Реферат по предмету "Психология"


Зеркальный перенос

Оглавление
Введение
1. Феномен переноса в психоанализе
1.1 Нарциссический перенос
1.2 Зеркальный перенос
1.3 Типы зеркальногопереноса
2. Терапевтический процесспри зеркальном переносе
2.1 Функции аналитика прианализе зеркального переноса
2.2 Значение зеркальногопереноса как инструмента процесса переработки
Заключение
Литература

Введение
 
Общеизвестно,что в психоанализе существует огромное множество различных теоретических точекзрения. Не к этому стремился и не этого ожидал его гениальный создатель ЗигмундФрейд. Всю свою жизнь он напряженно стремился четко определить параметры новойнауки о психике, а также старался сохранить целостность и единство своегопредприятия.
Это жеотносится и к явлению переноса. В его открытии заслуга Фрейда. Но наука нестоит на месте, да и одной человеческой жизни мало для того, чтобы разобратьсяво всех её нюансах, поэтому и во взглядах на перенос и работу с ним произошлиопределенные изменения. Свой вклад в разработку данного явления, помимо многихдругих аналитиков, внес и Хайнц Кохут. В частности он занимался исследованиямипереносов при нарциссических нарушениях личности. Xайнц Кохут на основаниипроведенных исследований пришел к выводу, что неврозом переноса неограничиваются все виды переноса. Он открыл нарциссические виды переноса,описал их и разработал аналитическую технику работы с ними. Это стало началомновой эпохи психоанализа, так как резко расширился спектр психопатологии, вкотором психоанализ стал теперь эффективным.
Такимобразом, Кохут стал обнаруживать не только нарциссический перенос в патологическихслучаях, но и нарциссический компонент переноса у пациентов с неврозамипереноса, а также нарциссический контекст отношений у нормальных людей. Дляневротических пациентов этот аспект переноса не актуален. Но он актуален дляогромного числа пациентов, страдающих патологией, не поддающейся анализу прииспользовании техники Фрейда. Иначе говоря, он актуален для лечения пограничнойи психотической патологии. Для многих тяжелых пациентов нарциссический переносявляется единственной ниточкой, ведущей к здоровью. Эту нить очень легкопорвать самым малейшим пренебрежением к пациенту. Обнаружение, поддержание иразвитие этого переноса является очень трудной задачей для аналитика, требующейособой аккуратности, скрупулезности, постоянной эмпатии и даже озабоченности,похожей на материнскую.
Определениеи исследование переносов при нарциссических нарушениях ставит рядфундаментальных теоретических проблем, которые не сводятся к неясностям,возникающим из-за сложности клинических состояний. Если постулировать наличиепереносов при нарциссических нарушениях, то можно выразить эти проблемы в видеследующих вопросов: что понимается под термином «перенос»? И уместно лииспользование этого понятия в теоретических формулировках, касающихсянарциссических структур и их мобилизации в процессе психоаналитической терапии,по аналогии с формулировками, касающимися неврозов переноса?
Исходя изэтого, можно определить цель данной работы: выявить сходства и различия междуневрозом переноса и нарциссическим переносом (на примере зеркального переноса).
Для этогонеобходимо выполнить следующие задачи:
- провести анализ научной литературы, посвященной проблеме переноса;
- рассмотреть различные точки зрения на перенос;
- подробно рассмотреть явление зеркального переноса;
- выявить характерные черты переноса;
- уделить внимание психоаналитической работе с зеркальным переносом;
- выявить особенности работы аналитика с нарциссическими нарушениямиличности.

1. Феноменпереноса в психоанализе
 
«Перенос»буквально означает перенесение или перемещение чего-либо куда-либо. Впсихотерапевтическом значении «перенос» представляет собой перенесение вовзаимоотношения с консультантом:
- своего жизненного опыта (в том числе опыта общения, моделейповедения, привычек и т.п.),
- реакций в связи с теми ассоциациями, которые вызывает личностьконсультанта,
- своих мыслей и ожиданий от консультанта и всего консультативногопроцесса (положительных и отрицательных). [2, с.98]
ВзглядыФрейда на перенос
ЗигмундуФрейду принадлежит честь называться первооткрывателем феномена переноса впсихоанализе. Исходя из своего практического опыта, Фрейд пришел к выводу, чтонеудовлетворенные или вытесненные желания, существовавшие в прошлом, имеюттенденцию переноситься на новый объект, а именно на аналитика. Со временем, Фрейдзаключил, что в явлении переноса есть много положительных сторон, облегчающихлечебный процесс. [12, c. 88]. Перенос возвращает к жизни вытесненные детскиежелания и переживания и тем самым позволяет подойти к ядру невроза.[21, c.112]
Продолжаяизучать феномен переноса, Фрейд все больше утверждался во мнении, что переноснеобходим для успешного психоаналитического лечения. Психоанализ не помогалпациентам, у которых не мог сформироваться перенос. Реакции переноса былихарактерны для неврозов, относящихся к конверсионной истерии, фобиям и неврозунавязчивых состояний. Эти три формы невроза подвергались психоаналитическомулечению, поэтому Фрейд их назвал неврозами, создающими перенос.
С другойстороны, ему казалось, что перенос препятствует быстрому излечению; в процессеанализа первичный невроз трансформировался в новый тип невроза, названный имневрозом переноса. Иными словами, пациент привязывался к аналитику, и этазависимость мешала ему брать на себя ответственность за свои поступки. Вместе стем излечение невроза означало окончание зависимости от аналитика, поэтомутакое нежелание пациента свидетельствовало о бессознательном отказе от леченияневроза. Таким образом, перенос оказывал сопротивление лечебному процессу.
А скрытыеза переносом мотивы казались Фрейду совершенно ясными. Исполнение просьб ижеланий, ожидаемое пациентом от аналитика, в действительности являетсяповторением ущемленных потребностей и конфликтов, характерных для раннегодетства. В отношении к аналитику у пациента повторяется и оживает любовь,ненависть, агрессия и фрустрация, которые он испытал, будучи ребенком, поотношению к своим родителям. Поэтому интерпретация поведения и фантазийпереноса показывает пациенту, что его любовь или ненависть к аналитику неявляются реальными или базовыми, что его чувства возникли не сегодня, впроцессе анализа, а повторяют его переживания в прошлом, в основном –переживания раннего детства. [19, c.54]
Фрейдомбыла создана ясная, логически построенная теория переноса: переживания раннегодетства переносятся на аналитика, а чувства и эмоции, которые появляются впроцессе анализа, представляют собой повторение чувств и эмоций, впервыевозникших в детском возрасте. Одновременно мы приобретаем метод работы спереносом: интерпретацию мотиваций с целью превращение повторений ввоспоминания. В этом случае важное значение имеет принцип абстиненции,запрещающий аналитику любое проявление эмоций. Метод лечения логически вытекаетиз теории Фрейда о структуре психики и наличия феномена переноса.[25,c. 18-21]
Дляпонимания явления переноса необходимо рассмотреть два открытия Фрейда, которыелегли в основу открытия явления переноса.
1. Теорияшаблонов.С раннего детства люди устанавливают определенные стереотипы,или шаблоны (паттерны), под которые подгоняется восприятие других людей,ожиданий и собственных реакций. Опыт предыдущих отношений часто становитсясвоеобразным «прокрустовым ложем», и все будущие отношения, а в особенностисамые важные, подгоняются под установившийся стереотип.
2.Вынужденное повторение.У людей есть потребность создавать повторяющиесяпроигрыши ситуаций и отношений, которые были особенно затруднительными илипроблематичными в ранние годы жизни. На первый взгляд, все выглядит так, какесли бы человек пытался снова и снова организовать счастливый конецкакой-нибудь предшествующей ситуации, которая когда-то закончилась неудачно. Ноэто ему снова и снова не удается. Фрейд считал, что боль, причиненнаяпервоначальной ситуацией, фиксируется и заставляет человека периодическиприводить себя к бессознательной попытке понять, что же происходит и почемуполучается именно так.
Необходимозаметить, что, хотя личность, находящаяся в тисках вынужденного повторения, ивыглядит ищущей удачного завершения, если человек не осознал, чемподталкиваются его выборы, действия и поступки, он будет приходить только кнеудачным разрешениям ситуаций, так как только такая программа, или схемаразвития отношений, была когда-то заложена в бессознательное, и если она некорректируется вполне сознательно, она будет работать с удивительнымпостоянством.
Люди,начинающие работу с консультантом, оказываются под влиянием обеих описанныхтенденций, поскольку консультанту придается важное значение в разрешениижизненных проблем. [4, c.28-31]
Этимнеосознаваемым реакциям в отношениях клиента с консультантом З.Фрейд присвоилназвание перенос. А.Фрейд выделяет два вида переносов: перенос импульсов либидои перенос защит.
Переносимпульсов либидопроявляется в терапевтических отношениях вовлюбленности, в ожидании только хорошего, в тяге к терапевту.
Переносзащит– это воспроизведение защитной враждебности, подозрений инеприятия консультанта. На самом деле, защиты призваны лишь закрыть отконсультанта и, самое главное, от самого клиента высокую значимость дляпоследнего их психотерапевтических взаимоотношений. [3, c. 272]
Итак,перенос – это реакция защиты и с этой точки зрения имеет характерные черты.
1. Перенос – это бессознательный процесс. Хотя чувства клиента поотношению к консультанту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, чтоони привнесены из других, более ранних отношений, не осознается.
2. Перенос – это ошибочная реакция. Перенос всегда ошибочен в томсмысле, что клиент всегда приписывает консультанту черты, свойственные другимлюдям и в других обстоятельствах.
3. Перенос бывает положительным и отрицательным. Необходимоучитывать, что понятия положительного и отрицательного переноса не имеютникакого отношения к его полезности или бесполезности. Положительный иотрицательный перенос – это лишь общий эмоциональный настрой клиента поотношению к консультанту.
При положительном переносе клиент склонен видеть в консультантечеловека, более сильного и любящего, чем тот есть на самом деле. Такой клиентсклонен к зависимости.
Отрицательный перенос основывается на отвержении и враждебности.Если в процессе консультирования обстановка не меняется, то консультированиестановится невозможным. [10, c.74]
Взгляды Юнга
Последовательная, основанная исключительно напричинно-следственных связях теория Фрейда казалась Юнгу очень узкой иодносторонней. Юнг считал, что Фрейд упустил из вида два важных фактора.
Во-первых, Фрейд интересовался только причиной переноса. Юнгсчитал, что перенос – это вполне нормальное явление для любых отношений междулюдьми, а потому отношение переноса часто, хотя и не всегда, проявляется впроцессе анализа. Тогда перенос должен иметь не только причину, но и цель. Юнгазаинтересовал вопрос, каково значение явления переноса.
Во-вторых, Фрейд считал, что в отношении переноса повторяютсявытесненные детские переживания. Это должно означать, что он включает в себятолько материал индивидуальной человеческой жизни, содержание личногобессознательного. Но в таком глубоком и широко распространенном явлении, какперенос, следует ожидать проявление архетипического содержания коллективногобессознательного.
Становится понятно, что если при переносе всплываетбессознательное архетипическое содержание, то скрытые в переносе мотивации немогут считаться только повторением ситуаций из личной жизни. Переносдействительно является формой проекции. Понятие «перенос» мы используем кактехнический термин для обозначения отношений, существующих между аналитиком ипациентом. Согласно Юнгу, можно говорить о наличии проекции, если содержаниесубъективных интрапсихических переживаний проявляется во внешней реальности поотношению к другим людям или объектам. Это означает, что мы не осознаем этосодержание как некую часть нашей психической структуры.
Совершенно ясно, что наблюдение за тем, какое именно содержаниепроецируется, дает аналитику возможность определить, в какой области дляпациента необходимо усилить степень осознания. Содержание проекций включает нетолько повторения, обусловленные вытесненным материалом. В проекции можетпроявиться впервые новое, творческое, но ещё не осознанное содержание психики.Таким образом, за особенностью оттенков, форм и содержания, проявляющихся припереносе, часто скрывается внутренний процесс самореализации, который Юнгназвал индивидуационным процессом. [25, c. 21-24]

1.1 Нарциссический перенос
 
В последнее время растет число пациентов, страдающих такназываемыми нарциссическими расстройствами личности. Этот диагноз являетсянесколько смутным и неопределенным и может относится к широкому кругу людей: оточень ущербных, страдающих патологическим нарциссизмом, и до почти самыхобыкновенных, к которым каждый из нас относит себя, со склонностью копределенным болезненным переживаниям, вызванным наличием некоего комплексаподчиненности и его гиперкомпенсацией. Трудно найти людей, которые не были бы втой или иной мере подвержены нарциссическим изменениям настроения и обладали быстоль постоянной и адекватной самооценкой, что никогда не попадали бы подвлияние инфляционных фантазий или не мучились от ощущения собственнойнеполноценности.[16, c. 105]
Нарциссическийперенос не был так легко обнаружен, как невроз переноса. Невроз переноса,будучи объектным переносом, проявляется намного более явно в контекстеотношений, чем нарциссический перенос. Обнаружение нарциссического переносатребует намного большей чувствительности аналитика, чем обнаружение объектногопереноса. Только в редких случаях грубой нарциссической патологии он виденявно, но в большинстве случаев, он ощущается как «полная неспособность кпереносу».[15,c.39]
Главнымправилом работы с ним в отличие от работы с неврозом переноса являетсяотсутствие интерпретаций нарциссического переноса. Он должен вырасти, развитьсяи созреть в отношениях пациента с аналитиком. При этом важную роль играетнормальная фазово-специфичная идеализация объекта (в отличие от защитнойидеализации невротиков). Только тогда пациент достигнет состояния константностилибидинозного объекта и себя, которое является мерой психического здоровья.
Приэффективном анализе нарциссический перенос завершает свою эволюцию, и большаячасть его превращается в объектный невроз переноса. Последний уже требуетинтерпретации для проработки невротических проблем. Для любого вида переносаинтерпретации губительны, они разрушают его. Но нарциссический перенос является«лекарством» сам по себе, его не надо разрушать. А невроз переноса является«болезнью», которую надо устранить с помощью интерпретаций. Работа аналитика снарциссическим переносом должна быть только поддерживающей и ни в коем случаене экспрессивной.[17, c.251-254]
Кнарциссическим переносам относятся:
- перенос, возникающий в результате терапевтической мобилизацииидеализированного родительского имаго (называемый идеализирующим переносом);
- перенос, возникающий в результате мобилизации грандиозной самости(называемый зеркальным переносом), который и будет рассмотрен в даннойработе. [14, c. 122]
1.2 Зеркальный перенос
 
Зеркальный перенос возникает из базовой и жизненно важнойчеловеческой потребности в «эмпатическом резонансе». Чтобы себя узнавать,каждому из нас нужно смотреться в зеркало, и, чтобы ощущать свое бытие,признание со стороны окружающих и ценность, которую мы для них представляем,все мы испытываем потребность в эмпатическом резонансе. Тогда у нас появляетсяощущение собственной ценности.
Если ни один человек в мире не наслаждается одним лишь фактоммоего бытия, если нет никого, кто бы меня понимал, благодарил и любил за то,что я есть, и за то, что я делаю,— вряд ли у меня будет какая-то возможностьсохранить здоровый нарциссический баланс, т.е. адекватную самооценку.
В самой основе симптоматики страдания личности с серьезныминарциссическими расстройствами всегда существует подобное базальное ощущениеизоляции от внешнего мира. «Здесь» нет никого, чтобы создать мое отражение иэмпатический резонанс. Такое может случиться и в реальной жизни, но обычно этоотносится к внутренним психологическим проблемам: никому из окружающих я недоверяю настолько, чтобы позволить к себе приблизиться и позволить емувыполнить эти жизненно важные для меня функции.[5, c.42-45]
Отсутствие базового доверия обычно является признакомтравматических переживаний в раннем детстве. Есть все основания считать, чтопервым и самым значимым зеркалом, отражающим существование любого человека,становится тот, кто о нем заботится с момента рождения. В это время у ребенкаеще отсутствует ощущение собственной, независимой от матери, идентичности; матьи младенец образуют симбиотическое единство. Ребенок ощущает мать как частьсвоего Я. Во всяком случае, развитие реалистичной и относительно стабильной самооценкивпоследствии в существенной степени зависит от того эмпатического резонанса ичувственного отражения, которые способна дать своему ребенку мать. [1, c. 81].«Лучистый материнский взгляд»,— такую метафору использовал Кохут при описаниисамого первого зеркала, выражающего материнское наслаждение самимсуществованием ребенка, что бы тот ни делал.
Пациентам, у которых есть зеркальный перенос, обычно свойственноискажение отражения в раннем детстве, поэтому у них возникают проблемы всамоопределении и идентификации, а также в ощущении своего полноправногосуществования в этом мире. У них развились сверхчувствительные «сенсоры»,ощущающие малейший признак возможного отвержения, которое травматическивоздействует на ощущение ими своего Я. Единственной защитой от этой постояннойугрозы становится гиперкомпенсирующее убеждение: я ни в ком не нуждаюсь, я могубыть абсолютно самодостаточным. Фактически так осуществляется бессознательнаяидентификация с детским ощущением всемогущества, с грандиозным Я. [25, c. 54-56]
Вполне понятно, что люди с такой психической констелляциейприходят на анализ только в том случае, если их гиперкомпенсирующая системазащит дала сбой. В таком случае главное для аналитика — восстановить ихощущение своей значимости; они формируют зеркальный перенос, при котороманалитик лишается права на автономное существование, низводится до функциизеркала, отражающего их величие, их грандиозную личность и самодостаточность. Вреакции контрпереноса аналитик чувствует себя обесцененным, бесполезным ибеспомощным.
Необходимо использовать реакцию контрпереноса как основуинтерпретации. На практике любая реакция иногда может оказаться адекватной, аиногда, наоборот, неадекватной. Даже если действия аналитика кажутся пациентубессмысленными и бесполезными, количество прямых, а чаще косвенных упрековотносительно этой бесполезности будет неизбежно возрастать, как только пациентпочувствует в реакции аналитика недостаток эмпатии. В таком случае он должендопустить, пусть даже косвенно, то значение, которое аналитик для него имеет,если, конечно, он будет продолжать анализ.
К тому же действия, связанные с отзеркаливанием и удержанием,часто противоречат убеждению, что пациент действительно испытывает потребностьв истинных и искренних реакциях. Он должен быть уверен в том, что отражение,которое получит от аналитика, снова не нанесет ущерб его представлению о себе.[7, c. 255-256]
Такимобразом, на одном конце шкалы мы можем увидеть определенный тип зеркальногопереноса с присущим ему обесцениванием аналитика. На другом конце шкалы частосуществует другой тип зеркального переноса, при котором аналитик становитсянезаменимым для достижения и сохранения пациентами внутреннего равновесия. Онстановится сверхценным, и самая незначительная его реакция определяет, будет липациент чувствовать себя хорошо или же начнет мучиться сомнениями относительносвоего права на существование. Каждое оброненное аналитиком слово, каждоемалейшее изменение интонации, каждый непроизвольный жест могут восприниматьсяпациентом как знаки принятия или отвержения, словно это подтверждение он увиделв зеркале. Если пациент, страдающий болезненными нарциссическимирасстройствами, начинает сомневаться в своей уникальности в зеркальномотражении, которое дает ему аналитик, он переполняется чувствами ревности изависти. Тогда другие пациенты аналитика в фантазии пациента предстают гораздоболее интересными, умными и красивыми, чем он сам.
Всамом начале анализа такие ожидания зеркального отражения часто подавляются,оставаясь недоступными осознанию, потому крайне важно дать им возможностьпроявиться. Поскольку аналитик, выполняющий функцию зеркала, бессознательновоспринимается пациентом как часть его Я («объект самости»), вполнеестественно, что после острого желания считать аналитика своей собственностьюпациент испытывает страдания, когда осознает, что аналитик является зеркалом идля многих других людей, которых он даже может предпочесть ему. Такое поведениеаналитика ощущается пациентом как потеря части своего Я. Чтобы не ощущать себяскованным при появлении у пациента стремления воспринимать аналитика как своюсобственность, аналитику крайне важно уметь проявлять эмпатию к этим страхампациента, которые имеют глубокие корни. Иначе он может почувствовать, как унего зарождается гнев, направленный на освобождение от «тюремных оков»пациента. Этот гнев будет проявляться в виде грубых, сердитых или насмешливыхзамечаний. Вполне естественно, что такое отвержение вовсе не способствуетпрогрессу в аналитическом процессе.
Цельэтого столь желаемого процесса трансформации обычно состоит в снижениизависимости от внешнего отзеркаливания посредством возрастающего ощущенияреалистичной самооценки и сопутствующего ему ощущения индивидуальной автономии.[25, c. 58-62]
Зеркальныйперенос и предшествующие ему формы приводят к терапевтическому оживлению тойфазы развития (в принципе соответствующей состоянию, которое Фрейд называл«ректифицированным удовольствием Эго»), в которой ребенок пытается сохранитьизначально всеобъемлющий нарциссизм, фокусируя совершенство и силу на своем «я»— называемом грандиозной самостью — и с презрением отворачиваясь от внешнегомира, которому приписывается все несовершенство. [11, c 70]
Приблагоприятных условиях (адекватном избирательпом ответе родителей напотребность ребенка в отклике и их участии в нарциссических проявлениях егограндиозных фантазий) ребенок учится принимать свои реальные ограничения,расстается с грандиозными фантазиями и вместе с тем замещает их Эго-синтоннымицелями и стремлениями, получением удовольствия от собственных действий ифункций, а также реалистичной самооценкой. [6, c. 152]
Если жеоптимальное развитие и интеграция грандиозной самости наталкиваются напрепятствие, то эта психическая структура может отщепиться от реальности Эгоили отделиться от нее с помощью вытеснения. Она становится недоступной внешнемувлиянию, но сохраняется в своей архаичной форме. Однако в процессе анализа онастановится доступной реактивации в связной форме зеркального переноса,постоянно испытывает на себе влияние со стороны реальности Эго, и может бытьснова возобновлен процесс ее постепенного изменения, который травматическимобразом был прерван в детстве.
Постепенноеосознание реальных недостатков и ограничений самости, то есть постепенноеуменьшение сферы влияния и силы грандиозных фантазий, обычно являетсяпредпосылкой психического здоровья в нарциссическом секторе личности.
Специфическиестадии развития психологических структур, образующие три формы зеркальногопереноса:
1. архаичное слияние посредством расширения грандиозной самости;
2. перенос по типу второго Я, или близнецовыйперенос;
3. зеркальный перенос в узкомзначении термина.
Слияниепосредством расширения грандиозной самости
Всвоей наиболее архаичной форме когнитивная конкретизациянарциссически объекта менее всего очевидна: аналитик воспринимается какрасширение грандиозной самости, и к нему относятся лишь как к носителюграндиозности, а также конфликтов, напряжений и защит, вызванных этимипроявлениями активированной нарциссической структуры. Именно к этой стадииотносится аналогия между восприятием нарциссического объекта и восприятиемвзрослым своего тела, психики и их функций. Поскольку в этом оживлении раннейстадии первичной идентичности с объектом аналитик воспринимается как частьсамости, пациент рассчитывает на безоговорочную власть над ним.
Перенос потипу второго «Я», или близнецовый перенос
Вменее архаичной форме активации грандиозной самости нарциссическийобъект воспринимается как тождественный грандиозной самости или очень похожийна него. Сны и особенно фантазии, касающиеся отношений с таким вторым «я», илиблизнецом (или осознанные желания установить подобные отношения), частовстречаются при анализе нарциссических личностей. Пациент предполагает, что посвоим психологическим качествам аналитик либо совсем не отличается от него,либо во многом на него похож.
Зеркальныйперенос в узком значении термина
Внаиболее зрелой форме терапевтической мобилизации грандиознойсамости аналитик наиболее четко воспринимается как отдельная личность. Однакоон важен для пациента и принимается им только в рамках потребностей,порожденных терапевтически реактивированной грандиозной самостью. Именно дляэтой формы больше всего подходит термин «зеркальный перенос».
В этомузком значении слова зеркальный перенос представляет собой терапевтическоевосстановление нормальной фазы развития грандиозной самости, в которой свет вглазах матери, зеркально отражающий проявление детского нарциссизма, и другиеформы материнского участия и отклика на нарциссическое наслаждение ребенкаукрепляют его самооценку, а постепенно возрастающая избирательность этихответов начинает направлять ее в реалистическое русло. Как и мать на данной стадииразвития, аналитик теперь представляет собой объект, который важен лишьпотому, что его приглашают разделить нарциссическое удовольствие ребенка и темсамым его усилить.
Наиболееважные базисные взаимодействия между матерью и ребенком обычно отзываются тем,что ее глаза начинают светиться. Однако здесь необходимо отметить, что вомногих случаях зеркального переноса, когда потребность в отклике, одобрении иподдержке со стороны аналитика играет главную роль в процессе переработки,открытое желание пациента, чтобы на него смотрели, обычно проявляется вкачестве временного регрессивного феномена после того, как были фрустрированысдержанные в отношении цели потребности в понимании и внимании.
Так какпроявления зеркального переноса в строгом смысле представляют собой наиболееизученные и наиболее легко идентифицируемые продукты терапевтически мобилизованнойграндиозной самости, этот термин является наиболее образным, если иметь в видуцелую группу взаимосвязанных соответствующих феноменов. В конце концов, главноев этом вопросе — не специфический способ взаимодействия при переносе,посредством которого аналитик становится включенным в мобилизацию грандиознойсамости пациента, а то, что перенос приводит к восстановлению (илиустановлению) связных и прочных нарциссических объектных отношений, которыеобычно предшествуют полному развитию объектной любви ребенка и отнюдь независят от стадии развития, которой он достиг. Главная терапевтическая выгода,которую можно извлечь из напоминающего перенос состояния, установленногоблагодаря активации грандиозной самости, состоит в том, что оно позволяет />/>/>пациенту мобилизовать и поддерживать процесс переработки, вкотором аналитик служит терапевтическим буфером и способствует постепенномуобузданию чуждых Эго нарциссических фантазий и импульсов. [8, c. 182-197]
1.3 Типызеркального переноса
 
Типызеркального переноса, связаны с внешними факторами, действовавшими в прошлой(детской) и нынешней (терапевтической) ситуации. Терапевтическая мобилизацияграндиозной самости может возникать либо непосредственно (первичный зеркальныйперенос), либо временно в качестве отступления от идеализирующегопереноса (реактивная ремобилизация грандиозной самости), либо в видеповторения при переносе специфической генетической последовательности (вторичныйзеркальный перенос).
Эта формапредставляет собой обычный способ клинического проявления реактивированной припереносе грандиозной самости. Если аналитик занимает соответствующую позицию ине вмешивается, первичный зеркальный перенос установится у пациента спонтанно.Специфические страхи, которые испытывает пациент в процессе установленияпереноса (такие, как страх неконтролируемой регрессии, страх потери контакта среальностью и т.д.), связаны со специфическим типом возникающего переноса.
Если жеаналитик ограничится дружеским разъяснением пациенту движущих сил существующейситуации, то пациент увидит, что аналитику знакомо нарушение, котороезаставляет его страдать, он почувствует себя в большей безопасности, а еготревога и с нею связанные сопротивления ослабнут.
Реактивнаямобилизация грандиозной самости
Ееположение — как промежуточной позиции или поворотного пункта — в типичныхрегрессивных колебаниях, происходящих при анализе нарциссических нарушений. То,что получается в данном случае, едва ли можно назвать позитивнойтерапевтической активацией грандиозной самости — речь скорее идет остремительном гиперкатексисе архаичного грандиозного представления пациента осебе, жестко защищаемого враждебностью, холодностью, надменностью, сарказмом имолчанием.
Вторичныйзеркальный перенос
Вбольшинстве случаев зеркальный перенос постепенно развивается с самого началалечения (первичный зеркальный перенос); в некоторых случаях, однако, емупредшествует кратковременная начальная фаза идеализации. Значение вторичногозеркального переноса является менее очевидным, чем значение реактивной мобилизацииграндиозной самости.
Вограниченный начальный период анализа центрированных на себе или поглощенныхсобой нарциссических личностей возникновение на время идеализирующего переносане вызывает сомнений. Однако он быстро исчезает, и вместо него в поведении и всвободных ассоциациях пациента отчетливо проявляются признаки,свидетельствующие о том, что произошел переход от мобилизации идеализированногообъекта к мобилизации грандиозной самости и установился зеркальный перенос.Затем он сохраняется в течение долгого времени, когда систематический процесспереработки фокусируется на интеграции реактивированной грандиозной самости.[9,c. 131-138]

2.Терапевтический процесс при зеркальном переносе
 
Важнейшимтерапевтическим инструментом при психоаналитическом лечении неврозов переносаявляется интерпретация бессознательных направленных на объект стремлений изащит от них, которые были мобилизованы терапевтической ситуацией и которыеиспользуют подсознательный образ аналитика в качестве главного средства формированияпереносов. Процесс переработки, то есть повторная встреча Эго с вытесненнымистремлениями и его конфронтация с архаичными методами, используемыми дляотражения этих стремлений, ведут к расширению сферы влияния Эго, что исоставляет цель психоаналитической терапии.[20, c. 126-127]
Грандиознаясамость, активированная при зеркальном переносе, не интегрируется вориентированную на реальность организацию Эго вследствие патогенных переживаний(например, длительных тесных отношений с нарциссической матерью,сопровождавшихся травматическим отвержением и разочарованием) становитсядиссоциированной от остальной части психического аппарата. Таким образом,нарциссические побуждения и грандиозные фантазии остаются изолированными,отщепленными, отвергнутыми или вытесненными и являются недоступнымимодифицирующему влиянию реальности Эго.
Цельанализа состоит в том, чтобы включить во взрослую личность (в реальность Эго)вытесненные или иным образом дезинтегрированные (изолированные, отщепленные,отвергнутые) аспекты грандиозной самости независимо от того, какое место онизанимают в процессе развития, и заставить служить их энергию зрелому секторуЭго. Таким образом, основная деятельность в клиническом процессе приустановлении зеркального переноса вначале связана с раскрытием пациентом своихинфантильных фантазий о грандиозности. [8, c. 274-277]

2.1 Функциианалитика при анализе зеркального переноса
 
Как и прианализе неврозов переноса, основная активность аналитика относится главнымобразом к когнитивной сфере: он слушает, пытается понять и интерпретирует. Егосвободно парящее внимание должно следовать за потоком аналитического материала,когда он посвящает себя задаче неторопливого, скрупулезного и, как правило, нестимулирующего его эмоционально анализа проявлений активированной грандиознойсамости в фазе переработки зеркального переноса, в которой пациент наделяет еголишь одной функцией — служить эхом и отражением своей грандиозности инарциссизма, или в которой (при слиянии и близнецовом переносе) пациент ограничиваетаналитика ролью анонимного существа, либо включенного в систему его грандиознойсамости, либо являющегося его точной копией. [13, c. 140]
Потребностипациента во внимании, восхищении и многих других формах зеркального отражения иэхоподобных реакций на мобилизованную грандиозную самость, наполняющие собойзеркальный перенос в узком значении термина, обычно не создают аналитикусложных когнитивных проблем, хотя, возможно, ему придется всерьез мобилизоватьсвое умение понимать другого, чтобы уследить за защитными отрицаниями пациентомсвоих потребностей и полным отступлением от них, когда не возникаетнемедленного эмпатического ответа. Но если аналитик действительно понимает, чтотребования грандиозной самости соответствуют ранним фазам развития пациента, иесли сознает, что еще на протяжении долгого времени будет ошибкой указыватьпациенту на нереалистичность его требований и что, наоборот, он должендемонстрировать пациенту их уместность в контексте всей ранней фазы, котораябыла реактивирована при переносе, и необходимость их выражения, то тогдапациент постепенно проявит побуждения и фантазии грандиозной самости, и, такимобразом, инициированный неторопливый процесс приведет — почти незаметнымишагами и зачастую без каких-либо особых объяснений со стороны аналитика — кинтеграции грандиозной самости в структуру реальности Эго и к адаптивнойполезной трансформации его энергий. [8, c. 278-279]
Признаниеаналитиком того, что нарциссические требования пациента соответствуют фазе егораннего развития, противодействует хронической тенденции реальности Эгоограждать себя от нереалистичных нарциссических структур с помощью такихмеханизмов, как вытеснение, изоляция и отвержение. [22, c. 169]
Главныйтехнический принцип, определяющий позицию аналитика, состоит в следующем.Аналитик не обращается ни к части психики, в которой грандиозность вытеснена(то есть аналитик не обращается к Ид), ни к части психики (включая компонентыЭго), которая отщеплена. Он всегда адресуется к реальности Эго (или к ееостаткам). Аналитик не должен пытаться воспитывать сознательный грандиозныйсектор психики больше, чем он будет пытаться воспитывать Ид — он долженсосредоточить свои усилия на задаче объяснить реальности Эго отщепленные частипсихики, чтобы открыть путь к достижению им окончательного господства. Толькоблагодаря пониманию этих взаимосвязей разрешается кажущийся парадокс, что дажена открыто и порой громогласно предъявляемые нарциссические требования пациентаследует отвечать не воспитательными запретами и увещеваниями, а наоборот,позицией принятия, в которой делается акцент — в контексте возникающей припереносе активации архаичного состояния — на соответствии этих требований фазеразвития. Тогда пациент окажется лицом к лицу с ранее неосознаваемыми защитами,которые помогали ему не видеть того, что, несмотря на внешне самоуверенноеотстаивание нарциссических требований одним сектором психики, наиболее важныйсектор его личности лишен притока нарциссического либидо, которое подкрепляетсамооценку. [23, c. 152-156]

2.2 Значениезеркального переноса как инструмента процесса переработки
 
Терапевтическаярегрессия, которая ведет к установлению зеркального переноса, поройсопровождается тревогой, выражающейся иногда в первые недели анализа в формеснов о падении. Но после того как достигается патогномоничный уровеньрегрессии, основные сопротивления постепенному терапевтическому раскрытиюграндиозной самости вызываются:
- страхом пациента, что присущая ему грандиозность.станет причинойего изоляции и долговременной потери объекта;
- его желанием избежать дискомфорта, обусловленного вторжениемнарциссического либидо в Эго, где дефектные паттерны разрядки могут вызыватьсостояние тревожной эйфории, чередующееся с периодами болезненнойзастенчивости, стыда и ипохондрии.
При этом, однако,перенос служит здесь специфическим терапевтическим буфером. При зеркальномпереносе в узком значении термина пациент способен мобилизовать своиграндиозные фантазии, надеясь на то, что эмпатическое участие и эмоциональныйотклик терапевта не позволят нарциссическому напряжению достичь чересчурболезненного или опасного уровня. Пациент надеется, что его реактивированныеграндиозные фантазии и эксгибиционистские требования не натолкнутся натравматическое отсутствие одобрения, эхоподобного отклика и отражения, котороеему пришлось пережить в детстве, поскольку аналитик сообщит пациенту о своемпринимающем, эмпатическом понимании роли, которую они играли в психологическомразвитии пациента, и осознает существующую у него в данный момент потребность вих выражении. При близнецовом переносе или слиянии аналогичная защитаобеспечивается продолжительным распространением нарциссической направленности натерапевта, который теперь становится носителем инфантильного величия пациента.В этих формах зеркального переноса мобилизованная нарциссическая направленностьфокусируется на терапевта, который — не будучи предметом идеализации,восхищения и любви — становится частью расширенной самости пациента. Такимобразом, зеркальный перенос во всех его формах создает для пациента ситуациюотносительной безопасности, которая позволяет ему упорно решать болезненнуюзадачу сопоставления грандиозной самости и реальности. [9, 164-167]
Разумеется,аналитик не должен оставлять без внимания влияние сознательной мотивациипациента — желание избавиться от своих недостатков и своего недуга. И хотяпациент не в состоянии сформулировать глубинные цели анализа, он можетпочувствовать, что аналитический процесс приведет его от ненадежногосуществования, где властвуют резкие эмоциональные колебания — междунеобузданными амбициями и ощущением неудачи и между грандиозным тщеславием ижгучим чувством стыда, — к возросшему самообладанию, внутреннему спокойствию иуверенности в себе, которые возникают благодаря трансформации архаичногонарциссизма в заветные идеалы, реалистичные цели и устремления и устойчивуюсамооценку. Однако сами по себе рациональные цели терапии не могут убедитьуязвимое Эго нарциссически фиксированного пациента отказаться от вытеснения,отвержения и отыгрывания, оказаться лицом к лицу с потребностями и желаниямиархаичной грандиозной самости. Чтобы привести в действие и поддержатьболезненный процесс, приводящий к конфронтации грандиозных фантазий среалистичным представлением о себе и к пониманию того, что жизнь предлагает лишьограниченные возможности для удовлетворения нарциссических желаний, необходимо,чтобы установился зеркальный перенос в той или иной его форме. Если же он неразвивается или его установлению препятствуют отвержение со стороны терапевтаили преждевременные интерпретации им переноса, то тогда грандиозность пациентаостается сосредоточенной на грандиозной самости, и терапевт воспринимается какчужой и враждебный и, таким образом, не имеет возможности стать партнером. Вэтих условиях защитная позиция Эго остается ригидной и не может произойтирасширения Эго. [24, c. 82-87]

Заключение
 
Понятно,почему нарциссический перенос не был так легко обнаружен, как невроз переноса.Невроз переноса, будучи объектным переносом, проявляется намного более явно вконтексте отношений, чем нарциссический перенос. Обнаружение нарциссическогопереноса требует намного большей чувствительности аналитика, чем обнаружениеобъектного переноса. Только в редких случаях грубой нарциссической патологии онвиден явно, но для аналитика, не вооруженного теорией Кохута, он ощущается как«полная неспособность к переносу».
То же можносказать и об этических правилах: если человек их придерживается, тоболезненно-нарциссическая сторона отношений остается для него незаметной. Длятого эти нормы и были выработаны. Поэтому Фрейд, тщательно соблюдая все правила«не видел» нарциссического контекста отношений, нарциссических переносов.Конечно, в случаях нарциссической патологии даже соблюдение правил этики неспасает людей от нарциссических конфликтов. Кроме того, даже у «нарциссическинормальных» людей существуют особо значимые ситуации с особо значимымиобъектами, столкновение с которыми ведет к конфликту и боли даже при соблюденииправил этики. Чаще всего люди бессознательно избегают таких болезненныхситуаций, поскольку имеют травматический опыт и выработанную систему защит. Этозащитное избегание эмоционально заряженных отношений принималось Фрейдом занеспособность образовывать перенос.
Во многомблагодаря Кохуту вид патологии вообще перестал играть роль в предписаниипсихоаналитического лечения. В основном оценка состояния пациента базируется насиле Я и других показателях, а вид патологии имеет значение только для выборавида аналитической техники (или психоанализ в чистом виде, или экспрессивнаяпсихоаналитическая психотерапия, или экспрессивно-поддерживающая, илиподдерживающая). Произошло то, что предсказывал Фрейд: найдены новые формыпсихоанализа, которые помогают тем пациентам, которым не помогал фрейдовскийанализ. Для этого понадобилось опровергнуть некоторые утверждения самогоФрейда.
Необходимоотметить, что даже самые чистые формы зеркального переноса в узком значениитермина, встречающиеся при анализе нарциссических нарушений личности, неявляются точными копиями нормальной фазы развития. Они также представляют собойрегрессивно измененные варианты потребностей ребенка во внимании, одобрении иподтверждающем отклике в ответ на его присутствие и всегда содержат примесьтирании и чрезмерного стремления обладать, свидетельствующих об усиленииорально- и анально-садистских элементов влечения, порожденных сильнейшейфрустрацией и разочарованиями. Тем не менее зеркальный перенос в строгомзначении слова имеет более близкое отношение к терапевтическому восстановлениюнормальной фазы развития, зеркальный перенос имеет тенденцию все большестановиться похожим на нормальную стадию развития, то есть садистские элементыослабевают, а потребности в любви, привязанности и отзывчивости становятсяболее сильными и приносят примерно такое же удовольствие, которое можнообнаружить в соответствующих определенной фазе развития взаимодействияхродителя и ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. Руководствопо начальным взаимоотношениям. Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2004.
2. Гринсон Р.Р. Техника ипрактика психоанализа. М.: «Когито-Центр», 2004.
3. Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы иалгоритмы консультирования. СПб.: Речь, 2004.
4. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения.СПб.: Речь, 1997.
5. Кашковский И.В. Образ материкак основа формирования жизненного стиля личности. СПб.: Речь, 1993.
6. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствахличности. М.: Класс, 2001.
7. Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология. М.: Класс, 2004.
8. Кохут Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссическихнарушений личности. М.: «Когито-Центр», 2003.
9. Кохут Х. Восстановление самости. М.: «Когито-Центр», 2002.
10. Кочюнас Р. Основыпсихологического консультирования. М.: Академический проект Трикста, 1999.
11. Краткий психологическийсловарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.М.: Эксмо, 1998.
12. Мак-Вильямс Н.Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническомпроцессе. М.: Класс, 2006.
13. Малкина-Пых И.Г. Техникипсихоанализа и терапии Адлера. Справочник практического психолога. М.: Эксмо,2004.
14. Психотерапевтическаяэнциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Сова, 1998.
15. Психотерапия. Справочникпрактического психолога. Под ред. С.Л. Соловьева. М.: АСТ, 2005.
16. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л.Психоаналитические теории развития. М.: «Когито-Центр», 2006.
17. Тодд Дж., Богарт А.К. Основыклинической и консультативной психологии. СПб., 2001.
18. Фрейд А., Фрейд З. Детскаясексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб.: Попурри, 1995.
19. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Азбука-классика,2006.
20. Фрейд З. Основные психологическиетеории в психоанализе. М.: Азбука-классика, 2006.
21. Фрейд З. Психология. Я изащитные механизмы. М.: Азбука-классика, 1993.
22. Фрейд З. Собрание сочинений в 26 томах. Том 1. Исследованияистерии. СПб.: Попурри, 2005.
23. Юнг К.Г. Об архетипахколлективного бессознательного. Архетип и символ. М.: Азбука-классика,1991.
24. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. М.: Азбука-классика,2006.
25. Якоби М. Встреча с аналитиком. Феномен переноса и реальныеотношения. М.:»Когито-Центр», 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.