Реферат по предмету "Психология"


Влияние детско-родительских отношений на возникновение личных проблем подростков

УНИВЕРСИТЕТПОЗИТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОНСАЛТИНГА
Факультет практической психологии Кафедра позитивной психотерапии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина «Психология развития»
Влияниедетско-родительских отношений на возникновение личных проблем подростков
Москва 2009

Содержание
Введение
Глава 1. Семья и ее задачи вформировании личности подростка
Глава 2. Роль родителей в жизниподростка
2.1 Проявление подростковойэмансипации
2.2 Потребность во взаимномобщении
Глава 3. Семейное воспитание ивозникновение личных проблем подростка
3.1 Факторы семейного воспитания,влияющие на возникновение личных проблем подростка
3.2 Стили семейного воспитания и ихвоздействие на возникновение личных проблем подростков
3.3 Дисгармония семейных отношений иподросток
Заключение
Библиография

Введение
В настоящее время большоевнимание уделяется семье и формированию в ней ребенка как полноценной социальноадаптированной личности. Семья является для ребенка на всех этапах его жизнипервым институтом социализации, в ней он учится взаимодействовать с окружающимиего людьми. Это группа людей разного возраста, разного пола, и поэтомуприобретение подростком опыта общения подобного плана является очень важным. Влияниесемьи на подростка имеет специфический характер — это обусловлено прежде всегозадачами формирования подростка и осознания его собственной идентичности. Особенностьюподростка в этот период является одновременное наличие двух типов потребностей:потребности в автономии от родителей и самоопределении и потребности вподдержке и присоединении к семье.
Влияние семьи являетсяразноплановым и затрагивает разные стороны личности подростка (аффективную,когнитивную, поведенческую) и непрерывным. Характер складывающихсявзаимоотношений и степень их воздействия зависят от множества факторов, в ихчисле индивидуальные особенности подростка, его активность внутри семьи и общиесемейные факторы, включающие в себя как психологическую атмосферу, так ипсихосоциальные качества родителей и, что очень важно, стиль семейноговоспитания. Иногда накопленный опыт общения, родительских ошибок и просчетовприводит к возникновению у подростка комплекса личных проблем. Бывает и так,что социальный опыт, получаемый в семье, не всегда продуктивно перерабатываетсяи усваивается подростком в силу его возрастных особенностей. Личные проблемыподростка часто являются причиной его девиантного поведения, поэтому так важнопонимать, что источником их возникновения являются в первую очередьдетско-родительские внутрисемейные отношения. Актуальность данной работыоснована на актуальности задач, которые возникают при взаимодействии социума спроблемным подростком. Поэтому и стоит задача исследования влияниядетско-родительских отношений на формирование личных проблем подростка.
Целью данной работыявляется исследование влияния детско-родительских отношений на возникновениеличных проблем подростков.
Объектом исследования в данной работе являются детско-родительскиеотношения в подростковом возрасте и их решающее влияние на возникновение личныхпроблем подростка.

Глава 1. Семья и ее задачи в формировании личности подростка
Семья – один из важнейшихобщественных институтов, роль и значение которого в формировании личностиподростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка иинститут социализации имеет свои особенности, в ней тесно сплетены супружеские,родительские и детские взаимоотношения. Эти взаимоотношения имеют свою историю,накопленный опыт взаимодействия детей с родителями и родителей с детьми, ксожалению, зачастую полный ошибок и просчетов в воспитании и формированииподростка. Влияние семьи на подростка затрагивает все сферы его личности(аффективная, когнитивная, поведенческая) и продолжается непрерывно с самогораннего детства, даже тогда, когда подросток находится вне дома. Дети острореагируют на все изменения в семье. Они, особенно в подростковом возрасте, сенситивнык оценке взрослого, к его позиции по отношению к себе, к изменению стереотиповповседневной жизни и т.д. Изучая детско-родительские отношения с целью понятьисточники личных проблем подростков следует обратить внимание на следующиеособенности семейного воспитания [4, стр.438]:
· Родительскиеустановки и реакции
· Отношениеродителей к ребенку и жизни в семье
· Нарушениявоспитательного процесса в семье
· Причиныотклонений в семейном воспитании
· Типы воспитания
· Уровеньродительской компетенции и т.п.
Проблемадетско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры, всеммногообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями вдетско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние напсихологическое благополучие ребенка в семье, его дальнейшее развитие ивозникновение его личных проблем. Л.Б. Шнейдер, рассматривая семью, какважнейшее условие психологического благополучия ребенка, полагает следующее [10,стр.462-478]:
1. Существуют«нормальные и «нарушенные» детско-родительские отношения, которыенепосредственно обуславливают трудности в развитии ребенка
2. Дляблагополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских идетско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитаниеребенка.
«Проблемные», «трудные»,«непослушные», «невозможные» дети, также, как дети «с комплексами», «забитые»,«несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье …Российские психологи (Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, П.Я Гальперин, Л.И.Божович, В.С. Мухина и др.) в качестве главного фактора, формирующего личностьназывают социальный опыт… В процессе усвоения этого опыта происходит не толькоприобретение детьми различных знаний и умений, но осуществляется развитие ихспособностей, формирование личности. Поэтому для развития личности ребенка такважна гармонизация семейных отношений…» [10, стр. 462].
В результате взаимноговлияния членов семьи, она выступает как персональная микросреда развитияличности ребенка. Основными звеньями семьи в этом аспекте являются коллективноемнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, нормывнутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Семья характеризуетсяопределенной структурой. Основой жизнедеятельности семьи является системаобщения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия входе совместной деятельности, отдыха и обмена информации, взаимныевоспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единствумыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.
Важное место вжизнедеятельности семьи имеет воспитание детей. Его результативность зависит отмногих факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. Одни из нихоздоровляют воспитательную функцию семьи, другие оказывают на нее негативноевоздействие, создавая проблемы в детско-родительских отношениях, которые в своюочередь приводят к возникновению личных проблем подростка. Познание факторов,их порождающих, позволяет устранить дискомфорт в общении и оздоровитьмикросреду семьи. Среди общих факторов В.С. Торохтий выделяет следующие[8]:
1. «Образ мысли» и«Образ общения» семьи – отражает социально-психологический аспект образа жизнисемьи и ее способы межличностных коммуникаций.
2. Отношение социальнойсреды к семьям
3. Традиции нации,народности, места проживания семьи
4. Традиции семьи
5. Интеллектуальныйуровень групп в детских учреждениях, в которые входят дети
По его мнению,конструктивность воспитательного процесса в семье определяют следующие частныефакторы:
· Представленияродителей об эталоне воспитанной личности
· Предрасположенностьк полу ребенка в семье
· Педагогическаякультура общения родителей
· Мотивы рожденияребенка
· Установкисупругов на воспитание детей
· Уровеньпритязаний родителей к ребенку
Кроме этих факторов В.Владиславский выделяет также преобладающее в семье настроение, индивидуальныеспособности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональнойразрядке и юмору, тип личности и поведения родителей [1].

Глава 2. Роль родителей вжизни подростка
На протяжении всей жизниребенка родители являются для него значимыми людьми, но по мере приближения кподростковому возрасту соотношение функций родителей и их психологическаязначимость для подростка меняются.
По мнению И.С. Кона [2], родители,прежде всего, являются для ребенка источником эмоционального тепла и поддержки.Это качество сохраняет свою значимость и в подростковом возрасте. Семьяспособна обеспечить базисное чувство безопасности, являясь источникомоптимистической поддержки, вселяющей в подростка уверенность в своих силах,источником спокойной, взвешенной оценки качеств подростка, способствоватьснижению чувства тревоги, возникающего у подростка в стрессовых ситуациях.
Следующая роль родителей- «верховная власть». Зависимость подростка от родителей весьма велика. От нихзависит, в частности, удовлетворение его материальных и бытовых потребностей,что в подростковом возрасте имеет особое значение, т.к. во многом определяетположение в иерархии сверстников (наличие престижных вещей, одежды и др.).
Родители являются дляподростка примером для подражания, хотя и не являются таким абсолютнымавторитетом, как в детстве. Дети начинают воспринимать своих родителей болеекритично: стремление к подражанию и степень идентификации с родителями заметноснижаются, в качестве примеров для подражания выбираются другие люди (знакомые,сверстники, популярные личности). Вместе с тем, подростки хотят иметь такихродителей, которыми можно было бы гордиться и восхищаться и это является важнымусловием достижения подростком психологического комфорта [5, стр.436].
Еще одной важнейшейфункцией родителей в подростковом возрасте является помощь ребенку в решениисложных жизненных проблем, информирование и содействие в формировании оценкисамых разных сторон жизни. В этот период подросток вступает в периодинтенсивного овладения социальными ролями взрослого человека, круг его общениябыстро расширяется. Родители являются источником жизненного опыта и дляподростка, при всем его стремлении к самостоятельности, жизненный опыт и помощьстарших очень важны. Поэтому в возникновении личных проблем подростка ихвлияние является определяющим.
2.1 Проявлениеподростковой эмансипации
Вместе с тем,подростковый возраст сам по себе является сложным и многомерным процессом. Этопериод эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровняавтономии, независимости от них. Он включает в себя эмоциональный иповеденческий аспект [2]. Возникновение личных проблем подростка связаны такжес нормативным или ненормативным преодолением трудностей взросления и взаимодействияс родителями в этот период.
· Эмоциональнаяэмансипация.
В переходном возрастеэмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка. У неговозникает необходимость создания собственной системы эмоциональных отношений,основанных на взаимопонимании, привязанности и уважении, центром которойявляется сам подросток, а не его родители. «Отношения с родителями продолжаютзанимать в этой системе значительное место, но в нее включаются теперь иэмоциональные отношения к другим людям – дружба, любовь» [6, стр. 223]. Степеньдраматичности перехода к эмоциональной автономии во многом зависит от поведенияродителей. Если родители недооценивают и не понимают закономерного характераэмоциональной эмансипации подростка, они чувствуют обиду, обвиняют детей вчерствости и неблагодарности, могут сами поощрять излишнюю зависимость детейили сами проявляют таковую к детям. В этом случае подростковый возраст можетзатянуться. В результате молодые люди могут остаться инфантильными, отдаляянаступление социальной зрелости. Такие молодые люди, зачастую, предпочитаютжить с родителями, не вступая в брак или уже даже состоя в нем. При здоровомпроцессе индивидуализации у подростка формируется представление о себе всистеме относительно стабильных социальных связей.
Нормативной являетсятакая эмансипация, при которой у подростка формируется своя система ценностей,нередко отличающаяся от той, которой придерживаются его родители [6, стр. 223].Семья является одним из мощных факторов формирования ценностной системыподростка. Иерархия ценностных представлений меняется в соответствии свозрастной спецификой, но в целом является общечеловеческой (любовь, дружба,свобода и др.). Однако, нельзя сбрасывать со счетов и влияние внесемейныхфакторов: нормы и ценности референтных групп, в которые включен подросток,стабильность социально-экономической обстановки и др. При неблагополучныхдетско-родительских семейных отношениях влияние внесемейных факторов наформирование ценностных представлений подростка усиливается и служит причинойвнутрисемейных конфликтов. Проблему различий ценностей разных поколений частоназывают проблемой «отцов и детей», т.к. имеется достаточно много значимыхразличий между подростком и человеком среднего возраста. Например, людисреднего возраста имеют более реалистический, консервативный взгляд на жизнь, адля подростков характерен идеализм и оптимизм. Много различий наблюдается и ввыборе средств, которыми можно достичь жизненных целей.
Иногда, особенно впериоды коренных революционных изменений в обществе, драматичность нормативнойэмансипации усиливается. Ценностные ориентации родителей и детей в такой периодмогут приходить в острое противоречие, вплоть до разрыва отношений между ними.Социальные ценности родителей в большинстве своем утрачивают практическоезначение и в силу этого не наследуются детьми, поскольку становятсянепригодными для социальной жизни.
· Поведенческая эмансипация
«Поведенческаяэмансипация – стремление освободиться от контроля со стороны родителей,отстаивание права на принятие собственных решений без внешнего руководства» [6,стр. 226]. В этом возрасте стремление к автономии резко возрастает и подросткинастойчиво стремятся к независимости в принятии самостоятельных решений. Этостремление имеет относительный характер. С одной стороны подросток сам решаетдостаточно широкий круг вопросов: распределение своего времени, выбор друзей,способов досуга, одежды и др., с другой стороны, в более серьезных вопросах (например,в выборе стратегии дальнейшего образования) они подчиняются родителям. Подросткиеще не знают, как пользоваться полной свободой и нуждаются в том, чтобы свободадавалась им постепенно [5].
Поведенческая эмансипацияподростка в наибольшей степени пугает родителей и служит причиной дляконфликтов в семье. По мнению А.А. Реана, личные проблемы подростков,возникающие в сфере поведенческой эмансипации, лежат в следующих«конфликтогенных» областях [6, стр. 227]:
-социальная сфера жизни:выбор друзей и партнеров, проведение свободного времени, планирование будущего,инфантильное поведение;
-внешний вид и манераповедения: вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), сквернословие,лживость, сексуальная жизнь;
-школа: успеваемость,посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе;
— поведение в семье: выполнениехозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам,одежде, к семейной собственности – жилью, мебели, бытовым приборам,демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями исестрами, взаимоотношения с престарелыми родственниками и др.
В этом случае проблемадетско-родительских отношений заключается в том, что родителям очень трудноделегировать ответственность за поведение детей самим детям. Действия родителейпродиктованы беспокойством за их будущее, но парадокс заключается в том, что, вслучае, если их контроль оказывается успешным, подросток может упуститьвозможность лучше освоить самостоятельный образ жизни.
2.2 Потребность вовзаимном общении
Принято считать, чтопотребность в общении с родителями в подростковом возрасте снижается, уступаяместо потребности в общении со сверстниками. Однако, здесь следует различатьформальное и неформальное общение с родителями. Общение формальное,регламентированное, посвященное вопросам поведения и учебы вызывает уподростков острую неудовлетворенность, а потребность в неформальном общении сродителями очень высока, но удовлетворяется по некоторым данным только натреть, при этом общением с матерью удовлетворены треть подростков, а общением сотцом только одна десятая опрашиваемых [2]. Причиной такого психологическогобарьера И.С. Кон называет «неумение и нежелание выслушать, понять то, чтопроисходит в сложном юношеском мире», неумение принять подростка как отдельнуюличность с ее автономной реальностью, уверенность в непогрешимости своегожизненного опыта.
Отношение к семье в ходевзросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительнойстепени замещает родителей — тем самым ослабляются эмоциональные связи внутрисемьи. Впрочем, надо отметить, что хотя родители, как центр ориентации иидентификации, отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь копределенным областям жизни. Для большинства подростков родители, и особенномать, остаются главными, эмоционально близкими лицами. И в большинстве случаевименно к матери подростки склонны обращаться по всем возникающим у нихпроблемам. Но, если, поговорить с родителями о том, что волнует, подростку неудается, то отношения в семье неминуемо ухудшаются. Они становятся суше,принимают формальный, рутинный характер, замыкая подростка внутри себя илиподменяя семейные ценности «ценностями» уличными — ребенок уходит из дома туда,где его готовы выслушать и понять.
подросток семья воспитание личный

Глава 3. Семейноевоспитание и возникновение личных проблем подростка
Быть родителем – вероятнонаиболее трудная задача, с которой сталкивается большинство взрослых, не имеякакой либо предварительной подготовки или образования. Неудивительно, чтосовершаются ошибки, предъявляются необоснованные ожидания, включаются сильныечувства. Так или иначе, от родителей ожидается, что они хорошо справляются сосвоей ролью, просто потому, что сами воспитывались родителями.
Родительское отношение кребенку всегда является двойственным и противоречивым. С одной стороны родителипроявляют к своим детям безусловную любовь, а с другой – объективное оценочноеотношение, направленное на воспитание ценных качеств и способов поведения. Э.Фроммвыделил качественное отличие между материнской и отцовской любовью. По егомнению [9], материнская любовь безусловна, дана от рождения, но неподвластнаконтролю со стороны ребенка, ее невозможно завоевать, а отцовская любовьобусловлена тем, оправдывает ли ребенок его ожидания, она управляема и ее можнозаслужить собственной активностью ребенка.
3.1 Факторы семейноговоспитания, влияющие на возникновение личных проблем подростка
Негармоничное воспитаниеподростков приводит к возникновению у них целого спектра проблем. Э.Г. Эйдемюллери В. Юстицкис [11, стр.498] выделили следующие факторы родительскоговоспитания, наиболее важные с точки зрения формирований нарушений поведения иотклонения личности детей и подростков:
· Уровень протекции- то количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитаниюребенка. При геперпротекции родители посвящают ребенку слишком много времени,сил, внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. Пригипопротекции подросток находится на периферии внимания родителей, до него «недоходят руки», за воспитание берутся, лишь тогда, когда случается что-тосерьезное.
· Степеньудовлетворения потребностей ребенка. При потворствовании родители стремятся кмаксимальному и некритическому удовлетворению потребностей ребенка, балуют его.Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворениюпотребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особеннопотребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.
· Количество и качествотребований к подростку в семье представлено разными шкалами: степень требований- обязанностей, степень требований – запретов, строгость санкций.
Устойчивые сочетанияуказанных параметров создают несколько характерных негармоничных стилейвоспитания (табл.1) [6, стр. 237-238]:
Табл.1Тип воспитания Выраженность черт воспитательного процесса Уровень протекции Степень удовлетворения потребностей ребенка Степень предъявления требований Степень запретов Строгость санкций Потворствующая гиперпротекция + + - - - Доминирующая гиперпротекция + +- +- + +- Повышенная моральная ответственность + - + +- +- Эмоциональное отвержение - - +- +- +- Жестокое обращение - - +- +- + Гипопротекция - - - - +-

Нарушения взаимоотношенийподростка с родителями может стать фактором, провоцирующим нарушения социальнойадаптации, отклонения в поведении, невротические и психосоматическиерасстройства, даже психогении. А.Е. Личко подробно характеризует наиболеенеблагоприятные сочетания отклонений характера с нарушениями взаимоотношенийподростка с родителями [3].
Потворствующаягиперпротекция – это такой тип негармоничного воспитания, когда родителистремятся освободить ребенка от любых трудностей, некритично потакают любым егожеланиям, чрезмерно обожают и покровительствуют ему, восхищаются минимальнымиего достижениями и требуют от окружающих подобного же поведения. В этом случаеу подростка возникает завышенный уровень притязаний, стремление к лидерству принедостаточном упорстве и опоре на свои реальные силы. Потворствующаягиперпротекция является наиболее травматичной при истероидной акцентуацииподростка, т.к. содействует усилению демонстративных черт, оказываетнеблагоприятное воздействие на лабильную и гипертимную акцентуацию.
Доминирующаягиперпротекция – ребенок также в центре обостренного внимания родителей,которые, отдавая ему много времени и сил, лишают его самостоятельности, ставямногочисленные ограничения и запреты. В этом случае для поведения подросткахарактерно либо реакция эмансипации, либо безынициативность и неумение постоятьза себя. Доминирующая гиперпротекция оказывает наиболее неблагоприятноевоздействие на гипертимных подростков: усиливает реакцию эмансипации, приводитк резкому противостоянию с родителями, может обусловить острые аффективные проявления.В то же время при психоастенической, сенситивной и астеноневротическойакцентуациях гиперпротекция, напротив, усиливает астенические черты:тревожность, склонность к ипохондрическим переживаниям, ощущение собственнойнеполноценности.
Гипопротекция – кподростку проявляют мало внимания, у родителей нет интереса к его делам, онзаброшен физически и неухожен, часто служит предметом насмешек сверстников. Каквариант – скрытая гипопротекция, когда ребенком интересуются формально.Родители эмоционально не включаются в жизнь ребенка. Гипопротекция особеннонеблагоприятна при акцентуации по неустойчивому типу, поскольку при таком типевоспитания ничем не ограничивается присущая таким подросткам повышенная тяга кудовольствиям, праздности, времяпровождению в уличных компаниях и т.д. Подросткиконформного типа в условиях гипопротекции могут испытывать повышеннуютревожность, вследствие недостаточной регламентации своего поведения,отсутствия четких и определенных требований.
Эмоциональное отвержение– ребенком тяготятся, его потребностями пренебрегают. Подростка считают обузой,проявляют общее недовольство им. При скрытом эмоциональном отвержении родителистремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой ивниманием к нему. Оно создает психическую травматизацию и ведет к формированиюневротических расстройств при лабильной, сенситивной и астеноневротическойакцентуациях, а также может способствовать формированию и усилению чертэпилептоидной акцентуации.
Повышенная моральнаяответственность – от ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, несоответствующего его возрасту, возлагают на него ответственность заблагополучие близких и подросток боится их разочаровать, поступает всоответствии с инструкциями родителей и лишается возможности индивидуальногоразвития. Такие завышенные трудновыполнимые требования наиболее труднопереживаются подростками психоастенической акцентуации, т.к. способствуютразвитию тревожно-мнительных черт [3].
Жестокое обращение сребенком – склонность родителей к применению строгих наказаний даже принезначительных нарушениях поведения при игнорировании потребностей подростка. Можетпроявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или бытьскрытыми, когда между родителем и подростком стоит стена эмоциональнойхолодности и враждебности. В этом случае контакт между подростком и родителяминарушен и степень их влияния на ребенка минимальна и искажена.
3.2 Стили семейноговоспитания и их воздействие на возникновение личных проблем подростков
Ребенок проходит в своемразвитии определенные стадии, но и его родители тоже преодолевают этап заэтапом со своими специфическими задачами, особенностями и трудностями. Дети всемье – обогащают жизнь двух людей, связавших себя узами брака. Подобно тому, какнеповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами,столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стилисемейного воспитания. «Под стилем семейного воспитания понимается совокупностьродительских стереотипов, воздействующих на ребенка» [10, стр. 480]. Наблюденияза воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описаниеразличных типов воспитания.
Во многих работах,посвященных детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д.Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания,содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, нодемократический и попустительский (цит. по [6, стр. 233]).
Но впоследствии быливыделены и другие характерные стили семейного воспитания – хаотический иопекающий [6, стр.235].
· Авторитарныйстиль воспитания характеризуется тем, что все решения принимают родители,считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле и авторитету. Ониограничивают свободу и самостоятельность ребенка, не считают должным объяснятьи обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровымизапретами, выговорами и физическими наказаниями. Такие родители исключаютдушевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьмиредко возникает чувство привязанности. Однако, жесткий контроль редко даетположительный результат. В подростковом возрасте авторитарность родителейпорождает конфликты и враждебность. Наиболее активные и сильные подростки сопротивляются,бунтуют и становятся избыточно агрессивными. Он, как правило, сразу покидаютродительский дом, как только предоставляется малейшая возможность. Робкие,неуверенные в себе подростки слушаются родителей во всем, не предпринимаяпопыток самостоятельных решений. При таком воспитании формируется лишь механизмвнешнего контроля, основанный на страхе перед наказанием или чувстве вины. Кактолько угроза внешнего наказания исчезает, поведение подростка может статьасоциальным.
· Демократическийстиль воспитания характеризуется тем, что родители поощряют личнуюответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастнымивозможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют впринятии решений, выслушивают и обсуждают мнение родителей, учатся обосновыватьи отстаивать свою точку зрения. Взрослые, чутко относясь к запросам подростка,требуют от них в ответ осмысленного поведения, проявляют твердость, сталкиваясьс капризами и проявлениями немотивированных вспышек гнева, заботятся осправедливости и последовательном соблюдении дисциплины. Все это формирует вподростке ответственное социальное поведение. Такие дети более энергичны иуверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства исамоконтроль, им легче удается наладить отношения со сверстниками, ониответственно относятся к своим обязанностям.
· Попустительскийтип воспитания характеризуется тем, что ребенок должным образом ненаправляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителейили не выполняет их указаний. Для таких родителей характерно неумение,неспособность или нежелание руководить детьми. Подростки, выросшие в такихсемьях, конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересыдругих людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы кограничениям и ответственности. Они воспринимают недостаток
руководства со стороныродителей как проявление равнодушия и   эмоционального отторжения, а,следовательно, чувствуют страх и неуверенность. Нежелание и неспособность семьиконтролировать поведение подростка может привести к вовлечению его васоциальные группы, поскольку он оказывается лишен психологических механизмов,необходимых для ответственного, самостоятельного поведения в обществе.
· Хаотический стильвоспитания характеризуется отсутствием единого подхода к воспитанию, когда нетвыраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаютсяпротиворечия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. Притаком стиле воспитания оказывается фрустрированной одна из базовых потребностейличности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира,наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительскихреакций лишает ребенка ощущения стабильности, провоцирует повышеннуютревожность, неуверенность, импульсивность, а иногда даже агрессивность,неуправляемость и социальную дезадаптацию. У подростка при таком воспитании неформируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений,заниженная самооценка.
· Опекающий стильвоспитания характеризуется стремлением постоянно быть около ребенка, решать занего возникающие проблемы. В этом случае родители бдительно следят заповедением подростка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с нимможет что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, подобный стиль воспитания,приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости уподростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздываниюсоциальной зрелости.
3.3 Дисгармония семейныхотношений и подросток
Дисгармония супружескихотношений отрицательно влияет на качество детско-родительских отношений и также приводит к возникновению личных проблем подростка. Нарушение эмоциональныхотношений семье оказывает негативное влияние на формирование личностиподростка, приводя к нарушениям полоролевой идентификации, использованиюнеадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям. Из подростка, выросшегов семье с нарушениями коммуникативных процессов между ее членами, можетсформироваться личность, не обладающая средствами для точного самовосприятия исамовыражения, ложно интерпретирующая поступающие извне сигналы и сообщения — «…предположения,на которых основываются ее действия будут ложными, а ее попытки приспособитьсяк окружающей действительности – беспорядочными и неадекватными» [7, стр. 283].
Структура гармоничнойсемьи должна быть целостной и согласованной. Она должна обеспечиватьпотребности всех членов семьи и соответствовать их возможностям. Вдисгармоничных семьях эта структура искажается и, прежде всего, отмечаетсянарушение позиции ребенка. Ребенок может выполнять следующие роли [11]:
· «Любимчик». Когдасупружеские отношения по тем или иным причинам не удовлетворяют, появляетсячрезмерная концентрация на ребенке. Появляется желание отдать ребенку (какправило, противоположного пола) «все чувства», «всю любовь», которые в норме вгармоничной семье удовлетворяются в психологических отношениях супругов.Нередко мать отказывается от повторного замужества, карьеры. При наступленииподросткового возраста у родителей возникает страх перед самостоятельностьюдетей, желание удержать их, что тормозит наступление у подростков социальнойзрелости.
· «Бэби». Подростокявляется в семье только маленьким ребенком, от которого ничего не зависит.Родители стараются игнорировать поведение детей, сохранить у них такие детскиекачества, как непосредственность, наивность, игривость. Это сопровождаетсяснижением требований к ребенку и стимулирует психологический инфантилизм. Такоеотношение к детям может быть обусловлено боязнью родителей переходить на новуюстадию жизненного цикла семейных отношений, неуверенностью в своихвоспитательных возможностях. Для подростка это чревато трудностями во взаимоотношенияхсо сверстниками.
· «Хулиган».Родитель видит в подростке черты своего характера, которые он чувствует, но нехочет признавать в самом себе, например, агрессивность, лень, неряшливость,влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими реальнымиили вымышленными качествами подростка, родитель (чаще всего отец) получает отэтого эмоциональную выгоду. Такие родители много и часто говорят о непримиримойи постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями своего ребенка, онаказаниях, в то же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это непоможет, так как он «по натуре» такой. Парадоксально, но это приводит кпрограммированию и закреплению вредных привычек и асоциального поведенияподростка.
· «Вундеркинд». Воснове этой, навязанной ребенку, роли лежит стремление родителей замещающимобразом удовлетворить собственные нереализованные потребности (недостаточнаясамореализация, неудавшийся брак, несложившаяся карьера и т.д.) и желание черезидентификацию с ребенком это компенсировать. В этом случае к подросткупредъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится всильную зависимость от его успехов. Это чревато для подростка нервными срывами,ощущением ненужности и избыточным перфекционизмом.
· «Козелотпущения». Подросток в этом случае служит громоотводом для разрядки эмоцийсвоих родителей, испытывающих конфликтные переживания в семье или вне семьи. Воснове этой роли также лежит механизм замещения, позволяющий адресоватьнегативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым в семье и являетсяребенок. Подросток в этом случае становится неуверенным в себе, испытываеттревогу и чувство вины, чувствует себя ненужным и нелюбимым. Как правило,находятся подростковые группы вне дома (часто асоциальные или секты), к которымон и присоединяется в поиске эмоциональной поддержки и возможности ощутить себязначимым лицом.
· «Судья». В этомслучае подростка не по возрасту рано включают в сложности семейной жизни,заставляют регулировать и судить супружеские конфликты. Родители, выясняяотношения, вовлекают в конфликт ребенка, не принимая в расчет его переживания,используют его как орудие друг против друга или в роли посредника дляпримирения.
Приведенные описанияхорошо иллюстрируют тот факт, что на детей влияют не только преднамеренныевоздействия, но в равной и даже в большей степени все особенности поведенияродителей. В дисгармоничных семьях, где родительские позиции неадекватны,утрачивают качество гибкости, становятся непрогностическими, формированиеподростка всегда носит проблемный характер.

Заключение
Связь между родителями идетьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Развитие подростка ипомощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Больше всегоблагополучию подростка способствуют доброжелательная атмосфера в семье и такаясистема семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности иодновременно стимулирует и направляет его развитие. Родительская любовь –величайший и незаменимый источник развития подростка, эмоций, нравственныхкачеств, положительного мироощущения, уверенности в себе. Она – условие инеиссякаемый источник отзывчивости, заботы, чуткости, любви к людям. Общение ватмосфере любви, близости, доверия оказывает сильнейшее воздействие наформирование личности подростка. Оно дает простор для его эмоциональныхпереживаний, реализации потребностей и подлинной школой социальных чувств.
Семья для подростка – этоместо рождения и среда его обитания. Важность влияния семьи и семейных связейна становление его личности очевидны. Поэтому так важно качество отношенийродителей и детей.
В дисгармоничных семьях,где действуют негативные факторы воспитания: неадекватное воздействие факторовматериального порядка; бездуховность родителей; авторитаризм или, напротив,либерализм, безнаказанность и всепрощенчество; безнравственность, отсутствиенормального психологического климата, фанатизм во всех его проявлениях,безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствиецеленаправленности в воспитании, беспринципность, противоречивость в примененииметодов воспитания, физические наказания и причинение детям нравственныхстраданий); протипоправное поведение взрослых, — там подросток вырастаетнезрелой, асоциальной личностью с целым комплексом личных проблем, которыемешают ему адаптироваться в социуме и стать полноценным его членом.
Доверие и страх,уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общениивпротивоположность отчуждению и холодности – всему этому подросток учится,прежде всего, в семье, поэтому родителям следует понимать свою ответственностьв формировании сбалансированной и разносторонней личности подростка. Для этоговоспитание подростка, на мой взгляд, следует начинать… с воспитания самих себя,ведь задачей родителей является создание таких условий, при которых егофизиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будутудовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результаттакого воспитания – здоровье, счастье и благополучие самых дорогих нам людей –наших детей.

Библиография
1. Владиславский В.В. «Все начинаетсяс детства», Мн, 1989
2. Кон И.С. «Психология раннейюности», кн. для учителя, М, 1989
3. Личко А.Е., «Подростковаяпсихиатрия», Л, 1979
4. Малкина-Пых И.Г.«Семейная терапия»Справочник практического психолога, М, Эксмо, 2006
5. Райс Ф.«Психология подросткового июношеского возраста, СПб, 2000
6. «Психология подростка», учебникпод редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана, СПб, «прайм-Еврознак», 2007
7. Сатир В.«Психотерапия семьи, СПб,Речь, 2001
8. Торохтий В.С. «Психологиясоциальной работы с семьей», М, 1996
9. Фромм Э., «Душа человека», М, 1998
10.Шнейдер Л.Б. «Семейная психология»учебное пособие для ВУЗов, М, Академический проект, 2008
11.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В.«Психология и психотерапия семьи», СПб, Питер, 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.