Реферат по предмету "Психология"


Воспитание и развитие личности

Контрольнаяработа
по дисциплине«Основы психологии и педагогики»
Тема: «Воспитаниеи развитие личности»

Содержание
Введение
1. Обучение как целенаправленный процесс развития личности.Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия
2. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность сцелью формирования у нее определенных психических и личностных качеств
3. Социальная среда и ее воспитательные функции. Социализациякак процесс формирования у человека поведенческих моделей
Заключение

Введение
Развитиечеловека — результат сложного длительного поступательного процесса, в ходекоторого изменяются его биологические, психические и социальные свойства. Этиизменения происходят в процессе формирования личности под воздействием еевоспитания и образования. Воспитание оказывает определяющее влияние на развитиеличности.
Оно определяетстановление человека как индивидуального общественного существа. Маугли нельзяназвать личностью, он лишен речи, умения общаться, типичных человеческихкачеств. Ученые считают этот процесс непознанным.
Навопрос, почему различные люди достигают различного уровня развития, можноответить, что это зависит от взаимодействия внутренних природных сил и внешнихсоциальных условий. Внутренние — это физиологические и психологические данныечеловека, внешние — это среда.

1. Обучение какцеленаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности:учебно-познавательные мотивы, цели, задачи иучебные действия
Подобучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организациии стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся поовладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческихспособностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Знаниев педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и умение свободнои логично воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретическиеобобщения: понятия, правила, залы, выводы и т.д.
Умение- это владение способами(приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.
Навыкрассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие,доведенное до высокой степени совершенства.
Подспособностями следует понимать такие развивающиеся в процессе обучения психическиесвойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ееактивной учебно-познавательной деятельности, а с другой — обусловливают высокуюстепень успешности этой деятельности.
Способности- это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательнойдеятельности. Способности подразделяются на общиеи специальные. К общим способностям относятся такие, как трудолюбие, настойчивость,целеустремленность в работе и др. Специальные способности основаны на природныхзадатках (феноменальная память, хорошие вокальные данные, музыкальный слух ит.д.).
Вкачестве важнейших задач обучения выступают следующие:
▪стимулирование познавательной активности учащихся;
▪организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научнымизнаниями, умениями, навыками;
▪развитие мышления, сообразительности, памяти, творческих способностей идарований;
▪формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
▪выработка и совершенствование учебно-познавательных умений и навыков;
▪формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания(самообразование).
Впроцессе обучения выделяются следующие структурные компоненты:
1.целевой;
2.потребностно-мотивационный;
3.содержательный;
4.операционно-деятелъностный;
5.эмоционально-волевой;
6.контрольно-регулировочный;
7.оценочно-результативный.
Рассмотримкаждый из них:
1)Организация обучения связана прежде всего с четким определением его целейучителем, осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения есть нечто иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение (прогнозирование) егоконечных результатов, т.е. того, к чему конкретно должны стремиться педагог иучащиеся.
Впроцессе обучения вообще и на каждом отдельном занятии в частности решаются тригруппы взаимосвязанных целей. К первой из них относятся цели обучающие (овладениезнаниями, выработка умений и навыков); ко второй — цели развивающие (развитиемышления, памяти, творческих способностей); к третьей – цели воспитательные (овладениемировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирование взглядов,убеждений и т.д.).
2)Огромная стимулирующая роль потребностей и мотивов деятельности в развитииличности в обучении. Овладение изучаемым материалом и развитие учащихсяпроисходит только тогда, когда побуждаемые потребностями в учении, онипроявляют высокую учебно-познавательную активность. В этом отношении весьмаглубокий смысл имеет мысль выдающегося французского физика Б.Паскаля: ученик — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. Этим«факелом» и являются потребности учащихся в активном овладенииизучаемым материалом. Как же их возбуждать и формировать?
Известныйроссийский дидакт М.А. Данилов утверждал, что движущей силой учения и возбуждения потребности вовладении изучаемым материалом является переживание учащимися внутреннихпротиворечий между знанием и незнанием, между возникающими у нихпознавательными вопросами и проблемами и недостатком наличных знаний для ихрешения.
Длятого чтобы приводить в действие эту «движущую силу» и формировать уучащихся потребность в учении необходимо:
•создавать в процессе обучения проблемные ситуации, для решения которыхнеобходимо овладеть новыми знаниями;
•ставить познавательные вопросы, решить которые учащиеся могут только изучивновый материал;
•использовать демонстрацию учебно-наглядных пособий и технических средствобучения, побуждающих учащихся к размышлению и осмыслению новых знаний;
•побуждать учащихся к анализу излагаемых фактов и примеров по изучаемомуматериалу и к формированию обобщающих выводов и теоретических понятий.
Существенноевлияние на формирование потребностно-мотивационной сферы и познавательнойактивности учащихся оказывает та общая закономерность воспитания, согласнокоторой их учебная деятельность стимулируется радостью достигаемых успехов вовладении знаниями.
Нужноправильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, невыполняет домашних заданий и шалит на уроках. В подобных ситуациях учителяиногда говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильно было бы сказать: унего нет потребности в учении, и принимать меры к ее возбуждению.
3)Учителю, готовясь к занятиям, каждый раз нужно продумывать, каким должно бытьих содержание, и в необходимых случаях корректировать учебную программу иматериал учебника. Для этого необходимо:
Первое.Следует конкретизироватьобъем теоретических положений, которыми необходимо овладеть учащимся, выделитьиз них ведущие, связывающие новый материал с ранее изученным.
Второе.Четко определить системутех умений и навыков, которые следует выработать у учащихся.
Третье.Определить те идеи иморально-эстетические положения, овладение которыми должно способствоватьформированию мировоззрения и нравственности учащихся.
Четвертое.При необходимостиобновления материала учебника ввести новые факты, а также сделать, если этонужно, соответствующие теоретические уточнения.
Пятое.Если материал учебникаслишком обширный и излишне перегружен несущественными деталями, попытатьсяструктурировать его для более сжатого изложения.
4)Система учебно-познавательных действий включает в себя:
▪первичное восприятие и осмысление изучаемого материала;
▪последующееего более глубокое осмысление;
▪усвоение (запоминание) изучаемого материала;
▪применение усвоенных знаний на практике;
▪дальнейшееповторение, углубление и систематизацию знаний, упрочение умений и навыков, атакже мировоззренческих и нравственно-эстетических идей.
Указанные познавательныедействия органически связаны между собой и осуществляются в единстве, хотя накаждом этапе учебной работы на первый план выступает то одно, то другоедействие, причем каждое из них позволяет добиваться лишь определенногорезультата в овладении изучаемым материалом.
5)Термин эмоциональность означает возбуждать, волновать. Следовательно, эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, прикотором у учащихся возбуждается чувство интереса к учению и внутреннее влечениек активной учебно-познавательной деятельности, что одновременно стимулируеттакже волевую направленность этой деятельности.
Напридание обучению эмоционально-положительного характера оказывают влияниеследующие факторы:
▪ надлежащая сформированность потребностно-мотивационной сферы учащихся, стимулирующей их к учению;
▪использование различных дидактических приемов и методов, способствующихразвитию познавательных интересов и придающих учению увлекательный характер:демонстрация учебно-наглядных пособий, применение технических средств обучения,использование ярких примеров и фактов и т.д.;
▪эрудиция учителя, его умение с определенным артистизмом излагать новыйматериал, обращаться к чувствам учащихся, использовать особые мнемоническиеприемы, способствующие непроизвольному запоминанию материала.
6)Регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся и контроль за ееходом являются важными условиями успешного обучения. Для них необходимо:
Во-первых,учителю необходимопостоянно делать акценты на анализе решения поставленных им целей учебнойработы и соотносить их с достигнутыми результатами. Если, например, ему неудается обеспечивать усвоение учащимися изучаемого материала на уроке,возникает необходимость в корректировке и регулировании методики собственнойработы.
Во-вторых,важно избегатьоднообразия в организации учебно-познавательной деятельности учащихся ипроявлять необходимое творчество в структурировании уроков, в обновлении методов обучения, в расширении самостоятельнойучебной работы и т.д.
В-третьих,следует болеерационально подходить к определению объема и степени сложности материала и недопускать его перегрузки.
В-четвертых,важно регулярноосуществлять контроль за учебной работой учащихся, содействовать развитию болееспособных из них и оказывать своевременную помощь тем, кто испытывает трудностии отстает в учении.
7)Чем регулярнее проводятся проверка и оценка знаний учащихся тем они большестимулируют их учебно-познавательную деятельность. Поэтому в идеале учебнаяработа должна строиться так, чтобы на каждом уроке и по каждой изучаемой темебыли проверены знания каждого учащегося. При коллективных формах обученияэтого, естественно, достигнуть невозможно. Но учителю нужно рационализироватьметоды проверки знаний учащихся таким образом, чтобы сделать ее болеерегулярной.
Какуже отмечалось, общей направленностью обучения должно быть образованиеличности, ее всестороннее формирование. С указанной точки зрения учебныйпроцесс выполняет следующие образовательные функции: обучающую, развивающую ивоспитательную. Сущность этих функций в следующем:
Обширность,глубина и прочность научных знаний – важнейший признак обученности личности. Поверхностность, отрывочность иотсутствие системы в знаниях, которые зачастую наблюдаются у учащихся,свидетельствуют как о недостатках школьного обучения, так и о низкойпознавательной активности самих учащихся, за что отнюдь нельзя снимать с нихопределенной ответственности. Распространение репетиторства, которое далеко невсе родители могут себе позволить, — горькое следствие этих недостатков.
Развитиеучащихся в процессе обучения связано с побуждением их к мыслительной активности, сообразительности,умственной гибкости и творчеству, прочному овладению изучаемым материалом ит.д.
Органическойчастью умственного и личностного развития учащихся является также развитие общихспособностей, творческих склонностей и задатков, что в настоящее времяприобретает первостепенное значение. Известный ученый-гельминтолог К.И.Скрябинписал: «Склонности проявляются и развиваются у человека рано. Их развитие,их рост в большой степени зависят от качества преподавательской работы в школе».
Воспитаниев процессе обучения осуществляетсяпутем побуждения учащихся к овладению мировоззренческими инравственно-эстетическими идеями, формирования их эмоционально-чувственнойсферы, связанной с гражданско-патриотическим развитием, выработкой культурыповедения и межличностным общением. Большое влияние здесь оказывает личностьучителя, его эрудиция, нравственность, умение стимулировать активность учащихсяв работе над собой.
обучениевоспитательный психический поведенческий
2. Воспитание какцеленаправленное воздействие на личность с целью формирования у нееопределенных психических и личностных качеств
Под воспитанием следуетпонимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процессорганизации и стимулирования (активизации) разнообразной деятельностиформируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическимиумениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовнымиотношениями.
Вчастности, выделяются понятия: «воспитание в широком смысле», или«образование», «обучение», и «воспитание в узкомсмысле».
Сэтой точки зрения целостный процесс воспитания в его широком и узком смысле можнопредставить в виде следующей схемы:
/>
Довольночетко разграничивала воспитание и обучение Н.К.Крупская. Она отмечала, чтообучение направлено главным образом на приобретение знаний и выработку уменийприменять их на практике, и в этом смысле оно обеспечивает обученность учащихся. Воспитание же она связывала с формированиемличностных черт и качеств, которые характеризуют воспитанность человека.
Можно наблюдать в жизни,когда у иного человека есть определенная обученность(знания, умелость), но нехватает воспитанности (низкая культура общения, отсутствие гражданских мотивовповедения, неопрятность и т.д.).
Выделениев общем воспитательном процессе его специфических сторон — обучения ивоспитания в узком смысле — во многом носит условный характер. В реальнойпедагогической деятельности они органически связаны между собой и проникаютдруг в друга. Нельзя осуществлять действенного воспитания без хорошопоставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелоговоспитания.
Вэтом смысле между этими процессами существует определенная взаимозависимость.Чем качественнее осуществляется обучение, тем благотворнее оно влияет навоспитание. И, наоборот, действенное воспитание положительно сказывается наотношении учащихся к овладению знаниями, к соблюдению правил поведения, т.е.способствует улучшению обучения. В этом проявляется своеобразная педагогическаязакономерность.
Цели воспитания — этоожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные подвоздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательныхакций и действий.
В качестве критериевоценки воспитанности человека принимают: • «добро» как поведение наблаго другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
• «истину» какруководство при оценке действий и поступков; • «красоту» во всехформах ее проявления и созидания.
Мера воспитанностичеловека определяется следующими критериями: ▪ широтой и высотойвосхождения человека к вышеозначенным ценностям;
▪ степеньюориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководстваими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основеличностных качеств.
О воспитанности человекаможно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения вцелом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, поотношению к деятельности и стилю общения.
Направление воспитанияопределяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяютумственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. Внаше время формируются новые направления воспитательной работы — гражданское,правовое, экономическое, экологическое.
Умственное воспитаниеориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса кпознанию окружающего мира и себя. Оно предполагает:
• развитие силы воли,памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательногопроцессов;
• формирование культурыучебного и интеллектуального труда;
• стимулирование интересак работе с книгой и новыми информационными технологиями;
• а также развитиеличностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, способности ктворчеству.
Задачи умственноговоспитания решаются средствами обучения и образования, специальнымипсихологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственныхдеятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесстворческого поиска, исследования и эксперимента.
Этика составляеттеоретическую основу нравственного воспитания. Задачи и содержание нравственноговоспитания молодого поколения определяются посредством этических требованийобщества. В письменной традиции человечества основные постулаты нравственногоповедения человека были представлены в Библии и Коране.
В качестве основных задачэтического воспитания выделяют:
• накоплениенравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, наулице, в школе и других общественных местах);
• разумное использованиесвободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательногои заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности иделикатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувствадолга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда,бережного отношения к национальному достоянию.
В повседневной жизниможно наблюдать факты отклонения человека от морально-нравственных принципов.
Основными критерияминравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы,ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомымлюдям.
Главными задачамитрудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного,ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности,накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанностичеловека.
Для решениявышеозначенных задач используют разные приемы и средства:
• организацию совместноготруда воспитателя и воспитанника;
• объяснение значимостиопределенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всегопредприятия, Отечества;
• материальное иморальное поощрение производительного труда и проявления творчества;
• знакомство с трудовымитрадициями семьи, коллектива, страны;
• кружковые формыорганизации труда по интересам (технического творчества, моделирования,театральной деятельности, кулинарии);
• творческие конкурсы исоревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;
• временные и постоянныедомашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенныхобязанностей в трудовых бригадах;
• контроль за экономиейвремени и электроэнергии, ресурсами;
• учет и оценкарезультатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи,рационализации процесса и наличие творческого подхода);
• специальная профессиональнаяподготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора,библиотекаря, сантехника).
Целью эстетическоговоспитания является развитие эстетического отношения к действительности.
Эстетическое отношениепредполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно можетпроявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Благодаряспособности к восприятию прекрасного, человек обязан привносить эстетическое вличную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность исоциальный ландшафт. Одновременно эстетическое воспитание должно уберегать насот ухода в «чистый эстетизм».
В процессе эстетическоговоспитания используют художественные и литературные произведения: музыку,искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие вхудожественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций,бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещениемузеев и художественных выставок, изучение архитектуры города. Воспитательноезначение имеет эстетическая организация труда привлекательное оформлениеклассных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус,проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относитсяи к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могутпослужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов иофисов.
Основными задачамифизического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировкадвигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливанияорганизма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышениеработоспособности человека.
Организация физическоговоспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, вшколе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимомучебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристическихпоходов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактикизаболеваний подрастающего поколения.
Для воспитания физическиздорового человека чрезвычайно важно соблюдение элементов повседневного режима:продолжительный сон, калорийное питание, продуманное сочетание различных видовдеятельности.
Гражданское воспитаниепредполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другимлюдям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять нетолько конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свойвклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственностьза судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы,и становиться гражданином мира.
Экономическое воспитание— это система мер, направленная на развитие экономического мышлениясовременного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны.Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств —бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний,касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономическойрентабельности, налогового обложения.
Экологическое воспитаниеосновано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам иполезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильноеучастие в предотвращении экологической катастрофы.
Правовое воспитаниепредполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за ихнесоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законами Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступаетпоследние.
Воспитательный процесс вцелом и в рамках отдельного направления можно наблюдать или организовывать нанескольких уровнях:
1-ый – социетарныйуровень дает представление о воспитании как постоянной функции общества налюбой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, а именно такойстороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех ее формахи проявлениях молодому поколению.
2-ой – институциональныйуровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условияхконкретных социальных институтов. То есть организаций и учреждений, которыеспециально создаются для этого. Такими организациями являются детские дома ишколы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития.
3-ий –социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельныхсоциальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллективпредприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников,ассоциация бизнесменов—на своих коллег, ассоциация женщин-матерей погибшихвоинов, выступая против войны, — на государственные органы, ассоциацияпедагогов — на развитие творческого потенциала педагогов.
4-ый – межличностныйуровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия междувоспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических иличностных особенностей последних. Примерами такой практики могут послужить:родительское воспитание, работа социального психолога и педагога в работе сдетьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессеобщения с учениками в условиях образовательной системы.
5-ый – интраперсональный уровень по сути является процессом самовоспитания, которыйосуществляется как воспитательное воздействие человека на самого себя в разныхжизненных обстоятельствах. Например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессевыполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивногосоревнования.
3. Социальная среда и еевоспитательные функции. Социализация как процесс формирования у человекаповеденческих моделей
Посовременным представлениям социальная педагогика — это отрасль педагогики,рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальныхкатегорий людей, в организациях, специально для этого созданных.
Особенностьсовременной социальной педагогики — ее гуманистическая направленность, единствотребований и уважения к детям, т. е. сотрудничество, содружество, сотворчествовоспитателя и ребенка.
Преждевсего надо определить, что такое социальная среда. Это, во-первых, широкаясоциальная действительность, общество, государство и, во-вторых, это педагогикинепосредственное окружение ребенка, влияющее на его формирование.
Ребенокрождается с предрасположением к определенным задаткам и способностям, но какони разовьются, зависит от природы и среды.
Среда– это глобальные события в мире, на планете, экономические события, стихии,события в стране, в обществе, где живет ребенок. Это события в городе, вдеревне, в семье. Это религиозное влияние, влияние улицы, сверстников, школы,внешкольных учреждений, клубов и центров.
Подвлиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно. В этомпроцессе развития ребенок становится личностью. Происходит изменение егоорганизма, психики под влиянием его окружения, семьи и сверстников.
Взависимости от окружения развиваются его мировоззрение, его общественнаясущность.
Важностьсреды социальному педагогу следует учитывать начиная с утробного возраста.Далее с взрослением ребенка рассматриваются его положение в семье, отношения сродственниками, религиозная, культурная, национальная и политическая среда.
Чтодля ребенка среда? На ребенка влияют семья, двор, улица, школа, телевизор.Немаловажный фактор — улица. У родителей и воспитателей слово «улица»вызывает шок. Хотя в сутки на улице ребенок проводит всего несколько часов. Водворе ребенок познает окружающий мир. Место, где он живет, определяет егокругозор.
Воспитательнаяфункция социальной педагогики предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду,процесс его социализации, его адаптацию в ходе обучения и воспитания.
Социальноевоспитание — понятиемногомерное. Это забота общества о поколении будущего, поддержка человекаобществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятиинравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятииправовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Помочь человеку — этозначит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новойжизненной ситуации.
Подлинноевоспитание требует глубокого понимания природы ребенка, его знаний, опыта,интереса. Чтобы добиться успеха, необходимо изучать ребенка, уметь наблюдать,анализировать его поступки, знать обстановку, в которой он живет, влияниеокружающей среды на ребенка.
Гуманизмсовременного социального воспитания состоит в том, чтобы строить отношенияребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге ивзаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга.Задача социального работника состоит в том, чтобы стимулировать физические,нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества,приемлемые обществом: постоянное самосовершенствование, умение организоватьсебя.
Социальнаяпедагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности втеоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения илисоответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначатьсоциализацией личности.
Социализация-двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидомсоциального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей;с другой стороны — процесс активного воспроизводства индивидом системысоциальных связей за счет его активной деятельности; активного включения всоциальную среду. Становление личности происходит впознании окружающей среды, добра и зла, того, с чем ему придется столкнуться вдальнейшей жизни.
Сложностив социализации личности проявляются у детей-инвалидов, у детей с физическимидефектами, слепых, глухих, у детей с задержкой психического развития.
Социализацияличности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какоевлияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятсяобщество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные ииндивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельнорешать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, какразвивается его уверенность в своих силах.
Социализациявключает три взаимосвязанных процесса:
1)социальная адаптация — это активное приспособление к условиям среды посредствомусвоения/ассимиляции внешних требований и изменения/аккомодации собственныхреакций;
2)индивидуализация — активное приспособление личности к собственным особенностямв форме самопознания, самопринятия и самореализации;
3)социально-психологическая интеграция – постепенное усложнение, упорядоченностьи согласование интрапсихических компонентов и функций в соответствие стребованиями социальной реальности.
Вцелом, при рассмотрении социализации выделяют следующие стадии:
▪дотрудовую (в которой выделяют ранний период и период обучения),
▪трудовую и
▪послетрудовую.
Дотрудоваястадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовойдеятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менеесамостоятельных периода:
а)ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления егов школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодомраннего детства;
б)стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этоготермина.
Трудоваястадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографическиеграницы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии непредставляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека.
Воздействиена личность на всех стадиях социализации осуществляется или непосредственно иличерез группу. Институтами социализации являются:
·семья и дошкольные образовательные учреждения;
· школа,также учреждения среднего и высшего профессионального образования;
· трудовойколлектив.
Итак,социализация есть процесс вхождения человека в общности, его знакомство спостепенно расширяющимся кругом различных общностей, выработки отношения к новым общностям, принятие тех или иных установок, характерныхдля общности, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе вцелом.
Вкачестве одного из механизмов социализации в социальной психологиирассматривается роль. Роль — это шаблон определенных прав и обязанностей.Обязанность — это то, что человек чувствует вынужденным делать, исходя из тойроли, которую он играет; другие люди ожидают и требуют, чтобы он поступалопределенным образом.
Играниероли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью,и осуществлять свои права по отношению к другим. Каждый человек имеет некотороепредставление о том, что составляет подобающую линию поведения как для негосамого, так и для других. Освоение ролей происходит в группах, где люди учатсядруг у друга, наблюдая ролевое поведение окружающих. Некоторые ситуации могутоказать сильное влияние на людей, заставляя их вести себя так, как они бы немогли вести, предсказывая заранее.
Властьситуации влечет неопределенность ролевых границ, авторитарное иинституциализированное (заданное социальным институтом) разрешение вести себя взаданном направлении или не проявлять традиционно неодобрительные способыреагирования.
Социализация личностипроисходит под влиянием социума — тех общностей, в которых находится человек.Известно, что под влиянием родительской семьи у человека закладывается системаценностей, нормы отношений к старшим, сверстникам и т.д. Вместе с тем, начеловека влияют не только малые группы, в которых он непосредственноразвивается, но и культура, ее тип, характеристики, Все это сказывается нахарактере отношений индивида к обществу, к другим и к себе.

Заключение
Развитиеличности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания.
Наследственность— это физические,биологические свойства человека, родовые особенности его организма. Цвет кожи,глаз, форма волос, телосложения, особенности нервной системы и мышления. Понаследству передаются задатки и способности человека. Другое дело — разовьютсяли они в процессе становление его личности. Это зависит от условий жизни ивоспитания.
Биологическоесказывается в том, что у человека от природы имеются определенные склонности,способности и творческие задатки, которые позволяют ему более интенсивноразвиваться в той или иной области деятельности: в отдельных видах труда,умственных занятий, искусства.
Биологическое(например, физические недостатки, речевые дефекты и отсутствие внешнегообаяния) иногда также может серьезно сказываться на развитии человека: делатьего замкнутым, раздражительным и т.д.
Однаковлияние биологическогони в коем случае нельзя переоценивать. Биологическое исоциальное тесно переплетаются. Психолог К.К.Платонов отмечал, что биологическиобусловленная подструктура личности (способность к овладению общественнымопытом, задатки и т.д.) подчинена ее социально обусловленной подструктуре.
Такимобразом, влияние природных задатков и способностей является вторым фактором, воздействующимна личностное развитие человека.
Есть,однако, и еще один фактор, оказывающий влияние на формирование личности – воспитание.С развитием науки и технического базиса производства, с усложнениемобщественных отношений его роль постоянно возрастает. В современных условияхуже трудно представить приобщение человека к жизни и производственнойдеятельности без продолжительного и специально осуществляемого обучения ивоспитания. В то же время без воспитания человек не может развивать исовершенствовать свои природные склонности, способности и задатки.
Все это позволяет сделатьважный для педагогики вывод: определяющую роль в развитии и формированииличности играет воспитание.

Список литературы
 
1. Андреева Г.М.Социальная психология. М, 2004.
2. БардовскаяН. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник нового века. – Спб., 2000.
3. ВасильковаЮ. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. Курс лекций. — М., 2006.
4. ХарламовИ. Ф. Педагогика: Крат.курс: Учеб.пособие. – Мн.: Выш. шк., 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.