Курсоваяработа
по дисциплине
«Общаяпсихология»
на тему:
Измененныесостояния сознания
Содержание.
1. Введение
2. Продуцированиеизмененных состояний сознания
3. Основные признакиИСС
4. Сон –естественное ИСС
5. Искусственный сон– гипноз
6. Забвениереальности
7. Творческий акт
8. Медитация
9. Левитация
10. Интерактивнаяпсихотерапия
11. Ребефинг
12. Заключение
13. Список литературы
1. Введение
За тонкой поверхностьюсознания человека лежит относительно неизведанная область психическойдеятельности, природа и функции которой никогда не были ни систематическиисследованы, ни адекватно изучены. Несмотря на существование большогоколичества клинического и экспериментального материала, касающегося мечтаний игрез, сна и дремоты, гипноза и гипнотических состояний, сенсорной депривации,исторических состояний диссоциации и деперсонализации, фармакологическииндуцированных психических расстройств т.д., сделано мало попыток организоватьи систематизировать эту разрозненную информацию в согласованную теоретическуюсистему. В нашей работе мы попытаемся интегрировать современные знания оразличных измененных состояниях сознания, определить условия, необходимые дляих появления, их общие и отличительные особенности и адаптивные или дезадаптивныефункции, которые они предоставляют человеку.
Сознание – одно изосновных понятий философии и психологии, обозначающее способность идеальноговоспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формытакого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах:индивидуальной (личной) и общественной.
Одни из первыхпредставлений о структуре сознания принадлежат З. Фрейду. Но в современнойнауке, как считают некоторые ученые, его иерархическая структура: подсознание,сознание, сверхсознание – видимо, уже исчерпала свой объяснительный потенциал.
В психологии сознаниетрактуется как психологическая деятельность, которая обеспечивает: обобщенное ицеленаправленное отражение внешнего мира, осуществляемое в знаковой форме;связывание новой информации, полученной индивидом, с его прежним опытом(узнавание, понимание); выделение человеком себя из окружающей среды ипротивопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность,т.е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение ихпоследствий; контроль и управление поведением личности, ее способность отдаватьсебе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственномдуховном мире. Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, нои сам объект – носитель сознания, постольку одним из существенных моментовсознания является самосознание. Конституирующие признаки сознания – отражение,отношение, целеполагание и управление.
Мысль, сознание реальны.Но это не объективная, а субъективная реальность: в мозгу нет физическогоотпечатка объекта отражения. Как личное, так и общественное сознание естьсубъективный образ объективного мира. Поскольку образ принадлежит субъекту, оннеизбежно отражает своеобразие его жизненного опыта, интересов, установок,социальных позиций. Субъективность означает также неполноту отражения: образотражает свойства вещей лишь с большей или меньшей степенью приближения.Наконец, субъективность может иметь и отрицательный смысл – субъективизм, тенденциозноеискажение субъектом объективного содержания образа.
Как познавательнаядеятельность, сознание начинается с чувственного отражения, в образах которогочеловеку непосредственно является мир вещей, их свойств и отношений, иподнимается до уровня теоретического мышления.
Обычное состояниесознания человека не есть нечто элементарное. Это исключительно сложнаяконструкция, особое орудие, предназначенное для взаимодействия с миром вещей идругих людей.
Существуют своизакономерности состояний сознания. Материальность – часть восприятия. Мы им«ощупываем» мир вокруг нас. Пытаемся это сделать и с сознанием, осознатьсознание как материальный субстрат нашего организма. Как проникнуть в«сверхспектр» восприятия сознания, чтобы ощущение мира совершенно изменило своиформы? Такая возможность существует, она достигается при появлении измененныхсостояний сознания.
Сознание может бытьизмененным, иметь различные уровни состояний:
1. Бодрствующеесознание – это то естественное для человека состояние, в котором мы пребываемежедневно в своих делах и заботах, отдыхе.
2. Сон, погружение в«жизнь без жизни», т.е. иллюзорный мир сновидений. Это естественное иединственное ИСС, которое нам дано природой.
3. «Сновидное»сознание, или гипнотическое, когда возможно остаться в субъективной фантазии.Это полупробужденное состояние со вспышками интенсивного сознания.
4. При шоке,стрессе, психическом кризисе, экстренной ситуации, гневе, страхе – возникаетакт подчинения сознания силе, которая впоследствии производит некую химическуюреакцию в организме и воздействует на характер ощущений, чувств, поведения, чтопроявляется в возникновении особого – измененного состояния сознания.
Измененным состояниемсознания (ИСС) мы назовем такое состояние, которое отличается от некоторогоконкретного базисного состояния сознания (БСС). Как правило, базиснымсостоянием является какое-либо обычное состояние сознания. ИСС – это некаяновая по отношению к базисному состоянию система, обладающая присущими толькоей характеристиками; это определенное изменение прежней структуры сознания.
Итак, измененнымисостояниями сознания (далее ИСС) принято называть любое психическое состояние,индуцированное различными физиологическими, психологическими илифармакологическими приемами или средствами, которые субъективно распознаютсясамим человеком (или его объективным наблюдателем) как достаточно выраженноеотклонение субъективного опыта или психического функционирования от его общегонормального состояния, когда он бодрствует и пребывает в бдительном сознании.Такого рода отклонения могут быть представлены большей, чем обычно,озабоченностью внутренними ощущениями или мысленными процессами, изменениемформальных характеристик мышления и ослаблением способности проверки реальностиразличной степени.
Структуры ИСС обладаютисключительно важными индивидуальными различиями. Например, в опытныхисследованиях обнаруживается, что в одних и тех же экспериментальных условиях,созданных для возникновения двух различных специфических модусов сознания, одинчеловек, находясь в этих разных состояниях, ведет себя по-разному, тогда какдругой человек и в этих состояниях, и в других, связанных с ними, ведет себяодинаково. Поэтому требуются особые усилия, чтобы перейти из одного состояниясознания в другое; второй таких усилий не делает и не ощущает контраста иструктурных различий между этими состояниями. Т.о. то, что для одного человекаявляется особым состоянием сознания, для другого – просто обычный опыт.
Некоторые ученые относятк измененным состояниям сознания так называемые Х-способности и феноменыпсихики, такие, например, как предвидение, ясновидение, яснослышание,«путешествие во времени», телепатия, внетелесные переживания, духовный имедиуматический опыт, сознание Универсального Ума и т.п. Как правило, такими способностямиобладает небольшое число людей, и способности эти являются врожденными. Однако,Х-способности и феномены сознания могут возникать у человека и в обычной жизни.Они могут неожиданно проявляться в творческом озарении, интуиции, предвидении,прозорливости, сверхчувствительном восприятии. Значит, существует некаянестандартная возможность аналитического ума проникать через закрытыйшлюз-«блокиратор» к заветной подсознательной информации. Такое происходит висключительных случаях и обычно у неординарных людей, занимающихся творческойработой: художников, поэтов, ученых, у тех людей, которые могутсосредотачиваться на какой-либо цели, концентрировать мысль, используютобразное мышление и воображение.
Невероятные способностимогут проявляться случайно. Например, «психический радар» (при телепатии)начинает действовать, когда сознание переполняет энергия, когда восприятиесмысла – ясное и интенсивное; функции чувств сильнее цели разумного пониманияпроисходящего состояния.
В сфере сознаниявыделяются четыре уровня или области человеческой психики и соответствующего имопыта:
1. сенсорный барьер;
2. индивидуальноебессознательное;
3. уровень рожденияи смерти;
4. трансперсональнаяобласть.
При особых состоянияхсознания возможны путешествия в бессознательную сферу психики. Событияпроисходят не только в трехмерном пространстве и линейном времени. Например,психоделическое состояние несет в себе многоуровневое ми многомерное качество.Существуют в одном и том же переживании микрокосм (диапазон размеров от атомови молекул до отдельных клеток) и макрокосмы (до гигантски небесных тел,солнечных систем, галактик). Могут возникать сцены из различных историческихаспектов. Есть выбор избирательного фокусирования: он может остановиться налюбой из этих сцен, переживать, участвовать и даже влиять на их ход; онипереживаются с такой живостью и сложностью, которые повседневное сознаниеспособно фиксировать только в настоящий момент. Время может течь в обратнуюсторону и прекратить течение, может выглядеть идущим по кругу или идти поспирали. Важная характеристика психоделических состояний – это транценденцияострого различия между материей, энергией и сознанием.
При измененном состояниисознания пациенты могут говорить на языках, которых не знали, даже на такихдревнейших, которые вышли из употребления в современном мире. Могут издаватьоригинальные звуки животных различных видов, переживать свои прошлые жизни,ранения и смерти.
2. Продуцированиеизмененных состояний сознания
ИСС можно вызвать в любойобстановке при помощи самых разных средств или приемов, которые препятствуютнормальному притоку сенсорных или проприоцептивных стимулов, нормальному выходумоторных импульсов, нормальному «эмоциональному настроению» или нормальномутечению и организации когнитивных процессов. Для поддержания нормальногободрствующего состояния сознания, по-видимому, существует необходимыйоптимальный уровень экстероцептивной стимуляции, и если стимуляция ослабляетсяили усиливается, то это, вероятно, способствует выработке ИСС. Более того, длясохранения нормального когнитивного, перцептивного и эмоционального опытанеобходимы разнообразные, сменяющие друг друга стимулы окружающей среды, и вслучае обеднения подобной стимуляции, вероятно, происходят психическиеотклонения. Хотя экспериментальных данных о подобных манипуляциях моторными,когнитивными и эмоциональными процессами не так много, существует достаточноеколичество клинических и житейских свидетельств, чтобы предположить, что такоегрубое вмешательство в эти процессы может вызывать изменения в сознании.
Создание какого-либо измененногосостояния требует двух основных операций, которые, если завершаются успешно,ведут от данного базисного состояния к определенному состоянию. Первоезаключается в том, что на данное базисное состояние воздействуют какие-торазрушительные силы — психологические и/или физиологические действия,разрушающие процессы стабилизации. Поскольку базисное состояние сознания – этосложная система, поддерживаемая в стабильности рядом одновременно действующихпроцессов, возникновение измененных состояний может не произойти. Например,употребление психогенного наркотического препарата может не приводить квозникновению измененного состояния из-за того, что психические стабилизирующиепроцессы удерживают постоянство базисного состояния сознания, не смотря наразрушительное воздействие наркотика на физиологическом уровне.
Если создание измененногосостояния проходит успешно, наступает вторая операция, когда начинаютдействовать формирующие силы в течение переходного периода (прежнее базисноесостояние разрушено, новое еще не возникло). Такими силами выступаютпсихологические и/или физиологические воздействия, образующие новую систему изряда структур (подсистем), т.е. измененные состояния, к которым направлен весьпроцесс. Когда такая система образована, она должна обрести свои собственныепроцессы стабилизации (если это возможно), чтобы закрепить свое существование.
Восстановление, возврат кисходному базисному состоянию – процесс, аналогичный описанному.
Психогенные наркотики,вроде марихуаны или ЛСД, не оказывают одинаковое влияние на психику человека.Возьмем для примера т.н. реверсивную толерантность по отношению к марихуане,позволяющую некоторым людям, впервые употребляющим этот наркотик, не испытыватьего воздействия, не смотря на большую дозу, однако в последствии входить вопределенное измененное состояние сознания даже при приеме гораздо меньшейдозы. Дело в том, что физиологическое воздействие марихуаны не достаточно,чтобы разрушить обычное базисное состояние сознания, пока добавочныепсихологические факторы не разрушат в достаточной мере процессы,стабилизирующие базисное состояние, так чтобы стал возможен переход кизмененному состоянию. Такими дополнительными психологическими воздействиямиобычно выступают наставления со стороны более опытных курильщиков, знакомых сдействием марихуаны и с тем, как нужно достигать этого действия.
Некоторые видыпсихопатологий, например, раздвоение личности, могут рассматриваться каккрайние случаи переходов в измененное состояние.
Классификацияразличных методов на основе определенных переменных или их комбинаций, которыепредположительно играют ведущую роль в продуцировании ИСС.
А. Редукцияэкстероцептивной стимуляции и/или моторной активности. В эту категорию входят психические состояния,возникающие в основном из-за полной редукции сенсорных входящих сигналов,изменения паттернирования сенсорных данных или постоянного предъявленияповторяющейся, монотонной стимуляции.
Такие ИСС могут бытьвызваны одиночным заключением, длительной социальной или стимульнойдепривацией, например, при нахождении в море, на полярном полюсе или в пустыне;гипнозом автострады, феноменом «обрыва» у летчиков реактивных самолетов,находящихся на большой высоте, состоянием крайней скуки, гипнозом и гипнотическимисостояниями, сном и близкими к нему состояниями, такими как дремота исомнамбулизм. ИСС также могут продуцироваться ситуацией сенсорной депривации,созданных в экстремальных условиях. В клинических случаях изменения сознаниямогут возникать в результате двусторонней операции на катаракту, полнойнеподвижности, у пациентов с полиомиелитом, помещенных в респираторрезервуарного типа, у больных полиневритом, вызывающим сенсорную анестезию идвигательный паралич, и у престарелых пациентов с катарактой. Описания болеетаинственных форм ИСС можно найти при упоминаниях состояний выздоровления иоткровения во время «инкубации» или «сна в храме», что практиковалось у раннихегиптян и греков, «морской болезни», возникающей у гренландцев, вынужденных понескольку дней оставаться в лодке, охотясь на китов.
Б. Повышениеэкстероцептивной стимуляции и/или моторной активности и/или эмоций. В эту категорию включеныпсихические процессы, продуцируемые под воздействием сильного возбуждения врезультате сенсорной перегрузки или бомбардировки, сопровождаемого или нетнапряженной физической активностью или усилием. Полное эмоциональноевозбуждение и умственное истощение могут быть основными сопутствующимифакторами.
Вот примеры ИСС,вызванные подобными влияниями: суггестивные состояния, вызываемые допросом;состояния в ситуации «промывании мозгов»; гиперкинезийный транс, связанный сэмоциональным заражением, встречающийся в условиях группы или толпы;религиозное обращение к Богу и опыт целительного транса во время религиозныхобрядов; психологические аберрации, вызванные теми или иными ритуальнымицеремониями; состояния духовной одержимости; состояния шаманского ипророческого транса во время ритуальных церемоний; транс при хождении по углям;транс во время оргий, которые практикуют вакханалы и сатанисты во времярелигиозных обрядовых церемоний, экстатический транс, который, например,переживают дервиши, «завывая» и «кружась», исполняя свой знаменитый танец.Изменения в состоянии могут также возникнуть в состояниях внутреннегоэмоционального беспокойства или конфликта или дополнятся внешними факторами,провоцирующими усилия эмоционального возбуждения. Примером таких состояний,скорее всего, можно считать различные формы амнезии, травматические невроза,симптомы деперсонализации, состояния паники, реакции гнева, истерическиеконверсивные реакции (например, состояния мечтательных грез и диссоциативнойистеричности), состояния колдовской и демонической одержимости, острыепсихотические состояния, такие как шизофренические реакции.
В. Повышеннаяалертность или психическая вовлеченность. в эту категорию входят психические состояния, которыевозникают в результате сосредоточенной или избирательной гипералертности споследующей периферийной гипералертностью в течение длительного периодавремени.
Подобные ИСС могутвозникать из следующих видов активности: длительное состояние бдительности присторожевой работе ил при продолжительном созерцании экрана радарного дисплея;пламенная молитва; интенсивная психическая поглощенность задачей, например,чтением, письмом или решением задач или сложных проблем; полная психическаявовлеченность в выступление динамичного или харизматичного оратора;сосредоточение внимания на звуках чужого дыхания или продолжительное наблюдениеза вращающимся барабаном или работающим метрономом и стробоскопом.
Г. Сниженнаяалертность или ослабление критичности. В данную группу входят психические состояния, которые можноохарактеризовать, как «пассивное состояние ума», при котором активноецеленаправленное мышление сведено до минимума.
Можно привести следующиепримеры подобных состояний: мистические, трансцендентальные состояния илисостояния откровения, состояния достигаемы при помощи пассивной медитации, либовозникающие спонтанно во время ослабления способности критически оцениватьокружающую действительность; состояния грез, сонливости или глубокойзадумчивости; транс медиумов или самогипноз; глубокие эстетические переживания;состояния творчества и озарения; состояния при свободном ассоциировании вовремя психоаналитической терапии; транс от чтения, особенно поэзии; ностальгия;музыкальный транс, возникающий во время прослушивания мягкой, успокаивающеймузыки или музыкальный партитур; психические состояния, связанные с абсолютнойинтеллектуальной и мышечной релаксацией, например, во время плавания илизагара.
Д. Влияниепсихосоматических факторов. В этом разделе объединены психические состояния, возникающие в основномв результате изменение в химии или нейрофизиологии тела. Эти состояния могутвызываться преднамеренно или в результате обстоятельств, когда человек мало иливообще не контролирует себя.
Вот примерыфизиологических нарушений, вызывающих подобные ИСС: гипогликемия, обусловленнаядлительным голоданием или самопроизвольная; гипергликемия (например,послеобеденная вялость); обезвоживание (частично отвечающее за психическиеотклонения и возникающие при долгосрочном нахождении в пустыне или море);дисфункция щитовидной и надпочечной желез; дефицит сна; гипервентиляция;нарколепсия; краткосрочные долевые приступы (например, состояниямечтательности, феномен дежа вю); мигрени и эпилептические припадки.Употребление с пищей ядовитых возбудителей или резкое прекращение приеманаркотических веществ, таких как алкоголь или барбитураты, вызываютинтоксикационный делирит, сопровождающийся лихорадкой. Кроме того, ИСС могутбыть спровоцированы приемом большого количества фармакологических возбудителей– обезболивающих, психоделических средств, наркотических, седативных истимулирующих препаратов.
3.Основные признакиИСС
Хотя в различных ИСС естьмного общего, существует некоторые общие формирующие влияние, которые,по–видимому, отвечают за многие их очевидные различия во внешних проявлениях исубъективном опыте. Даже если при продуцировании определенных ИСС (например,транса) могут оперировать сходные базовые процессы, такие влияния, каккультуральные ожидания, ролевое исполнение, одобряемые в обществехарактеристики, факторы коммуникации, трансферентные переживания, личнаямотивация и ожидание (интеллектуальные установки) и конкретные процедуры,задействованные для индицирования ИСС, работают в полном согласии на создании иформировании уникальных физических состояний.
Сходные черты, в той илииной степени характерны для большинства ИСС:
А. Изменение вмышлении. Общиенаходки представлены субъективными нарушениями концентрации внимания, памяти исуждения. Ведущей становится архаическая манера мышления (простоепроцессуальное мышление), и, по–видимому, в той или иной степени нарушаетсяспособность к проверке реальности. Происходит стирание различий между причинойи следствием, сильно выражена амбивалентность, а также возможностьсосуществования противоположных и противоречивых импульсов в отношении одного итого же объекта при отсутствии явного (психо)логического конфликта. Кроме того,многие из этих состояний связаны со снижением рефлексивного сознавания.
Б. Нарушение чувствавремени. Чувствовремени восприятие хронологии событий сильно меняются. И это выражается в видеобщей дезориентации во времени и характерном субъективном чувства безвременья,остановки, ускорении или замедления времени и т.д. Время также можетвосприниматься как бесконечное или не поддающееся измерению.
В. Потеря контроля. Человек, входя или прибывая в ИСС,обычно ощущает страх перед утратой власти над действительностью исамоконтролем. Во время фазы индукции он может активно сопротивляться ощущениюИСС (например, во время сна, гипноза, анестезии), тогда как в других состоянияхон может фактически приветствовать ослабление воли и полностью отдаватьсяэкспериментированию (например, при употреблении наркотиков, алкоголя, ЛСД, вовремя мистического переживания).
Г. Изменение вэмоциональном выражении. С ослаблением сознательного контроля или запретов часто становятсязаметными изменения в эмоциональном выражении. Происходят внезапные,неожиданные вспышки более примитивных и интенсивных, чем в нормальномсостоянии, эмоций. Возникают крайние эмоциональные состояния – от экстаза исостояния, близкого к оргазму, до глубоко страха и депрессии.
Индивид может отдалиться,отстраниться или испытывать интенсивные переживания, никак не проявляя их.Чувство юмора тоже снижается.
Д. Изменение образатела. В ИСС проходятмногообразные искажения образа тела. Весьма распространенной также являетсясклонность у индивидов испытывать глубокое чувство деперсонализации, разделениетела и души, потеря самосознания или размывание границ между собой и другим,миром или вселенной.
Если подобныесубъективные переживания вызываются токсическими или делириозными состояниями,предвестниками припадков или возникают после приема определенных наркотиков ипр., они нередко воспринимаются индивидом как странные или даже пугающие. Темне менее, при возникновении таких ощущений при мистических или религиозныхобстоятельствах они могут интерпретироваться как трансцендентальные илимистические переживания «исключительности», «расширение сознания», «океанскихчувств» или «забвения».
Может не толькопоказаться, что разные части тела увеличились, уменьшились, потеряли вес,потяжелели, отделились от тела, приняли необычный или смешной вид, но ипоявится спонтанное ощущение головокружения, неясности зрения, оцепенения,потеря чувствительности и ощущение покалывания тела.
Е. Искажениевосприятия. Общимдля большинства ИСС является наличие перцептивных аберраций, включаягаллюцинации, псевдогаллюцинации, преувеличенную визуальную образность,гиперобостренность восприятия и самые многообразные иллюзии. Содержание этихперцептивных отклонений обуславливается культурными, групповыми,индивидуальными или нейрофизиологическими факторами и представляют либо скрытыежелания и фантазии, выражение базовых страхов или конфликтов, либо простыеявления незначительной динамической важности, такие как галлюцинация света,цвета, геометрических форм или очертаний. В некоторых ИСС, вызванных, например,психоделическими наркотиками, марихуаной или при мистических переживаниях,могут проявляться синестезии, когда одни формы сенсорных ощущений переводятся вдругие. Например, человек может сообщить, что видит или чувствует звуки или способенощутить вкус того, что видит.
Ж. Изменение смыслаили значения.Склонность людей в таких состояниях вкладывать повышенный смысл и значение всвои субъективные переживания, размышления или восприятие. Часто возникаютчувства абсолютного понимания, озарения и инсайта. При токсических ипсихотоксических состояниях это обостренное чувство понимания может проявлятьсяв приписывании неверных значений репликам из вне, идеях отношений имногочисленных случаях «психологических инсайтов».
З. Чувство невыразимости. Чаще всего из-за уникальностисубъективного переживания, связанного с ИСС (например, трансцендентального,эстетического, творческого, психотического, мистического состояний), людиговорят, что бессмысленно или невозможно передать природу или сущность опытатому, кто не испытывал подобных переживаний. Отдаваясь чувству невыразимости,люди доходят до той или иной степени амнезии в отношении своего опыта состоянииглубокого изменения сознания, такого, например, как гипнотический илисомнамбулический транс, припадка одержимости, сновидческие состояния,мистические переживания, делириозные состояния, наркотическая интоксикация,предвестники припадков, оргиастические и экстатические состояния и т.п. Амнезияимеет место отнюдь не во всех случаях, о чем свидетельствуют ясныевоспоминания, остающиеся после психоделического опыта, курения марихуаны илинекоторых состояний откровения или озарения.
И. Чувствавозрождения. Многие,выйдя из некоторых состояний глубокого изменения сознания (например, послепсиходелического опыта, абреактивных состояний, вторично возникающих приприменении закиси углерода, метамфитамина (метедрина), эфира или амитала,гипноза, религиозных обращений, трансцендентальных и мистических состояний,терапии инсулиновой комы, приступов спиритической одержимости, примитивныхотрядов инициации и даже после некоторых случаев глубокого сна), заявляют опереживаниях нового чувства надежды, возрождения или перерождения.
К. Гипервнушаемость. Возрастающую впечатляемость ипредрасположенность людей некритично принимать и/или автоматически реагироватьна конкретные высказывания (например, команды или инструкции лидера, шамана,вождя или гипнотизера) или неконкретные сигналы (например, культурные илигрупповые ожидания в отношении некоторых типов поведения или субъективныхпереживаний). К гипервнушаемости также можно отнести возрастающую склонностьчеловека к ошибочному восприятию или пониманию различных стимулов или ситуаций,основанных на его внутренних страхах или желаниях.
Параллельно с ухудшениему человека критических способностей ослабляются его способности к проверкереальности или различению субъективной и объективной реальностей. Это, в своюочередь, способствует возникновению у него компенсаторной потребности укрепитьсвои ослабленные способности через поиск постоянной поддержки или руководства,чтобы снизить некоторую тревогу, связанную с утратой контроля. Стремяськомпенсировать свои ослабленные критические способности, человек сильнеедоверяет внушениям гипнотизера, шамана, лидера, оратора, религиозного целителя,проповедника или доктора, которые представляются ему всемогущими, авторитетнымифигурами. Кроме того, обычно с «размыванием границ себя», что является ещеодним важным качеством ИСС, у человека появляется склонность идентифицироватьсяс авторитетной фигурой, чьи желания и указания воспринимаются как своисобственные. Противоречия, сомнения, несогласия и сдерживания сводятся на нет(все это характеристики «первичного процессуального мышления»), и внушениячеловека, наделенного авторитетом, принимаются как конкретная реальность. Всостоянии измененного сознания эти внушения наделяются еще большей важностью,становятся первостепенными, внутренним и внешним стимулам приписываютсявозросшие значения и ценность.
Когда срабатывают все этифакторы, достигается мономотивационное или «надмотивационное» состояние, вкотором человек стремиться реализовать в поведении мысли и идеи, которые онпереживает как субъективную реальность. Субъективная реальность можетопределяться многими влияниями, работающими по отдельности или сообща,например, ожидания авторитетной фигуры, группы, культуры или даже «внутреннегоголоса» (например, в состоянии самогипноза, молитвы, массовых галлюцинаций,спиритических сеансов), отражая ожидания и страхи человека.
Если человек впадает внекоторые другие ИСС – панику, острые психозы, токсический делирий и т.д.,когда внешние направления или структуры двусмысленны или плохо определены, тоон руководствуется главным образом тем, что происходит у него внутри, и этоиграет большую роль при определении его поведения. В таких состояниях онгораздо более восприимчив к голосу своих эмоций, фантазий и мыслей, связанных сними, чем к указаниям других людей.
4. Сон – естественноеИСС
Сон – это треть прожитойнами жизни. Область, таящая в себе еще много загадок. Сновидения – окна в иныемиры.
Засыпание – универсальнаязащита мозга. Как и всякое физиологическое явление, засыпание имеет свой нейрохимическийязык, свои индивидуальные характеристики работы мозга. Сон устраняет заслонбодрствующего сознания, открывая дорогу творчеству сновидений, и тогдаподсознание может повести нас в фантастические миры, в переживания другихжизней.
Индусы считали, чтопродвинутые йоги могут делать в своих сновидениях практически все. Существуетдревний опыт моделирования снов, опыт осознания себя во сне. Это и есть феномен«осознанных сновидений». Техники создания определенного настроя в бодрствующемсостоянии с целью переноса его в сновидение используются тибетскими буддистамиуже более тысячи лет для достижения осознанности своего бытия.
тщательный опрос людей оформальной природе (в противоположность конкретному содержанию) их сновобнаруживает существование многих отличий между сновидениями разных людей. Например,всегда было известно, что одним снятся цветные сны, а другим черно-белые. Этотфакт индивидуальных отличий предполагает, что сны одного человека могутотличаться не только по количественному критерию (например, по интенсивностиобраза, аффекту, ощущению контроля ит.д.), но, вероятно, и по качественному,т.е., что в действительности сновидения могут быть психологически и эмпирическиобособленными феноменами, которые огульно объединяют под общим термином «сон».
Современные лабораторииисследования сна и сновидений определили существование по крайней мере двухразличных типов умственной активности, возникающей во время сна. Первая фазаобладает характеристиками, которые мы обычно связываем со сном: яркиевизуальные образы, привязанность к какому-то определенному отдаленному месту,взаимодействие с другими персонажами, сильные эмоции, слабое осознание того,что находишься в постели и т.д. Умственная активность на других фазах сна ближек мышлению, и в ней мало или совсем нет визуальных образов. кроме того,умственная активность вне первой фазы припоминается большинством субъектовреже.
Опыты Г. Фогеля и егосотрудников, в которых исследовались состояния человека во время засыпания,показали, что в структуре сознания выделяется два-три различных измененныхсостояния сознания. В течение некоторого времени, после того как испытуемыезанимали лежачее положение, они сохраняли контакт со средой, их мысли текли,как обычно, реальность воспринималась в обычных рамках. Это состояниенезатронутого «Я». Затем испытуемые переходили в состояние деструктурированного«Я», теряя контакт с внешней средой, их мышление значительно отклонялось отобычных форм согласованности с реальностью. Такие отклонения исчезали, когдавозвращалось состояние «Я». Деструктурированное состояние являлось переходоммежду незатронутым «Я» и восстановленным «Я». Из данных Фогеля не ясно,образует ли оно измененное состояние сознания.
Выяснилось, что при соответствующейтренировке люди могут научиться входить в сон при не полностью выключенномсознании. Нужна способность проводить грань между объективным миром и плодамисвоего воображения. Это требует определенных усилий в овладении этимискусством.
Во сне ощущения могутбыть столь же разнообразны, как и наяву. Вы можете слышать, видеть, осязать,обонять, ощущать вкус, думать с тем же успехом, что и в реальной жизни. Главноеотличие состоит в том, что «мультисенсорный мир», воспринимаемый вами во времясна, возникает внутри вас, а не во вне.
Во сне человек можетпребывать в разных местах, наблюдать события и их комментировать. Они точны ипереживаются так, словно происходят наяву. В литературе это явление называется«внетелесным опытом», «астральной проекцией». Учеными такие случаи определяютсятермином «внетелесные чувства», которые в свою очередь, основаны на ощущенияхвыхода из своего тела, видения себя со стороны и способности проходить сквозьматериальные объекты. Этот феномен изучается в Российской Академии наук, и емупосвящены несколько препринтов.
5. Искусственный сон –гипноз
Гипноз – особоепсихофизиологическое состояние (отличное от сна и бодрствования), возникающее врезультате направленного психологического воздействия – внушения. Отличительнойчертой гипноза является строгая, не свойственная сну и бодрствованию,избирательность в усвоении и переработке информации.
Наведениегипнотического состояния.
Первостепенное место ввозникновении и протекании гипноза принадлежит психологическим факторам:характеру воздействий, исходящих от гипнотизера (целенаправленности внушающеговлияния, искренности и выразительности интонаций при внушениях, стройности ипоследовательности их смыслового содержания); установкам испытуемого(определяющим его отношение к социальной среде, личности гипнотизера, самойпроцедуре гипноза).
Процедурыгипнотизирования множественны и разнообразны, но для большинства из них характернынекоторые общие стадии. Обычно эти процедуры начинаются с того, что вампредлагается сесть или лечь поудобнее, так, чтобы не требовалось никаких усилийдля сохранения положения вашего тела; затем вам советуют не двигаться ирасслабиться насколько это возможно. Это важно в нескольких отношениях.
Во-первых, если вы испытываете некотороеволнение, предчувствуя то, что должно с вами случиться, это волнение, тесносвязано с телесным напряжением, по крайней мере, частично ослабнет. Это будетспособствовать изменению состояния сознания.
Во-вторых, гипнотизер обычно просит слушатьтолько его голос и не обращать внимание на какие-то иные мысли или ощущения,которые могли бы оказаться в поле вашего сознания.
В-третьих, вас просят не размышлять над тем,что говорит гипнотизер, но внимать ему пассивно.
В-четвертых, гипнотизер часто советуетсосредоточить внимание на каком-то предмете помимо голоса самого гипнотизера.Например, он просит неотрывно глядеть на какое-нибудь яркое пятно или пламясвечи. Фиксация взгляда сокращает приток информации, уменьшается расходпсихической энергии, обычно расходуемой при визуальном наблюдении за средой, нодело не только в этом. Находясь в обычном состоянии, человек, как правило, нефиксирует наблюдения на одном – единственном предмете. Теперь же из-заутомления сетчатки у большинства людей появляются неожиданные зрительныеощущения. Вокруг наблюдаемого предмета появляются сияющие нимбы, начинаютколебаться тени, возникает ощущение каких-то непонятных движений, отдельные частипредмета расплываются. Все это до такой степени непохоже на обычные визуальныевпечатления, что та подсистема сознания, которая связана с обработкойчувственной информации, оказывается не в состоянии выполнять свою обычнуюфункцию и как бы расстраивается.
Более того, поскольку ещев начале гипнотизер внушил вам, что в его власти вызывать совершеннонеизвестные вам ощущения, возникновение таких ощущений повышает степень доверияк гипнотизеру, его престиж.
В-пятых, гипнотизер обычно внушает вам, чтовы спите или засыпаете. Тем самым он вызывает в вашей памяти рядсоответствующих ассоциаций, способствующих наведению гипнотических состояний.
В-шестых, наряду с внушением сна гипнотизерчасто убеждает человека в том, что этот сон – не совсем настоящий сон, посколькугипнотизируемый слышит обращенные к нему слова.
В-седьмых, большинство гипнотических процедурвключает простые двигательные внушения, облегчаемые пассивностью ирасслабленностью гипнотизируемого: например, вам внушают, что ваши рукивытянуты прямо перед собой, налиты тяжестью. Подобные внушения относительнолегко воспринимаются большинством людей
Непроизвольная реакция навнушения оказывает воздействие на подсистему сознания, которая ответственна зачувства самотождественности. Ведь обычно ваш «внутренний голос» говорит вам,что нужно делать в той или иной ситуации. Теперь же эту роль берет на себяголос гипнотизера, который как бы включается в ваше «Я». В психоанализе этоиногда называют трансферентным элементом гипноза, использующем, в частности,подсознательную установку гипнотизируемого на личность гипнотизера.
Гипнотическоесостояние.
Если процедура наведениягипнотического состояния прошла успешно, возникает измененное состояниесознания. При этом большинство структур сознания пассивно, ряд важнейшихпсихических подсистем не функционирует активно. Когда глубокозагипнотизированного человека спрашивают, о чем он думает или что ощущает, онотвечает: «Ничего». В то же время это состояние характеризуется повышеннойвнушаемостью. Поэтому, когда загипнотизированному внушается какое-либо ощущение,оно переживается им более живо, чем это могло быть в обычном состоянии.
Принято выделять тристадии гипноза:
1. Сонливость.Характеризуется легкой мышечной слабостью и небольшой дремотой; пациент можетлегко, по собственному желанию открыть глаза, встать и прервать сеанс. На этойстадии гипноза пациент лежит в состоянии приятного покоя, отдыха и, посубъективному отчету, спящим себе не считает.
2. Гипотаксия.Отличается полной мышечной слабостью; в этой стадии можно вызвать внушеннуюкаталепсию – восковидную гибкость мышц, которая иногда возникает и безвнушения, спонтанно. В отчетах пациенты говорят о том, что чувствовали себя всостоянии побороть сонливость и открыть глаза, но хотелось лежать и слушатьголос гипнотизера.
3. Снохождение(сомнамбулизм). Наиболее глубокая степень гипноза, когда пациент совсем илипочти не воспринимает посторонние раздражители и поддерживает контакт черезочаг раппорта только с гипнотизером: пациенту можно внушить галлюцинаторныепереживания; изменить характер его реакций на первосигнальные раздражители;заставить ходить, отвечать на задаваемые вопросы, выполнять действия,соответствующие внушенной ситуации. На этой стадии можно добиться возрастнойрегрессии с поведением и речевой продукцией, соответствующие внушенномувозрасту. В глубоком гипнозе можно наблюдать расщепление личности, когдазагипнотизированные «живут» двойной жизнью.
Еще один эффектгипнотического воздействия – отрицательные галлюцинации, т.е. внушенноеневидение реально существующих предметов, что может проявляться на протяжениидолгого времени после выхода из гипноза. Но возможности внушения небезграничны. При попытках внушить пациенту покушение с помощью бутафорскогооружия у него возникла нервная ошибка, закончившаяся истерическим припадком.
И.П. Павлов указывал нато, что физиологическую основу гипноза составляет процесс торможения в коребольших полушарий. С этой точки зрения, гипноз – есть частичный сон, состояние,переходное между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных сразной степенью интенсивности участков коры присутствует бодрствующий,сторожевой пункт, обеспечивающий возможность раппорта. С точки зренияотечественной психотерапии, гипноз нельзя смешивать с внушением. Неверным также является положение о том, что гипноз возникает только в результате речевоговоздействия.
Под гипнозом у человекамогут проявляться различные способности и феномены, повышается ощутительнаяспособность всех органов чувств, феноменальная память. Под гипнозом пациентможет хорошо видеть: темное, как ночь, помещение кажется ему словно освещеннымлучами солнца.
Гипнотическое состояниеболее удобно, чем обычное базисное состояние сознания, для сопоставления сиными состояниями сознания. Это понятно, если учесть, что большинство или дажевсе системы сознания находящегося в глубоком гипнозе и не имеющего какого-токонкретного содержания (т.н. «нейтральный гипноз»), бездействует илиотносительно пассивный. Ясно, что обычное состояние бодрствования гораздосложнее, активнее и специфичнее, чем гипнотическое состояние.
6. Забвение реальности
В египетских мумияхвозрастом три тысячи лет учеными были найдены следы никотина и кокаина. Этовызвало крайнее удивление, т.к. считалось, что табак и кокаин происходят изАмерики и были завезены в Старый Свет только Колумбом и его последователями.Пока это остается загадкой.
На протяжении всейистории природные психоделики играли важную роль в различных религиях икультурах, и даже сегодня они остаются центральным элементом в т.н. Церквиаборигенов Америки и среди некоторых шаманов.
В 1948г были случайнооткрыты «фантастические» свойства ЛСД-25. Швейцарский химик А.Хофман, работаясо спорыньей, неожиданно стал испытывать галлюцинации. Было обнаружено, что онивызывались компонентом спорыньи, который позднее назвали ЛСД-25. Свойства этогонаркотика имеют много общего со свойствами мескалина. И мескалин, и ЛСД,очевидно, как-то блокируют рациональные способности человека и дают ощущениеусиления сознательной деятельности, чувство единения с Вселенной, прекрасныецветовые и световые картины, новые возможности сверхчувственного восприятия.
Это наиболее мощный извсех известных психоактивных препаратов, производящий стимулирующее действие наЦНС и проявляющий в испытуемых необычные состояния сознания.
Природа переживаний наЛСД-сеансах необычайна, разнообразна и богата. Часто возникаютсверхчувствительные реакции, экстрасенсорные проявления, фантастическиевидения; также возможно переживание прошлой своей жизни и даже жизни в утробематери.
Выделяют четыре типавидений: 1) абстрактный или эстетический опыт (акустические иллюзии прекрасноймузыки, ландшафты, визуально-абстрактные фигуры, цвета, блики..); 2)психодинамический, биографический или коллективный опыт (восстановление впамяти разных периодов жизни, фотографическая точность воспроизведения событий,деталей…);
Перинатальный опыт(связан с рождением, проблемами биологического рождения, физической болью иагонией, старением, болезнями и дряхлением, умиранием и смертью..).
Физиологические симптомына воздействие ЛСД: активизация чувствительных нервов, странные ощущения,полное расслабление или увеличение мускульного напряжения, замедление пульса,увеличение или снижение кровяного давлении, затемнение поля зрения. Изменениявосприятия наиболее часты и представляют постоянную составляющую реакции наЛСД. Это проявляется в искажении восприятия времени и пространства. При этомпроисходят: эмоциональные изменения; изменения мышления, интеллекта и памяти;психомоторные изменения; изменения сознания (сонливость, ступор и кома);повышение сексуальности; переживание искусства; религиозные и мистическиепереживания.
Под воздействием ЛСДсубъект может чувствовать полное отождествление с другой личностью и взначительной степени утрачивает осознание своей собственной исходнойиндивидуальности.
Главная опасностьпсиходелических наркотиков и, возможно, марихуаны в том, что их употребление,вошедшее в привычку, вызывает уменьшение выработки сератонина в мозге.Вследствие этого происходит снижение рациональной деятельности ума. Возникаютдругие ощущения: кажется, что тебя захлестывают потоки эмоций и интуитивныхвозможностей. Есть сильное чувство благожелательности. Тормозиться умственноенапряжение, ухудшается активность, разрушаются все обратные связи, открываютсяи выпускаются чувства ирреальности.
7. Творческий акт
Измененные состояниясознания, например, вызванные гипнозом и психоделическими веществами, могутстимулировать творческий акт, поскольку творчество по сути и по происхождениюпревербально и бессознательно. Торранс подтверждает превербальное происхождениетворчества, определив его как процесс считывания пробелов или пропущенныхэлементов, формирование идей или гипотез о них, проверку гипотез и сообщениерезультатов. Фрейд связывал любознательность с бессознательными драйвами,отмечая, что в случае творческого мышления, интеллект отказывается от своихцензоров и освобождает поток беспорядочных идей. Винак подчеркивалнеобходимость интеллектуальной свободы, чтобы запустить творческий процесс.
Должно быть, и гипноз, ипсиходелики содействуют прорыву в бессознательную область, где берет своеначало творческое вдохновение. Многие артисты и ученые утверждают, что ихусилия в создании чего-то нового – суть настроение или чувство, возникающеепрежде того, как они выражаются через слово или другие символы. Когда индивидмаксимально расслаблен, его обусловленная реакция на стимул «не настороже», ивозможны всплески креативного озарения.
Ряд психоаналитиковсочетали гипноз с попыткой стимулировать у пациентов креативную деятельность. Вряде случаев, эксперименты проходили очень успешно.
8. Медитация
Открытие второго зрения — это одно из интереснейших явлений. С помощью отверстия в черепе, древние людиумели в довольно короткие сроки овладевать способностью вхождения в особыесостояния сознания. С течением времени эти знания были утрачены. Но им на сменупришли другие приемы овладения этим феноменом, позволяющие не делать трепанациючерепа, но требовавшие долгих лет, если не десятилетий, подготовки, приобретениянужных знаний, искусной тренировки. В мистических школах восточной традиции вовсех подробностях перечисляются и описываются все ступени такой практики –практики, открывающей второе зрение, при котором возникает способность видетьокружающий мир без помощи глаз. Это была медитация. Цель медитации – достижениеособого состояния сознания. Только тогда открывалось второе зрение. Достигалосьэто погружением в самого себя, сильной волей и сосредоточением, концентрацией иуправлением мыслями, направленным воображением, использованием особой техникидыхания.
Практикуются различныесистемы медитации. Многие приобретают полный контроль над мыслями, и этовызывает появление некоторых необычных состояний сознания и господство надсобой. Но нередко медитация практикуется так, что она приобретает одну из формсамогипноза, культивирование желаний, спроецированных нашим «я», как бы они небыли облагорожены.
При медитации необходимополное сосредоточение и достижение такого состояния, чтобы быть полным хозяиномсвоих мыслей, приведение ума в состояние равновесия. Мысль не может приобрестиостроту проникновения в многочисленные иллюзии до тех пор, пока она не будетнаходиться под контролем, под управлением. Нужны значительные усилия,постоянные и направленные. Появляются многие переживания; бывают видения того,что составляло некогда воображение. Медитирующие нередко становятсяясновидящими, приобретают многочисленные способности, достигают наивысшейстепени блаженства, экстаза, у них пробуждается чувство уверенности в себе.
В практической медитацииесть целая система духовных упражнений. Это уединение, расслабление, уменьшениенапряженности. Последствие этой практики – появление запоминающихся ясных,живых сновидений, а также галлюцинаций.
Также используетсятехника дыхания. Добиваются полного выключения чувств – «затуманивания» ивидений в экстазе. Йоги уменьшают порцию воздуха при дыхании и интенсивностьвдоха перед выдохом. После этого они постепенно увеличивают амплитуду и частотудыхания. Избыточность кислорода после его недостатка действует на изменениебиохимических реакций, ослабляя функции рационального мышления. Это и помогаетпроявиться особому состоянию сознания, близкому к гипнотическому трансу.
При медитации существенноположение тела. Обычно это известная «поза Будды». Такое положение теланаправляет кровообращение правильным путем. Многократные повторения духовнойформулы (священных слогов) концентрирует внимание и сосредоточенность.Постепенно обостряется восприятие органов чувств. Происходит продвижение сознаниявовнутрь. При сосредоточении мысли испытывается легкое возбуждение в областигипофиза. Это воспринимается как физически ощущаемое давление (в йоге гипофизсчитается центром воли). Так тренируется углубление в себя.
9. Левитация
Среди феноменов состоянийизмененного сознания есть один из самых впечатляющих, называется он левитация.Из энциклопедии: «Левитация – подъем тела в воздухе без применения механизмов»Санскритский вариант: «Сверхъестественная способность становиться легким пожеланию».
Самым ярким примеромобладания этим феноменом является Святой Иосиф – «летающий монах, чьи полетыбыли зафиксированы многими. При парении в воздухе в состоянии экстаза, Св.Иосиф, по-видимому, умел контролировать свои полеты. Известно, что владели этимфеноменом люди, исключительные поп своим духовным качествам. В Индии, например,к их числу относились многие жрецы – брахманы, йоги и святые отшельники.
Известно, человек нелетает не потому, что у него нет крыльев, а потому, что сила гравитации непозволяет ему взлететь. Человек может преодолеть гравитацию, если уменьшит свойвес. По-видимому, при полете человека им генерируется какая-то энергия, котораявоздействует на него, преодолевая сиу гравитации.
Впервые официально этотфеномен был продемонстрирован в 1986г в Вашингтоне. Состоялись соревнованиялетающих йогов. Принимало участие 20 человек. Это были первые успешныедемонстрации, где были произведены замеры и сняты видеофильмы. В соревнованиявходили следующие дисциплины: высота полета (рекорд – около 60 см), длина перелета (рекорд – 1,8м) и полеты на скорость на дистанции 25м с препятствиями высотой 8 дюймов. В основном это были подлеты, а не парения и даже не зависания в воздухе, напоминали ониплавные прыжки на высоту 1,5-2м. При этом йоги сидели в позе «лотоса», скрестивноги. Кроме того, регистрировалось и плавное уменьшение веса во время подлетов.
Физиологическаяактивность резко падала. Наступала полная остановка дыхания (от 1 до 3 минут),и менялся сам характер дыхания. Не было даже видимости физического усилия.Наступало глубочайшее расслабление. Левитанты находились в полугипнотическомсостоянии. Резко изменялась частота пульса, увеличивалась с 50-60 ударов вминуту при сидении на земле до 90-100 ударов в момент взлета. Самый длительныйполет длился 2 минуты.
Левитация – явлениезагадочное. Одно только ясно: совершается левитация в состоянии измененногосознания. Левитант входит в транс, используя специальную технику дыхания,сосредоточения, концентрации. Обычный человек в обычном состоянии сознанияникогда не сможет оторваться от земли даже на 1 мм.
10. Холотропическаятерапия
Холотропическая терапия –теория и практика глубинной психотерапии и самоисследования в измененномсостоянии сознания, разработанные Станиславом и Кристиной Гроф. Теоретическойбазой служит расширенная картография внутреннего пространства, полученная врезультате психоделических исследований. Феноменологическое описаниепереживаний в ИСС включает 4 уровня человеческой психики и соответствующего имопыта.
1. Сенсорный опыт –сильные переживания, происходящие в любой сенсорной зоне, но лишенныекакого-либо персонального символического смысла. Активизирующие образы могут невскрывать бессознательного и не иметь никакого психотерапевтического значения.
2. Психодинамический(биографический) опыт связан с важнейшими негативными и позитивными событиямижизни человека, несущими сильный эмоциональный заряд. На этом уровне припогружениях в ИСС может актуализироваться не решенный ранее конфликт, значимоеприятное воспоминание, вытесненное из сознания и не интегрированное с ним,травмирующее переживание и т.п.
3. Перинатальный(добиографический) опыт состоит в переживаниях повторного биологическогорождения, умирания и смерти, безысходности и удушья, мучительного чувства виныи греховности, сильных телесных и душевных мук, возрождения и спасения.
4. Трансперсональный(сверхбиографический) опыт включает переживания временного расширения сознания(переживания предков, филогенетический опыт); пространственного расширениясознания (идентификация с другими личностями, животными, растениями,планетарное сознание); пространственного сужения сознания – до уровняотдельного органа; ощущения иной реальности (архитипические переживания,восприятие сложных мифологических сюжетов, интуитивное понимание сакральныхсимволов).
Практическая техникахолотропической терапии включает в себя интенсивное дыхание, побуждающую музыкуи сфокусированную работу с телом. Возникающие при гипервентиляции ИСС обладают,с точки зрения Грофа, мощным целительным, трансформирующим и эволюционнымпотенциалом. Главная цель – активизация бессознательного материала,разблокирование энергии и в обращение стационарного энергетического баланса впоток переживаний.
11. Интерактивнаяпсихотерапия
Это один из методовглубинной психотерапии в ИСС. Интерактивная психотерапия представляет собойпсихотерапевтический процесс, состоящий из предварительного обучения,формирование устойчивых навыков и приемов интерактивной рефлексивной работы свнутренней реальностью кА как в обычных, так и в ИСС; цикла погружений в ИСС сактивной рефлексивной работой по специально разработанным методикам и подробныманализом и коррекцией использованных интерактивных стратегий после каждогопогружения; последующего дальнейшего использования навыков интерактивнойрефлексивной работы в обычном состоянии сознания в повседневной жизни.Интерактивная психотерапия применяется при ИСС, индуцированных с помощьюпсихотехнических приемов, например, интенсивного дыхания, медитативнойпрактики, гипнотического воздействия и т.п., а также в ИСС, непроизвольновозникающих при постепенном засыпании или сразу после выхода из сна дляинтерактивной работы со сновидениями.
Теоретической базойинтерактивной психотерапии служит разработанный в ее рамках интерактивныйдинамический подход к взаимоотношениям сознания и проявляющихся в ИСС, ранее неосознававшихся образований психики. Подход основывается на допущении, чтоцелостное, сознательное «Я» и психическая структура бессознательного,вступающие во взаимодействие друг с другом в ИСС, являются относительносамостоятельными и в то же время взаимозависимыми системами, способными влиятьдруг на друга. Обе взаимодействующие системы потенциально являются подсистемаминового, более целостного образа «Я», который может возникнуть при их интеграциидруг с другом.
Для достижения интеграции,сопровождающейся улучшением психического состояния и личностным ростом,используются определенные интерактивные стратегии рефлексивной работы в ИСС,различающиеся для случаев взаимодействия с негативно заряженными внутреннимипереживаниями и для взаимодействия с символической презентацией, имеющей ярковыраженный позитивный оттенок.
При негативныхпереживаниях:
1. «Встреча». Рефлексивная работа,направленная на осознанное разрешение воспринять вытесненный ранее негативныйопыт и помочь ему проявиться в сознании.
2. «Принятие». Работа рефлексии пополному и безоговорочному принятию негативного комплекса со всеми егосимволическими презентациями и в повторном спокойном символическом переживаниипрошлой психотравмирующей ситуации.
3. «Раскаяние». Интерактивноепереосмысление негативных состояний как проявлений отвергнутой частисобственной психики, пробуждении чувства глубокого раскаяния перед ней иформирование направленности личности на активное взаимодействие с ней.
4. «Любовь». Происходит интеграциянеосознававшегося ранее негативного образования психики с сознанием ипорождение более целостного образа «Я», заключается в активной внутреннейработе по изменению своего отношения к появившейся в сознании структуре психикии нейтрализации ее отрицательного заряда положительно- эмоциональнымвоздействием (отношением любви).
5. «Отрешенность». Новое целостноесостояние сознания закрепляется за счет спокойной, отрешенной рефлексии любыхпроявлений завершения процесса интеграции, какими бы эмоциональными и высокозначимыми они ни были.
12. Ребефинг
Ребефинг – дыхательнаяметодика психологической коррекции, самоисследования и духовной трансформации,разработанная Л.Орром и С.Рэй. Психотехнология Ребефинг заключается вприменении интенсивного дыхания для индуцирования ИСС и внутренней работы саффирмациями (утверждениями).
Основной элементребефинга – связное дыхание, которое представляет собой глубокое, частоедыхание без пауз между вдохом и выдохом. При этом вдох должен быть активным,произведенным с мышечным усилием, а выдох пассивным, расслабленным. Второйважный элемент ребефинга – работа с аффирмациями, которая представляет собойпроцесс обнаружения проблемной ситуации, ее рационального рассмотрения,всестороннего анализа и перевода проблемы из негативного контекста в позитивныйпутем повторений аффирмации в различной форме.
Первоначально Ребефингприменялся для устранения отрицательных последствий родовой травмы. В ИСС,индуцированным интенсивным дыханием, пациенты повторно переживали различныетравмирующие моменты своего биологического рождения, испытывали сильныетелесные и душевные страдания, переживали ощущение умирания, смерти и в результатедостигали состояния, субъективно интерпретируемого как второе рождение ихарактеризующееся полным расслаблением, умиротворением, ощущениямиосвобождения, очищения, любви и единения с миром.
Позднее сфера примененияребефинга расширилась, и он стал применяться для активизации различныхтравматических областей индивидуального бессознательного, повторногопереживания эмоционально интенсивных событий биографического характера,являющихся причиной стрессовых состояний, актуальных психологических проблем иразнообразных психосоматических заболеваний. При этом основная задача ребефингаосталась прежней – используя специальные дыхательные приемы, дать возможностьпроявиться в сознании и теле ранее вытесненному негативному опыту, пережить егозаново и, изменив к нему отношение, интегрировать лежащий в его основебессознательный материал.
13. Заключение
Теперь, когда мырассмотрели конкретные характеристики, связанные с ИСС, а также привелинесколько примеров, можно поднять вопрос, удовлетворяют они каким-то полезнымбиологическим, психологическим или социальным функциям человека. Можноговорить, что уже само наличие и распространение таких состояний человекасвидетельствует об их значимости в его повседневном функционировании. Трудносогласиться, например, с тем, что человеческая способность входить в трансэволюционирует почти также, как в ситуации гипноза на сцене либо в клиническихили лабораторных условиях. Более того, массовое распространение и использованиемистических и одержимых состояний, эстетических и творческих переживаний свидетельствуют,что эти ИСС удовлетворяют многие потребности человека и общества.
Итак, ИСС могутрассматриваться как «конечные проводящие пути» для многих самых разных формвыражений и переживаний человека, как адаптивных, так и не адаптивных. В однихслучаях психологическая регрессия, обнаруженная в ИСС, может оказатьсяатавизмом и быть вредной для индивида или общества, в то время как в другихслучаях та же регрессия «встанет на службу эго» и позволит человеку переступитьграницы логики и формальности, выразить подавленные потребности и желания всоциально санкционированной и конструктивной форме.
Функции ИСС
А. Неадаптивныевыражения. Неадаптивныевыражения или применения ИСС многочисленны и разнообразны. Проявления этих ИССмогут представлять: а) попытки разрешения эмоционального конфликта (например,реакции бегства, амнезии, травматические неврозы, деперсонализация идиссоциация); б) защитные функции в определенных ситуациях опасности,вызывающих повышенную тревогу (например, вхождение в гипноидальные состояния вовремя психотерапии); в) прорыв запрещенных импульсов (например, реакция острогопсихоза и паники); г) бегство от ответственности и внутреннего напряжения(например, использование наркотиков, марихуаны, алкоголя); д) символическоеотыгрывание бессознательных конфликтов (например, демоническая одержимость,колдовство); е) проявление органических поражений или нейрофизиологическихнарушений (например, предвестники, токсические состояния); ж) неосторожныепотенциально опасные реакции на определенные стимулы (например, гипноз отавтострады, транс от длительного наблюдения за экраном радарного дисплея,монотонная длительная сторожевая работа).
Б. Адаптивныевыражения. Человекиспользует различные ИСС, чтобы получить новое знание или опыт, выразитьпсихическое напряжение или освободиться от конфликта, не подвергая опасностисебя или других, и функционировать в социуме более адекватно и конструктивно.
1. Исцеление. История оказывает, чтопродуцирование ИСС всегда играло значительную роль в различных исцеляющихдействиях и практиках. Индукция этих состояний использовалась почти для любоговозможного аспекта психологической терапии. Так, шаманы могут впадать в трансили состояние одержимости, чтобы диагностировать этиологию недомогания своихпациентов или выяснить конкретное лечебное средство или практику исцеления.Более того, во время лечения или целительной церемонии шаман, хунган, медик,священник, проповедник, психолог или психотерапевт может считать продуцированиепациентом ИСС необходимым условием исцеления. Неисчисляемые случаи практикиисцеления строятся на преимуществах внушаемости, повышенной значимости,склонности к эмоциональному катарсису и чувстве возрождения, связанных с ИСС.Практики «инкубации» в храмах сна у древних египтян и греков, излечение верой вместах поклонения, исцеление через молитву и медитацию, выздоровление от«божественного прикосновения», наложение рук, при посещении мощей,спиритическое исцеление, излечение одержимости духами, экзорсисзм, гипнотическоеи магнетическое лечение и современная гипнотерапия – все это очевидные случаироли ИСС в лечении.
Фармакологическииндуцированные ИСС также играли большую роль в исцеляющих действиях.Абреактивные или катарсические техники, когда употребляются пейот, эфир, СО2, амитал, метамфетамин и ЛСД-25, всегда широко использовались впсихиатрии. Куби и Марголин комментировали терапевтическую ценность некоторыхнаркотических веществ, вызывающих временную диссоциацию и снижающих подавление.
Вероятно, несвязанные со специфическимиэффектами ИСС в лечении являются неспецифические последствия других изменений всознании, направленных на поддержание психического равновесия и здоровья.Например, сон традиционно считается великим целителем и, по-видимому, служитважной биологической и психологической функцией у человека. ИСС, связанные ссексуальным оргазмом, можно считать еще одним благотворным психическимизменением, которое имеет не только значение биологического выживания в видепозитивного подкрепления сексуального влечения, но также служит выходом длямногочисленных человеческих желаний и фрустраций.
2. Путь к новомусознанию или опыту.Человек всегда стремился вызвать у себя ИСС в попытке получить новое знаниевдохновение или опыт. Религиозный человек использовал горячие молитвы,пассивную медитацию, состояние откровений и пророчества, мистические итрансцендентальные переживания, обращение в религию и божественные состояния,чтобы открывать новые горизонты опыта, пересматривать нравственные ценности,разрешать эмоциональные конфликты; это часто позволяло ему лучше справляться сличными трудностями и проблемами окружающей действительности. Интересно такжеотметить, что у многих примитивных групп считается, что одержимость духаминаделяет сверхчеловеческими знаниями, которые невозможно получить принормальном бодрствующем состоянии сознания. Предполагается, что вовремяприступов одержимости демонстрируются такие паранормальные способности, каквеличайшая мудрость, «способность к языкам» или ясновидение.
ИСС, по-видимому,обогащают человеческий опыт во многих других сферах жизни. Интенсивныеэстетические переживания, когда человек полностью захвачен некой величественнойсценой, произведением искусства или музыкой, могут расширить его эмоциональныйопыт и послужить источником творческого вдохновения. Известны многочисленныепримеры внезапного озарения, творческого инсайта и разрешения сложных проблем,случающихся у человека, когда он погружен в такие ИСС, как транс, дремота, сон,пассивная медитация или наркотическая интоксикация.
3. Социальные функции. ИСС, случающиеся в групповойобстановке, по-видимому, обслуживают многие индивидуальные и социальныепотребности.
С точки зрения личнойвыгоды одержимость одним из местных божеств или Святым Духом во времярелигиозных церемоний позволило бы индивиду достигнуть высокого статуса черезисполнение своей культовой роли, получить временное освобождение отответственности за свои действия и речи или позволить ему отыграть агрессивныеи сексуальные конфликты или желания в социально приемлемой форме.
С социальной точки зренияпотребности племени или группы удовлетворяются через их косвенную идентификациюс человеком в состоянии транса, который не только получает личноеудовлетворение от божественной одержимости, но и отыгрывает некоторыеритуализированные групповые конфликты и устремления, например, темы смерти ивоскрешения, культурный табу и т.д.
В заключении, такимобразом, можно сказать, что ИСС играют значительную роль в опыте и поведениичеловека. Также очевидно, что эти состояния могут служить как адаптивным, так инеадаптивным выходам для выражения многочисленных страстей человека, егопотребностей и желания. Более того, вряд ли следует сомневаться, что мы едваначали понимать аспекты и функции ИСС.
Наше нормальное или, какмы его называем, разумное сознание представляет одну из форм сознания, причемдругие, совершенно от него отличные формы существуют рядом с ним, отделенные отнего лишь тонкой перегородкой. Мы можем завершить наш жизненный путь, даже неподозревая об их существовании; но как только будет применен необходимый для ихпробуждения стимул, они сразу оживает для нас, представляя готовые определенныеформы духовной жизни, которые, быть может, имеют где-нибудь свою областьприменения. Наше представление о мире не может быть законченным, если мы непримем во внимание и эти формы сознания. Из них, правда, нельзя вывести точнойформулы, и они не могут дать нам плана той новой области, какую они перед намираскрывают, но несомненно, что должны помешать слишком поспешным заключения определах реального.
Список литературы:
1. Геллер, У.,Плэйфайр Г.Л. Эффект Геллера. Моя история. – М.: СП «Соваминко», 1991. – 576с.
2. Дельгада, Х. Мозги сознание/ Пер. с англ. к.м.н. Л.Я. Белопольского под ред. Г.Д. Смирнова. –М., Изд-во «Мир», 1971. – 315с.
3. Дубровский Д.И.Информация, сознание, мозг: Монография. – М., Высшая школа, 1980. – 286с.
4. Кандыба, В.М.Техника гипноза наяву. Техника скрытого управления человеком. – СПб.: Лань,2004. – 669с.
5. Манкин К.П.Телепатия и здоровье: Необычные способности обычных людей. – СПб: Весь, 2003. –120с.
6. Матяш Т.П.Сознание как целостность и рефлексия. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 1988. –178с.
7. Тойбер А.Х.Набросок истории сознания. – М.: РИА «Мефора», 1994. – 29с.
8. Множественные умыБилли Миллигана/Пер. с англ. А.Бойкова, А.Костровой. – М.: Эксмо, 2003. – 541с.
9. Науменко Г.М.Тайны сознания. путь к здоровью. – М.: Алетейа, 2002. – 584с.
10. Тарт Ч.Измененные состояния сознания/ Пер. с англ. Е.Филиной, Г.Закарян. – М.: Изд-воЭКСМО, 2003. – 288с.
11. Тайны сознания ибессознательного: Хрестоматия/Сост. К.В.Сельченок. – Минск: ХАРВЕСТ, 199/8. –494с.
12. Экспериментальнаяи прикладная психология: Межвуз. Сборник./мин-во высш. И ср. спец. обр-нияРСФСР. – Л.: Изд-во ЛГУ – Вып.10: Психические состояния/ под ред. А.А.Крылова.– 1982. – 182с.