Реферат по предмету "Психология"


Восприятие человека человеком

Оглавление
Введение
Глава 1. Восприятие человека человеком в статике
1.1 Механизмы взаимопонимания в процессе общения
1.2 Процесс отражения собственного сознания ввосприятии людей
1.3 Факторы восприятия
Глава 2. Восприятие человека человеком в динамике      
2.1 Формирование первого впечатления о другом человеке    
2.2 Эффекты межличностного восприятия
2.3 Эффект обратной связи
Заключение
Список литературы
Введение
Восприятие — это целостное отражение предметов иявлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органычувств.
Восприятиеобеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире,является результатом деятельности системы анализаторов и возникает на основеощущений.
По сравнениюс ощущениями восприятие ― более сложный процесс отражениядействительности предполагает выделение из комплекса, воздействующих признаковосновных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением отнесущественных. Восприятие делает возможным создание интегральной картиныдействительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязькоторых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами исвойствами, различными частями, предмета или явления.
С точки зрения взаимодействиячеловека и организационного окружения, одним из самых важных процессоввосприятия является восприятие человека. То, каким мы видим человека, какиечерты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение,принципиально определяет то, как мы строим отношения и как мы взаимодействуем сэтим человеком. Восприятие человека сильно влияет на многие важныеорганизационные процессы, такие, как отбор и назначение людей на должности наоснове интервью, проведение переговоров, оценка предложений по результатамустного сообщения, формирование рабочих групп и т.п.

Глава 1.Восприятие человека человеком в статике 1.1Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Восприятие человека человеком —понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процессапостроения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственномобщении с ним. Включает в себя все уровнипсихического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.
Первоначально при восприятии незнакомогочеловека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительныедвижения тела). При разворачивании процессе восприятиячеловека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональныхсостояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристикиличности.
Внешность человека воспринимается другимчеловеком как некоторая «совокупность анатомических, функциональных и социальныхпризнаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению». Важно подчеркнуть,что эти признаки даны в неразрывном единстве, но на первое место выступают те изних, которые наиболее важны для воспринимающего в данной ситуации. Первый вопрос,возникающий при встрече с незнакомым человеком: кто он? — относится, прежде всего,к его социальному положению. Отчасти об этом можно судить по его физическому облику,в котором отложились особенности образа жизни, включая вид труда, питание, режимотдыха и т. д., характерные для определенной социальной группы. Не меньшее значениеимеет его манера держаться, специфические обороты речи. По тому, насколько костюм,прическа и т. п. соответствуют принятым образцам, можно судить как об имущественномположении человека, так и о его отношении к принятым нормам. В ситуациях, где важноисполнение определенных функций, для облегчения ролевого восприятия вводится специальнаяформа одежды, знаки различия и другие символы.
Во взаимодействии между людьми каждому важно понятьсубъективную позицию партнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию. Склонностьк сотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, сопровождается оживлением,улыбкой, приветливостью и другими знаками расположения. И наоборот, холодность,напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отдалить того, кто претендуетна сотрудничество, «поставить его на место». О том, как представляется человеку«соотношение сил» (социальных возможностей) в предстоящем взаимодействии, свидетельствуетего мимико-соматическая «пристройка» к партнеру. Если человеку кажется, что успехего начинания зависит от другого (он хочет, чтоб его поняли, согласились с ним,поверили ему), он старается заглянуть другому в глаза, угадать его отношение к своимдействиям, поскорее поправить, если что получилось «не так». «Пристройка снизу»проявляется в расточительности мелких движений, беспорядочности жестикуляции, излишкахмышечного напряжения, в лихорадочных поисках средств воздействия, вплоть до попытокпродемонстрировать отсутствующую независимость. Некоторые индивиды предпринимаютзначительные усилия для того, чтобы ввести в заблуждение партнера или хотя бы скрытьсвои внутренние переживания в процессе взаимодействия.1.2 Процесс отражения собственного сознания в восприятии людей
Представлениео другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознаниясебя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация ирефлексия.
Идентификация — это один из механизмов познания и пониманиядругого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимомудругому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данногосубъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуацияхвзаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению.При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.
Следует различатьпонятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой являетсяпроцесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому,то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта отдругих людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтныхотношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другаягруппа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтногообъекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально(литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). И в том и в другомслучае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведенияобъекта референтности (группы, отдельного человека.
Понятие «идентификация»по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».
Эмпатия — это постижение эмоциональных состоянийдругого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схожс механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на местодругого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означаетотождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Простопри эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относитсяк нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегиисвоей линии поведения.
Рефлексия — это осознание индивидом того, как онвоспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению пониматьменя. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристикидруг друга. 1.3 Факторывосприятия
Люди, вступающиев общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальномустатусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее частоприменяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологииэти ошибки получили название фактора превосходства.
Схема восприятия такова [4]. При встрече с человеком, превосходящимнас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно,чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которогомы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируетсяпо какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многимпараметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком а только при действительноважном, значимом для нас неравенстве. Для того чтобы подействовал факторпревосходства, нам надо это превосходство сначала оценить. Как этосделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например,в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра внашем распоряжении есть два основных источникаинформации:
· одежда человека, еговнешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды,драгоценности, а в определенных случаях даже такая «одежда», как машина,оформление кабинета и т.д.;
· манера поведения человека(как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.)
Информация о превосходствеобычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в нихвсегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или инойсоциальной группе или его ориентации на какую-то группу.
Эти элементы служатзнаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и дляокружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии,а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтомувыделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.
Действие факторапривлекательности при восприятиичеловека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваютсяили недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится(внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересными т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.
Эти данные подтвержденыи в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертныхоценок, отобрал фотографии людей красивых, «обыкновенных» и некрасивых.Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивыхпо всем параметрам.
Итак: чембольше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех другихотношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качестванедооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным,что у разных народов свои каноны красоты.
Значит, привлекательностьнельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер.Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезеглаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека.Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группойтипы внешности. И привлекательность — не что иное, как степень приближения к томутипу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим.Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым.Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.
И, наконец, факторотношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо кнам относящиеся, оцениваются выше чем те, которые к нам относятся плохо. Знакомотношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, чтосвидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

Глава2.Восприятиечеловекачеловекомвдинамике 2.1 Формирование первого впечатления о другом человеке
Важной сферой исследованиямежличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатленияо другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которымипротекает этот процесс [6]. Каждая “схема” запускается определенным фактором, присутствующимв ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнераи отношения к наблюдателю.
Фактор превосходства — запускаетсхему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдательощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру — уму, росту,материальному положению и т. п.). Суть происходящего заключается в том, что человек,который превосходит наблюдателя по какому-либо важному параметру, оценивается имгораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общаяличностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данныймомент, в данной конкретной ситуации, тем меньше усилий нужно для запуска этой схемы.Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушатьв спокойной обстановке.
Фактор привлекательности- обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера по общению какпривлекательного внешне, при этом ошибка состоит в том, что внешне привлекательногочеловека люди также склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическимпараметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности: что красиво — то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано. Золушка и Белоснежка красивые- и хорошие. Сводные сестры и колдунья безобразные — и плохие.
Фактор отношения к наблюдателю- регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характеротношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей,которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонныпозитивно оценивать и по другим показателям.
Весь смысл взаимодействиясубъекта и объекта межличностного восприятия состоит в том, что воспринимающий строитсистему выводов и заключений относительно воспринимаемого на основе своеобразного“прочтения” его внешних данных. “Качество” такого прочтения обусловлено как способностямичитающего, так и ясностью текста. Именно поэтому для результата межличностного восприятиязначимыми являются характеристики и субъекта, и объекта. Однако если продолжатьлинию предложенных образов, то можно предположить, что качество чтения обусловленои таким важным фактором, как условия, в которых осуществляется процесс, в частностиосвещённость текста, наличие или отсутствие помех при чтении и т. д. Переводя понятие“условия чтения” на язык экспериментальных исследований межличностного восприятия,необходимо включить в анализ и такой компонент, как ситуация межличностного восприятия.Психологическая характеристика “взаимодействия” субъекта и объекта межличностноговосприятия заключается в построении образа другого человека. При этом возникаютдва вопроса: каким способом формируется этот образ и каков этот образ, т. е. каковопредставление субъекта об объекте. Именно для ответа на эти вопросы необходимо включениев исследование межличностного восприятия описания не только субъекта и объекта,но и всего процесса.
Проблема получила развитиев трудах крупного отечественного психолога А.А. Бодалева. Им было показано, чтопервое впечатление в основном состоит из пяти компонентов, представленных последовательно(на что в первую очередь люди обращают внимание и что сильно влияет на первое впечатление):
· характеристикавнешнего облика человека;
· оформлениевнешности, в том числе стиль одежды, прическа;
· экспрессия,переживаемые или транслируемые эмоциональные состояния;
· выполняемыедействия (поведение);
· предлагаемыекачества личности, угадываемые на основе интегрирования этой информации и прошлогоопыта.
В зарубежных исследованияхбыли получены сходные результаты, правда, имеющие некоторое отличие:
· наружностьи одежда;
· осанка;
· поведение;
· особенностиобщения;
· предполагаемыекачества личности, выявленные на этой основе.
Практически те же самыепоказатели, за исключением общения. Однако в трудах А.А. Бодалева отмечалось, чтообщение включено в структуру эмоционального реагирования и поведения (ведь речьидет не о глухонемых), поэтому оно органично связано с ними и его можно не выделятькак самостоятельное звено. Такая точка зрения имеет право на существование. Мы считаем,что общение надо рассматривать в плане контактного поведения, т.е. установленияконтактов, весьма характерных для новых знакомств, когда и формируется первое впечатление.Кроме того, в общении и контактном поведении люди нередко играют разнообразные социальныероли, что также очень важно для познания человека человеком. Между отмеченными компонентами,как отмечалось, существуют разнообразные связи, прямые и обратные, которые динамическиизменяют процесс восприятия, постоянно внося в него коррективы.
Если сказать проще, люди в первую очередь склонны обращать внимание на первое впечатление,на основании которого и происходит угадывание качеств личности и прогнозированиеповедения. Этот процесс носит итерационный характер: мы постоянно как бы корригируемобраз, обращаясь то к особенностям оформления внешности, то к эмоциям, то к общению.
Отмеченная структура первого впечатления носит общий характер, однако ее архитектониказависит от влияния ряда важных условий. 2.2 Эффектымежличностного восприятия
Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваютсяполучением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведенияпартнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация очеловеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежныхвыво
в, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологическиечерты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемогоиндивида может существенно влиять и на самого наблюдателя. Понятие было сформированов западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило втеории атрибуции, разработанной Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователикаузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовойчеловек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий,которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение. Мера и степеньатрибуции зависят от двух показателей:
1. соответствиепоступка ролевым ожиданиям — чем он больше соответствие, тем меньше дефицит информации,следовательно, степень приписывания будет меньше;
2. соответствиедействия культурным нормам.
Эффект ореола(галоэффект) — это формирование оценочного впечатления о человеке в условияхдефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореолапроявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол),либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол). Так, если первоевпечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение,черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяютсяи преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваютсяили не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихсяобстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступкив последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированноговнимания к недостаткам.
Эффекты новизныи первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности.Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядкапредъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект новизнывозникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказываетсяпоследняя, т. е. более новая информация о нем. Эффект первичности же возникает,когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявленияособого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.
Стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектовна основе определенных представлений (стереотипов). Стереотипизация проявляетсяв приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы бездостаточного осознания возможных различий между ними. Стереотип — это упрощенное,зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либосоциальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальнойобщности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результатестремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипывозникают относительно групповой принадлежности человека. Стереотипизация являетсяодной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождаетсяпроявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностнойперцепции стереотипизация выполняет две основные функции:
1) поддержаниеидентификации;
2) оправданиевозможных негативных установок по отношению к другим группам.
Особенное распространениеполучили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информацииоб отдельных представителях тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводыотносительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг другаможет привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощениюпроцесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образачеловека штампом, например «все бухгалтеры — педанты», «все учителя — назидатели».С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объектестроится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказатьсянегативным.
Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируютсяопределенные отношения с включением эмоциональных регуляторов — от неприятия тогоили иного человека до симпатии, дружбы, любви. Социальная аттракция — это особыйвид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительныеэмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба,любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одногочеловека к другому. Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждымиз них психологии другого человека: его ценностных ориентаций, мотивов и целей деятельности,уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. Люди обладают различной степеньюспособности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способностимогут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологическихтренингов по межличностной чувствительности.  2.3 Эффектобратной связи
Если подойти к восприятию человека человеком в аспекте динамики,а не как к одноактному процессу, то важным звеном всей этой системы оказываетсямеханизм так называемой обратной связи. Обратной связью выступает всякая информация,прямая или косвенная, отсроченная или немедленная, которую человек получает от реципиента(или реципиентов), своего поведения, своего облика, сведений о самом себе. В этомслучае воспринимающий выступает как коммуникатор обратной связи, а воспринимаемый— как ее реципиент.
Формы, принимаемые обратной связью в процессе восприятия человекачеловеком, также весьма различны. Она может быть вербальной и невербальной, т. е.выражаться в слове или жесте, взгляде, мимическом движении; оценочной (например:«двойка» — за невыученный урок, характеристики—«хороший», «плохой» и др.) и не содержащейоценки: исходящей от конкретного источника (например: «Я считаю, что ты...») илине определяющей источника («По мнению некоторых….»); общей или специфический применительнок поведению человека (например: «Ну и глупец же ты!»— как вывод из поведения вообще;«Ты слишком чавкаешь за едой» — относится к конкретному поведению); эмоциональноокрашенной (например: «Отстань от меня!») и не несущей эмоциональной окраски состороны коммуникатора (например, надпись на заявлении: «В просьбе отказать») и т.д.
Известно, что обратная связь является важнейшим механизмом всякогобучения. Получаемые посредством неё сведения позволяют, в частности, производитькоррекцию, когда это оказывается необходимым в процессе обучения. Функция коррекции,выполняемая обратной связью, весьма существенна и в контексте восприятия человекачеловеком. Однако здесь данные обратной связи используются в более широком спектреназначений. Это можно видеть на примере развития адекватного представления человекао самом себе. Известно, что «познание себя осуществляется не прямо, а опосредствованно,через отношение к данному индивиду отдельных членов группы, к которой он принадлежит,или через генерализованное отношение всей группы».
Следовательно, восприятие видения себя другими, отношения к себедругих— необходимая компонента формирования и развития образа себя. Обратная связьвыступает важнейшей образующей процесса обретения человеком собственного «я». Всвою очередь самооценка как одна из форм кристаллизации самовосприятия, как установлено,влияет на восприятие другого человека. Таким образом, обратная связь оказываетсяважным звеном диалектически единого процесса познания себя и других людей.
Реализация обратной связи в ситуациях восприятия человекачеловеком связана с решением, прежде всего, следующих проблем. Во-первых, предполагается,что человеку поступают от партнера по общению сведения о том, как партнер представляетего себе, а во-вторых, предполагается, что человек воспринимает эту информацию,Опыт показывает, что повседневное общение часто протекает таким образом, что передачаи получение возвращенной информации в процессе межличностного восприятия сталкиваетсяс целым рядом трудностей. Эти трудности, делающие обратную связь неэффективной,могут приводить к сбоям в достижении взаимопонимания, и, следовательно, общениестановится поверхностным, неудовлетворяющим, а порой и фрустрирующим его участников.
межличностный восприятиелюди общение

Заключение
Стремясь понять другогочеловека, верно оценить его в целом и какие то качества в отдельности, мы пытаемсявыстроить определенную систему, которая бы помогла нам это сделать. Особенно насинтересует то, что заставляет окружающих действовать тем или иным образом, т. е.мотивы, внутренние пружины поведения. Ведь зная их, можно предсказать дальнейшиепоступки вашего партнера. Однако мы часто находимся в условиях дефицита информациии, не зная истинных причин поведения других, начинаем приписывать им самые разнообразныемотивы, причины. 
Совершенно очевидно, чтоэффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопониманияпартнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью,голосом, особенностями поведения и пр. Психологи говорят, что происходит восприятиеодним человеком другого. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л.Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем его внутренний мир,особенности личности по внешним проявлениям. Впечатления, которые возникают приэтом, играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания другого человекаодновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понятьлогику его поступков и строй мышления, а затем, уже на основе этого, построить стратегиюсвоего собственного поведения.

Списоклитературы
1. Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. М., 2002.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
3. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. — М., 1983.- С. 115 133.
4. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции. В кн. “Современная зарубежнаясоциальная психология (Тексты)”. Под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н. Н., ПетровскойЛ. А. М., “МГУ”, 1984. С. 127 — 137.
5. Немов Р.С. Психология:Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1:Общие основы психологии. — 688 с
6. Общаяпсихология. Под редакцией Петровского А.В. – Москва, 2000.
7. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
8. «Социальная психология. Краткий очерк»Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина.М., Политиздат, 1975 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.