Реферат по предмету "Психология"


Ибн Рушд как основоположник аверроизма

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА ИБИЗНЕСА
Кафедра психологии и педагогики
РЕФЕРАТ
по курсу: «история психологии»
ТЕМА
«Ибн Рушд как основоположникаверроизма»
Выполнил:
студентка 35 потока
Гуманитарный Факультет
Петрушова НадеждаВалерьевна
Проверил:
АРДАТОВ 2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Ибн Рушд(Аверроэс) (1126 -1198)
Творческое наследие Ибн Рушда
Психологические воззрения Ибн Рушда
Ибн Рушд –основоположник аверроизма
Аверроизм
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Представления о том, что в человеке живет нечто особенное,отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности.
Это нечто часто связывалось с дыханием – тем, что уходит сосмертью тела (душа, дух, дыхание), и нередко представлялось в виде крылатогосущества, возвращение которого в тело означало бы и его возрождение.
Душа в большинстве случаев представлялась как нечто,связанное с жизнью тела, делающее тело «одушевленным», и еесуществование было несомненным.
В мифах античной Греции душа предстает как своеобразныйдвойник тела, его копия, тень. Она живет после ухода из тела в царстве Аида вбесплотности своей, сохраняя человеческие желания (так, физически страдает отголода и жажды тень Тантала, мучается усталостью тень Сизифа).
Не подвергается сомнению существование души и в эллинскойфилософии, ищущей ответ на основной вопрос – вопрос о субстанции, т. е.первоначале, не имеющем для себя никакой причины, кроме себя же. Что есть душа– самостоятельная ли она субстанция или же свойство другой субстанции(материи)?
По сути, с этого вопроса начинается донаучный этаппсихологии, завершающийся лишь в конце 19 в.
Психотерапия, психокоррекция, психоанализ, психологическийтренинг, личное, семейное, производственное консультирование, телефон доверия,профориентационные центры, кадровая служба предприятий, психодиагностическиеуслуги населению, судебная экспертиза, разрешение конфликтов, психологическиеслужбы в системе образования и т. д. В современной психологии наметилисьследующие основные тенденции:
1. Усложнилась структура психологии: появились новые научныеотрасли (как теоретические, так и прикладные) и новые сферы практическогоприменения психологии. Какие вы знаете теоретические, прикладные и практическиеотрасли, полнившиеся в течение последних десятилетий? Параллельно идет развитиеи вглубь (теория), и вширь (практика) Если раньше часто оспаривалось правопсихологии на существование в качестве науки, то сейчас у психологии-наукипрочные позиции. Психология-практика стала реальным фактором преобразованиямира. По социологическим опросам, профессия психолога станет самойвостребованной в 21 веке.
2. Появились новые школы и направления (смотри названиянаучных школ предыдущем тексте). Идет преодоление методологического кризиса засчет дифференциации и интеграции психологических направлений. Хотя школ инаправлений стало больше, намечается усиление единства их взглядов за счетвзаимопринятия научных достижений и методологических подходов.
3. Произошла деидеологизация психологии в связи сполитической перестройкой, происходящей в нашей стране. Отказ откоммунистической идеологии позволил ученым вести научный поиск, опираясь насамые различные философские подходы, тогда как ранее обязателен был марксизм(диалектический материализм, исторический материализм и научный коммунизм).
4. Появились новые проблемы, которые общество ставит передпсихологами. Это вызвано бурным ходом социального развития. Наркомания,реклама, телевидение… (продолжите список проблем, появившихся в последниеполвека, в решение которых должны внести свой вклад психологи).
5. Психология становится центром современного человекознания.Академик Ананьев Б.Г. несколько десятилетий назад отследил эту тенденцию:благодаря своему предмету психология приобретает особую значимость для всехнаук, изучающих человека: биологических, гуманитарных, социальных.
6. Математизация и кибернетизация: психологи свои концепциивсё чаще оформляют в виде математических и кибернетических моделей,
7. Ощущается приближение периода глобальных изменений картинымира. Благодаря этому может появиться ответ о природе и сущности психики и о еёпроисхождении. Возможно появление философского направления, примиряющегоматериализм и идеализм.
ИБН РУШД (АВЕРРОЭС) (1126-1198)
Абу-аль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед Ибн Рушд родился в 1126 году. Дед его был великим кадием Кордовы, правоведом-маликитом,склонным, однако, судя по некоторым его трудам, к примирению философии срелигией. Тот же пост занимал его отец, благодаря вмешательству которого ИбнБаджа был в свое время освобожден из тюрьмы. Следуя фамильной традиции, ИбнРушд с ранних лет изучал теологию, юриспруденцию, арабскую литературу.Источники сообщают, что он проявлял особые способности к медицине. Имена егонаставников во врачебной науке известны, но у кого он учился философии — обэтом сведений нет. Возможно, определенное влияние на его философскоеобразование оказал Абу-Джаафар Харун, у которого он обучался медицине, ибо,согласно тем же источникам, тот был знаком с древнегреческой философией, вчастности, с учением Аристотеля. Помимо Ибн Туфейля Ибн Рушд дружил с семьейпрославленных врачей Ибн Зухров. В некоторых работах Ибн Рушда встречается дата- 1153 год, когда он находился в Марокко, очевидно, по заданию Абд аль-Мумина всвязи с проектом создания там учебных заведений по образцу тех, что были вАндалузии Во время этой поездки Ибн Рушд наблюдал звезду Канопус и проверял поней шарообразность Земли и ее относительную величину.
Известна также приблизительная дата — втораяполовина 1168 года или первая половина 1169 года — знакомства Ибн Рушда схалифом Абу-Якубом Ярким свидетельством двойственного положения философов в товремя служит эпизод из жизни Ибн Туфейля, ставший поворотным пунктом вбиографии Ибн Рушда. Пользуясь близостью к Абу-Якубу Юсуфу, философ Ибн Туфейльдобился приглашения ко двору своего талантливого друга Когда Ибн Рушд предсталперед этим просвещенным халифом, тот спросил его «Как с точки зренияфилософов — извечно небо или имеет начало во времени9» Ибн Рушдвпоследствии вспоминал: «Тут я оторопел от смущения и страха, сталотговариваться и отрицать, что занимаюсь философской наукой. Я не знал еще, чтозамыслил с ним Ибн Туфейль. Поняв мою робость и смущение, повелительправоверных обратился к Ибн Туфейлю и завел с ним разговор по поводу заданногомне вопроса. Он вспомнил, что говорили об этом Аристотель, Платон и другиефилософы, а также привел контраргументы поборников ислама и я увидел в немтакую эрудированность, какую не мог бы предположить ни у одного из тех, ктозанимается данным предметом, целиком посвящая ему свое время. Он продолжалснимать с меня скованность до тех пор, пока я наконец не заговорил. И он узнал,что у меня было насчет всего этого в уме, а когда я удалился, повелел выдатьмне денег, великолепную почетную одежду и коня». Об этом событии Ибн Рушд рассказывалвпоследствии своим ученикам, и его рассказ дошел до нас в передачеаль-Марракуши. К тому же времени можно отнести содержание рассказа Ибн Рушда одругом важном событии из его биографии — событии, определившем его будущуюславу Комментатора. «Однажды, — вспоминает он, — Ибн Туфейль вызвал меня ксебе и сказал-»Слышал я сегодня, как повелитель правоверных, сетуя натрудные места у Аристотеля — или его переводчиков — и упомянувши о неясностизамыслов их, сказал: «Коли б нашелся для этих книг человек, который,хорошенько осмыслив преследуемые в них цели, дал бы их изложение и доступноетолкование, вот тогда они стали бы для людей удобопонятными». Так что,если у тебя хватит на это сил, возьмись за дело. Я знаю твой большой ум,чистоту твоих задатков и твое сильное влечение к науке и думаю, что это будеттебе по плечу. Я сам взялся бы за это, да только я, видишь, уже в летах, занятказенной службой и заботы мои связаны с делами, по моему разумению, болееважными". Завершая рассказ об этом случае, Ибн Рушд говорит: «Вот чтозаставило меня изложить то, что я изложил из книг Аристотеля». Повелительправоверных, таким образом, не только приблизил к себе сорокатрехлетнегоученого, но и дал ему официальное задание — заняться комментированиемАристотеля. Одновременно Ибн Рушд был назначен кадием Севильи. Несколькомесяцев спустя им была завершена работа над толкованием аристотелевской книги«О возникновении животных».
В 1171 году Ибн Рушд вернулся в Кордову, гдевскоре занял уже ставшую наследственной в его роду должность великого кадия.Государственная служба, несмотря на свои положительные стороны, отнимала многовремени и отвлекала от осуществления научных замыслов. В одном из своих трудовфилософ жалуется, что мог допустить кое-какие ошибки, поскольку был занятпосторонними неотложными делами и не имел под рукой нужных источников, оставшихсяв его кордовском доме, в другом сочинении он сетует на то, что недостатоквремени вынудил его ограничиться наиболее важными вопросами, сравнивая себя спогорельцем, который выхватывает из огня лишь самые необходимые пожитки.
В 1182 году Ибн Рушд замещает Ибн Туфейля надолжности лейб-медика халифа.
В 1184 году, после смерти Абу-Якуба, халифскийпрестол перешел к его сыну Абу-Юсуфу Якубу. У нового правителя Ибн Рушд был вне меньшем фаворе, чем у прежнего. Часами, бывало, засиживался он в покоях халифана подушке, отведенной для самых близких друзей хозяина, ведя с ним ученыебеседы и время от времени обращаясь к нему со словами: «Послушай, братмой». А между тем над ним уже сгущались тучи. Гроза разразилась в 1195году, когда Абу-Юсуф повелел сжечь сочинения Ибн Рушда, а самого философасослал в местечко аль-Ясана, близ Кордовы. Распоряжение было отдано халифом вКордове тогда, когда он возвращался из похода на кастильцев. Средневековыеарабские авторы комментируют это событие по-разному. Некоторые из них ищутмотивы, побудившие халифа подвергнуть Ибн Рушда опале, в чрезмернойфамильярности последнего, выразившейся, в частности, в том, что он назвалповелителя правоверных в одной из своих книг просто королем берберов, как этобыло принято у ученых, без обычных пышных титулов и эпитетов. Предполагалитакже, что причиной немилости Абу-Юсу-фа были его подозрения по поводу близкихотношений между Ибн Рушдом и братом халифа Абу-Яхьей, тогдашним губернаторомКордовы. Согласно еще одной версии, по Андалузии разнесся слух о приближающейсягибели рода людского от небывалого урагана, и губернатор Кордовы созвал поэтому случаю наиболее мудрых и уважаемых людей города; Ибн Руш дерзнул датьупомянутому метеорологическому явлению естественнонаучное объяснение, а когдаодин из теологов спросил его, верит ли он в передаваемый Кораном рассказ оплемени Ад, погибшем при аналогичных обстоятельствах, воскликнул: «Бог тымой, само существование племени Ад нереально, так что же говорить о причине егогибели!» Говорили, наконец, что некие злопыхатели раздобыли комментарий,написанный собственноручно Ибн Рушдом, где имелась фраза: «Ясно, чтоаз-Зухра (Венера) есть божество», показали эту фразу в отрыве от контекстахалифу и, приписав ее самому философу, объявили его язычником. Решение халифаподвергнуть Ибн Рушда опале нельзя объяснить простым заговором царедворцевлично против одного из фаворитов Абу-Юсуфа. Во-первых, помимо Ибн Рушдарепрессиям подверглись и другие представители андалузской интеллигенции:ученые, врачи, судьи, поэты и даже некоторые богословы; во-вторых, халифскийэдикт накладывал общий запрет на изучение философии, в связи с чемпредусматривал изъятие и уничтожение всех подозрительных сочинений, кроме книгпо медицине, астрономии и арифметике; наконец, в-третьих, опала Ибн Рушдапродолжалась относительно недолго: после успешного завершения похода,принесшего Абу-Юсуфу почетное прозвище аль-Мансур (Победитель), халиф вернулсяв Марокко, куда пригласил Ибн Рушда и других ученых Речь здесь, следовательно,шла о другом — о стремлении халифа угомонить религиозных фанатиков, дать ихагрессивным чувствам хотя бы временный выход и тем самым обеспечить спокойствиев своих владениях на Пиренейском полуострове.
Мытарства, выпавшие на долю Ибн Рушда в дниопалы, не могли не отразиться на его здоровье — 10 декабря 1198 году онскончался Случилось это в Марокко. Через три месяца по просьбе родственниковфилософа его останки были переправлены в Кордову.
Биографы отмечают высокие моральные качества ИбнРушда, его скромность и снисходительность к недругам Нравственный облик его былстоль чист, что вызывал положительный отклик даже у людей, не симпатизировавшихему как мыслителю. Так, в своих психологических набросках-портретах,посвященных мусульманским философам, Ибн Сабин, весьма нелестно и дажеязвительно отзываясь об интеллектуальных способностях Ибн Рушда и, в частности,отмечая его рабскую зависимость от Аристотеля, добавляет' «Следует вместес тем признать, что это был человек несамолюбивый, преисполненный справедливостии сознающий свои недостатки».
И еще одна черта Ибн Рушда изумляла егосовременников – трудолюбие Говорили, что за всю его жизнь люди не знали вечера,когда бы он не писал или не читал. Лишь дважды Ибн Рушд был вынужден нарушитьсвой обычай в день собственной свадьбы и в день смерти отца.
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИБН РУШДА
Свидетельством исключительной трудоспособности иразносторонности научных интересов Ибн Рушда служит и оставленное им творческоенаследие Оно включает в себя сочинения по философии, естественным наукам,медицине, юриспруденции и филологии. По форме его труды делятся на комментариии самостоятельные работы. Комментарии философского (и частичноестественнонаучного и медицинского) содержания были составлены им кпроизведениям Аристотеля, Платона («Государство»), АлександраАфродизийского («О разуме»), Николая Дамаскина («Перваяфилософия»), Фараби (трактаты по логике), Ибн Сины («Урджуза омедицине») и Ибн Баджи («Трактат о соединении человека с деятельнымразумом»). Всего Ибн Рушдом было написано 38 комментариев, из которых 28сохранилось на арабском языке, 36 — в древнееврейском и 34 — в латинскомпереводе. Большинство сочинений этой категории представляет собой толкования ктрудам Аристотеля, перечислять которые значило бы перебрать все работы Стагирита,кроме оставшейся недоступной для арабских философов, включая и Комментатора,«Политики».
О нем говорили: «Аристотель объяснилприроду, а Аверроэс — Аристотеля». Уже одних этих толкований к Необъятномуфилософскому наследию Аристотеля было бы достаточно, чтобы обессмертить имя ихсоздателя Это был действительно научный подвиг — не владея греческим языком иисходя лишь из сравнительного анализа переводов сочинений Стагирита и егокомментаторов, проникнуть в тончайшие изгибы мысли великого античного философаи представить разработанные им учения в освобожденной от неоплатонистскихпримесей форме. Да и сами эти комментарии можно назвать таковыми только вограниченном смысле, ибо кордовский мыслитель вполне самостоятельно трактовал вних (особенно в комментариях к «Метафизике» и к книге «Одуше») вопросы, которые остались после Аристотеля нерешенными, ноприобрели ко времени жизни Ибн Рушда первостепенное, актуальное значение.
Из других трудов рассматриваемой категории дляуяснения собственных взглядов кордовского мыслителя большое значение имееткомментарий к платоновскому «Государству», которое было известно ему,как и предшествовавшим мусульманским философам, в изложении Галена Откомментариев к аристотелевским работам данное произведение отличается тем, чтоавтор толкуемого в нем сочинения не только лишен ореола непогрешимости, но иподвергается критике, особенно в тех случаях, когда Платон дает своейполитической доктрине религиозно-идеалистическое обоснование, совершенно не имеющее,по убеждению Ибн Рушда, доказательной силы. Из работы Платона Ибн Рушд черпаетматериал для построения практической части своего учения о государстве,теоретическим введением к которому служат мысли, заимствованные им главнымобразом из «Никомаховой этики» Аристотеля Кроме того, в комментарииощущается влияние некоторых идей Фараби. Последнее обстоятельство усиливаетсходство социологических воззрений Ибн Рушда и Фараби, которым они, разумеется,были обязаны прежде всего общности вдохновлявшего их источника. Что же касаетсяоригинальных философских трудов Ибн Рушда, то важнейшим из них являетсянаписанный около 1180 года трактат, в котором доказывается несостоятельностьобвинений, выдвинутых перед перипатетиками Абу-Хамидом Газали в«Опровержении философов» По установившейся в западнойисторико-философской литературе традиции это произведение именуют«Опровержением опровержения». По форме изложения этот трактат ИбнРушда напоминает большие комментарии.В нем Ибн Рушд рассматривает вопрос осоотношении философии и религии. Он показывает, что философия и религия оченьсходны в направленности своих суждений. «Философия — это спутница имолочная сестра религии… они спутники по природе, друзья по сущности иврожденному предрасположению». И философия, и религия имеют предметомсвоих изысканий Бога, но рассуждают о нем совершенно по-разному.
Ибн Рушд также рассматривал центральный для всегосредневекового периода вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечноили он сотворен Богом. Согласно Ибн Рущду, материальный мир вечен, как и Бог,который не сотворил мир. Отвергая креационистскую концепцию возникновения мира,он не отказывается от аристотелевского понятия Бога как перводвигателя. Онтакже признает платоновскую эманацию, которая объясняет возникновение низших поотношению к Богу сущностей, двигающих небесные сферы. Конечная причина бытия — Бог, находящийся на вершине иерархии и представляющий собой мыслящее само посебе мышление. Материя существует как постоянная возможность форм, которые изнее возникают; материя и форма, для Ибн Рушда, нераздельны и образуют единство.
Индивидуальные души не являются бессмертными, ониумирают вместе с телом. Этика Ибн Рушда заключается в учении, что человексоздает добро в соответствии со своими установками, а не в зависимости от того,что его ожидает на том свете — Ад или Рай.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ИБН РУШДА
Велико его влияние на философскую мысль западной Европы.Аверроэс считается автором самых глубоких комментариев к сочинениям Аристотеля,которые помогли ознакомить Европу с античной мыслью. Он дал новую трактовкуАристотелевского учения о душе, о ее высшей способности — разуме (нусе). Этобыло материалистическое объяснение души, связанной с телом.
Аристотель говорил о «пассивном» и«активном» уме как о материи и форме, возможности и действительности.«Пассивный» ум под действием «активного» приобретает форму;в нем актуализируется потенциально данное. Соответственно Аристотель делит душуна две части — чувственную, возникающую, развивающуюся и исчезающую вместе с развитиеми смертью тела и разумную, бессмертную.
Это противоречие, заложенное в трудах Аристотеля, пыталисьразрешить многие его последователи. Так, Александр Афродизийский (конец II — начало III в.) считал, что «пассивный» ум индивидуален и преходящ,неотделим от других, более простых способностей души и развивается под влияниемвнешнего Божественного разума. Но божество у него носит условный характер.Соответственно личное бессмертие им отвергается, он утверждает, что суничтожением тела исчезает и душа.
Иное мнение высказывал Фелисий. Он считал, что«потенциальный» и «актуальный» ум составляют однубожественную субстанцию, отличную от всех других психических способностей. Онавременно проявляется в теле и сохраняется после его гибели. Тем самымдоказывалось индивидуальное бессмертие души.
/>Ибн Рушд дал свое решение этоговопроса, создав, таким образом, учение –аверроизм. Он считал, что и«потенциальный», и «активный» ум — одна субстанция,существующая вне индивида. Важнейшим же свойством души являетсячувствительность, благодаря которой она воспринимает «нус» Подобносолнцу, действующему на зрение, «нус» освещает индивидуальные души. Ив них проявляется ум — и потенциальный, и актуальный. С исчезновением тела исоответствующих ему психических способностей (чувствительность), то, что былоприобретено божественным умом в итоге его актуализации в данной душе, неисчезает бесследно, а поглощается им и существует как момент универсальногоразума, свойственного человеческому роду. Это — некое божественное истечение,эманация, исходящая из нижней сферы неба. Таким образом, отвергается идеяиндивидуального бессмертия души.
С Кораном было несовместимо также вытекающее из учения ИбнРушда утверждение о богоподобии человека. Человек, способный восприниматьбожественный разум, соотносился тем самым с высшими духовными сущностями.
Наконец, наличие универсального всеобщего разума приводило кгуманистическому выводу о равенстве людей по интеллектуальным способностям. Этаидея противоречила духу феодального общества с присущими ему принципами сословногостроения.
Много идей высказал мыслитель и по частным вопросампсихологического знания. В частности, исследуя зрительное восприятие, Аверроэспоказал, что чувствительным аппаратом глаза является не хрусталик, а сетчатаяоболочка.
Ибн Рушд защищал права науки на независимость от догмрелигии, говорил о возможности достижения глубин достоверного познания истины спомощью разума. Пример тому — аподейктическое толкование священных тестов,направленное, по сути, на раскрытие противоречий в религиозных догматах.
ИБН РУШД — ОСНОВОПОЛОЖНИКАВЕРРОИЗМА
Ибн Рушд доказывал, что, следуяАристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма итеми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качествепроцессов, присущих его душе. Будучи врачом, Ибн Рушд тщательно изучалустройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимостьвосприятия окружающего мира от свойств нервной системы.
Главный вывод Ибн Рушда заключался втом, что вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается.Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул необычное представление о том, чтоуниверсальный для всех людей разум сохраняется После распада тела и этосвидетельствует о богоподобии человека Мир вечен и движется по собственнымзаконам, которые можно логически объяснять. Возможно и опытное исследованиеприроды вещей, в том числе души человека, и каждый обладает способностями ктакому познанию. Не отрицая индивидуальных способностей, ограничивающихвозможности каждого отдельного человека, Ибн Рушд подчеркивал, что возможностичеловека в постижении истины неограниченны, и важно только научить людейправильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способность к мышлению,познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждому человеку. Такимобразом, бессмертный разум отделялся от смертной души. Это разделение разума идуши было одним из важнейших положений теории Ибн Рушда и стал объектом критикисо стороны теологов.
Он также подчеркивал, что способность к мышлению являетсяпотенциальной. Как солнце воздействует на глаз, вызывая в нем ощущение света,так и всеобщий разум, считал Ибн Рушд, воздействуя на наши потенциальныеспособности, вызывает в нас мысли. Для их актуализации, осознания необходимыопределенные: условия, в частности познавательная мотивация, внешниевпечатления, хорошие учителя.
Согласно Ибн Рушду, «сотворение естьприведение вещи из потенциального существования в актуальное», оноосуществляется «Действователем» — Всемогущим. Сотворение может бытьсоотнесено со Всемогущим только акцидентально, а не сущностно (51). Тот, кто непризнает материи, пишет Аверроэс, полагает, что акт Действователя связанпервичным и сущностным образом с несуществованием. Но это не так. Ибо«имеется два сущностных начала для возникающих и уничтожающихся вещей:материя и форма, и одно. акцидентальное начало — несуществование, которое естьусловие появления того, что появляется, а именно как предшествующее ему: когдавозникающая вещь начинает существовать, ее несуществование исчезает, а когдаона уничтожается, появляется ее несуществование».
Ибн Рушд критикует арабских перипатетиков, и вчастности Ибн Сину, утверждая, что те искаженно толкуют Аристотеля. Аверроэсполагает, в частности, что ошибочно думать, будто сущность логическипредшествует и может быть определена независимо от того, существует или нет ее«носитель». Сущность может быть постигнута и определена только в томслучае, если она действительно существует. Аверроэс считает, что причинойдопущенного Ибн Синой ошибочного суждения было смешение им двух смыслов бытия — реального, или онтологического, и концептуального. Только последний может бытьпостигнут и определен.
Ибн Рушд не разделяет также мнения Ибн Сины отом, что существование материи демонстрируется скорее в метафизике, чем вфизике, что бытие природы не является самоочевидным и требует доказательства.Аверроэс ставит под сомнение утверждение Авиценны, что демонстрация конечнойматериальной причины и перводвигателя является делом метафизики, а не физики.Напротив, он считает, что метафизик получает знание о существовании указанныхдвух конечных причин мира прежде всего от физика.
В трактате «Опровержениеопровержения» он отвергалнападки теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Им проведеноразграничение рациональной религии, доступной немногим образованным, иобразно-аллегорической религии, доступной всем, что явилось одним из источниковтеории двойственной истины. Аверроэс исходил из признания вечности мира ибезначальности первоматерии. Он трактовал сотворенность мира Богом в томсмысле, что Бог, «совечный миру», превращает в действительностьпотенциальные формы первоматерии. Абстрактный мировой Ум (Нус), варистотелевском его понимании, рассматривается как единая безличная субстанция,общая для всех людей и воздействующая извне на души всех людей. Он отрицал идеюбессмертия индивидуальной души. Эти идеи Аверроэса оказали большое влияние наразвитие европейской средневековой философии.
Ибн Рушд твердо стоял на точке зрения, что первоматериянесотворима и она не может исчезнуть. Признавая бытиеБога, он считал, что Богне предшествует бытию материи (она «совечна» ему) и что функцияБожества — превратить потенциальные, внутренне присущие первоматерии формы вдействительные. Движение столь же вечно, как и материя. Движение — возникновение, изменение и разрушение — содержится как возможность в самойматерии.
АВЕРРОИЗМ
Примерно с III в. до н.э. психологов начали большеинтересовать не столько общие закономерности и функции души, сколько содержаниедуши человека. На первый план стали выходить не общие для всего психическогозаконы, но изучение того, что отличает человека от других живых существ.
Идея о преимущественно энергетической функции души пересталаудовлетворять психологию, так как душа — источник энергии не только длячеловека, но и для других живых существ. В это время ученые пришли к мнению отом, что душа человека служит источником не только активности, но и разума инравственности. Такое новое понимание души было заложено в теории Сократа, азатем развито в концепциях Платона и Аристотеля.
Впервые в этих концепциях психики появилась и идея о том, чтоважнейшим фактором, влияющим именно на психику человека, является культура.Если активность связывалась психологами с определенными материальными факторами,то разум, нравственность понимались как продукты культурного развития, какрезультат духовной работы не одного человека, а народа в целом. Особенно явноэто проявилось в теории Аристотеля. Естественно, что фактор культуры не могповлиять на психику животных и относился только к душе человека, обеспечивая еекачественное отличие. Таким образом, изменение в приоритетах психологическихследований, появление новых концепций души стало важным поворотным моментом вразвитии психологии.
Объяснить же с точки зрения науки (биологии, физики,медицины) того времени, каким образом строение атомов души человека приводит кее качественному, а не только количественному отличию от души животного, былоневозможно. Поэтому психологические концепции в этот период перешли отматериалистической ориентации к идеалистической. Различие материализма иидеализма в психологии связано преимущественно с разным пониманием содержаниядуши, психики; в последней материализм выделяет, прежде всего, активность,материальная природа которой была очевидна для ученых того времени, а идеализм- еще и разум и нравственность, природу которых объяснить материальнымизаконами было невозможно. Поэтому ученик Сократа
Платон пришел к идее о нематериальности и вечности души.
Среди важнейших функций души психологи античности называлипознание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени –ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени несуществовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качествпредмета и его образа в целом считалось единым процессом.
Постепенно изучение процесса познания мира становилось всеболее значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уженесколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психическийпроцесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель, авслед за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные процессы, каквоображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления оструктуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержанииэтих процессов, конечно, существенно различались.
В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как жепроисходит построение образа мира, какой процесс — ощущение или разум — являетсяведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной.Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими длякогнитивной психологии, были поставлены именно в то время.
Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет вистории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падениеРимской империи, т. е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементысредневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появилисьзначительно раньше, уже в III в. Это естественно, так как появление такихзначительных изменений в культуре, в мироощущении людей не может возникнутьвнезапно, при появлении какого-то внешнего критерия. В то же время и в истории,и в науковедении такой критерий необходим, и выбор века обусловливается еще итем, что в этот период новая мировая христианская религия окончательноутвердилась в Европе. Окончание средневекового периода связывают, как правило,с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытиемАмерики. В то же время первые признаки новой идеологии появились уже к концуXIV в., а говорить об окончательном уходе средневекового мировоззрения можнотолько к концу XVI — началу XVII в., после Реформации. Однако даже в Новоевремя ученым приходилось доказывать возможность и необходимость отделениянауки, особенно науки о душе — психологии, от богословия. Постепенное развитиеи угасание характерных особенностей средневекового мировоззрения в психологиинаглядно отражаются в концепциях Августина Аврелия и Фрэнсиса Бэкона, которыенесколько условно обрамляют этот период.
Одной из важнейших характеристик средневековой науки, вчастности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря,небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ееважной особенностью в этот период было появление сакральности, от которойпсихология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв.до н.э зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлияниизнания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этогопериода.
После начального этапа развития психология начала стремитьсяк тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот кругвопросов, который может быть ей отдан богословием. Естественно, что это привелочастично к пересмотру предмета психологии — в содержании души была выделенаособая категория, подлежащая научному исследованию. Необходимость выделиться избогословия привела к появлению теории двух истин, которая утверждала, чтоистина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат другдругу, как две параллельные прямые, эта теория была сформулирована в IX-Х вв.арабским ученым Ибн Синой и вскоре получила широкое распространение в Европе.Несколько позже, в XII-XIII вв., в психологии возникло направление, получившееназвание деизм, которое утверждало, что существуют две души — духовная (ееизучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом,появился предмет для научного изучения.
Расширение прав науки привело к тому, что к XIII в. теориядвух истин, несколько перефразированная в томизме — теории, разработаннойизвестным богословом Фомой Аквинским, — была призвана уже защитить веру отнаучных доказательств. Стараясь примирить науку и веру, Фома Аквинский писал отом, что они имеют действительно, две разные истины, но в том случае, еслиистина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить.
Уверенность в незыблемости существующих правил повышал и тотфакт, что люди не имели достаточных знаний о том, что находится за границами ихгеографического мира. Поэтому представления о нормах и правилах поведения, оценностных ориентациях, существующих в определенной области, считалисьабсолютными и обязательными для всех. Уверенность в универсальности иоднотипности пути развития личности делала данные нормы чрезвычайно жесткими.Это сужало вариативность поведения, фрустирируя любые попытки преодолетьстереотипы, свойственные наиболее активным и творческим личностям. Жесткаяфиксация единственного социально одобряемого типа развития существенно сужалаадаптационные возможности тех людей, которые вследствие индивидуальныхособенностей (импульсивности, решительности, стремления к анализу, а не кпринятию на веру информации) отличались от общепринятых, модельных типовличности.
В то же время отсутствие альтернативных способов социальнойадаптации облегчало этот процесс для большинства людей. Облегчало адаптацию исознание безграничности жизни человека, так как уверенность в бессмертии души,возможности повторения, пусть и не полного, жизненного пути давала надежду наисправление ошибок, освобождение от трудностей, бедности, болезней выпавших вземной жизни на долю человека. Это помогало менее эффективно восприниматьтрудности, опасности, смерти близких повышало психологическую устойчивостьмногих людей.
Однако в трудные для человека моменты, во время социальныхкатаклизмов (войн, эпидемий и т.д.), случавшихся достаточно часто, особенно напротяжении VI-Х вв., этих естественных регуляторов психологической стабильностиоказывалось недостаточно. Поэтому было необходимо разработать способыэмоциональной разрядки, очищения от страха и чувства вины. Такие способы былинайдены в самой церковной культуре. Это были, прежде всего, обряды исповеди ипокаяния; они давали людям уверенность в возможности очищения, снятия вины засвои поступки, за нарушения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможностипрощения и искупления тех ошибок, которые были ими сделаны. Таким образом,недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания своихгрехов, что способствовало укорененности и с собой, и с другими, предотвращалоснижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан сглубокой верой, надеждой на загробное воздаяние, которые служили в этом случаеосновой для катарсиса.
На вере основывались и способы лечения некоторыхпсихосоматических заболеваний (например, истерии), которые использовалисьмногими священнослужителями в средние века. Уверенность людей в том, что данныйсвященник действительно может им помочь, приводила к тому, что наложение рук,прикосновение к одежде и т. п. становились мощным стрессовым фактором,излечивавшим больного. Технология внушения, помогающая при подобныхзаболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ибн Рушд (Аверроэс) считал, что религию можно рассматриватькак верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину.
Он доказывал необходимость изучения неразрывные связи междуфункциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человекиспытывает в качестве процессов, присущих его душе. Он изучал устройствочеловеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятияокружающего мира от свойств нервной системы.
Его главный вывод заключался в том, что вместе с распадомтела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Выдвинул необычноепредставление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется послераспада тела и это свидетельствует о богоподобии человека. Подчеркивал, чтовозможности человека в постижении истины неограниченны, и важно только научитьлюдей правильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способность кмышлению, познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждомучеловеку. Т.о., бессмертный разум отделялся от смертной души. Это разделениеразума и души было одним из важнейших положений теории Рушда. Он такжеподчеркивал, что способность к мышлению является. Всеобщий разум, воздействуяна потенциальные способности, вызывает в нас мысли. Для их актуализации,осознания необходимы определенные условия, в частности познавательнаямотивация, внешние впечатления, хорошие учителя.
Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимоизучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями,чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущихего душе. Как врач, Ибн Рушд, тщательно изучая устройство человеческого тела иего органы чувств, показал зависимость восприятия окружающего мира от свойствнервной системы.
Таким образом, развитие знаний о психики людей путейвоздействия на нее обогатились в средние века многими важными данными, вчастности методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональныхсостояний, в том числе и аффективных реакций Именно эти вопросы, связанные спрактикой воздействия на психическое развитие и формирование личности, и всталипрежде всего перед учеными в эпоху Возрождения.

ЛИТЕРАТУРА
1.        Б.Веймарн, Г. Каптерева, А. Подольский Искусство арабских народов. – М., 1960.
2.        Ибн Рушд //Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв.М., 1961.
3.        НатурфилософияИбн-Сины. – М., 1978
4.        Сагадеев А.В. ИбнРушд (Аверроэс). М., 1973.
5.        С.Н.Григорян Великие мыслители Арабского Востока. – М., 1960.
6.        Степанянц М.Т.Арабская философия // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни,смерти и бессмертии. М., 1991.
7.        Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://istina.rin.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.