Реферат по предмету "Психология"


Воздействие музыки на психическое состояние ребёнка

Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«Арзамасскийгосударственный педагогический институт им. А. П. Гайдара»
Кафедра педагогики дошкольного иначального образования
Курсовая работа
Воздействие музыки на психическоесостояние ребёнка
Арзамас, 2006

Содержание
 
Введение
Глава 1. Теоретические основы воздействия музыки напсихическое состояние человека
1.1 Состояние вопроса в педагогической и психологическойлитературе
1.2 Использование музыки для психологической регуляции
Выводы по 1 главе
Глава 2. Использование музыки в работе с детьми
2.1 Воспитание музыкой
2.2 Исцеление музыкой
2.3 Практика музыкотерапии в дошкольном образовательномучреждении
2.4 Отрицательное влияние современной популярной музыки надетскую психику
Выводы по 2 главе
Заключение
Библиография

Введение
 
Данная работасодержит материалы, основанные на научных данных о воздействиимузыки на психические процессы.Эти закономерности были выявлены в результате многолетнихпсихолого-педагогических исследований. Также работа содержит методическийматериал, раскрывающий своеобразие музыкально-эстетического воспитания, показанозначение искусства как способа отражения действительности и его роль вформировании личности человека, а также влияние различных видов музыкальнойдеятельности на всестороннее развитие ребёнка. Работа опирается также на личныенаблюдения, отражающие практику работы психолога в дошкольном образовательномучреждении.
Цель курсовойработы: изучить влияние музыки на психику ребёнка. Предметом исследованияявляется воздействие музыки на детскую психику и возможность преодолеватьнеблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояниеребёнка.
Задачи, которые мыпоставили перед собой и решали в процессе выполнения курсовой работы:
1. Ознакомиться спедагогической, психологической и методической литературой по теме.
2. Раскрыть положительноеи отрицательное влияние музыки.
3. Исследоватьвозможность использования музыки на занятиях педагога-психолога.
Главная же задача работы- показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культурыличности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка.
Теоретические основыисследования – труды отечественных и зарубежных авторов.
Методы исследования:
1. теоретические: анализпсихолого-педагогической литературы
2. эмпирические: беседа, тестирование,наблюдение
Структура курсовойработы: введение, две главы, выводы и заключение.
Общиепсихолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л.С. Выготским,В.Г. Ивановым, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, В.Г. Максимовым и другими. Б.Неменский, в частности, утверждает, что различные виды искусства способнывводить ребёнка в мир природы, в мир характеров окружающих его людей, висторию, в мир красоты и нравственности. И делают это лучше и легче, чем научныедисциплины. Искусство является важнейшим средством приобщения человека ко всемявлениям бытия и к самому себе.
Музыка, являясь формойдуховного освоения действительности, через отражения многообразия жизненныхявлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познаниямира, поэтому она занимает значительное место в системах общего образования,единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей нетолько разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренниммиром, «…жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного,всесторонне и гармонично развитого». [10, с. 7]

Глава 1. Теоретические основывоздействия музыки на психическое состояние человека
 
1.1 Состояние вопроса в педагогическойи психологической литературе
 
О сильнейшем воздействиимузыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее вразличных целях.
Культуру, какой бы странымы ни взяли, везде можем найти сведения об использовании музыки, в основном вцелях нормализации душевного состояния людей, т. е. в психотерапевтическихцелях. В колыбелях человеческой цивилизации — Китае и Индии, Египте и древнейГреции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания.Шаманы при заклинаниях обязательно использовали пение, ритуальные танцы. Приэтом ритм музыки, танца поддерживался игрой на барабанах.
Уже в работах первогообщепризнанного теоретика музыки древнегреческого философа Пифагора мы находимописание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояниечеловека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была — способностьчеловека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности — пении,игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Черезнахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего родамикрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем иподключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традициясравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальныминструментом. По свидетельству одного из продолжателей философа — Ямвлиха,оставившего нам трактат «О пифагорейской жизни», Пифагор говорил о воспитаниипри помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачеваниечеловеческих нравов и страстей, и восстанавливается гармония душевныхспособностей в том виде, как они были сначала. И действительно, больше всеготребует упоминания то, что он предписал и устанавливал своим знакомым так называемоемузыкальное устроение и понуждение, придумывая чудесным образом смещение техили иных диатонических, хроматических и энгармонических мелодий, при помощикоторых он легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страстидуши, недавно в них поднявшиеся и зародившиеся в неразумном виде: скорбь,раздражение, жалость, неуместную ревность, страх, разнообразные вожделения,гнев, желание, разнеженность, распущенность, горячность, выправляя каждый изэтих (недостатков) к добродетели при помощи подходящих мелодий, как бы припомощи каких-то спасительных целебных составов. И когда его ученики отходиливечером ко сну, при помощи музыки он освобождал их от дневной смуты, очищалвзволнованное умственное состояние и приуготовлял в них безмолвие, хороший сони вещие сновидения.
Он еще полагал, чтомузыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется еюнадлежащим образом. И, действительно, у него было обыкновение пользоватьсяподобным очищением не мимоходом. Этим наименованием он, очевидно, и называлмузыкальное врачевание. Существовали те или иные мелодии, созданные противстрастей души, против уныния и внутренних язв, которые (мелодии) он, очевидно,считал наиболее способными помочь. Другие, в свою очередь, — противраздражения, против гнева, против всякой душевной перемены. Еще иной родпеснетворчества был найден против вожделений.
Пользовался он и стихамиГомера и Гесиода, произносимыми для исправления души.         Одним изпсихотерапевтических успехов Пифагора, описание которого дошло до наших дней,является усмирение им при помощи музыки греческого юноши, разъяренного изменойсвоей возлюбленной и хотевшего спалить ее дом. Пифагор приказалмузыканту-флейтисту, находившемуся при этом, поменять музыкальный ладисполняемой музыки с фригийского на спондеистский и таким образом успокоилмолодого человека.
Другой философ Платонполагал, что в государстве нет худшего способа разрушения кранов, чем отход отмузыки стыдливой и скромной. Через «распущенные лады» в душе слушателей можетпроникнуть постыдное, а чудовищное — через лады слишком суровые. Ритмы и лады,считал Платон, воздействуя на мысль, делают ее сообразно им самим. Поэтомулучшая охрана государства — музыка «стеленная и слаженная», скромная и простая,а не «женственная или дикая». Платон и его последователи считали, что допустимытолько те музыкальные произведения и инструменты, посредством которых индивидможет возвыситься до уровня общественных требований и осознать «как свойсобственный мир внутреннее единство полисной общины» [9, с. 11, 121].
Задача музыкальноговоспитания по Платону, таким образом, — гармонизация индивида с общественнойжизнью. В «Тимее» он отмечает: «…Гармонию, пути которой сродни круговращениюдуши, музы даровали каждому рассудительному своему почитателю не длябессмысленного удовольствия — хотя в нем только и видят нынче толк, — но каксредство против разлада в круговращении души, долженствующее привести ее кстрою и согласованности с самой собой. Равным образом, дабы поборотьнеумеренность и недостаток изящества, которые выступают в поведении большинстваиз нас, мы из тех же рук и с той же целью получили ритм». Музыка наслаждения,по мнению Платона, расшатывала связь индивида и общества, а это служило началомнравственного и физического упадка, приводящего к разного рода болезням.
Идеи Платона и Пифагораполучили наибольшее развитие в трудах Аристотеля, разработавшего учение омимесисе — представлении о внутреннем мире человека и способах воздействия нанего при помощи искусства. В теории мимесиса была представлена концепциякатарсиса — очищения души (слушателя, зрителя) в процессе восприятияпроизведений искусства, отражающих мир человеческих характеров и страстей ипотрясающих своей правдой и красотой. Анализ музыкального переживания,предложенный Аристотелем в «Политике», указывает, что такое очищение «подобноустранению необузданного пафоса, как и субъективного буйства — следовательно,обновлению моральных критериев, а именно: обособившийся в своих страданиях отжизни общества индивид поднимается от своей частной единичности до всеобщности,последнее идентифицируется с жизнью и устремлениями общества» [2, с. 367—368].Следует отметить, что такая стратегия нормализации пошатнувшегося душевногоравновесия по существу не изменилась и вплоть до настоящего времени краснойнитью проходит через все известные психотерапевтические школы и направления.                Вследза Пифагором Аристотель полагал, что способность музыки воздействовать надушевные состояния слушателей связана с подражанием тому или иному характеру: «…музыкальныелады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у васпоявляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждомуиз них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное иподавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашемнастроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее,уравновешенное настроение; последним свойством обладает, по-видимому, толькоодин из ладов, именно дорийский. Что касается фригийскго лада, то он действуетна нас возбуждающим образом» [2, с. 376].
С точки зренияАристотеля, для воспитательных целей лучше всего подходит дорийский лад,которому «свойственна наибольшая стойкость» и который «отличается попреимуществу мужественным характером» [8, с. 157]. Вслед за Платоном Аристотельзапрещал использование в музыкальном воспитании авлоса — музыкальногоинструмента типа флейты, поскольку этот инструмент мог склонять слушателей кнеобузданности и, следовательно, вредно воздействовал на нравы.
В античных источниках мынаходим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутыхпри помощи музыки. Неоплатоник Боэций в трактате «Наставления к музыке»свидетельствует, что музыканты «Терпандр и Арион из Метимны посредством пенияизбавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней. А Исмений Фиванский, какговорят, избавил от страданий многих беотийцев, которых мучили сильныеподагрические боли» [1, с. 127—130]. Согласно воззрениям древних, каждому ритмупульса соответствовало то или иное заболевание, а ритмы эти располагались попорядку музыкальных чисел. У средневекового итальянского теоретика музыкиДжозефа Царлино мы находим свидетельства, как некто Сенократ звуками трубвозвратил безумным прежнее здоровье, а Талет из Кандии звуками кифары изгнал чуму.Пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя Саула отприступов тяжелой депрессии. Пророки во время своего действа требовали, чтобынекто искусный начинал играть, ибо «при побуждении их этими сладостными звукамив них вселялась духовная благодать».
По преданиям, суровыйцарь лакедемонян Ликург одобрял и даже сам сочинял музыку, и его войска никогдане шли в бой, если предварительно не были воодушевлены и подогреты звукамивоинских труб и дудок.
Знаменитый оратор ГайГракх всегда, когда выступал перед народом, держал позади себя раба-музыканта,который звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи, умеряя или возбуждаядух красноречия своего господина.
Певец Орфей мог своимпением смягчить души не только людей, но даже диких зверей и птиц. ВрачАсклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слухглухим. Пифагореец Дамон своим пением обратил юношей, преданных вину исластолюбию, к жизни умеренной и честной. В «Одиссее» Гомера рассказывается олечении Одиссея. Его рана от музыки и пения перестала кровоточить. Гомеруказывает также, что Ахилл успокаивал свой гнев и ярость пением и игрой налире.
Слушание музыки,исполняемой на цитре, по мнению древних греков и римлян, способствовалопроцессу пищеварения. Римский врач Гален рекомендовал использовать музыку какпротивоядие от укусов ядовитых змей.
При лечении тарантизма(укуса пауком-тарантулом) эффективным средством у итальянцев считались музыка итанец. Больные в бешеном темпе танцевали до полного изнеможения танец подназванием «Тарантелла», твердо веря, что яд останется в теле до тех пор, покаон весь не «вытанцуется».
Демокрит рекомендовалслушать флейту при смертельных инфекциях. Платон предлагал от головной болилекарство, состоящее из набора трав. Лечение сопровождалось пением магическогохарактера. Считалось, что без пения и музыкального сопровождения лекарствотеряло свои лечебные свойства.
В средние века практикамузыкальной психотерапии была тесно связана с широко распространенной в товремя теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий игармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различныеотношения между темпераментом пациёнта и предпочтением им того или иногохарактера музыки. «Меланхолики любят серьезную, не прерывающуюся грустнуюгармонию. Сангвиники, благодаря легкой возбудимости кровяных паров, всегдапривлекаются танцевальным стилем. К таким же гармоническим движениям стремятсяи холерики, у которых танцы приводят к сильному воспалению желчи. Флегматиков,— отмечал немецкий ученый-музыкант Атаназиус Кирхер, — трогают тонкие женскиеголоса» [12, с. 195].
Согласно А. Кирхеру,психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве междумузыкой сфер (musica mundana) и той, которая заключена в движениифизиологических процессов в теле (musica humana). Приводи в соответствиепоследнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие.
«Назначение музыки, —писал немецкий музыкальный теоретик Маттесон, — первоначально в том состояло,чтобы содержать нашу душу в сладком покое, или, если она утратила последний,вновь успокоить и удовлетворить ее. …Наши современные виртуозы стараются лишьувеселять и поражать своим высоким совершенством, прежние же умели делать своихслушателей печальными, живыми, гневными, влюбленными и даже бешеными, каковымузыкальные секреты в наши времена утрачены» [4, с. 21].
Русский учёный А.М.Бехтерев в начале ХХ века создал «Общество для выяснения лечебного значениямузыки». Создатель фонографа, изобретатель Эдисон посвящал утренние часымузыке. Из 600 записей Эдисон выбрал около 100. И опробовал их на взрослых,пожилых и детях. Одни произведения предназначались для развития воображения,другие — для приятных воспоминаний. Была определена музыка для воспитания чувстватоварищества, для пресечения детских шалостей.
Французский композиторМарена Маре лет 200 назад писал музыку, посвященную болезням. Цикл из 12 сонатбыл предназначен для лечения подагры, соната для альта и клавесинаиспользовалась для сопровождения операций. И никто этому не удивлялся, в товремя лечебное музицирование было модным в великосветских салонах. Врачипрописывали музыку своим пациентам от множества болезней. Предписаниявыполнялись легко, так как у знатных особ состояли на службе музыканты. Дажебарабан мог стать «лекарем»: «Желудок любит ритм» — утверждали врачи в товремя, поэтому обеды сопровождались барабанной дробью.
Почему бурлаки пели вовремя работы? Оказывается, если поднимать ящики одинаковой величины и тяжести,то более легким покажется тот, который поднимали под музыку. Это заметили встарину люди, и тяжелую работу выполняли под песню.
Даже природа реагирует насозданные человеком музыкальные произведения. Один австрийский садовод играл наскрипке каждое утро по полчаса в саду для цветов и овощей. Окраска растенийотличалась яркостью, они росли быстрее, чем растения у соседей. Скрипичныеконцерты их «вдохновляли». Оказывается, различные звуковые волны благоприятновоздействуют на развитие клеток. На птицефабрике в Минске однажды включилимагнитофон, и вдруг куры перестали кудахтать, затихли, стали «клевать» носом,задремали. Когда сменили грустную музыку на веселую, она подействовалавозбуждающе. После долгих экспериментов определили, что самой благоприятнойявляется легкая, ненавязчивая музыка. Куры хорошо растут, несутся и становятсяактивными, подвижными.
В общем подходе к лечениюбольных различными нервными и психическими заболеваниями возобладал принципстремится к подобному, что и определяло выбор характера музыкальногопроизведения для лечения и инструмент, на котором оно должно было исполняться.Этот подход сохранялся на протяжении довольно значительного отрезка времени. Непотерял он своей актуальности и в настоящее время.
Начало нынешнего этапаразвитие музыкальной психотерапии берет с конца 40-х годов, когда во многихстранах Западной Европы и США стали организовываться музыкально-психотерапевтическиеобщества и центры. Большую известность получили музыкально-психотерапевтическиецентры и школы в Швеции, Австрии — Osterreichische Gesellschaft zur Forderungder Musiktherapie, Швейцарии — Schweizer Forum fir Musiktherapie, Германии —Arbeitsgemeinschaft fur Musiktherapie.
Сегодня музыкальнуютерапию в более или менее широких масштабах применяют практически во всехстранах Западной Европы, направляя ее на широкий круг не тольконервно-психических, но и соматических заболеваний, поскольку в любой нозологии(раздел патологии, изучающий сущность и характер течения болезни) заболеваниятак или иначе всегда затрагивается и страдает аффективная сфера.        
Поскольку обзорсуществующих школ и направлений содержится в работах Л.С. Врусиловского, З.Матейовой и С. Машуры, то мы остановимся только на тех основных положениях ипринципах, которыми руководствуются ведущие музыкально-психотерапевтическиешколы, — шведская, американская и немецкая.
В шведской школе,основателем которой считается А. Понтвик, исходным моментом является концепцияпсихорезонанса, она исходит из того, что глубинные слои человеческого сознаниямогут приходить в резонанс со звучащими гармоническими формами и таким образомвыявляться наружу для анализа и понимания. Опираясь на понятия «коллективногобессознательного» и «архетип» К. Юнга, А. Понтник разработал представление опутях проникновения в глубинные слои психики через пропорциональные соотношениязвуков, дающие эффект обертонов.
В американскомнаправлении музыкальной психотерапии ее лечебный эффект основывается на идеяхтрадиционного психоанализа. Стремясь во время сеанса добиться от пациента,чтобы он вспомнил эмоционально травмировавшие его ситуации, психотерапевт припомощи музыки доводит их до катарсической разрядки и тем самым облегчаетсостояние пациента. В связи с этим большое значение приобретает подборсоответствующих музыкальных произведений, которые могли бы вызывать необходимыйстрой образных ассоциаций и переживаний, чей последующий анализ мог бы выяснитьприроду подавленного конфликта. Поэтому американские музыкотерапевтыразработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений, включающие всебя музыку самых разных жанров и стилей, но соответствующим образомклассифицированных по направленности воздействия.
В немецком методе (Швабе,Келер, Кениг) при построении стратегии и тактики лечения исходят из тезисапсихофизического единства человека, и поэтому лечение проводится в целомкомплексе воздействий, учитывающих физический, эмоциональный, коммуникативный иорганически регулятивный аспекты.
Звуки могут оказыватьвлияние на атмосферу и даже ее менять. Известно, что экстрасенсы, проводязанятия на природе, во время круговых упражнений направляют энергию рук на небои рассеивают облака. Это не чудо и это не мистика. Еще в древней Русисчиталось, что звон колоколов отпугивает молнии. Мощные вибрации воздуха подвоздействием звукового потока, издаваемого колоколами, защищали отэнергетической силы молнии.
Во время войн такжеактивно использовали музыку, военные песни и марши не только воодушевлялибойцов, но и вызывали агрессию, заглушая страх и возбуждая ненависть к врагу.Современные музыканты с помощью ритма, воздействия чрезмерно высоких и низкихчастот, силы звука могут доводить себя и публику до экстаза. Леннон катался посцене, музыканты группы «Who» взрывали на сцене автомобили, группа «Кисс»потрошили козлят. Во время выступлений «Биттлз» в Соединенных Штатах в 1965году было убито и затоптано около 100 человек. Во время выступления ПолаМаккартни в Венеции в 1979 году рухнул деревянный мост. Концерты «Пинк Флойд» вШотландии закончились треснувшим мостом и гибелью рыбы в ближайшем озере.Швейцарские медики доказали, что реакция на раздражение под воздействием такоймузыки снижается в 3,5 раза.
1.2 Использование музыки дляпсихологической регуляции
Воздействиемузыкального произведения зависит от индивидуальных особенностей человека, отхарактера работы. Однако существуют общие законы в музыкотерапии, например притяжелом нервном расстройстве музыка не должна противоречить настроениюбольного. Мелодичная музыка действует как обезболивающее. Она используется вкабинетах хирургов и дантистов. Если человек чрезмерно угнетён, ему принесетоблегчение печальная музыка, возбужден — успокоят звуки бравурной музыки. Есличувства неглубокие и человек сам готов к изменению настроения, то в такомслучае по его желанию можно использовать музыку, противоположную эмоциональномусостоянию человека: грустная музыка успокоит, а радостная снимет грусть. Выборметода зависит от глубины чувств. Чем в более депрессивном состоянии находитсячеловек, тем в большей степени музыка должна гармонировать с его состоянием.
В легендах и мифах, в античной литературе можно встретить немало примеров, свидетельствующих ошироком применении музыкотерапии. ВГреции, например, связывали ее сименами Аполлона — покровителя искусстви его сына Асклепия — покровителя врачевания. Основываясь на воздействии, производимом на людей музыкой, древние греки подразделяли ее наследующие лады:
1.Дорийский — строгий, мужественный.
2.Фригийский — возбуждающий, страстный.
3. Лидийский— выражающий грусть, тоску.
4. Эолийский — вызывающийблаженное, понятное состояние.
Гармоничное сочетание звуков благотворновлияет на психику, вызывая высокие стремления, очищение, просветление, преображение,утешение.
Духовное возвышение людейявлялось высшим назначением музыки для многих композиторов. Гендель писал: «Я оченьсожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремилсяих сделать лучшими». В музыке Моцарта Григ усматривал откровение райскойкрасоты. Из цветущего красотой рая музыки, продолжал норвежский композитор, мыизгнаны грехами современной жизни. О светоносно-огненном содержанииклассической музыки, выступающим за пределы этого мира, говорит Э. Т. А. Гофман,писатель и композитор, автор первой романтической оперы: «Моцарт вводит нас вглубину царства духов. Нами овладевает страх, но без мучений, — это скореепредчувствие бесконечного. Любовь и печаль звучат в дивных голосах духов… Моцартбольше занимается сверхчеловеческим, чудесным, обитающим в глубине нашегодуха». И Шуберт восторженно восклицает: «О Моцарт, бессмертный Моцарт, какмного, как бесконечно много таких благотворных отпечатков более светлой, лучшейжизни оставил ты в наших душах!» К музыке самого Шуберта навсегда прилепилосьопределение: «божественные длинноты» — имеются здесь в виду состояниямолитвенно-созерцательного восторга, заставляющего забыть о времени;современный композитор Александр Кнайфель сказал о нем: «Он, конечно, не мог нечувствовать божественного прикосновения». И несносный вульгарностью своихсоциологических интерпретаций Теодор Адорно подметил все же удивительноеглубинное действие этой «освобожденной музыки преображенного человека»: «Мыплачем, не зная почему, потому что мы еще не такие, как обещает эта музыка» [5,с. 105].
В силу этой своейспособности утешать и просветлять музыка довольно широко применяется в работекабинетов психологической разгрузки и в различных направлениях психотерапии.
Применение музыкальногосопровождения занятий существенно повышает эффективность ауто- и гетеротренинга(регуляции психического состояния внушением или самовнушением). В процессесеанса внушения (за исключением комплекса мобилизации) музыка должна звучатьочень тихо, находясь как бы за кадром, не приглушая задающих формул и шепотногоподтекста.При использовании сочетания музыкального и словесного воздействия ведущаяроль может отводиться как речи, так и музыке. Уникальным опытом такого родаявляется выпущенный в 1993 году альбом «Млечный сад» композитора КимаБрейтбурга и психотерапевта Владимира Леви. Композиция состоит из 3-х песен К.Брейтбурга на слова В. Леви и 6 инструментальных пьес, 4 из которыхсопровождаются психотерапевтическими внушениями В. Леви. В музыке используетсязвук как электронных, так и акустических инструментов, а стиль носит чертыакадемической музыки импрессионистского направления, «Нью эйдж» и джаз-рока(автор называет это «симфо-роком»). Важная особенность заключается в том, чтовнушения произносятся с довольно длительными паузами между фразами, а местамислова слышны неотчетливо, как бы «растворены» в музыке. Этим данная композицияотличается от традиционных аудиосеансов аутогенного тренинга, в которыхосновное значение имеют слова, произносимые диктором, а музыка является фономдля них и звучит на «заднем плане». Благодаря тому, что словесные внушения вальбоме «Млечный сад» звучат ненавязчиво и от них можно легко отвлечься, ихвоздействие в большей степени направляется на подсознание слушающего,воспринимаясь некритично. Слушателю предлагается почувствовать то или иноесостояние, навеваемое музыкой, если он сам того пожелает, в том виде и в томтемпе, в каком он сам захочет.
Что касается вокальноймузыки, то при проведении сеанса музыкального воздействия с группой людей она,как правило, должна исполняться на незнакомом для слушающих языке или вообщебез слов (голос оказывает на психику более мощное воздействие, чем большинствомузыкальных инструментов). Слова песни могут вызвать у слушателей совершенноразличные ассоциации, и возникающие эмоциональные реакции трудно предсказать. Говоряоб отрицательном воздействии музыки, интересно заметить, что активная,агрессивная музыка передаёт напряжение не только на психику, но и на тело,заставляя двигаться. Часто это сочетается с духовным расслаблением и даже недисциплинированностью.
То, что чрезмерноагрессивная и мощная музыка пагубно воздействует на организм человека иприроду, очевидно. Но почему же вновь человек стремится испытать то особоенаслаждение, которое граничит с разрушением, уничтожением? Это связано состремлением снять социальные запреты, психологические комплексы, физиологическоенапряжение. Чем больше у человека проблем, тем более сильное средство он ищет,чтобы защититься от них. Агрессивную музыку он выбирает как панацею от всех беди проблем не понимая, что постепенно попадает в зависимость от нее.

Выводы по 1 главе
 
Обобщая данные разныхшкол и направлений, мы можем сделать следующие выводы об эффективности ивозможностях использования музыки в психотерапевтических целях:
·  эстетизация и гармонизация больничнойсреды;
·  содействие развитию коммуникативныхактов;
·  развитие творческого воображения ифантазии;
·  релаксация психологического тонуса;
·  расширение и развитие эмоциональнойсферы;
·  развитие чувства коллективизма;
· развитиеэстетических потребностей.
Границы применения музыкив психотерапевтических целях очень широки. В зарубежной литературе мы находимее использование не только при лечении различных психических расстройств,начиная от бытовых неврозов и кончая тяжелыми формами дезадаптации взаболеваниях психиатрии, но и в практике хирургии, стоматологии, гериатрии, т.е. везде, где лечащие врачи сталкиваются с расстройством настроения пациентов игде необходимо поддержать их духовные силы в борьбе с тем или инымзаболеванием. В повседневной жизни, богатой сегодня разного рода трудностями истрессами, музыка может служить хорошим средством профилактики, помогая людямжить, работать и быть счастливыми.

Глава 2. Использование музыки вработе с детьми. Воспитание музыкой
 
Кто музыки не носит сам всебе, кто холоден к гармонии прелестной, — тот может быть изменником, лгуном,грабителем, его души движения темны, как ночь, и, как Эреб, черна его душа.(В. Шекспир)
Серьезная музыка, храня всебе память рая, не позволяет человеку оскотиниться. Инстинктивно прочитываяэту тайную философию души, это светлящее и умягчающее действие светской музыки,родители и по сей день отдают детей учиться музыке, меценаты всех веков игосударство поддерживали ее. (В.В.Медушевский)
Музыкальное воспитаниеможно понимать в широком или в более узком смысле.
В широком смыслемузыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, егонравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоциональноговосприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – этовоспитание Человека.
В более узком смыслемузыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки.
Оно осуществляется вразличных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитиемузыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости кмузыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком пониманиимузыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.
Музыкальное воспитаниерассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственноговоспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общейкультуры личности.
В нашей странемузыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избраннымособо одарённым детям, но как составная часть общего развития всегоподрастающего поколения.
На основании огромногопедагогического опыта ясно и полно определила цели массового музыкальноговоспитания В. Н. Шацкая.
Так, в 1947 г. в статье«Воспитание музыкального вкуса» она писала: «Массовое музыкальное воспитаниедолжно внести свою долю в формирование мировоззрения советских школьников, ввоспитание их моральных качеств, воли, характера. Необходимо привить детяминтерес и любовь к музыке, расширить их музыкальный кругозор, воспитать ихмузыкальный вкус и научить понимать музыкальную речь» [11, c. 73].
Вследствие такогопонимания социальной роли музыки Валентина Николаевна реже пользоваласьтермином «обучение» музыке, предпочитая говорить «воспитание средствамимузыки».
Она считала, что подлинноглубокое воздействие искусства может иметь место только приосознанно-эмоциональном его восприятии, подготовленном соответствующейцеленаправленной работой, включающей и овладение определенными навыками изнаниями.
Воспитывая с ранних летспособность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняетсязатем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусовчеловека. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстатьв зрелые годы, — предупреждал В.А.Сухомлинский.
-… Если в раннем детстведонести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнокпочувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такуюступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другимисредствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнкомсобственную красоту — маленький человек осознаёт своё достоинство». [8,Сухомлинский В.А. ст. «Сердце отдаю детям» / П.Халабузарь, В.Попов,Н.Добровольская. « Методика музыкального воспитания», М.:- «Музыка», 1990 г.,стр.52- 53.]
Красота музыкального воспитания – этоискусство одуховления души.

2.2 Исцеление музыкой
 
Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья. (В.М Бехтерев)
В седой древности ужебыло известно удивительное действие, которое оказывает музыка на все живое, тавласть, которую имеет она над чувствами и настроениями людей. Наши предкииспользовали это свойство в различных жизненных обстоятельствах, в том числе ипри лечении больных.
Философы изучали иклассифицировали полезные для медицины музыкальные произведения. ЗнаменитыйГиппократ специально прописывал больным курсы музыкотерапии. Пифагору жепринадлежит афоризм. «Музыка может врачевать безумства людей».
В культуре ДревнегоВостока и Индии также есть свидетельства разнообразного применения музыки вмедицине. Так Авиценна (Ибн Сина) утверждал в «Каноне врачебной науки»:«Страдающих меланхолией необходимо развлекать музыкой» и считал, будто быхорошее пение утишает боль, отвлекает от нее и даже усыпляет.
Большое внимание музыкекак лечебному фактору, уделяла и европейская медицина. Известно, например, чтов XIII веке в больницах существовали специальные помещения, где в лечебныхцелях использовалась музыка В XVIII веке лондонский врач Ричард Броклесбинаписал свои «Рассуждения о древней и современной музыке и применении ее влечении болезней, предложив ряд методических приемов использования музыки приразличных заболеваниях.
Начало XX векаознаменовалось вспышкой интереса к вопросам музыкотерапии. Особенно широкоразработка проблемы стала вестись после второй мировой войны. В Англии Ж.Альвин основывает Общество музыкальной терапии и лечебной музыки. В Венепроходит симпозиум «Музыка и медицина», после которого создается Центрмузыкотерапии, регулярно проводящий международные совещания. В США организуетсяКомитет по изучению взаимосвязи музыки и медицины, затем и Национальнаяассоциация музыкотерапевтов. Музыку используют в хирургии, кардиологии,акушерстве, стоматологии. Наиболее широко она применяется при лечении нервных ипсихических заболеваний.
В России изучение иразвитие музыкотерапии связано с именами таких крупных ученых, как И. Догель,И. Тарханов. В. Люстрицкий, В. Спиртов и другие. Огромная заслуга в этойобласти принадлежит В. М. Бехтереву, который, в частности, указывал: «Кольскоро мы знаем, что музыка является воспитательницей наших чувств и настроений,мы вправе ожидать от нее, что она по решению врача может и должна создаватьопределенное настроение, где нужно ослабить излишнюю возбудимость, в другихслучаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, втретьих случаях действовать соответствующим образом на дыхание икровообращение, устранить гнетущую усталость и вернуть членам физическуюбодрость». Эти идеи успешно развивались и в последние десятилетия.
Музыкотерапия — это особая форма роботы с детьми сиспользованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушиваниепластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия даетвозможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки иотношения, улучшать эмоциональное состояние.
В работе с детьми оченьважно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапияпредоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознаватьконфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенкаспособом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило,даже не осознает то, что с ним происходит.
Особое внимание следуетуделить проблеме разрешения, переживания страхов. Страхи являются неотъемлемойчастью каждого человека. В определенные моменты страхи могут разрастаться и вкакие-то моменты захватывать человеческое существо целиком. Уход от страхов,другими словами избегание, не является конструктивным выходом из ситуации.Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в лицо. Это сложно сделать взросломучеловеку, а ребенку почти невозможно в большинстве случаев. Здесь на помощьприходит арттерапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом вынестина физический план страхи, переживания, которые могут лежать глубоко в сознанииили даже бессознательном.
Арттерапия, в том числемузыкотерапия, может использоваться как в виде основного метода, так и вкачестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизмапсихологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.
Первый механизм состоит в том, что искусствопозволяет в особой символической форме реконструировать конфликтнуютравмирующую ситуацию и за счёт этого найти ее разрешение.
Второй механизм связан с природой эстетическойреакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящемунаслаждение».
Обычно различаютретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеетзадачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытиявнутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтациис своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными илитолько частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этойфазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания например,симфоническую музыку ХIХ столетия. В проспективной фазе возможны два подхода.Первый — разрядка психического напряжения, выражением которого может бытьмышечное напряжение. Второй — развитие потребности в слушании музыки,расширение круга переживаний, стабилизация самочувствия.
Выделяют индивидуальную игрупповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трехвариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первомслучае музыкальное произведение прослушивают психолог и ребенок, здесь музыкаспособствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается катарсис(очищение). В третьем — снимается нервно-психическое напряжение. Все три формымогут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют визвестном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активнаяиндивидуальная музыкотерапия, целью которой — является преодолениекоммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия психологамузыкой совместно с ребенком.
Групповая музыкотерапиястроится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, междуними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данныйпроцесс был достаточно динамичным.
Творческая деятельностьявляется самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех,кто не может «выговориться»; выразить свои фантазии в творчестве значительнолегче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или взвуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний.
Творчество открывает путьк выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой дляребёнка и необычной для всех остальных форме.
Музыкотерапия помогаетналадить отношения между педагогом и ребёнком, развивает чувство внутреннегоконтроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

2.3 Практика музыкотерапии вдошкольном образовательном учреждении
Гармонизирующеевоздействие музыки на психические процессыможно, а порой необходимо, использовать в работе с детьми.
Число методов,облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапиибесконечно. Независимо от того, что ребенок и психолог выбирают для своихзанятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начатьосознавать себя и существование в своем мире. Каждый психотерапевт находитсобственный стиль, собственный путь к достижению равновесия между руководствоми, направлением занятий в нужное русло, с одной стороны, и следованием туда,куда ведет ребенок с другой стороны. Работа с ребенком – это процесс, которыйтребует осторожности и деликатности. Процесс, при котором то, что происходит вдуше психотерапевта, взаимодействует с происходящим в душе ребенка. Нельзязабывать главную заповедь педагога – не повреди. Ребёнок изначально стремитьсяк знаниям (какой ребёнок не хочет научиться говорить, ходить?), его душаоткрыта.
Музыка – искусство, и каклюбое искусство познаётся душой. Воспринимать музыку можно внимая ей илиучаствуя в создании. Один из лучших пример сопричастности — церковное пение. ВРоссии когда-то всё население принимало участие в церковном пении. Ныне детилучше всего умеют нажимать на кнопки магнитофона, а петь чистую, возвышеннуюмузыку разучились. Всё же некоторые родители ищут для своих детей формыконтакта с высокой музыкой. Притом нужно учитывать, чем младше дети, чем болееоткрыты они чистоте, тем быстрее и крепче привязываются сердцем к ней, и эталюбовь впоследствии образует заслон визгам, заполнившим эфир.
Основные направления вмузыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.