Реферат по предмету "Психология"


Влияние экранного насилия на агрессивное поведение

--PAGE_BREAK--Глава2 АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЛИЯНИЯ ЭКРАННОГО НАСИЛИЯ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 2.1.1 Опросник Басса- Дарки
   Басса-Дарки опросник(Buss-Durkey Inventory) — опросник личностный, разработан А. Басс и А. Дарки в 1957г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.Для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебностив межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Виды реакций:
Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций:

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4.Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений. Ответы оцениваются по 8 шкалам.

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов:
1. Физическая агрессия: «да» — № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;
«нет» — № 9,17,41.
2. Косвенная агрессия: «да» — № 2,18,34,42, 56, 63;
«нет» — № 10, 26, 49.
3. Раздражение: «да» — № 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;
«нет» — № 11, 35, 69.
4. Негативизм: «да» — № 4, 12, 20, 23, 36.
5. Обида: «да» -№ 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58;
«нет» -№ 44.
6. Подозрительность: «да» — № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;
«нет» — № 65,70.
7. Вербальная агрессия: «да» — № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60. 71, 73;
«нет» — № 39, 74, 75.
8. Угрызения совести, чувство вины: «да» — № 8.16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности — 1, 3, 7 шкалы. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности — 7±3. Вопросы к опроснику (приложение 1).
2.1.2. Фрейбургский личностный опросник.
   Личностный опросник создан преимущественно для прикладных исследований с учетом опыта построения и применения таких широко известных опросников, как 16PF, MMPI, ЕРI и др. Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной, профессиональной адаптации и регуляции поведения.

Опросник FPI содержит 12 шкал. Общее количество вопросов в опроснике – 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I–IX являются основными, или базовыми, a X-XII – производными, интегрирующими. Производные шкалы составлены из вопросов основных шкал и обозначаются иногда не цифрами, а буквами Е, N и М соответственно.

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала Х (экстраверсия – интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм – феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.

Анализ результатов следует начинать с просмотра всех ответных листов, заполненных исследуемыми, уточняя, какой ответ дан на первый вопрос. При отрицательном ответе, означающем нежелание испытуемого отвечать откровенно на поставленные вопросы, следует считать исследование несостоявшимся. При положительном ответе на первый вопрос, после обработки результатов исследования, внимательно изучается графическое изображение профиля личности, выделяются все высокие и низкие оценки. К низким относятся оценки в диапазоне 1–3 балла, к средним – 4-6 баллов, к высоким – 7-9 баллов. Следует обратить особое внимание на оценку по шкале IX, имеющую значение для общей характеристики достоверности ответов.

Интерпретация полученных результатов, психологическое заключение и рекомендации должны быть даны на основе понимания сути вопросов в каждой шкале, глубинных связей исследуемых факторов между собой и с другими психологическими и психофизиологическими характеристиками и их роли в поведении и деятельности человека. Вопросы к опроснику (приложение 2).

Реактивная агрессия— возникает как реакции субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр.

Здесь выделяются:

1) агрессия аффективная;

2) агрессия импульсивная;

3) агрессия экспрессивная.
2.2. Обработка результатов исследования

   Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №22 с учащимися 7б класса, в возрасте 12-13 лет. Мною были проведены два опросника: опросник Басса-Дарки и Фрейбургский личностный опросник. Исследование заключалось в том, что бы  продиагностировать уровень агрессивности, как личностной черты школьников, а так же уровень реактивной агрессии. После чего через 2 дня учащимся предлагалось посмотреть видеоролик, с различными ситуациями задержанием ОМОНом людей, где достаточно четко видны насильственные действия ОМОНа. После чего я снова продиагностировала подростков по данным опросникам.

1серия: Диагностика проводилась до просмотра видеоролика. Дети достаточно активно и с желанием согласились пройти тестирование. Результаты, полученные после первого тестирования приведены в таблице №1 (приложение 3). По результатам исследования  первой серии была построена гистограмма:

Гистограмма №1 «средний результат по группе девочек и мальчиков в первой серии»

Вывод по первой серии: По опроснику Басса-Дарки нормой выраженности агрессивности являются показатели от 17 до 25 баллов. Средний результат по группе девочек равен 23,1, что говорит нам о средней степени выраженности агрессивности у девочек. По группе мальчиков результат равен 22,7, что так же свидетельствует о средней степени выраженности агрессивности у мальчиков. Эти данные позволяет нам сказать о том, что агрессивность как свойство личности в данной подростковой группе не выходит за пределы нормы, но следует отметить, что показатели приближаются к критическому значению, выше которого агрессивность является выраженной чертой.

По Фрейбургскому личностному опроснику низким показателем является результаты от 1 до 3, средним от 4 до 6 и высоким от 7 до 9. В эксперементируемой группе средний результат девочек равен 7,3, мальчиков 7, 07. Из этих данных можно сделать вывод о том, что средний показатель по группе по шкале «реактивная агрессия» является высоким. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

2 серия: через 2 дня после проведения первой серии испытуемым был показан видеоролик с действиями отряда милиции особого назначения. Ролик длился 20 минут. В течении этого времени было показано несколько сцен, где отряд милиции особого назначения задерживают людей, применяя насильственные методы. Мною был замечен особый интерес детей при просмотре видеоролика. После чего дети пошли на перемену. Наблюдая за детьми, я заметила, что несколько мальчиков начали как бы копировать действия омоновцев. Они стали имитировать драку. Когда начался следующий урок я провела 2 серию тестов. Результаты тестирования приведены в таблице №2 (приложение 4). По полученным данным была построена гистограмма:
Гистограмма №2 «средний результат по группе девочек и мальчиков во второй серии»
Вывод по второй серии: По опроснику Басса-Дарки средний результат по группе девочек равен 22,8, по группе мальчиков 22,7. Эти данные позволяет нам сказать о том, что агрессивность как свойство личности и во второй серии не выходит за пределы нормы. По Фрейбургскому личностному опроснику средний результат по группе девочек равен 7,2, а по группе мальчиков 7,1. Результаты и во второй серии остались высокими по шкале «реактивная агрессия», но существенных различий по сравнению с первой серией не наблюдается, что отражает таблица №3.
Таблица №3 «Сравнительные результаты 1 и 2 серий»

ФИО учащегося

Б-Д 1серия (баллы)

Б-Д 2серия (баллы)

ФЛО 1серия (баллы)

ФЛО 2серия (баллы)



Виктория Л.

29

28

9

9

Сергей И.

26

28

7

8

Анастасия П.

22

22

5

5

Максим Д.

23

21

7

7

Екатерина Д.

28

27

7

7

Галина С.

29

28

9

9

Анастасия М.

25

26

5

6

Анастасия Т.

16

18

7

8

Оксана К.

27

24

8

8

Татьяна К.

19

19

8

7

Вадим П.

19

21

5

5

Валерия Б.

15

16

7

6

Дмитрий С.

18

18

4

4

Нерине А.

18

17

9

9

Павел П.

22

21

6

7

Анастасия Д.

28

27

4

4

Анна Б.

14

16

5

4

Евгений Б.

22

25

8

9

Никита К.

21

20

7

7

Евгений Я.

19

18

9

9

Александра Б.

19

17

8

9

Руслан С.

19

21

9

7

Илья Л.

31

27

9

9

Денис П.

29

29

9

8

Андрей П.

25

26

5

6

Павел Ф.

18

17

5

5

Марина А.

31

30

9

9

Софья С.

26

25

8

7

Юлия С.

24

25

9

9

Антон К.

27

27

9

9

Среднее значение:

23,06

22,8

7,2

7,2



Вывод по второй главе: проанализировав результаты 1 и 2 серии можно сделать вывод, что агрессивность как свойство личности в данной подростковой группе не выходит за пределы нормы и является умеренно выраженной. Показатели реактивной агрессии являются высокими, что свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию. Сравнивая результаты обеих серий, значимых отличий не наблюдается, что говорит нам о том, что показанный видеоролик не оказал существенного влияния на подростков. Но нельзя упускать тот факт, что на перемене мальчики начали имитировать драку. Этот факт позволяет сказать нам о том, что научение агрессивному поведению происходит путем моделирования.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ и управление капиталом ОАО "Птицефабрика Сеймовская"
Реферат Бухгалтерський облік доходу в малому бізнесі
Реферат Пересмотр судебных актов в порядке надзора и по вновь открывшимся об
Реферат Участие адвоката-защитника в подготовительной части судебного заседания
Реферат Достопримечательности Италии
Реферат Основные показатели коммерческой логистики
Реферат Сердечно сосудистая система
Реферат Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания
Реферат Фондовая биржа Механизм функционирования
Реферат Лечебная физкультура при заболеваниях почек и мочевыводящих путей
Реферат Уголовно-исполнительная система Виды исправительных учреждений
Реферат Звіт про проходження виробничої переддипломної практики в ВАТ Коломийська друкарня ім Шухевича
Реферат Методы психологической саморегуляции
Реферат Таможенная политика в РФ
Реферат Розробка облікової системи організації на прикладі Microsoft Access