Реферат по предмету "Психология"


Гендерные различия протекания кризиса середины жизни

МинистерствоВысшего и Профессионального Образования
ГосударственныйПедагогический Университет
ФакультетПсихологии
КафедраВозрастной Психологии
КУРСОВАЯРАБОТА
натему:
«Гендерныеразличия протекания кризиса середины жизни»
Выполнила:
студентка III курса ВП группы
факультета психологии
 Научный руководитель:
ассистент кафедры
возрастной психологии
Москва2008

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА I. Кризис середины жизни
1.1 Определение кризисасередины жизни
1.2 Особенностипротекания кризиса середины жизни у мужчин
1.3 Особенностипротекания кризиса середины жизни у женщин
1.4 Модели поведениямужчин и женщин при прохождении
кризиса середины жизни
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. Психодиагностическое исследование гендерных различий
переживания кризиса серединыжизни
2.1 Подбор и разработкапсиходиагностических методик
для исследования гендерных различийпереживания кризиса
середины жизни
2.2 Проведение и анализрезультатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемойлитературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

ВВЕДЕНИЕ
Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза,характеризую- щийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностейличности. Эта основная характеристика зрелого возраста определила интерес к этому возрасту представителей различныхобластей знаний, что обусловило развитие акмеологии — науки о периодемаксимального расцвета личностного роста,высшего момента проявления духовных сил, возникшей на стыке естественных,общественных, технических и гуманитарных дисциплин.
В акмеологии объектом исследования являются взрослые люди.Предметом акмеологии является изучение объективных и субъективных факторовразвития взрослого человека, достижение вершин (акме) его зрелости в процессесамоактуализации личности. Акме — феномен вершины творческой зрелости личностипри самоактуализации человека в гражданской, личностной, межличностной,профессиональной, духовной, семейной и других ипостасях жизнедеятельности. [2; 294]
В западной психологии рассмотрение возрастных кризисов составляетодин из важнейших подходов к анализу развития в период взрослости. Можнообозначить некоторые возрастные периоды, на которые чаще всего приходятсяличностные сдвиги:
· Первыйкризис (20 – 22 года) – переход к ранней взрослости, кризис «отрывания отродительских корней». Основные задачи и проблемы молодости: уточнение жизненныхпланов и начало их осуществления; поиски себя, выработка индивидуальности;окончательное осознание себя как взрослого человека со своими правами иобязанностями; выбор супруга и создание собственной семьи; специализация иприобретение мастерства в профессиональной деятельности.
· Кризис30-ти лет – переход к средней взрослости. Кризис связан с задачей коррекцииплана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной иупорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье.
· Периодпосле 30-ти лет – «корни и расширение» – связан с решением материальных ижилищных проблем, продвижением по служебной лестнице, расширением социальныхсвязей, а также с анализом своих истоков и с постепенным принятием частейсвоего Я, которые ранее игнорировались.
· Кризиссередины жизни, кризис 40-летия – изменение отношения к тому, что раньшеказалось важным, значимым, интересным или, напротив, отталкивающим. Кризисидентичности выражается в переживании чувства нетождественности самому себе,того, что стало иным. [6; 294-295]
· Кризисзрелости (55 – 65 лет) – найденные ценности, как правило, не подвергаютсясомнению, но становится ясно, что еще по-настоящему не усвоены; нужноподготовиться к уменьшению физических сил и увеличению зависимости от других.[2; 320]
Актуальность. Кризис середины жизни получил наибольшую известность и одновременно наиболеепротиворечивые оценки. [6; 294-295]Период от 40 до 45 летявляется кризисным для многих, так как в этот период человек пытается осмыслитьи переосмыслить жизненные цели, обрести новое значимое для себя содержание вобщечеловеческих ценностях. [5; 293]Какимбудет переживание кризиса, приведет оно к депрессии, застою или к созиданию — будет зависеть от конкретных условий его протекания, непосредственно от данногочеловека. [2; 319]
Цель нашей работы: доказать наличиегендерных различий протекания кризиса середины жизни.
Задачи:
1. Ознакомиться сопределением кризиса середины жизни.
2. Изучитьособенности протекания кризиса середины жизни у мужчин и женщин.
3. Ознакомиться с моделямиповедения мужчин и женщин в кризисе.
4. Провестипсиходиагностическое исследование гендерных различий протекания кризисасередины жизни.
Гипотеза исследования: существуют гендерныеразличия протекания кризиса середины жизни.
Объект исследования:особенности протекания кризиса середины жизни.
Предмет исследования: гендерные различияпротекания кризиса середины жизни.
Методики исследования:
1. Методика дифференциальнойдиагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова;
2.Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т.В.Нещерет: Семейная жизнь глазами матери);
3. Методика исследованиясамооценки А.Ц. Пуни.

/>ГЛАВА I КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
1.1 Определение кризисасередины жизни
Кризис середины жизниопределяется как психологический феномен, переживаемый людьми, достигшимивозраста 40–45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, чтобыло достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто этапереоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и времяуже потеряно». В результате доминирующими в общем фоне настроений становятсядепрессивные состояния. [4; 40] Это может быть снижение интереса ко всемсобытиям или удовольствия от них, апатия; человек может чувствоватьсистематическое отсутствие или снижение энергии, так что приходится заставлятьсебя ходить на работу или выполнять домашние дела. Часто встречаютсяпереживания по поводу собственной никчемности, беспомощности. Особое место вдепрессивных переживаниях занимает тревога в отношении своего будущего, котораязачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. Нередкодепрессивные переживания концентрируются вокруг потери смысла и интереса кжизни.
Часто можно встретитьпроекцию внутриличностного кризиса на свое окружение: социальную обстановку встране, семейную ситуацию. Естественно, что проекция кризиса на окружениеприводит к попыткам, часто хаотичным, изменить именно окружение: страну, семью,работу. [4; 52]
Как считал К. Юнг, чем ближе серединажизни, тем сильнее человеку кажется, что найдены правильные идеалы, принципыповедения. Однако слишком часто социальное утверждение происходит за счетпотери целостности личности, гипертрофированного развития той или иной еестороны. Кроме того, многие пытаются перенести психологию фазы молодости черезпорог зрелости. Поэтому в 35–40 лет учащаются депрессии, те или иныеневротические расстройства, которые и свидетельствуют о наступлении кризиса. Помнению Юнга, сущностью этого кризиса является встреча человека со своимбессознательным. Но для того чтобы человек мог встретиться со своимбессознательным, он должен осуществить переход от экстенсивной позиции кинтенсивной, от стремления расширить и завоевать жизненное пространство – кконцентрации внимания на своей самости. Тогда вторая половина жизни послужитдля достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния. Хочетсяособо подчеркнуть слова Юнга о том, что душа человека второй половины жизниглубинно, удивительно изменяется. Но, к сожалению, пишет Юнг, большинство умныхи образованных людей не подозревают о возможности этих изменений и вследствиеэтого вступают во вторую половину жизни неподготовленными.
Близкие взгляды насущность кризиса «середины жизни» высказывал Б. Ливехуд. Он называл возраст35–45 лет своеобразной точкой расходящихся путей. Один из путей – этопостепенная психическая инволюция человека в соответствии с его физическойинволюцией. Другой – продолжение психической эволюции несмотря на физическуюинволюцию. Следование первому или второму пути определяется степенью развитостив нем духовного начала. Поэтому итогом кризиса должно стать обращение человекак своему духовному развитию, и тогда по ту сторону кризиса он будет продолжатьинтенсивно развиваться, черпая силы из духовного источника. В противном случаеон становится «к середине пятого десятка трагической личностью, испытывающейгрусть по старым добрым временам, чувствующим угрозу для себя во всем новом».
Большое значение кризису«середины жизни» придавал Э. Эриксон. Возраст 30 – 40 лет он называл«десятилетием роковой черты», главными проблемами которого являются убываниефизических сил, жизненной энергии и уменьшение сексуальной привлекательности. Кэтому возрасту, как правило, появляется осознание расхождения между мечтами,жизненными целями человека и его реальным положением. И если двадцатилетнийчеловек рассматривается как многообещающий, то 40 лет – это время исполненияданных когда-то обещаний. Успешное разрешение кризиса, по Эриксону, приводит кформированию у человека генеративности (продуктивности, неуспокоенности),которая включает стремление человека к росту, заботу о следующем поколении и особственном вкладе в развитие жизни на Земле. В противном случае формируетсязастой, которому могут соответствовать чувство опустошения, регрессия. Человекможет начать потакать собственным желаниям и удовольствиям, как если бы былсобственным ребенком.
М. Пек обращает особоевнимание на болезненность перехода от одной жизненной стадии к другой. Причинуэтого он видит в трудности расставания с выношенными идеями, привычнымиметодами работы, ракурсами, с которых привычно смотреть на мир. Многие люди, помнению Пека, не хотят или не способны выдерживать душевную боль, связанную спроцессом отказа от того, что они переросли. Поэтому они цепляются за старыестереотипы мышления и поведения, отказываясь разрешать кризис. Страх измененийзатрудняет или даже делает невозможным успешное разрешение кризиса. [4; 40-41]
Убывание физических сил ипривлекательности – одна из главных проблем, с которыми сталкивается человек ив годы кризиса среднего возраста, и позже. Для тех, кто в молодости полагалсяна свои физические качества, средний возраст может стать периодом тяжелойдепрессии.
Второй главный вопроссреднего возраста – это сексуальность. У человека среднего возраста частоизменяются сексуальные интересы, потребности и возможности, особенно по меретого, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую рольиграла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе.
Удачное достижениезрелости в среднем возрасте требует значительной «эмоциональной гибкости» –способности изменять эмоциональный вклад в отношения с разными людьми и разнымивидами деятельности. Эмоциональная гибкость необходима в любом возрасте, но всреднем возрасте, по мере того как умирают родители, подрастают ипокидаютдом дети, она становится особенно важной.
Другой, тоже необходимый,вид гибкости – это «духовная гибкость». Среди людей зрелого возраста существуеттенденция к росту ригидности во взглядах и действиях, к тому, чтобы сделатьсвои умы закрытыми для новых идей. Эту умственную закрытость следуетпреодолеть, иначе она перерастает в нетерпимость или фанатизм. Кроме того,жесткие установки ведут к ошибкам и неспособности воспринимать творческиерешения проблем. Успешное разрешение кризиса включает обычно переформулировкуидей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознаниеограниченности времени жизни каждого человека. Супруг(а), друзья и детиприобретают все большее значение, тогда как собственное «Я» все более лишаетсясвоего исключительного положения. Все более усиливается тенденция довольствоватьсятем, что есть, и меньше думать о вещах, которых скорее всего никогда не удастсядостичь. [4; 50-51]
Некоторые данные показывают, что большинство взрослых переживаетсередину жизни как годы постепенного перехода, наполненные и позитивными, инегативными событиями, связанными с процессом старения. Согласно моделиперехода, развитие человека характеризуется последовательностью ожидаемыхважных событий его жизни, которые можно предвидеть и в отношении которых можностроить планы. Период, связанный с этими событиями, может вызывать немалыетрудности как в психологическом, так и в социальном плане. Однако большинстволюдей успешно к нему приспосабливаются благодаря знанию того, что эти событиянеуклонно приближаются. Таким образом, люди, понимая, что середина их жизнибудет связана с переменами, скорее всего, не станут дожидаться, пока онизастанут их врасплох, а начнут готовиться к ним заблаговременно. Благодаряантиципации они могут спланировать эти жизненные события и избежать кризисасередины жизни. [3; 650]
При достаточно высокомуровне развития рефлексии люди пытаются осмыслить свое состояние, понимают, чтопричина кроется не в окружении, а в них самих. В этом случае характерныразмышления о собственных достижениях, сожаления о том, что не получилось, но чтохотелось бы иметь. Иногда происходит переоценка ценностей.
В некоторых случаяхпереживание кризиса происходит настолько остро, что может послужить причинойсуицида. Как отмечал Э. Гроллман, для тех, кого опустошают отсутствие истинногосамоопределения, разлука с детством и страх перед грядущей старостью, «ктоиспытывает муку утраты собственного «Я», смерть может показатьсяосвобождением». И действительно, по его данным, уровень самоубийств в 40–45 летповышается. [4; 52]
 
1.2 Особенности протекания кризиса середины жизни у мужчин
Трагедия возрастазрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствуетинтеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второйполовине периода зрелости, вносит в переживания мужчины новый оттенок — неуверенностьв себе, которая может быть разрушительной и при осуществлении интеллектуальнойдеятельности.
Мужчина, особенно старшесорока лет, остается ценным работником в своей профессиональной сфере. Однакоон работает уже иначе — умеет отделять главное от второстепенного, полностьюконцентрируется на необходимых вопросах, и это дает высокие результаты. Умениеотделять
главное от второстепенного приходит как следствие формирования обобщеннойконцепции жизни, с которой соотносятся собственные переживания в их конкретномпроявлении.
Исследователи творчестваотмечают, что к концу периода зрелости у многих мужчин наблюдается взлеттворческой активности: лишь после 40 лет создал свои знаменитые пьесыГенрик Ибсен, до 40 лет Тициан был никому не известным художником. Есть дажечасто описываемая закономерность, что выдающиеся люди проявляются, как быосвобождаясь от своей непосредственности, после 40 лет.
Мужчина к концу периодазрелости должен переосмыслить свое место в изменившемсясоциально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние отпереживаний, идущих от физиологических изменений в организме.
Очень часто неиспользуется потенциал зрелого мужчины, связанный с осознанием им границсобственного Я. Это прежде всего потенциал наставничества, руководства,учительства, как в семье, так и в социальной, и в профессиональнойдеятельности. Эти люди просто должны (для сохранения своего психическогоздоровья) обмениваться с другими людьми своими знаниями и опытом, именно черезэто они будут учиться новому в сфере своей специальности. Именно это один изпутей осуществлениямужчиной социальных ролей более высокого порядка,чем это было в другие периоды жизни. Он становится хозяином большой семьи, гдеему надо быть не только отцом, но и дедом, и свекром (или тестем) и томуподобное. Ему надо строить отношения с людьми, которые принадлежат его семье,но являются ей, по сути, чужими.
Одновременно возникаетпроблема изменения отношений с супругой, которая вступает в период климакса(или уже переживает его). Она как никогда нуждается в моральной,психологической поддержке, для осуществления этой поддержки нужны знания иумения, которые можно назвать психологическими и философскими.
Как это ни грустноговорить, но период зрелости для мужчины — это открытая борьба со смертью,которая признаками собственного старения и старения близкого человека начинаетпостоянно присутствовать в конкретных проявлениях.
Жизнь показывает, что ксередине периода зрелости нормальный мужчина словно заново открывает для себярадости жизни, самые простые и самые сложные — от кулинарии до философии, — буквально в один день принимая решение об изменении образа жизни и осуществляяего с завидной педантичностью.
Если для женщины оченьзначимыми ключевыми системами, определяющими решение ею жизненных задач,являются семья и работа, то для мужчины не меньшее значение имеют друзья иобщество в целом. Появляется целая серия жизненных задач, которую психологиобычно называют задачами установления связей вне семьи. Именно в среде друзей илюдей, близких по профессиональной (или иной) деятельности, он решает задачуопределения границ своего Я — идентификацию в качественно новых, изменившихсяусловиях физиологического состояния и социально-психологического.
Недаром врачи так многопишут о психологических причинах импотенции мужчин именно зрелого возраста.Нарастающая неуверенность в своих главных мужских качествах должна бытькомпенсирована возрастаниемуверенности в себе в других сферах жизни.Просто должен быть сильно действующий фактор стабилизации самоуважения,дополняющий (если такое есть) психотерапевтические действия супруги. Такиммощным фактором самоуважениястановятся друзья и общество, которые даютмужчине признание его ценности, основанное на отношении к его человеческимкачествам, тем, которые можно было бы назвать качествами его индивидуальности.О том, насколько это важно для жизни взрослого зрелого человека, говорятмногочисленные факты разводов, когда мужчина находит в новой партнершеискусного психотерапевта, подтверждающего ценность его индивидуальности во всехпроявлениях.
Психологи, занимающиесяпроблемами межличностного общения, неоднократно в ходе разных исследованийполучали сходные результаты, говорящие о том, что удовлетворенность общениемлюдей разных полов зависит от уверенности человека в себе. Уверенный в себечеловек выглядит как энциклопедия сплошных личных достоинств, так как именноэто чувство позволяет ему сгладить недостатки и усилить имеющиеся достоинства.С неуверенным в себе очень трудно общаться, он многого боится, его мирзаполнен фантомами, искажающими реальность, в том числе иреальность собственного Я.
Уверенность в себе, или,как еще говорят, самопринятие или наличие чувства собственного достоинства, нетолько обеспечивает человеку легкость в общении с другими людьми, но и даетзащиту от их чрезмерного воздействия.
Слова, обращенныеокружающими к мужчине зрелого возраста, становятся для него не менее значимыми,чем все другие формы выражения отношений. Слово, обращенное к нему, становитсядля мужчины и источником силы, той силы, которая связана с возможностьюосуществлять контроль, ответственность и принимать решения — как относительносебя, так и относительно другого человека. Слова сказываются на самооценке, наего представлении о своих возможностях и в то же время по ним мужчина судит осамооценке другого человека, его реакции на самого себя и о возможностях этогочеловека. Будем помнить при этом, что к концу периода зрелости неуверенностьмужчины в себе резко возрастает. [1; 610-623]
 
1.3 Особенности протекания кризиса середины жизни у женщин
Период зрелости — этовремя, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости вобществе, в семье, в собственных глазах за счетобновления границ собственного Я, за счет возвращения к смыслу своейжизни. [1; 611]
Самая главная жизненнаязадача, стоящая перед женщиной, связана с оценкой ею взятых жизненныхобязательств как по отношению к себе, так и по отношению к близким. К этому еепобуждает множество реально и сильно действующих факторов – изменение собственного физиологическогосостоя- ния (и, соответственно, партнера по браку), изменение состава семьи исвоей роли в семье (бабушка, теща, свекровь и тому подобное), достижениевысокого профессионального уровня. Каждый из этих факторов в своем конкретномпроявлении может противоречить всем другим; чтобы они не пришли в неразрешимое,болезненное, патогенное противоречие, женщине нужно подняться над буднями,качественно в ином свете увидеть свою собственную жизнь, заново обрестиуверенность в себе, в своей нужности, в своей ценности. Так она становитсядомашним философом, открывая для себя заново искусство жить, обучаясь ему. [1;610]
Дифференциация ролей дляженщины связана с тем, что меняется соотношение между разными ролями, особенномежду семейными ролями. Роль матери становится качественно другой — взрослыедети сами родители, больше сил остается для роли хозяйки дома, для работы. Ксожалению, когда женщина тяготится ролью хозяйки дома, — этолишь показатель недостатка фантазии, воображения, того, что являетсяпроявлением полной жизни, которую человек может (если умеет) сознательноосуществлять творчески, то есть ставить перед собой цель творчества и следоватьей как стремлению к обустройству жизни.
В роль хозяйки домавходит и забота о хозяине дома — своем мужчине. Эта забота — занятие не менеетворческое, чем самая творческая из профессиональных деятельностей.Изменившееся социально-психологическое пространство семьи существенно влияет наотношения между супругами, роль психотерапевта в период зрелости переходит кженщине, так как она более интенсивно, чем мужчина, переживает изменения,происходящие в ней, и у нее самый оптимальный выход из жизненных ситуаций — этоинтеллектуализация всех проявлений жизни. [1; 613]
Наиболее частым ролевым конфликтомженщин среднего возрастаявляется поиск времени и для семьи, и для карьеры. Ролевое напряжениесвязанос перегрузкой требованиями в рамках одной роли, как в случае, когда матьпытается уделить каждому из своих детей-подростков требуемое им внимание,чувствуя при этом, что она просто не в состоянии полностью удовлетворитьпотребности в нем каждого из них. [3; 689-690]
Анализ структурымотивационной сферы женщин среднего возраста показывает изменения в жизненныхцелях, установках и ценностях, связанных прежде всего с семейным циклом, а не спредсказуемыми возрастными изменениями, а также с этапами профессиональногопути. Это означает, что наступление ключевых событий именно в семейном ипрофессиональном циклах мотивирует выбор определенного статуса и образа жизни женщинсреднего возраста – их основных занятий, радостей и горестей, круга общения.
Так, женщина, котораяоткладывает рождение ребенка до сорока лет, часто делает это для того, чтобыпреуспеть в карьере; и, напротив, женщина, рано образовавшая семью и имеющаявыросших, достаточно определившихся, возможно, уже вставших на ноги детей,получает значительное количество свободного времени, чтобы заниматься собой,своим самосовершенствованием в личном и профессиональном плане.
Возрастные изменения неявляются столь определяющими в формировании мотивационной структуры женщины,как семья и работа. Тем не менее для нее они представляются более значимыми,чем для мужчины. Женщины сильнее, чем мужчины, реагируют на физическоестарение. Поэтому сохранение внешней привлекательности и поддержка физическойформы также является одной из основных потребностей многих женщин после сорокалет. [4; 42]
Период зрелости приноситеще один постоянный источник стресса, у которого даже есть название,- />«синдром опустевшего гнезда». Специалисты чаще всегосвязывают этот синдром с состоянием женщины, так как считают, что у нее вбольшей степени, чем у отца, развито чувство сохранения семьи, любви к детям,заботы о них. С этим и связано более острое пережи-
вание пустоты, утраты смысла жизни. Особенно сильно синдром опустевшего гнездасказывается на женщине, у которой не было иных забот, иных жизненных ценностей,кроме материнства. Женщина часто просто не хочет понять, что для нее наступилновый, очень интересный период жизни, свободный от многих повседневныхобязанностей. Отношения с детьми теперь могут (и должны) перерасти вкачественно новое чувство дружбы, основанное на прежней любви друг к другу,взаимном доверии. Это чувство удивительно тем, что оно обладает поразительной стабильностью, сохраня-ясь годами и даже десятилетиями.
Надо готовить себя кэтому новому чувству, выращивая его в отношениях со своими детьми, иначе можнопопасть под пресс гнетущего чувства одиночества.
Подготовка этого чувствасвязана с передачей ответственности за собственную жизнь взрослеющим и взрослымдетям, а также с развитием у себя уверенности в себе и интереса к себе, которыйестественно перерастает и в интерес к другому человеку, не похожему на тебя.
В этом синдромеопустевшего гнезда женщина в полной мере сталкивается с тем переживанием,которое позволяет ей ощущать в себе свои собственные личностные качества,обнаружить их наличие или их отсутствие. [1; 615]
 
1.4 Модели поведениямужчин и женщин при прохождении кризиса середины жизни
Мужчинысклонны реагировать на достижение середины жизни индивидуально, но все же врамках некой общей схемы. Большинство мужчин ощущают обязательства как поотношению к работе, так и по отношению к семье. Большая часть из них выработалапривычный образ жизни, который помогал им справляться со всеми заботами ипроблемами. Фаррел и Розенберг считают, что существуют четыре главных путиразвития в зрелом возрасте. Первый из них — это путьтрансцендентно-генеративного мужчины.Он не испытывает кризиса серединыжизни, так как нашел адекватные решения большинства жизненных проблем. Длятакого мужчины середина жизни может быть временем реализации своих возможностейи достижения поставленных целей. Второй путь — это путь псевдоразвитогомужчины.Этот мужчина справляется с проблемами, делая вид, что всепроисходящее его удовлетворяет или находится под его контролем; на самом делеон, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик. Мужчине, находящемуся взамешательстве,– третий путь – кажется, что весь его мир рушится. Содной стороны, он не в состоянии соответствовать предъявляемым к немутребованиям, а с другой – его собственные потребности также остаютсянеудовлетворенными. Для одних мужчин этот кризис может быть временным периодомнеудач; для других он может стать началом непрерывного падения.
Четвертый путь развития — это путь обездоленного судьбой мужнины.Такой мужчина был несчастлив или отвергаем другими большую часть своейжизни и проявляет признаки кризиса середины жизни. Обычно он не в состоянии справитьсяс проблемами. [2; 322]
Общество вынуждает мужчинсоответствовать единому образцу успеха и мужественности, и большинство мужчинпытаются соответствовать этому образцу. Ряд проблем возникает у мужчин всередине жизни как раз из-за того, что им приходится свыкнуться с мыслью, чтоони не соответствуют этому образцу, или из-за того, что они вынуждены былиотказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь соответствия ему.Лишь немногим мужчинам удается в это время избежать ощущения неудачи, внутреннегоразлада или потери самоуважения. [4; 51-52]
Хотя женщинам среднего возраста посвящено гораздо меньшеисследований, чем мужчинам, для них середина жизни также часто являетсявременем перехода и переоценки. Наряду с широкими индивидуальными различиями вреакциях женщин на средний возраст существуют и общие тенденции. Традиционноженщины в большей степени определяют себя в рамках семейного цикла, чем исходяиз своего положения в профессиональном цикле. [2; 322]В одном изисследований женщин, проживающих на Среднем Западе США, было обнаружено, чтоони считают главными жизненными вехами три этапа семейного цикла. Так, 80% изних ответили, что коренная смена их роли была связана с рождением ребенка иуходом за ним в первые годы его жизни, совпадающим по времени с периодом раннейвзрослости матери. Однако остальные два события происходили позднее. 40% женщиниз этой выборки сообщили, что важным для них было время, когда подросшие детипокидали родительский дом. Лишь немногим из них этот переход показался оченьболезненным. Последним важным переходным периодом (для 33% женщин) оказаласьменопауза.
В недавнопроведенном исследовании Терри Аптер выделил четыре типа «женщин в серединежизни». Традиционные женщины, ранее определявшие себя через исполняемые ими семейныероли, сталкивались со сравнительно небольшими трудностями, начав ощущать себязрелой женщиной, отвечающей за собственное будущее. Главными проблемами для нихявлялись сожаления о принятых в прошлом компромиссных решениях и онереализованном потенциале. Женщины-инноваторы, выбравшие карьеру, начиналиприходить к мнению, что «карабканье на вершину» предъявляет к ним чрезмерныетребования, и переоценивали «работу, выполненную ими в карьерных целях», атакже последствия, которые имели их усилия. Экспансивные женщинывсреднем возрасте внесли значимые изменения в свою жизнь, пытаясь расширить еегоризонты. Некоторые из них возвращались в школу, другие меняли квалификацию,третьи превращали свои увлечения в профессии. Наконец, были выявленыпротестующие женщины, которые рано начали вести взрослый образ жизни, в период,когда, по сути, еще были подростками, и которые пытались теперь продлитьсредний возраст как можно дольше. Однако, отмечает Аптер, лишь небольшоеколичество женщин столкнулись с трудностями при переходе к периоду серединыжизни. [3; 689]

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Кризис середины жизниопределяется как психологический феномен, переживаемый людьми, достигшимивозраста 40–45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, чтобыло достигнуто в жизни к этому времени. Очень часто эта переоценка приводит кпониманию того, что жизнь прошла бессмысленно. В результате доминирующими вобщем фоне настроений становятся депрессивные состояния. Особое место вдепрессивных переживаниях занимает тревога в отношении своего будущего, котораязачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. Нередкодепрессивные переживания концентрируются вокруг потери смысла и интереса кжизни.
Главной особенностьюпереживания кризиса середины жизни мужчинами является снижение их самооценки ирост неуверенности в себе, что связано с несоответствием физического состоянияинтеллектуальному уровню.
Главной особенностьюпереживания кризиса середины жизни женщинами является синдром опустевшегогнезда, который особенно сильно сказывается на женщине, у которой не было иныхзабот, иных жизненных ценностей, кроме материнства. Специалисты чаще всегосвязывают этот синдром с состоянием женщины, так как считают, что у нее вбольшей степени, чем у отца, развито чувство сохранения семьи, любви к детям,заботы о них.
Мужчинысклонны реагировать на достижение середины жизни индивидуально, но все же врамках некой общей схемы. Выделяют четыре пути развития в зрелом возрасте: путьтрансцендентно-генеративного мужчины; путь псевдоразвитого мужчины; мужчина,находящийся в замешательстве; путь обездоленного судьбой мужчины.
Также выделяют четыре типа «женщин в середине жизни»: традиционныеженщины, женщины-инноваторы, экспансивные женщины, протестующие женщины.

ГЛАВА II ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
 
2.1 Подбор и разработкапсиходиагностических методик для исследования гендерных различий переживаниякризиса середины жизни
Гипотеза исследования заключается в предположениио том, что существуют гендерные различия переживания кризиса середины жизни.
Цель исследования: выявить гендерныеразличия переживания кризиса середины жизни.
На основании выводов изпервой главы мы определили следующие задачи практического исследования:
1. Провестидиагностику депрессивных состояний мужчин и женщин среднего возраста.
2. По результатамдиагностики депрессивных состояний выбрать группу мужчин и группу женщин,находящихся в кризисе.
3. Выявить и сравнить уровни самооценки мужчин и женщин,находящихся в кризисе.
4. Выявить исравнить отношения мужчин и женщин, находящихся в кризисе, к своей родительскойроли.
5. Сделать выводы оналичии гендерных различий переживания кризиса середины жизни.
Выборка: в исследовании приняли участие 15мужчин и 15 женщин в возрасте 40-45 лет.
Для диагностикидепрессивных состояний мужчин и женщин среднего возраста была использована методикадифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова. Методикасостоит из 44-х групп утверждений, в каждой из которых испытуемый долженвыбрать одно, наиболее подходящее для него (см. Приложение 1). Каждоеутверждение в группе имеет свой номер: 0, 1, 2, 3, который одновременноявляется баллом, получаемым испытуемым за выбор конкретного утверждения. Даннаяметодика позволяет выявить уровень депрессии:
1 – 9 – депрессия отсутствует илинезначительна;
10 – 24 – депрессияминимальна;
25 – 44 – легкая депрессия;
45 – 67 – умеренная депрессия;
68 – 87 – выраженная депрессия;
88 и более – глубокаядепрессия.
Длядиагностики уровней самооценки испытуемых была использована методикаисследования самооценки А.Ц.Пуни, в которой сначала испытуемый долженпроранжировать предложенные ему личностные качества по признаку их ценности вданном обществе, а затем — по их выраженности в личности самого испытуемого(см. Приложение 2). Уровень самооценки определяется с помощью коэффициентаСпирмена по формуле: rs = 1- [6 S d2 / n (n2 – 1)],где d = |N1 –2|; n = 20.
Полученный коэффицент сравнивается с психодиагностичекойшкалой:
-0,45 – 0,45– низкаясамооценка; 0,45 – 0,58 – адекватная самооценка; свыше 0,58 – высокаясамооценка.
Для диагностики отношенияиспытуемых к своей родительской роли нами была использована шкала отношенияродителей к ребенку «Излишняя концентрация на ребенке» методики PARIЕ. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т.В.Нещерет: Семейная жизнь глазами матери), состоящая из 35-ти суждений, по каждому из которыхиспытуемый должен выразить степень своего согласия: А – полностью согласен (4балла); а – скорее согласен, чем не согласен (3 балла); б – скорее не согласен,чем согласен (2 балла); Б – полностью не согласен (1 балл) (см. Приложение 3).
Шкала описывает 7признаков (на каждый из которых приходится 5 вопросов) излишней концентрацииродителей на ребенке:
1. Чрезмернаязабота, установление отношений зависимости (номера вопросов: 1, 8, 15, 22, 29);
2. Преодолениесопротивления, подавление воли (2, 9, 16, 23, 30);
3. Созданиебезопасности, опасение обидеть (3, 10, 17, 24, 31);
4. Исключениевнесемейных влияний (4, 11, 18, 25, 32);
5. Подавлениеагрессивности (5, 12, 19, 26, 33);
6. Подавлениесексуальности (6, 13, 20, 27, 34);
7. Чрезмерноевмешательство в мир ребенка (7, 14, 21, 28, 35).
Суммацифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом,максимальная выраженность признака 20, минимальная 5; 18,19,20 – высокиеоценки, соответственно – 8, 7, 6, 5 – низкие.
2.2Проведение и анализ результатов исследования
На первом этапеисследования для диагностики депрессивных состояний мужчин и женщин среднеговозраста нами была проведена методика дифференциальной диагностики депрессивныхсостояний В.А.Жмурова.
Результаты методикипредставлены в виде таблицы (цифрами обозначено количество человек):
  Уровень депрессии
Отсутствует/
Незначи-
тельная Минимальная Легкая Умеренная Выраженная Глубокая Мужчины 3 10 2
-
-
- Женщины 2 9 4
-
-
-

Из таблицы видно, чтопримерно одинаковое количество мужчин и женщин находятся на уровняхнезначительной, минимальной и легкой депрессии.
По результатамметодики диагностики депрессивных состояний мы выделили группу мужчин в составе12-ти человек и группу женщин в составе 13-ти человек, переживающих кризиссередины жизни.
На втором этапеисследования для сравнения уровней самооценки мужчин и женщин, переживающихкризис середины жизни, нами была проведена методика исследования самооценкиА.Ц.Пуни. Результаты методики представлены в виде таблицы (цифрами обозначеноколичество человек): Уровень самооценки Низкий Адекватный Высокий Мужчины 6 6 - Женщины 2 9 2
Из таблицы видно, чтополовина группы мужчин, переживающих кризис середины жизни (6 человек), имеетнизкую самооценку, в то время как в группе женщин, переживающих этот кризис,имеются только 2 представительницы такого уровня самооценки.
По результатам методикидиагностики уровня самооценки можно сделать вывод, что находящиеся в кризисесередины жизни мужчины более подвержены низкой самооценке, чем находящиесяв кризисе середины жизни женщины.
Испытуемые, не попавшие вгруппы переживающих кризис середины жизни (трое мужчин и две женщины), показалиследующие результаты по методике диагностики самооценки:
Уровень самооценки Низкий Адекватный Высокий Мужчины - 2 1 Женщины 1 1 -
Из таблицы видно, чтосреди мужчин, не попавших в группу переживающих кризис середины жизни, нетпредставителей низкой самооценки, из чего можно сделать вывод о том, чтопереживание кризиса середины жизни мужчинами сопровождается депрессивнымисостояниями.
На третьем этапеисследования для диагностики отношения испытуемых к своей родительской ролинами была проведена методика PARIЕ. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т.В. Нещерет: Семейная жизнь глазами матери)(шкала отношения родителей к ребенку «Излишняя концентрация на ребенке»).
Результаты методики представленыв виде таблицы (цифрами обозначено среднее значение выраженности признака): Шкала «Излишняя концентрация на ребенке»
 Чрезмерная
 забота
 Подавление
 воли
 Создание
 безопасности
 Исключение
 внесемейных
 влияний
 Подавление
 агрессивности
 Подавление
 сексуальности
 Чрезмерное
 вмешательство
 в мир ребенка  Всего Мужчины 9 13 14 10 7 12 8 73 Женщины 12 18 14 13 14 11 16 98
Из таблицы видно, что попризнаку «Создание безопасности» шкалы «Излишняя концентрация на ребенке»показатели у мужчин и женщин равны, а по признаку «Подавление сексуальности»показатель мужчин несколько выше показателя женщин. По всем остальным признакамизлишней концентрации родителей на ребенке показатели женщин значительно вышепоказателей мужчин, что говорит о том, что женщины более подвержены синдромуопустевшего гнезда, чем мужчины.
Испытуемые, не попавшие вгруппы переживающих кризис середины жизни (трое мужчины и две женщины),показали следующие результаты по методике диагностики отношения к родительской роли: Шкала «Излишняя концентрация на ребенке»
 Чрезмерная
 забота
 Подавление
 воли
 Создание
 безопасности
 Исключение
 внесемейных
 влияний
 Подавление
 агрессивности
 Подавление
 сексуальности
 Чрезмерное вмешательство
 в мир ребенка  Всего Мужчины 8 12 15 11 10 11 9 71 Женщины 11 13 14 12 8 11 10 79
Из таблицы видно, чтосумма выраженности всех признаков шкалы «Излишняя концентрация на ребенке» уженщин, не попавших в группу переживающих кризис середины жизни, ниже, чем уженщин, находящихся в кризисе, из чего можно сделать вывод о том, чтопереживание кризиса середины жизни женщинами сопровождается депрессивнымисостояниями.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Исследование самооценкимужчин и женщин, находящихся в кризисе показало, что мужчины более подверженынизкой самооценке, чем женщины.
Исследование отношениямужчин и женщин, находящихся в кризисе середины жизни, к своей родительскойроли показало, что по признаку «Создание безопасности» излишней концентрацииродителей на ребенке показатели у мужчин и женщин равны, а по признаку«Подавление сексуальности» показатель мужчин несколько выше показателя женщин.По всем остальным признакам излишней концентрации родителей на ребенкепоказатели женщин значительно выше показателей мужчин, что говорит о том, чтоженщины более подвержены синдрому опустевшего гнезда, чем мужчины.
Сравнение результатовдиагностики самооценки и отношения к родительской роли испытуемых, относящихсяк группам переживающих кризис середины жизни и испытуемых, не попавших в этигруппы, показывает, что переживание кризиса середины жизни сопровождаетсядепрессивными состояниями как у мужчин, так и у женщин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проблемы гендерныхразличий переживания кризиса середины жизни позволяет придти к следующимвыводам.
Переживание кризисасередины жизни сопровождается депрессивными состояниями как у мужчин, так и уженщин, что связано с переоценкой прожитой жизни и осознанием того, что многоезапланированное не удалось реализовать.
Особенностью переживаниякризиса середины жизни у мужчин является неуверенность в себе и пониженнаясамооценка, причиной чего является несоответствие физического состоянияинтеллектуальному уровню.
Особенностью переживаниякризиса середины жизни у женщин является синдром опустевшего гнезда, так как уних в большей степени, чем у мужчин, развито чувство сохранения семьи, любви кдетям, заботы о них. Особенно сильно синдром опустевшего гнезда сказывается наженщинах, у которых не было иных забот, иных жизненных ценностей, кромематеринства.
Таким образом, гипотезанашего исследования подтвердилась: существуют гендерные различия переживаниякризиса середины жизни.
Цели и задачиисследования выполнены полностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С.Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. вузов. – 4-е изд. – М.:Издательский центр «Академия», 1999
2. Ермолаева М.В.Основы возрастной психологии и акмеологии. М.: Издательство «Ось-89», 2003
3. Крайг Г., БокумД. Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005
4. Малкина-Пых И.Г.Возрастные кризисы взрослости. М.: Издательство «Эксмо», 2005
5. Хрестоматия повозрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – 2-е изд. — М.: Институтпрактической психологии, 1996
6. Шаповаленко И.В.Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.:Гардарики, 2005

Приложение 1
Бланк методикидифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова
ПОЛ________________ ВОЗРАСТ____________
Читайтекаждую группу показаний и выбирайте подходящий вариант ответа — 0, 1, 2 или 3
1 0 Мое настроение сейчас не болееподавлено (печально), чем обычно.
1Пожалуй, оно более подавлено (печально), чем обычно.
2 Да,оно более подавлено (печально), чем обычно.
3 Моенастроение намного более подавлено (печально), чем обычно.
2 0 Я чувствую, что у меня неттоскливого (траурного) настроения.
1 Уменя иногда бывает такое настроение.
2 Уменя часто бывает такое настроение.
3Такое настроение бывает у меня постоянно.
3 0 Я не чувствую себя так, будто яостался(лась) без чего-то очень важного для меня.
1 Уменя иногда бывает такое чувство.
2 Уменя часто бывает такое чувство.
3 Япостоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного.
4 0 У меня не бывает чувства, будтомоя жизнь зашла в тупик.
1 Уменя иногда бывает такое чувство.
2 Уменя часто бывает такое чувство.
3 Япостоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.
5 0 У меня не бывает чувства, будто ясостарился(лась).
1 Уменя иногда бывает такое чувство.
2 Уменя часто бывает такое чувство.
3 Япостоянно чувствую, будто я состарился(лась).
6 0 У меня не бывает состояний, когдана душе очень тяжело.
1 Уменя иногда бывает такое состояние.
2 Уменя часто бывает такое состояние.
3 Япостоянно нахожусь в таком состоянии.
7 0 Я чувствую себя спокойно за своебудущее, как обычно.
1Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.
2Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.
3Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.
8 0 В своем прошлом я вижу плохого небольше, чем обычно.
1 Всвоем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.
2 Всвоем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.
3 Всвоем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.
9 0 Надежд на лучшее у меня не меньше,чем обычно.
1Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.
2Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.
3Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.
10 0 Я боязлив(а) не более обычного.
1 Ябоязлив(а) несколько более обычного.
2 Ябоязлив(а) значительно более обычного.
3 Ябоязлив(а) намного более обычного.
11 0 Хорошее меня радует, как и прежде.
1 Ячувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.
2 Онорадует меня значительно меньше прежнего.
3 Ячувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.
120 У меня нет чувства,что моя жизнь бессмысленна.
1 Уменя иногда бывает такое чувство.
2 Уменя часто бывает такое чувство.
3 Япостоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.
130 Я обидчив(а) небольше, чем обычно.
1Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.
2 Яобидчив(а) значительно больше, чем обычно.
3 Яобидчив(а) намного больше, чем обычно.
140 Я получаюудовольствие от приятного, как и раньше.
1 Яполучаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.
2 Яполучаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.
3 Яне получаю теперь удовольствие от приятного.
15 0 Обычно я не чувствую вины, еслинет на это причины.
1Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
2 Ячасто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
3 Япостоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).
160 Если что-то у меняне так, я виню себя не больше обычного.
1 Явиню себя за это несколько больше обычного.
2 Явиню себя за это значительно больше обычного.
3Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.
17 0 Обычно у меня не бывает ненавистик себе.
1Иногда бывает, что я ненавижу себя.
2Часто бывает так, что я себя ненавижу.
3 Япостоянно чувствую, что ненавижу себя.
180 У меня не бываетчувства, будто я погряз(ла) в грехах.
1 Уменя иногда теперь бывает это чувство.
2 Уменя часто бывает теперь это чувство.
3 Эточувство у меня теперь не проходит.
19 0 Я виню себя за проступки других небольше обычного.
1 Явиню себя за них несколько больше обычного.
2 Явиню себя за них значительно больше обычного.
3 Запроступки других я виню себя намного больше обычного.
200 Состояние, когдавсе кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.
1Иногда у меня бывает такое состояние.
2 Уменя часто бывает теперь такое состояние.
3 Этосостояние у меня теперь не проходит.
21 0 Чувства, что я заслужил(а) кару, уменя не бывает.
1Теперь иногда бывает.
2 Оночасто бывает у меня.
3 Эточувство у меня теперь практически не проходит.
22 0 Я вижу в себе не меньше хорошего,чем прежде.
1 Явижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.
2 Явижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.
3 Явижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.
230 Обычно я думаю,что во мне плохого не больше, чем у других.
1Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.
2 Ячасто так думаю.
3 Япостоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.
24 0 Желания умереть у меня не бывает.
1 Этожелание у меня иногда бывает.
2 Этожелание у меня бывает теперь часто.
3 Этотеперь постоянное мое желание.
25 0 Я не плачу.
1 Яиногда плачу.
2 Я-плачу часто.
3 Яхочу плакать, но слез у меня уже нет.
260 Я не чувствую, чтоя раздражителен(на).
1 Яраздражителен(на) несколько больше обычного.
2 Яраздражителен(на) значительно больше обычного.
3 Яраздражителен(на) намного больше обычного.
27 0 У меня не бывает состояний, когдая не чувствую своих эмоций.
1Иногда у меня бывает такое состояние.
2 Уменя часто бывает такое состояние.
3 Этосостояние у меня теперь не проходит.
280 Моя умственнаяактивность никак не изменилась.
1 Ячувствую теперь какую-то «неясность» в своих мыслях.
2 Ячувствую теперь, что я сильно «отупел(а)», («в голове мало мыслей»).
3 Ясовсем ни о чем теперь не думаю («голова пустая»).
29 0 Я не потерял(а) интерес к другимлюдям.
1 Я чувствую,что прежний интерес к людям несколько уменьшился.
2 Ячувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.
3 Уменя совсем пропал интерес к людям («я никого не хочу видеть»)
30 0 Я принимаю решения, как и обычно.
1 Мнетруднее принимать решения, чем обычно.
2 Мненамного труднее принимать решения, чем обычно.
3 Яуже не могу сам(а) принять никаких решений.
31 0 Я не менее привлекателен(а), чемобычно.
1Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.
2 Язначительно менее привлекателен(на), чем обычно.
3 Ячувствую, что я выгляжу теперь просто безобразно.
32 0 Я могу работать, как обычно.
1 Мненесколько труднее работать, чем обычно.
2 Мнезначительно труднее работать, чем обычно.
3 Ясовсем не могу теперь работать («все валится из рук»).
330 Я сплю не хуже,чем обычно.
1 Ясплю несколько хуже, чем обычно.
2 Ясплю значительно хуже, чем обычно.
3Теперь я почти совсем не сплю.
34 0 Я устаю не больше, чем обычно.
1 Яустаю несколько больше, чем обычно.
2 Яустаю значительно больше, чем обычно.
3 Уменя уже нет никаких сил что—то делать.
34 0 Мой аппетит не хуже обычного.
1 Мойаппетит несколько хуже обычного.
2 Мойаппетит значительно хуже обычного.
3Аппетита у меня теперь совсем нет.
36 0 Мой вес остается неизменным.
1 Янемного похудел(а) в последнее время.
2 Язаметно похудел (а) в последнее время.
3 Впоследнее время я очень похудел (а).
37 0 Я дорожу своим здоровьем, как иобычно.
1 Ядорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.
2 Ядорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.
3 Ясовсем не дорожу теперь своим здоровьем.
380 Я интересуюсьсексом, как и прежде.
1 Янесколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.
2 Яинтересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.
3 Яполностью потерял(а) интерес к сексу.
39 0 Я не чувствую, что мое «Я» как-тоизменилось.
1Теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось.
2Теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось.
3 Мое«Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а).
400 Я чувствую боль,как и обычно.
1 Ячувствую боль сильнее, чем обычно.
2 Ячувствую боль слабее, чем обычно.
3 Япочти не чувствую теперь боли.
41 0 Некоторые расстройства (сухость ворту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.
1 Этирасстройства бывают у меня несколько чаще обычного.
2Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.
3 Этирасстройства бывают у меня намного чаще обычного.
42 0 Утром мое настроение обычно нехуже, чем к ночи.
1Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.
2Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.
3Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.
43 0 У меня не бывает спадов настроениявесной (осенью).
1Такое однажды со мной было.
2 Сомной такое было два или три раза.
3 Сомной было такое много раз.
44 0 Плохое настроение у меня бывает,но это длится недолго.
1Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.
2Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.
3Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.
Приложение 2
Бланк методикиисследования самооценки А.Ц.Пуни
Внимательно прочтитенабор из 20 качеств личности. В столбце N1 проранжируйте данные качества по признаку их ценности вданном обществе. Ранг 20 получает самое ценное качество.Качества личности N1 Аккуратность Доброта Жизнерадостность Настойчивость Ум Правдивость Принципиальность Самостоятельность Скромность Общительность Гордость Добросовестность Равнодушие Лень Зазнайство Трусость Жадность Подозрительность Эгоизм Нахальство

Теперь в столбце N2 проранжируйте эти качества по ихвыраженности у Вас. Ранг 20 получает наиболее выраженное качество.Качества личности N2 Аккуратность Доброта Жизнерадостность Настойчивость Ум Правдивость Принципиальность Самостоятельность Скромность Общительность Гордость Добросовестность Равнодушие Лень Зазнайство Трусость Жадность Подозрительность Эгоизм Нахальство
Приложение 3
Бланк методики PARI Е. Шеффер и Р. Белла (адаптация Т.В.Нещерет: Семейная жизнь глазами матери) (шкала отношения родителей к ребенку«Излишняя концентрация на ребенке»)
Пол____________Возраст________
Передвами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей.Нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данногоположения:
А –если с данным положением согласны полностью;
а –если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;
б –если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;
Б –если с данным положением полностью не согласны. УТВЕРЖДЕНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ А а б Б 1. Хорошие родители должны сберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.
 
 
 
  2. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.
 
 
 
  3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал.
 
 
 
  4. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.
 
 
 
  5. Ребенка следует учить избегать драк независимо от обстоятельств.
 
 
 
  6. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.
 
 
 
  7. Родители должны делать всё, чтобы знать, о чем думают дети.
 
 
 
  8. Родители должны делать всё, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь.
 
 
 
  9. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.
 
 
 
  10. Все молодые родители боятся своей неопытности в обращении с ребенком.
 
 
 
  11. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.
 
 
 
  12. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителем или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.
 
 
 
  13. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.
 
 
 
  14. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.
 
 
 
  15. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.
 
 
 
  16. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.
 
 
 
  17. Если ребенок попал в беду, в любом случае родители чувствуют себя виноватыми.
 
 
 
  18. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.
 
 
 
  19. Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.
 
 
 
  20. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям.
 
 
 
  21. Внимательные родители должны знать, о чем думает их ребенок.
 
 
 
  22. Родители должны знать, как поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.
 
 
 
  23. Дети нуждаются в родительской заботе, которой им иногда не хватает.
 
 
 
  24. Большинство родителей опасаются мучить ребенка, давая ему легкие поручения.
 
 
 
  25. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей.
 
 
 
  26. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам.
 
 
 
  27. Одним из самих сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.
 
 
 
  28. Так как ребенок – часть родителей, они имеют право знать всё о его жизни.
 
 
 
  29. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту любой работе.
 
 
 
  30. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.
 
 
 
  31. Самая главная забота родителей – благополучие и безопасность ребенка.
 
 
 
  32. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.
 
 
 
  33. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.
 
 
 
  34. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.
 
 
 
  35. Обязанностью родителей является знание тайных мыслей ребенка.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.