Реферат по предмету "Психология"


Жизнестойкость и совладающее поведение личности

Содержание
/>
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемыжизнестойкости исовладающего поведения личности в трудных жизненных ситуациях
1.1 Понятие о жизнестойкости личности. Структура и модели
1.2 Представление о стратегиях совладающего поведения впсихологии
1.3 Влияние личностных и социально-психологических факторов навыбор копинг-стратегии в трудных жизненных ситуациях
Глава 2. Эмпирическоеисследование выраженности компонентов жизнестойкости личности и стратегийсовладающего поведения в трудных жизненных ситуациях
2.1 Цели, предмет, гипотезы, задачи и методы исследования
2.2 Анализвыраженности различных параметров жизнестойкости у студентов и взрослых людей
2.2.1Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов
2.2.2 Анализ выраженности различных компонентовжизнестойкости у взрослых
2.2.3 Сравнительный анализ выраженностиразличных компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей
2.3 Анализвыраженности различных стратегий совладающего поведения у студентов и взрослыхлюдей
2.3.1 Анализ выраженности различныхстратегий совладающего поведения у студентов
2.3.2 Анализ выраженности различных стратегийсовладающего поведения у взрослых
2.3.3 Сравнительный анализ выраженностиразличных стратегий совладающего поведения у студентов и взрослых людей
2.4 Анализ взаимосвязей междувыраженностью различных компонентов жизнестойкости и выраженностью стратегийсовладающего поведения
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
 
Актуальностьисследования
Актуальностьданной темы определяется возрастающими потребностями нашего общества в поискахпутей создания благоприятных условий для максимального развития личности,эффективности ее жизненного пути. Вопрос построения собственной жизни, ееуправляемость или зависимость от обстоятельств будет всегда волновать человека.Жизненный путь личности имеет единые для всех «измерения», но способразрешения жизненных проблем, построения жизни, удовлетворенность ею глубокоиндивидуальны (К.А. Абульханова, 2001, Е.Ю. Коржова,2008, Н.А. Логинова, 2001).Жизнестойкость или жизнеустойчивость личности становится для нее особенноважной в периоды социальных перемен, экономических и иных кризисов. Условиясовременной жизни по праву называют экстремальными и стимулирующими развитиестресса. Это связанно со многими факторами и угрозами, в том числеполитическими, информационными, социально-экономическими, экологическими,природными. Поэтому современная социальная психология проявляет повышенныйинтерес к изучению жизнестойкости человека и ее роли в выборе совладающихстратегий поведения в трудных жизненных ситуациях.
Какизвестно, понятиежизнестойкости было введено Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди и разрабатывалосьна пересечении экзистенциальной психологии, психологии стресса и психологиисовладающего поведения (Д.А.Леонтьев, 2006). Исходя из междисциплинарногоподхода к явлению жизнестойкости человека, Д.А. Леонтьев считает, что данноесвойство личности характеризует меру способности личности выдерживатьстрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижаяуспешности деятельности. Такой подход к определению жизнестойкости указывает наее связь со способами поведения человека в определенных, стрессогенныхситуациях.
Каждыйчеловек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные,нарушающие привычный ход жизни. В отечественной психологии проблема жизненныхситуаций, трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается многимиавторами, (Н.В. Гришина, 2001, К. Муздыбаев, 1998, Т.Л. Крюкова, 2004, И.П.Шкуратова, 2007). Изучение поведения, направленного на преодоление трудныхситуаций, в психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу “coping ” – механизмов или “ coping behavior ” (Т. Л. Крюкова, 2004). Но в этихработах, еще недостаточно представлена проблема взаимосвязи выраженностижизнестойкости и преобладающих у личности стратегий поведения в трудныхжизненных ситуациях.
В связи сэтим цель данного исследования заключается в определении взаимосвязеймежду выраженностью компонентов жизнестойкости личности и выраженностьюстратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Объектисследования: жизнестойкостьи совладающее поведение личности.
Предметисследования: выраженностькомпонентов жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в трудныхжизненных ситуациях у студентов и взрослых людей.
Гипотезаисследования: междувыраженностью компонентов жизнестойкости и выраженностью стратегий совладающегоповедения в трудных жизненных ситуациях могут существовать значимыевзаимосвязи.
Задачиисследования:
Теоретическиезадачи:
1. Осуществитьтеоретический анализ проблемы выраженности жизнестойкости и совладающегоповедения в трудных жизненных ситуациях.
Методическиезадачи:
3.Подобрать методики, направленные на выявление выраженности компонентов жизнестойкостии стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Эмпирическиезадачи:
4.Осуществить сравнительный анализ выраженности различных компонентов жизнестойкостиу студентов и взрослых людей.
5.Осуществить сравнительный анализ выраженности стратегий совладающего поведения втрудных жизненных ситуациях у студентов и взрослых людей.
6.Установить взаимосвязи между выраженностью различных компонентов жизнестойкостии стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Методикиисследования:
1. Дляопределения компонентов выраженности жизнестойкости применялся тестжизнестойкости С. Мадди.
2. Для определения выраженности стратегий совладающего поведения втрудных жизненных ситуациях применялся копинг-тест Р.Лазаруса.
Объект эмпирического исследования: студенты – 30 человек ввозрасте от 20 до 22 лет, взрослые – 30 человек, в возрасте от 25 до 60 лет.
Достоверностьполученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании методов математическойстатистики: Т-критерий Стьюдента и коэффициента корреляции r-Пирсона.Применялись компьютерные программы Microsoft Office Excel 2003.
Структураи объём квалификационной работы.
Работасостоит из введения, двух глав, заключения, библиографического спискалитературы, и приложений. Список литературы включает 32 наименований.
жизнестойкостьпсихологический поведение студент

Глава 1. Теоретическийанализ проблемы жизнестойкости исовладающего поведения личности в трудных жизненных ситуациях
1.1 Понятие о жизнестойкости личности. Структура имодели
Вопросыжизнестойкости личности имеют огромное практическое значение, посколькуустойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств,создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокойработоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роливысшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархиижизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивостьиндивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое исоматическое здоровье[8].
Слово«устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый,прочный, крепкий». В «словаре синонимов русского языка» дается два синонимаэтого слова: «стабильность, равновесие» [27]. Термин stability переводится как:1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость;а mental stability — психическая стабильность (устойчивость) [НикошковаЕ. В. Англо-русский словарь по психологии. М.,1998].
В словареА. Ребера «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведениекоторого относительно надежно и последовательно. Его антоним — термин«неустойчивый», имеющий в психологии несколько значений. Два основных таковы:1) «неустойчивый» — это индивид, демонстрирующий беспорядочные инепредсказуемые модели поведения и настроения; 2) «неустойчивый» — это индивид,склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные длядругих модели поведения.
«Стабильный»в этом словаре объясняется как черта (в теориях личности), характеризующаясяотсутствием чрезмерных эмоциональных изменений. В этом случае частоиспользуется уточняющее слово «эмоциональная» (стабильность).
Психологическаяустойчивость личности является сложным и емким качеством личности. В немобъединен целый комплекс способностей, широкий круг разно уровневых явлений.Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах еепсихологической устойчивости [10]. Л.В.Куликов, описывая психологическуюустойчивость личности, на передний план выводит три аспекта психологическойустойчивости:
— стойкость, стабильность;
-уравновешенность,соразмерность;
— сопротивляемость(резистентность).
По словам Л.В.Куликова[10], стойкость проявляется в преодолении трудностей как способностьсохранять веру в себя, быть уверенным в себе, своих возможностях, какспособность к эффективной психической само регуляции. Стабильность проявляетсяв сохранении способности личности функционировать, осуществлять самоуправление,развиваться, адаптироваться. Сниженная стойкость приводит к тому, что,оказавшись в ситуации риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуациисоциальной деривации) человек преодолевает ее с негативными последствиями дляпсихического и соматического здоровья, для личностного развития, длясложившихся межличностных отношений.
УравновешенностьКуликов Л.В. определяет как — способность соразмерять уровень напряжения сресурсами своей психики и организма. Уровень напряжения всегда обусловлен нетолько стрессорами и внешними обстоятельствами, но и их субъективнойинтерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как составляющая психологическойустойчивости, проявляется в способности минимизировать негативное влияниесубъективной составляющей в возникновении напряжения, в способности удерживатьнапряжение в приемлемых пределах. Уравновешенность — это также способностьизбегать крайностей в силе отклика на происходящие события[10].
Сопротивляемость— это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободуповедения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в выборе образажизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемостиявляется индивидная иличностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости[10].
Такимобразом, психологическая устойчивость — это качестволичности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность,сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям,неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособностьв различных испытаниях[10]. Г. Оллпорт не без иронии говорил о взаимосвязисмеха и жизненной ориентации в нашей жизни: «…Я убежден в том, чтопсихическоездоровье заключает в себе парадоксальную связь серьезности жизненной ориентациии юмора. Многие запутанные обстоятельства жизни совершенно безнадежны, и у наснет против них никакого оружия, кроме смеха. Рискну заявить, что человеканельзя считать психически здоровым, если он не способен посмеяться над самимсобой, отмечая, где он просчитался, где его претензии были слишком раздуты илинеправомерны. Он должен замечать, где он обманывался, где был слишкомсамоуверен, недальновиден, и, прежде всего, где был тщеславен. Лучшее лекарствоот тщеславия, как говорил Бергсон, это смех, и вообще, тщеславие —смехотворная слабость» [21].
Наиболееполно и точно, по мнению Д.А. Леонтьева, понятие жизнестойкости описал С.Мадди. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений человека о себе, омире и об отношениях с ним, которая состоит из 3 компонентов (вовлеченности,контроля, принятия риска) и способствует оценке событий как менеетравматических и успешному совладению со стрессом.
Компонент вовлеченность (commitment)определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее даетмаксимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек сразвитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственнойдеятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденностипорождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуетеуверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность» [13].
Контроль (control)представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять нарезультат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех негарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности.Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбираетсобственную деятельность, свой путь[13].
Принятие риска (challenge) —убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует егоразвитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного илинегативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта,готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск,считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности.В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний изопыта и последующее их использование [13].
Важна выраженностьвсех трех компонентов для сохранения здоровья и оптимального уровняработоспособности и активности в стрессогенных условиях. Так, например Мадди водном из своих первых исследований вывел модель стресса. В крупной телекоммуникационнойкомпании возникла стрессогенная ситуация, которая спровоцировала у сотрудниковреакцию дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многихработников. Исследование, проведенное Мадди, обнаружило четкую обратнуюзависимость между выраженностью компонентов жизнестойкости и вероятностьюсерьезного заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации уменеджеров компании [13]. При низкойвыраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболеванияоказалась равна 92,5 %, при высоком уровне одного из компонентов — 71,8 %, привысоком уровне двух компонентов — 57,7 %, и при высоком уровне всех трехкомпонентов — 1,1%. Эти цифрыговорят не только о значимости компонентов жизнестойкости в предотвращениистрессогенных расстройств, но и о системном, синергическом характере ихвзаимодействия между собой, при котором суммарный эффект превышает суммуэффектов каждого компонента в отдельности [13].
Большоеколичество исследователей рассматривает «hardiness» в связи с проблемамипреодоления стресса, адаптации — дезадаптации в обществе, физическим,психическим и социальным здоровьем. Сам С. Мадди рассматривает открытый имфеномен гораздо шире, включая его в контекст социальной экологии, считая, чтоэто качество является основой жизнестойкости не только индивидуальной, но иорганизационной. Развитие личностных установок, включаемых им в понятие«hardiness», могло бы стать основой для более позитивного мироощущениячеловека, повышения качества жизни, превратить препятствия и стрессы в источникроста и развития. А главное — это тот фактор, внутренний ресурс, которыйподвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то,что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья,установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах.
Жизнестойкиеубеждения, с одной стороны, влияют на оценку ситуации — благодаря готовностиактивно действовать и уверенности в возможности влиять на ситуацию онавоспринимается как менее травматичная. С другой стороны, жизнестойкостьспособствует активному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу особственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдениедиеты и т.п.), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, неперерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.
1.2 Представлениео стратегиях совладающегоповедения в психологии
Копинг-поведениевозникает, когда человек попадает в кризисную ситуацию. Любая кризиснаяситуация предполагает наличие некоего объективногообстоятельства и определенного отношенияк нему человека в зависимости от степени его значимости, которое сопровождаетсяэмоционально-поведенческими реакциямиразличного характера и степени интенсивности [26]. Ведущими характеристиками кризиснойситуации являются психическая напряженность, значимые переживания как особаявнутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменениесамооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и впсихологической поддержке извне.
Копинг-поведение– это осознанная стратегия действия, направленная на устранение угрозы, помехи,лучше адаптирующая человека к требованиям ситуации и помогающая преобразоватьее в соответствии со своими намерениями, либо выдержать, вытерпеть те обстоятельства,изменить которые человек не может [9].
Впсихологии совладающего поведения все большее значение в последнее времяприобретает проблема изучения ресурсов личности, позволяющих ей осознанно ицеленаправленно совладать, действовать, прогнозировать жизненные события ирезультаты своих поступков. Как отмечает Т.Л. Крюкова, в психологиисовладающего поведения приоритет в исследовании ресурсов принадлежит зарубежнымавторам. Она пишет о том, что автор теории сохранения ресурсов С.Е. Хобфолутверждал, что люди постоянно стараются сохранить, защитить и пополнитькопинг-ресурсы. С.Е. Хобфол рассматривает копинг-ресурсы через поведенческуюактивность, ресурсы-состояния, личностные характеристики и энергетическиепоказатели.
Пол мнению, Т.Л. Крюковой, в отечественной психологии копинг-ресурсы(ресурсы совладающего поведения) понимаются как когнитивные способности,средства переработки информации, личностные черты и способности, такие какоптимизм, одаренность и др. Ресурс совладающего поведения понимается каксовокупность личностных и средовых средств, ценностей, возможностей, которыеимеются в наличии в потенциальном состоянии и которые человек может осознанноиспользовать при необходимости в совладании с трудной жизненной ситуацией [9].
Ресурсы совладающего поведения (копинг-ресурсы) представляют собойсистему, обладающую следующими характеристиками: осознанность,компенсируемость, гибкость, полезность, адекватность цели.
Переживание трудной ситуации связано с усиленным использованием имеющихсяресурсов. Экстремальные, кризисные ситуации подразумевают интенсивноеиспользование большого количества разнообразных ресурсов. Не совладениезачастую связано с недостаточным количеством и качеством ресурсов. Ряд авторов выделяют4 группы ресурсов: личностные, социальные, когнитивные, инструментальные.Другие авторы указывают на локализацию источника: индивидуальные(организмические, когнитивные, личностные) и социальные (ресурсы социальнойсети и социально-экономического положения) [9].
Большинствоклассификаций построено вокруг двух предложенных Лазарусом и Фолкман модусовпсихологического совладания, направлено на: 1) решение проблемы; 2) изменениясобственного состояния и установок в отношении ситуации. Несомненно, вмежличностном, профессиональном и другом общении человек, попадающий в труднуюситуацию, применяет разнообразные элементы совладания или копинг-стратегии. Подстратегией совладания понимаются основанные на осознаваемых усилиях конкретныедействия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряженияс целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам [9].Будет ли избранная копинг-стратегия адаптирующей, конструктивной илидезадаптирующей, разрушительной для личности и окружающих, зависит как от особенностейстрессовой ситуации, так и от самой личности. Наиболее часто применяемыестратегии объединяются в стили совладающего поведения, более устойчивые,обобщенные личностные образования.
Т.Л.Крюкова[9] подчеркивает, что исследователи сходятся на выделении трех базовыхстилей:
1)Проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы,связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации ипроявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося,обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации;
2)Эмоционально-ориентированный стиль является следствием эмоциональногореагирования на ситуацию и проявляется в виде погружения в собственныепереживания, самообвинении, вовлечении других в свои переживания;
3) Избеганиекак стиль совладания проявляется в виде ухода от проблемы, попыток не думать опроблеме вообще, желания забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголеили компенсировать отрицательные эмоции едой, спрятаться за спиной компетентныхлюдей, гарантирующих социальную поддержку. Нередко это поведениехарактеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего. Однако поройизбегание есть проявление антиципации угрозы и осторожное поведение.
Т.Л.Крюкова[9] в своей книге излагает мнение Л.И. Анциферовой, которая предлагаетсобственную классификацию стратегий совладания:
1.Преобразующие стратегии совладания: это принятие решения о возможностипозитивного изменения трудной ситуации, и формирование ее как проблемы:определение конечной и промежуточной цели, человек намечает план решения,определяет способы достижения цели. Человек пытается также сформировать новуюсистему психической само регуляции.
2. Приемыприспособления: изменение собственных характеристик и отношений к ситуации:изменение отношения к ситуации, придание ей нейтрального смысла. Сюда относитсятакже специальный прием — «позитивное истолкование», который, по мнению многихисследователей, позволяет более успешно пережить травмирующее событие.
3.Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий: «техники»борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными неустранимыми, сточки зрениясубъекта, негативными событиями. Таковы уход или бегство из трудной ситуации,которые могут осуществятся не только в практической, но и в чистопсихологической форме – путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавлениямыслей о ней. Такие ситуации часто возникают в сфере здоровья.
Стрессовыеситуации поддаются управлению, и их неблагоприятное влияние на здоровье можетбыть нивелировано за счет внутренних и внешних по отношению к личности ресурсов[9]. К копинг-ресурсам относится характеристики личности и социальной среды,которые повышают стрессоустойчивость человека, — все то, что индивид привлекаетдля того, чтобы совладать. Это личностные структуры, которые помогают индивидусправляться с угрожающими обстоятельствами, облегчают адаптацию. Прежде всего,это общее здоровье и его важный компонент – личный энергетический потенциал,необходимый для решения конкретной проблемы. Также в литературе наиболее частоупоминаются преимущественно внутренний локус контроля, адекватная самооценка иоптимальный уровень тревожности. Сюда же относится оптимизм (и оптимистический объяснительныйстиль) и такие свойства личности, как стойкость, выносливость, делающиечеловека hardy или «крепким» (Кобаса, 1984; Мадди)[9].
Так жеКрюкова[9] описала мнение Ш. Тейлора, который выделяет и так называемые«дополнительные» личностные ресурсы, к которым относится высокое самоуважение,легкость характера (коммуникабельность, развитые социальные навыки) ирелигиозность. Экстернальные ресурсы включают в себя достаточные материальныевозможности (наличие времени и денег), наличие социальной поддержки, уровеньобразования, а так же образ жизни в целом. Некоторые из перечисленных факторовпрекращают действие стрессора, другие – уменьшают его. Копинг-ресурс не всегдаиграет свою усиливающую роль, иногда он может оставаться в потенциальномсостоянии.
Инымисловами, будет ли тот или иной ресурс использоваться, зависит от человека иопределенных обстоятельств. Установлено также, что ресурсы помогают при стрессенизкого и среднего уровней. При высоком уровне стресса они могут им «сметаться»[9]. Кроме того, по мнению ряда авторов, способности человека в решениивозникающих перед ним проблем зависят и от степени неожиданности ихвозникновения (происхождения проблем), наличия и адекватности психологическойустановки на конкретную проблему [9].
Значение иучет этих факторов определяют выбор стратегий совладания, могут предсказать «цену»копинга, то есть насколько внутренние и внешние ресурсы будутистощены/сохранены при попытках справиться с трудной ситуацией. Но копингпредставляет собой не только устойчивый процесс реагирования на проблемныеситуации, вызываемый индивидуальными стрессорами, это так же и усилия,направленные на достижение определенных целей, которые, в свою очередь, могутбыть рассмотрены в качестве задач совладания.
Коэн иЛазарус, обобщив данные многих исследований, выделили пять основных задачкопинга: 1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышениевозможностей восстановления активности; 2) терпение, приспособление илирегулирование, преобразование жизненных ситуаций; 3) поддержание позитивного,положительного образа Я. Уверенности в своих силах; 4) поддержаниеэмоционального равновесия; 5) поддержание, сохранение достаточно тесныхвзаимосвязей с другими людьми. [9].
Успешностьсовладания зависит от реализации перечисленных задач. Несмотря на серьезныеисследования, как пишет Т.Л. Крюкова, до сих пор имеются концептуальные иэмпирические трудности в объяснении успешности процесса совладания. Онаприводит мнение авторитетного специалиста по психологии здоровья Шелли Тейлор окритериях эффективности совладания. Совладающее поведение оценивается ею как успешное,если оно
а)устраняет физиологические и уменьшает психологические проявления напряжения;
б) даетличности возможность восстановить до стрессовый уровень активности;
в)оберегает индивида от психического истощения, иными словами, предотвращает дистресс.
С точкизрения Т.Л. Крюковой, критерии эффективности совладания связаны, в основном, спсихическим благополучием субъекта и определяются снижением уровняневротизации, уязвимости к стрессу. Эффективность копинга проявляется также впродолжительности позитивных последствий, которые могут быть либократковременными эффектами (их измеряют по психофизиологическим и аффективнымпоказателям); либо долговременными эффектами, оказывающими влияние напсихологическое благополучие.
Такимобразом, заключает Т.Л. Крюкова, совладающее поведение, является сложнодетерминированным несколькими группами факторов явлением:
-особенностямиличности субъекта;
— реальноизменяющийся жизненной ситуацией;
-характеромсоциального взаимодействия и взаимоотношений субъекта. Крюкова Т. Л. выделяет вкачестве третьего фактора экологические, по сути, социально-психологическиепеременные такие, как культурный контекст, гендерные особенности, качествамежличностных отношений и взаимодействия, установки субъекта. Также она считаетчто, большое значение имеет реальная и ожидаемая социальная поддержка, взависимости от которой человек может поступать более решительно или, наоборот,избегать столкновения с реальностью. Успешное разрешение жизненных трудностей,эмоциональная стабильность в нестабильном мире невозможны без наличия тесныхсвязей, близких отношений человека с другими, в том числе, в семье, которыенеобходимы большинству людей [9].
Подводяитог, следует отметить, что в нашем исследовании, мы будем опираться на концепциюсовладающего поведения, разработанную Т.Л. Крюковой, которая рассматриваетзависимость выбора стратегии совладания как от личностных особенностейчеловека, так и от типа ситуации. В нашей работе, в качестве детерминантывыбора стратегии поведения рассматривается такое сложное образование, какжизнестойкость личности, а в качестве ситуации — трудные жизненные ситуации. Всвязи с этим в эмпирической части исследования мы будем применять копинг-тестР.Лазаруса, диагностирующий выбор стратегий совладания в трудных жизненныхситуациях.
1.3 Влияние личностных и социально-психологических факторов навыбор копинг-стратегии в трудныхжизненных ситуациях
Травмирующиесобытия в жизни людей неожиданны, и на эту внезапность человек реагируетсначала на сенсорном уровне – состоянием оцепенения, которое быстро сменяетсяособой активностью личности, получившей в психологии название«когнитивное-оценивание». Это процесс распознавания особенностей ситуации,выявления негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значенияпроисходящего. С появлением значения возникают качественно определенные эмоции[22].
По словамЛазаруса[9], именно «эмоция является ответом на значение». Объектомкогнитивного оценивания выступают также способности и возможности человека, егофункционально-энергетические резервы. От уровня развития механизма когнитивногооценивания, его гибкости, от способности человека с разных точек зрения рассматриватьтрудную ситуацию и прибегать к приемам переоценки зависит правильный выборстратегии совладания с травмирующим событием. Успешность когнитивногооценивания зависит от уверенности человека в своей способности контролировать окружающиймир, умения регулировать негативные чувства и аффекты, от способностиактуализировать весь свой жизненный опыт и уверенности в помощи других людей.Главным результатом когнитивного оценивания является заключение человека –подконтрольна ли ему ситуация или он не сможет ее изменить. В том случае, еслисубъект считает ситуацию подконтрольной ему, он использует конструктивные,преобразующие ситуацию стратегии.
Многиепсихологи считают, что стратегии совладания ситуационно-специфичны иособенности личности в их выборе играют небольшую роль. В то же время огромный массивисследований показывает, что специфика осмысливания и интерпретации трудныхситуаций, а также применение тех или иных «техник» жизни выступают индикаторомразных типов личности [22].
Акцент наличностные характеристики, которые либо способствуют, либо препятствуютиндивиду справляться с негативными ситуациями был сделан в работах К.Юнга,Л.Колберга, А.Маслоу, Г.Оллпорта, К.Роджерса. Социальная обусловленностьглубинных, специфически человеческих свойств психики, которые рассматриваютсячерез систему внутренней, основанной на личностных ценностях, поведенческойрегуляции индивида выделялась в работах таких отечественных психологов какЛ.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, А.В. Петровский, А.А. Бодалев Л.И. Божович, Б.С.Кузьмина, В.А. Ядов [32].
Анализработ позволяет выделить по крайней мере два типа, отличающиеся друг от друга специфическимотношением к миру, убеждениями, самооценкой, когнитивными стилями, историейуспехов и неудач. У них разные модели идентификации, они в разной мере прибегаютк помощи других людей. Исследования показывают, что люди, предпочитающие конструктивнопреобразующие стратегии, оказываются личностями с оптимистическиммировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистическим подходом кжизни и сильно выраженной мотивацией достижения. Люди же, уходящие от трудныхситуаций, прибегающие к «идущему вниз социальному сравнению», воспринимают миркак источник опасностей, у них невысокая самооценка, а мировоззрение окрашенопессимизмом [22].
Тех, ктоверит в свои силы, в способность контролировать и совладать, называютинтерналами. Противоположны им экстерналы, они уверенны в своейнедееспособности и считают, что негативные события происходят либо по злой воледругих, либо являются предначертанием судьбы. В кандидатской диссертации Е.Г.Ксенофонтовой доказано, что интервалы отличаются высоким уровнем само регуляции,позволяющим им контролировать негативные эмоции, импульсивные действия иблокировать дезинтегрирующее влияние на сознание психотравмирующих воздействий.Для экстерналов же характерен низкий уровень само регуляци – со всеми сопутствующимиему особенностями [22].
Кардинальной,имеющей большое социальное значение личностной чертой интерналов является ихчувство ответственности за свои поступки и действия других людей. В отличие отних экстерналы не считают себя ответственными даже за свои действия, которыеони интерпретируют как навязанные извне. M. Mikulincer L. и Solomon сделали вывод о том, что главная характеристика экстерналов– это отрицание личной ответственности, которая является общим знаменателемвсех внешних атрибуций [22].
По словамТейлора, стрессовыеситуации поддаются управлению, и их неблагоприятное влияние на здоровье можетбыть нивелировано за счет внутренних и внешних по отношению к личности ресурсов[9]. К копинг -ресурсам относится характеристики личности и социальной среды,которые повышают стрессоустойчивость человека, — все то, что индивид привлекаетдля того, чтобы совладать. Это личностные структуры, которые помогают индивидусправляться с угрожающими обстоятельствами, облегчают адаптацию. Прежде всего,это общее здоровье и его важный компонент – личный энергетический потенциал,необходимый для решения конкретной проблемы. Также в литературе наиболее частоупоминаются преимущественно внутренний локус контроля, адекватная самооценка иоптимальный уровень тревожности. Сюда же относится оптимизм ( и оптимистическийобъяснительный стиль) и такие свойства личности, как стойкость, выносливость,делающие человека hardy или«крепким» [9].
Ш. Тейлорвыделяет и так называемые «дополнительные» личностные ресурсы, к которымотносится высокое самоуважение, легкость характера (коммуникабельность,развитые социальные навыки) и религиозность. Экстернальные ресурсы включают всебя достаточные материальные возможности (наличие времени и денег), наличиесоциальной поддержки, уровень образования, а так же образ жизни в целом.Некоторые из перечисленных факторов прекращают действие стрессора, другие –уменьшают его. Копинг-ресурс не всегда играет свою усиливающую роль, иногда онможет оставаться в потенциальном состоянии. [9]
Инымисловами, будет ли тот или иной ресурс использоваться, зависит от человека иопределенных обстоятельств. Установлено также, что ресурсы помогают при стрессенизкого и среднего уровней. При высоком уровне стресса они могут им «сметаться»[9].
Впсихологии совладающего поведения все большее значение в последнее времяприобретает проблема изучения ресурсов личности, позволяющих ей осознанно ицеленаправленно совладать, действовать, прогнозировать жизненные события ирезультаты своих поступков.
Автортеории сохранения ресурсов С.Е. Хобфол утверждал, что люди постоянно стараютсясохранить, защитить и пополнить копинг- ресурсы. С.Е. Хобфол рассматриваеткопинг-ресурсы через поведенческую активность, ресурсы-состояния, личностныехарактеристики и энергетические показатели [9].
Ресурссовладающего поведения понимается как совокупность личностных и средовыхсредств, ценностей, возможностей, которые имеются в наличии в потенциальномсостоянии и которые человек может осознанно использовать при необходимости всовладании с трудной жизненной ситуацией [9].
Переживаниетрудной ситуации связано с усиленным использованием имеющихся ресурсов.Экстремальные, кризисные ситуации подразумевают интенсивное использованиебольшого количества разнообразных ресурсов. Не совладание зачастую связано снедостаточным количеством и качеством ресурсов.
K.B. Matheny, D.W. Aycock, W.L. Curlette, G.N. Junker выделяют 4группы ресурсов: личностные, социальные, когнитивные, инструментальные.Отечественные авторы А.Н. Демин, Е.Ю. Кожевникова (2003) описывают копинг-ресурсыпо локализации их источника: индивидуальные (организмические, когнитивные,личностные) и социальные (ресурсы социальной сети и социально-экономического положения)[9].
Крометого, по мнению ряда авторов, способности человека в решении возникающих передним проблем зависят и от степени неожиданности их возникновения, наличия иадекватности психологической установки на конкретную проблему (Дикая и Махнач,1996) [9].
Значение иучет этих факторов определяют выбор стратегий совладания, могут предсказать«цену» копинга, то есть несколько внутренние и внешние ресурсы будутистощены/сохранены при попытках справиться с трудной ситуацией.
Совладающееповедение, как видим, является сложно детерминированным несколькими группамифакторов явлением:
-особенностямиличности субъекта;
— реальноизменяющийся жизненной ситуацией;
— характером социального взаимодействия и взаимоотношений субъекта.
Крюкова Т.Л. выделяет в качестве третьего фактора экологические, по сути,социально-психологические переменные такие, как культурный контекст, гендерныеособенности, качества межличностных отношений и взаимодействия, установкисубъекта. Так же она считает что, большое значение имеет реальная и ожидаемаясоциальная поддержка, в зависимости от которой человек может поступать болеерешительно или, наоборот, избегать столкновения с реальностью. Успешноеразрешение жизненных трудностей, эмоциональная стабильность в нестабильном миреневозможны без наличия тесных связей, близких отношений человека с другими, втом числе, в семье, которые необходимы большинству людей[9].
Из вышесказанного становится понятно, что совладающее поведение реализуетсяпосредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности исреды.
В процесседействия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основаниикоторой определяют тип создавшейся ситуации — угрожающий или благоприятный.Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты.
Процессысовладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранениеэмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение илиудаление действующего стрессора.
Дляисследования особенностей жизнестойкости личности и выбора коппинг-стратегий втрудных жизненных ситуациях, мною было взято две группы людей: студенты (20-22года) и взрослые (30 – 60).
Такойвыбор объясняется тем, что исследователи копинг-поведения в психологии считаютсвязь между взрослением и совладающим поведением чрезвычайно непростой. Проблемазаключается в том, что пока, к сожалению, науке неизвестно, насколько помогаети помогает ли, вообще, взросление лучше справляться со стрессом и жизненнымитрудностями.

Глава2.Эмпирическое исследование выраженности компонентовжизнестойкости личности и стратегий совладающего поведения в трудных жизненныхситуациях
 
2.1 Цели,предмет, гипотеза, задачи и методы исследования
 
Цельданного исследования заключаетсяв определениивзаимосвязей между выраженностью компонентов жизнестойкости личности и выраженностьюстратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Предметисследования:вараженность компонентов жизнестойкости и стратегий совладающего поведения втрудных жизненных ситуациях у студентов и взрослых людей.
Гипотезаисследования: междувыраженностью компонентов жизнестойкости и выраженностью стратегий совладающегоповедения в трудных жизненных ситуациях могут существовать значимыевзаимосвязи.
Задачи эмпирическойчасти исследования:
Методическиезадачи:
1.Подобрать методики, направленные на выявление выраженности компонентовжизнестойкости и стратегий совладающего поведения в трудных жизненныхситуациях.
2.Осуществить сравнительный анализ выраженности различных компонентовжизнестойкости у студентов и взрослых людей.
3.Осуществить сравнительный анализ выраженности стратегий совладающего поведения втрудных жизненных ситуациях у студентов и взрослых людей.
4.Установить взаимосвязи между выраженностью различных компонентов жизнестойкостии стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Методикиисследования:
1. Дляопределения компонентов выраженности жизнестойкости применялся тестжизнестойкости С. Мадди.
2. Для определения выраженности стратегий совладающего поведения втрудных жизненных ситуациях применялся копинг-тест Р.Лазаруса.
Объект эмпирического исследования: студенты – 30 человек ввозрасте от 20 до 22 лет, взрослые – 30 человек, в возрасте от 25 до 60 лет.
Достоверностьполученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании методов математической статистики:Т-критерий Стьюдента и коэффициента корреляции r-Пирсона.
 
2.2 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости устудентов и взрослых людей
2.2.1 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкостиу студентов
Вструктуру жизнестойкости входят следующие показатели: вовлеченность, контроль,принятие риска. Уровень выраженности жизнестойкости рассчитывается также наоснове интеграции баллов, набранных по трем выше перечисленным компонентам. Рассмотримкак выражены различные компоненты жизнестойкости у студентов.
Из таблицы1 приложения 2 следует, что у 66% студентов такой компонент жизнестойкости как«принятие риска» высоко выражен, примерно 7% имеют низкий уровень выраженностиданного показателя, а 27% — средний уровень выраженности. Такой компонентжизнестойкости, как «контроль» имеет высокий уровень выраженности у 23%студентов и 23% — низкий, соответственно, 54% студентов имеют средний уровеньвыраженности «контроля». «Вовлеченность» высоко выражена всего у 7% студентов и20% обладают низким уровнем выраженности, «вовлеченности», 73% имеют среднийуровень выраженности.
В целом, у27% студентов высокий уровень жизнестойкости, у 60% средний уровень и только у 13%наблюдается низкий уровень выраженности жизнестойкости.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Убольшинства студентов- участников исследования наблюдается высокий уровень выраженноститакого компонента жизнестойкости, как «принятие риска», следовательно, онистремятся к развитию, черпая знания из своего опыта. Они убеждены в том, чтовсе то, что с ними случается, способствует их развитию, готовы действовать вотсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.
2. Около трети студентов — участников исследования имеют высокийуровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «контроль»,указывающий на их стремление влиять на результаты происходящего, выбиратьсобственную деятельность, свой путь.
3. Такой компонент жизнестойкости как «вовлеченность» имеет среднийуровень выраженности у большинства студентов – участников исследования,следовательно, они получают удовольствие от собственнойдеятельности, чувствуют себя уверенными.
4. В целом,большинство студентов – участников исследования имеют высокий или среднийуровень выраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладает такойкомпонент как «принятие риска».
2.2.2 Анализ выраженности различных параметров жизнестойкости увзрослых
В данномразделе рассмотрим выраженность различных компонентов жизнестойкости у взрослых.Из таблицы 2 приложения 2 следует, что у 43% взрослых такой показательжизнестойкости как «принятие риска» высоко выражен, примерно 7% имеют низкийуровень выраженности данного показателя, а 50% — средний уровень выраженности.По шкале контроль 7% взрослых с высокой выраженностью и 10% с низкой,соответственно 83% взрослых людей имеют средний уровень выраженности. По шкалевовлеченность всего 3% взрослых с высокой выраженностью и 17% обладают низкимуровнем выраженности, 80% имеют средний уровень выраженности.
В целом, у13% взрослых высокий уровень жизнестойкости, у 77% средний уровень и 10% снизким уровнем выраженности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Убольшинства взрослых — участников исследования наблюдается средний уровеньвыраженности таких компонентов жизнестойкости, как «принятие риска», «контроль», «вовлеченность».
2. В целом,большинство взрослых – участников исследования имеют средний уровеньвыраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладает такие компоненты,как «контроль» и «вовлеченность».
2.2.3 Сравнительный анализ выраженности компонентов жизнестойкостиу студентов и взрослых людей
С цельюопределения степени значимости различий в выраженности компонентов жизнестойкостимежду студентами и взрослыми людьми был применен параметрический критерий t-Стьюдента. Результаты сравнительногоанализа приведены в Таблице 1.
Таблица1 Значимость различий в выраженности компонентов жизнестойкости междустудентами и взрослыми.Компоненты жизнестойкости Mean Mean t-value df p Valid N взросл студен взросл Вовлеченность 36,26667 36,50000 -0,11614 58 0,907939 30 Контроль 28,03333 29,56667 -0,68665 58 0,495040 30 Принятие риска 16,93333 18,93333 -1,54402 58 0,128023 30 Жизнестойкость 81,56667 87,10000 -1,24548 58 0,217965 30

Исходя из данных,приведенных в Таблице 1, можно сделать, во-первых, вывод о том, что отсутствуютзначимые различия между студентами и взрослыми людьми в выраженности компонентовжизнестойкости и интегрального показателя жизнестойкости. Во-вторых, устудентов более выражен, чем у взрослых такой компонент жизнестойкости как,«принятие риска» (t-1,54). В-третьих, у студентов выше выражен интегральныйпоказатель жизнестойкости, чем у взрослых (t -1,24).
2.3 Сравнительный анализ выраженности стратегий совладания устудентов и взрослых людей
2.3.1 Анализ выраженности стратегий совладания у студентов
В таблице3 приложения 2 приведены первичные данные, указывающие на выраженностьстратегий совладания у студентов. Средние значения выраженности стратегийсовладания и их соответствие максимальному и среднему тестовому баллу приведеныв Таблице 2.
Таблица2 Выраженность стратегий совладания у студентовСтратегии совладания Конфр… копинг Дист-ние Само контроль Поиск соц. под-ки Принятие отв-сти Бегство-избегание Планир. решения проб-мы Положит. переоценка 9,8 8,7 11,5 11,9 7,4 11,5 11,6 12,8 18 18 21 18 12 24 18 21 9 9 10 9 6 12 9 10
На основеданных, приведенных в Таблице 2, можно сделать следующие выводы:
1. Устудентов изучаемые стратегии совладания имеют средний уровень выраженности.
2.Стратегии поиска социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях,положительная переоценка, а также планирование решения проблемы и принятиеответственности на себя и самоконтроль имеют более высокий уровеньвыраженности, чем стратегии конфронтации, дистанцирования и бегства — избегания.
3. Вцелом, у студентов выше выражены конструктивные стратегии совладания с труднымижизненными ситуациями, чем деструктивные.
2.3.2 Анализ выраженности стратегий совладания у взрослых
В таблице 4приложения 2 приведены первичные данные, указывающие на выраженность стратегийсовладания у взрослых .
Таблица3 Выраженность стратегий совладания у студентовСтратегии совладания Конфр. копинг Дист-ние Само контроль Поиск соц. поддержки Принятие отв-сти Бегство-избегание Планир. решения проб-мы Положит. переоценка 8,1 10,8 13,9 12,4 7,4 10 13,6 13,1 18 18 21 18 12 24 18 21 9 9 10 9 6 12 9 10
На основеданных, приведенных в таблице 3, можно сдедать следующие выводы:
1. У взрослых участниковисследования выше среднего выражены такие стратегии совладания, каксамоконтроль, планирование решения, поиск социальной поддержки, положительнаяпереоценка.
2. У взрослых участниковисследования ниже среднего выражена такая стратегия совладания, какконфронтация.
3. В целом, у врослыхв большей степени выражены конструктивные стратегии совладания, особенно, самоконтроль,планирование решения, поиск социальной поддержки.
 

2.3.3Сравнительный анализ выраженности стратегий совладания у студентов и взрослыхлюдей
С цельюопределения степени значимости различий в выраженности копинг-стратегий междустудентами и взрослыми людьми был применен параметрический критерий t-Стьюдента. Результаты сравнительногоанализа приведены в Таблице 4.
Таблица4 Различия ввыраженности совладающего поведения по критерию t-СтьюдентаПараметры копинг-стратегий Mean Mean t-value df p Valid N Valid N взрослые студенты Взрослые Студ-енты Конф-тация 8,13333 9,80000 -2,20674 58 0,031305 30 30 Дистанц.. 10,80000 8,66667 3,30055 58 0,001654 30 30 Самоконтоль 13,96667 11,50000 2,88846 58 0,005434 30 30 Соц. подержка 12,46667 11,96667 0,63794 58 0,526021 30 30 Отв-ность 7,43333 7,60000 -0,28356 58 0,777761 30 30 Бегство 10,00000 11,50000 -1,78335 58 0,079762 30 30 Планир. 13,63333 11,66667 2,71758 58 0,008656 30 30 Переоценка 13,10000 12,80000 0,31899 58 0,750880 30 30
Исходя изданных, приведенных в таблице 4, можно сделать следующие выводы:
1. Существуютзначимые различия между студентами и взрослыми в выраженности следующихстратегий совладания с трудными ситуациями: конфронтация, дистанцирование,самоконтроль, бегство — избегание, планирование решения проблемы.
2. Устудентов значительно выше уровень выраженности таких стратегий совладания, какконфронтация и бегство-избегание, а у взрослых людей — дистанцирование,самоконтроль, планирование решения проблемы.
3. Отсутствуютразличия между студентами и взрослыми людьми в выраженности таких стратегий совладания,как: поиск социальной поддержки, принятие ответственности, положительнаяпереоценка.
В целом,как у студентов, так и у взрослых преобладают конструктивные стратегиисовладания с трудными жизненными ситуациями. У студентов и взрослых выраженыразличные деструктивные стратегии совладания: у студентов — конфронтация ибегство-избегание, а у взрослых – дистанцирование.
2.4Анализ взаимосвязей между выраженностью различных компонентов жизнестойкости и стратегиямисовладания
В таблице5 приведены коэффициенты корреляции, свидетельствующие о том, что междупоказателями выраженности компонентов жизнестойкости и стратегий совладаниясуществуют значимые взаимосвязи. В таблице приведены значимые коэффициентыкорреляции или коэффициенты, указывающие на тенденцию во взаимосвязях (кр. R= 0,26, при p=0,05). В ней отсутствуют коэффициенты корреляций, указывающиена взаимосвязи между стратегиями или компонентами жизнестойкости.
 
Таблица5. Корреляционные связи между выраженностью различных компонентовжизнестойкости и стратегиями совладанияПоказатели Вов-сть Контр. Принят. риска Общий балл Конфр. Дистан. Соц. Под-ка Планир. оценка Вовлеченность 1,00 0,26 0,18 0,25 0,18 Контроль 1,00 0,24 Принятие риска 1,00 0,33 -0,26 0,18 Интегральный балл 1,00 0,34 0,21 0,19

Из данных,приведенных в таблице 5, следует, что показатели выраженности стратегииконфронтации имеют положительные значимые связи со всеми компонентамижизнестойкости и с ее интегральным показателем. Такой компонент жизнестойкости,как вовлеченность имеет также значимые связи со стратегией планирования решенияпроблемы и близкие к значимым связи со стратегией поиск социальной поддержки и положительнаяпереоценка. Показатели выраженности «Принятия риска» имеют обратнопропорциональные связи со стратегий «дистанцирования». Интегральный показательвыраженности жизнестойкости имеет значимые связи с выраженностью стратегииконфронтации, и близкие к значимым связи со стратегией поиска социальнойподдержки и планирования решения.
Такимобразом, чем выше выраженность жизнестойкости, тем выше выражены такиестратегии совладания, как стратегия конфронтации, поиска социальной поддержки ипланирования решения.
Взависимости от уровня выраженности того или иного компонента в структурежизнестойкости будут преобладать различные стратегии совладания с труднымижизненными ситуациями. Так выраженность «вовлеченности» в структурежизнестойкости будет способствовать развитию стратегий планирования решенияпроблемы, поиска социальной поддержки и положительной переоценки.
Выраженность«принятия риска» будет увеличивать выраженность стратегии конфронтации иуменьшать выраженность стратегии дистанцирования.

Заключение
На основетеоретического анализа мы пришли к выводу, что жизнестойкость личностиоказывает существенное влияние на поведение человека в трудных жизненныхситуациях. Вслед за Д.А. Леонтьевым мы рассматривали жизнестойкость, каксистему убеждений, которая включает три компонента: вовлеченность, контроль,принятие риска и способствует успешному совладанию с трудными ситуациями. Вкачестве копинг-стратегий или стратегий совладания мы рассматривали следующиестратегии: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, бегство — избегание,планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки, ответственность,позитивная переоценка.
Врезультате эмпирического исследования, цель которого состояла в поискевзаимосвязей между выраженностью компонентов жизнестойкости и стратегийсовладания у студентов и взрослых, мы пришли к следующим выводам:
1. Убольшинства студентов-участников исследования наблюдается высокий уровень выраженноститакого компонента жизнестойкости, как «принятие риска», следовательно, онистремятся к развитию, черпая знания из своего опыта. Они убеждены в том, чтовсе то, что с ними случается, способствует их развитию, готовы действовать вотсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.
2. Около трети студентов — участников исследования имеют высокийуровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «контроль»,указывающий на их стремление влиять на результаты происходящего, выбиратьсобственную деятельность, свой путь.
3. Такой компонент жизнестойкости как «вовлеченность» имеет среднийуровень выраженности у большинства студентов – участников исследования,следовательно, они получают удовольствие от собственнойдеятельности, чувствуют себя уверенными.
4. Убольшинства взрослых — участников исследования наблюдается средний уровеньвыраженности таких компонентов жизнестойкости, как «принятие риска», «контроль», «вовлеченность».
5. Большинствостудентов – участников исследования имеют высокий или средний уровеньвыраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладает такой компоненткак «принятие риска», а большинство взрослых – участников исследования имеютсредний уровень выраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладаюттакие компоненты, как «контроль» и «вовлеченность».
6. Устудентов стратегии поиска социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях,положительная переоценка, а также планирование решения проблемы и принятиеответственности на себя, самоконтроль имеют более высокий уровень выраженности,чем стратегии конфронтации, дистанцирования и бегства — избегания.
7. Увзрослых участников исследования выше среднего выражены такие стратегиисовладания, как самоконтроль, планирование решения, поиск социальной поддержки,положительная переоценка, но ниже среднего выражена такая стратегия совладания,как конфронтация.
8. Устудентов значимо выше уровень выраженности таких стратегий совладания, какконфронтация и бегство-избегание, а у взрослых людей — дистанцирование,самоконтроль, планирование решения проблемы.
9. Отсутствуютразличия между студентами и взрослыми людьми в выраженности таких стратегийсовладания, как: поиск социальной поддержки, принятие ответственности,положительная переоценка.
10. Как устудентов, так и у взрослых преобладают конструктивные стратегии совладания струдными жизненными ситуациями. У студентов и взрослых выражены различныедеструктивные стратегии совладания: у студентов — конфронтация ибегство-избегание, а у взрослых – дистанцирование.
11.Чем выше выраженность жизнестойкости, тем выше выражены такие стратегиисовладания, как стратегия конфронтации, поиска социальной поддержки ипланирования решения.
12. Взависимости от уровня выраженности того или иного компонента в структурежизнестойкости преобладают различные стратегии совладания с трудными жизненнымиситуациями. Выраженность «вовлеченности» в структуре жизнестойкости способствуетразвитию стратегий планирования решения проблемы, поиска социальной поддержки иположительной переоценки. Выраженность «принятия риска» увеличиваетвыраженность стратегии конфронтации и уменьшает выраженность стратегиидистанцирования.
Такимобразом, результаты и выводы исследования подтверждают выдвинутую гипотезу исвидетельствуют о том, что между уровнем выраженности жизнестойкости и выборомстратегий совладания в трудных жизненных ситуациях существуют значимыевзаимосвязи.
Практическаязначимость исследования.
Результатыи выводы исследования могут быть использованы в процессе консультированиялюдей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Они могут быть применены сцелью диагностики и последующего развития компонентов жизнестойкости у людей,принадлежащих к различным возрастным группам. Полученные данные могутприменяться с целью разработки программ обучения совладающему поведению.

Используемаялитература
1. Абульханова К. А., Березина,Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001
2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл,2001. — 416 с
3. Гримак Л. Резервычеловеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989.– 319 с
4. Гришиной Н.В. Психологиясоциальных ситуаций/ Сост. и общая редакция СПб.: Питер, 2001. – 416.: ил. –(Серия “Хрестоматия по психологии”)
5. Горбатовой М.М., А.В.СерогоА.В., ЯницкогоМ.С. Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Кемерово:Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.
6. ДружининВ. Н. Варианты жизни М: «ПЕР СЭ» – СПб.: «ИМАТОН-М», 2000
7. Ионин Л. Г. Социологиякультуры. — М., 1996
8. КоржоваЕ.Ю. Психология жизненных ориентаций человека.- СПб.:
Изд-во СПбГУ2006г. 382 с
9. Крюкова Т.Л. Психологиясовладающего поведения. – Кострома: Студия оперативной полиграфии «Аквантитул»,2004. – 344с
10. КуликовЛ. В. Психогигиена личности: Основные понятия и проблемы.- СПб,Изд-во СПбГУ, 2000
11. Куликов Л. В. Здоровьеи субъективное благополучие личности //Психология здоровья /Ред.Г. С. Никифоров. — СПб., Изд-во СПбГУ, 2000. С. 405–442
12. КуликовЛ. В. Психология настроения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997
13. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И.Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006 – 63с.
14. Логинова Н. А. Развитие личностии ее жизненный путь// Принцип развития в психологии. М., 1978
15. ЛогиноваН. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: Учебное пособие.- Алматы: Казак университетi,2001.- 172с
16. Майерс Д. Социальная психология. СПб:Питер, 1997
17. Маклаков А.Г. Личностныйадаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальныхусловиях// Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16 – 24.
18. Муздыбаев К. Стратегия совладанияс жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998,том 1, вып. 2. С.
19. НикифоровГ. С. Психология здоровья. — СПб., 2002.
20. НикошковаЕ. В. Англо-русский словарь по психологии. М., 1998.
21. Оллпорт Г. Личность в психологии.М.–СПб., 1998.
22.Психология конфликта / Серия «Хрестоматия по психологии»
-СПб.: Питер,2001. — 448 с.
23. Психогигиена личности: Вопросыпсихологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004.с. 87-115.
24. Психология совладающегоповедения: материалы Международ. Науч. – практ. конф./отв. ред.: Е.А.Некрасова, 2007. – 426с.
25. Ребер А. Большой толковыйпсихологический словарь. М., 2000.
26. Туманова Е.Н. Помощь подростку вкризисной ситуации жизни. – Саратов, 2002
27. Чешко Л. А. Cловарь синонимов русского языка/. — М., 1986.
28. Шамионов Р.М., Голованова А.А.Социальная психология личности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведения.– Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2006.
29. Шкуратова. И. П., Анненкова Е.А… Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями //Психология кризиса и кризисных состояний. Междисциплинарный ежегодник. 2007.Вып.4, С. 17-23.
30. hpsy.ru/public/x2636.htm
31. www.emissia.org/offline/2008/1286.htm

Приложения
Приложение1. Методики исследования
 
1. Тестжизнестойкости С. Мадди нет скорее нет, чем да скорее да, чем нет да Я часто не уверен в собственных решениях. Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела. Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели. Я постоянно занят, и мне это нравится. Часто я предпочитаю «плыть по течению». Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств. Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня. Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня. Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо. Порой я так устаю, что уже ничего не может заинтересовать меня. Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным. Я стараюсь быть в курсе всего происходящего во круг меня. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым. Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их. Иногда меня пугают мысли о будущем. Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал. Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль. Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете. Возникающие проблемы часто кажутся мне не разрешимыми. Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш. Я люблю знакомиться с новыми людьми. Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное. Мне всегда есть чем заняться. Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг. Я часто сожалею о том, что уже сделано. Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен. Мне трудно сближаться с другими людьми. Как правило, окружающие слушают меня внимательно. Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом. Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен. Мне кажется, жизнь проходит мимо меня. Мои мечты редко сбываются. Неожиданности дарят мне интерес к жизни. Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны. Порой я мечтаю о спокойной и размеренной жизни. Мне не хватает упорства закончить начатое. Бывает, жизнь мне кажется скучной и бесцветной. У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы. Окружающие меня недооценивают. Как правило, я работаю с удовольствием. Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей. Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются. Друзья уважают меня за упорство и непреклонность. Я охотно берусь воплощать новые идеи.
Ключи шкал Теста жизнестойкости
Для подсчетабаллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0баллов, «скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» — 3балла, «да» — 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости ипоказатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска).Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже. Прямые пункты Обратные пункты Вовлеченность 4, 12, 22, 23, 24, 29, 41 2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42 Контроль 9, 15, 17, 21, 25, 44 1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43 Принятие риска 34, 45 7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36 Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал Теста жизнестойкости Нормы Жизнестойкость Вовлеченность Контроль Принятие риска Среднее 80,72 37,64 29,17 13,91 Стандартное отклонение 18,53 8,08 8,43 4,39
2. Копинг-тест Р. Лазаруса ОКАЗАВШИСЬ ВТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я…… Никогда Редко Иногда Часто сосредотачивался на том, что мне нужно делать дальше–на следующем шаге начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное делать хоть что-нибудь пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации критиковал и укорял себя пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как  есть надеялся на чудо смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет вел себя, как будто ничего не произошло старался не показывать своих чувств пытался увидеть в ситуации что-то положительное спал больше обычного срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы искал сочувствия и понимания у кого-нибудь во мне возникала потребность выразить себя творчески пытался забыть все это обращался за помощью к специалистам менялся или рос как личность в положительную сторону извинялся или старался все загладить составлял план действий старался дать какой-то выход своим чувствам понимал, что сам вызвал эту проблему набирался опыта в этой ситуации говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами рисковал напропалую старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву находил новую веру во что-то вновь открывал для себя что-то важное что-то менял, что все улаживалось в целом избегал общения с людьми не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела отказывался воспринимать это слишком серьезно говорил о том, что я чувствую стоял на своем и боролся за то, чего хотел вымещал это на других людях пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить отказывался верить, что это действительно произошло я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому находил пару других способов решения проблемы старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах что-то менял в себе хотел, чтобы это все скорее как-то образовалось или кончилось представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться молился прокручивал в уме, что мне сказать или сделать думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему

Ключ:Название шкалы Номера опросника, которые работают на шкалу Максим. Кол-во баллов Описание копинг-стратегии Конфронтационный копинг 2,3,13,21,26,37 18 Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску Дистанцирование 8,9,11,16,32,35 18 Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость Самоконтроль 6,10,27,34,44,49,50 21 Усилия по регулированию своих чувств и действий Поиск социальной поддержки 4,14,17,24,33,36 18 Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки Принятие ответственности 5,19,22,42 12 Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения Бегство-избегание 7,12,25,31,38,41,46,47 24 Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы Планирование решения проблемы 1,20,30,39,40,43 18 Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме Положительная переоценка 15,18,23,28,29,45,48 21 Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Приложение2. Математический анализ данных
 
Таблица1.Показателивыраженности параметров жизнестойкости студентов (Тест Мадди) Жизнестойкость Вовлеченность Контроль Принятие риска 1 58 27 18 13 2 107 41 39 27 3 103 41 40 22 4 79 27 28 24 5 94 38 35 21 6 93 41 34 18 7 85 41 29 15 8 99 47 29 23 9 68 29 24 5 10 82 33 30 19 11 77 33 22 22 12 94 42 36 16 13 111 49 40 22 14 83 27 36 20 15 94 33 37 24 16 55 28 18 9 17 85 33 32 20 18 42 15 17 11 19 113 43 46 24 20 109 44 43 22 21 73 37 17 19 22 72 34 20 18 23 84 44 27 13 24 97 41 35 21 25 102 44 38 20 26 51 32 12 7 27 103 27 30 26 28 99 42 3 20 29 92 37 31 24 30 109 45 41 23


Таблица2.Показателивыраженности параметров жизнестойкости взрослых (Тест Мадди)
  Жизнестойкость Вовлеченность Контроль Принятие риска
1 94 40 33 21 2 59 26 16 17 3 93 41 30 22 4 83 42 27 14 5 81 37 30 14 6 33 20 7 6 7 86 40 27 19 8 78 34 27 17 9 66 32 23 11 10 88 41 27 20 11 77 40 29 8 12 96 48 26 22 13 100 44 35 21 14 103 44 38 21 15 92 44 33 15 16 97 41 33 23 17 60 25 16 19 18 75 32 26 17 19 73 35 24 14 20 81 35 33 13 21 92 38 37 17 22 103 51 30 22 23 91 41 37 13 24 70 26 29 15 25 100 41 38 21 26 69 31 22 16 27 76 29 28 19 28 70 20 24 16 29 72 30 30 12 30 89 40 26 23


Таблица3. Показателивыраженности копинг-стратегий у студентов (тест Р.Лазаруса) конфронтационный копинг дистанцирование самоконтроль поиск социальной поддержки принятие ответственности бегство-избегание планирование решения проблемы положит. переоценка 1 8 11 15 13 8 12 8 10 2 11 5 11 13 5 10 15 12 3 13 6 12 13 9 10 12 16 4 10 8 15 12 8 11 11 11 5 12 7 7 14 7 17 14 12 6 11 3 12 10 8 9 12 9 7 10 9 15 13 6 8 14 17 8 14 5 11 18 10 16 14 18 9 9 12 20 12 7 11 13 17 10 10 9 8 6 6 13 13 11 11 12 10 13 11 8 9 10 12 12 7 8 11 12 8 8 14 12 13 7 12 13 9 6 6 17 13 14 9 13 13 10 6 14 12 14 15 13 10 15 12 8 13 14 16 15 6 10 12 12 2 14 3 7 17 7 10 10 8 5 10 11 8 18 5 7 2 2 8 7 7 8 19 10 8 8 11 8 10 9 6 20 10 10 10 16 12 11 13 20 21 9 10 17 16 11 10 13 21 22 15 10 12 13 12 17 12 15 23 7 12 11 12 8 15 9 14 24 11 9 13 14 7 15 14 14 25 7 7 9 11 9 12 6 11 26 9 8 11 9 7 7 16 14 27 7 6 11 15 6 12 6 8 28 10 9 11 14 9 9 14 15 29 10 7 4 16 4 13 10 11 30 15 9 13 12 5 16 14 12

Таблица4. Показатели выраженности копинг-стратегий у взрослых (тест Р.Лазаруса) конфронтационный копинг дистанцирование самоконтроль поиск социальной поддержки принятие ответственности бегство-избегание планирование решения проблемы положит. переоценка
1 10 12 12 16 11 13 13 17 2 8 10 17 15 8 9 16 13 3 10 12 14 14 10 11 13 18 4 8 10 15 13 7 9 14 11 5 10 15 15 11 9 9 17 18 6 5 6 6 14 10 17 9 6 7 6 8 14 12 5 6 9 18 8 11 14 18 15 9 10 14 16 9 9 10 16 13 6 12 13 13 10 3 16 12 7 6 7 12 8 11 6 11 12 9 8 9 12 16 12 11 6 12 13 8 10 12 11 13 9 10 14 15 7 9 15 14 14 8 11 17 16 7 9 13 14 15 9 11 10 13 6 10 10 9 15 10 11 14 9 9 14 16 10 17 10 8 12 8 7 7 12 13 18 5 11 18 10 6 6 12 13 19 7 14 18 15 5 9 15 20 20 2 9 16 12 8 9 16 19 21 9 13 14 8 7 8 15 14 22 13 9 17 12 8 17 14 11 23 15 12 8 15 3 13 17 8 24 5 11 14 13 7 12 13 15 25 9 13 14 9 5 2 13 10 26 2 15 16 7 9 9 15 11 27 8 9 8 16 7 15 12 10 28 12 10 15 17 9 15 14 14 29 11 12 16 13 9 9 12 11 30 3 5 15 14 7 5 14 12


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.