Реферат по предмету "Психология"


Возрастные особенности ребёнка младенческого возраста

--PAGE_BREAK--любого поведенческого акта: сначала сориентироваться, а затем действовать.У человеческого ребенка в самом начале жизни это обеспечено природой. В первое полугодие жизни происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных механизмов, элементарных форм будущих ориентировочных реакций: сосредоточение, слежение, круговые движения. В 4 месяца появляется реакция на новизну (по М.П. Денисовой).Возникают самоподкрепляемые круговые реакции, когда каждую минуту предмет меняет свои свойства. Развивается слуховое восприятие. Появляются реакции на голос матери. Развивается тактильная чувствительность, которая имеет важное значение для возникновения акта хватания и обследования предмета.
          Развиваются голосовые реакции ребенка. Возникают первые призывы — попытки привлечь взрослого с помощью голоса, что свидетельствует о перестройке голосовых реакций в поведенческие акты. Уже в первые месяцы жизни развиваются разные типы голосовых реакций: гудение, гуканье, лепет. При правильном и достаточном общении ребенка и взрослого фонематический состав лепета соответствует фонематическому составу родной речи. Движения артикуляционного аппарата опережают все остальные движения в этом возрасте благодаря общению.1 

1 Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С.387
Акт хватания — это поведенческий акт, а поведение предполагает обязательное участие ориентировки. Поэтому для того, чтобы возникло хватание, необходимо, чтобы рука превратилась в орган осязания, чтобы она «раскрылась». Первоначально кисть руки ребенка сжата в кулачок. Пока рука не превратилась в орган перцепции, она не может стать органом хватания. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету.
          Акт хватания имеет чрезвычайное значение для психического развития ребенка. С ним связано возникновение предметного восприятия. Когда раздражитель воздействует на глаз, образа еще нет. Образ возникает тогда, когда есть практический, действенный контакт между изображением и предметом. Благодаря хватанию возникает пространство, это пространство вытянутой руки, протяженность его невелика, но предмет вырывается из прежней схемы. До этого восприятие предмета осуществлялось через рот, теперь, когда ребенок тянется к предмету, рот закрывается.
Благодаря акту хватания развивается рука: возникает противопоставление большого пальца, что служит одним из родовых отличий человека от его ближайших обезьяньих предков. На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом. Хватание, направление к предмету, стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы. Появляются предметы, к которым притронуться нельзя. Снова проявляется закон опережающего знакомства ребенка с миром. Ребенок тянется к предмету, который привлекателен, но получить его можно только с помощью взрослого.
          Благодаря этому общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов. М.И. Лисинаназвала его ситуативно-деловым. Начиная со второго полугодия жизни, ребенок больше не соглашается просто «обмениваться со взрослым ласками». Ему теперь уже нужно, чтобы взрослый «сотрудничал» с ним в деле, организовывал его, помогал в трудную минуту, подбадривал при неуспехе, хвалил за достижения.При ситуативно-деловом общении дети ищут присутствия взрослого, требуют его доброжелательного внимания, но и этого недостаточно — детям нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и активно участвовал в этом процессе.
          Изменение предмета общения требует новых средств и способов воздействия на взрослого. Из протянутой к недосягаемому предмету руки возникает указательный жест. Он уже предметно отнесен и содержит в себе зародыш слова. Прекрасно писал о возникновении указательного жеста. Так, в развитии ребенка очень рано благодаря сочленению социальных отношений и их знакового обозначения возникает так называемый феномен социальной категоризации, позволяющий из глобальной, недифференцированной ситуации вычленить группы «Мы» и «Они», «Я» и «Другие» и т.п.
          Как показали более поздние исследования Дж. Брунера,у ребенка уже в доречевой период формируется ряд способов общения. По данным Дж. Брунера, младенец первоначально пользуется «требующим способом»коммуникации. Это врожденные реакции дискомфорта — крики с характером требования, в течение которых отсутствуют паузы, предполагающие ответ. Вслед за ними возникает «просящий способ» — в этом случае крики менее настоятельны, появляются паузы ожидания ответа. Начиная с 5-6 месяцев, вокализации ребенка включаются в новую структуру — впервые появляется «обменивающий способ» общения. В этот период ребенок использует свои вокализации прежде всего для того, чтобы обратить внимание матери на объект и на свое намерение участвовать в общении. «Обменивающий» способ постепенно переходит в четвертый — «взаимодействующий» В совместной активности с взрослым соблюдается разделение позиций говорящего и слушающего в структуре общения.
          

Согласно Дж. Брунеру, ребенок усваивает структуру коммуникативных правил сначала на экстралингвистическом уровне (на уровне внешних действий).
          К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.
           К 9 месяцам — начало кризиса 1-го года — ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.
          Второе основное новообразование этого возраста — появление первого слова. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким. Это речь специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Исследователи называют ее «языком нянь». Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание — предметная деятельность.1

1 Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С.390-392
По мнению Л.И Божович, к числу важнейших новообразований младенчества относится появление так называемых мотивирующих представлений. Это всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности. Возникновение мотивирующих потребностей превращает ребенка в субъект действия.

 Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно сказать, что с самого начала есть две взаимосвязанные линии психического развития: линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной открывает новые возможности для развития другой. Существует явная, магистральная, для каждого возраста своя линия развития. Однако основные новообразования, приводящие к слому старой социальной ситуации развития, формируются по другой линии, которая не является направляющей в данный период; они возникают как бы подспудно. Но эта ориентация станет определяющей развитие в следующий возрастной период. Основная задача воспитания ребенка в этот период (период младенчества) — максимально расширять и развивать широкую ориентацию ребенка в окружающей действительности.1

             

       


1Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. М.: Институт практической психологии, 1998. С.35

              

 2.Возрастные особенности ребенка младенческого возраста

        

2.1 Развитие младенца
Процесс рождения  — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособится к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы.

           Прежде всего — это система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, и все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приведен в таблице (см. приложение 1).

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими – они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схватывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материнскую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» настолько сильно, что ребенка можно поднять и он какое-то время висит, выдерживая вес собственного тела. В дальнейшем, когда ребенок научится схватывать предметы, он уже будет лишен такой цепкости рук.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях у матери, у него возникают сосательные движения, но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего периода развития.1

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес – почти в 2 раза. Для нас же больший интерес представляет другой аспект физического развития. Ребенок начинает все более интенсивно и успешно двигаться и, значит, приобретает большие возможности познания окружающего мира. Основные вехи в физическом развитии и примерные (среднестатистические) сроки их появления отражены в таблице  (см. приложение 2). Что касается познавательного развития ребенка, то здесь нужно рассмотреть в первую очередь развитие восприятия и тонких ручных движений.

Восприятие. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7 — 8 секунд. Становится возможным прослеживание движущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и издает радостные звуки.

1 Кулагина И.Ю. Возрастная психология полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2004. С.173-175
Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2 – 3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше, но реакция на новизну появляется только в относительно узком диапазоне изменений. Не только хорошо знакомые, но и совершенно новые объекты не привлекают надолго внимание ребенка. Более того, новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагировать уже в 3 – 4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Эта реакция вырабатывается по типу условно-рефлекторных связей. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Начинает развиваться также пространственное восприятие, в частности восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разрозненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные образы предметов.

Движения и действия. Движения младенца очень сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущения разных модальностей. Это относительно недавно открытая синхронизация движений ребенка и матери. Под звук речи или при совместном рассматривании картины и мать и ребенок движутся синхронно, не осознавая этого. Эти плавные, малозаметные движения настолько гармоничны, что у психологов, их фиксирующих, вызывают ассоциации с вальсом.

Поскольку речь идет о познавательном развитии, для нас наиболее важным будет развитие движений руки. Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5 – 6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координаций. Значение этого момента для дальнейшего развития велико: хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

Интересно то, что эти функциональные действия не становятся еще предметными: они связаны с теми отдельными объектами, с которыми действовал взрослый, показывая ребенку, как укачивать куклу, как кормить ее с ложки и т.п. переноса действий на другие предметы в этот период еще не происходит. Ребенок как бы не видит в конкретной вещи предмет, в котором фиксируются общественно выработанные способы действия с ним. Поэтому он будет первоначально качать именно ту куклу, с которой они играли вместе с мамой, и не сможет так же действовать с другими, похожими игрушками, например с мишкой.

Тем не менее к концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действия с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года усложняются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем используя двигательную активность (см. приложение 3). Добиваясь успеха, ребенок действует методом проб и ошибок. Скажем, отыскивая спрятанную под подушкой игрушку, он сначала переворачивает все подушки, попадающиеся ему на глаза.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия- игры. Это дало возможность некоторым психологам говорить, хотя и условно, о приобретении в младенческом возрасте некоторых представлений, в частности представления о сохранении предмета.

Приведем в качестве примера наблюдения Т. Бауэра: «Одна из моих дочерей провела лучшую часть одной ночи, вкладывая маленькие предметы мне в ладонь, закрывая ее так, чтобы они не были видны, передвигая затем мою руку в новое положение и вновь открывая ладонь, чтобы проверить, находятся ли еще в ней положенные предметы. Она увлеченно занималась этим примерно до четырех часов утра». Подчеркнем еще раз, что ребенок начинает познавать мир на этом возрастном этапе в наглядно-действенном плане, внутренний план будет сформирован значительно позже.

Память. Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. Если ребенок, получив новую куклу, какое-то время рассматривает ее, на следующий день он может ее узнать. В 3 – 4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения.

Если яркую игрушку спрятать под одним из одинаковых платков, лишь немногие 8-месячные дети в состоянии вспомнить через секунду, где она лежит. К 1 году все дети находят игрушку через 1 – 3 секунды после того, как ее спрятали. Большинство из них вспоминают, под каким платком она находится, даже через 7 секунд. Таким образом, после 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близким взрослым. В первые 3 – 4 месяца у детей появляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После того как ребенок научился узнавать и бурно радоваться маме ( с этого, собственно, и начинается младенчество как возрастной период), он доброжелательно реагирует на любого человека. После 3 – 4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. Однако, если тот демонстрирует свое доброе отношение, разговаривает с ребенком и улыбается ему, настороженное внимание сменяется радостью. В 7 – 8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Особенно боятся дети оставаться наедине с незнакомым человеком. В таких ситуациях одни отползают подальше, отворачиваются, стараются не обращать внимания на нового человека, другие – громко плачут.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» – грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).Общаясь с мамой или с другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям. Он пытается с маминой помощью получить какой-нибудь привлекающий его предмет, дотянуться до шкафа или полки, достать вазочку или кастрюлю, рассмотреть картину и т.д. облегчают общение жесты, которыми активно пользуется ребенок, показывая, что он хочет получить, куда ему необходимо забраться и т.д.1

Есть и другая сфера жизни малышей, где можно увидеть, как проявляется их чувствительность к другим людям, это общение младенцев друг с другом. Накопленный материал исследований и наблюдений позволяет предполагать, что уже в 3 – 5 месяцев у малышей возникают первые формы общения – положительное проявление отношения друг к другу, а более старшие дети (в 8 – 9 месяцев) уже взаимодействуют «как взрослые» – у них есть первые формы социального контакта.

1 Кулагина И.Ю. Возрастная психология полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2004. С.180-185
Естественно, что все воздействие на Другого-живого-человека опосредовано для младенца присутствием взрослого человека.

Познание другого как живого непростое дело, выделить в живом его главное свойство трудно. Игрушку, например, можно трогать, ощупывать, крутить, кусать, а ребенка… Исследователи зафиксировали, что младенцы могут относиться к сверстнику как к игрушке, но есть и отличие. Отношение как к неживой игрушке проявлялось у младенцев 3 месяцев как интерес к руке сверстника, без всякого внимания (взгляда даже) к его лицу. В 6 месяцев они упорно тянули к себе руку сверстника, а в 9 – трогали его голову и другие части тела, переползали, опирались на него, не обращая внимания на протесты и не глядя ему в глаза. С течением времени эти проявления не исчезали, а становились только разнообразнее. Наряду с такими проявлениями отношения были и действия младенца, характерные для восприятия сверстника как живого, — взгляд в глаза, мимика ожидания ответа, отклика. С 3 до 12 месяцев разнообразие таких действий увеличивалось – от четырех до двадцати. Самые маленькие смотрели в лицо сверстника в ответ на его прикосновение или на издаваемые им звуки, полугодовалый малыш, глядя на сверстника, улыбался и размахивал игрушкой.

К концу первого года у младенцев уже появляются первые совместные действия, они начинают подражать друг другу, затевая шумные совместные игры: догонялки, прятки. Все эти действия встречаются редко и отличаются краткостью. Особенность их в неустойчивом внимании к сверстнику – ребенок потеряет его из виду на секунду и словно забывает о нем, отвлекаясь на другой предмет, или очень быстро устает от сверстника.

Ответные действия возникали под влиянием восприятия ребенком сверстника, иногда без всяких усилий со стороны воздействующего. Дети явно проявляли внимание и интерес друг к другу – взаимное наблюдение доставляло им немалое удовольствие, только бесцеремонное посягательство на их собственность – тело или игрушку – сердило младенцев. В то же время они были поразительно нечувствительны к протестам и выражению отрицательных эмоций сверстниками, создавалось впечатление, что они просто не слышат и не видят их.

Однако при всей, казалось бы, нечувствительности к проявлениям жизни сверстника младенцы уже владеют достаточно большим и все расширяющимся набором приемов, с помощью которых они привлекают к себе внимание сверстников. Не только привлекают, но и стремятся удержать их, предлагая новые способы взаимодействия. Дети с этой целью демонстрировали свои умения, улыбались и заглядывали в лицо сверстнику. Такие первые, робкие попытки можно наблюдать уже в первом полугодии жизни малыша.

Поразителен тот факт, что в присутствии сверстников младенец вдохновляется, и это сказывается на его моторике – она становится более пластичной, творческой, мобилизующей энергию ребенка, диапазон движений увеличивается, появляются совершенно неожиданные позы, движения.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 – 20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи.1







1 Абрамова Г.С.  Возрастная психология. Учебник для студентов вузов.Екатеринбург:    Деловая книга, 1999. С.394-395

2.2 Влияние взрослого на развитие ребенка младенческого возраста.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – непосредственно эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования       Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности – другой человек. Но если предмет деятельности – другой человек, то эта деятельность – и есть общение. Общение этого типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально активного призыва, хныканье превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Первые  признаки  общения  были  описаны М.  И. Лисиной. Это  внимание, интерес  к другому  человеку  (ребенок смотрит, прислушивается  к голосу); эмоциональный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к  себе внимание, стремление добиться от взрослого поощрения,  отношения к тому, что ребенок делает.  Психологи говорят: «Младенец  беспомощен, если он один, но пара   »мать  и   дитя"  не только не  беспомощна,  но  поражает своей жизнестойкостью".

Взрослый человек – центр всякой ситуации в младенческом возрасте. Естественно поэтому, что простая близость или удаление взрослого сразу означает для ребенка резкое и коренное изменение ситуации, в которой он находится. Если не побояться образного выражения, можно сказать, что простое приближение и удаление взрослого вооружает и разоружает активность ребенка. В отсутствие взрослого младенец попадает в ситуацию беспомощности. Его активность по отношению к внешнему миру как бы парализована или, во всяком случае, в высшей степени ограниченна и стеснена. У него как бы сразу отнимаются руки и ноги, возможность передвижения, изменения положения, захватывания нужных предметов. В присутствии взрослого для активности ребенка открыт самый обычный и естественный путь через другого человека. Вот почему другой человек для младенца – всегда психологический центр всякой ситуации. Вот почему смысл всякой ситуации для младенца определяется в первую очередь этим центром, т.е. его социальным окружением, или, шире говоря, отношение ребенка к миру является зависимой и производной величиной от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку.1

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказывается отрицательно. Установлено, что недостаточное общение со взрослыми снижает общую интенсивность всех видов поведения детей, это проявляется в вялости, замедленности реакций, бедности рисунка движений. Эмоции таких обделенных детей более бедные и редко возникают, как редки у них и активные действия, совершаемые по собственной инициативе.

1  Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С. Пб.: Союз, 1997. С.89

 и задержку психического и физического развития детей, воспитывавшихся вдетских учреждениях. Несмотря на то, что уход, питание, гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими, процент смертности был очень большим. Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма страдает предречевое и речевое развитие; разлука с матерью сказывается на развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. Анна Фрейд, прослеживая развитие детей, которые осиротели во время войны и воспитывались в детских домах, обнаружила, что в подростковом возрасте они не были способны к избирательному отношению к взрослым и сверстникам. Многие подростки пытались установить такие тесные детско-материнские отношения с кем-нибудь из взрослых, которые не соответствовали их возрасту. Без этого переход к взрослости становился невозможным.

Дело не в биологической привязанности ребенка к матери, не в удовлетворении сексуальных влечений, не в механическом предъявлении стимулов и в отборе реакций, а в организации общения, в формировании специфически человеческих потребностей, в управлении ориентировочной деятельностью ребенка. Можно даже сказать, что все дело не в матери как в биологическом факторе, а во взрослом как конкретном носителе для ребенка всей человеческой культуры и способов ее освоения.1

1 Абрамова Г.С.  Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. Екатеринбург:    Деловая книга, 1999. С.363-365

                                                      Заключение

  

Таким образом, в данной работе нами была рассмотрена проблема младенческого возраста как периода развития человека  с целью изучения  и описания  основных новообразовнаий младенчества.

Для достижения данной цели мы изучили и описали основные теории младенческого возраста, раскрыли возрастные особенности ребенка младенческого возраста, охарактеризовали условия развития младенца.

В процессе работы были сделаны определенные выводы.

Как нами было показано — еще до рождения между матерью и ребенком устанавливается мощнейшая информационная связь, формируется единая система «мать – дитя», имеющая свои законы, которые необходимо знать для того, чтобы правильно воспитать ребенка; значимость ее в плане физического и психического развития человека очевидна. Любые нарушения этой биосоциальной системы пагубным образом сказываются на развитии малыша, приводя к искажению его психической и личностной сфер.

Сегодня наше общество возвращается к пониманию определяющей роли семьи в обеспечении физического и психического здоровья ребенка. В настоящее время перед учеными стоит важнейшая задача образования родителей, ознакомления их с новейшими достижениями современной науки о человеке. Было бы ошибочно думать, что освоение ребенком мира человеческой культуры начинается лишь с момента овладения им речи, что на первых порах законы историко-культурного развития общества не играют существенной роли в воспитании малыша. Наоборот, ребенок уже с самого начала попадает в определенную культурную среду, в которой аккумулированы достижения всех предшествующих поколений. Уже с момента рождения начинается активный процесс усвоения им культурной составляющей окружающего мира.
Важно понимать, что особую роль играет интерес взрослого  к личности ребенка и к разностороннему развитию детей. Это проявляется в ориентации взрослого на знаки и сигналы, идущие от ребенка, как на показатели активности и соучастия самого ребенка во взаимодействиях. Понимание ребенка взрослым и понимание ребенком действий и ожиданий взрослого способствуют установлению стабильных отношений между ними.  Если ребенок с первого дня своей жизни считается разумным партнером, у него с самого начала воспитывается  чувство безопасности и доверия.

Родители знающие законы формирования поведения и психики ребенка, понимающие потребности и возможности своего ребенка смогут правильно спланировать процесс его воспитания и обучения, что поможет ранней профилактике социальной беспомощности и полноценно подготовит ребенка к его взрослой жизни. Только социально активный человек может  определить свою позицию, найти формы ее выражения, оценить степень соответствия решений, своим  интересам и потребностям и принять ответственность за свои действия. Только принимая ответственность, осознавая ее границы, человек может идти по пути конструктивного построения своей жизни.
    
                                                   
    Глоссарий

 №

Новые понятия

                   Содержание

 
 

  1

     

     Развитие


прогрессивное изменение чего-либо, связанное с его совершенствованием, с приобретением новых положительных качеств и свойств. Психологическое развитие человека – это совершенствование его психических процессов, состояний и свойств, переход их на более высокий уровень развития, способствующий лучшему приспособлению человека к условиям жизни


  2

   
     Возрастные

новообразования


тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развитии в данный период


   3

   
     Социальная

       ситуация

       развития


исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного возрастного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, тот путь, на котором социальное становится индивидуальным
 

 

 

  4

  

   Поведение


движение, связанное с выделением какого-то элемента из окружающей жизни. Оно имеет две части: ориентировочную и исполнительную. Без ориентировки нет поведения





  5



  

  Ведущий вид

  деятельности   


вид деятельности человека, в рамках которого в данном возрасте или в данный период времени происходят главные положительные изменения в психике и поведении соответствующего человека


 

 

  6

  

     Комплекс 

    оживления


эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. В комплексе зарождается координация движений. Комплекс оживления — это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения



 
  7

    Реакция на

      новизну



многообразная сенсорная реакция, она, в том числе, заключается в длительности удержания взгляда на новом предмете. Возникают самоподкрепляемые круговые реакции, когда каждую минуту предмет меняет свои свойства


  8

   Солипсизм



доведенный до крайних выводов субъективный идеализм; признание единственной реальностью только своего «я», индивидуального сознания, отрицание существования внешнего мира



  9

    Солипсист

последователь солипсизма

  

  10

 
Конвергенция



сближение, схождение соединение. В психологии термин конвергенция используется в области зрительного восприятия



  11

    Перцепция



восприятие. Восприятие бывает: зрительное и слуховое пространства, времени, движения; восприятие человека человеком


  12

 
  Госпитализм

синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающий в результате отделения ребенка от матери, а также ранней его институоализации



 
  13

   Социальная беспомощность

системная социально-психологическая характеристика личности  человека, имеющая широкое распространение у значительной части граждан новой России. Социальная беспомощность приводит к серьезным повреждениям в основных сферах душевной жизни (поведение, чувства, мышление) и выражается в нежелании или даже отказе человека брать ответственность за социально значимые аспекты своей жизни, что проявляется в форме лени, скуки, апатии, депрессии. Социальная беспомощность может привести человека к психосоматическим заболеваниям, зависимостям, суицидам, конфликтам и  правонарушениям



                                                                   

                             
                   Библиографический список
1. Абрамова Г.С.  Возрастная психология. Учебник для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 1999 

2. Авдеева Н. Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. Вопр. психол. 1987

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Международн. педагог. академия, 1995.

4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984.

5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология в задачах и ответах. М.: Просвещение, 1996.

6. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.

7. Выготский Л. С. Детская психология. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.

8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С. Пб.: Союз, 1997.

9. Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет. Вопр. психол. 1987.

10.Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1996.

11.Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986.

12.Зеньковский В. В. Психология детства. М.: Академия, 1995.

13.Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.

14.Кулагина И. Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.: Изд-во РОУ, 1996.

15.Кулагина И.Ю. Возрастная психология полный жизненный цикл развития человека.  Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2004.

16.Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

17.Мид М. Культура и мир детства.  М.: Наука, 1988.

18.Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. М.: Институт практической психологии, 1998.

19.Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: Изд-во МГУ, 1997.

20.Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990.

21.Развитие личности ребенка / Общ. ред. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987.

22.Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. Вопр. психол. 1986. № 6. 

23.Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. Вопр. психол. 1991. № 2

24.Смирнова Е. О. Психология ребенка. М.: Школа-Пресс, 1996.

25. Соколова Л.В., Андреева Н.Г. Этот удивительный младенец / Под ред. А.С. Батуева. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Рольф, 2001.

          26.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: Просвещение, 1996.

27.Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1995.

28.Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Психология отечества, 1995.

29.Эриксон Э. Детство и общество. М.: АСТ; Фонд «Университетская книга», 1996.
                                     
    

                                         Приложения                                                                  

                                                                                                            Приложение 1.

                       Безусловные рефлексы новорожденного1

                Раздражители

                     Рефлексы

Действие яркого света

        Глаза закрываются

Шлепок по переносице

        Глаза закрываются

Хлопок руками возле головы ребенка

        Глаза закрываются

Поворот головы ребенка направо

        Подбородок поднимается,

        правая рука вытягивается,

        левая сгибается

Разведение локтей в стороны

        Руки быстро сгибаются

Нажатие пальцем на ладонь ребенка

        Пальцы ребенка сжимаются

        и разжимаются

Нажатие пальцем на подошву ребенка

        Пальцы ног сжимаются

Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

         Большой палец ноги

         поднимается, остальные –

         вытягиваются

Укол булавкой подошвы

         Колено и стопа сгибаются

Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

         Ребенок пытается поднять

         голову, вытягивает ноги



1 Кулагина И.Ю. Возрастная психология полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2004. С.173

                                                                                                            Приложение 2.
                                       Физическое развитие младенца1

      Время появления движений

           Развитие моторики

                     1 месяц

       Поднимает подбородок

                     2 месяца

       Поднимает грудь

                     3 месяца

       Тянется за предметом, но как                                            

       правило, промахивается

                     4 месяца

       Сидит с поддержкой

                  5 – 6 месяцев

       Хватает рукой предметы

                    7 месяцев

       Сидит без поддержки

                    8 месяцев

       Садится без посторонней

       помощи

                    9 месяцев

       Стоит с поддержкой; ползает

       на животе

                  10 месяцев

       Ползает, опираясь на руки и

       колени; ходит, держась двумя

       руками

            11 месяцев

       Стоит без поддержки

            12 месяцев

       Ходит, держась одной рукой

1 Кулагина И.Ю. Возрастная психология полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2004. С.176

                                                                                                         

  Приложение 3.
                       

                            Решение простейших познавательных задач в

                                            младенческом возрасте1

     Возраст

   в месяцах         

                 Успехи

              Неудачи

        0 – 2



Когда на глазах ребенка прячется предмет, не наблюдается никаких определенных действий

       2 – 4

Ребенок прослеживает взглядом движущийся предмет. Может научиться прослеживать предмет от одного места до другого

Ребенок продолжает следить за движущимся предметом после его остановки. Ищет предмет на прежнем месте, когда видит его перемещение на новое место

       4 – 6

Ребенок больше не делает ошибок, характерных для 2 – 4 месяцев. Он находит предмет, частично закрытый платком

Ребенок не может найти предмет, который полностью закрыт платком

      6 – 12

Ребенок может найти предмет, полностью закрытый платком

Ребенок ищет предмет там, где находил его раньше, игнорируя то место, куда этот предмет спрятали у него на глазах



1 Кулагина И.Ю. Возрастная психология полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2004. С.179

                                                                                                            Приложение 4.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.