Реферат на тему:
«Интересы партнёровв переговорном процессе,
различия интересов».
Выполнила:
Студентка курса
группы
факультета
Москва 2004г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ПЕРЕГОВОРЫ..........................................................................................................3
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ....................................................................................5
РАЗНОСТЬ ИНТЕРЕСОВ.......................................................................................6
ВЗАИМОВЫГОДНЫЕВАРИАНТЫ....................................................................8
ПОДХОД «ВЫИГРЫШ — ВЫИГРЫШ»...............................................................9
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.................................................................................................10
ЦЕЛИ.........................................................................................................................10
СТРАТЕГИЯ............................................................................................................11
СИЛАИНФОРМАЦИИ.........................................................................................14
СИЛА ТЕРПЕНИЯ...........................................................................................................................15
СИЛА В ЗНАНИИ СВОИХ СЛАБЫХ МЕСТ..................................................................................15
ФАЗА ВЕДЕНИЯПЕРЕГОВОРОВ.....................................................................16
УДАЧНАЯ СДЕЛКА.........................................................................................................................17
ПОЛНОМОЧИЯ ПАРТНЁРА ПО ПЕРЕГОВОРАМ.....................................................................20
ЭТО ПОМОГАЕТ ДОБИТЬСЯУСПЕХА.........................................................22
Переговоры.
Существует множествонеправильных толкований термина «переговоры». Агенты по недвижимости имеютобыкновение называть себя «лицами, ведущими переговоры», хотя их деятельностьедва ли простирается дальше попыток снизить стоимость недвижимости. Многиепродавцы также называют себя «лицами, ведущими переговоры». В чем причина такогоширокого понимания сути переговоров? Может быть, это то же, что «голландскийаукцион»[1],который начинается с высокой цены и заканчивается низкой? Или это еще одинтермин, обозначающий продажи? Все это очень распространенные заблуждения. Вдействительности, переговоры не являются ни одним из действий, описанных выше.Обычно словари толкуют переговоры как обсуждение условий сделки с цельюподписания соглашения.
Переговоры — это значимаяоперация, любой из участников которой может (и имеет право) в конечном итогеотвергнуть достигнутые совместными усилиями результаты. Признание результататребует добровольного согласия обеих сторон.
Можнопонимать переговоры как процесс отдачи иполучения чего-либо в соответствии с основными условиями сделки, принятыми обеими сторонами. Это также некое действие или процесс обсуждения условийдля достижения добровольного соглашения илиобщей цели. Такой процесс подразумевает реальное и осознанное сотрудничество обеих сторон.
Почему мы ведем переговоры? Простопотому, что если мы не будем этого делать, то лишимся выгодных преимуществ.Я могу утверждать одно: если не вести переговоры, то можно потерять деньги.Действительность, конечно, такова, чтомногие люди обходятся без переговоров. Они могут просто заключать соглашенияи делают это постоянно.
Ведение переговоров похожена игру в шахматы. Вы готовы пожертвовать некоторыми фигурами для того, чтобы выиграть.
При игре в шахматы вы знаете правила, но не можетепроникнуть в мысли вашего противника. Приведении переговоров вы не видитевсех «фигур». Вы должны открыть свои фигуры и найти способы узнатьфигуры вашего противника.
Что жене является переговорами?Переговоры— это не просто факт какого-либо действия; подобное мнение было бы ошибочным. Переговоры начинаются тогда, когда стороны пришли к решению о необходимости совершения этого действия. В случае настоящих переговоров цели обоих участников одинаковы: оба хотят достичь соглашения. Вопрос нев том, делать или нет. Вопрос ставится иначе: «На каких условиях я делаюэто?»
Ведениепереговоров предполагает, что уже сложилось желание и возможностьсделать это. Все внимание сосредоточено на возможной выгоде, особыхусловиях или договоренностях.
Смысл переговорногопроцесса заключается не в том, чтобы уступить или сдаться своему противнику.Уступка означает отказ от условий, выдвигаемых другой стороне. Еслирассматривать переговоры как последовательные уступки, будет формироватьсясоответствующее отношение к такому процессу, и в результате достижения будутнезначительными, а соглашение не принесет должных результатов. Это вовсе неозначает, что вы не хотите продвигаться в переговорах — вы хотите. Но шаги,которые предпринимаются в ходе переговоров, не должны быть уступками или игрой«в одни ворота».
Переговоры — это неупорство. Если вы непреклонны, вы столкнетесь с такой же непреклонностью.
Демонстрация собственнойсилы и желание показаться строгим не имеет ничего общего с правильным ведениемпереговоров. Вы только обнаружите собственную незащищенность и окажитесь втупике, или ваш соперник воспользуется в своих интересах подобным поведением,то будет в его положении правильно.
Ведение переговоровсвязано не только с достижением обоюдного соглашения в процессе какого-либодействия, оно также предполагает обсуждение последующих/ настоящих перспектив.
Методы проведения переговоров.
Переговорыфактически происходят каждый день в деловой сфере, в семье, и даже в суде, новести их как следует нелегко.
Существуюттри метода ведения переговоров: мягкий, жесткий и принципиальный.
1. Мягкий метод.
Мягкийпо характеру человек желает избежать личного конфликта и ради достижениясоглашения с готовностью идет на уступки. Он хочет полюбовной развязки, но делочаще всего кончается тем, что он остается в обиде и чувствует себя ущемленным.
2. Жесткий метод.
Жесткийучастник переговоров рассматривает любую ситуацию как состязание воли, вкотором сторона, занявшая крайнюю позицию и упорно стоящая на своем, получитбольше. Он хочет победить, но часто кончается тем, что он вызывает такую жежесткую ситуацию, которая изматывает его самого и его ресурсы, а также портитего отношения с другой стороной.
3. Принципиальный метод.
Методпринципиальных переговоров — это третий путь ведения переговоров,предусматривающий позицию, основанную не на слабости или твердости, а скорее объединяющийи то и другое. Метод принципиальных переговоров, разработанный в рамкахТавардского проекта по переговорам состоит в том, чтобы решать проблемы наоснове их качественных свойств, то есть исходя из сути дела, а не торговатьсяпо поводу того, на что может найти или нет каждая из сторон. Этот методполагает, что вы стремитесь найти взаимную выгоду там, где только возможно, атам, где ваши интересы не совпадают следует настаивать на таком результате, которыйбыл бы основан на каких-то справедливых нормах, независимо от воли каждого изсторон.
Методпринципиальных переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существадела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участникамипереговоров.
Принципиальныепереговоры показывают, как достичь того, что вам полагается по праву и остатьсяпри этом в рамках приличия. Этот метод дает возможность быть справедливым,одновременно предохраняя от тех, кто мог бы воспользоваться во вред вашейчестности.
Методпринципиальных переговоров может быть использован для решения одного вопросаили нескольких, в обстоятельствах, предписанных ритуалом, или в условияхнепредсказуемой ситуации,
какэто бывает в переговорах с угонщиками самолетов. Этот метод в зависимости отметодов противостоящей стороны.
Методпринципиальных переговоров является стратегией, предназначенной для достижения всех целей.
Кромепринципиального метода, существует метод позиционный, метод позиционныхдискуссий, при котором упор делается не на суть спора, а на позиции каждогоиз сторон. Этот метод не соответствует основным критериям: он не эффективен, недостигает цели, портит отношения между сторонами.
Принципиальныйметод составляет альтернативу позиционному подходу и предназначен дляэффективных и дружеских переговоров и достижения разумного результата. Этотметод может быть сведен к четырем основным пунктам:
1. Люди-разграничение между участниками переговоров ипредметом переговоров.
2. Варианты: прежде чем решить что делать, выделите кругвозможностей.
3. Интересы — сосредоточьтесь на интересах, а не напозициях.
4. Критерии — настаивайте на том, чтобы результатосновывался на какой- то объективной норме.
Разность интересов.
Разница между позициями иинтересами в переговорах заключается в том, что позиция- это нечто, о чемпринято решение, а интересы — это нечто, что заставило принять решение.
Основная проблема переговоровзаключается не в конфликтных позициях, а в конфликте между нуждами, желаниями,заботами и опасениями каждой из сторон.
Интересы являютсямотивировкой поведения людей, они являются молчаливой силой на фоне шума из-запозиций.
За противоположеннымипозициями, наряду с противоречиями, находятся разделяемые и приемлемыеинтересы. Разногласия в интересах можно снять, достигнув согласия.
Один из наиболее приемлемыхспособов раскрыть интересы другой стороны — это поставить себя на местопротивоположенной стороны и определить, какое решение по их мнению вы должныпредложить, а затем спросить себя, почему они сами не приняли такого решения.
Почти на всех переговорахкаждая из сторон имеет не один, а много интересов.
Наиболее сильные интересы — это основные человеческие нужды: безопасность, экономическое состояние,жизнеспособность.
Для того, чтобы выявитьразличные интересы каждой из сторон большую помощь может оказать их изложениена бумаге, это поможет разложить интересы в определенном порядке.
Вероятность успеха впереговорах возрастает, если о проблемах говорят открыто и перечисляютконкретные детали.
Чтобы ваши интересы произвеливпечатление на оппонентов необходимо обосновать их законность.
Необходимо убедить оппонентовв том, что на вашем месте они чувствовали бы то же самое.
Люди лучше слушают, есличувствуют, что их поняли. Они склонны считать, что те, кто понимает, знающие исимпатизирующие им люди, к чьему мнению стоит прислушаться. Поэтому, если выхотите, чтобы другая сторона уважала ваши интересы, начните с того, чтодоведите до их сведения об уважении их интересов.
Вы лучше удовлетворите своиинтересы, если будите говорить о том, чего хотите достичь, а не о том, что увас было.
Достичь цели в переговорахбудет легче, если вы будете твёрды в защите своих интересов, но мягки вотношениях с людьми.
Людей надо отделить отпроблемы, слушать их с уважением, оказывать им любезность, подчеркивать своистремления понять их нужды.
Твердая защита своихинтересов на переговорах не означает, что вы оказываетесь понимать точку зрениясвоих оппонентов. Совсем наоборот. Вряд ли стоит рассчитывать, что другаясторона прислушается к вашим интересам и обсудит ваши варианты, если вы небудите принимать во внимание её интересы и не покажите, что вы открыты для ихпредложений.
Взаимовыгодные варианты.
Ярким примером потерь прирешении проблемы взаимовыгодных вариантов является дележ апельсина двумясестрами. Одной сестре нужна была корка апельсина для теста, другой мякоть дляеды. Они разрезали апельсин пополам. Одна сняла корку, а мякоть выкинула, адругая сделала наоборот.
Если бы они поделили апельсинпо взаимовыгодному варианту, то одна бы получила корку от всего апельсина, а втораясъела бы полный апельсин.
Очень часто и в другихпереговорах спорщики получают половину фрукта, вместо целого.
Чтобы избежать таких потерь,необходимо изобретать как можно больше взаимовыгодных вариантов.
Одним из решения такойпроблемы является поиск взаимной выгоды и желание избежать совместных проблем.
Как переговорщик выстремитесь к таким решениям, которые удовлетворяют и другую сторону.
Стоит запомнить три момента,касающихся общих интересов.
1. общие интересы есть влюбых переговорах.
2. общие интересы естьреальная возможность, а не случай.
3. наличие общих интересовделает переговоры более гладкими и дружескими.
Следует согласовать различные интересы как в случае ссестрами, делившими апельсин. Это действительно интересно: обычно люди считают,что различия порождают проблему, однако различия могут привести также квзаимовыгодному решению.
Подход «выигрыш — выигрыш».
Существует два возможныхподхода к переговорному процессу. Первый из них — наступательная (в рамкахприличий) позиция, когда вы в первую очередь преследуете только собственныевыгоды. Второй подход — «выигрыш—выигрыш» — заключается в том, что выстремитесь к достижению собственных целей, но в то же время понимаете, что ивторая сторона имеет свои интересы. Если внимательно относиться к интересамдругого человека, то он будет так же относиться и к вашим. Чтобы переговорыбыли эффективными, обе стороны должны быть настроены выиграть.
Хорошие переговоры — этоне только достижение собственных целей. Это хороший баланс. Вы не должныподчиняться желаниям вашего противника и уступать им, вы должны иметь своисобственные стремления, которые надо отстаивать. Подход win-win(«выигрыш — выигрыш»)предполагает, что движение является двусторонним. Он положительно отражаетсяна деловых отношениях, даёт возможность стремиться не только к повышениюуровня продаж или более выгодным финансовым предложениям, но именно к росту прибыли,что более важно и чего все желают.
При эффективном ведениипереговоров надо сосредоточиваться не только на собственных целях и задачах.Надо испытывать истинный интерес к тому, чего ждет от переговоров и какие целипреследует вторая сторона.
Чем искреннее вашестремление помочь партнерам достичь желаемого, тем больше вероятностьдостижения и вами оптимального результата сделки. Некоторые настаивают на том,что вы должны сосредоточиться только на своих интересах. Логика этогоутверждения следующая: только вы сами можете знать, что хорошо и выгодно длявас. Возможно, это именно так, если речь идет о высоких профессионалах вобласти переговоров, но менее опытным участникам больше подходят двусторонниеотношения.
Чем искреннее будет вашинтерес к партнерам и их стремлениям, тем меньшей угрозой они будут для вас,тем больше информации они предоставят и тем вероятнее, что вы достигнетеидеального соглашения. Если вы руководствуетесь формулой «выигрыш — выигрыш»,а не «выигрыш — проигрыш», то переговорный процесс станет более эффективным именее стрессовым, а результат — всегда долгосрочным.
А если в ходеоткровенного диалога обе стороны обсудили бы свои приоритеты, выгодноерешение было бы легко найдено.
Обязательства.
С точки зренияпереговоров как всеобъемлющего процесса, обязательства — необходимый компонент.Отношения вялые, лишенные заинтересованности, никогда не принесут особыхуспехов. Для достижения желаемого результата должны быть приняты серьезныеобязательства.
Если вы относитесьсерьезно к этому процессу, то и воспринимать вас будут серьезно. Если вы будетенебрежны и равнодушны, то и отношение к вам будет соответствующим.
Чтобы переговорыприносили пользу, необходимо усвоить, что они требуют определенных временных и иногдадаже материальных затрат.
Цели.
Прояснив вопрос собязательствами, следует обратиться к целям. Не имея строго определенных целей,вы постоянно будете получать меньше, чем желаете. Нечеткое представление оцелях приведет к посредственным результатам. Просите больше — и вы получитебольше, просите меньше — и получите меньше. Если у вас нет чётких, определенныхцелей, то вы не знаете, к чему стремиться, и в каждом переговорном процессебудете действовать неосмотрительно, что, в свою очередь, понизит ваш авторитетв глазах партнеров. В итоге вы будете чувствовать себя очень неуверенно иполучите меньше, чем могли бы.
О целях и задачах надознать до начала переговоров. Какова ваша позиция в идеале, как можно поддержатьи защитить её? Каковы ваши цели? Чего вы хотите добиться от партнера? Чем яснеебудут эти цели, чем больше вероятность, что вы озвучите их, тем больше шансових достигнуть. Чем больше вы попросите, тем больше получите.
Стратегия.
Если вы определили четкие цели, надовыбрать стратегию. Стратегия — это ряд запланированных, последовательноосуществляемых шагов, которые приведут к достижению поставленной цели. Другимисловами, это точное понимание того, что, когда и как надо делать. В общихчертах представим это так:
• Определение лица, ответственногоза ведение переговоров.
• Обучение ответственных запереговоры лиц (или лица).
• Составление плана для переговоровпри существующих долгосрочных деловых отношениях.
• Установление графика проведенияделовых встреч с людьми.
Тактика.
В ведении любыхпереговоров есть определенная тактика. В ходе переговоров возникают различныеситуации, и от вашего поведения в каждой из них зависит успех в целом.
Сомнения — причиназатруднений.
Природа человека и жизньв обществе подразумевают необходимость коммуникаций, то есть веденияпереговоров; переговорам же всегда сопутствуют сомнения. Дело в том, что никтоне может заранее предсказать исход переговоров. Часто мы действительно незнаем, с какой цены начать. В большинстве случаев мы отнюдь не уверены, можемли получить больше. Мы можем так никогда и не узнать, использовали мы шанссклонить партнера на наши условия или упустили его. Вот реальные сложности,которые связаны с переговорами.
Готовьтесь.
Если вы небрежноотноситесь к переговорам, вам никогда не удастся повысить их эффективность. Чемважнее предстоящие переговоры, тем серьезнее должна быть подготовка. Если выне подготовились соответствующим образом, а партнер сделал это, то вымгновенно попадаете в невыгодное положение. Из-за этого вы будете чувствоватьсебя неуверенно, и, откровенно говоря, так оно и должно быть в данной ситуации.Отсутствие подготовки почти всегда будет стоить вам дорого.
Один из этапов подготовкипереговоров — узнать все о партнере. Решите, что для него важно, а что нет.
• Что важно дляпартнера в момент принятия решения?
• Чего партнер хочетдобиться от переговоров?
• Какие факторы (либо ихсовокупность), по вашему мнению, являются важнейшими?
Постарайтесь узнать опредпочтениях, нуждах, затруднениях, возможностях и проблемах и выяснитеотношение партнера к переговорам с учетом каждого фактора.
Следует подготовить исобственные позиции. Какие цели вы преследуете? Необходимо просчитать всевозможности извлечения собственной выгоды по ходу переговорного процесса. Выдолжны знать все, что может пригодиться и понадобиться при переговорах.
Подводя итог сказанному оподготовке к переговорам, можно сделать вывод, что их эффективность будетнапрямую зависеть от того, насколько четко вы (партнеры) сумеете уже к началупереговоров определить свою линию поведения по следующим позициям:
• Вступительноезаявление или предложение партнера.
• Переход отвступительного заявления к собственным намерениям.
• Возможные проблемы,трудности, возможности, потребности и предпочтения обеих сторон.
• Предполагаемыеидеальный и худший исход переговоров.
• Уступки, на которыеготов пойти ваш партнер, и ваше обоснование их незначительности.
Избегайте непреклонности.
Простой выход в данномслучае — с первых слов отсечь те условия, которые для вас неприемлемы. Сделавтакой шаг, вы сразу избавляетесь от нерешительности, риска дать партнеру поводдля обиды и от опасности неправильных действий.
Однако всегда можностолкнуться с партнером, который предложит меньше, чем мы хотим.
Никогда не соглашайтесьсразу.
Из всех подходов, которыемы уже рассмотрели, этот — самый простой, но, возможно, самый эффективный.Если вы будете помнить об этом, то всегда будут выполнены выгодные соглашения.
Не идите на компромисс.
Из всех тактик веденияпереговоров, возможно, одна из самых популярных — это стремление достичь компромисса.Даже самые неопытные переговорщики будут прибегать к этой модели поведения.Почему? Потому, что она помогает преодолеть основную проблему, каменьпреткновения, и делает соглашение более «честным». Это, несомненно, самыйпростой способ выхода из ситуации для обеих сторон, даже для неподготовленных,позволяющий обоим партнерам «сохранить лицо». Не идите на компромисс.
Чем обусловлено вашеповедение.
Случается, один изучастников переговоров много себе позволяет, но не потому, что действительно имеетна это право, а потому, что сам приписывает себе некие права, полномочия ипреимущества. Вы можете только ухудшить положение, дав понять партнеру, чтоверите в его вымышленные силы. Такими действиями вы только укрепляете егоположение.
Вам может показаться, чтоваш партнер, кто бы он ни был, сильнее, из-за чего вы будете чувствовать себянеуверенно. Постарайтесь на переговорах заявить о своей силе и преимуществах.Ваши помыслы и настрой определяют результат. Изречение «Увидеть — значитубедиться» очень применимо к данной ситуации. Сила и уверенность возникают извашего личного восприятия. Ваша сила в переговорном процессе в большей мерезависит от вашей уверенности. Это отражение ваших мыслей.
Основа основ — этоуверенность. Как только вы утратите уверенность в себе, партнер сразу же заметитэто и обязательно воспользуется, и вы не достигните желаемых результатов.Поэтому идите на переговоры с четко продуманной тактикой. Если ваш противникпочувствует вашу неуверенность, вряд ли вам удастся вновь заявить о себе как оравноправном партнере.
Сила возникает изуверенности. Уверенность же обусловлена подготовкой: обдумывайте все преимуществавашего предложения, сложности, которые могут возникнуть у партнера. Хорошопродуманная ваша позиция не может не быть сильной. Признанный авторитетпоможет выиграть переговоры.
Сила информации.
Постарайтесь собрать какможно больше информации о своих партнерах. Вопросы поставьте следующим образом:что, какой, когда,почему, кто и как? Обычно люди гораздо больше говорят, чем слушают. Очень частоони помогают выявить реальные потребности и уязвимые места собеседника, крометого, вся полученная информация укрепит вашу позицию. Учтите, что эти вопросылегко задать в любой момент переговоров, когда высобираетесь получить важную информацию.
Что бы вы ни делали, увас есть право хранить молчание. Вы не обязаны отвечать на вопросы поддавлением. Вас никто не заставляет говорить. Часто, если вы держите паузу, вашоппонент сам продолжит беседу. В такой ситуации он, возможно, расскажет вамбольше и предоставит ту информацию, которую первоначально надеялся утаить. Нестоит волноваться по поводу возникающих неловких пауз.
Промолчав, вы можетебольше узнать — и это станет вашим преимуществом при ведении переговоров. Такжепомните, что возникающие паузы дают возможность продумать и осмыслить своипоследующие действия.
Сила терпения.
Спешка означаетпоражение. Часто при переговорах один из партнеров пытается оказывать давлениена другого. Иногда это давление настолько сильно, что не оставляет возможностиоценить и обработать информацию.
Держите паузу до тех пор,пока не вынудите противника показать слабость. Ждите до момента, когдапротивник станет уязвимым, и используйте этот момент. Сторона,которая торопится, проигрывает. Время работает на вас.
Сила в знании своихслабых мест.
В начале переговоровстороны скрывают свои слабые места. Если ваш противник действует эффективно,он сможет обнаружить ваши слабые места и использовать в своих интересах. И ондолжен сделать это! Зачем ему отказываться от такого простого и очевиднонеобходимого шага? Если вы не укрепите свои незащищенные или слабые места,оппоненты будут чувствовать вашу неуверенность, попытаются обнаружить бреши ввашей обороне, после чего непременно используют полученную информацию длядостижения собственных целей. Если в такой ситуации вы «зациклитесь» насобственной слабости, то окажетесь в зависимом положении: пытаясь ограничитьпокушения, будете вынуждены защищаться и потеряете наступательные инициативы.
Ответ кроется в вассамих. На самом деле, вы, вероятно, знаете о существовании слабого места, дажеесли партнер пока не коснулся его, это постоянно подрывает вашу уверенность всебе и ослабляет весомость вашей позиции.
Настоящая цель состоит втом, чтобы превратить слабости в положительные стороны. По крайней мере, выдолжны быть полностью уверены, что способны справиться со слабыми местами входе переговоров. Выбранный метод вы примените для решения проблемы во времяпереговоров. Будьте уверены в своей стратегии.
Фаза ведения переговоров.
Теперь рассмотрим основулюбого успешного соглашения — фазу ведения переговоров. Напомню следующееопределение: «Заключать сделку означает договариваться о выполнении чего-то».
Торговаться, заключатьсделку — значит совершать любую уступку, идти на любое движение на каких-либоусловиях в ответ на уступку или движение со стороны вашего партнера. Исключенийиз данного правила быть не должно. Пусть эта мысль прочно войдет в вашесознание. Нужно очень внимательно относиться к уступкам. Другими словами,никогда не соглашайтесь на любую уступку до тех пор, пока ваш партнер неподтвердит, что в ответ сделает то же самое.
Если участникипереговоров неопытны, они склонны под давлением партнера быстрее пойти на уступку.Если ваш партнер обладает даже малой долей рассудительности, он будет проситьбольшего и очень вероятно, что даже после выполнения его требований будетпродолжать просить еще и еще.Никогда не отдавайте, всегда обменивайтесь
Никогда не идите науступку, пока не выясните, какое значение для партнера она имеет. Никогда неотдавайте, не зная, что получите взамен. Вы должны быть уверены, что вашауступка на самом деле значима и существенна для вашего партнера.
Никогда не отдавайте,всегда торгуйтесь. То, что я предлагаю тебе, должно быть уравновешено тем, чтоты в свою очередь можешь предложить мне. Ничем нельзя жертвовать просто так.Если вы соглашаетесь на какие-либо условия, то надо быть уверенным, что ипартнер согласится на какие-то ваши требования. Как только вы примените данныйсовет на практике, то сразу же почувствуете себя более сильным и влиятельным.А ваша уверенность будет способствовать улучшению результатов переговоров.
Удачная сделка.
Дайте партнерупочувствовать, что он заключает удачную сделку.
Когда мы заканчиваемпереговоры и приходим к соглашению, очень важно подчеркнуть значение достигнутогорезультата и установления длительного партнерства, а также другие полученныевыгоды. Стоит любыми способами показать партнеру, что он заключил оченьвыгодную сделку. Хороший специалист по переговорам также убедит партнера,независимо от того, насколько в действительности выгодна для него сделка, вперспективности заключенного соглашения.
Партнёр считает сделкувыгодной в следующих случаях:
• если чувствует, чтополучил больше вас;
• если его всёустраивает;
• если уверен в вашейнадежности;
• если считает, что этасделка дает действительно хороший шанс для дальнейшего дел.
Дайте своему партнерувозможность почувствовать себя настоящим профессионалом. Дайте ему уверенностьи возможность самоутверждения. Это также позволит ему по достоинству оценитьвас и оказанное вам уважение.
Не бойтесь отдавать.
Для меня переговоры — этостремление к равновесию. Я не хотела бы показаться скрягой и, конечно, у менянет ни малейшего желания обмануть партнера. В то же время я хотела бысовершить выгодную сделку. И я знаю, что если не буду соглашаться накомпромиссы, то никогда не заключу выгодной сделки. Как же справиться с этимпротиворечием, особенно когда установленные деловые контакты очень важны? Однастарая пословица гласит: «Все, что мы отдаем, вернется к нам».
Не стоит произносить этуфразу во время переговоров, потому что она может быть воспринята какпроявление слабости.
Наведение мостов.
Вы и сами можете добитьсявыгодного долгосрочного партнерства, если научитесь контролировать ситуацию,но в той или иной мере в надежном сотрудничестве заинтересованы обе стороны.
В ходе переговоровнаступает момент, когда надо идти друг другу навстречу.
Можно справиться ступиковой ситуацией, просто сказав: «Господин (или госпожа) Партнер, ужепредпринято столько усилий для того, чтобы эта сделка состоялась, давайтепредпримем еще одно, пока дело не закончилось крахом». Или: «Время и усилия,потраченные как вами, так и мной, чего-то стоят — не так ли? — поэтому не моглибы мы еще раз все обсудить?» А затем начинайте задавать вопросы.
Или можно использоватьмомент наведения мостов для того, чтобы достичь положительного соглашения.Составьте список ключевых пунктов. Используйте примирительные фразы, например:«Кажется, по многим пунктам мы достигли соглашения, но существуют области, вкоторых мы не сможем добиться сегодня положительного результата. Могли бы мыпровести еще одну встречу, ну скажем, через неделю, тогда у нас будетвозможность обдумать все еще раз в спокойной обстановке. Как вы относитесь кподобному предложению?»
Или вы можете предложить:«Для нас обоих будет полезно сделать небольшой перерыв и в непринужденнойобстановке подумать над соглашением. На следующей неделе можно провестинеофициальную встречу. Как вы к этому относитесь?» Иногда просто достаточноподчеркнуть неофициальность для того, чтобы возобновить переговорный процесс.Тем самым вы устраняете напряженность момента, даете время для размышления ивозможность обеим сторонам «сохранить лицо». Снимается давление формальныхобязательств. Обе стороны переговоров будут более спокойны и расслаблены, и этоспасет переговоры.
Молчание — золото.
Нет ничего страшного вмолчании. Вы не обязаны все время говорить. В действительности, больше теряеттот, кто больше говорит. Чем больше вы говорите, тем больше информации выдаете другой стороне. Эта информация только укрепит положение вашегооппонента.
Если вы проигрываете, чтослучается даже с самыми опытными организаторами переговоров и бизнесменами,дайте себе время все обдумать. Возьмите паузу для телефонного звонка илипосещения туалета. Или скажите, что вам необходимо глотнуть свежего воздуха.Или просто посидите в тишине. Если партнер удивится вашему подобному поведению,не расстраивайтесь, просто объясните, что происходит, и скажите: «Извините, ноя должен обдумать некоторые моменты» или «Извините, но мне необходимоотвлечься на некоторое время, чтобы оценить влияние этого пункта на дальнейшиедела».
Если вы ведете телефонныепереговоры, пауза — полезная уловка. Вашему партнеру будет неловко прерыватьее.
Когда соглашениедостигнуто, тоже старайтесь говорить как можно меньше. Необходимо научитьсяконтролировать свое поведение и сдерживать эмоции. Если вы не овладеете этойнаукой в должной мере, то рискуете потерять многое.
Шаг вперед.
Тупиковая ситуация —неприятнейший итог переговоров. Нужно внимательно следить за развитиемпроцесса и стараться избегать подобных «результатов». Исключение составляюттакие случаи, когда тупиковая ситуация используется как тактический прием,который стимулирует противника к действиям.
Основной причинойвозникновения безвыходных ситуаций является отсутствие гибкости, использованиявариантов в переговорах. Чем больше вариантов вы рассмотрите до началапереговоров, тем меньше вероятность того, что вы станете жертвой тупиковойситуации.
Напряжение в тупиковойситуации возникает, главным образом, из-за того, что вы ее не предвидели, неподготовились к ней и не знаете, как вести себя в подобных случаях. Вашеположение будет значительно легче, если вы имеете представление о трехвозможных вариантах поведения. Вы можете либо предпринять очередную попыткувозобновить переговоры, либо провести следующую встречу как неофициальную,либо опять назначить встречу в официальной обстановке.
Какой бы из предложенныхвариантов поведения вы ни выбрали, важно, чтобы вы сами были положительнонастроены и вели беседу в позитивном ключе. До того, как вы разойдетесь,проверьте, составлен ли краткий список соглашений, достигнутых к данномумоменту. Если ваш партнер также отметил некоторые ваши пожелания, тозафиксируйте это. Еще раз подтвердите ваше желание достичь соглашения.Подчеркните снова и снова желание работать с партнером. Поблагодарите его заприложенные усилия и активность
Полномочия партнёра попереговорам.
Убедитесь, что вашпартнер имеет полномочия для ведения переговоров
Переговорный процессможет увенчаться успехом только в том случае, если обе стороны имеют правопринимать решения по каждому из пунктов. Если даже одна из сторон, будь топродавец или покупатель, не имеет необходимых полномочий, соглашениядостигнуть трудно. Важно понимать, какой степенью власти, какими правамиобладает противоположная сторона переговоров.
Важную роль впереговорном процессе играет фаза вопросов, призванная определить истинныеполномочия противоположной стороны. Подразумевается, что обе стороны обладаютдолжной властью и волей вносить изменения в предложения по ходу переговоров.Иначе говоря, нет смысла приступить к обсуждению сделки, а потом обнаружить,что ваш партнер не имеет права менять и варьировать условия.
Первый вопрос: кемявляется ваш партнер? Какие полномочия соответствуют его должности? Даже еслиэто глава фирмы или генеральный директор, вы можете проверить его полномочия,задав простой вопрос: «Кто кроме вас обладает правом принятия решения?»
В тех случаях, когданазвание должности вашего партнера не дает исчерпывающего ответа на вопрос ополномочиях, следует это проверить. Скажите: «В следующий вторник мы перейдем кзаключительной фазе переговоров, могу ли я быть уверен, что вы обладаетеполномочиями для подписания контракта?». Или: «Кто в вашей компании занимаетсяподписанием договоров?». Убедитесь в том, что эти люди присутствуют напереговорах. Простой способ решить эту проблему — спросить: «Руководство вашейкомпании поддерживает подписание данного контракта?». Понаблюдайте зареакцией вашего партнера, отметьте, на кого он смотрит в данный момент. Почтивсегда это будет человек, ответственный за принятие решений.
Скрывайте эмоции.
Эмоции, включая жесты имимику, похожи на слова; чем больше вы их демонстрируете, тем больше выраскрываетесь. Постарайтесь контролировать свою мимику, не показывать партеруудовлетворение, восторг или панику! Любая открытая эмоция сыграет на рукувашим противникам. Конечно, вы можете попробовать использовать свои эмоции дляотвода глаз. Но очень сложно постоянно контролировать себя, и рано или поздно высебя выдадите. Это породит только недоверие к вам. Весомость ваших слов иавторитет будут ослаблены, а честность поставлена под вопрос.
Побеждая, не показывайтерадости.
Не показывайте радости,когда побеждаете. Это вызывает возмущение. Ваша радость означает: я выиграл, авы проиграли. Очень внимательно относитесь к тому, с кем вы разговариваете, ик тому, что вы говорите. Чем больше слов, тем больше опасность сказатьчто-нибудь не то. Любое выражение восторга может быть негативно воспринятовашими партнерами. Они могут начать жалеть о заключенной сделке и пытаться найтиспособ ее расторгнуть. Внимательно относитесь к тому, что вы говорите. Гордынядо добра не доводит, эта мудрость очень применима в данной ситуации. Лучшеруководствоваться принципом: «Подписываю и замолкаю».
Это помогает добиться успеха.
Не искажайте факты.Честность и прямота всегда вознаграждаются по заслугам. Если вы совершите нечестныйпоступок, он вернется к вам бумерангом. Это возможность потерять то, чего выуже достигли, и попасться в собственную ловушку!
Не делайте необоснованныхпредположений. Не надо полагать, что вы хорошо знаете настроения и чувствавашего партнера. Всегда проверяйте себя вопросами.
Будьте терпеливы.Задержка в ходе переговоров всегда расстраивает, но это все-таки лучшенеобдуманного решения. Решения, принятые наспех, не принесут пользы ни вам,ни вашим партнерам.Если вы хотите предложить партнерам дополнительные условиясоглашения, у вас всегда должны быть печатные документы, подтверждающие необходимостьэтого.
Не верьте всему, чтослышите. Проверяйте правильность любой полученной информации.
Есть и такие способы:
1. Всегда проситебольшего. Тактиканачального шока вполне обоснованна. Помните, что у вас должны быть вескиепричины для назначения начальной цены. Эти причины должны вызывать доверие ивыглядеть обоснованными.
2. Никогда несоглашайтесь первым и не выступайте первым со встречным предложением.
3. Не показывайте, чтовы готовы пойти на уступки. Как только вы произнесете фразу: «Это можнообсудить», считайте, что вы выписали партнеру банковский чек. Это означает,что вы потеряете всё. Никогда не стоит делать этого.
4. Если все же необходимопойти на уступку, делайте это неохотно и медленно.
5. Внимательноотноситесь к уступкам, которые граничат с предельными возможностями. Есливы сами установили для себя предельные возможности, то можете воспользоватьсяими, когда наступит критический момент переговоров. Всегда пытайтесь выяснитьпредельные возможности партнера и использовать их как рычаг давления.Узнайте, ограничены ли они во времени. Используйте эту информацию, чтобыукрепить собственное положение.
6. Старайтесь избегатьнебрежных и жестких высказываний. Это может вызвать непримиримость вашегопартнера.
7. Сохраняйте чувствоюмора. Есливы занимаетесь чем-то слишком долго и слишком интенсивно, это начинаетраздражать, и в результате у партнера сложится ощущение, что переговоры сталидля него отрицательным опытом. В конечном счете, мы стремимся к заключениюсоглашения. Вы должны время от времени разряжать атмосферу, чтобы она неугнетала вас. Если вы будете в меру шутить в ходе переговоров, это нисколько неснизит эффективности вашей работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1АНДЕРСОНС. Менеджмент/Пер, с нем.
2ДАНКЕЛЖАКЛИН Деловой этикет. Феникс. Ростов-на-Дону 1997.
3ЭТЦИОКИА. Комплекс организаций М. 1961.
4Оливер Д. Как победить впереговорах/Пер с англ., под ред. И.В.Андреевой
М. 2003 192с.