Реферат по предмету "Психология"


Исследование особенностей межличностных отношений у детей с нарушением здоровья

Филиалнегосударственного образовательного учреждения
высшегопрофессионального образования
«Московскийпсихолого- социальный»
в г. РославлеСмоленской области

Отчет попроизводственной практике

Выполнила студенткагруппы 05/ПЗ-51
Специальности: «Психология»
Сотова В.Ю.
Преподаватель НовиковаН.А.

План
Введение
1.Общаяхарактеристика МОУДО и психологической службы МОУДО
2.Должностнаяинструкция психолога МОУДО
3.Этическиенормы в работе практического психолога МОУДО
4.Методикиисследования
Заключение

Введение
 
Я проходила производственную практикуна базе МОУДО «ДМШ» №1 в качестве психолога-консультанта психологическойслужбы.
Руководитель психологической службы МОУДО«ДМШ» — Кузьмина Елена Викторовна, психолог высшей категории. Стаж работы 20лет, стаж работы психологом 16 лет.
Работа в детской музыкальной школестроится по направлениям:
·         Методологическая(районные метод. объединения и городская ассоциация психологов);
·         Работа спедагогическим коллективом (педагоги и администрация). Проведение собраний итренингов для воспитателей;
·         Работа сродителями (проведение собраний);
·         Работа с учащимися(проведение диагностических исследований, создание корректирующих программ длядетей, отстающих в развитии).
Продолжительность практики с 30апреля по 28 мая 2009 года. Целью прохождения производственной практики быловыполнение следующих задач:
·          Ознакомится снормативными документами;
·          Присутствовать назанятиях с учащимися;
·          Провести ряд методик,проанализировать результаты;
·          Выявить основныепринципы работы консультанта-психолога в МОУДО, методы работы в группе больныхдетей.
·          Посетить родительскиесобрания.

1.        Общаяхарактеристика МОУДО«ДМШ» и психологической службы МОУДО «ДМШ»
Муниципальное образовательноеучреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1» общеобразовательноговида, высшей категории, функционирует с 1978 года. Директор музыкальной школы –Акопян Ирина Шагеновна.
Цели и задачи образовательного учреждения:
Генеральная цель:
Целостное воспитание личностиначинающего музыканта, одухотворения процесса обучения музыке, восстановление вреальной практике школьной работы глубины понятий «Музыка», «Музыкант»,«Музыкальное образование».Формировать у родителей, педагогов, детейответственные взгляды и убеждения в деле воспитания личности.
Основные задачи:
1.Ценностный подход к музыке имузицированию. Обеспечение каждому учащемуся целостного видения мира музыки наоснове понятия Красоты, взятого не в узкоэстетическом смысле, но как выражение глубиннойосновы Жизни и искусства.
2.Приоритет непосредственной музыкальнойдеятельности над формальной составляющей учебного процесса. Организацияпроцесса обучения на основе приоритета музыкальной деятельности означаетприведение форм и методов обучения искусству (включая функции оценивания) всоответствие с характером музыкальной деятельности, её назначением и смыслом.
3.Сотрудничество как результатсвободы в творческой среде.
4.Формирование «творческой»,«целостно» воспитывающей среды: наличие мировоззренческой основы, и соответствиеучебной деятельности ее профессиональной сущности.
5.Укреплять в детях любовь к музыке,прививать интерес к музицированию, знакомить их с наибольшим количествомпроизведений и расширять их музыкальные интересы и вкусы.
Образовательную работу с детьми ведут8 преподавателей: 3 преподавателя по теоретическим дисциплинам, 1 преподавательпо специальности, 1 логопед, 1 психолог, 2 преподавателя (по хореографии).
Качественный состав педагогическихкадров – 68% имеют высшее образование, 32% среднее специальное.
В школе три группы сольфеджио –младшая, средняя и старшая. Основой преподавания пение, сольфеджирование, а всредних и старших группах ещё и музыкальный диктант.
С учащимися старших классовпроводятся консультативные занятия по дирижированию, гармонии и музыкальнойлитературе.
В школе разработаны специализированныепрограммы для детей инвалидов по возрастам.
Музыкальная школа работает с 8 15утра до 20 00 вечера.
 
Продолжительность различных видовработ
психолога МОУДО№ Вид работы Среднее время, ч. Примечание 1 Индивидуальная психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций 3,5 — 6,0 Из расчета на одного человека 2 Групповая психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций 16 — 20 Из расчета на 15 человек 3 Индивидуальная и консультативная работа с учащимися, оформление результатов 1,5 – 3,0 На одну беседу 4 Индивидуальная развивающая психокоррекционная работа, включая подготовку, проведение и оформление результатов 30 — 60 На один цикл 5 Проведение и подготовка педагогического консилиума, оформление результатов 5,0 – 7,0 На один консилиум (без учета диагностической работы) 6 Индивидуальное и групповое консультирование родителей, оформление результатов 1,5 – 2,5 На одну беседу 7 Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов 1,0 – 2,5 На одну беседу 8 Деловые игры, тренинги и другие формы активной психологической работы с педагогами, включая подготовку, проведение и оформление результатов 30 — 40 На один цикл 9 Подготовка и выступление на методическом объединении, родительском собрании и др., оформление результатов 1 — 4 На одно мероприятие 10 Подготовка и проведение “психологических часов” для детей, оформление результатов 1,5 – 3,0 На одно занятие 11 Ежедневное итоговое оформление документации 0,5 – 1,0 12 Методическая работа 12 В неделю
 
Кабинет психологической службы,находится на втором этаже. Кабинет разделен на зоны:
1.        Зона для занятий –столы для занимающихся, стулья и доска;
2.        Рабочая зона –стол, стул, компьютер и шкафы;
3.        Зона релакса –кресла, цветы, ковер.
Мебель расставлена функционально,красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошосделана зона релакса.
Кабинет освещается очень хорошо,цветовая гамма кабинета выдержанна в приятных глазу, успокаивающих тонах.Атмосфера в кабинете, благодаря освещению и цветовой гамме, создается уютная иблагоприятная.
В кабинете находится литература понаправлениям:
·         Общая психология;
·         Психологическиепроцессы;
·         Методология;
·         Диагностика;
·         Коррекция;
·         Педагогическаяпсихология;
·         Основымедицинской психологии;
·         Основыконфликтологии;
·         Возрастнаяпсихология;
·         Методическоеобеспечение (учебники)Содержание кабинета Столы 5 штук. Стулья 16 штук. Горшки цветочные 20 штук. Дипломы 7 штук. Шкафы 2 штук. Подставка под дискеты 2 штуки. Компьютер 1 штук. Ковер 1 штука. Кресла 4 штуки.
 
3. Должностная инструкция психолога МОУДО
1. Общие положения
1.1. Психолог назначается надолжность из числа лиц с высшим профессиональным образованием.
1.2. Подчиняется директору школы.
1.3. Принимается на должность иосвобождается от должности приказом директора.
1.4. Проходит медицинский осмотр 1раз в полгода.
1.5. В своей работе руководствуетсянормативными документами, настоящей должностной инструкцией и Правиламивнутреннего трудового распорядка.
1.6. Соблюдает трудовую дисциплину.
 
2. Должностные обязанности
 
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность,направленную на сохранение психического и социального благополучия учащихся.
2.2. Содействует охране прав личностиребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.
2.3. Определяет факторы,препятствующие развитию детей, и принимает меры по оказанию детям различноговида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной иконсультативной).
2.4. Оказывает помощь детям,родителям, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.
2.5. Проводит психологическуюдиагностику различного профиля и предназначения.
2.6. Составляетпсихолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ сцелью ориентирования педагогического коллектива, родителей в проблемахличностного и социального развития воспитанников.
2.7. Ведет документацию поустановленной форме и использует ее по назначению.
2.8. Участвует в планировании иразработке развивающих и коррекционных программ, образовательной деятельности сучетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.
2.9. Осуществляет психологическуюподдержку творчески одаренных воспитанников, содействует их развитию.Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) вразвитии воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития ипроводит их психолого-педагогическую коррекцию.
2.10. Формирует психологическуюкультуру учащихся, педагогических работников и родителей, в том числе икультуру полового воспитания.
2.11. Консультирует педагогов повопросам практического применения психологии, способствует повышениюсоциально-психологической компетентности педагогов, родителей.
3. Психолог должен знать:
3.1. Нормативные правовые документысферы образования.
3.2. Общую психологию, педагогическуюпсихологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальнуюпсихологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскуюпсихологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику, основыдефектологии, психотерапии, сексологию, психогигиену, психологии труда, психологическогоконсультирования.
3.3. Правила и нормы охраны труда,техники безопасности и противопожарной защиты.
3.4. Порядок оказания первоймедицинской помощи.
3.5. Порядок действий в экстремальнойситуации.
4. Права
4.1. Продолжительность очередногоотпуска — 42 календарных дня.
4.2. Продолжительность рабочей недели- 36 часов.
4.3. Имеет права, предусмотренныеТрудовым кодексом РФ.
5. Ответственность
Несет ответственность за выполнениевсех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.
С должностной инструкциейознакомлен(а) и согласен(а).
Дата ____________________________Подпись
4. Этические нормы в работе психологаМОУДО
В своей работе практический психологруководствуется следующими принципами и правилами:
1.        Принцип ненанесения ущерба испытуемому.
2.        Принципкомпетентности психолога.
3.        Принципбеспристрастности психолога.
4.        Принципконфедициальности.
5.        Принципосведомленного согласия.
6.        Правиловзаимоуважения психолога и испытуемого.
7.        Правилобезопасности применяемых методик.
8.        Правилопредупреждения неправильных действий заказчика.
9.        Правилосотрудничества психолога и заказчика.
10.      Правилопрофессионального общения психолога и испытуемого.
11.      Правилообоснованности результатов исследований психолога.
12.      Правилоадекватности методик.
13.      Правило научностирезультатов исследования.
14.      Правиловзвешенности сведений психологического характера.
15.      Правилокодирования сведений.
16.      Правилоконтролируемого хранения сведений психологического характера.
17.      Правилокорректного использования сведений психологического характера.
5. Методики исследования
 
В исследовании принялиучастие 10 учащихся 6-7лет, а также их родители (преимущественно матери).
Согласно медицинскойклассификации, дети с хроническими заболеваниями были разделены на две группы:
а) легко больные дети — это дети, имеющие заболевания, не ограничивающие их жизнедеятельность и неоказывающие существенного влияния на особенности их поведения (заболеванияЛОР-органов, легкие заболевания костной системы и т.д.):
б) тяжело больные дети — это дети, заболевания которых существенно ограничивают их жизнедеятельность ивызывают острые болевые симптомы и тревожные состояния, связанные со страхомпотери жизни;
В рамках данной работы, мы провелиисследование, в котором использовали 7 различных методик:
1. Тест «Рисунок семьи»
Тест предназначен для выявления особенностейвнутрисемейных отношений. Онпоможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как онвоспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений,которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувства.
Полученные изображенияявляются выражением отношения ребенка к членам его семьи.
По результатам даннойметодики, необходимо заметить, что рисунки детей из группы легко больных детейхарактеризуются положительной направленностью, в то время как в рисунках детейиз группы больных детей, показываются проблемы в семейных отношениях. Это иодиночество ребенка, и отвержение родителями ребенка, и ревность кбратьям/сестрам.
2. Тест «Рисунок человека» (К.Маховер, Ф.Гудинаф).
В целом рисунок ребенкадолжен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этомуобразцу, тем выше уровень его развития. Нормально развитый ребенок 5 лет долженнабрать в соответствии со своим возрастом 10 очков.
По результатам данной методики, мыможем сделать вывод, что в группе легко больных детей баллы результатварьируется в пределах 9-12 баллов, в то время как в группе больных детей этотпоказатель ниже (в пределах 7-11).
Кроме того, 5 детей изгруппы больных детей (Алена А., Валерия Ф., Кирилл Э., Женя И., Миша К.), атакже Паша Д. из группы легко больных детей проявляли неуверенность и сомненияв своих действиях. Подобное поведение может свидетельствовать о том, что ребенокчувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе,сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайнокритичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен,насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.
3. Тест Розенцвейга. Методикарисуночной фрустрации
Методика предназначена дляисследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующихдеятельности или удовлетворению потребностей личности.
Можно видеть, что в конфликтнойситуации дети из группы тяжело больных детей по выраженности реакций равнойнаправленности различаются следующим образом: E>J>M, т.е. наиболее часты(43 %) экстрапунитивные реакции (Е). Они носят внешнеобвинительный характер,направлены на окружающих людей, выражаются в осуждении внешних причинфрустрации и подчеркивании ее степени, иногда проявляются в требованииразрешения ситуации от другого ребенка или взрослого. Вот типичные для этойнаправленности утверждения: «Сейчас я тебя ударю», «Сам дурак», «Сделай ты»,«Мама, помоги!», «Папа, купи, пожалуйста».
На втором месте у детей схроническими заболеваниями — реакции интрапунитивного характера (J),направленные на самого себя с принятием вины или ответственности за исправлениевозникшей ситуации, при этом фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению (35%). Типичные утверждения детей следующие: «Я виноват», «Так получилось», «Я нехотел».
Наименее выражены у больных детейреакции импунитивного характера (М), когда фрустрирующая ситуациярассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое современем; обвинение окружающих или самого себя отсутствует. Такие реакциисоставляют всего 23 % и выражаются в высказываниях типа: «Ну и ладно», «Ну ичто?»
Иерархия реакций здоровых детей илилегко больных детей на фрустрирующую ситуацию по направленности носит инойхарактер: J > М > Е. Наиболее часты интрапунитивные реакции (39 %), т.е.готовность взять ответственность за случившееся на себя. Наименее выражены уздоровых детей реакции экстрапунитивного характера (27 %), т. е. готовностьобвинять. И сами их высказывания по этому поводу носят более мягкий характер,чем у детей с хроническими заболеваниями: «Может, ты сделаешь это сам», «Ну,пожалуйста», «Помоги мне».
Импунитивные реакции у здоровых детейзанимают среднее положение между интрапунитивными и экстрапунитивными (32 %).
Также у детей с нарушениями речи издоровых детей имеются отличия в типах реакций на фрустрацию. Для первых ониимеют последовательность ED>NP>OD, для вторых – NP>ED>OD.
У детей с хроническими заболеванияминаиболее выражены самозащитные реакции (37 %), для которых характернаактивность в форме порицания кого-либо, отрицание собственной вины, уклонениеот упрека, преобладание защиты своего «Я». Типичны высказывания: «Я невиноват», «Это не я», «Наверное, это сделал кто-то другой».
На втором месте по выраженности —необходимостно-упорствующие реакции (35 %) в виде постоянной потребности найтиконструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи отдругих, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенностив том, что время и ход событий приведут к ее разрешению. Такое отношение кситуации выражается следующим образом: «Я сам исправлю, сам сделаю» или «Ничегострашного, пусть поиграет, я еще успею».
Меньше всего представлены у испытуемыхиз группы тяжелобольных детей препятственно-доминантные реакции (27%), прикоторых препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимоот того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные;«Все равно она сломана», «Ты никогда не покупаешь мне ничего», «Мне страшнооставаться одному».
У испытуемых из группы легкобольныхдетей наиболее выражены необходимостно-упорствующие реакции (41 %), т.е.носящие конструктивный характер: «Давай попробуем ее починить», «Можно купитьновую». Второе и третье места у детей данной группы разделяют самозащитные ипрепятственно-доминантные реакции (соответственно 28 и 28 %), т. е. им в равноймере свойственно отрицание вины: «Я тут ни при чем», «Ничего не знаю», «Это нея» и «увязание» в возникшей ситуации: «Как это ужасно», «Что же теперьделать?», «Никто не сможет сделать этого».
Таким образом, дети с тяжелымиформами заболеваний обнаруживают отличие своих адаптивных реакций наконфликтные ситуации в межперсональном взаимодействии по сравнению с детьми изпервой группы. В направленности реакций это, в частности, выражается впреобладании двух контрастных форм поведения – от перекладыванияответственности за случившееся на других, в том числе в агрессивной форме, допринятия ответственности на себя. Испытуемым из группы больных детей свойственнаповышенная готовность брать на себя ответственность, а также проявлятьсамозащитный тип реакции.
На основании проведенногоисследования по методике рисуночной фрустрации Розенцвейга, мы можем сделатьвыводы, что у детей с хроническими заболеваниями дошкольного возраста выявляютсядисгармоничное развитие личности. Оно проявляется в агрессивности, повышенномчувстве виновности, эмоциональной ранимости, социальной незрелости, виспользовании защитных видов реагирования в трудных ситуациях.
4. Тест «Кинетический рисунок семьи(КРС)
Тест предоставляетбогатую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка.Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения,которые вызывают Тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимаетвзаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.
Результаты методики погруппе легкобольных детей сведены в Таблицу 1:
Таблица 1.

ФИО
родителя
Благоприятная семейная обстановка
Тревожность
Конфликтность
Чувство неполноценности
Враждебность в семейной ситуации 1 Саша К., 2,1 1,1 1,0 0,2 0,2 2 Даша М. 1,9 0,9 1,2 0,1 0,4 3 Никита В. 2,2 0,4 1,1 0,1 0,4 4 Софья Л. 2,0 0,8 0,9 0,3 0,3 5 Максим С. 2,3 1,2 1,6 0,5 0,8 6 Дамир Д., 1,7 1,0 1,8 0,7 0,1 7 Артем Н. 2,5 1,7 0,8 0,1 0,3 8 Юля Б 2,9 0,2 2,0 0,5 0,1 9 Аня С. 1,4 1,8 1,8 1,0 0,4 10 Данила Р. 1,6 1,3 1,7 0,2 0,2 11 Ульяна Ч. 2,0 1,1 1,5 1,2 0,1 12 Марина В. 2,4 0,5 0,8 1,1 0,5 13 Паша Д. 2,1 0,9 2,1 0,9 0,3 14 Лена О. 1,6 1,7 0,3 0,5 0,1 15 Миша А. 1,8 1,4 0,6 0,7 0,1
Результаты теста в группе детей стяжелыми формами хронических заболеваний приведены в Таблице 2.
Таблица 2.

ФИО
родителя
Благоприятная семейная обстановка
Тревожность
Конфликтность
Чувство неполноценности
Враждебность в семейной ситуации 1 Сергей У 1,1 2,7 2,1 1,8 1,4 2 Наташа А 0,6 2,2 2,0 2,2 2,1 3 Егор Р 0,9 2,5 2,0 2,1 1,1 4 Маша И 1,2 1,9 1,9 2,0 1,0 5 Сережа П 08 2,3 2,4 1,4 1,7 6 Игорь Я. 0,6 1,8 1,6 1,9 2,0 7 Валерия Ф 0,7 2,0 1,8 1,7 2,1 8 Кирилл Э 1,0 2,1 1,4 2,0 1,8 9 Рита С 1,2 1,6 1,0 1,5 1,8 10 Гульнара Ю 1,1 2,8 2,5 2,0 1,6 11 Вика П 0,9 1,2 1,3 1,6 2,2 12 Олег Ч. 0,6 1,6 1,1 0,9 2,3 13 Алина Д 0,8 2,0 1,6 1,8 2,1 14 Женя И 1,3 1,6 1,7 1,9 1,5 15 Миша К., 1,8 2,1 2,0 2,1 1,3
5. Тест тревожности Ф.Амен, Р.Тэммл,Д.Доркм
Методика направлена навыявление степени тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для негожизненных ситуаций, дает косвенную информацию о характере его взаимоотношенийсо сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.
По результатам этоготеста, мы видим, что уровень тревожности в группе легкобольных детейопределяется в пределах 7.14-57.14%, в соновном преобладает низкий или среднийуровень тревожности. Лишь у одного испытуемого Паши Д, уровень тревожностихарактеризуются как высокий. В группе больных детей, показатель тревожностигораздо выше, он варьируется в пределах 42, 85-75, 57. Преобладает высокийуровень тревожности.
6. Тест родительского отношения В.В.Столина и А.Я. Варги.
Родительское отношениепонимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей поотношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – этопедагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себярациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Данная методикапроводилась на одном из родительских собраний, проходившем в детском саду.
Данные результатов по этой методике показывают,что некоторые родителей этих двух групп имеют схожие баллы по шкалам«Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник». Таким образом, материотличаются избыточным контролем, который приобретает авторитарные черты. Дляматерей больных детей характерна выраженная тревожность по поводу ихфизического здоровья, что часто проявляется в форме гиперопеки. Необходимоотметить, что родители детей с хроническим заболеванием, имеют более выраженныепоказатели.
Также можно сделать вывод, что убольшинства матерей, имеющих детей с хроническим заболеванием, наблюдаетсянарушение по шкалам «Принятие-отвержение» и «Симбиоз».
Таким образом, мы видим, чторассмотренный этап констатирующего эксперимента показывает, что примерно уполовины матерей готовность к взаимодействию с больным ребенком сформирована нанизком уровне, у 35% – на среднем и только у 11% родителей – на высоком уровне.

7. Методика диагностики отношения кболезни ребенка ДОБР (В.Е.Каган, И.П.Журавлева).
Опросник используется виндивидуальной и семейной диагностике отношения взрослых членов семьи к болезниребенка, оценки эффективности семейной психотерапии, в консультативной работе,а также в научно-практической работе для изучения отношения к болезни ребенка взависимости от заболевания, типа лечения (амбулаторное, стационарное,полустационарное, санаторное), культурного уровня семьи, качества семейныхотношений, мало- и многодетности семьи и т.д.
Тестирование по даннойметодике проходило на одном из родительских собраний образовательногоучреждения.
Результаты тестированияпо данной методике сведены в таблицы. По испытуемым группы легко больных втаблице 3, тяжело больных – в Таблицу 4.
Таблица 3

Испытуемые
Интерна-
циональность
Тревога
Нозогнозии
Контроль активности
Напряженность 1 Мама Саши К. 10 11 10 7 38 2 Мама Даши М. 9 12 9 7 37 3 Мама Никиты В. 15 9 8 6 39 4 Мама Софьи Л. 8 16 9 8 41 5 Мама Максима С. 11 10 10 9 40 6 Мама Дамира Д. 12 11 11 12 46 7 Мама Артема Н. 17 12 7 7 43 8 Мама Юли Б. 11 10 10 11 42 9 Мама Ани С. 14 10 12 10 46 10 Мама Данилы Р. 10 11 11 9 41 11 Мама Ульяны Ч. 11 14 10 12 47 12 Мама Марины В. 13 11 9 12 45 13 Мама Паши Д. 9 8 10 11 38 14 Мама Лены О. 12 11 11 9 43 15 Мама Миши А. 14 12 11 10 47

Таблица 4.

Испытуемые
Интерна-
циональность
Тревога
Нозогнозии
Контроль активности
Напряженность 1 Мама Сергея У. 16 19 17 21 73 2 Мама Наташи А. 15 20 18 22 75 3 Мама Егора Р. 10 23 25 28 86 4 Мама Маши И.; 15 27 24 23 89 5 Мама Сережи П. 14 19 19 20 72 6 Мама Игоря Я. 9 22 20 28 79 7 Мама Валерии Ф. 11 20 21 27 79 8 Мама Кирилла Э. 12 21 23 28 84 9 Мама Риты С. 17 24 22 26 89 10 Мама Гульнары Ю. 16 18 26 24 84 11 Мама Вики П. 13 23 18 28 82 12 Мама Олега Ч. 10 19 25 21 75 13 Мама Алины Д. 18 17 22 23 80 14 Мама Жени И. 15 22 20 20 77 15 Мама Миши К. 12 26 21 27 86
 

Заключение
В заключение своего отчета хочу сказать,что при прохождении практики трудностей не возникало. Было очень интереснонаблюдать за занятиями групп разных уровней и сравнивать их деятельность междусобой.
В ходе тестирований по методикам завремя практики были получены следующие результаты:
·          Больные детихарактеризуются наличием отдельных признаков нарушения общения. Только 10 %дошкольников с хроническими заболеваниями можно было считать относительноблагополучными в области коммуникации.
·          У дошкольников схроническими заболеваниями были выявлены очень высокие показатели попрепятственно-доминантному типу, заниженные — по эго-защитному типу, высокийпроцент реакций фрустрации.
·          У больных детейуже в дошкольном возрасте наблюдаются отклонения в личностном и коммуникативномстатусе.
·          Испытуемые группыбольных детей по всем методикам показывают высокий уровень тревожности,агрессивности, зачастую эмоциональной незрелости.
·          По результатамисследования, можно говорить о том, что в семьях, где есть дети с хроническимизаболеваниями, наблюдаются нарушения в детско-родительских отношениях. Тогда всемьях испытуемых из группы легкобольных детей, таких нарушений гораздо меньшеили они совсем отсутствуют.
·          В отношениях с больнымребенком почти нет теплоты и совсем нет спонтанности. В качестве основногоинструмента воспитания матери детей с хроническими заболеваниями применяютжесткий контроль, гиперопеку. Доказательство этого – высокие оценки по шкалеотвержение и директивности. Матери детей с хроническими заболеваниями сознательностараются приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализацияэтого стремления вносит в их поведение напряженность, недостатокнепосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминируют, а не уступают.
·          Родителям детей схроническими заболеваниями чаще свойственен контролирующий тип взаимоотношений,это обусловлено, прежде всего, заболеванием ребенка.
Сравнение видов родительскихотношений показало, что родителей детей с хроническими заболеваниямихарактеризует зачастую эмоционально отрицательное отношение к ребенку. Такиеродители часто испытывают по отношению к ребенку злость, раздражение. Родителине доверяют своему ребенку, досадуя на его неумелость, приписывая личную исоциальную несостоятельность, воспринимая его младше по сравнению с реальнымвозрастом. Родители больных детей устанавливают психологическую дистанцию междусобой и ребенком. При этом родительские отношении в семьях здоровых дошкольников,развиваются несколько в другом направлении. Между детьми и родителямиустанавливаются демократические отношения.
Данная практика поможет мне вдальнейшей практической работе психологом.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.