Реферат по предмету "Психология"


Духовное развитие

РоссийскийГосударственный Социальный Университет АкадемическийИнститут Социального СлуженияФакультетювенологии и семьеведения
Научный проектДуховное развитие
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил:
Москва 2006

 
Введение

Вот я и дети, которых дал мне Бог.
Евр. 2, 13
Вотнаследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.
Пс. 126,3.
Нелегкохристианину жить сегодня в миру, пол­ном соблазнов, нехристианских обычаев,когда нет рядом носителей ДухаБожия.                                                                                                                                                                                                
Трудностисвязаны еще с тем, что семейный христианин должен духовно бороться не только засебя, но и за свою семью — супругу и детей.  
Иныедумают, что вдвоем легче идти по пути к спасению. Да, но только в том случае,если они единодушны. Тогда лишь оправдывается изречение премудрого Соломона:«Двоим лучше, нежели од­ному» (Еккл, 4, 9). Но так бывает далеко не все­гда, ив жизни довольно часто мы сталкиваемся с тем, когда, по словам Господа, врагамичеловека становятся домашние его (Мф. 10, 36).
Есть ещёодно обстоятельство.
Если ожизни в монастыре повествует богатая святоотеческая литература, которая сисчерпываю­щей полнотой описывает путь иноков, то духов­ный опыт мирян, и вчастности, опыт воспитания детей, отражен в ней значительно беднее.
Каковадолжна быть основная цель воспитания ребенка?
Некоторыематери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались и вырослиздоровыми. Другие родители стараются более все­го дать хорошее образование.Третьи — прилагают усилия, чтобы развить в чадах природные дарова­ния, имечтают увидеть в них талантливых музы­кантов, художников или ученых.
Иное должно быть на первом месте уродите­лей-христиан. Они прежде всего обязаны забо­титься о том, чтобы детивыросли в непоколеби­мой вере, живыми членами Церкви, чтобы в душе ихизобразился. Христос (Гал. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога,а «ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 37—40), и целью своей жизниставили стяжание Духа Свято­го Божия» (из слов преподобного Серафима).
Если достигнут родители того, товсе осталь­ное: и образование, и развитие дарований, и здо­ровье, — всеприложится само собой, так как Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия иправды Его, и это все приложится вам»  (Мф. 6, 33).
Преподобный Серафим говорил однойматери: «Матушка, матушка. Не торопись учить детей-то по-французски ипо-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится им потом».
Как достигнуть этого, как«приготовить душу» детей?
При решении всякой задачи следует,как гово­рят мудрецы, искать идеального решения. «По­ставьте себе идеал какможно выше и стремитесь его достичь», — советует один из философов. И хотя бытакой идеал казался очень трудным для достижения в современных условиях жизни,все же к нему надо стремиться по мере сил и возможностей.
В самом важном для родителей деле— деле ду­ховного воспитания детей следует также бояться той «теплохладности»,которая ненавистна Госпо­ду (Откр. 3, 15). И даже если указания отцов Церкви иопыт благочестивых мирян будут рас­ходиться с современными взглядами — нестанем отвергать эти указания и этот опыт.
Не будем повторять тех, которыенекогда гово­рили, слушая Христа: «Какие странные слова! кто может этослушать?» (Ин. 6, 60). Вспомним совет великого Апостола: «Если кто из васдумает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым» (1 Кор. 3,18).

Образование и трудовые навыки
А что сверх всего этого, сын мой, того берегись:составлять много книг — конца не будет, и много читать — утомительно для тела.
Еккл. 12, 12
В условиях современной жизниродителям не­легко влиять на светское образование детей: для младшего исреднего возраста программа стандарт­на и дается государством.
Было бы бесполезно обсуждать — чтоиз этой программы образования является действительно необходимым и что ненужнымбалластом. Будем считаться с государственной программой обучения как с фактом,реагируя на него так, как делали это христиане первых веков — времен господстваязычества.Вопрос для родителей состоит только в том — нужно ли дополнятьчем-либо обычное школьное образование (сверх духовного воспитания).
Этот вопрос следует решать строгоиндивиду­ально — в зависимости от склонности ребенка.
В общем случае — этого делать ненадо, и все свободное время, которое остается у школьников и их родителей,употреблять на дополнение свет­ского образования духовным (изучение Священно­гоПисания, истории Церкви, жизни святых отцов и богослужения).
Нужно помнить, что всякое светскоедополне­ние школьного образования будет отнимать время и силы и отразитсяослаблением духовного разви­тия, о значении которого для души ребенка гово­ритьизлишне. И не будут ли подобные — допол­нительные к школе занятия (светскиминауками) теми «заботами житейскими», которыми не следу­ет отягчать свои сердцапо заповеди Самого Гос­пода (Лк. 21, 34).
Вспомним также слова ПремудрогоСоломона, который говорит, что «много читать — утомительно для тела» (Еккл. 12,12). Из этих слов видно мне­ние Соломона, что приобретение истинной мудро­стине зависит от количества прочитанных книг. О том же пишет епископ ФеофанЗатворник: «Пусть считается главным — изучение веры, пусть лучше времяназначается на дела благочестия и в случае столкновения преимуществуютпоследние над уче­ностью».
Но для некоторых детей могут бытьсделаны исключения. Это будет тогда, когда у ребенка с детства проявляютсяопределенные склонности, например, к музыке, живописи, поэзии, изучению природыи т. д. В этом случае родителям надо способствовать развитию в ребенкесоответствую­щих, данных ему от Бога, талантов и искать со­ответствующихучителей. Занятия с последними подготовят ребенка для будущей специальности.
Другое дело с развитием в ребенкеспециальных трудовых навыков. Этой стороной образования в интеллигентных семьяхобычно пренебрегают.
Выше (см. главу «Спасение душродителей бо­лее всего зависит от детей») уже говорилось о не­обходимостиприучения детей с самого раннего возраста к труду и привычке по возможности са­мимобслуживать себя. Воспитывая детей, родите­ли могут постепенно развивать у нихспециальные трудовые навыки и знания, которые в дальнейшей жизни им пригодятся,будут облегчать жизнь, сде­лают их более полезными членами общества, а можетбыть, и дадут кусок хлеба в трудные мину­ты жизни или в тяжелые годины.
Как правило, каждая мать должнанаучить своих дочерей уменью шить простые платья и белье, вя­зать и производитьперешивку, ремонт одежды и стирку белья. Каждая девочка должна, вместе с тем,быть обучена уменью готовить пищу и хорошо раз­бираться в сортах и качествепродуктов питания.
Для мальчиков очень важно овладетьначатками ремесла столяра, слесаря, плотника, электромонте­ра, переплетчика ит. п.
Девочек можно научитьхудожественному ши­тью и вышиванию. И мальчикам, и девочкам очень полезноприобрести начатки знаний и на­выков в области медицины, как-то: уменья пере­вязыватьи бинтовать раны, оказывать первую по­мощь в несчастных случаях и т. п.
Если в распоряжении семьи имеетсяклочок земли, то всех детей следует приучать к практике огородного дела исадоводства.
Чем глубже знания удается датьдетям по ка­ким-либо из вышеперечисленных профессий, тем лучше: родители могутбыть спокойны за дальней­шую участь своих чад в практическом отношении. Онивсюду будут полезны и никогда не будут нуждаться в хлебе насущном.
А в заключении я хотел бы привестислова одной матушки:
«Учитывая современную обстановку,важно про­являть осторожность в требованиях к детям, кото­рые могут в рядеслучаев давать не положитель­ные, а отрицательные результаты,
Ребенок встает утром в школу струдом, как это наблюдается у большинства детей. Никакой физ­зарядки он неделает, но родители следят, чтобы он встал на молитву. Так пусть же молитвакрош­ки будет проста, но горяча, идущая от сердца: «Господи! Я иду в школу!Помоги мне быть вни­мательным, прилежным, сообразительным. Сохра­ни меня отзлых людей, от бед, от ошибок. По­шли мне, Господи, ангела святого, чтобы онмне помог и хранил меня. Я иду по Твоей воле, так благослови же меня, Господи!»И перекрестясь благоговейно, пусть бежит малыш с сознанием, что идет исполнятьдело, порученное ему Богом.
Но что мы нередко наблюдаем наделе? Малыш наспех твердит заученные, непонятные ему молит­вы, небрежнокрестится, кладет поклоны и косит­ся на часы. «Ах, как длинна эта молитва!» —ду­мает он. Но сократить нельзя, его слушает бабуш­ка. Вдруг телефонный звонок.Бабушка уходит, какое счастье! Можно уйти поскорее, чтобы по­резвиться сребятами лишние минуты на школь­ном дворе. Малыш упустил длинный ряд поми­нальныхмолитв и имен, но зачем ему они? Он не знал этих людей, имена которых емувелено про­износить, так не все ли равно для крошки, что ждет за гробом ихдуши? «Да притом же они и так в раю, ведь бабушка говорит, что они были хорошиелюди», — рассуждает он. В школе ребята с аппетитом завтракают сосис­ками,колбаской и т. д. А наш малыш смотрит на | них с завистью и с осуждением:«Греховодники! А ведь сегодня пост!» Постепенно недоброжелатель­ство ктоварищам, рожденное завистью и осужде­нием, растет у малыша. Он охотно деретсяс то­варищами и слывет за «нервного» и «недотрогу». Но проходит некотороевремя, и вот малыш уже дома не всегда и не сразу слушается родителей. Егонаказывают, и он боится уже этих наказаний. Приходится ему скрывать своипоступки: опозда­ния, лень, шалости; приходится обманывать мать, отца и др. Такза чем же дело стало? Он вскоре купит себе в буфете сосисок, ведь «они» неузнают, а Бог? «Да я покаюсь на исповеди, скажу в общем: «неслушался», ну и все. Батюшка отпус­тит, и Бог простит».
Так понемногу внутренне дитя«отделывается» от строгости и подвигов веры и начинает чувство­вать себя бодрееи веселее. А кто как не родите­ли виновны в том, что иго стало ребенку непо­сильным,и он стремится его сбросить? Что молитве-то настоящей его не научили? Молитваесть беседа души с Богом, как с любящим Другом, а нашему сыну религия и Богбыли преподносимы как бесконечные ограничения, томления и страда­ния. Вера,которая должна бы его окрылять и де­лать счастливейшим из людей, она стала сдетства его бичом, отнимающим радости жизни.
Подросток становится мрачен,озлоблен и скры­тен; отказывается вскоре от всех внешних прояв­лений веры: отпостов, от молитв, от церкви и т. д. Ужас родителей нельзя передать, но этогосле­довало ожидать, с того дня, как они увидели скуку и тоску в глазах ребенкав ответ на их призыв к молитве, церкви и т. д.
Книга толкует о благодатныхутешениях, кото­рые должны заменять верующей душе земные бла­га. Но ведь доблагодатных-то утешений надо до­расти! Дух-то Божий надо стяжать! Надо поборотьв себе дурные наклонности, а борец-то должен быть прежде всего С УМОМ! А ума-токак раз у дитяти нет. Поэтому «иго» религии его тяготит и сломит, если оновозложено на него с детства не осторожной и мудрой, а только лишь строгой итребовательной рукой.
Надо бояться «пересолить» больше,чем недосо­лить. Не всякой душе дано с детства ощущать ве­яние Духа Святого.Насильно благодать душе не привьешь. Если тот, кому даны четыре таланта,чувствует Бога и отраду пребывания с Ним с мла­денчества, то тот, кому даны лишьдва, почувству­ет эту благодать лишь на краю могилы, свершив уже свой жизненныйпуть, полный подвига. Так не надо нагружать дитя всеми внешними форма­мирелигии, чтобы отрок не отбросил свои «два таланта», не закопал их, решив, чтопять ему все равно не приобрести, так стоит ли стараться при­обретать четыре?Но Господь дал второму ту же награду, что и первому, потому что у Него нужнывсякие сосуды — и глина, и металл, и фарфор, и хрусталь. Так и у всякого своямерка на молитву, лишь бы она шла от сердца и горела любовью к Богу, чтобырелигия была юной душе отрадой, опорой, руководством в жизни, а не тяжким бре­менем,мешающим идти. Помоги Бог воспитате­лям, поистине мудрость змеиная нужна им, очем да просят они Бога усердно и горячо. Нельзя подходить всегда лишьсхематично к вопросу воспи­тания детей. Надо учитывать наследственность и то,что сами родители — грешные люди. А книга написана так, как будто родители ужесвяты и должны быть святы их плоды. Но на самом-то деле родители сами без концападают (греховно), и дети с пеленок видят вокруг себя грех.
Не услышим ли мы голос Господа: «Сначала вынь бревноиз своего глаза..?»
Поэтому основное вниманиеродителей должно быть направлено на свой духовный рост, на вос­питание себясамого. Кто себя не сумел воспи­тать, как сумеет воспитать другую душу? До семилет, пока ребенок слов не понимает, его можно заставлять силой повиноваться, тоесть применять наказание. Но в отроческом возрасте надо дей­ствовать лишьубеждением, иначе будет одно зло: кончится дружба между воспитателями и детьми,кончится и влияние старших. Надо твердо по­мнить: «Насильно мил не будешь».Если ребенок не любит отца и мать, то зря они стараются по­добрать ему книги,общество и т. п. Он ускольз­нет от их влияния. Поэтому прежде всего надо беречьлюбовь и уважение к себе детей. Потеряв это — потеряешь и детей. Можно зачастуюи сде­лать ослабление к своим требованиям, то есть быть снисходительным ипрощать, как и Христос прощает нас.
Бог есть Любовь. Если нарушен этотприн­цип — нарушено все в семье. Напрасны тогда иконы, лампады, посты, кресты,духовное чтение, молитвословия и т. п. Нет любви в семье — зна­чит нет срединас и Бога. А любовь не раздража­ется, не гордится, не ищет своего. А в какойсемье нет подобного греха? Дети все чувствуют, чув­ствуют и уход благодати изсемьи. Остается внеш­нее, без внутреннего содержания. Соль, потеряв­шая силу.
Слава Богу, что у нас естьТаинство покаяния, после которого можно начинать все сначала. Прежде всего надовоззвать к Богу, попросить Его от всей души помочь подняться из той пропасти, вкоторой мы находимся. А с ребенком — идти нога в ногу: вникать в его желания,объяснять их ему, помогать разобраться в картине, в книге, в жизни, указать, кчему что ведет, ибо грех в жиз­ни часто украшен в красивую, обольстительнуюоболочку, а потому сильно влечет немудреную, простую душу ребенка.
Будем же стараться, чтобы из нашихсемей ни­когда не ушла Любовь.»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.