Реферат по предмету "Психология"


История контент-анализа как психодиагностической процедуры - психодиагностика

Историяконтент-анализа как психодиагностической процедуры – психодиагностика

Содержание
Введение
1. Основные термины понятияконтент-анализ
2. Цели контент-анализа всоциально-психологическом исследовании
3. Контент-анализ какпсиходиагностическая процедура
4. Контент-анализ какпсиходиагностическая процедура
Список литературы
Введение
Тема работы – «Историяконтент-анализа как психодиагностической процедуры».
Контент-анализ— количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательнойинтерпретации выявленных числовых закономерностей.
Этоттип исследования называют еще формализованным анализом документов.
Контент-анализшироко распространен не только в психологии, но и в других социальных науках.Этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т. д.
Спомощью контент-анализа изучалась религиозная символика и популярные песни,устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических,устанавливалась мера эффективности политических лозунгов, реклам и вражескойпропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся впредсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальныхгрупп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальностина телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовкаходного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы.
контент анализ текстпсихологический
1. Основныетермины понятия контент-анализ
Контент-анализв психологии (англ. contents — содержание) — научный метод выявления и оценкиопределенных характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей,теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.), в которомв соответствии с целями исследования анализируются определенные элементысодержания — смысловые единицы или формальные признаки. Контент-анализ возник вжурналистике и социологии как средство анализа сообщений средств массовойинформации. Например, частота упоминания определенных кандидатов на выборахиспользуется одним из индикаторов рейтинга популярности.
Использованиеконтент-анализ в психологии требует, как правило, более высокой квалификации отисполнителя: необходимо уметь зафиксировать психологические характеристикиповедения, неформализованный смысл сообщений, анализ признаков невербального(неречевого) взаимодействия участников анализируемого процесса, определенныеграфические элементы рисуночных проективных методик и т.д. После выявленияединиц анализа обычно определяются частота и объем упоминаний выделенных единицанализа в определенной совокупности текстов или в других носителях информации(принадлежащих одному автору или изучаемой группе).
Контент-анализдает возможность выявлять отдельные психологические характеристикикоммуникатора (автора текста), а по реакции аудитории — и ее характеристики. Т.о.,содержание сообщения может изучаться во взаимосвязи с поведением реципиентовинформации. В отличие от элементарного содержательного анализа, К. а. как методпсиходиагностики оценивается по таким же критериям качества, как и все другиеметодики, — надежность, валидность и достоверность (объективность). Всовременной психодиагностике контент-анализ — важнейший инструментстандартизации проективных методик. Заметное значение в повышении качестваКонтент-анализ имеет использование методов многомерного статистического анализаданных. Особенно широко используется факторный анализ, способствующий в данномслучае выявлению латентных факторов, обуславливающих одновременное появлениесвязанных (скоррелированных) элементов в одном и том же тексте (документе). />
2. Целиконтент-анализа в социально-психологическом исследовании
— изучение социально-психологических особенностей создателей (авторов;отдельных личностей, группы, в том числе скрытых (неосознаваемых) проявлений итенденций;
— изучение реальных социально-психологических явлений, отраженных всодержании сообщений (явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны дляисследования другими методами);
— изучение социально-психологических особенностей их адресатов;
— изучение социально-психологических аспектов воздействия авторов наадресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а такжеизучение успешности общения;
— обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработкаоткрытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.).
Исследователь выделяет единицысодержания и квантифицирует полученные данные. Каждая единицарассматривается в контексте более общей структуры.
Выбор объекта и единиц анализа — чуть ли не самые сложные шаги на этомпути. Нужно найти ответы на вопросы: где это искать и как проявляется изучаемоеявление, событие, процесс.
Стандартные единицы при анализе текста в контент-анализе:
1) слово (термин, символ),
2) суждение или законченная мысль,
3) тема,
4) персонаж,
5) автор,
6) целостное сообщение.
Основные этапы контент-анализа:
1) выделение единицы анализа, и сведение их в категории анализа имашиночитаемый вид;
2) подсчет частотных распределений и выявление взаимосвязей единицанализа;
3) интерпретация результатов.
Контент-анализ используется при анализе результатов примененияпрожективных тестов, материалов беседы, книг, плакатов или листовок, газет,фильмов, публичных выступлений, теле- и радиопередач, общественных и личныхдокументов, журналистских интервью, ответов на вопросы анкет и т. д./>/>
3. Контент-анализ как психодиагностическая процедура
Контент-анализ — метод систематизированнойфиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале. Применяетсяначиная с 20-х гг. нынешнего столетия для обработки материалов средств массовойкоммуникации; анализа некоторых социально-психологических явлений в больших социальныхгруппах. В настоящее время метод широко распространен в социальной психологии исоциологии.
В методическом аспектеконтент-анализ находит применение в трех качествах: как основной метод,направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; какпараллельный метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательныйметод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях. Впоследнем качестве контент-анализ наиболее часто используется в психологическойдиагностике.
В психологии метод,близкий к контент-анализ, применялся К. Юнгом для анализа результатовассоциативного теста. Использование контент-анализ в психологии ипсиходиагностике базируется на его направленности на анализ речевых сообщенийиспытуемого, сопровождающих практически любое обследование, особенно прииндивидуальной процедуре. Особым достоинством контент-анализ является то, чтоон нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах идругих видах информации, характеризующих испытуемого, относительно точнорегистрировать внешне неразличимые показатели в объемных массивах эмпирическихданных.
Конкретные направленияприменения контент-анализ включают:
1) анализ результатовпроективных методик исследования личности;
2) изучениедиагностических интервью, содержания бесед, другой речевой и письменнойпродукции испытуемого;
3) анализ содержанияоткрытых вопросов при массовом анкетировании;
4) изучениепсихологических особенностей личности по качественным характеристикам, развернутымэкспертным оценкам;
5) анализ объективнойинформации о личности;
6) анализ высказыванийпри диагностике особенностей групповой коммуникации.
В целяхдиагностики некоторых личностных особенностей (тревожность, невротизация и др.)проводится своеобразный контент-анализ. Контент-анализ грамматических истилистических конструкций речи испытуемого (напр. количество «тематических»высказываний, глаголов, логических «гнезд» и т. д.), что часто находитприменение в «Завершение предложения» методиках.
Проведениеконтент-анализ в любом из направлений требует выполнения ряда требований корганизации его этапов и процедур. Наиболее важным является определениекатегорий анализа — ключевых элементов, регистрируемых в соответствии сзадачами исследования или обследования.
Такиекатегории (напр. количество речевых актов взаимодействий, побуждающихвысказываний, частота отражения отдельных тем: «болезнь», беспокойство поповоду «карьеры», «семьи» и т.д.) должны быть исчерпывающими, охватывать всечасти фиксируемого содержания. В случае включения контент-анализ как элементапроцедуры обработки данных теста критерий должен быть четко формализован и«стандартизирован» в целях однозначности его характеристики лицами, проводящимиисследование.
Послевыделения регистрируемых категорий определяются соответствующие им единицыанализа — лингвистические единицы речи или элементы содержания, экспрессивныеэлементы речевой продукции (слова, суждения, темы, интонации, описываемые илинаблюдаемые ситуации). Наконец, выделяются единицы квантификации (частотапоявления анализируемых единиц в определенном объеме информации). Эти исходныеданные составляют инструкцию по обработке — алгоритм кодирования.
Заключение
Контент-анализ (англ. content analysis, нем. Content-Analyse, фр. analyse ducontenu) — исследовательская техника для получения выводов путем анализасодержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности, вчастности, источника текста публикации.
Своимисловами, контент-анализ — это перевод текстовой информации в количественныепоказатели. Например, такими показателями могут быть:
· для определенияразмера публикации — количество слов в тексте;
· для определенияключевой фигуры статьи — количество и состав действующих персонажей;
· для определениясмысловой направленности публикации — тематика статьи или наличие в текстеопределенных слов и т.д.
Подсчетчастоты появления в тексте исследуемых показателей, например, слов, символов,таблиц, фотографий, характеризует количественныйконтент-анализ публикаций, а поиск в тексте присутствия илиотсутствия исследуемой переменной — качественныйконтент-анализ.
Применениеметода контент-анализа для изучения информации из СМИ считается особенноэффективным. Из открытых источников можно получить от 80 до 95% имеющейсяинформации при сравнительно низкой стоимости ее получения. Результатыконтент-анализа используются маркетологами для конкурентной разведки, аналитиками для выявления тенденций и построения прогнозов иPR-специалистам для оценки репутации иэффективности pr-кампаний./>
 

Списоклитературы
1) Анцупов А.Я.Словарь конфликтолога. 2-е из., Питер, С.-Петербург, 2006
2) Барсамов В.А.Контент- анализ газетных материалов // Социс – 2006 — №2
3) Иванов В.В.,Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. Справочник. М.: Инфра-М, 2002.
4) Клуппт М.А.Демографическая политика как предмет контент-анализа // Социологическиеисследования. 2003. № 6.
5) Козлова Н.Н.Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования.2004.
6) Мангейм Дж. Б.,Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисловие А.К.Соколова. М.: Весь Мир, 1997.
7) Мещеряков Б.,Зинченко В. Большой психологический словарь, 3-е изд., Прайм-Еврознак,С.-Петербург, 2003
8) Общая психология.Словарь. под общей ред. Петровского А.В., редактор-составитель Карпенко Л.А.,ПЕР СЭ, Москва, 2005
9) Основы прикладнойсоциологии: Учебник для вузов. / Под ред. Ф.Э. Шереги и М.К.Горшкова. М.:Интерпракс, 1996.
10)  Рой О. Исследованиясоциально-экономических и политических процессов. СПб: Питер, 2004.
11)  Словарь-справочник попсиходиагностике под редакцией Бурлачук Л. 3-е изд, Питер, С.-Петербург, 2008
12)  Хеллевик О. Социологический метод.М.: Весь мир, 2002.
13)  Ядов В.А. Стратегия социологическогоисследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Некоторые особенности агрессии НАТО в Югославии
Реферат Христианство - не значит пацифизм
Реферат Equality In Races Essay Research Paper EQUALITY
Реферат Співвідношення особливостей накопичення важких металів в овочах та фруктах в умовах великого міс
Реферат Ответы на экзаменационные вопросы по социальной работе ( введение в специальность)
Реферат Размышляя над страницами романа Мастер и Маргарита
Реферат Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы
Реферат Культура в жизнедеятельности человека
Реферат Установление советской власти и формирование большевистского режима в России
Реферат Satire In The General Prologue Essay Research
Реферат Формирование и развитие городов России. Новороссийск
Реферат Исследование влияния симпатии на идентификацию в ситуации цветовых предпочтений
Реферат Сатирическое изображение современника в драматургии ВВ Маяковского на материале пьес Клоп и Баня
Реферат Французский гражданский кодекс 1804 года
Реферат Боги