Реферат по предмету "Психология"


Воля. Волевые качества и их развитие

Министерствообразования и науки Украины
Севастопольскийнациональный технический университет
Контрольнаяработа
по дисциплине«Психология»
на тему: «Воля.Волевые качества и их развитие»
Севастополь
2010

Содержание
Введение
Психологическая структура волевого акта
Волевые качества человека и их развитие
Вывод
Список использованной литературы

Введение
Нередко, принимаякакое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешитвыполнить его.
Даже психологи не всегдамогут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществлениясвоих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей.Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близкихубеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают крешению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями однииз них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией — этиявления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля — этосознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности,выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершениицеленаправленных действий и поступков.
Задачей воли являетсяуправление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности,особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
 

Психологическаяструктура волевого акта
 
«Воля в собственном смыслевозникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своихвлечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметьподняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… каксубъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор междуними. „
С.Л.Рубинштейн. Понятие о воле
Любаядеятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которыемогут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные.Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются подконтролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий,направленных на достижение сознательно поставленной цели. Например, представимсебе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подноситего ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряддействий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия,благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются водно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляциейили волей.
Главнаяфункция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненныхусловиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействиепроцессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этимпринято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие —активизирующую и тормозящую.
Следуетзаметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия,является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолетьочень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия неявляются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а невнутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевыхдействий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значенияпоставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее.Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает.Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности,но и по степени осознанности.
Обычно мыболее или менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те или иные действия,знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человекосознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает.Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильнымичувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принятоназывать импульсивными. Степеньосознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия,человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля как раз в том изаключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманныхпоступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.
 

/>
Волевыекачества человека и их развитие
Воля человекахарактеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способностьпреодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижениюпоставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути кпоставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые спомощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.
Средиразличных проявлений силы воли, принято выделять такие личностные черты: как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать своичувства, когда это требуется; в недопущении импульсивных и необдуманныхдействий; в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманноедействие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но чтопредставляется неразумным или неправильным.
Другой характеристикойволи является целеустремленность.Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активнуюнаправленность личности на достижение определенного результата деятельности.Очень часто, когда говорят оцелеустремленности, используют такое понятие, как настойчивость. Это понятие практически тождественно понятиюцелеустремленности и характеризует стремление человека в достижениипоставленной цели даже в самых сложных условиях. Обычно различаютцелеустремленность стратегическую, т. е. умение руководствоваться во всей своейжизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленностьоперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий ине отклоняться от них в процессе их достижения.
Отнастойчивости принято отличать упрямство. Упрямство чаще всего выступает какотрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настоять насвоем, несмотря на нецелесообразность данного действия. Как правило, упрямыйчеловек в своей деятельности руководствуется не доводами разума, а личнымижеланиями, вопреки их несостоятельности. По сути, упрямый человек не владеетсвоей волей, поскольку он не умеет управлять собой и своими желаниями.
Важнойхарактеристикой воли является инициативность.Инициативность заключается в способности предпринимать попытки креализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление собственнойинертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первыйосознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный человек. Самостоятельность — это характеристикаволи, которая непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельностьпроявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаватьсявлиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели.Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложениядругих людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этомвносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученныхсоветов.
Отсамостоятельности следует отличать негативизм. Негативизм проявляется внемотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям,противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для такихпоступков. Негативизм большинством психологов расценивается как слабость воли,выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательныммотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью,и др. Очень часто безделье связывают с ленью. Именно лень являетсявсеобъемлющей характеристикой качеств, противоположных по смыслу позитивным качествамволи.
Следуетотметить, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельностивсегда связана еще с одним качеством воли — решительностью.Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний исомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Преждевсего решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выбореадекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется ипри осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый иэнергичный переход от выбора действий и средств, к самому выполнению действия.
Отрешительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличатьимпульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятиирешений, необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается передтем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает,поэтому часто раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решениятаким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, чтопринятие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом,поэтому он стремится скорее от него освободиться.
Исключительноважным волевым качеством человека является последовательностьдействий человека. Последовательность действий характеризует то,что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящегопринципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное.Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.
Принятыедействия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует своюдеятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которойстремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтрольобеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля,его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так,низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе.В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели можетпостепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает,наоборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принятоговорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координироватьи корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. Врезультате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чащевсего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.
Воля, как ибольшинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастногоразвития человека. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторныедвижения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательныедействия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желанияребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют другдруга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизнижелания приобретают более или менее устойчивый характер.
В этом жевозрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например,дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор междунесколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимостиот мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее концатретьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже можетконтролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны,достаточно высокий уровень развития, а с другой — некоторая сформированностьморальных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения ивоспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрослыми. Характерформирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральныхустановок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражатьдействиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинаетанализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы.
Развитие волевойрегуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. Содной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов впроизвольные, с другой — обретение человека“ контроля над своимповедением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессыонтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речьюи учиться пользоваться ею как эффективнымсредством психической и поведенческой саморегуляции.
Внутри каждого из этихнаправлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфическиепреобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции наболее высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначалевыступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в планевнутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначалекасается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможениеодних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевыхкачеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных квторичным и далее — к третичным волевым качествам.
Еще одно направление вразвитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой всеболее трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующиеприложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительноговремени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить передсобой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у негонет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собойцель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешноговыполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненныхпримеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями,добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном засчет повышенной работоспособности и воли. Развитие воли у детей тесным образомсоотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение врегуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статусав общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять иоценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты ввоспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волеваярегуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действиевсегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, гдеверхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральноеудовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такойдеятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшиминравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная напользу людям.
Совершенствование волевойрегуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, споявлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю уребенка в отрыве от его общего психологического развития практическиневозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно,положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться ихантиподы: упрямство и ригидность.
Особую роль в развитииволи у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждыйвид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствованиеволевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми ввозрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольнойрегуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенканеобходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этойзадачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение,появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущуюдеятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольнойсаморегуляции познавательных процессов.

Вывод
Понятием „воля“оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровневоля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость,выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевыекачества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуетсявсеми или большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнениедвух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной и в них себяпроявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызываетактивность человека и пробуждает его действовать направленно.
Развитие воли у человекасвязано с такими действиями как:1) преобразование непроизвольныхпсихических процессов в произвольные;2) приобретение человеком контроля надсвоим поведением;3) выработка волевых качеств личности;
4) а также с тем, чточеловек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследуетвсе более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий втечение долгого времени.
Воля являетсяспособностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели.Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность,решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могутспособствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественныхцелей.

Список использованнойлитературы
Маклаков А. Общаяпсихология.
РубинштейнС. Л. Основыобщей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
ИльинЕ. П. Психологияволи. — СПб.: Питер, 2000.
В.А. Крутецкий „Психология“, Москва1999г.
Психология — учебник Москва 1998г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.