Реферат по предмету "Психология"


Диагностика умственного развития младшего школьника

Министерство образования РеспубликиБеларусь
УО «Лоевский государственный педагогическийколледж»
Диагностика умственного развития  младших школьников
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ
учащейся4 «А» группы
МасловойМарины Игоревны
 
Руководитель
ПетруненкоГ. Н.

Лоев, 2007

ПЛАН
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ……………………………………………………5
1.1.Уровни развития интеллекта при поступлении вшколу…………………..…………………………………………………...............5
1.2  Особенности умственного развития младшегошкольника при обучении в школе  ……………………………………………...………………………………9
1.3  Роль психодиагностики в преодолениинеуспеваемости школьников…………………………………………………..……………………13
ГЛАВА 2.ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА…………………………………………………………………….18
2.1 Методы исследования умственного развития младшегошкольника…………………………………………………………………………18
2.2 Практические рекомендации по улучшению умственногоразвития младшего школьника……………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………28
 
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..........30

ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовойработы«Диагностика умственного развития младшего школьника».
Мой интереск теме связан с необходимостью изучения умственного развития учащихся.  Особыйинтерес представляет анализ интеллектуального развития младшего школьника.
Системаобразования является одним из факторов экономического и социального прогрессаобщества. Она должна быть направлена на развитие личности школьника, егоумственных способностей,  на создание условий для его самоопределения исамореализации. Уровень умственного развития в большой степени влияет наэффективность осуществления этих проблем. А уровень умственного развития в своюочередь зависит от диагностики.  Ведь чем раньше замечено отставание в развитиетого или иного психического процесса, тем раньше оно будет исправлено. Если всепсихические процессы соответствуют уровню умственного развития личности, то можно говорить об успешно сложившейся личности, которая принесет пользуобществу.
С вопросами,касающимися моей темы, я встречалась в разнообразных источниках. Но, на мой взгляд,тема очень «широкая» и еще требует дополнительного изучения.
Объект исследования —  умственноеразвитие младших школьников (3-4 класс)
Предметом являются психологическиеосновы диагностики умственного развития.
Цель:  Изучить теории процессаумственного развития младшего школьника, выявить наиболее эффективные путидиагностики, и разработать рекомендации, направленные на улучшение умственногоразвития.
Задачи:
1. Изучить уровень умственногоразвития до прихода в школу.
2. Изучить особенности умственногоразвития младших школьников в процессе обучения.
3. Определить роль психодиагностики впреодолении неуспеваемости школьников.
4. Продиагностировать умственное развитие детей третьего-четвертого класса.
5. Разработать рекомендации поулучшению умственного развития младшего школьника.
Методы исследования: теоретический анализ научнойпсихолого-педагогической литературы; беседы со школьниками, проведение тестов иобработка результатов.
Гипотеза исследования: уровень умственного развития зависитот количества и качества выполняемых заданий, направленных на развитиепсихических процессов
Контрольнаяработа состоит из двух глав  введения и заключения. В конце работы даетсясписок литературы и приложение.

Диагностика умственного развития младшегошкольника
До прихода в школуребенок посещал детский сад, развивался дома, обогащал свой кругозор во времяобщения со старшими детьми и ровесниками. У каждого ребенка сформировался свойопределенный уровень развития интеллекта, у кого-то он выше, у кого-то ниже.Поэтому при поступлении в школу учитель определяет уровень умственного развитияребенка. Он определяется по следующим критериям: умение слушать другогочеловека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения,абстракции и конкретизации в форме словесных понятий. Гребенюк О. С. выделяетпять уровней развития интеллекта: низкий, ниже среднего, средний, высокий,очень высокий. Они имеют следующие характеристики:
ü  Низкий – ребенок не умеет  слушать другого человека,выполняет логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции иконкретизации в форме словесных понятий;
ü Ниже среднего – ребенок не умеет слушать другогочеловека, допускает ошибки в выполнении логических операций в форме словесныхпонятий;
ü Средний – ребенок не умеет слушать другого человека,простые логические словесные операции – сравнение, обобщение в форме словесныхпонятий – выполняет без ошибок. В выполнении более сложных логических операций– абстракция, конкретизация, анализ, синтез – допускает ошибки;
ü Высокий – возможны некоторые ошибки в пониманиидругого человека и выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенокможет исправить сам без помощи взрослых;
ü Очень высокий – характеризуется тем, что ребенок можетслушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесныхпонятий.
 Для того чтобы разработать надежныеметоды учета знаний, умений, определения способностей учиться, темповумственного, нравственного и эстетического, и, в целом, психического развития,необходимо выделить объективные показатели и критерии всех этих сторон учебнойдеятельности учащихся и их личности. Это чрезвычайно трудная задача. И поэтомувыдвигается множество разных критериев. Основными же критериями являются критерии  умственного развития учащихся. Они наиболее разработаны и уже имеютпрактическое приложение.
        Наиболее общий показатель развития интеллекта школьника – это   его обучаемость. Этот термин обозначаетобщие умственные способности к усвоению знаний.
З. И. Калмыкова выделяет следующие составныечасти обучаемости:
1. Обобщенность мыслительной деятельности, которая  направлена на абстрагирование и обобщениесущественного в материале.
2. Осознанность мышления, определяемая соотношением его практической исловеснологической стороной.
З. Гибкость мыслительной деятельности.
4. Устойчивость мыслительной деятельности.
5. Самостоятельность мышления, его восприимчивость к помощи.
     Наличие этих особенностей в мыслительной деятельности школьников иопределяют темп их продвижения в процессе обучения.  Однако нельзя не заметить,что эти составные части обучаемости не охватывают всего содержания умственногоразвития. Кроме того, они скорее пригодны для исследовательских целей, учителюже довольно трудно использовать их на практике для оценки уровня   обучаемостисвоих учащихся. В связи  с этим необходимо выделить следующие критерииумственного развития:
1. Система знаний и гибкость оперирования ими при решении учебных ипрактических задач.
2. Сформированость мыслительных действий или операций анализа, обобщения,абстрагирования, сравнения, наблюдения.
З. Перенос приемов умственной работы, усвоенных при изучении одного учебногоматериала, на решение новых задач.
4. Способность составлять умственный план предстоящей деятельности.
5. Экономичность мышления.                                                                                                    6. Самостоятельность мышления.
       Конечно, нельзя рассматривать эти критерии, как полностью раскрывающиесодержание умственного развития школьников. Но они позволяют учителюотносительно легко ориентироваться в индивидуальных различиях умственногоразвития учащихся, объективно оценивать их школьные достижения и, благодаряэтому, видеть реальные результаты своего труда.
        Однако для того чтобы пользоваться этими критериями в практическойработе, учителю необходима система заданий, объективно выявляющих отмеченныевыше показатели умственного развития школьников, по каждому предмету. Какподчеркивалось выше, в процессе развивающего обучения происходит общеепсихическое развитие учащихся. По каким же надежным показателям можно судить отом или ином уровне его развития? Советский ученый Л. В. Занков сделал попыткусформулировать некоторые критерии психического развития детей в процессе ихобучения. При этом он опирался на громадный экспериментальный материалмноголетних исследований, проведенных под его руководством во многих начальныхклассах школ страны. Критериями психического развития, по    Л. В.Занкову, являются:
1. Легкость и подвижность взаимодействия восприятия и представлений.
2. Тесная связь между речью, как формой мыслительных процессов, и предметнымдействием, благодаря чему планирование учеником своей работы происходитадекватно. Школьник осознает ход своей работы.
З. Целостность, интегративность компонентов психической деятельности (мышления,наблюдения, эмоциональности, планирования, навыков).
4. Устойчивость и интенсивность проявления потребности в познании.
5. Системность, гибкость, осознанность знаний.

Роль психодиагностики в преодолениинеуспеваемости школьников
Целью обучения и воспитания является всестороннее развитиекаждой личности. В настоящее время особое внимание уделяется таким важнымзадачам педагогической психологии как:                                                                             1) создание классификации задержек развития личности ребенка;                      2) разработка методов диагностики причин неуспеваемости;                           3)изучениепричин задержек психического развития детей в целях своевременного распознаванияфакторов риска (неблагоприятные внешние и внутренние условия), и предотвращениенеуспеваемости;                                                                                                           4)разработка психолого-педагогических рекомендаций для профилактики и преодолениянеуспеваемости;                                                                    5)оптимизацияпедагогического процесса на основе достижений педагогической психологии всочетании с выработкой теоретической концепции, единой для педагогических наук.
 Результаты диагностики познавательноактивности, проведенной            Л. Иррлитц, У. Шустером, В Шрайдером, показали, что неуспевающие ученики:
· В состоянииусваивать не меньший объем материала, чем успевающие ученики. Однако из-затого, что они не умеют различать существенные и несущественные признакипонятий, они в равной мере стремятся запомнить и те, и другие; в результате новоепонятие оказывается весьма слабо связанным в памяти с другими понятиями. Азабываются существенные и несущественные признаки у неуспевающих учениководинаково быстро.
· Усваивают меньшееколичество операционных структур (это, например,  предписания для выполнениядействий сравнения и умозаключения, а также эвристические стратегии), у нихнедостаточно развиты приемы рационального учения, решения учебных задач.
· Плохо организуютсамостоятельную деятельность, недостаточно управляют собственными психическимипроцессами (т. е. их регуляцией).
Постепенно у неуспевающих учеников:                                                                                1) образуется пробел в знаниях, который препятствует усвоению новогоматериала;                                                                                                                   2) замедляется развитие качеств умственной деятельности, таких, какактивность, подвижность, самостоятельность;                                                            3)закрепляются дефекты внутренней организации и управления учебной деятельностью,самоконтроля и оценки  требований к успеваемости;                             4)падают познавательная мотивация и интерес к изучаемому предмету;                 5)постепенно формируется иная мотивация, ее появление сочетается с уклонением отактивной умственной деятельности;                                                 6) теряется вера в себя, ученику начинает казаться, что ему не под силу понятьновый материал, и все его усилия обречены на провал;                                              7)ухудшается социальный статус ученика в классе.
 Эти спонтанно возникшие последствиямогут привести к резкому ухудшению успеваемости, что, в свою очередь не может несказаться на поведении ученика. Однако с помощью правильных педагогическихдействий эти последствия могут быть предотвращены или ослаблены. Педагогическаяработа по профилактики и преодолению неуспеваемости направлена, во-первых, наактивизацию умственной деятельности  на уроке с целью предупреждения пробелов взнаниях, умениях, навыках и, во-вторых, профилактику отрицательных последствийнеуспеваемости по отдельным предметом для того, чтобы избежать их обобщения изакрепления.
Слабость развития сенсомоторныхпредпосылок – это главная причина неуспеваемости детей в начальной школе. Еслиее не устранить, то она может послужить отправной точкой еще более явновыраженной неуспеваемости в средних и старших классах. Поэтому ужевоспитательницы в детском саду определяют детей с соответствующиминеблагоприятными предпосылками. Специальными исследованиями Г. Витцлака, М.Кречмера и Г. Бройера показано, что, во-первых, степень готовности ребенка кшколе следует выявлять не позднее, чем на четвертом году жизни, чтобы в случаенеобходимости своевременно оказать помощь, и, во-вторых, отклонения в поведениидошкольников могут служить признаками возможных будущих срывов в школьнойуспеваемости. В настоящее время проводится работа по созданию системы средствкоррекционно-ориентированной диагностики в школе, с помощью которых можноустановить причины неуспеваемости того или иного ребенка, а также творческиразработать соответствующие пути преодоления испытываемых ребенком трудностей вобучении. Таким образом, целью создания этих средств является оказание помощиучителю при установлении психологического диагноза и проведении соответствующейкоррекционной работы с учащимися. Применяемыми учителями основы диагностикиориентированы на анализ успешности учения и развития детей в тех случаях, когдаречь идет о предотвращении и преодолении трудностей в обучении.
В задачи коррекционно-ориентированнойдиагностики в школе входят: анализ поведения и обстоятельств, в которых онопроявляется, а также собственно коррекционно-ориентированная диагностика, т. е.изучение психической регуляции деятельности детей в особо важных для обученияситуациях. Для того чтобы учитель мог самостоятельно проводить диагностику икоррекцию, в его распоряжении необходимо предоставить психологические данные,касающиеся причин типичных процессов развития и признаков определенныхповеденческих нарушений. Для этого разработано описание типичных процессовразвития слабоуспевающих школьников, которые учителя берут за основу приизучении  того или иного школьника.
Применение психологии в массовойшколе является актуальной проблемой. В помощи психологов особо нуждаютсяучителя начальных классов. Эта помощь необходима им для проведения  квалифицированнойдиагностики и преодоления временных нарушений в развитии личности школьника, атакже для постоянного пополнения своих знаний в области психологии ипсихологической диагностики. Применение коррекционно-ориентированнойдиагностики должно способствовать, прежде всего, правильному нахождениюкоррекционных целей, направленных на быстрое устранение нарушений в поведении иуспеваемости.

Особенности умственного развитиямладшего школьника при обучении в школе.
    Многочисленные наблюденияпедагогов показали, что ребенок, который не овладел приемами мыслительнойдеятельности в начальных классах школы, в среднем звене обычно переходит вразряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи,выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценноеумственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов,умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.   Мышление в умственном развитии занимает одно из главных положений. Поэтому длясоздания условий для развития интеллекта, нужно сделать упор на развитиемышления. Для этого существуют разнообразные методы и приемы.
 Формированиесамостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленнойцели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач. Условия,необходимые для организации систематической работы по формированию и развитиюсамостоятельности мышления очень трудно обеспечить на уроке. Этому должнаслужить организация систематических занятий во внеклассной работе.
Умственноеразвитие является важной стороной в развитии личности младшего школьника, вчастности в его познавательной сфере. Мышлению человека характерен активныйпоиск связей и отношений между разными событиями. Именно направление наотражение прямо не наблюдающихся связей и отношений, на выделение в видах иявлениях главных и неравных, существенных и не существенных деталей, отличаетмышление, как познавательный процесс, от восприятий и ощущений.
Привыделении связей и отношений можно действовать по-разному, в одних случаях,чтобы установить отношения между предметами, нужно их реально изменить,преобразовать. В других случаях достаточно, не трогая сами предметы, изменятьлишь их образы.
Возможныи такие случаи, когда отношения между вещами устанавливают, не прибегая кпрактическому или мысленному изменению вещей, а только путем рассуждений иумозаключений.
Такимобразом, во всех трех указанных случаях, человек устанавливает невидимыеотношения вещей, т.е. мыслит по-разному, с помощью разных средств, разныхспособов.
Мышлениечеловека осуществляется тремя способами: наглядно-действенным, наглядно — образным, словесно — логическим.
Младшиешкольники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнятьзадания в обязательном  порядке, научиться управлять своим мышлением, думатьтогда, когда надо, развивают многие психические процессы: внимание,воображение, речь. Ребенок развивает свои умственные  способности.
Вомногом формированию интеллекта способствует указание учителя на уроке, побуждающиедетей к размышлению.
Приобщении в начальных классах у детей формируется  осознанное критическоемышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решениязадач, рассматриваются различные варианты решения. Учитель постоянно требует отшкольников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения,т.е. требует от детей, чтобы они решали задачи самостоятельно.
Умениепланировать свои действия так же активно формируется у младших школьников впроцессе школьного обучения. Учеба побуждает детей вначале прослеживать планрешения задачи, а только потом приступать к ее практическому решению.
Младшийшкольник регулярно составляет систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлятьразные суждения, выполнять умозаключения.
Науроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируется такиеприемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словеснымобозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное сотвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основеобщности существенных особенностей.
Учителязнают, что умственное развитие у детей одного и того же возраста достаточноразное, одни дети легче решают задачи практического характера. Другим легчедаются задания связанные с необходимостью воображать и представлять, какие-либосостояния или явления, третья часть детей легче рассуждает, строит рассужденияи умозаключения, что позволяет им более успешно решать математические задачи,выводить общие правила и использовать их в конкретных ситуациях.
Дляумственного развития младшего школьника нужно использовать три вида мышления.При этом с помощью каждого из них  у ребенка лучше формируется те или иныекачества ума. Так решение задач с помощью наглядно — действенного мышленияпозволяет развивать у учеников навыки управления своими действиями,осуществление целенаправленных, а не случайных и хаотичных попыток в решениизадач.
Поскольку,работая с предметами ребенку легче наблюдать за своими действиями по их изменению,то в этом случае и легче управлять действиями, прекращать практические попытки,если их результат не соответствует требованиям задачи. Или наоборот заставлятьсебя довести попытку до конца, до получения определенного результата, а небросить ее выполнение, не узнав результата.
 Итак, с помощью наглядно-действенного мышления удобнее развивать у детей такоеважное качество ума, как способность при решении задач действоватьцеленаправленно, сознательно управлять и контролировать своими действиями.
Своеобразиенаглядно-образного мышления заключается в том, что, решая задачи с его помощью,человек не имеет возможности реально изменять образы и представления. Этопозволяет разрабатывать разные планы для достижения цели, мысленносогласовывать эти планы, чтобы найти наилучший вариант. Поскольку при решениизадач с помощью наглядно — образного мышления, человеку приходится оперироватьлишь образами предметов (т.е. оперировать предметами лишь в мысленном плане),то в этом случае труднее управлять своими действиями, контролировать их иосознавать чем в том случае, когда имеется возможность оперировать самимипредметами.
Поэтомуглавной целью работы по развитию наглядно-образного мышления не может состоятьв том, чтобы с его помощью формировать умение управлять своими действиями прирешении задач.
Главнаяже цель коррекции наглядно-образного мышления у детей заключается в том, чтобыс его помощью формировать умение рассматривать разные пути, разные планы,разные варианты достижения цели, разные способы решения задач.
Этоследует из того, что, оперируя предметами в мыслительном плане, представляявозможные варианты их изменений, можно найти быстрее нужное решение, чем,выполняя каждый вариант, который возможен. Тем более что не всегда имеютсяусловия для многократных изменений в реальной ситуации.
Своеобразиесловесно-логического мышления состоит в том, что это отвлеченное мышление, входе которого человек действует не с вещами, и их образами, а с понятиями оних, оформленных в словах или знаках. При этом человек действует поопределенным правилам, отвлекаясь от наглядных особенностей вещей и их образов.
Поэтомуглавная цель работы по развитию у детей словесно-логического мышлениязаключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умение рассуждать,делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качестве исходных. Умениеограничиваться содержанием этих суждений и не привлекать других соображений,связанных с внешними особенностями тех вещей или образов, которые отражаются иобозначаются в исходных суждениях. Чтобы достичь эффекта в умственном развитииребенка при обучении в школе необходимо развивать у ребенка все виды мышления.

Методы исследования умственного развития младших школьников.Анализ полученных результатов.
Внастоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, котораяобеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения кжизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ,реализацию принципа гуманного подхода к детям и прочее. Иными словами, школачрезвычайно заинтересована в знании об особенностях умственного развитиякаждого конкретного ребенка. Уровень обучения и воспитания в школе взначительной степени определяется тем, насколько педагогический процессориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Этопредполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всегопериода обучения, с целью выявления индивидуальных вариантов развития,своевременной помощи при отставании в учебе. Особенно важно это в младшихклассах, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когдаучеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируется психическиесвойства и качества ребенка.    Чтобы развивать ту или иную сферу, прежде всего,необходимо уметь диагностировать уровень развития тех или иных компонентов еесоставляющих.
ДаниловаЕ. Е. предлагает употреблять методы исследования каждого психологическогопроцесса в отдельности, для того, чтобы увидеть уровень умственного развития вцелом.
Вработе с младшими школьниками наиболее актуальной является проблема внимания.Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами,непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.Одним из методов диагностики внимания являются «Таблицы Шульте». (Приложение 1)
Дляпроведения эксперимента нужно иметь пять таблиц с написанными на них вбеспорядке числами от 1 до 25. На каждой таблице числа расположены по-разному. (Приложение2)   Кроме того, для эксперимента потребуется секундомер. Испытуемому мелькомпоказывают таблицу, сопровождая показ словами: «На этой таблицы изображенычисла от 1 до 25». Далее таблицу прикрывают и продолжают инструкцию: «Сейчасназови вслух по порядку все числа от 1 до 25».  Когда испытуемый называет число25, экспериментатор останавливает секундомер и предлагает вторую таблицу,      и т. д. Я провела это исследование с учениками 3 и 4 класса. Ученица 3 класса МакароваНастя выполняла задание с некоторым затруднением. Она иногда называла одно итоже число, не могла найти некоторые числа и говорила, что такого числа вообщенет в таблице. Это объясняется кратковременным состоянием торможения в корковыхклетках зрительного анализатора, (испытуемый смотрит, но не видит числа).Наличие таких пауз позволяет делать вывод о неравномерности темпа психическойдеятельности испытуемого.  В среднем на одну таблицу она тратила 90 секунд, чтопревышает норму. Ученик 3 класса Гулев Павел затратил на выполнение этогозадания меньше времени, чем Настя. В среднем у него на одну таблицу уходило 55 секунд. Затруднение вызвалачетвертая и пятая таблица. Отыскивание чисел на этих таблицах характеризуетсязначительным увеличением времени, что свидетельствует о быстрой утомляемостииспытуемого. Ученик 4 класса Хомиченко Саша в среднем затратил 49 секунд навыполнение этого задания. На все таблицы у него примерно одинаковое количествовремени – это норма. Этот эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми,если они не носят очки. Методикой можно пользоваться для повторных проб. Приэтом нет необходимости менять таблицы – можно пользоваться теми же в первый,второй и если нужно, третий раз.
Недостаточноразвитое внимание отрицательно сказывается на памяти школьников. Младшийшкольный возраст является сензитивным для становления высших форм произвольногозапоминания, поэтому диагностика памяти весьма уместна в этом возрасте. Длядиагностики памяти можно применить методику «Группировка». (Приложение 3)  Процедураисследования заключается в следующем: для запоминания представляется ряд из 20группирующихся по смыслу слов (всего 5 групп по 4 слова в каждой). Запоминаниеосуществляется по методу неполного заучивания, (материал предъявляется ивоспроизводится трижды).  Перед каждым воспроизведением дается инструкция. Дляпервого воспроизведения: «Сейчас я прочитаю ряд слов. Ты внимательно послушай,а потом повтори слова в удобном для тебя  порядке. Внимание!». Для второго: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, а затем назови все слова, которыезапомнил. Назови слова, которые ты говорил первый раз, и вновь запомненные.Внимание!». Для третьего: «Сейчас я еще раз прочитаю все слова. Ты послушай, азатем повтори все слова, которые ты говорил первый и второй раз, а также вновьзапомненные. Внимание!». Я провела это задание с теми же учениками. Всевоспроизведенные слова я фиксировала в порядке их называния ребенком. Обращалавнимание, группируют ли дети слова с целью облегчения запоминания. МакароваНастя при первом воспроизведении назвала 8 слов, два слова объединила в группу.При втором – воспроизвела 11 слов, появились две группы, состоящих из двухслов. Во время третьего воспроизведения Настя назвала 16 слов, объединила 4группы по 2-3 слова. Проанализировав результаты можно сделать вывод, что уНасти наблюдается высокая способность к смысловой обработке  материала. Павелже выполнил задание с некоторым затруднением. После первого прочтения он назвал7 слов, но не объединил ни одной группы. Группировка появилась лишь послетретьего прочтения, состоящая из двух слов. Обработав результаты Павла, ясделала вывод, что у него есть незначительные отклонения от нормы в смысловойобработке.  Саша назвал пять слов после первого прочтения, восемь – послевторого, пятнадцать – после третьего. Первая смысловая группа появилась послевторого прочтения, она состояла из двух слов. После третьего прочтения Сашаобъединил три группы, по два-три слова. Можно сказать, что у него нормальноетечение мнемической деятельности со способностью к смысловой обработке материала.
Неменьшую роль, чем память и внимание в интеллектуальном развитии ребенка играетмышление. Поэтому в младшем школьном возрасте следует уделять вниманиецеленаправленной работе по обучению и диагностики мыслительной деятельностидетей. Одной из методик диагностики мышления является методика «Сравнениепонятий». (Приложение 4)  Методика заключается в том, что испытуемому называютдва слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, чтообщего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментаторвсе время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества чертсходства и различия между словами парами. Я провела эту методику со своимииспытуемыми. При проведении я все слова разделила на три группы. К первойотносились слова, явно относящиеся к одной категории (корова – лошадь),ко второй – те слова, у которых общее найти трудно (ворона – рыба),третья – более сложная, это задачи на сравнение и различение объектов вусловиях конфликта (всадник – лошадь). По результатам выполнения заданияя провела количественный и качественный анализ. Количественная обработказаключается в подсчете числа черт сходства и различия, выделенных испытуемыми вкаждой паре. Качественная обработка состоит в том, что я проанализировала,какие черты отметил учащийся в большем количестве – сходства или различия.Самые лучшие результаты проявил Саша. Он назвал до 15 сходств и различий накаждую пару, качественная сторона отличалась разнообразием ответов во всех трехгруппах, он отмечал самые существенные и реалистичные отличия.  Хуже с заданиемсправился Павел. Он назвал до 10 сходств и отличий. Качественная сторона быланарушена во второй группе слов, он с трудом подбирал сходство. Проанализироваврезультаты Насти, я сделала вывод, что у нее проявляются трудности привыполнении задания с  первой и третьей группы. Это говорит о том, что у нее несовсем хорошо сформирована операция обобщения.
 Процессымышления непосредственно связаны с речью.                            С. Л.Рубинштейн считает, что психологическая диагностика речи предполагает выявлениеследующих показателей ее развития: словарный запас, грамматический строй,полнота и адекватность значений употребляемых слов, потребность в речи как всредстве общения и орудии мысли. Для диагностики развития речи можноиспользовать тесты словесной серии А. Декедра. Один из них «Называниепротивоположных по значению слов». (Приложение 5)  Ребенку предлагаетсязакончить предложения, произносимые вслух экспериментатором. Все испытуемые с легкостьюсправились с заданием. Настя лишь неправильно продолжила первую фразу, Павел кпоследней фразе подобрал диалектное слово, Саша без ошибок справился сзаданием. У всех детей были ошибки в правописании. Можно сделать вывод, что уиспытуемых хорошо развит словарный запас. (Приложение 6)
Великий Эйнштейнутверждал, что « фантазия важнее знания». Способность к воображению, фантазииприсуща только человеку и отличает его от всех других существ. Практикдоказывает, что приемы диагностики развития воображения детей одновременновыступают и материалом для его развития. О. М. Дьяченко предлагает длядиагностики воображения методику «Незаконченная фигура».( Приложение 7) Детямраздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками. У каждого ребенканабор фигурок одинаковый. Дети должны за 5-10 минут пририсовать к фигуркам все,что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Дети рисуют в удобномдля них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдаетлисточек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждыйрисунок и подписывает их. Выполнение заданий я оценивала в балах:                                                                                                                                  1балл – стереотипные примитивные рисунки, трудность вербализации при называниикартинок;                                                                                                               2 балла – простые, стандартные рисунки с повторами, затруднения при подбореназваний к некоторым рисункам;                                                                    3 балла – сложные, оригинальные рисунки, хорошая вербализация.
Лучшевсех с заданием справился Саша (3 балла). (Приложение 8)  Его рисункиотличались оригинальностью и были с легкостью названы. Немного хуже былирисунки Насти (2 балла), т. к. не наблюдалась сложность и оригинальность.(Приложение 9)  Павел (1 балл)  изобразил простые рисунки, некоторую сложностьвызвало название рисунков. (Приложение 10)
Проанализировалрезультаты всех исследований можно сделать вывод об умственном развитииучащихся в целом. У Саши наблюдаются наилучшие результаты, это связано сразницей в возрасте. У него хорошо развиты все психические процессы, это даетправо говорить о высоких результатах в учебе. У Насти хорошо развита память ивоображение, эти процессы дают предпосылки к творческому мышлению. Ей слегкостью дается материал, предназначенный для заучивания. Павел относится ксреднему ученику,  у него средние результаты. Затруднения вызывает воображениеи память.

Практические рекомендации по улучшению умственного развитиямладшего школьника
Дляулучшения умственного развития существует множество разнообразных заданий. Длядетей младшего школьного возраста эти задания представлены в форме игр иразвлечений. Так, например, Е. Л. Яковлева для развития внимания рекомендует различныезадания. Одним из них является упражнение «Перепутанные линии», это заданиеориентировано на развитие концентрации у детей. (Приложение 11)  Также подходитупражнение             « Найди отличия»: ребенку даются две очень похожиекартинки, различающиеся определенным числом мелких деталей, необходимообнаружить имеющиеся различия. (Приложение 12) Интересным  заданием являетсяупражнение «Найди все детали», ребенку необходимо на многофигурной картинкеотыскать все детали, преложенные в списке. (Приложение 13) Похожим являетсязадание «Найди десять улиток»,              на рисунке спрятано десять улиток,ребенок должен их отыскать.  (Приложение 16)
Дляразвития мышления также существуют различные задания, упражнения, игры. Дляразвития у детей наглядно-образного мышления, внимания, способности ксамоконтролю хорошо подходят игры «Лабиринт». (Приложение 14) Хорошаягимнастика для ума – игры и задачи со спичками. Они тренируют логическоемышление, комбинаторные способности, умение увидеть условия задачи снеожиданной стороны, требуют проявить смекалку. Хорошую развивающую основунесут загадки. Они помогают развивать образное и логическое мышление, умениевыделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума,сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложитьдетям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах.Также развивает мышления задания типа « Найди лишнее» (Приложение 15)
Для развитияречи можно использовать разнообразные скороговорки, разучивание стихотворений,пересказы. Существует ряд игр со словами: «Дополни слово» (ведущий называетчасть слова кни… и бросает мяч, ребенок ловит мяч и дополняет словога…), «Кто больше сочинит» (подбирается несколько предметных картинок, покоторым ребенок находит рифму к названиям изображенных предметов),«Перевернутые слова» (ребенку предлагается набор слов, в которых буквыперепутаны местами, необходимо восстановить нормальный порядок слов). Оно иззаданий – это составление слов, каждое из которых начинается и оканчивается наодни и те же слоги. Не меньшую роль в разгадывании речи играет разгадываниеребусов.  (Приложение 17)
Дляразвития воображения и представления можно использовать задания «Найди дорожку,отыскав сокровища», нужно продумать маршрут и найти подходящий вариант,выполнение которого удовлетворит всем условиям. (Приложение 18)
Чтобыразвивать память детей, целесообразно использовать задания, основанные назапоминание одного изображения и отыскивания такого же. (Приложение 19)
Использованиевикторин и головоломок оказывают большое влияние на развитие интеллекта вцелом. (Приложение 20)
Существует множестважурналов содержащих комплексы упражнений направленных на развитие всехпсихических процессов. Путешествуя по страницам этих журналов, дети выполняютзадания, обучаются, узнают много нового. (Приложение 21)



Заключение
Заканчивая раскрытие темы курсовой работы – диагностикаумственного развития младших школьников отмечу:
Умственное развитие — это развитие,  характеризующееся видамимышления (творческое,  познавательное,  теоретическое и др.), стилем мышления(аналитический склад ума, образное мышление,  наглядно-образное мышление),качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность,  критичность,способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание, воображение,  память,  восприятие), мыслительными операциями (вычленение, сличение,  анализ,  синтез, систематизация  и др.),  познавательными умениями(умение поставить вопрос,  вычленить и сформулировать проблему, выдвинутьгипотезу,  доказать ее,  сделать выводы,  применить знания), умениями учиться(планировать, ставить цели,  читать и писать в должном темпе,  конспектироватьи пр.), внепредметными знаниями и умениями, предметными знаниями, умениями инавыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний.
На основе данного представления об уровне развития, возможно,сформулировать цели ее развития — необходимо развивать психические процессы вразличных их видах и типах.
Нужно отметить,  что интеллектуальная сфера развивается не по частям, а целостно: невозможно,  например,  развивать только сообразительность,  неразвивая при этом гибкость ума. Поэтому в педагогике существует система методовпроблемного обучения,  система интерактивных методов,  приемы диагностики.
Цели, поставленные в начале работы, были достигнуты. Я изучилатеорию процесса умственного развития младшего школьника и выявила наиболееэффективные пути диагностики, которые и предложила в своей работе. Рассмотревряд заданий и методик, выбрала наиболее эффективные для улучшения  умственногоразвития и предупреждения отставания умственной деятельности детей младшегошкольного возраста.
Во время работы над данным материалом я определила для себя рольпсиходиагностики в преодолении неуспеваемости детей, продиагностировала уровеньинтеллектуального развития младших школьников, исследовала психолого-педагогическуюлитературу.
Моя гипотеза звучала так: «Уровень умственного развития зависитот количества и качества выполняемых заданий, направленных на развитиепсихических процессов». Она подтвердилась, на самом деле, чем раньше выявитьотклонение и провести ряд мероприятий: выполнение заданий и тестов, тем вышебудет уровень развития ребенка в дальнейшем.

Литература:
 
1. Иващенко Т.И.Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии. Мн., 1980. 299 с.
 
2. Коломинский Я. Л.Детская психология. Мн., 1988. 399 с.
 
3. Конспект лекцийпо возрастной и педагогической психологии / Под общ. ред.: М. А. Дыгун. Мозырь,2005. 179 с.
 
4. Конспект лекцийпо психологии / Под общ. ред. М. А. Дыгун. Мозырь, 2004. 151 с.
 
5. Крутецкий В. А.Психология. М., 1986. 336 с.
 
6. Люблинская А. А.Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977. 224 с.
 
7. Мюнстерберг Г.Психология и учитель. М., 1997.225 с.
8. Незнайка //Газета. 2006 №4,10,13,14,15,16,21
9. Неугомонные детки// Журнал. 2007 №27
10.  Познай мир с Воли // Журнал. 2006 №38
11.  Черемошкина Л. В. Развитие памятидетей. Ярославль, 1997. 192 с.
12.  Школьный тест умственного развития /Сост. Шумский П. П. Мозырь, 1997. 24 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование и распределение прибыли на предприятии
Реферат Розпорядчі документи можливості роботи з текстом в графічному редакторі corel draw
Реферат Взаимосвязь внутриличностных и межличностных конфликтов
Реферат Арт-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей дошкольников 19. 00. 07 педагогическая психология
Реферат Фома Аквинский (древний философ) ([Курсовая])
Реферат Сравнительная и прикладная политология
Реферат Внешняя политика Ивана Грозного
Реферат Їні відзначається День українського козацтва свято всього українського народу, свято людей, небайдужих до благородної справи розбудови української державності
Реферат Договор фрахтования воздушного судна
Реферат Jaguars Essay Research Paper Endangered Species Study
Реферат Грузія після "революції троянд"
Реферат Организация малого бизнеса в сфере такси
Реферат Study Of Gorillas Essay Research Paper Los
Реферат Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Человек и мир"
Реферат Dinquent Essay Research Paper When things go