Реферат по предмету "Психология"


Воспитание учащихся с нарушением интеллекта

--PAGE_BREAK--



История Оте­чества

 

 

 

 

 

 

 

2

2

2

5

1

 

 

 

 

Обще­ствознание

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

2

Этика и психология семей­ной жизни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

Искус­ство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобра­зитель­ное ис­кусство

2

1

1

1

1

1

1

1

 

 

5

4

 

 

 

 

Музыка и пе­ние

2

1

1

1

1

1

1

1

1

 

6

4

 

 

 

 

Физ­культу­ра

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

14

4

2

2

2

4

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудо­вая подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудо­вое обуче­ние

2

2

2

2

4

 

 

 

 

 

10

2

 

 

 

 

Профес­сионально -тру­довое обуче­ние

 

 

 

 

 

6

8

10

12

14

 

50

 

 

 

 

Произ­водст­венное обуче­ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

24

26

 

Трудо­вая практи­ка (в днях) 

 

 

 

 

 

10

10

10

20

20

 

 

30

30

30

 

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционная подго­товка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) коррекционныекурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



разви­тие устной речи на основе изуче­ния предме­тов и явлений окружа­ющей дей­ствительности

 

1

1

 

2

2

 

 

 

 

 

2

4

 

 

 

 

соци­ально-бытовая ориен­тировка (ОСБ)

 

 

 

 

 

1

2

2

2

2

5

4

1

1

 

1

ритмика

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

3

2

 

 

 

 

б) обя­затель­ные ин­дивиду­альные и груп­повые коррекционные занятия 

2

2

2

 

2

2

1

1

1

 

 

 

13

 

 

 

 

Школь­ный компо­нент(обязательные заня­тия) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

4

3

 

Итого: обяза­тельная нагруз­ка уча­щегося

20

24

25

27

28

29

33

35

36

36

115

178

36

36

36

12

Факуль­татив­ные за­нятия

 

 

 

 

 

2

2

2

2

2

 

10

2

2

2

 

Всего: макси­мальная нагрузка на учащегося

20

24

25

 

27

28

31

35

37

38

38

115

188

38

38

38

12



На русский язык как государственный язык РФ в школах с нерусским языком обучения выделяются часы из общего количества часов, отводимых на родной язык.

Трудовая практика (в днях) проводится в летний период или в том же объеме в течение года при продлении срока обучения.

На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится 15 — 25 мин. учебного времени на одного ученика, в том числе на класс:



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Логопедические

занятия

4

4

4

4

3

3

2

2

 

 

 

26

 

 

 

 

ЛФК

1

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

 

2

2

 

2

 

2

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

Часы, предусмотренные школьным компонентом и факультативными занятиями, дополняют образовательные области по усмотрению учреждения.

Базисный учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально — трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.

 
·     Методы обучения

В настоящее время в педагогике распространена классификация, которая подразделяет все методы обучения на три группы: словесные, наглядные и практические. Основой такого подразделения является характер познавательной деятельности с точки зрения преимущественного источника получения знаний (СНОСКА: См.: Баранов С. Я., Сластенин В. А. Педагогика. — М., 1976)

Наиболее распространенными словесными (устными, вербальными) методами изложения учебного материала являются: рассказ, описание и объяснение, беседа. Живое слово учителя, присутствующее в рассказе или беседе, развивает мышление и речь учащихся, является основной формой общения учителя с учениками. Слово учителя служит для учащихся образцом устной речи, обогащает их собственную речь, расширяет их понятийный аппарат и активный словарный запас, углубляет понимание речи окружающих, вызывает интерес к учебному материалу, делает этот материал доступным для понимания учащихся.

В связи с этим к устному изложению учителем учебного материала предъявляется ряд требований как со стороны содержания, так и со стороны формы изложения:

§     учебный материал, излагаемый учителем, должен быть прежде всего научно достоверным;

§     учебный материал должен быть изложен в определенной системе и последовательности;

§     изложение учебного материала учителем требует четкости, ясности и научной простоты, чтобы быть понятным и доступным умственно отсталым учащимся;

§     материал, излагаемый учителем, должен быть близким и интересным для учащихся; таким изложение будет в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, быта, трудовой деятельности;

§     устное изложение учителя должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие активности учащихся;

§     изложение учителя должно быть целостным, законченным и познавательно ценным.

Среди учащихся специальной школы (особенно среди учащихся младших классов) велико количество детей с различными дефектами речи. И хотя над исправлением этих дефектов работает специалист-логопед, тем не менее это не умаляет роли учителя. Каждому учителю необходимо работать над выразительностью своей речи. Нельзя быть хорошим учителем специальной школы, если не умеешь выразительно читать и рассказывать, выразительно говорить. Своей интонацией учитель оттеняет своеобразие читаемого произведения и тем самым делает его более доступным для понимания учащихся.

Усвоение учебного материала обусловливает темп речи учителя. Если изложение учителя проводится в быстром темпе, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание, чрезмерно напрягаясь, быстро снижается, работоспособность падает. Ученик перестает слушать и слышать, выключается из работы.

Одним из основных методов обучения в специальной школе является рассказ — форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей. В рассказе сообщаются сведения о научных открытиях, биографиях писателей, поэтов, исторических событиях, описывается жизнь животных и растений и т. п. Метод рассказа удобен для сообщения впечатлений об экскурсиях, просмотренных кинофильмах, прочитанных книгах.

К рассказу в специальной школе предъявляются следующие требования.

§     Определенность темы и содержания. Рассказ всегда запоминается лучше и усваивается легче, если сведения, факты, события, примеры и т. д. объединяются одной общей темой, единой задачей, которая раскрывается последовательно и систематически.

§     Эмоциональность. Связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями и событиями делает его интересным и более доступным для понимания умственно отсталыми школьниками, вызывает сопереживания и пробуждает чувства. Учитель готовит свой рассказ, учитывая конкретную ситуацию и психологические особенности учеников.

§     Четкость структуры. Рассказ учителя должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминационный пункт, финал. Как метод рассказ используется на разных этапах урока. Прежде всего для сообщения новых знаний в тех случаях, когда материал не требует теоретических доказательств. Он может быть и средством сообщения дополнительных знаний.

Рассказ может занимать на уроке самостоятельное место, а может быть включен в процесс объяснения на разных его этапах. В начале урока он подготавливает учащихся к усвоению нового материала. В этом случае в своем рассказе учитель систематизирует и обобщает знания по данной теме, полученные учащимися ранее.

Если рассказ является основным методом сообщения новых знаний, то ему уделяется основная часть урока. В конце урока рассказ учителя обобщает изученное (в том случае, когда ученики не смогут сделать этого самостоятельно).

Объяснение — метод овладения теоретическим учебным материалом. Главная особенность этого метода — теоретические доказательства, которые предполагают:

§     постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития учащихся;

§     строгий, тщательный подбор фактического материала;

§     определенную форму рассуждений: анализ и синтез, наблюдения и выводы, индукция (на основе конкретных фактов делается вывод), дедукция (на основе ранее изученных общих положений формулируется более конкретное правило, положение);

§     использование иллюстративного материала (картин, рисунков, схемы и др.);

§     формулировку выводов;

§     включение дополнительных разъясняющих моментов, которые бывают необходимы в связи с конкретной ситуацией обучения. Учителю необходимо предвидеть возможные трудности и готовить различные варианты работы (например, для слабых учащихся придется изложить какую-то часть рассказа, используя представления, более доступные им).

Существенным звеном объяснения является получение обратной связи, которая реализуется путем постановки вопросов, побуждения учащихся к высказыванию своего понимания трудных мест («Саша, как ты понял то, что я сейчас сказал?»), предложения выполнить отдельные умственные или практические действия («А теперь запишите то, что я сейчас сказал»). Обратная связь, контакт с классом в процессе объяснения помогают учителю совершенствовать объяснение, непосредственно по ходу урока вносить необходимые поправки и корректировку.

Беседа как метод обучения представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом.

Главное требование к использованию этого метода — строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.

Вопросы (главные, второстепенные и дополнительные) должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены гак, чтобы ученики понимали предмет разговора.

Задавая вопрос, нужно иметь в виду возможные варианты ответов учащихся. Предполагая, что они могут быть неверными, учитель заранее готовит ряд вспомогательных, дополнительных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми мог бы воспользоваться ученик.

Вопрос должен ставиться перед классом, а не задаваться одному ученику. Соблюдать это простое правило в специальной школе особенно необходимо. Ученики класса включаются в работу лишь тогда, когда они знают, что каждый из них может быть вызван учителем для ответа. Обращение с вопросом к одному ученику снимает задание с остальных учащихся класса.

Степень трудности вопросов, задаваемых умственно отсталым детям, должна быть различной. Временные, пространственные, причинно-следственные отношения воспринимаются ими с большим трудом, следовательно, вопросы, которые будут направлены на выявление этих отношений, потребуют от учителя особого внимания.

Работа учащихся с учебником, книгой является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умения и навыки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.

Основное внимание при использовании этого метода обучения уделяется следующим требованиям:

§          каждый ученик должен иметь книгу, уметь находить то место, которое изучается;

§          учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания (найти абзац, прочитать, указать тему, вопрос, задание, правило и т. п.). В специальной школе необходимо проверить правильность усвоения полученной инструкции. Нельзя ограничиваться только указанием на страницу, на которой находится учебная статья, правила и т.п.

§          учащиеся должны ясно представлять себе характер работы: какой материал нужно воспроизвести, какова последовательность учебных операций и т. д.;

Использование метода демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой — учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.

К демонстрации как к методу в специальной школе можно предъявить следующие общие требования:

§     демонстрируемый объект должен быть хорошо виден со всех точек класса;

§     учитывая особенности внимания умственно отсталых детей, в момент объяснения следует показывать только необходимое пособие и после объяснения его убирать, ни в коем случае нельзя допускать предварительного осмотра экспозиции;

§     каждый учащийся действует согласно полученной инструкции и поставленной задаче, обращает внимание на те свойства и стороны демонстрируемого объекта, которые связаны с сообщаемыми знаниями;

§     словесное описание объекта учащимися должно способствовать развитию у них наблюдательности, формировать правильную, логически обоснованную речь;

§     необходимо добиваться, чтобы учащиеся на доступном для них уровне могли формулировать итоги наблюдений.

В настоящее время в школах широко используются различные технические средства обучения, с помощью которых можно просматривать кинои диафильмы, слайды и т. п. Такая демонстрация активизирует мыслительную деятельность учащихся, служит дополнительным источником информации. Однако необходимо помнить, что учащиеся часто увлекаются сюжетом, внешней фабулой, описательной стороной и теряют связь с изучаемыми понятиями. Поэтому при анализе впечатлений и формировании представлений и понятий главное внимание следует уделять тому, насколько эти впечатления связаны с теоретическими положениями урока.

Наблюдения и лабораторные работы. Основная цель лабораторных работ в специальной школе — это развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности. Формы применения лабораторных работ могут быть весьма разнообразными. 11ервые лабораторные работы проходят на базе наблюдений. В процессе этих наблюдений школьники накапливают определенный фактический материал, позволяющий делать логически обоснованные выводы. Второй вид лабораторных работ — это подтверждение сформулированных учителем правил, положений, выводов.

Экскурсии — это довольно распространенный метод обучения в специальной школе. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение. Посещая производство, сельскохозяйственные фермы, бывая на природе, дети получают в одних случаях общие впечатления; в других перед ними ставится конкретная учебная задача, связанная с изучением определенных производственных процессов или природных явлений. Любой вид экскурсии в специальной школе требует тщательной организационной подготовки.


·     Формы организации учебного процесса

В учреждениях может функционировать подготовительный (0) класс при наличии обучающихся с низким уровнем подготовленности к обучению даже в специальных условиях или обучающихся с диагнозом, требующим уточнения.

В I — IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.

В V — IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.

В I — IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально-трудовое обучение. В Vкласс введено природоведение, VIII — IX классы — обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки. В V — IX классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии.

К коррекционным занятиям в младших (I — IV) классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (V — IX) классах — социально — бытовая ориентировка (СБО).

Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (0 – VIII классы), ЛФК (0 — IV классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (0 — IV классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями.

В III — V классах выделяются часы на обязательные занятия по выбору. В V — IX классах предусмотрены факультативные занятия, а также трудовая практика по профилю обучения.

В учреждениях могут создаваться одногодичные (X), двугодичные (X — XI), трехгодичные (X — XII) профессиональные классы или профессиональные курсы (I, I — II, I — VI), что входит в компетенцию региона и учреждения.

В классы «могут направляться умственно отсталые подростки, которые в силу своих психофизических особенностей не смогут по окончанию девятилетней школы работать в условиях современного производства или продолжать образование в ПУ.

Курсы могут функционировать как производственные для обучающихся, имеющих возможности овладения углубленной профессиональной подготовкой по тому профилю труда, под который есть социальный заказ и производственная база для трудоустройства выпускников.

Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений.

Продолжительность урока в „подготовительном“ классе — 30 — 35 мин. в течение всего учебного года; в 1 классе — 35 мин. (I четверть), начиная со IIчетверти — 45 мин.; во II — IX и X -XII классах (I — 111 курсах) — 45 мин.

В „подготовительном“ классе в течение учебного года и в I классе в течение I четверти отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 мин.

Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Часы, отведенные на обязательные предметы школьного компонента и факультативные занятия, могут быть использованы по усмотрению учреждения на занятия по логопедии, развитию речи, на такие предметы, как элементы физики и химии в быту и на производстве, истории и культуры родного края, на производительный труд по профилю трудового обучения, дополнительно — на профессионально — трудовое обучение, изучение других предметов.

Факультативные занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту.

Для занятий по трудовому обучению обучающиеся IV — IX и X — XII классов (I — II! курсов) и СБО делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача.

Летняя трудовая практика в V — VII классах (в течение 10 дней), VIII классах (в течение 20 дней) по окончании учебного года или в том же объеме в течение года при продлении срока обучения проводится на базе школьных мастерских.

В IX классах (в течение 20 дней), X — XII классах (I — III курсах) в течение 30 дней по окончании учебного года — на базе промышленных предприятий или в учебно -производственных комплексах.

По окончании IX классов обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения.

Обучающиеся, поступающие в X профессиональный класс (на I курс) проходят собеседование или тестирование по общеобразовательным предметам (русский язык, чтение, математика) и профессионально — трудовому обучению.

По окончании профессиональных классов (курсов) обучающиеся сдают экзамен по полученной профессии и получают квалификационный сертификат.





    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История Маши Мироновой (по повести "Капитанская дочка")
Реферат Домбаль, Томаш Францевич
Реферат Видение пророка Даниила в русском искусстве XV-XVI веков
Реферат Colorado Essay Research Paper Colorado Then and
Реферат Вплив прийомів догляду на ріст, продуктивність та урожайність кукурудзи на зерно
Реферат Система государственного контроля за пожарной безопасностью на объектах торговли города Москвы
Реферат British Traditional Holiday
Реферат Органи попереднього розслідування
Реферат Перевод нежилого помещения в жилое
Реферат Корпуса стандарта АТХ
Реферат Анализ перспектив развития инновационной деятельности в россии попов В. В., аспирант гси министр финансов РФ алексей Кудрин 14 апреля 2009 год
Реферат Порты России
Реферат Функціонування світового ринку рибної продукції
Реферат Организация работы с руководящими кадрами в системе государственных органов
Реферат Модильяни