Оглавление
Введение
1. Биография Дейла Карнеги
2. Дело всей жизни Дейла Карнеги
Заключение
Список литературы
Введение
«Если вы хотите бытьжизнерадостным, ведите себя так, словно вам уже есть чему радоваться». Этуформулу вывел американский психолог Уильям Джемс, безумно популярный сто лет назад,а ныне прочно забытый всеми, кроме дюжины знатоков истории психологии. Ноучение Джемса — «всесильное, потому что верное» — поныне «живет и побеждает»благодаря его верному последователю Дейлу Карнеги.
Во всем мире Карнеги едвали не самый известный психолог. И это при том, что профессиональным психологомон никогда не был. Правильнее сказать, что Карнеги был блестящим житейскимпсихологом. Его книги совсем непохожи на научные труды. Они написаны так,словно автор в чисто американской манере постоянно подразумевает: «Ребята! Я некакой-нибудь дипломированный умник, а такой же парень, как вы. Просто я тутпораскинул мозгами и вывел несколько хороших рецептов правильного поведения. Ивы много выиграете, если последуете моим советам».
В нашей стране книги Карнегистали первой ласточкой мировой психологической мысли. Выпущенные на зареперестройки еще по-советски гигантскими тиражами, они нашли миллионывосторженных читателей и почитателей. Для многих психология началась с Карнеги(а для некоторых им и закончилась) — при том, что к психологической науке онимеет весьма отдаленное отношение, хотя того же Джемса цитирует постоянно.
Нашим читателям невдомек,что на Западе его незамысловатое учение давно вышло из моды под напоромуничтожающей критики (в Америке, например, не менее популярна книга Э. Шостромапод вызывающим названием «Антикарнеги»). Правда, восторженный ажиотажпотихоньку спадает и у нас (недавно и Шострома перевели). Тут самое времятрезво разобраться, кто такой этот необычный человек, как он сумел завоеватьтакую популярность, чем подкупают его идеи, а в чем они и в самом деле уязвимы.
1.Биография Дейла Карнеги
Имя Карнеги у наснастолько популярно, что многие даже убеждены, будто всемирно известный фондКарнеги им и основан, а знаменитый Карнеги-холл назван в его честь. На самомделе в этих названиях фигурирует фамилия совсем другого человека —сталелитейного магната Эндрю Карнеги. В начале ХХ века он был одним избогатейших людей Америки и в буквальном смысле воплощал собой «американскую мечту».Это был «человек, сделавший себя сам», сколотивший огромное состояние ценойисключительной предприимчивости. Он мог позволить себе жертвовать огромныесуммы на благотворительность, а сам до конца своих дней одевался в недорогихмагазинах готового платья (его самый дорогой костюм стоил 30 долларов).
Дейл Карнеги не имеетникакого отношения к великому Эндрю, он не был ни его родственником, ни дажеоднофамильцем — фамилия, которую Дейл унаследовал от родителей, звучала иписалась чуточку иначе. Из соображений мистических, а может — сугубопрагматических, Дейл уже в зрелом возрасте подогнал свою фамилию под блестящийэталон, словно стремясь, чтобы магия великого имени распространилась и на него.И надо признать — он своего добился. Сын бедного фермера стал-таки миллионероми едва ли не затмил своей славой известного «однофамильца».
Дейл Карнеги родился 24ноября 1888 года на ферме Маривилль в штате Миссури. Это было самое что ни наесть американское захолустье — от ближайшего железнодорожного полустанка ферму отделяло 8 миль. Достаточно сказать, что Дейл впервые увидел трамвай, когда емуисполнилось 19 лет. На ферме в обязанности Карнеги-младшего входил уход запоросятами, он доил коров, колол дрова, подрабатывал у соседей. Но как бы семьяни выбивалась из сил, ей с трудом удавалось сводить концы с концами.
Так что по окончаниишколы рассчитывать на получение престижного образования фермерскому сыну неприходилось, он вынужден был ограничиться местным учительским колледжем,по-нашему — педучилищем. Да и там не было никакой возможности выбиться в первыеученики — занятия он совмещал с работой по хозяйству.
Колледж находился в шестимилях от фермы. Пешком путь туда и обратно занял бы полдня, а даже плохонькийвелосипед был семье не по карману. На занятия юноша ездил верхом, причем,понятно, не на ковбойском скакуне, а на тощей рабочей кляче. Сам он к тому жебыл тщедушен, некрасив, в разговоре нередко запинался от неуверенности.Неказистый, бедно одетый всадник служил посмешищем для всего училища (где онитеперь, эти насмешники, кто помнит их имена?). Однако юноша стоически сносилобиды, более того — старался обратить их в невинную шутку и не портитьотношения с товарищами. Рассказывают, что уже в юные годы он отличался большойдоброжелательностью, открытостью в общении.
Дейлу, правда, неудавалось участвовать во многих мероприятиях, проводившихся в колледже, — дляэтого не было ни времени, ни соответствующей одежды (в его гардеробе был одинмало-мальски приличный костюм). Он попытался попасть в футбольную команду, нотренер не принял его, сославшись на его малый вес. Иной бы в такой ситуацииозлобился или впал в уныние. Дейл нашел выход.
Мать Дейла, которая, судяпо всему, была женщиной по-житейски мудрой, хорошо понимала проблемы сына. Онапосоветовала ему принять участие в дискуссионном кружке, считая, что опытпубличных выступлений придаст ему уверенности в себе и поможет заслужитьпризнание окружающих, в котором он так нуждался [6, с. 2].
Юноша последовал советуматери и после нескольких попыток (поначалу его отказывались приниматьвсерьез), был наконец принят в дискуссионный клуб. Это событие оказалосьповоротным пунктом в его жизни. Выступления действительно помогли ему обрестиверу в свои силы. К тому же Дейл, похоже, был прирожденным оратором или, покрайней мере, интуитивно открыл несколько выигрышных приемов публичноговыступления, которые помогли ему завоевать доверие публики. Не прошло и года,как он стал побеждать на конкурсах по ораторскому искусству в колледже.(Биографы Карнеги всячески обыгрывают этот факт, хотя, справедливости ради,необходимо отдавать себе отчет в скромных масштабах этих конкурсов.)
В результате усилий,направленных на преодоление чувства собственной неполноценности (поклон докторуАдлеру!), молодой человек пришел к пониманию того, что умение преподнести себяаудитории и донести до нее свою мысль укрепляет самооценку человека и егоуверенность в себе. Причем для него стало очевидно, что, обладая такойуверенностью, можно добиться очень многого, практически всего. С этойустановкой он и отправился в большую жизнь.
Колледж, правда, несмотряна все свои успехи, он так и не закончил, вопреки информации, содержащейся вомногих биографических справках, — завалил латынь. Так что будущий кумирмиллионов, признаваемый многими выдающимся психологом, не получил не толькопсихологического, но вообще какого бы то ни было законченного образования.(Впоследствии он недолго проучился в Нью-Йоркской академии театральногоискусства, но не закончил и ее.) [6, с. 5]
Сведения о егопоследующей профессиональной деятельности значительно расходятся в разныхисточниках. Кое-где он предстает удачливым коммерсантом, блестящим литератороми успешным актером. Действительно, на всех этих поприщах Карнеги попробовалсебя, но славословия его успехам надо признать сильным преувеличением.
Недолго помыкавшись вбесперспективной должности рассыльного в Небраске, он попробовал торговатьвсякой всячиной — от свиного сала до сборников полезных советов (чужих,разумеется, — свои он еще не сформулировал), — но вынужден был признать, чтоторговец из него никудышный. Перебравшись в Нью-Йорк, он попробовал себя насцене заштатного театрика, но после пары лет существования нищим актеромзабросил это дело и занялся писательским трудом. Увы, издателей его юношескиеопусы не воодушевили, да, наверное, и в самом деле не стоили доброго слова(даже потом, находясь в зените славы, Карнеги так и не решился ихопубликовать).
И Дейл вернулся к тому, счего начал и что единственное у него пока хорошо получалось. Поскольку еще вколледже он успешно наставлял всех желающих по части ораторского искусства,Карнеги именно это и решил сделать своим ремеслом — открыть ораторские курсы.Руководство Американской ассоциации молодых христиан, под крышей которой оннамеревался осуществить свое начинание, поначалу встретило его скептически.Карнеги было заявлено, что никто не станет платить ему преподавательскоежалование — 2 доллара в час — за чтение лекций по никому не известному инепонятному курсу. Карнеги хватило красноречия переубедить администрацию —соответствующие платные курсы были открыты, хотя вознаграждение ему былоназначено в виде комиссионных от сборов.
Впрочем, Карнеги непрогадал. Уже через несколько месяцев его курсы приобрели такую популярность,что его комиссионные составили целых 30 долларов в час — столько набиралосьзаинтересованных слушателей.
Прослышав о такихуспехах, директора ассоциации в соседних городах захотели включить курс Карнегив свои программы обучения. Вслед за тем и другие профессиональные сообществаобратились к нему с той же просьбой. Спрос на Карнеги рос день ото дня, и охроническом безденежье можно было забыть. (Хотя многие коллеги охотносогласятся, что суетливая беготня по лекциям, позволяющая неплохо сводить концыс концами, — это еще не синоним жизненного успеха.)
Постоянно совершенствуя иобогащая содержание своих лекций, Карнеги постепенно начал вводить в свой курснекоторые соображения о взаимоотношениях между людьми. Он упорно занималсяизысканиями в этой области, прочел много психологических трудов, а свои находкии выводы излагал в брошюрах, которые с жадностью читались его поклонниками,применявшими полученные знания на практике.
Содержание этих брошюрбыло обобщено в его первых книгах, увидевших свет в 1926 году, — «Умениеговорить: практический курс для деловых людей» и «Ораторское искусство иоказание влияния на деловых партнеров». В своей работе Карнеги активносотрудничал с Лоуэллом Томасом, результатом чего в 1934 году стал их совместныйтруд «Малоизвестные факты из жизни известных людей». Не так давно, на гребнепопулярности Карнеги, эта книга была издана и у нас, хотя, конечно, вряд ли онаможет сравниться по поучительности с иными его «учебниками жизни». А в 30-егоды она пользовалась в Америке популярностью, так же как и цикл радиопередач,которые Карнеги вел на эту тему.
Но главный успех пришел кКарнеги в полном соответствии с американской формулой «неустанный труд, личныйэнтузиазм + счастливое стечение обстоятельств». В 1933 году главный управляющийкрупного издательства «Саймон энд Шустер» Леон Шимкин прослушал его авторскийкурс в Ларчмонте, штат Нью-Йорк. На него произвели впечатление не столькоаспекты курса, связанные с ораторским мастерством, сколько содержавшиеся в немпринципы взаимоотношений между людьми. Полагая, что книга на эту тему будетпользоваться большим спросом, Шимкин предложил Карнеги систематизировать всепреподносимые им своим слушателям материалы и оформить их в виде книги [1, с.85].
12 ноября 1936 года вышласамая знаменитая книга Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние налюдей» — оптимистическое собрание практических советов и жизненных историй подобщим девизом: «Верь, что ты добьешься успеха, — и ты его добьешься». (По сутидела, десятки современных психотерапевтических концепций — лишь конкретизацияэтого тезиса.) [3, с. 59].
Как и предыдущие издания,эта книга не содержала каких-то особых откровений, однако в чисто американскойманере предлагала краткие и в то же время емкие советы насчет того, как лучшесебя вести, чтобы завоевать интерес и симпатию окружающих. Менее чем за годбыло распродано более миллиона экземпляров книги (еще при жизни автора только вСША было продано более 5 миллионов экземпляров). С тех пор она издана на многихязыках мира. На протяжении 10 лет книга числилась в списках бестселлеров газеты«Нью-Йорк таймс», что до сих пор является абсолютным рекордом.
Еще более укрепила успехКарнеги его следующая книга — «Как перестать беспокоиться и начать жить»,которая целиком посвящена описанию способов борьбы со стрессами, а также тому,как активизировать в себе здравый смысл [5, с. 4].
Главный рецепт душевногоравновесия по Карнеги на самом деле открыт задолго до него и многократноповторен на все лады мыслителями прошлых веков. Другое дело, что до томикаСенеки или Монтеня не у каждого дойдут руки, да и вперемешку с приключениямиБешеного или Слепого читаются они туговато. В доходчивом изложении Карнеги,подкрепленном живыми примерами, все становится на свои места.
Оказывается, главная бедачеловека — в неумении жить сегодняшним днем. Слишком много душевных сил уходиту нас на воспоминания о прошлом, которое безвозвратно минуло, и на мысли обудущем, которое еще не наступило. Давние обиды и огорчения расстраивают нас исегодня, хотя оснований на то давно нет. Да и приятные воспоминания пусты ибесплодны, ибо вращаются вокруг ушедшего.
А уж мечты о будущем ивовсе бесполезны, они только распаляют воображение, но не насыщают. Опасениягрядущих невзгод портят нам кровь еще до наступления неприятностей (как мудрозаметил Марк Твен, «в жизни я пережил много бед — некоторые из них случились насамом деле»).
Вывод прост: надоотбросить все эти ненужные переживания и радоваться тому, что есть сейчас. Дажеесли радоваться особо нечему, надо вести себя так, будто все прекрасно. Еще Джемсна сей счет говорил: «Нам не всегда по силам изменить жизненную ситуацию, новсегда в нашей власти изменить свое отношение к ней». Так что и тут Карнегиоригинальностью не блещет, хотя эта формула запомнилась миру именно в еготрактовке.
Рецепты эффективногообщения по Карнеги столь же незамысловаты. По его мнению (с которым трудно несогласиться), мы все слишком эгоцентричны, сосредоточены на своих интересах инуждах, а это отталкивает других людей. Если нам что-то от человека нужно, мыдобиваемся этого слишком прямолинейно, и он в свою очередь начинаетобороняться, охраняя свои интересы.
Значит, вести себя нужносовсем иначе. Всем своим видом надо продемонстрировать искреннее расположение кпартнеру, интерес к его персоне. Следует позаботиться, чтобы у него создалосьвпечатление: общаясь с вами или даже оказывая вам какую-то услугу, он в первуюочередь удовлетворяет свои собственные интересы. (Мысль, кстати, тоже совсем неновая — Ларошфуко и Лабрюйер писали об этом, когда на свете не было не толькоДейла Карнеги, но еще и его прадедушки). Короче, иди навстречу людям (или хотябы делай вид, этого достаточно) — и люди к тебе потянутся.
Что же не устроило в этихсентенциях придирчивых критиков? Идеологи гуманистической психологии объявилиКарнеги беззастенчивым манипулятором, который учит лицемерию и бездушию. Дляманипулятора другие люди являются инструментом, средством утоления егопотребностей. И все манипулятивные приемы — это лишь корыстные ухватки, спомощью которых ловкач заставляет других плясать под свою дудку.
Если придерживатьсягуманистической позиции, то нужно идти людям навстречу бескорыстно, в самомделе помогать им удовлетворять их потребности. Ну и чувства, разумеется, надовыражать искренне. О том, как при этом соблюсти свои интересы, гуманистыскромно умалчивают. Да и по поводу душевного равновесия они фактическисолидарны с Карнеги: принцип жизни «здесь и теперь» — один из краеугольныхкамней гуманистической психологии [7, с. 122].
Парадокс этой ситуации втом, что все рецепты Карнеги безупречно действуют на практике. Однако ими всамом деле легко злоупотребить. Если человек обладает задатками манипулятора инастроен использовать других людей как вещи, советы Карнеги ему в этом неплохопомогут. Если же он хочет относиться к людям «по-человечески», то ему этисоветы не очень-то и нужны. Вернее, он и так будет им следовать, даже о них незная, причем совершенно искренне и бескорыстно. Так что ругать Карнеги — всеравно что ругать огонь, которым можно и обжечься, и согреться. А вовсеотказаться от огня — значит обречь себя на стужу и сырую пищу.
2. Деловсей жизни Дейла Карнеги
Дейл Карнеги – блестящийнаучный публицист и мастер слова. Его книги – это своеобразноеантилетаргическое средство для тех, кто не обременен заботой о познании таинствобщения, у кого не актуализировалась потребность в овладении технологией егопостроения. Они – отменный учебник для тех, кто считает, что жить в дружбе этозначительно лучше, чем быть в ссоре, сумевшим понять, что искусноеиспользование механизма общения – элементарное условие самореализации своихдостоинств и достижения всевозможных успехов.
До Дейла Карнеги и посленего предпринимались попытки многих специалистов выйти на такой уровень общенияс мыслями и практическими советами по общению, который удался автору книги «Какзавоевать друзей и оказывать влияние на людей».
Но он по-прежнему осталсянепревзойденным!
За счет чего же он сталэталонным бестселлером в книжном мире?
Прежде всего, за тонкоеулавливание болевых точек в человеческом общении. Он точно попадает в цель,утверждая, что люди более всего нуждаются в том, чтобы научиться ладить сдругими, с которыми они повседневно общаются. Именно в повседневном общении,когда люди часто вступают в прямые контакты, труднее всего удержаться в рамкаххороших манер и благородного обращения. Когда встречаешься с кем-то раз внеделю, а еще и реже, то не так уж сложно в общении одарить соучастникаприятной улыбкой и с явной доброжелательностью его выслушать. Другое дело –общение, которое ограничено кругом определенных лиц и в котором неизбежнопостоянное соприкосновение с ними.
В этом плане приоритетноделовое общение. На него Дейл Карнеги делает особый упор. И это второеобстоятельство, благодаря которому его советы пользуются повышенным спросом. Вмире цивилизованной экономики, базирующейся на рыночном механизмехозяйствования, благосостояние людей определяется их предприимчивостью иумением работать с командой или в ней. Тем более, когда речь заходит о тех, ктоимеет свой бизнес или выступает в роли менеджера. Вообще, к какой быдеятельности в деловом мире человек не обратился, невооруженным глазом видно,что умение общаться выступает как одно из основополагающих правил ееосуществления [2, с. 68].
О чем убедительно сказанов книге известного представителя делового мира США Ли Якокка в книге «Карьераменеджера». По его мнению, в искусстве обхождения с людьми кроется самая сутьуправления. Если менеджер не способен правильно строить отношения с себеподобными, то он не нужен компании. И резюме: «Его единственное назначение вкачестве руководителя – это побуждать к деятельности других людей. Если он неумеет этого делать, он, следовательно, не на своем месте». Отсюда инеобходимость обязательного обучения в Институте Карнеги основам ораторскогоискусства и технологии общения.
«Править должны лучшие»,- утверждал русский философ Иван Ильин. Хотелось бы надеяться, что деловыелюди, приобретающие книги Дейла Карнеги, внимательно отнесутся к его советам:как понравиться людям и проявлять к ним неподдельный интерес. И особенно кпрактическим рекомендациям их освоения. Чтобы проникнуться верой внеобходимость подобного прочтения книг Дейла Карнеги, необходимо рассмотретьследующий пример. Так по данным ряда исследований, проведенных в США, даже втакой деятельности как инженерная, порой только 15% финансового успеха зависитот технических знаний руководителя, а 85% — от его личных качеств и особенно отумения общаться с людьми.
Высокий рейтинг книгДейла Карнеги объясняется еще и тем, что они написаны занимательно, с массойвсяческих примеров и фактов, выразительных статистических данных. Этакимиблестками по их страницам разбросаны афористичные выражения: «чаще улыбайтесь»,«умейте слушать и воодушевлять собеседника», «замечание легче воспринимается,если оно следует за похвальбой» и т. п.
Отменно владеяхудожественным стилем, удачно используя «эффект наглядности» и «эффектассоциаций», зарисовки из жизни на любой вкус, Дейл Карнеги очаровываетчитателя и превращает чтение своих фолиантов в интеллектуальное удовольствие. Вчем несложно удостовериться, обращаясь к его книге, в которой излагаютсясоветы, как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступаяпублично.
Согласно исследованиямпсихологов, наше впечатление о ком-либо первоначально на 80% складывается повнешнему виду. Здесь имеется ввиду мимика, телодвижения, жестикуляция. Словомже мы воздействуем на других людей всего лишь на уровне 20%. Однако наш процесспознания себе подобных не всегда ограничивается впечатлениями, в которыхпреобладает эмоциональное восприятие людей. Любое общение, а тем болеепринимающее форму сотрудничества (формального или неформального), сопряжено спотребностью познания их внутреннего мира. Универсальным способом достиженияэтого является умение услышать, что и как они говорят.
Слово дано человеку длявоплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения,которыми он обладает, другим людям. Вот почему каждому из нас полезно владетьтехнологией вербального общения, в котором лексический набор, постановкаголоса, мелодия речи составляют ее основные элементы. При этом, говоря онеобходимости освоения названной технологией, речь не идет об ораторскомискусстве. Хотя в книге Дейла Карнеги данное понятие чаще используется, чемтакое понятие как риторика.
Чтобы стать оратором,явно недостаточно этого желать и к этому стремиться. Тот излюбленный пример одревнем ораторе, который стал известным речедержателем, благодаря своимнастойчивым упражнениям с камушками во рту над морским обрывом, сам по себе неисключает предположения о наличии у этого человека незаурядных ораторскихдарований. Общеизвестно, что все люди обладают какими-то задатками, но переводаих в способности, а тем более деятельно ярко выраженные, добиваются немногие.Бесспорно то, что при отсутствии соответствующих задатков, т. е. биологическойзаданности, никакими стараниями их не компенсируешь. Другими словами: нетзадатков и не будет способностей.
Чтобы претендовать налавры оратора, надо иметь природные предпосылки. Есть такое понятие:«абсолютный музыкальный слух». Есть просто «музыкальный слух». Имеющие егомогут играть на разных музыкальных инструментах и возможно добьются каких-торезультатов. Однако им не следует тешить себя серьезными надеждами в отношениискрипичных инструментов. Они по-настоящему подвластны тем, кто имеет«абсолютный музыкальный слух» [4, с. 48].
Итак, ораторами могутстать личности, имеющие к этому природные данные. Риторика, а точнее владениериторическими приемами, — достояние многих. Конечно, при условии прохожденияспециального курса обучения и постоянного самостоятельного речевого тренинга. Очем и пишет в своих книгах Дейл Карнеги, сопровождая их яркими жизненнымипримерами и самыми доступными рекомендациями. Это достаточно надежныерекомендации.
Что значит познать азыриторики, а тем более проникнуть в сокровище ее знаний?
Во-первых, говоритьлогично. Во-вторых, говорить аргументировано. В-третьих, говорить образно.В-четвертых, говорить эмоционально. В-пятых, говорить, искусно жестикулируя.
При правильнойорганизации обучения риторика не оказывается непреодолимой преградой. Чемактивнее настроены люди на овладение риторическими приемами, тем меньше онитратят времени на достижение этого.
Важным слагаемымподобного успеха является то, о чем подробно пишет Дейл Карнеги. Это обладаниеуверенностью. Без нее никакие риторические приемы не сработают. Если вспомнитьприведенный выше факт: 80% информации люди визуально снимают с выступающего поего внешности. Еще точнее – под воздействием его самопрезентации, котораярасшифруется как умение человека подавать себя людям.
Чтобы достойносамопрезентировать, надо прежде всего этого лично хотеть, владеть методамипсихологической мобилизации, постоянно тренировать свою мимику и жесты.Занимаясь тренингами по имиджелогии, необходимо первоначально решать одну и туже проблему: раскомплексования людей – высвобождения их сознания от заниженнойсамооценки, от ложного понимания скромности и общительности.
На последнее необходимообратить особое внимание. И вот почему. Дело в том, что книги Дейла Карнеги неотражают этно-психологических особенностей жителей нашей страны. Они написаныспециалистом человековедческого жанра другой страны. Этим и объясняетсянеобходимость при их чтении постоянной коррекции сформулированных советов ипрежде всего практических рекомендаций, исходя из реалий нашей жизни,особенностей нашего менталитета, традиций, привычек. Без такого учета можнооказаться в неловком положении.
Например, взят навооружение какой-то совет Дейла Карнеги, а он не произвел того эффекта, накоторый был вправе рассчитывать его применивший. Вообще следует читать все сумом, даже если обращаешься к известному авторитету. В нашем случае авторитет –с другого конца света, где проживает другой народ, с ему присущим образомжизни. И не считаться с этим недопустимо.
Чтобы снять какие-тонеясности по поводу сказанного, можно привести такой пример. Средний россиянин,по признанию американских специалистов, более образован, чем среднийамериканец. В то же время средний россиянин значительно менее практичен вжизненном использовании знаний, чем средний американец. Вряд ли кто будетоспаривать и тот факт, что американцы более, чем россияне, раскованы в общении,не так агрессивны, как россияне, в отстаивании своих интересов.
Подобное сопоставлениепсихологии двух народов можно продолжить, находя конкретные различия вценностных ориентациях, мотивах поведения, отношениях к людям. Безусловно, уроссиян есть много общего с американцами, поэтому российские читатели синтересов читают книги Дейла Карнеги. Не только читают, но и практическиприменяют его советы и рекомендации. При этом россиянам следует больше, чемамериканцам, уделять внимания таким методам психологической мобилизации какаутотренинг, медитация, рефлексия, катарсис. С их помощью можно статьуверенными в себе, не теряться в практических ситуациях, хладнокровнообращаться к своим знаниям и умело ими пользоваться.
У французского писателяВиктора Гюго есть выражение: «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло».Пожалуй, не найдешь лучших слов для представления третьей книги Дейла Карнеги«Как перестать беспокоиться и начать жить» [5, с. 135].
Само название книгивесьма лаконично обозначает ту идею, время которой пришло. Речь идет осохранении нашего здоровья.
Существует интереснаязакономерность, чем цивилизованнее общество, тем больше людей, в немпроживающих, озабочены своим здоровьем, однако в значительной мере уповающих наврачей, чем на себя. Нобелевский лауреат И.И. Мечников писал в «Этюдахоптимизма», что природа человека предполагает более значительный срокжизнедеятельности, чем получается на самом деле. И страстно призывал всемобратиться к правилам ортобиоза (разумного образа жизни), соблюдение которыхпродлевает человеческую жизнь и облегчает людям проявление высших способностейсвоей души.
Несколько лет назад водной из японских газет были опубликованы фотографии девяти президентовкрупнейших фирм в возрасте 40-60 лет, скоропостижно скончавшихся. Диагнозлетального исхода у всех одинаков: крайнее переутомление и продолжительноедистрессовое состояние. Однако подобные факты случаются и в нашей стране.
Цивилизованное общество –это общество научно-технических достижений, внедряемых в практику. Вполневероятно, что в таком обществе преобладает умственный труд. Известно, что послетяжелого физического труда утомление «задерживается» в человеческом организмена 3-4 дня, а после напряженного умственного труда – на 10-12 дней. Такимобразом, большинство людей не выводят усталость из своего тела. Она в немнепрерывно складируется. И по закону перехода количества в качество человекпостоянно находится в состоянии угрозы какого-то психосоматического слома.
Какой выход из такогоположения? Ответ на поставленный вопрос в интересной форме и по существу даетсяДейлом Карнеги. Если обобщить все рекомендации, представленные в книге «Какперестать беспокоиться и начать жить», то их можно свести к высказываниюрусского философа В.С. Соловьева: «Спасающийся спасается. Вот тайна прогресса –другой нет и не будет». Практически это предполагает, чтобы каждый жилдостойно, оберегал комфорт общения, избегал гиподинамии, не переедал, любилдетей и женщин. И, безусловно, был бы жизнелюбивым человеком. Таковым являетсятот, у кого развита способность радоваться каждому дню, каким бы он ни был пометеоусловиям.
Американский поэт Лонгфеллописал, что жизнь человека, лишенного здоровья, — тяжелое бремя; здоровьепридает жизни радость и счастье больше, нежели какие бы то ни были сокровища.Дейл Карнеги как бы разворачивает этот тезис, придавая ему научно-популярнуюаргументированность и еще раз подтверждая, что американская нация действительнопрагматична. И в первую очередь по отношению к своему здоровью. Его сбережение– это долг каждого гражданина. Поэтому надо знать гигиену жизни и труда, всегдапомнить, что работа не является смыслом человеческой жизни, а одним из условийличного самосохранения и общественного прогресса.
Таков лейтмотив философииортобиоза Дейла Карнеги. Он не мог пройти мимо этой проблемы. И сказал своеслово. Оно удивительно созвучно с высказыванием К.Э. Циолковского, который всвоей работе «Суд космоса» утверждал, что подъемной силой для людей являетсяправильно выбранная цель. Таковой по его мнению является – «чувствовать всегдабодрость, радость и всегдашнюю способность к труду и размышлению».
Заключение
Дейл Карнеги,американский писатель, публицист, педагог-психолог, преподаватель. Стоял уистоков создания теории общения, переведя научные разработки психологов тоговремени в практическую область, разработав собственную концепциюбесконфликтного и успешного общения.
Истина посткарнегианскойэпохи состоит, наверное, в том, чтобы не доводить до крайности ни егоидеологию, ни аргументы его критиков. А ведь по сей день свои рекомендации посовершенствованию нашего внутреннего мира и налаживанию отношений предлагаюткак последователи Карнеги, так и его противники. Довольно успешно (хотя и вболее скромных масштабах, чем прежде) функционирует основанный Карнеги иносящий его имя Институт эффективного ораторского искусства и человеческихотношений с филиалами во многих странах.
Дейл Карнеги жил попринципу, что нет плохих людей (и чем это гуманисты еще недовольны?..), а естьнеприятные обстоятельства, с которыми можно бороться, но совсем не стоит из-заних портить жизнь и настроение окружающим. 1 ноября 1955 года этот человек,оптимист по жизни, умер в Нью-Йорке, совсем недолго успев побыть миллионером инасладиться собственным успехом.
После его смерти институтвозглавила его жена Дороти, автор собственной небезынтересной книжки о том, какмудрая женщина может способствовать успехам начинаний своего мужа. Книганаписана, похоже, с большим знанием дела. Да и сама фамилия автора нынче дорогостоит...
Списоклитературы
1. Дронов Михаил, протоиерей. Талантобщения. Дейл Карнеги, или авва Дорофей? М.: «Новая книга», «Ковчег», 2008.
2. Ильин Е.Н. Искусство общения. — М.: Педагогика, 2006. — 112 с.
3. Карнеги Д. Как завоевать друзей иоказывать влияние на людей / Пер. с англ. – Рыбинск: ОАО «Рыбинский Домпечати», 2007. — 275 с.
4.Карнеги Д. Как выработатьуверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Пер. с англ. –Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 2007. — 205 с.
5. Карнеги Д. Как перестатьбеспокоиться и начать жить / Пер. с англ. – Рыбинск: ОАО «Рыбинский Домпечати», 2007. — 330 с.
6. Лоуэлл Т. Кратчайший путь кизвестности. – Рыбинск: ОАО «Рыбинский Дом печати», 2007. – 10 с.
7. Шостром Эверетт. Анти-Карнеги, иличеловек-манипулятор. Пер. с англ. ТПЦ «Полифакт», Минск, Моск. изд. группа,2006.