Реферат по предмету "Психология"


Изучение психологического климата рабочей группы трудового коллектива

Курсовая работа
 
Изучение психологического климата рабочей группытрудового коллектива

Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основыизучения социально-психологического климата коллектива
1.1 Социальная группа, коллектив: сущность понятия, типы
1.2Социально-психологический климат группы. Факторы, влияющие насоциально-психологический климат группы
Глава II. Изучениесоциально-психологического климата трудового коллектива
2.1 Организацияисследования социально-психологического климата коллектива
Социометрическиеиндексы
Заключение
Список литературы:
Приложение
Введение
В условиях организации современного общества постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Совершенствование социально-психологическогоклимата коллектива — это задача развертывания социального и психологическогопотенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизнилюдей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудовогоколлектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительноститруда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологическийклимат является показателем уровня социального развития коллектива и егопсихологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в своюочередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структурепроизводства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. Отуровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудовогоколлектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфераобщества, страны в целом.
Эффективность совместной деятельности вомногом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей.Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее,но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляетпотенциальные
Целью исследования является социально-психологическогоклимата коллектива.
Цель реализуется следующими задачами:
— провести теоретический анализ понятийгруппа, коллектив, социально-психологический климат;
— определить структуру и факторы,влияющие на социально-психологический климат коллектива;
— подобрать и применить методикидиагностики социально-психологического климата в коллективе.
В работе мы использовали методику«Экспресс-диагностики социально-психологического климата в коллективе»,разработанную санкт-петербургскими психологами О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто,методику «Социометрия» Дж. Морено.
Объектом исследования явился коллектив….
Всестороннее изучение природысоциально-психологического климата в коллективе позволит выявить проблемы вовзаимоотношениях членов коллектива и подобрать методы развития благоприятногосоциально-психологического климата.
Глава I. Теоретические основыизучения социально-психологического климата коллектива 1.1Социальная группа, коллектив: сущность понятия, типы
 
Проблемагрупп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности — важнейшийвопрос социальной психологии. Логика развития социально-психологической наукиподвела исследователей к осознанию необходимости признания того факта, чтоневозможно адекватно изучить личность, объяснить своеобразие сложных её жизненныхпроявлений вне того социального и психологического окружения, в котором онаживет и развивается. А таким окружением, или средой, является именно малаягруппа.
Исследованиямалых групп ориентированы на различные сферы социальной практики, и, вчастности, призваны способствовать как повышению эффективности функционированияорганизации в целом, так и непосредственно управлению людьми в них.
В современнойсоциальной психологии термин «группа» является едва ли не самым широким и многозначным.Его применяют при характеристике любой человеческой общности, которая можетбыть выделена на основе различных признаков. В большинстве случаев речь идет омалой группе, в состав которой может входить от 2 до 30 человек, степеньблизости ее членов выступает в качестве основного критерия для объединениялюдей в малую группу.
Вотечественной и зарубежной социально-психологической литературе термину «малаягруппа» даны весьма разнообразные определения. Проанализировав основныеопределения малой группы в зарубежной психологии (Шоу М., Р. Бейлз, А. Харе, М.Дойч и др.)[1], можноувидеть, что ее определяющими признаками выступают психологические особенностипротекания коммуникативных актов при взаимодействии её членов. Напротив, вотечественных исследованиях малых групп, прежде всего, основной акцент смещенна выявление специфических особенностей малых групп как общностей людей, гдевсе психологические характеристики могут быть поняты и объяснены только сучётом влияния социальных факторов, которые и определяют сущность изучаемогоявления.
Наиболееточный и ёмкий вариант определения малой группы предложен Г.М. Андреевой:«Малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форменепосредственных личных контактов» [2]. В немобозначены основные признаки малой группы, выделяемые в системе современногосоциально-психологического знания, и вместе с тем чётко проведена основная идеяпонимания группы в марксистской социальной психологии.
Характернымдля отечественной социальной психологии является выделение наивысшего уровняразвития группы — коллектива. При этом одним из важнейших факторов превращениягруппы в коллектив, по мнению большинства отечественных авторов, является«социально значимая, отвечающая как потребностям общества, так и интересамличности совместная деятельность членов коллектива»[3].В настоящем исследовании мы употребляем термины коллектив и малая группа водном значении, поскольку малые группы, выступающие объектами данногоисследования, обладают характерными чертами коллектива, что позволяет с высокойстепенью вероятности считать их таковыми.
Группысостоят из людей, общества — из групп. Индивиды, группы и общества — это трисовременные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менееспециализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья впромышленном городе имеет одновременно генетическую и воспитательную функции.Другие группы выполняют другие функции. Индивиды участвуют во многих группах.
Различаютгруппы первичные и вторичные. Первичная группа состоит из небольшого числалюдей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальныхособенностях. Основа первичной группы – личные взаимосвязи между всеми еечленами. Классический пример первичной группы – семья.
Предметомисследования данной работы являются группы вторичные. Вторичная группаобразуется из людей, между которыми практически отсутствуют эмоциональныесвязи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению заданных целей.Основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнятьопределенные функции. Принципиальное отличие от первичной группы – возможностьзамены практически любого члена группы новым. Коммуникация во вторичных группахносит более формальный характер и осуществляется с помощью письменныхдокументов. Таким образом, характерная черта вторичной группы – некотораяобез-личенность отношений.
Основнымтипом вторичной группы является организация – большая социальная группа,сформированная для достижения определенных целей. Организация осуществляетсоединение и координацию поведения людей, специализирующихся в разных типахдеятельности, включая их в единый трудовой процесс, программируя ихдеятельность, корректируя поведение и контролируя процессы и результаты труда.Наиболее существенными характеристиками организации считают следующие:специализацию каждого ее члена на какой-либо трудовой операции, синхронность иоднонаправленность. Социальная организация всегда стремится к устойчивости,которая обеспечивается единством и строгой иерархичностью. Деятельность всех работниковорганизации протекает в контактах различной тесноты с большим числом коллег.Люди, которые связаны общими целями деятельности и в ходе выполненияпроизводственных задач пересекаются практически постоянно, образуют такназываемые малые группы.
Наиболееобщими качествами малой социальной группы можно считать следующие[4]:
— направленность группы – социальная ценность принятых ею целей, мотивовдеятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
 -организованность группы (как способность ее к самоуправлению) и интегративностьее (как мера единства, общности членов группы друг с другом в противоположностьразобщенности);
— микроклиматили социально-психологический климат группы – определяет самочувствие каждойличности, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней;
— референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов;
 - лидерство– степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решенияопределенных задач;
— интеллектуальная активность и коммуникативность – характер межличностноговосприятия и установления взаимопонимания;
— эмоциональная коммуникативность – межличностные связи эмоционального характера,удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах;
— волеваякоммуникативность – способность группы противостоять влияниям других групп,обстоятельств, стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальныхситуациях, ее устремленность и настойчивость в конкурентных условиях.
Иерархияреальных контактных групп может быть представлена следующим образом:
            Диффузнаягруппа — в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием групповойдеятельности, а только симпатиями и антипатиями.
            Ассоциация- группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимымицелями.
            Корпорация- взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным по своимустановкам содержанием групповой деятельности.
            Коллектив- взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно ценнымсодержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет). В них оптимальномогут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности.
Замеченазакономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится кколлективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучшихсторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чемдальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе ккорпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системевзаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучшихустремлений.
В регуляцииэффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системыфакторов:
            внегрупповые(физические и социальные)
            внутригрупповые(нормы, межличностные отношения)
            внеличностные(однородность — разнородность по индивидуально-психологическим параметрам)
            внутриличностные(индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние,исходные мнения, оценки)
Фактором,связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является факторобщественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он являетсястержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценныеориентации коллектива.1.2 Социально-психологический климат группы.Факторы, влияющие на социально-психологический климат группы
Для того, чтобы самым общим образомохарактеризовать условия деятельности той или иной группы, ее внутреннююобстановку часто используют понятия «социально-психологическийклимат», «морально- психологический климат»,«психологический климат», «эмоциональный климат».Применительно к трудовому коллективу иногда говорят о«производственном» или «организационном» климате. Вбольшинстве случаев эти понятия употребляют примерно в идентичном смысле, чтоне исключает значительной вариативности в конкретных определениях. Вотечественной литературе насчитывается несколько десятков определенийсоциально-психологического климата и различных исследовательских подходов кэтой проблеме (Волков, Кузьмин, Парыгин, Платонов и др.).
«Межличностныеотношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективнопроявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместнойдеятельности и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр.диспозиций, через кои люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозицииопосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельностисовместной и выступают основой формирования социально-психологического климатав коллективе». Так определяется понятие «межличностные отношения» в«Словаре практического психолога»[5].
Вотечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какоеместо занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельностилюдей. И естественно, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве,который считал, что самое главное, что определяет личность — "… ее отношенияк людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями..."[6].Анализируя «месторасположение» межличностных отношений всоциально-психологической литературе, Г.М.Андреева[7]отмечает, что их рассматривают прежде всего относительно системы общественныхотношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественныхотношений (Кузьмин, 1967); как отражение в сознании общественных отношений(Платонов, 1974). Сама же она утверждает, что: "… природа межличностныхотношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд собщественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений. возникающих внутрикаждого вида общественных отношений, не вне их..."[8].
Любаяорганизация имеет в своем составе самые различные группы. В группах собираютсялюди, каждый из которых обладает индивидуальностью, имеет свой характер и темперамент,определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. Решаяобщие задачи, общаясь, эти индивидуальности образуют систему межличностныхотношений, которые строятся на восприятии и понимании людей друг другом.Современные научные исследования доказали, что характер межличностных отношенийи взаимодействий оказывает существенное влияние на эффективность деятельности,как малой группы, так и организации в целом. Жизнь группы не является неподвижной,и под воздействием внешних и внутренних причин в группе возникают разного родаизменения, которые могут быть небольшими, неспособными повлиять насуществование группы, либо значительными, ведущими к нарушению равновесия и, вконечном счете, к распаду группы. В целом жизнь группы с динамической точкизрения представляет собой чередование состояний равновесия и его нарушения.Практически в любой группе можно обнаружить как силы сплочения, оказывающиесопротивление деформациям группы, так и силы распада, толкающие ее к необратимымизменениям.
Групповаядинамика – это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимостии взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов ипотребностей [3]. Характер групповой динамики существенным образом зависит отэмоционального состояния группы, от качества и объема взаимовлияний ивзаимоотношений членов группы. Групповая динамика, таким образом, рассматриваетмеханизмы взаимного влияния индивида на группу в целом, групповых норм наиндивида, индивидов друг на друга. Существование и значимость этих групповыхвлияний доказаны современной социальной психологией.
Межличностные отношения,возникающие в результате общения людей в их группе, определяют важнейшееявление, получившее название психологической совместимости. Она бывает нетолько положительной или отрицательной, но и с различными ее степенями ивидами. Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая ипсихологическая) ее членов создают то внешнее общественно-психологическоеявление, которое называется социально-психологическим климатом или атмосферой.
Социально-психологическийклимат — это настроение группы, определяемое межличностными отношениямисовместно живущих, работающих или обучающихся людей.
Социально – психологический климат отгреч. klima (klimatos) — наклон) — качественная сторона межличностных отношений,проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих илипрепятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личностив группе. Это система социально — психологический отношений, отражающихсубъективную интеграцию отдельных работников и социальных групп дляосуществления общих производственных целей. Это внутреннее состояниеколлектива, сформировавшегося как результат совместной деятельности его членов,их межличностных взаимодействий.
Таким образом, социально-психологическийклимат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленноеособенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплавэмоционального и интеллектуального — установок, отношений, настроений, чувств,мнений членов группы, все отдельные элементы социально-психологическогоклимата. Состояния психики группы характеризуются различной степенью осознанности.
Необходимо четко разграничивать элементысоциально- психологического климата и факторы, влияющие на него. К примеру,особенности организации труда в каком-либо трудовом коллективе не являютсяэлементами социально-психологического климата, хотя влияние организации трудана формирование того или иного климата несомненно. Социально- психологическийклимат — это всегда отраженное, субъективное образование в отличие от отражаемого- объективной жизнедеятельности данной группы и условий, в которых онапротекает. Отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектическивзаимосвязаны. Наличие тесной взаимозависимости между социально-психологическимклиматом группы и поведением ее членов не должно приводить к их отождествлению,хотя при этом нельзя не учитывать особенностей данной взаимосвязи. Так,характер взаимоотношений в группе (отражаемое) выступает как фактор, влияющийна климат. В то же время восприятие этих взаимоотношений ее членами(отраженное) представляет собой элемент климата.
При обращении к проблемамсоциально-психологического климата группы одним из важнейших являетсярассмотрение факторов, которые оказывают влияние на климат. Выделив факторы,влияющие на климат группы, можно пытаться воздействовать на эти факторы,регулировать их проявление. Социально-психологический климат любой группыформируется за счет множества разнообразных воздействий. Разделим их условно нафакторы макросреды и микросреды.
Под макросредой имеется в виду большоесоциальное пространство, широкое окружение, в пределах которого находится иосуществляет свою жизнедеятельность та или иная организация. Прежде всего, сюдавходят кардинальные особенности общественно-экономического устройства страны, аконкретнее — специфика данного этапа ее развития, что соответствующим образомпроявляется в деятельности различных социальных институтов. Степеньдемократизации общества, особенности государственного регулирования экономики,уровень безработицы в регионе, вероятность банкротства предприятия — эти идругие факторы макросреды оказывают определенное влияние на все стороныжизнедеятельности организации. К макросреде относится также уровень развитияматериального и духовного производства и культуры общества в целом. Макросредахарактеризуется и определенным общественным сознанием, отражающим данноеобщественное бытие во всей его противоречивости. Таким образом, члены каждойсоциальной группы и организации являются представителями своей эпохи, того илииного исторического периода развития общества.
Микросреда предприятия, учреждения,школы, класса — это «поле» повседневной деятельности людей, теконкретные материальные и духовные условия, в которых они работают, учатся. Наданном уровне воздействия макросреды обретают определенность для каждой группы,связь с реальностью жизненной практики.
Условия повседневной жизнедеятельностиформируют мироощущение и умонастроение первичной трудовой группы, еесоциально-психологический климат. Прежде всего, это факторы материально-вещнойсреды: характер выполняемых людьми трудовых операций, состояние оборудования,качество заготовок или исходного сырья. Большое значение имеют такжеособенности организации труда — сменность, ритмичность, степеньвзаимозаменяемости работников, уровень оперативно-хозяйственнойсамостоятельности первичной группы (например, бригады).
Другую, не менее важную группу факторовмикросреды, составляют воздействия, представляющие собой групповые явления ипроцессы на уровне первичной трудовой группы. Эти факторы заслуживаютпристального внимания в связи с тем, что они являются следствиемсоциально-психологического отражения человеческой микросреды. Для краткостиназовем эти факторы социально-психологическими. Начнем с такого фактора, какхарактер официальных организационных связей между членами первичной трудовойгруппы. Это и стиль деятельности коллектива и отношение к нему членов коллектива.
Наряду с системой официальноговзаимодействия на социально-психологический климат первичной трудовой группыбольшое влияние оказывает ее неофициальная организационная структура. Это иособенности восприятия членов группы друг другом (оценки, мнения, реагированиена слова и поступки), взаимоиспытываемых чувств (симпатий, антипатий,сопереживания, сочувствия). Безусловно, товарищеские контакты во время работы,учебы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат,чем недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах. Обсуждаяважное формирующее влияние неофициальных контактов на социально-психологическийклимат, необходимо учитывать как количество этих контактов, так и ихраспределение. В пределах одной группы могут существовать две и болеенеофициальные группы, причем члены каждой из них (при крепких идоброжелательных внутригрупповых связях) противодействуют членам «несвоих» групп.
Рассматривая факторы, влияющие на климатгруппы, следует учитывать не только специфику формальной и неформальнойорганизационных структур, взятых обособленно, но и их конкретное соотношение.Чем выше степень единства этих структур, тем позитивнее воздействия,формирующие климат группы.
Характер, стиль руководства,проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между непосредственнымруководителем первичной трудовой группы и остальными ее членами, такжевоздействует на социально-психологический климат. Рабочие, считающиеруководителей цеха одинаково внимательными к их производственным и личным делам,обычно больше довольны своей работой, чем те, кто заявлял о невнимании к ним состороны руководителей. Демократический стиль руководства способствуетформированию благоприятного социально-психологического климата.
Следующий фактор, воздействующий на климатгруппы, обусловлен индивидуальными психологическими особенностями ее членов.Каждый человек уникален и неповторим. Его психический склад представляет собойсочетание личностных черт и свойств, создающее своеобразие характера в целом.Сквозь призму особенностей личности преломляются все влияния внешней среды.Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях инастроениях, в поведении, представляют собой его индивидуальный«вклад» в формирование климата группы. Психику группы не следуетпонимать лишь как сумму индивидуально-психологических особенностей каждого изее членов. Это качественно новое образование. Таким образом, для формированиятого или иного социально-психологического климата группы имеют значение нестолько индивидуальные свойства ее членов, сколько эффект их сочетания. Уровеньпсихологической совместимости членов группы также является фактором,обусловливающим в значительной степени ее климат ) — это психологическое единство(общность потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентаций, уровеньконфликтности, характер критики и самокритики) и др
Резюмируя сказанное, выделим следующиеосновные факторы, влияющие на социально-психологический климат первичной группы.
Воздействия со стороны макросреды: характерные особенности современного этапасоциально-экономического и общественно-политического развития страны;деятельность вышестоящих структур, руководящих данной организацией, еесобственных органов управления и самоуправления, общественных организаций,связи данной организации с другими городскими и районными организациями.
Воздействия со стороны микросреды: материально-вещная сфера деятельности первичной группы, сугубосоциально-психологические факторы (специфика формальных и неформальныхорганизационных связей в группе и соотношение между ними, стиль руководствагруппой, уровень психологической совместимости работников).
Признакиблагоприятного психологического климата: доверие и высокая требовательностьчленов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободноевыражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними правапринимать значимые для группы решения; достаточная информированность членовколлектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенностьпринадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности ивзаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членовколлектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждымиз ее членов и пр. Таким образом, характер социально – психологического климатав целом зависит от уровня группового развития
Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре социально-психологического климата становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения друг к другу.
В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения. В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.
Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.
Основой межличностных отношений в группе является, прежде всего, эмоциональная межличностная привлекательность членов группы. Привлекательность — очень важный фактор человеческих взаимоотношений. Характер общения и успешность совместной деятельности во многом определяются уровнем привлекательности партнеров.
В целом, чем вышевзаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворенывнутригрупповыми межличностными отношениями. Вместе с тем сфера человеческихвзаимоотношений значительно шире сферы эмоциональной привлекательности людей.Было бы неправильным думать, что вне взаимного притяжения невозможно нинормальное общение, ни успешная деятельность людей. Связано это с тем, чтоудовлетворенность внутригрупповыми отношениями может быть высокой и приуспешной совместной деятельности, даже если при этом не формируются близкиеэмоциональные отношения.
Принято считать, чтоудовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироватьсяпосредством двух различных феноменов: совместимостью партнеров, порождающеймежличностную привлекательность, и срабатываемостью, порождающейудовлетворенность результатами совместной деятельности.
Сплочение группы — этопроцесс, сопровождающий ее на всех этапах развития. Суть сплочения — в формированииособого типа связей в группе, которые позволяют формальную структуру,задаваемую извне, превратить в психологическую общность. Сплоченность имеетразличные проявления. Она выражается и в эмоциональной притягательности ивзаимопривязанности членов группы, и в стремлении их к сохранению своегогруппового членства, и в единстве ценностей и целей участников групповогообщения.
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания личности.
В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально- психологического климата.
То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.
Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его
образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.
Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе.
Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.
Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и
самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него. На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.
Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров
психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.
Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива.
С этой точки зрения саму самочувствие личности может рассматриваться как один из наиболее общих показателей социально-психологического климата.
Глава II. Изучениесоциально-психологического климата трудового коллектива 2.1Организация исследования социально-психологического климата коллектива
Объектомисследования является коллектив…. Состоящий из 11 человек, коллектив являетсягомогенным (только женщины). Для удобства членам коллектива присвоеныпорядковые номера от 1 до 11.
Цельдиагностики — определить социально-психологический климат в коллективе. Подсоциально-психологическим климатом в данном случае понимается характер взаимоотношенийи взаимодействий между сотрудниками.
Для реализации данной цели нами былиотобраны следующие методики:
1. Экспресс диагностика социально-психологического климата вколлективе;
2. Методика «Социометрия».
Обе методики направлены на диагностикусоциально-психологического климата в коллективе, однако первая методикапозволит нам определить, каким видят и чувствуют атмосферу коллектива самичлены группы, с помощью второй методики можно определить структурувзаимоотношений в группе, определить степень сплоченности коллектива. Такжесопоставление результатов обеих методик позволит выявить наиболее полнуюкартину относительно социально-психологического климата группы.
“Экспресс-методика” по изучениюсоциально-психологического климата в коллективе ( О.С.Михалюк и А.Ю. Шалыто)
Методика позволяет выявитьэмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Вкачестве существенного признака эмоционального компонента рассматриваетсякритерий привлекательности — на уровне понятий “нравится — не нравится”,“приятный — не приятный”. При конструировании вопросов, направленных наизмерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание — нежелание работать, учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонентаизбранна переменная “знание — не знание особенностей членов коллектива”.
Инструкция
Целью исследования является диагностикасуществующего психологического климата в коллективе.
Для ответа на предлагаемые вопросынеобходимо: внимательно ознакомится с вариантами ответов; выбрать один из нихнаиболее соответствующий вашему мнению (приложение № 1).
Обработка результатов
Анализируются 3 компонента:эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе.Каждый из них тестируется 3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональномукомпоненту; II, V и VIII — к поведенческому; когнитивный компонент определяетсявопросами III и VI, причем вопрос III содержит 2 вопроса — причем ответ накаждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0.Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетанияответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщеныследующим образом:
— положительная оценка (к этой категорииотносятся сочетания в которых положительные ответы даны на все три вопроса,относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеетлюбой другой знак);
— отрицательная оценка (сочетания,содержащие три отрицательных ответа, или два ответа отрицательные, а третийможет выступать с любым другим знаком);
— неопределенная, противоречивая оценка(когда на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопросанеопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответнеопределенный, а два других имеют разные знаки).
Полученные по всей выборке данные можносвести в таблицу. В каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +,-, 0.
На следующем этапе обработки для каждогокомпонента выводится средняя оценка по выборке. Очевидно, что для любого компонентасредние оценки могут располагаться в интервале от — 1, 0, +1. В соответствии спринятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние.
Методика Социометрия
Социометрическаятехника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных имежгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Спомощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей вусловиях групповой деятельности, судить о социально-психологическойсовместимости членов конкретных групп.
Цель — определить социально-психологический климат в коллективе; степень сплоченности– разобщенности группы, наличие «лидеров» и «отвергнутых». Таким образом,социометрия позволит выявить структуру группы, кто в какой роли оказался.
Надежностьпроцедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, чтодиктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификойгруппы
Исходя изцелей и задач исследования и учитывая основные признаки благоприятногопсихологического климата в группе, мы выделяем следующие критерии выбора:
1.    Назовите наиболееприятного для Вас члена группы;
2.    Назовите наихудшего длявас члена группы.
Количествовыборов: членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможностьобнаружить их симпатии и антипатии. Инструкция: «Напишите на бумажках подцифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, подцифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого быВы выбрали, если бы не было первого и второй».
Однако социометрический анализ можетдать лишь самое общее описание этой коммуникативной сети. И его нельзяиспользовать для определения мотивов тех или иных выборов одних членов группыдругими. В связи с этим необходимо выявить мотивационное ядро выбора вмежличностных отношениях. Под мотивационным ядром здесь понимается системамотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочитаемости,проявляемой индивидами в социометрическом исследовании.( Содержание мотивационногоядра представлено в приложении № 2)./>/>/>/>/>/>/>/>Социометрические индексы
Различают персональные социометрическиеиндексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первыехарактеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роличлена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрическойконфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структуробщения. Основными П.С.И. являются: индекссоциометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема,интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и jобозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он жевыбирающий, ij — совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
/>
где Сi — социометрическийстатус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, Z —знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членовгруппы.
Социометрический статус — это свойстволичности как элемента социометрической структуры занимать определеннуюпространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситьсяс другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структурынеравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексомсоциометрического статуса. Статусные категории делятся на «звезды»,«предпочитаемые», «принятые», «отвергнутые».
Элементы социометрической структуры —это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует скаждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то жевремя каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведениемвоздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает черезразличные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меруэтого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личностьможет влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтомупринято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряетпотенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитатьсоциометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен также расчет С-положительного иС-отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле:
/>
где Gg — взаимность в группе порезультатам положительных выборов, Аij+ — числоположительных взаимных связей в группе N — число членов группы.
Индекс конфликтности в группе (U) выражает относительное количество отмечавшихся в группе взаимныхотрицательных выборов:
å A-ij
U= ———— ,
N (N — 1)
где å A-ij— количество взаимных отрицательных выборов, N — количество членов в группе.
2.2 Результатыисследования социально-психологического климата группы, интерпретация полученныхрезультатов
Результатыэкспресс-диагностики социально-психологического климата в коллективе
Таблица1компоненты № вопроса +1(кол-во ответивших) 0(кол-во ответивших) -1(кол-во ответивших) итоговый балл результаты эмоциональный компонент 1 5 3 2 +1 2/3 4 8 3 +1 7 9 2 +1 поведенческий компонент 2 8 2 1 +1 2/3 5 4 2 5 8 7 3  1 +1 когнитивный компонент 3 8 2 1 +1 3 6 9 2 +1
Порезультатам исследования в коллективе наблюдаются высокие показатели по всемтрем компонентам. Наивысший балл получено когнитивному компоненту. Коллективсформирован давно, люди хорошо знают друг друга, привыкли друг к другу. Вколлективе преобладают позитивные настроения, люди положительно оценивают своихколлег, готовы к сотрудничеству. 70% респондентов данный коллектив полностьюустраивает. Остальная часть положительно оценивает климат коллектива, но нерасположена к более тесному общению, данные респонденты находятся несколько встороне, но не испытывают дискомфорта и эмоционального давления со стороныдругих членов группы.
Результаты,полученные в ходе социометрического исследования
Мыпроанализировали структуру и межличностные взаимоотношения в данном коллективе.Первое, что следует отметить – в группе наблюдается взаимосвязь деловых идружеских отношений.Составив матрицу выбора (приложение № 3), мы определили следующиедиагностические показатели:
Таблица2Статусные категории кол-во человек номера сотрудников 1.«звезды» (высокий положительный статус 0,5-0,4) 3 5, 7,8 2.«предпочитаемые» (средний положительный статус 0,3) 4 6,9,10,11 3.«принятые» (низкий положительный статус 0, 2 при отрицательном 0,4) 1 4 4.« не принятые» (положительный статус 0-0.1 при отрицательном 0,2-0,6) 3 1,2,3
Уровеньблагополучия отношений – нормальный, 70% принятых членов группы; уровеньвзаимности – нормальный, 50% (коэффициент 2,2) 6 взаимных выборов из возможных11, однако следует отметить, что были учтены взаимные выборы различной степени(от 1 до 3).
Индексконфликтности – 0,2, низкий; индекс изолированности – 30%.
Основныемотивы положительных выборов:
— с этимчеловеком легко работать — 9;
— он приятныйв общении человек — 8;
— мы тесносотрудничаем по роду своей деятельности- 5;
— у насдружеские взаимоотношения — 8.
Выстроивсоциограмму межличностных взаимоотношений в группе (приложение № 4), мыотметили следующее: лидерами коллектива являются члены под номерами 5, 7, 8. ихотмечают как людей, с которыми легко работать и приятно общаться. Формальныйлидер 8 воспринимается коллективом как лидер, однако на социограмме самоевысокое положение принадлежит члену группы под номером 5, так как № 8 получилбольшее количество не только положительных, но и отрицательных выборов. Членгруппы № 1 не получил ни одного положительного выбора, а № 2 и 3 получили оченьмного отрицательных выборов, основным мотивом в отрицательном выборе № 2 являютсяего личностные качества( «очень сложный, неприятный в общении человек»), приотрицательном выборе № 3 основным мотивом отрицательного выбора являютсяпрофессиональные качества ( « с этот человек плохо справляется со своими обязанностями»).
Полученные входе социометрического обследования результаты действительно говорят облагоприятном климате в группе, большинство членов коллектива чувствуют себяблагополучно. Средний уровень благополучия взаимоотношений говорит о некоторомравновесии в групповых отношениях. Данная группа относится ко 2-ому уровнювзаимности (средний уровень). Значение коэффициента взаимности и построениесоциограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление охарактере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует одостаточной сплоченности группы, т.е. в группе практически нет деления наразобщенные группировки. Что касается качественной стороны взаимных выборов.Следует отметить. Что практически у всех членов коллектива неплохиевзаимоотношения, но особенно тесных дружеских связей немного. Превалирующиммотивом в выборе людей является « с эти человеком легко работать», затем идет«он приятный в общении человек». В группе существует несколько лидеров и всевзаимоотношения «завязаны» именно на них, причем существуютдостаточно тесные связи между членами группы всех статусных образований, кромепоследнего (тех людей, которые не получили ни одного выбора, хотя и их выборынаходят своего адресата во всех статусных уровнях, либо тех, кто получил оченьмного отрицательных выборов).
Такимобразом, если соотнести результаты обеих методик. Можно сказать следующее:
В коллективенаблюдается высокий коэффициент взаимности, хорошие взаимоотношения в целом,нет явного разделения на микрогруппы, группировки, хотя в качестве лидеровможно выделить членов группы 5,8,7,6, вокруг которых завязано большинствовзаимоотношений. Большинство членов коллектива входят в категории «звезды» и«предпочитаемые».
Характерносовпадение приятельских и деловых интересов, люди, которые непосредственно вместезаняты в одном деле, также отмечают друг друга как партнеров по общению ивремяпрепровождению.
В коллективене выявлено межличностных конфликтов, атмосфера достаточно благоприятна.Коллектив выступает как одна команда, однако не имеет самых высоких показателейсплоченности.
В группеприсутствуют люди, которые хотя и не являются явными «изгоями», однако получилиотрицательную оценку со стороны коллег по нескольким показателям – это члены №2и 3. Причем эти люди сами оценивают атмосферу в коллективе как «нормальную», нов целом не готовы общаться с коллегами вне рабочих отношений. № 2 и № 11находятся в тесных дружеских отношениях, остальные члены коллектива в основномотдают свои отрицательные выборы №2. № 3 не устраивает коллектив впрофессиональном плане. № 1 выступает как «не принятый», несмотря на то, чтосам выбирает людей для общения и сотрудничества, в свою сторону не получил ниодного положительного выбора. При оценке коллектива по эмоциональному иповеденческому компоненту именно эти люди давали среднюю оценку, определяяколлектив «не плохим, но и не хорошим». Это говорит о том, что в целом онинормально чувствуют себя в данном коллективе, однако не являются активными участникамив дружеских взаимоотношениях.
В качестверекомендации по улучшению ситуации можно предложить комплекс тренинговых игр имероприятий для коллектива, где члены за номерами 1,2,3, а также 4 имели бывозможность раскрыть себя и наладить отношения с коллективом.
Заключение
 
В даннойработе был проведен теоретический анализ понятий малой группы, первичноготрудового коллектива, социально-психологического климата коллектива. Мыотметили, что социально-психологический климат является важной составляющей,результатом межличностных взаимоотношений в коллективе. Он оказывает влияниекак на продуктивность деятельности коллектива в целом, так и на эмоциональноеблагополучие каждого члена группы.
Былопроведено экспериментальное исследование, включавшее диагностику социально-психологическогоклимата коллектива…… по эмоциональному, когнитивному и поведенческомукомпоненту, а также изучение структурных составляющихсоциально-психологического климата путем проведения социометрического исследования.
Итак, в данномколлективе наблюдается достаточно высокий уровень группового развития, членыего в основном действую сообща, удовлетворены принадлежностью к данномуколлективу, что свидетельствует о благополучном социально-психологическом климате.
Список литературы
1.  Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Московский Университ, 1980
2.  Анцупов А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология. — М., 1999
3.  Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебноепособие. – М, 2002
4.  Гришина Н.В. Психология конфликта –СПб, 2000
5.  Донцов А.И. Психология коллектива. — М., Издательство Московского Университета, 1984
6.  Дружинин В.В., Конторов Д.С., КонторовМ.Д. Введение в теорию конфликта – М., 1989
7.  Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов– М., 1996
8.  Коллектив. Личность. Общение.: Словарьсоциально-психологических понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова.-Л.: Лениздат, 1987
9.  Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Методысоциальной психологии. — Ленинград: Издательство ленинградского университета,1977
10.     Козырев Г.И. Введение в конфликтологию.— М.: Владос, 1999
11.     Методикисоциально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990
12.     Морено Я.Л. Социометрия. – М., 2003
13.     Мясищев В.Н. Понятие личности васпектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара:Изд. Дом «БАХРАХ», 1999
14.     Петровский В.В., Шпалинский В.В.Социальная психология коллектива, Учебное пособие для студентов пед.Институтов. — М.: «Просвещение», 1978
15.     Петровский А.В., Абраменкова В.В.,Зеленова М.Е., под ред. Петровского А.В. Социальная психология: учебное пособиедля студентов пед. институтов. — М.: «Просвещение», 1987
16.     Психологический словарь // под ред.Давыдова В.В., Лурия А.Р. М.,1983
17.     Психология. Словарь / Под общ. ред.А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат,1990
18.     Робер М.-А., Ф. Тильман. Психологияиндивида и группы. Пер. с фр./ Предисловие А.В. Толстых.- М.:«Прогресс», 1988
19.     Социальная психология: Учеб. пособиедля студентов пед. ин-тов/ А.В.Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова идр.; Под ред. А.В.Петровского. — М.: Просвещение, 1987
20.     Краткий психологический словарь/Сост.Л.А.Карпенко/под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М., 1995
21.     Немов Р.С. Психология. Учебник длястудентов высш. пед. учеб. заведений. В3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-еизд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
22.     Рогов Е.И. Настольная книгапрактического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 1996
23.     Хасан Б.И. Психотехника конфликта иконфликтная компетентность–Красноярск,1996
Приложение
Приложение № 1
Вопросы дляэкспресс-диагностики социально-психологического климата группы
Предложенныевопросы
I. Отметьте скаким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
1.Большинство членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные люди.
2. В нашемколлективе есть всякие люди.
3.Большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.
II. Считаете ливы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг отдруга?
1. Нет,конечно.
2. Скореенет, чем да.
3. Не знаю,не задумывался об этом.
4. Скорее да,чем нет.
5. Да,конечно.
III. Как вамкажется могли бы вы дать достаточно полную характеристику
А. Деловыхкачеств большинства членов коллектива?
1. Да.
2. Пожалуй,да.
3. Не знаю,не задумывался над этим.
4. Пожалуй,нет.
5. Нет.
Б. Личныхкачеств большинства членов коллектива.
1. Да.
2. Пожалуй,да.
3. Не знаю,не задумывался над этим.
4. Пожалуй,нет.
5. Нет.
IV.Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 характеризует коллектив, который вамочень нравится, а цифра 9 — коллектив, который вам очень не нравится. В какуюцифру вы поместите ваш коллектив.
1 2 3 4 5 6 78 9
V. Если бы увас появилась возможность провести каникулы с членами вашего коллектива, то какбы вы к этому отнеслись?
1. Это менябы вполне устроило.
2. Не знаю незадумывался над этим.
3. Это менябы совершенно не устроило.
VI. Могли бывы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, скем они охотно общаются по деловым вопросам.
1. Нет, немог бы.
2. Не могусказать, не задумывался над этим.
3. Да, могбы.
VII. Какаяатмосфера обычно преобладает в вашем коллективе?
Представленашкала от 1 до 9, где цифра 1 соответствует нездоровой, недружеской атмосфере, а9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения. К какой из цифр выотнесли бы свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 78 9
VIII. Как выдумаете, если бы вы заболели или долго не появлялись по какой-либо причине,стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
1. Да,конечно.
2. Скорее да,чем нет.
3.Затрудняюсь ответить.
4. Скореенет, чем да.
5. Нет,конечно.
Приложение №2.
Мотивы положительноговыбора членов коллектива:
·          с этимчеловеком легко работать,
·          онприятный в общении человек,
·          у насдружеские взаимоотношения,
·          мылегко понимаем друг друга,
·          мытесно сотрудничаем по роду своей деятельности,
·          мызаняты разработкой одного и того же направления,
·          этотчеловек помогает мне по работе,
·          поддерживаетменя в трудных ситуациях, наилучший для дружеских взаимоотношений человек,
·          наилучшийдля деловых взаимоотношений человек.
Мотивыотрицательного выбора членов коллектива:
·    сэтим человеком трудно находить общий язык,
·    онагрессивно настроен по отношению к другим членам коллектива,
·    этотчеловек плохо справляется со своими обязанностями,
·    мненеприятен этот человек,
·    у наспостоянно возникают разногласия по работе,
·    у насразные взгляды на жизнь,
·    человекне интересуется жизнью коллектива.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.