящим к дезадаптации личности, необходимо отнести биологические исоциально-психологические факторы или несоответствие социопсихологического ипсихофизиологического статуса в значимой ситуации./>2. Спецификаэмоциональных и регулятивных процессов
Эмоциональные и волевые процессывыполняют многообразные регулятивные функции психики в ее управлениипсихофизиологическим состоянием индивида, протеканием познавательных процессови реализации программ целеобразования и самой деятельности и общения.
Эмоции и воля отличаются покритерию намеренности. Если эмоции и чувства, как правило, бываютненамеренными, то волевая регуляция связана с намерением, сознательно принятымчеловеком по необходимости и выполняемым по своему решению.
Оба эти процесса зависят ототношений человека к предметам и явлениям окружающей действительности, к самомусебе и характера его взаимодействия или общения с другими. Без интеграцииэмоционально-волевых процессов была бы невозможна реализация поведенческихпрограмм субъекта.
Исследование регулятивныхпроцессов остается одной из наименее решенных проблем. До сих пор идут споры опредмете исследования. Существуют разные точки зрения по поводу того, чтоследует отнести, например, к волевой регуляции. Еще больше споров происходитвокруг вопроса о соотношении мотивационно-потребностной сферы и интеллекта.
Заранее оговоримся: приведенныйздесь обзор исследований саморегуляции и воли, а также роли интеллекта в ихорганизации ни в коей мере не претендует на полноту и всеохватность. Наша цельсостояла в том, чтобы показать характер связи между этими процессами на разныхуровнях.
Теоретическое решение проблемыобычно начинается с поиска «общего знаменателя», т.е. общего основания дляформулировки определения. Но часто, для того чтобы ответить на вопрос, нужно несвести понятия, а развести их. При анализе проблемы иногда оказывается, чтотам, где предполагалось одно понятие, на самом деле должно быть два или три.
Проблема саморегуляции, на нашвзгляд, относится именно к таким, и большинство споров вокруг нее являютсятерминологическими. Например, проблема воли. Наиболее известны две позиции вэтом вопросе. Первая позиция изложена еще в учебнике общей психологии под ред.А.В.Петровского, который считает, что воля есть процесс преодоления препятствиядля достижения необходимой цели. И вообще, когда используется термин «воля»,имплицитно или легально присутствует понимание волевой регуляции как напряжениясил для борьбы с самим собой. А между тем, когда речь идет о препятствии,необходимо определить, в чем оно заключается.
Анализ литературы показывает,что если говорят о волевом решении, то предполагают, что препятствием в первуюочередь является альтернативная потребность. Совершая волевой акт, человекпрежде всего осуществляет выбор между двумя или несколькими потребностями, однииз которых имеют наибольшее стратегическое значение, а другие – тактическое.Тема борьбы появляется из-за трудности предпочтения, когда для человека всепотребности примерно одинаково привлекательны.
О саморегуляции современныеопределения говорят как об информационном процессе, благодаря которомупроисходит управление собственной деятельностью, при этом большинство авторовподчеркивают сознательность процесса управления. Для описания закономерностейпротекания регулятивных процессов в рамках субъектного подхода О.А.Конопкинпредлагает термин «осознанная саморегуляция» и определяет его как «системно-организованныйпроцесс внутренней психической активности человека по инициации, построению,поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности,непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей», при этомобщие закономерности строения процессов саморегуляции рассматриваются им какрегуляторно-управленческие информационные процессы.
Таким образом, к собственнорегулятивным процессам относятся информационные, а действие, исполнениеявляется их результатом./>3. Девиантное поведениев молодежной среде
Девиантное поведениеподразделяется на две группы
1.Поведение, отклоняющееся отнормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытойпсихопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды илица с акцентуированным характером.
2.Поведение, отклоняющееся отморально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разныхформах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Этоповедение выражается в форме проступков или преступлений.
К основным субъектам девиантногоповедения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психическойпатологией и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткамчленовредительства и самоубийствам.
Таким образом, психическиерасстройства проявляются в двух формах:
Акцентуированные характеры, т.е.крайние варианты нормы. Люди с ярко выраженными “тяжелыми” чертами характерачасто являются клиентами социально-медицинских и правоохранительных служб.
Психические расстройства в видеакцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин:
1.Часто психические расстройстваобусловлены тем, что к молодому человеку общество предъявляет завышенныетребования. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненныеотрицательные переживания, то формируется комплекс неполноценности, и возникаетнеобходимость в искусственных компенсаторах — алкоголе, наркотиках, агрессивномповедении.
Особенно провоцирует появлениеранее скрытой акцентуации или патологии, пубертатный период, т.е. периодполового созревания.
2.Сказываются трудностипереходного возраста, т.е. переход во “взрослую” жизнь, он сопровождаетсяперестройкой психики. Перестраиваются такие важные процессы как: мышление,ощущения, восприятие, меняется мир иллюзий, чувствования, в полной мерепроявляются черты темперамента, способности, задатки.
3.Перестройка “Я-концепции”.“Я-концепция” — это устойчивая и неповторимая система представлений индивида осебе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим собой. 1
Личностные расстройства.
Отчуждение – проявляется в том,что человек оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно из неевыйти. Что бы уйти от конфликта он должен разорвать связь между своим “я” итравмирующей средой. Этот разрыв создает дистанцию между человеком иокружением, а позднее она перерастает в отчуждение.
Деперсонализация – имеет место,когда отчуждается само “я”, утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысллюбая деятельность, притупляются эмоции, безразличие берет верх во всем.
Депрессия – состояние аффекта сотрицательной окраской. Под депрессией понимают сильную тоску, сопровождаемуюотчаянием и кризисом духа. В состоянии депрессии время как бы замедляется,наступает быстрая утомляемость, снижается работоспособность. Приходят мысли особственной ничтожности, возможны попытки самоубийства. Депрессия можетпротекать в различных формах:
Локус контроль – человекприписывает себе или другим ответственность за важнейшие события или наоборот,человек считает, что его жизнь зависит от внешних сил. Отсюда чувство бессилияи безнадежности. При тяжелых формах депрессии мнимое чувство вины, стрессовыеситуации в результате потери близких людей, критика со стороны авторитетных лицможет привести к суицидальным попыткам;
Бред физического недостатка,который возникает в период полового созревания преимущественно у девочек. Этипереживания, как правило,
Связаны с внешностью и широковарьируются от веснушек до полноты или худобы ног, талии и пр. Иногданедовольство своим телом достигает уровня паранойи, и молодые люди становятсяозлобленными и несчастными.
Синдром философскойинтоксикации. Интерес молодых к проблемам бытия – явление вполне нормальное.Однако у части молодых людей этот интерес принимает уродливые формы:изобретаются всеобщие законы мировоздания, вынашиваются планы переустройствамира. Часто их увлекают такие таинственные науки, как парапсихология,оккультные науки, а так же контакты с НЛО.
Учебные неврозы или фобиипроявляются в упорном нежелании посещать школу, колледж, институт. Неврозвыражается в конфликтных отношениях с преподавателями и одноклассниками, внежелание вникать в отдельные учебные предметы или все предметы сразу. Особенночасто неврозами страдают школьники. Беда нашей школы в том, что подчас в нейнасаждаются порядки казармы, а учителя выполняют в ней функцию надзирателей.
Трудность распознания юношескихпатологий заключается в их скрытом проявлении и в большинстве своем касаютсянормальных молодых людей. Психология нужна всем, Особенно педагогам, социальнымпреподавателям и работникам социальных служб, чтобы вовремя заметить негативныечерты характера и отреагировать на них педагогическими методами.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГОПОВЕДЕНИЯ.
Существуют общие причиныдевиантного поведения для всех групп “риска”:
Социальное неравенство. Этонаходит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей частинаселения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых ибедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.
Морально-этический фактордевиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровнеобщества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизньобщества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и всепокупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием.Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации,бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия иправонарушениях.
Окружающая среда, котораянейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты вбольшинстве своем выходцы из неблагополучных семей.
Неблагоприятные условия жизни ивоспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи вучебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этойоснове конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья,как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования./>4. Реальные формы соц.поведения
Центральное понятие концепции –социальная установка как направленность группового или индивидуальногосознания, определяющая отношение группы или индивида к какому-то явлениюсоциальной действительности, а также как способ восприятия этого явления.Проявляется установка через конкретные акты поведения, в частности черезвербальные высказывания данного индивида.
Сущность социального поведенияраскрывается понятиями: личностные диспозиции и диспозиционная системаличности; социальная установка (в западной традиции исследования поведения –attitude); ценностные ориентации. Поведение изучалось с акцентом на егосубъективных компонентах, на расхождении между социальными установками и реальнымповедением. Проблема прогноза поведения адресована личности, котораяинтерпретируется в качестве социальной индивидуальности.
Концепция В.А. Ядова обращена кпроблеме регуляции, саморегуляции и прогнозирования социального поведенияличности. Обобщая опыт исследования мотивации, подробно анализируя этот опыт,В.А. Ядов отмечает, что замысел анализа социального поведения обращен не кпсихическим механизмам регуляции поведения индивида, и не к содержанию мотивовдеятельности с учетом социальных и индивидуальных особенностей их формирования,и не к закономерностям превращения социальных условий в элементы структурыличности.
Многолетняя работа ленинградскойгруппы по проблемам роли мотивационной сферы личности строилась на оригинальнойгипотезе о структуре ценностных ориентаций и социальных установок личности,образующих диспозиционную систему. Анализом особенностей диспозиционнойрегуляции поведения инженеров (1 000 человек) подтверждены положения гипотезы иотработаны методики и инструментарий, которые могут быть использованы приисследованиях проблем труда. Оригинальными и продуктивными являются также общиевыводы.
Диспозиционная концепцияотнесена к «взаимосвязи конкретных социальных условий деятельности индивида иего субъективного отношения к ним в виде состояний предрасположенностей(диспозиций) к оценке и поведению в данных условиях с учетом структурыдиспозиций, их зависимости от предшествующего опыта и обобщенныхпсихологических особенностей субъекта.» (Саморегуляция и прогнозированиесоциального поведения личности. / Колл. авторов под рук. и под ред. В.А.Ядова.– Л.: Наука., 1979. 264 с. Гл. 1. – С. 6–25).
Подобно тому, как иерархическиорганизованы условия деятельности, потребности и диспозиции, поведение личноститакже структурируется в некоторые иерархически организованные действия. Ванализе поведения, по В.А. Ядову, различается четыре уровня в зависимости отцелесообразности деятельности:
Поведенческие акты,устанавливающие соответствие между психофизической потребностью и предметнойситуацией в данный момент для перехода от нарушенного «равновесия» к норме.
Поступок или привычное действие,формирующееся из ряда поведенческих актов. Поступок – элементарная социальнозначимая «единица» поведения. Его цель – соответствие между социальной ситуациейи социальной потребностью индивида.
Целенаправленнаяпоследовательность поступков – поведение в определенной сфере деятельности.Цели – отдаленные.
Целостность поведения в разныхсферах (труд, познание, семья) в соответствии с неким «жизненным планом».
Поведение личности на всехуровнях регулируется ее диспозиционной системой в соответствии с конкретнойситуацией и целью. Механизм взаимосвязи между различными элементамидиспозиционной структуры и ситуацией поведения следует рассматривать именно какмеханизм мотивации, обеспечивающий целесообразное управление поведениемличности, ее саморегуляцию.
Очевидно, полезным (дляспециалистов по труду) в опыте ленинградцев является представление проблемнойобласти исследования. Она сведена в принципиальную схему регуляции социальногоповедения). Ее основные параметры и их операционализация состоят в следующем:
Поведение индивидарассматривается по критериям творчества – самостоятельности, ответственности –организованности, исполнительности в труде, избирательности на досуге.Поведению предшествует оценка ситуации. На поведение влияютсоциально-нормативные «регуляторы».
Оценка ситуации индивидомскладывается под влиянием диспозиционных «регуляторов» и обобщенныхпсихологических свойств личности.
Диспозиционные «регуляторы»:ценностные ориентации, доминирующая направленность интересов, обобщенные иситуативные социальные установки. Диспозиционные «регуляторы» формируютсяобобщенными психологическими свойствами личности и социально-нормативными«регуляторами».
Социально-нормативные«регуляторы»: ценности и нормы поведения в определенных сферах деятельности.
В качестве одного из важныхрезультатов работы группы ленинградских исследователей необходимо привеститакже опыт классификации, выполненной на базе признаков, относящихся кпрофессии и деловым качествам инженера. Ниже приведена типология диспозиционныхструктур по фактору «деловитость»:
— «инженер по неволе»;
— умеренно вовлеченные впрофессию, активные к исполнительности и ослабленные к творчеству;
— умеренно вовлеченные впрофессию, диспозиции рассогласованы;
— «инженер по призванию»;
— вовлеченные в профессию свысокими притязаниями.
За пределами внимания другихсоциологических школ оказалось многое, относящееся к проблемам, в разрешениикоторых сегодня нуждается практика. В частности, это корреляционная модельпрогноза производственного поведения профессионала; модели «предсказания»уровня самостоятельности в работе, продвижения по должности; модель связи группдиспозиционных переменных и их составляющих; разного рода типологии и многоедругое.
Из того, что сегодня можетслужить практике, особый интерес представляет описание природы мотивации,которое позволяет понять основные требования, которым должны отвечатьконструкции эффективных форм стимулирования труда.
Сложившиеся в производственнойпрактике системы стимулов выполняют разнородные функции: экономические,социальные, социально-психологические, этические.
Чтобы выявить место знаний оприроде мотивации в проектировании методов и организации стимулирования труда,следует начать с естественной основы феномена мотивации, изучаемогопсихологией./>5. Сокращенныймногофакторный опросник для исследования личности
 
Вариант психологическоготеста Мini-Мult
Зайцев В.П.
Психологические тесты впоследние годы начинают все шире использоваться в клинической медицине длярешения разнообразных научных задач, а также в практических целях. К числунаиболее ценных методов психологического обследования больного относят MMPI(Minnesota Multiphasic Personality Inventory). Миннесотский тест получилбольшое распространение и в нашей стране. Его с успехом применяют как впсихиатрии, так и в клинике внутренних болезней, а также в профилактическихисследованиях. Вместе с тем использование этого теста сопряжено с большимизатратами труда и времени: ответы на вопросы занимают у большинства больныхоколо 1-1,5, а обработка опытным лаборантом результатов одного обследования –30 мин и более. К тому же у больных определенной категории столь длительнаяпроцедура тестирования вызывает утомление, приводит к ошибкам, а иногда дажеприводит и к отказу от завершения исследования. Из-за этого применение MMPI вряде случаев оказывается невозможным, затруднительным или неоправданным, например,при состояниях после тяжелых операций, в остром периоде инфаркта миокарда, атакже при массовых обследованиях.
Известно, что это сложный,ответственный и трудоемкий этап разработки отечественного аналога зарубежноговербального теста, созданного в иной социальной среде, требующий не толькорешения лингвистических проблем перевода теста, но и изменения или полнойзамены утверждений, утрачивающих в наших условиях свое дискриминационноезначение [2]. Поэтому представлялось целесообразным использовать в этих целяхсписки утверждений из уже адаптированных русских вариантов MMPI. За основу былавзята методика, предложенная Ф.Б. Березиным и М.П. Мирошниковым, поскольку онашироко апробирована в СССР, и у нас имеется собственный десятилетний опытиспользования этой формы MMPI (более 2000 больных различнымисердечно-сосудистыми заболеваниями), свидетельствующий об ее валидности [3, 4,8].

/>
Рис. Усредненные профили СМОЛобследованных различных категорий.
Для изучения валидности СМОЛ былиспользован собственный архивный материал, охватывающий 100 мужчин, больныхинфарктом миокарда, в возрасте от 32 до 59 лет (средний возраст 45,7 лет), обследованныхс помощью теста MMPI в модификации Ф.Б. Березина и М.П. Мирошникова. Из этогоматериала были извлечены результаты опроса каждого больного по утверждениям,включенным в СМОЛ. Сопоставление показателей СМОЛ и MMPI по соответствующим 11шкалам у одних и тех же больных свидетельствует о валидности разрабатываемойметодики. На это указывает высокая корреляция значений по аналогичным шкаламСМОЛ и MMPI (табл.1) и совпадение или близость результатов по 8 шкалам (L, F,K, 1, 2, 4, 6 и 9-й) при сравнении средних показателей СМОЛ и MMPI (табл. 2).
Различия результатов по 3, 7 и8-й шкалам, по-видимому, обусловлены тем, что процедура перевода “сырых”показателей Mini-Mult в первичный результат, разработанная Кинканноном [13], неучитывает неравноценности утверждений, включенных в эти шкалы MMPI,отличающиеся, как известно [10], особой гетерогенностью.

Таблица 1.
Показателикорреляции между значениями по аналогичным шкалам СМОЛ и MMPI
Статисти-
ческий показатель Шкала L F K 1 2 3 4 6 7 8 9 r 0,76 0,74 0,90 0,67 0,86 0,72 0,79 0,77 0,75 0,61 0,71
mr 0,04 0,05 0,02 0,05 0,03 0,05 0,06 0,04 0,04 0,06 0,05 t 19,0 14,8 47,4 13,4 28,7 14,4 13,2 19,3 18,8 10,2 14,2 P Всвязи с этим мы сочли целесообразным разработать собственный стандарт СМОЛ.Представлялось, что это позволит повысить точность оценки, даваемой с помощьюСМОЛ, и экономичность методики, поскольку отпала бы необходимость переводазначений по шкалам СМОЛ в показатели MMPI. К тому же исключаются техническиеошибки, которые могут быть допущены при выполнении этой операции.
 
Таблица2
Сопоставимость средних первичных показателей (М+ m) СМОЛ* иMMPI у обследованной группы больных инфарктом миокардаТест Шкала L F K 1 2 3 4 6 7 8 9 СМОЛ 5,2 6,6 15,7 18,1 27,0 25,8 24,2 11,8 28,5 29,1 18,1 0,47 2,02 1,59 2,32 3,34 2,07 1,60 1,18 4,88 5,89 1,47 MMPI 5,0 7,0 16,0 18,1 27,8 23,5 24,1 11,8 33,2 31,2 18,7 0,81 2,43 2,45 2,69 3,71 2,49 2,52 1,75 3,56 4,45 1,57
*После пересчета по таблице Кинканнона [13], позволяющей переводить “сырые”показатели Mini-Mult в первичный результат MMPI.
Доначала работы по стандартизации СМОЛ была уточнена инструкция к этому тесту. Заоснову была взята инструкция к русскому варианту MMPI, предложенному Ф.Б.Березиным и М.П. Мирошниковым [2]. Эта инструкция подверглась сокращению инекоторой модификации.
Дляпроведения стандартизации СМОЛ прежде всего был определен минимальный объемвыборки испытуемых по формуле:
n= t2s2
D 2
вкоторой t принята за 2 (при вероятности ошибки, равной 5%), D — за 1 (точностьв 1 балл первичного результата), а величина s (среденквадратичного отклонения)по предварительным исследованиям определена в 3,5 балла первичного результата.При этом объем выборки не превышает 50 человек. Однако по уточненным даннымсреднеквадратичные отклонения составили даже меньшую величину (табл.3).
 
Таблица3
СтандартСМОЛПол Статис-тичес-кий по-казатель Воз-раст Шкала СМОЛ L F K 1 2 3 4 6 7 8 9 Муж-чины М 40,5 1,48 3,10 7,68 7,24 7,02 9,73 10,39 4,03 13,57 13,68 6,23 s 15,85 1,23 2,30 3,42 3,00 2,68 2,91 2,13 1,74 2,51 2,83 1,55 Жен-щины М 39,3 1,51 2,64 7,72 8,47 7,96 11,53 9,76 4,77 14,48 13,52 6,35 s 14,89 1,19 1,71 2,64 2,92 3,00 3,38 1,90 2,00 2,27 2,80 1,91
Качестворазработанного стандарта СМОЛ проверяли путем сравнения его с результатамитестирования различных групп испытуемых (всего около 2000 человек),проведенного с нашим участием Н.И. Грачевой, Н.Е. Ножиной, Л.А. Зыряевой (ВКНЦАМН СССР), Р.И. Хильчевской (Институт генетики АН СССР), А.Н. Гобжеляновым(Одесский медицинский институт) и др. Полученные данные свидетельствуют обадекватности указанного стандарта. Можно видеть, что отклонения от стандартахарактеризуют возрастные, клинические и некоторые другие специфическиеособенности психологического статуса обследованных и полностью соответствуютимеющимся в литературе данным [2, 7, 10 и др.]. Результаты тестированиястудентов и моряков торгового флота, проживающих в Одессе, а также такихгетерогенных в этническом отношении групп, как военнослужащие и т.п., позволяютпредположить, что разработанный на московской популяции стандарт СМОЛ сможетиспользоваться и в других русскоязычных популяциях нашей страны.
Полученныеданные позволяют считать, что СМОЛ отвечает основным требованиям, предъявляемымк психологическому тесту: он обладает определенной валидностью и собственнымадекватным стандартом. СМОЛ весьма экономичен: время обследования занимаетоколо 15 мин, а обработка полученных данных – всего 5-6 мин. По-видимому, СМОЛнайдет применение в научных исследованиях для сравнительного анализапсихологических характеристик различных групп испытуемых, включая изучениеизменений психологического статуса в динамике. Высокая экономичность методикиСМОЛ – ценное преимущество при выборе клинико-психологического теста длямассовых обследований. Не исключено также, что СМОЛ окажется пригодным и дляиндивидуальной экспресс- диагностики психологического статуса больного вусловиях практического здравоохранения, хотя, безусловно, это еще нуждается вуточнении.
СМОЛне заменяет другие формы MMPI. Полную форму MMPI целесообразно применять в техслучаях, когда необходимо обеспечить более тонкую индивидуальную оценкупсихологического статуса больного, например, в условиях клиники, в практикеэкспертизы, а также в тех научных исследованиях, в которых используется методмногофакторного анализа отдельных наблюдений.
СокращенныйМногофакторный Опросник для исследования Личности (СМОЛ):
Напишитесвою фамилию и другие сведения о себе на Бланке ответов.
Нижеследуют утверждения, касающиеся состояния Вашего здоровья и Вашего характера.
Читайтекаждое утверждение и решайте, верно оно или неверно по отношению к Вам.
Нетратьте времени на раздумье. Наиболее естественно то решение, которое первымприходит в голову.
Еслиутверждение по отношению к Вам верно, то поставьте, пожалуйста, косой крестик влевом квадрате рядом с соответствующим номером Бланка ответов (этот квадратикрасположен в колонке, обозначенной буквой “в”).
Еслиутверждение по отношению к Вам неверно, то поставьте крестик в левом квадрате,расположенном справа от соответствующего номера на Бланке ответов (колонкаобозначена буквой “н”).
Всеответы должны быть внесены в прилагаемый Бланк ответов.
1.        У Вас хороший аппетит.
2.        По утрам Вы обычно чувствуете, чтовыспались и отдохнули.
3.        В вашей повседневной жизни массаинтересного.
4.        Вы работаете с большим напряжением.
5.        Временами Вам приходят в голову такиенехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.
6.        У Вас очень редко бывает запор.
7.        Иногда Вам очень хотелось навсегда уйтииз дома.
8.        Временами у Вас бывают приступынеудержимого смеха или плача.
9.        Временами Вас беспокоит тошнота ипозывы на рвоту.
10.     У Вас такое впечатление, что Вас никтоне понимает.
11.     Иногда Вам хочется выругаться.
12.     Каждую неделю Вам снятся кошмары.
13.     Вам труднее сосредоточиться, чембольшинству других людей.
14.     С Вами происходили (происходят)странные вещи.
15.     Вы достигли бы в жизни гораздобольшего, если бы люди не были настроены против Вас.
16.     В детстве Вы одно время совершалимелкие кражи.
17.     Бывало, что по несколько дней, недельили целых месяцев Вы ничем не могли заняться, потому что трудно было заставитьсебя включиться в работу.
18.     У Вас прерывистый и беспокойный сон.
19.     Когда Вы находитесь среди людей, Вамслышатся странные вещи.
20.     Большинство знающих Вас людей несчитает Вас неприятным человеком.
21.     Вам часто приходилось подчинятьсякому-нибудь, кто знал меньше Вас.
22.     Большинство людей довольно своей жизньюболее, чем Вы.
23.     Очень многие преувеличивают своинесчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.
24.     Иногда Вы сердитесь.
25.     Вам определенно не хватает уверенностив себе.
26.     Часто у Вас бывают подергивания вмышцах.
27.     У Вас очень часто бывает чувство, какбудто Вы сделали что-то неправильное или нехорошее.
28.     Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
29.     Некоторые так любят командовать, чтоВам хочется все сделать наперекор, хотя Вы знаете, что они правы.
30.     Вы считаете, что против Вас что-тозамышляют.
31.     Большинство людей способно добиватьсявыгоды не совсем честным способом.
32.     Вас часто беспокоит желудок.
33.     Часто Вы не можете понять, почемунакануне Вы были в плохом настроении и раздражены.
34.     Временами Ваши мысли текли так быстро,что Вы не успевали их высказывать.
35.     Вы считаете, что Ваша семейная жизнь нехуже, чем у большинства Ваших знакомых.
36.     Временами Вы уверены в собственнойбесполезности.
37.     В последние годы Ваше самочувствие восновном было хорошим.
38.     У Вас бывали периоды, во время которыхВы что-то делали и потом не могли вспомнить, что именно.
39.     Вы считаете, что Вас часто незаслуженнонаказывали.
40.     Вы никогда не чувствовали себя лучше,чем теперь.
41.     Вам безразлично, что думают о Васдругие.
42.     С памятью у Вас все благополучно.
43.     Вам трудно поддерживать разговор счеловеком, с которым Вы только что познакомились.
44.     Большую часть времени Вы чувствуетеобщую слабость.
45.     У Вас редко болит голова.
46.     Иногда Вам бывало трудно сохранятьравновесие во время ходьбы.
47.     Не все Ваши знакомые Вам нравятся.
48.     Есть люди, которые пытаются украстьВаши идеи и мысли.
49.     Вы считаете, что совершили поступки,которые нельзя простить.
50.     Вы считаете, что Вы слишком застенчивы.
51.     Вы почти всегда о чем-нибудьтревожитесь.
52.     Ваши родители часто не одобряли Вашихзнакомств.
53.     Иногда Вы немного сплетничаете.
54.     Временами Вы чувствуете, что Вамнеобыкновенно легко принимать решения.
55.     У Вас бывает сильное сердцебиение и Вычасто задыхаетесь.
56.     Вы вспыльчивы, но отходчивы.
57.     У Вас бывают периоды такогобеспокойства, что трудно усидеть на месте.
58.     Ваши родители и другие члены семьичасто придираются к Вам.
59.     Ваша судьба никого особенно неинтересует.
60.     Вы не осуждаете человека, который непрочь воспользоваться в своих интересах ошибками другого.
61.     Иногда Вы полны энергии.
62.     За последнее время у Вас ухудшилосьзрение.
63.     Часто у Вас звенит или шумит в ушах.
64.     В вашей жизни были случаи (может бытьтолько один), когда Вы чувствовали, что на Вас кто-то действует гипнозом.
65.     У Вас бывают периоды, когда Вы необычновеселы без особой причины.
66.     Даже находясь в обществе, Вы обычночувствуете себя одиноко.
67.     Вы считаете, что почти каждый можетсолгать, чтобы избежать неприятностей.
68.     Вы чувствуете острее, чем большинстводругих людей.
69.     Временами Ваша голова работает как бымедленнее, чем обычно.
70.     Вы часто разочаровываетесь в людях.
71.     Вы злоупотребляли спиртными напитками.
/>Литература
1.    БерезинФ.Б., Мирошников М.П. В кн.: Проблемы психоневрологии. М., 1969, с. 337-342.
2.    БерезинФ.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследованияличности. М., 1967.
3.    ЗайцевВ.П. Тест MMPI как метод контроля при проведении мероприятий по психическойреабилитации больных инфарктом миокарда. –В кн.: Реабилитация больных сзаболеваниями сердечно-сосудистой системы. Днепропетровск, 1971, с. 35-37.
4.    ЗайцевВ.П. К вопросу о “спонтанной” динамике психического состояния больных инфарктоммиокарда по данным MMPI. – Кардиология, 1975, № 2, с. 66-72.
5.    Проблемымедицинской психологии. Матер. науч. конф./Под ред. М.М. Кабанова. Л., 1976.
6.    МирошниковМ.П., Березин Ф.Б. Тест MMPI как метод объективной оценкипсихофармакологического эффекта. – В кн.: Современные психотропные средства.Диапазон действия и методы оценки. М., 1967, с.47-56.
7.    СобчикЛ.Н. Пособие по применению психологической методики MMPI. М.,1971, с. 63.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.