Реферат по предмету "Психология"


Имидж как социально-психологический феномен

Содержание
Введение
1. Понятие «имидж», его виды
1.1. Понятие «имидж», его содержание
1.2. Виды имиджа
2. Понятие «имиджформирующаяинформация», формирование имиджа человека
2.1 Виды имиджформирующей информации
2.2 Каналы имиджформирующей информации,стратегии формирования имиджа
2.3 Принципы и технологии формированияиндивидуального и профессионального имиджа человека
Заключение
Список литературы

Введение
Понятие «имидж»стало предметом повышенного общественного внимания в конце 80-х годов в связи сновыми социально-экономическими условиями жизни общества. Причем это понятие рассматривалоськак средство манипулирования массовым сознанием.
Первоначально понятие«имидж» возникло в сфере предпринимательства как основное средство психологическоговоздействия на потребителя. Позже имидж стал одной из основных психологических категорийпаблик рилейшенз – связей с общественностью, прочно вошел с общественную и политическуюжизнь.
Раскрытие психологическихзакономерностей восприятия и понимания человека человеком, специфики формированияфеномена первого впечатления, социально-психологических эффектов и механизмов межличностногои межгруппового восприятия, изучение содержания социальных представлений и стереотипов,процессов массовой коммуникации подготовило базу для содержательного обращения кпроблематике имиджа.
Целью моей курсовойработы является изучение имиджа как социально-психологического феномена.
В первой главея ставлю своей задачей изучить само понятие «имидж» и его виды. Разбирая во второйглаве такое понятие как «имиджформирующая информация», я рассмотрела ее виды, каналы,а также принципы и технологии формирования индивидуального и профессионального имиджейчеловека.

1. Понятие «имидж»,его виды
 
1.1 Понятие«имидж», его содержание
Дословный переводслова «имидж» – «изображение, подобие, мысленный образ, представление, символ».Отметим, что дословный перевод связывает содержание понятия с визуальной сторонойвосприятия человека. Слово «имидж» в русскоязычном общении получило распространениев двух основных значениях: как внешне наблюдаемый облик и как образ-представление-репутация.Это подтверждает анализ как справочной, так и научной литературы по исследуемойпроблеме.
Так, справочныеиздания раскрывают содержание понятия имидж, трактуя его как «целенаправленно формируемыйобраз» (Современный словарь иностранных слов, 1997, с. 229); как «сложившийся вмассовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ» (Психологическийсловарь, 1990, с. 134); как «набор определенных качеств, которые люди ассоциируютс определенной индивидуальностью» (BentonR. E., Woodword G. C. Politikal Communikation in Amerika. N. V. Praeger, 1985, p. 56); как «мысленное представление чего-то ранее видимого…конкретного или абстрактного, сильно напоминающего …в представлении о другом» (The Randon. HouseDictionary of English Language. N. Y., 1973, p. 711). При этом первое определение ограничивает определениеимиджа лишь целенаправленно формируемым мнением, второе – приписывает его массовомусознанию, третье – связывает лишь с человеком, четвертое – подчеркивает содержательно-изобразительныйхарактер.
Различные исследователиимиджа дают также достаточно различные его определения.
Известный исследовательимиджа Панасюк А. Ю. понимает под имиджем образ человека, который возникает у другихлюдей [12, с. 9].
Другой исследовательпонятия «имидж» Петрова Е. А. указывает, что, являясь феноменом индивидуального,группового или массового сознания, имидж функционирует как образ-представление,в котором в сложной взаимосвязи соединяются внешние и внутренние характеристикиобъекта, его социальные роли и функции, взаимодействие в семантическом поле культурыс иными категориями сознания, включенность в менталитет [15, с. 27].
Имидж – категория,универсально применимая к любому объекту, становящемуся предметом социального познания:к человеку (персональный имидж), организации (корпоративный имидж), социальной позиции(имидж политического деятеля), профессии (имидж юриста и пр.), образованию (имиджвыпускника вуза, колледжа, лицея и т. д.), к торговой марке, к предметам, к отдельнымпотребительским характеристикам материальных объектов (имидж качества) и т. д.
Нефедова И., ВласоваЕ. дают следующее определение имиджа – «это проявление внутренних ощущений и собственныхпредставлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей» [8]. Имидждолжен скрывать недостатки и подчеркивать достоинства. Он может складываться наоснове эмоциональных ролей, которые люди играют в жизни. И будет меняться в соответствиис тем, какую социальную или эмоциональную роль человек играет или собирается игратьв данный момент. С нашей точки зрения, такая трактовка имиджа близка к понятию «стратегическаямодель поведения», которое используется в психологии делового общения (Г. В. Бороздина).Под стратегической моделью поведения понимается «способ поведения человека в даннойситуации с целью достижения чего-либо» [5, с. 245]. Использование стратегическихмоделей обусловлено проблемами, возникающими в общении. Как известно, эффективностьпроцесса общения зависит от множества факторов: психофизических, мыслительных особенностей,черт характера, установок человека и т. п.
Указанные авторывыделяют следующие составные части имиджа: внешность, личность, манера общения [8].
Орлова Е. А. утверждает,что «имидж – это социальный образ, стремящийся к идеалу» [10, с. 20]. Он отражаетсяв общественном сознании и общественном бессознательном в результате взаимодействияличности (группы или общности) с данным социальным объектом. Кроме того, автор уточняет,что имидж – сложный, развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражениеможет становиться все более адекватным отраженному объекту. Психологически этотпроцесс сходен с построением образа. Формирование имиджа происходит на несколькихуровнях:
– сенсорно-перцептивном– базовом (стереотипно-физиологический);
– представленийобразного отражения;
– вербально-логическогомышления – понятийном (рациональное познание).
Апраксина М. В.характеризует имидж как «непосредственное или преднамеренное создание визуально-аудиальноговпечатления о личности или социальной структуре» [3, с. 24]. Имидж посредством впечатленияпозволяет зрительно проявиться личностно-деловым качествам человека. Они вырисовываютсячерез визуально-аудиальную оболочку личности, иногда изменяя или дополняя ее. Такимобразом, именно впечатление, а не оценка выступает как факт деятельности сознанияв процессе восприятия имиджа. Беря во внимание то, что имидж чаще всего заканчиваетсяна такой первоначальной операции, как представление, то становится очевидным, чтоон располагается в низших этажах человеческой психики – в подсознании или в обыденномсознании. Этим объясняется необычайная доступность имиджа для восприятия.
Другой исследовательМаркина В. М. [9] подчеркивает, что стержневым в имидже является возможность передатьчерез определенные имидж-сигналы информацию о себе, о своих истинных, глубинных(личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях.
Нами были перечисленыопределения имиджа, данные разными исследователями этого феномена. Их можно условноразделить на две группы, в зависимости от того, какой подход к трактовке имиджапринят учеными.
Первый подход связанс рассмотрением имиджа как «набора определенных качеств, т. е. индивидуальности».С такой точки зрения забота об имидже была присуща человеку во все времена. Так,имидж отражался в прозвищах, например, Ярослав Мудрый, Пеппи Длинный Чулок, ИванГрозный, Ричард Львиное Сердце и пр.
Сторонники второгоподхода утверждают, что «имидж» как термин возник в начале XX века в связи с развитием средств массовой информации, в частностителевидения, поскольку оно потребовало сознательного конструирования того, что нужнопублике. За многими «громкими именами» стоят вполне конкретные «создатели». Онисоздают облик кумира, отбирают тип его автомобиля, подбирают тон костюмов, шлифуютего лексикон и пр.
Все вышеизложенноепозволяет сделать следующие выводы:
1. Не существует единого мнения во взглядахна сущность имиджа как социально-психологического явления, обладающего системностьюи целостностью.
2. Понятие «имидж» понимается разными авторамипо-разному, однако трактовка, при любом варианте, отлична от понимания традиционнойдля психологии категории «образ» и относит имидж к области общественного сознания.
Можно выделитьряд характеристик имиджа:
– имидж не бываетизолированным, он изначально включен в своеобразный «пакет» имиджей, позволяющийреализовывать его функции, особенно функцию психологической защиты. Число имиджейзависит от возраста (критически большое число имиджей приходится на возраст социализации),пола (у женщин имиджей пропорционально больше), имеет пороговый предел насыщения,связанный с мировоззрением и мощностью потребности в личностной самореализации,которая лишь отчасти удовлетворяется имиджами;
– классификацияи отбор реальных имиджей идет по следующим, как минимум, критериям: самоощущения;соответствующих групповых оценок, признающих имидж приемлемым; по факту достижениясубъективной или групповой (например, соблюдении ритуала) цели;
– имидж имеет инерцию«старения», падения адаптивности (феномен износа имиджа), если не поддерживаетсяусилиями по постоянной его корректировке и контролю эффективности;
– метасистема имиджейравноправна и относительно автономна вжизни группы, одновременно выражая сторонымежличностного общения, бытия групповых норм и ритуалов;
– формированиеимиджа возможно лишь при условии бессознательной готовности к общению. Частнымипроцессами, показывающими вызревание такой готовности, являются: ментальные ориентацииподсознания, уровень тревожности, фундаментальный экзистенциальный страх одиночества,меняющийся по сложным законам; развитие миметических начал сознания;
– непосредственнойпредпосылкой формирования имиджа является не просто индивидуальный социальный опыт,но врожденная ориентация психики на действие, копирование образцов, на переход ктворчеству, пониманию, страстям лишь при неудаче стереотипных выборов. В имидже,таким образом, пересекаются линии онто- и филогенеза;
– конкретными психическимимеханизмами начала строительстваимиджа является воля и переход от восприятия к воле.Необходимость и стабильность имиджей закодирована здесь уже в том, что заведомаянеточность и вероятная ошибочность стереотипных выборов во множестве сложных ситуацийдопускается как бы «в расчете» на будущую коррекцию групповым общением, имиджем,как механизмами копирования более удачных выборов в группе.
Имидж, таким образом,выражает фундаментальный принцип «экономии духовных психических сил» через попыткураспространения стереотипов выбора варианта поведения на возможно большее числоситуаций.
Остановимся нахарактеристике основных функций имиджа.
Исследователи феноменаимиджа выделяют следующие его функции:
– психологическойзащиты. Она выражает сам потенциал имиджа, возможность, используя его, скрыть своинедостатки, спровоцировав у других фальсифицируемую систему впечатлений; избавиться,хотя бы на некоторое время, от состояний экзистенциальной тревожности; сублимироватьсвои психические комплексы в систему социально оправданных действий;
– социального тренинга.В одном из своих измерений имиджпредставляет собой противоречивую систему лжи, иллюзий,блокирующих, трансформирующих глубинные несоциальные психические процессы; причемона возникает из интуитивных или осознанных представлений людей о неизбежности ижелательности выполнения ролей в конкретных группах;
– социально-символьногоопознавания (идентификации). Имиджвсегда содержит сложные и трудно выполнимые символыготовности человека (или группы) принять «правила игры» не только конкретной общности,но социума вообще. Отсутствие меток такого опознавания вызывает чаще всего отрицание,брезгливость, отторжение;
– иллюзорно-компенсаторная.По известной мысли Л. Фестингера, один из законов психики – постоянно воспроизводящийсядисбаланс разных подсистем и блоков. Такой дисбаланс провоцирует негации, дистрессы,и один из методов борьбы с ними – выработка иллюзий, тщательно скрываемых, частопоразительно наивных, идеальных картин [19].
В целом отметим,что проработка понятия «имидж» еще не завершена, в связи с чем возможна корректировкахарактеристик и функций этого феномена.
1.2 Виды имиджа
В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу:
– функциональный;
– контекстный;
– сопоставительный.
При функциональном подходе выделяют следующие виды имиджа:
– зеркальный (имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы какбы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно же мы оцениваем свой имидждовольно высоко, мало учитывая взгляд на него со стороны);
– текущий (видимый со стороны, но необходимо помнить, что непониманиеи предубеждение формируют представления о нашем имидже в неменьшей мере, чем нашипоступки);
– желаемый (то, к чему мы стремимся);
– корпоративный (имидж организации в целом, а не каких-то отдельныхподразделений: репутация организации и т. д.);
– множественный (имидж независимых структур в единой корпорации. Кпривлекательному хорошему единому имиджу стремятся, например, авиакомпании, используясобственную символику, униформу и т. д.);
– отрицательный (имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом).
При контекстуальном подходе имидж классифицируется по видам деятельности– имидж политика, имидж бизнесмена, имидж педагога, имидж госслужащего, имидж поп-звездыи т. п.
При сопоставительном подходе сравнивают качества, например, двух лидеров:компетентность, интеллигентность, склонность к силовому решению и т. д.
Следует обратить внимание на классификации видов имиджа, разработанныхрядом исследователей. Так, А. Н. Жмыриков выделяет «идеальный», «первичный» и «вторичный»имиджи [16].
Идеальный имидж – это суммарное представление людей о лидере, но идеальныйимидж обычно недостижим.
Первичный имидж – это представление о конкретном человеке, сложившеесяв сознании многих людей после первичного знакомства с ним. Первичный имидж во многомсоответствует идеальному имиджу, но не совпадает с ним.
Вторичный имидж формируется только в процессе конкурентной борьбы.Это компромисс между стремлением обрести лидера, образ которого зеркально повторяетидеал, и желанием избежать лидера, образ которого более всего противоречит идеальному.
При формировании конкурентоспособного вторичного имиджа можно руководствоватьсяодной из двух стратегий. В том случае, если «презентация» первичного имиджа прошлауспешно, используется стратегия «защиты окон доступа»: на первичный имидж наслаиваютсячерты, защищающие слабые (с точки зрения соперника)элементы первичного имиджа. Если же «презентация» первичного имиджа прошла неудачно,используется стратегия «размывания имиджа конкурента». В этом случае компрометируютсяили хотя бы ставятся под сомнение определенные элементы имиджа конкурента, а вторичныйимидж формируется путем наложения черт, альтернативных «слабым» качествам имиджасоперника.
Ядро имиджа должносоответствовать ожиданиям людей. Структуру ядра первичного имиджа образуют:
– внешняя (поведенческая)направленность личности;
– внутренняя ориентацияличности;
– иерархия временных«Я» личности.
Внешняя направленностьличности бывает трех типов: направленность на конкретные результаты предметной деятельности;направленность на общение; направленность на завоевание авторитета.
Внутренняя ориентацияличности – это ориентация на доминирующие способности, реализуя которые конкретныйчеловек достигает поставленных целей. Одни достигают их благодаря интеллектуальным,другие – эмоциональным, третьи – волевым качествам.
Иерархия временных«Я» личности – это комплекс: «Прошлое Я», «Реальное Я», «Будущее Я». В зависимостиот доминирования того или иного «Я» в сознании лидера, его стремления будут направленыв будущее или в прошлое. У лидера не может доминировать «Реальное Я», так как этообречет его на пассивность.
А. Н. Жмыриков исходит из того, что имидж – это многофакторный феномен, поскольку, с одной стороны, и воздействиена человека многообразно, а с другой – человек оперирует многослойными структурами,каждая из которых занимает в его восприятии свое место. Человека можно представитькак сумму его социальных характеристик: место рождения; принадлежность к определенномуклассу; образование; достаток, а также прошлое, семья, хобби и пр. Все это, таксказать, информационные ячейки. И главное правило для имиджмейкера: обязательнозаполнять эти информационные ячейки, иначе они будут заполнены массовым сознанием.Вот почему имидж формируется в соответствии с требованиями массовой коммуникациии в соответствии с тем, что окружающие считают важным, например, авторитет, профессионализм.
Ряд исследователейвыделяют индивидуальный имидж и профессиональный. Первый определяется тем, насколькоон соответствует внутреннему миру индивида.
В зависимости отфакторов, образующих имидж, выделяютгабитарный, овеществленный, вербальный, кинетический и средовый имидж [12].
Таким образом, существует ни одна классификация видов имиджа, это обусловленопрежде всего различиями научных позиций, на которых стоят ученые в исследованиифеномена имиджа, а также различными подходами к классификациям.

2. Понятие «имиджформирующая информация»
 
2.1 Виды имиджформирующейинформации
Имидж человекаформируется на основе имиджформирующей информации. Однако возможен такой вариантформирования имиджа, когда имиджформирующая информация отсутствует (речь идет обаприорном мнении).
По характеру получениядругими людьми выделяют такие виды имиджформирующей информации: косвенная и прямая[12].
Косвенная имиджформирующая информация – это та информация о вас, которую человек получает, чтоназывается, через третьи руки, т. е. когда человек создает о вас мнение наоснове высказываний о вас других людей.
Прямая имиджформирующая информация – это та, которую человек получаетпри непосредственном контакте с вами. Как правило, это информация:
а)об особенностях вашей психики (например, о Вашем характере, темпераменте,интеллекте, а также о Ваших установках, мировоззренческих и иных позициях и т. п.);
б)о вашей внешности – макияже, прическе, одежде и т. п. 2.2 Каналы имиджформирующейинформации, стратегия формирования имиджа
Имидж создаетсяна основе исходящей от человека имиджформирующей информации.
Имиджформирующаяинформация может посылаться двумя способами:
а)вполне осознанно,преднамеренно, обдуманно, сознательно;
б)непроизвольно,невольно, автоматически, подсознательно.
Имиджформирующаяинформация, исходящая от человека, воспринимается другими людьми тоже двумя способами:
а) вполне осознанно,преднамеренно, обдуманно, сознательно;
б) помимо своейволи, непроизвольно, подсознательно.
В процессе формированиявашего имиджа у людей, с которыми вы общаетесь, они могут знать, почему формируетсяименно такой ваш имидж (т.е. они воспринимают Вашу имиджформирующую информацию осознанно),а могут и не знать (т.е. они воспринимают вашу имиджформирующую информацию неосознанно).В последнем случае они либо говорят, что не знают, почему у вас такой имидж («чем-тоон мне нравится, а чем – не знаю»), либо ссылаются на свою интуицию, либо простопридумывают, почему вы им нравитесь или не нравитесь.
Возможны четыре варианта передвижения имиджформирующей информации отвас к другим людям, или четыре канала ее перемещения:
из вашего сознания – в их сознание;
из вашего сознания – в их подсознание;
из вашего подсознания – в их сознание;
из вашего подсознания – в их подсознание [12].
Первый канал (сознание – сознание) будет иметь место, когда вы абсолютноосознанно направляете человеку информацию о себе («Знайте, я хороший человек, адругой человек в это же время вполне осознанно воспринимает («Так, он говорит, чтоон хороший человек. Посмотрим»). Иначе говоря, оба человека думают об этой информации.
Второй канал (сознание – подсознание) – это когда вы вполне осознаннопосылаете человеку о себе информацию, а он, что называется, «пропускает ее мимоушей», не обращает на нее внимания, и тогда эта информация уходит в его подсознание.
Третий канал (подсознание – сознание) – это когда от вас исходит имиджформирующаяинформация помимо вашей воли (вы, не задумываясь, надели на эту встречу такой-токостюм, или вы, не задумываясь, жестикулируете руками, разговаривая с собеседником),а ваш собеседник не просто воспринимает эту информацию своими органами чувств (зрением,слухом), но и осознает ее, т. е. думает над ней («надо же, какой у него костюм-то!»или: «Интересно, а что это он все время руками теребит?»).
Четвертый канал (подсознание – подсознание) – это когда от вас исходитимиджформирующая информация помимо вашей воли, а ваш собеседник хотя своими органамичувств и воспринимает ее, но не обращает на нее внимания, не думает о ней, не осознаетее; и тогда эта информация, минуя его сознание, оказывается в его подсознании.
Исходя из вышеизложенного, удачная стратегия формирования собственногоимиджа определяется правильным выбором канала перемещения Вашей имиджформирующейинформации от вас к другим людям.
А чтобы сделать правильный выбор, надо прежде всего ответить на вопрос:какой информации люди доверяют больше – той, которую человек посылает им преднамеренно,или той, что исходит от него помимо его воли?
Исследования, проведенныев этой области, показали, что большинство людей выбирают следующий ответ: если отрешения зависит их собственное благополучие, большинство все-таки больше доверяютсвоей интуиции, т. е. своему подсознанию.
Это вполне оправданно,поскольку подсознание «улавливает» значительно больше информации, чем сознание.Аргумент: в подсознание поступает информация не только из внешнего мира, но и та,что уже находилась в сознании данного человека.
Если вернутьсяк каналам перемещения имиджформирующей информации, то окажется, что наиболее удачнымбудет четвертый канал перемещения имиджформирующей информации, так как при движениипо этому каналу она воспринимается только подсознанием, и мнение формируется наоснове «интуиции», т. е. на основе подсознательной информации. А поскольку многиелюди больше доверяют своей интуиции, чем рациональной информации, то и мнение скореесформируется на основе подсознательно воспринятой информации, чем той, которая ужев сознании.
В ходе многочисленныхисследований было установлено, что подсознание управляет поведением человека чаще,чем сознание. Такой вывод был сделан на основании того факта, что в обычной жизнибольше обычных (типичных, стандартных) ситуаций, в связи с чем поведение человека– это в большей мере реализация «алгоритмов», «навыков», «шаблонов», т. е. подсознательныхпрограмм. В своем поведении мы переходим на «ручное управление» (сознательные программы)только тогда, когда возникают нестандартные ситуации. Отсюда следует еще один вывод:воздействуя на людей с целью вызвать у них определенные поведенческие акты в отношениисебя, необходимо в большей мере воздействовать на их подсознание, чем на их сознание.
2.3 Принципы и технологии формирования индивидуального и профессиональногоимиджей человека
На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкойпринципов и технологий формирования индивидуального имиджа человека. Рассмотримпсихологические принципы и технологии формирования индивидуального имиджа.
В основу формирования индивидуального имиджа могут быть положены следующиепринципы:
– принцип повторения;
– принцип непрерывного усилениявоздействия;
– принцип «двойного вызова»[1].
Использование принципа повторения – это учет того, что хорошо запоминаетсяинформация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятоесообщение своим, а многократное повторение способствует этому.
Использование принципа непрерывного усиления воздействия – это наращиваниеаргументов или эмоционального обращения: «Это только для вас!» или «Все –для вас!»и т. п. Постепенное наращивание воздействия воспринимается лучше, чем взрывное,так как сенсорный аппарат противится всплескам информации.
Использование принципа «двойного вызова» основано на том, что сообщениевоспринимается не только разумом, но и подсознанием.
Все мы мыслим словами и образами. Слова возвращают нас к картинам,ощущениям и звукам, входящим в наш жизненный опыт. Но поскольку опыт у всех разный,то и обращенные к нам слова мы понимаем в чем-то по-разному.
Каждый человек при взаимодействии с окружающим миром, во-первых, предъявляетнечто своему сознанию. Этот процесс называется репрезентацией. Во-вторых,человек предъявляет собственные мысли другим людям. Этот процесс называется презентацией.Но прежде чем предъявить информацию другому, ее необходимо осмыслить, следовательно,репрезентация предшествует презентации.
Существует несколько каналов презентации – репрезентативные системы.Получая какую-либо информацию, человек формирует ее образ. При этом он используетсходные образы, хранящиеся в его памяти. Но чтобы найти сходный образ, человек используетнаиболее развитую у него систему анализаторов. У одного это зрительная система,у другого – слуховая, у третьего – обонятельная, у четвертого – вкусовая, у пятого– тактильная.
После того, как поступающая информация сравнена с имеющейся в памяти,возникает образ «ответа». Он представляется для оценки своему сознанию. Канал, покоторому осуществляется непосредственная доставка образа из бессознательного в сознание,называется предпочитаемой репрезентативной системой. О том, какова основнаяхарактеристика (модальность) этой системы, можно судить по предикатам– словам,несущим основную смысловую нагрузку. Эти слова, как правило, выделяются говорящим(ударением, паузами, повторениями).
Оценивание образа ответа, подготовленного бессознательным, осуществляетсяв том канале информации, который содержит больше образов личностно значимых ценностей.Поскольку же сам процесс оценивания бессознательного не осознается, то о его модальностиможно судить по неосознаваемым действиям наблюдаемого (по отведенному взгляду, дыханию,изменению позы и т. п.).
Восприятие имиджа может быть представлено как сочетание деятельностиведущей предпочитаемой и референтной систем получения и анализа информации. Знаниестратегий восприятия позволяет применять специальные приемы управляющего воздействияна процесс анализа информации при предъявлении имиджа.
Говоря об имидже, нельзя не рассмотреть и такой вопрос: «На чем зиждетсячеловеческая способность к восприятию?» Она базируется на обыденном сознании, котороевместе с теоретическим сознанием обеспечивает наше познание чего-либо, но уровеньразвития теоретического сознания во многом зависит от уровня развития подсознания,а посредниками между ними служит обыденное сознание. Если теоретическое сознаниеприобретается, то обыденное во многом биологически задано. Главенствуют в нем эмоциии чувства. Поэтому оно так рефлексивно. Его-то и можно назвать опорой восприятиячьего-либо имиджа.
Пользуясь обыденным сознанием, люди соображают так, как это у них получается:им легче понимать то, что не требует знания законов логики и научных знаний.
Обыденное сознание обычно и формирует представления о чьем-либо имидже.Имидж выступает как символ, как информационный сигнал. И как сигнал (зрительный,слуховой) его прежде всего принимают низшие этажи психики, вызывая простейшие эмоции.
Формируя имидж, необходимо помнить и о таком феномене, как эмоциональнаяпамять. В ней есть генетическая информация, которая чрезвычайно статична, так каксостоит из зрительных и звуковых символов. И тот, кто заложил в эмоциональную памятьокружающих свой привлекательный образ, тот затем легко закрепляет первое о себепредставление.
Существует несколько технологий формирования притягательного индивидуальногоимиджа в соответствии с конкретными задачами, которые необходимо решать.
В. М. Шепель в процессе создания имиджа выделяет шесть этапов:
1. подтверждение стартовых условий освоения технологии;
2. «строительство внешности»;
3. «коммуникативная механика»;
4. «флюидное излучение»;
5. отработка риторических приемов;
6. сведение всех мини-технологий в одно целое [21].
Л. Браун строит свою технологию создания имиджа с учетом сильно возросшеговлияния СМИ. В связи с этим она предлагает заострять внимание на следующем:
1. внешний вид;
2. голос;
3. публичные выступления;
4. поведение перед камерой;
5. поддержание формы [6].
И. Крикуновапредлагает формировать имидж в пять этапов.
Первый этап – изучение себя: прежде чем создавать тот или иной имидж,надо объективно оценить свои внешние данные.
Второй этап – определение своей цветовой гаммы, наиболее выигрышнойдля внешности.
Третий этап – выигрышное отражение своего внутреннего мира во внешнемоблике (у двух сестер-близнецов с одинаковой внешностью, но разными характерамиимидж, будет совершенно различным).
Четвертый этап – приведение имиджа в соответствие той социальной роли,которая выбирается. Любая роль требует соответствующего «сценического костюма»,и надо стать умелым костюмером в том «театре», на сцене которого вы играете своюглавную роль.
Пятый этап – выбор прически и макияжа [1].
Пелих А. С., Кизилова Т. Г., Пронченко А. Г. считают, что процесс формированияличностного имиджа включает в себя три этапа:
Iэтап формирования должен бытьсвязан с повышением самооценки;
IIэтап – с изменением внешнего облика(габитарный имидж);
III – с изменением личностныххарактеристик, препятствующих закреплению положительного имиджа [10].
Апраксина М. В. рассматривает технологию построения самопрезентациив качестве основного условия формировании имиджа [3]. Формирование имиджа в процессемежличностного общения начинается с возникновения первого впечатления о нем, создаваемогов процессе самопрезентации как элемента личностного воздействия. Самопрезентация– это элементы поведения, формирующие у окружающих впечатления об индивиде в процессесоциальных аттракций. Самопрезентация выступает как отражение внутренне присущегочеловеку стиля общения с людьми. Способствует созданию целостного образа, вызываяответную реакцию со стороны субъектов по какой-либо деятельности.
Кроме того, автор выделяет условия удовлетворенности аспектами жизни,влияющими на потребность в формировании имиджа:
а) материальное положение; б) состояние здоровья; в) нехватка свободноговремени; г) недостаточная разработанность проблемы формирования имиджа и внедренияее в практику; д) неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством[3].
Известны и другие технологии. Обобщив соответствующие рекомендациии личный опыт, можно предложить формировать имидж следующим образом:
определение стартовых условий: задача, время, степень подготовленности(человеку предлагается самоопросник, на основе которого он сможет выявить то, чтонеобходимо для создания имиджа);
«строительство внешности» (подбор одежды, макияжа, прически, отработкажестов, походки, мимики);
освоение коммуникативной механики (овладение искусством публичных выступлений,ведения переговоров и бесед, умения слушать);
освоение техники поведения (принятых норм поведения, искусства оставлятьхорошее впечатление о себе, тактики действий в конфликтных ситуациях);
овладение технологией «личного ортобиоза» (практика здорового образажизни, т. е. рациональное питание, методы снятия напряжения и расслабления);
самосовершенствование (самообразование, самовоспитание).
Работ, посвященных исследованию профессионального имиджа, немного.Соответственно проблема формирования профессионального имиджа разработана достаточнослабо. Рассмотрим принципы и технологии формирования профессионального имиджа.
Особенно актуальна проблема создания профессионального имиджа в нашейстране в связи с экономическими реформами. Там, где есть конкуренция, свободныйвыбор, где деятельность предприятия и личности все больше ориентирована во вне,на клиента, партнера, успех в очень большой степени зависит от того, что мы собойпредставляем, какое впечатление производим, как мы вписываемся в ту или иную ситуацию,т. е. речь идет о нашем образе (внутреннем и внешнем). И если он не благоприятствуетпрофессиональной деятельности, его следует изменить, руководствуясь следующими принципами.
1. Имидж строится в соответствиис ожиданиями, потребностями, интересами людей, которые вас окружают.
2. При формировании своегообраза следует учитывать особенности социальной психологии и психологии личности,обыденного сознания, идеологических воззрений, культуры, традиций, стереотипов.Может случиться так, что самый прекрасный образ вызовет негативные эмоции.
3. Образ должен быть привлекательным,чтобы вызывать положительные эмоции и быстро приобретать популярность.
4. Хорошо, если образ обладаетиндивидуальностью, которая является важным помощником в вашей деятельности и общении.Уникальность может быть подчеркнута внешностью, одеждой, голосом, особенностямихарактера, мастерством, образованием, увлечениями и т. п.
5. Поскольку речь идет о профессиональномимидже, то важно, чтобы образ как-то связан был с родом деятельности и производимойпродукцией.
Патлусова В. М. предлагает следующие этапы построения профессиональногоимиджа [13].
1. Анализ всех составляющихимиджа по принципу: что хорошо, а что плохо. Это будет лишь приблизительное описание,поскольку есть свойства, которые не вписываются в данную схему. Кроме того, к подобномуанализу необходимо подходить диалектически: с одной стороны, такое качество, какскрытность нежелательно, но, с другой стороны, в иных обстоятельствах оно можетбыть позитивным.
При работе над своим имиджем важно иметь в виду, что на его содержаниебольшое влияние могут оказать такие факторы, как социальное происхождение, семья,образование, вероисповедание, политические предпочтения, друзья, партнеры, хоббии т. п.
По возможности необходимо составить еще несколько схем и попроситьблизких и коллег заполнить их. Характеристики могут быть краткими, но очень важными:они укажут на достоинства и недостатки, о которых человек не подозревал.
2. Каждая личность – клубокпротиворечий, и это норма, но некоторые из них желательно устранить, ибо они разрушаютцелостность имиджа, снижают его позитивную значимость. Например, привлекательностьпервичного визуального образа делового человека (безупречный костюм, ухоженность)может быть полностью разрушена обилием жаргонных слов и жвачкой во рту.
3. Обобщение полученных данныхи описание имиджа, поиск ответа на вопрос: соответствует ли он роду вашей деятельностии способствует ли успеху?
Следует помнить, что содержание имиджа очень подвижное: это зависитот профессии и должности (секретарь, банкир, продавец, коммерческий директор), откультуры предприятия, от места нахождения учреждения (деревня, город, филиал заграницей), от личности партнера, а также от других факторов. Но тем не менее присоздании профессионального имиджа следует ориентироваться на какие-то общие каноны,которые сформировались в результате исторической практики человека.
Первичный образ (внешний вид, речь, голос, манеры) – очень значим,именно он производит первое впечатление и может многое рассказать о человеке. Работапо совершенствованию внешнего образа сложна и крайне важна, но не достаточна дляформирования должного профессионального имиджа. Отсюда следует, что имидж – этоцелостное, гармоничное явление, его невозможно разложить по частям. В нем важновсе: и внешний, и внутренний образ, включающий в себя личностные, профессиональныеи нравственные качества.
Практический опыт, исследования, опросы руководителей позволили выделитьмногие качества (личностные, профессиональные, нравственные), которые благоприятствуют(или, наоборот, мешают) профессиональной деятельности, адаптации к деловой среде,налаживанию контактов с другими людьми.
Таблица 1. — Личностные качестваПозитивные Негативные сдержанность скованность терпеливость недовольство уверенность суетливость доброжелательность неуверенность собранность пессимизм взвешенность робость беспристрастность инертность оптимизм вспыльчивость дружелюбие застенчивость внимательность упрямство заботливость агрессивность энергичность непоследовательность спокойствие грубость жизнерадостность подозрительность беспечность
Профессиональные качестваПозитивные Негативные трудолюбие нерадивость компетентность пассивность и медлительность активность, инициатива Незнание своего дела рассудительность отсутствие интереса к работе творческий подход к делу быстрая утомляемость Позитивные Негативные аналитический, острый, реалистический ум отсутствие воли и неспособность достигать поставленных целей оперативное мышление неорганизованность усердие и методичность несобранность целеустремленность рассеянность организованность и умение ценить время непоследовательность дисциплинированность недисциплинированность решительность и способность к риску халатность практичность поверхностный, примитивный ум хорошая память отсутствие здравого смысла способность осваивать новое шаблонность мышления и догматизм исполнительность самонадеянность умение общаться с людьми неспособность преодолевать неудачи уважение к клиентам и забота о них робость и скованность умение работать в команде отсутствие познавательного интереса энтузиазм конфликтность выносливость некоммуникабельность самостоятельность трудности в переключении с одного дела на другое проницательность и интуиция аккуратность
Таблица 3 — НравственныекачестваПозитивные Негативные честность лживость ответственность несправедливость справедливость безответственность чувство профессионального долга отсутствие чувства профессионального долга доверительность эгоизм разумное сочетание общественного и личного интересов подозрительность бережливость мстительность искренность завистливость уважение к личности алчность, меркантильность доброжелательность коварство совестливость злорадство расточительность льстивость угодливость
Нравственные качества для делового человека важны не менее, чем профессиональные.Эмпирический опыт убеждает в том, что у большинства наших соотечественников весьмаабстрактные, скудные и примитивные представления о нормах, ценностях и принципахморали, а с уровнем нравственности в стране серьезные проблемы. Сложившаяся ситуациязакономерна: если профессиональной подготовке уделяется много времени (специальныеучебные заведения, различные курсы, семинары, обучающие игры), то нравственное образованиеи воспитание происходит зачастую стихийно. Поэтому иностранцы вполне справедливоговорят, что с нами тяжело сотрудничать, так как у нас нет этики бизнеса.
В условиях рынка нельзя игнорировать деловую этику. Рынок как бы диктуетбыть эгоистичными, несправедливыми, нечестными. Но, с другой стороны, если человекне будет учитывать интересы общества и соблюдать общечеловеческие нормы морали изаповеди, то его деятельность уничтожит все, в том числе и его. Поэтому для цивилизованногоразвития общества необходимо «налаживание отношений» между бизнесом и моралью.
Говоря о перечисленных выше желательных профессиональных и нравственныхкачествах, следует отметить, что в большей мере они присущи капиталистическому типуличности. Рынок – это прежде всего частная собственность и инициатива, конкуренция,свободный труд и свободное предпринимательство, а следовательно, он требует и другогомировоззрения, установок и ориентации. Чтобы выжить и преуспеть в новых условиях,необходимо развивать такие ценности, как высокая оценка труда и профессии, активностьи инициатива, личная ответственность и честность, аккуратность и бережливость, умениеценить время, методичность, уважение к частной собственности и личности и т. п.
Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько он соответствуетхарактеру, требованиям выполняемой работы, образу организации. Он не должен вызыватьсомнений в профессионализме, нравственности сотрудника и должен соответствоватьожиданиям партнеров, клиентов.
Обретение удачного имиджа позволит достичь больших успехов в профессиональнойдеятельности, максимально подчеркнуть лучшее в человеке, придаст ему больше уверенностив себе.
Образ должен правдиво отражать лучшие качества делового человека, ане быть хорошо приукрашенным или хорошо отрепетированным. Если человек не способеноправдать ожидания партнеров, клиентов, его имидж рухнет, как карточный домик.

Заключение
 
Современные политические,социально-экономические условия в России заставляют по-иному взглянуть на процессформирования своего собственного образа в глазах других. А следовательно, актуализируютпроблему формирования собственного позитивного имиджа.
Различные исследователиимиджа дают достаточно различные определения имиджа. Их можно разделить на 2 группы:рассмотрение имиджа как «набора определенных качеств, т. е. индивидуальности» ипоявление имиджа в связи с развитием средств массовой информации. В отечественной литературе присутствует триподхода к имиджу: функциональный, контекстный и сопоставительный.
Имидж человекаформируется на основе имиджформирующей информации. По характеру получения другимилюдьми выделяют такие ее виды как косвенная и прямая. Возможны четыре канала перемещения имиджформирующейинформации: из вашего сознания – в их сознание; из вашегосознания – в их подсознание; из вашего подсознания – в их сознание; из вашегоподсознания – в их подсознание. Удачная стратегия формирования собственного имиджаопределяется правильным выбором канала перемещения вашей имиджформирующей информацииот вас к другим людям.
На сегодняшний день наиболее активно ученые занимаются разработкойпринципов и технологий формирования индивидуального и профессионального имиджейчеловека. В основу формирования индивидуального имиджа могут быть положены принципыповторения, непрерывного усиления воздействия, «двойного вызова».
Работ, посвященных исследованию профессионального имиджа, немного.Первичный образ (внешний вид, речь, голос, манеры) – очень значим, именно он производитпервое впечатление и может многое рассказать о человеке. Работа по совершенствованиювнешнего образа сложна и крайне важна, но не достаточна для формирования должногопрофессионального имиджа.
Отсюда следует, что имидж – это целостное, гармоничное явление, егоневозможно разложить по частям. В нем важно все: и внешний, и внутренний образ,включающий в себя личностные, профессиональные и нравственные качества.

Список использованной литературы
1. Аверченко Л. К.Имидж и личностный рост: Учебное пособие. – Новосибирск, 1999.
2. Алехина И. Имиджи этикет делового человека. – М., 1996.
3. Апраксина М. В.Имидж воспитателя дошкольного учреждения как педагогическая проблема. – М., 2000.
4. Богданов Е. Н.,Зазыкин В.Г. Психологически основы «Паблик рилейшнз». – М., 2003.
5. Бороздина Г.В. Психологияделового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002.
6. Браун Л. Имидж –путь к успеху. – Спб.: Питер, 2000.
7. Дэвис Ф. Создайсебе имидж. – Минск, 1998.
8. Нефедова И., ВласоваЕ. Я и мой имидж. – М., 1994.
9. Маркина В. М. «Я»как личностная характеристика государственного служащего // Имидж госслужбы. – М.,1996.
10. Орлова Е. А. Формированиепозитивного имиджа государственного деятеля (социально-психологический аспект).– М., 1997.
11. Панасюк А. Ю. Наука«имиджелогия»: современное состояние и перспективы развития. – М.: РИЦ «Альфа»,2003.
12. Панасюк А. Ю. Я– ваш имиджмейкер и готов сформировать ваш профессиональный имидж. – М., 2003.
13. Патлусова В. М.Профессиональный имидж. – Пермь, 2001.
14. Перелыгина Е. Б.Психология имиджа: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002.
15. Петрова Е. А. Имиджелогия:современное и состояние и перспективы развития. – М.: РИЦ «Альфа», 2003.
16. Поченцов Г. П.Имиджелогия. – М., 2000.
17. Рабинович Л. А.Имидж человека и организации. – Иркутск, 2001.
18. Спиллейн М. Создайсвой имидж. – М., 1996.
19. Федоров И. А. Имиджкак программирование поведения человека – Рязань: Новое время, 1997.
20. Хачанян Е. Вашимидж. – М.: АСТ, 2001.
21. Шепель В. М. Имиджелогия:секреты личного обаяния. – М., 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.