Реферат по предмету "Психология"


Влияние психодинамических особенностей личности на поведение в конфликтных ситуациях

Российский Новый Университет
/>
ФакультетПсихологии и педагогикиКурсовая работа Тема: Влияние психодинамических особенностей личности наповедение в конфликтных ситуациях
   Выполнил:
   студент Силантьев В.Л.        
   Курс4                                                                                         Группа выходного дня                                                                                      Научный руководитель:
                                                                                                                
                   Москва  2006

ОглавлениеВведение…………………………………………………………………..……..3Глава   1.Психологические теории темперамента .…………………….…….6
Глава 2. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности…………13
Глава3……………………………………………………………… 163.1 Современное состояние изученияпсихологии конфликта.
      Понятие конфликта………………………………………16                          
3.2 Классификация конфликтови стратегия поведения в конфликтных       ситуациях………………………………………………….........................….....19Глава 4  Эмпирическоеисследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтнойситуации…........................................224.1 Методический инструментарий и ходисследования………...............….22
4.2 Анализ полученныхрезультатов. Выводы………………………….……24
Списокиспользованной литературы……………………….……………..….29
Приложение……………………………………..........................................…..30

Введение
Всем известно, что в современном мире идет активная перестройка всех сфержизни общества и поэтому проблематика социальных конфликтов представляетбольшой интерес.
Увеличение внимания к проблемам конфликтов обусловлено потребностямисовременного общества. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, таккак они являются необходимым условием общественного развития. К сожалению,некоторые личности стремятся добиться поставленной цели любыми способами,игнорируя потребности других, что порождает соперничество и напряженность междулюдьми. Поэтому интерес к  проблемам, возможностям и особенностям человеческойличности не ослабевает. Практически все общественные науки обращаются к этомупредмету исследования. Проблема личности стоит в центре и философского, исоциологического, и психологического знания.
В связи с этим возникаетвопрос: каковы причины конфликтов, что влияет на них и какие особенностиповедения человека в той или иной конфликтной ситуации?
В психологии особымобразом выделяется задача, заключающаяся
 в исследовании различных свойствличности, которые формируются и проявляются в деятельности человека и оказываютвлияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент– центральное образование психодинамической организации человека,преимущественно врожденного характера. Поэтому свойства темперамента наиболееустойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

          Сегодня существуетнесколько разных типологий темперамента, хотя,
как правило, все они подчинены некой общей цели,способствующей пониманию индивидуальности человека и определению еговозможностей и склонностей.
Так, динамические чертыличности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только вдвижениях – они  проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общейработоспособности.           
         Естественно, особенноститемперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Ноглавным является то, что различия по темпераментам – это  различия не по уровнювозможности психики, а по своеобразию ее проявлений. Разумеется, динамическиепроявления человека могут зависеть от требований ситуации, от воспитанныхустановок и привычек и т.п. Но психические различия,  выступают и при прочихравных условиях: в одних и тех же обстоятельствах, при относительном равенствемотивов поведения.
Человек всегда находитсяв обществе, его повсюду окружают другие люди – знакомые и незнакомые: в семье,в учебном заведении, на работе, в магазине и т.д. Во всех этих случаях человеквзаимодействует с группой и членами этой группы, каждый из которых имеет своииндивидуальные особенности: темперамент, коммуникативные особенности, склонностьк агрессивному поведению, а также свои собственные идеи, мысли, взгляды.
При общении происходитстолкновение этих взглядов, мыслей. Возникают споры и  конфликты. В силу своихособенностей, каждый человек ведет себя определенным образом. Как при общении укого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен или гибок,  так ив конфликтной ситуации,  у каждого человека существует так называемый репертуарповедения в конфликтной ситуации.
          Появляется вопрос, какиндивидуальные особенности, в частности темперамент, влияют на поведениечеловека в той или иной конфликтной ситуации.
Гипотеза: так как темперамент являетсяцентральным образованием психодинамической организации человека, котороеформируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее влияние, можнопредположить, что с ним взаимосвязаны некоторые особенности личности, что всвою очередь оказывает влияние на выбор стратегии поведения в конфликте.
Объектом исследования является поведениеличности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности, а предметом– взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте.
Цель исследования: выявить влияниетемперамента на поведение человека в конфликтной ситуации. Для достиженияпоставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)  проанализировать литературные источники по данным проблемам;
2)  подобрать методики для исследования;
3)  выявить тип темперамента, стили поведения в конфликте;
4)  установить влияние темперамента на  выбор стратегий поведения в конфликте.
Актуальность данного исследования состоит втом, что                                                               проблема влияния темперамента на выбор стилей поведения вконфликтной                           ситуации не до конца не изучена. Наблюдаяза поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, какон будет себя вести в конфликтной ситуации. Также это актуально впедагогическом процессе, в семейной жизни, то есть, в любой ситуации, гдепроисходит взаимодействие личности и группы.
Глава1/>
 Психологические теории темперамента
 
ТЕМПЕРАМЕНТ(лат. Temperamentum– надлежащее  соотношение черт от  tempero – смешиваю  в надлежащем состоянии)– характеристика  индивида со стороны динамических особенностей его психическойдеятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих этудеятельность психических процессов и состояний. [1].
Темперамент –качество  личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе  генетическойобусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющеестиль его деятельности. Темперамент относится к биологически  обусловленнымподструктурам личности.
Когда говорят  отемпераменте, то имеют в виду многие психические различия между людьми –различия  по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональнойвпечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические,индивидуально – устойчивые  особенности психической жизни, поведения идеятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной инерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме, ученыеи практики признают, что темперамент – биологический  фундамент, на которомформируется личность как социальное существо.
Темперамент отражаетдинамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтомусвойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другимипсихическим особенностями человека [2].
Итак, под темпераментомследует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющиединамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь вразнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов,остаются постоянными в зрелом возрасте и  во взаимосвязи характеризуют типтемперамента.
К свойствамтемперамента относятся индивидуальные особенности, которые
       регулируютдинамику психической деятельности в целом;
       характеризуютособенности динамики  отдельных психических процессов;
       имеют устойчивыйи постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительногоотрезка времени;
       находятся встрого закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
       обусловленыобщим типом нервной системы.
Пользуясь определеннымипризнаками, можно с достаточной определенностью отличить свойства темпераментаот всех других психических свойств личности.
Создателемучения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V в. дон.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков”жизни, — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, входящих          в егосостав. Исходя из его учения, врач античности Клавдий Гален (II в. дон.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известномтрактате “De temperamentum”. Согласно его учению тип темперамента зависит отпреобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты,которые в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат.sanguis — “кровь”), флегматика (от греч.- phlegma “флегма”), холерика (от греч.chole — ”желчь”),  и меланхолика (от греч. melan chole  “   черная желчь  ”). Эта фантастическая концепцияимела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий [3].
          На рубеже XIX и начала XX вв.сформировалась так назы­ваемая соматическая концепция, согласно которойсуществует связь между свойствами темперамента и телосложением. Широкуюизвестность получили труды немецкого психиатра Э. Кречмера в которыхобосновываются представ­ления о том, что различия в типах строения тела(некоторые особенности роста, полноты, пропорций частей тела) указывают и наопределенные различия в темпераменте. Американский ученый У. Шелдонтакже ставил в прямую связь телесные особенности, выступающие в той или иной сте­пениразвития различных тканей организма, и особенности темперамента. Соматическиетеории не следует чрезмерно проти­вопоставлять гуморальным: как тип строениятела, так и дина­мические свойства психики могут быть следствием одной и той жепричины – результатом  действия гормонов, выделяемых железами внутреннейсекреции.
Параллельно спредставлениями о гуморальных, соматических источниках различий по темпераментуразвивались (начиная с середины XVIII в.) идеи, получавшие все более полное идоказательное обоснование, о значении для динамических особенностей психики возбудимостии чувствительности нервов. Самой важной вехой на этом пути явилосьобращение И.П. Пав­лова" к изучению свойств головного мозга. Ве­ликимфизиологом было разработано учение о типах нервной системы, или, что тоже самое, типах высшей нервной деятельности. И.П. Павлов выделилтри основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижностьвозбудительного и тормозного процессов.
Сила нервного процесса выражается всоответствую­щей реакции на сильные раздражители: сильные раздра­жения вызываюту сильной нервной системы сильные процессы возбуждения, у слабой нервнойсистемы — сла­бые процессы возбуждения и торможения. Важное значение имеет идругой показатель – подвижность  нервных процессов: это способность нерв­нойсистемы быстро в ответ на требования условий внеш­ней среды сменять процессвозбуждения процессом тор­можения и наоборот.
Уравновешенность предполагает пропорциональноесоотношение данных нервных процессов. Преобладание процессов возбуждения надторможением выражается в быст­роте образования условных рефлексов и медленномих уга­сании. Преобладание процессов торможения над возбуждением определяетсязамедленным образованием услов­ных рефлексов и быстротой их угасания.        
Некоторые из сочетанийсвойств типа, которые встречаются чаще других или же выступают наиболее ярко, имогут, согласно И.П. Павлову, служить объяснением той классификациитемпера­ментов, которая известна с глубокой древности. А именно:
сангвиническому темпераменту соответствует сильный уравновешен­ный быстрый тип нервной системы, флегматическомутемперамен­ту — сильный уравновешенный медленный тип, холерическому темпераменту— сильный неуравновешенный тип  меланхолическому темпераменту – слабый тип нервной системы.
Оригинальная концепция о связи между физиологическими и психическимипроцессами разрабатывается последователями И.П.Павлова в школе П.К.Анохинаоснову, которого составляет утверждение, чтомежду физиологическими процессами, с одной сто­роны, и психическими процессами с другой, «вклиниваются» еще" процессы организациифизиологических процессов", или «системных информационных процессов» или психики.
Многолетнееэкспериментальные исследования, проведенные в школе Б. М. Теплова– В. Д. Небылицына, показали, что проявления каждогоиз основных свойств нервной системы образуют некую совокупностьвзаимосвязанных  друг с другом показателей.
Впервые мысль осуществовании общих и частных свойств нервной системы у человека былавысказана Б.М.Тепловым еще в 1956г. Он писал, что «учеловека менее всего можно ожидать полного совпадения типологическихпараметров в разных анализаторах, а также в первой и второй сигнальныхсистемах » [4].
В последние годы весьмапродуктивные исследования проблемы темперамента проводятся вшколе В.С. Мерлина. Автор отмечает, что «свойстватемперамента представляют собой определенную динамическуюсистему» и далее: «свойства темперамента можно определить такжекак энергетическую характеристику психических свойств» [5].
Советский психофизиолог В.М.Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил наее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теориифункциональной системы П.К. Анохина, включающей блок афферентногосинтеза, принятия решений, исполнения и обратной связи,Русалов выделил четы­ре связанные с ними свойства темперамента,отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженностивзаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программыповедения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения ичувствительность к несовпадению Реального результата действия с его акцептором.
В соответствии с этимтрадиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров— активности и чувствительности — включает уже четыре компо­нента: эргичность(выносливость), пластичность, скорость и эмо­циональность (чувствительность).Все эти компоненты темпера­мента, по мнению В.М.Русалова, биологически игенетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной систе­мы,
а они в свою очередь понимаются какосновные характери­стики функциональных систем, обеспечивающих аналитическую исинтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.
Однаконесомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы,проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторонуиндивидуально психологических различий.
Трудно ответить, какой тип темперамента у того или иногочеловека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но неявляется абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействиемсистематических тренировок,  жизненных обстоятельств нервные процессы могутизмениться.
Темперамент тесно связан с продуктивностью работычеловека. Так, особая подвижность сангвиника может принестидополнительный эффект, если работа требует от  него частого перехода от одногорода занятий к другому, оперативности в принятии решений, однообразия,напротив, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики,наоборот, в условиях монотонного труда обнаруживают большую продуктивность исопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.
В поведенческом общении можно и нужно предвидетьособенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на нихреагировать.
И.П.Павлов выделил ещё три «человеческихтипа» высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний.Представители мыслительного типа (преобладает активность второйсигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны кдетальному анализу жизненных явлений, к абстрактно-логическому мышлению. Улюдей художественного типа (преобладает активность сигнальной системымозга правого полушария) мышление образное, на него откладывает отпечатокбольшая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живостьвосприятия действительности. Большинство людей (80%) относятся к «золотойсередине», среднему типу. В их характере незначительно преобладаетрациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самогораннего детства, от жизненных обстоятельств.
Современные исследователи подтвердили, что правое и левоеполушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иногополушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенностичеловека.
 Известный психолог К.Юнг подразделяет людей поскладу личности на экстравертов («обращённых во вне») и интровертов(«обращённых внутрь себя»). Экстраверты общительны, активны,оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, потемпераменту они сангвиники или холерики. Интроверты малообщительны, сдержанны, отдалены от всех, в своих поступках ориентируются насобственные представления, серьёзно относятся к принятию решения, контролируютсвои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики.Однако в жизни редко встречаются абсолютно чистые экстраверты или интроверты.В каждом из нас есть как черты тех, так и других, это зависит от врождённыхкачеств нервной системы, возраста, воспитания, жизненных обстоятельств.Любопытно, что у экстравертов ведущим полушарием является правоеполушарие, что частично может проявляться даже во внешности, у них развит левыйглаз, а у интровертов ведущим является левое полушарие. Темперамент неопределяет уровня общих или специальных способностей.  Люди одного и того жетемперамента могут быть высоко – и малоодарёнными, и наоборот: люди различноготемперамента могут успешно работать в одной области. Те или иные свойстватемперамента в одних обстоятельствах профессиональной деятельности могутспособствовать достижению успеха в ней, в других, при той же деятельностимешать ему. Когда требования деятельности противоречат какому-либо свойствутемперамента, то человек выбирает такие приёмы и способы её выполнения, которыенаиболее соответствуют его темпераменту и помогают преодолеть влияниеотрицательных в данных условиях проявлений темперамента. Совокупность такихуспешных индивидуальных приёмов и способов, выработанных человеком в процесседеятельности, характеризует его индивидуальный стиль деятельности.

Глава 2
 
Связь темперамента идеятельности. Стиль деятельности.
 
Деятельность – этодинамическая система взаимодействий человека с миром, в процессе которыхпроисходит возникновение и взаимопонимание в объекте психического образа.Именно наличие сознаваемой цели позволяет определить активность какдеятельность. Все остальные стороны деятельности: мотив, планированиедеятельности, переработка текущей информации, принятие решения – могутосознаваться не  полностью, а также неверно. Каков бы ни был уровень осознаниядеятельности, осознавание цели всегда остаётся необходимым её признаком.Специфически человеческое действие сформировалось в труде как акт трудовойдеятельности. Совокупность действий, выполняющих определённую общественнуюфункцию, составляет определённый вид трудовой деятельности. Так трудоваядеятельность всегда направлена на производство определённого продукта, действиечеловека всегда направлено на определённый результат.[6] Выполнение предметногодействия обеспечивается определённой системой движений. Она зависит от целидействия, свойств предмета, на который это действие направлено, и условийдействия. Движение, посредством которого человек обычно осуществляет то илииное действие, связано с личными установками, с осмыслением разрешаемойдвижением задачи, отношением к ней. Изменение личностных установок ведёт кизменению двигательной сферы. Действия – более сложная часть деятельности.Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель инаправлены на определённый объект. Действия всегда социальны. Любые действиячеловека состоят из движений и выполняются сознательно, осознано. Отдельныедвижения и даже действия ещё не составляют целостной деятельности. Деятельность– это совокупность действий, объединённых единой целью. Сущность деятельностикак раз и состоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также вмотивах, во имя которых она совершается.
Динамические чертыличности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только вдвижениях – они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общейработоспособности, в деятельности.
Но главное заключается втом, что различия по темпераментам – это различия не по уровню возможностейпсихики, а по своеобразию её проявлений. Установлено отсутствие зависимостимежду уровнем достижений, т.е. конечным результатом действий, и особенностямитемперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определитькак нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности илиреактивности индивида в нормальной, не стрессовой ситуации результатыдеятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будетзависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивациии способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность,показывают, что в зависимости от особенностей темперамента изменяется способосуществления самой деятельности.
Ещё Б.М.Тепловобратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента людиразличаются не  конечным результатам действий, а способом достижениярезультатов. Развивая эту мысль, ряд отечественных исследователей провёлисследования с целью установить зависимость между способом выполнения действий иособенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальныйстиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решенияопределённой задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы.Результаты исследований большинства авторов, независимо от особенностейисследуемых групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный дляданных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно типнервной деятельности, и, прежде  всего, сила и подвижность нервных процессов,оказывает существенное влияние на формирование определённого стилядеятельности.   
Врождённые особенноститемперамента проявляются у человека в таких психических процессах, которыезависят от воспитания, социальной среды и способности управлять своимиреакциями. Поэтому, по словам Р.М.Грановской, конкретная реакция наситуацию может определяться как влияние характерных отличий нервной системы,так и являться следствием обучения и профессионального опыта. Например, высокаяскорость реакции у опытного водителя, лётчика, необязательно природное свойствоих нервной системы, она может быть достигнута и в результате обучения,тренировки. Однако пределы возможного развития скорости реакции определеныврождёнными свойствами нервной системы.
Индивидуальные стили,обеспечиваемые свойствами нервной системы, относятся к разным иерархическимуровням.  Иерархический уровень определяется тем, какие именно компонентыдеятельности характеризуются стилем. С этой точки зрения можно различатьиндивидуальный стиль реакции и движения, В тоже время иерархический уровеньиндивидуального стиля определяется тем, какие иерархические уровнииндивидуальности его определяют – биохимические свойства, свойства нервнойсистемы, темперамента и.т.д.[7] Мерлин отметил, что индивидуальныестили  (например, импульсивность или рефлексивность) одно из существенныхпроявлений темперамента. Индивидуальные стили моторики вместе с тем, по егомнению, зависят от определенных свойств нервной системы и темперамента и вместес тем служат средством торможения их проявления. Те проявления темперамента,которые не соответствуют объективным требованиям действия, тормозятся благодаряусвоению индивидуального стиля. Проявление тех свойств, которые не противоречатили соответствуют требованиям деятельности наоборот, более полно и отчетливовыражаются в индивидуальном стиле. По этому проявления темперамента, зависящиеот одних свойств нервной системы, тормозятся, а проявление того же свойстватемперамента зависящего от другого свойства нервной системы закрепляются виндивидуальном стиле. Например, импульсивность как свойство темперамента,зависит и от неуравновешенности нервной системы по силе и от силы возбуждения.[5]
И так, мы определились стаким понятием, как индивидуальный стиль деятельности и  выяснили некоторыеособенности его формирования. Было показано, что темперамент оказывает влияниена стиль деятельности. Теперь можно предположить, что темперамент влияет и наповедение человека в конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация сама по себеявляется особой обстановкой, в которой  акцентируются те черты и особенностичеловека, которые доминируют в его жизни, например стиль жизни илииндивидуальный стиль деятельности.

Глава 3. 3.1 Современное состояние изучения психологии конфликта.
                Понятиеконфликта.
Воспоминанияо конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность,непонимание, попытки, порой безнадежные, стремление  доказать свою правоту,обиды.…В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда  явлениенегативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, какнечто такое, чего по возможности следует избегать [8].
Конфликт(от лат. conflictus – столкновение) – столкновениепротивоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознанииотдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностныхотношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательнымиэмоциональными переживаниями. [13]
Психологические исследования конфликтовзанимают центральноеместо среди исследований многих наук, посвященных данной проблеме.
Это связано, в первую очередь, с широтой объектного и предметногополей, а самое главное, непосредственным выходом на личностный аспектконфликтов – определением  психологическихмеханизмов и личностных детерминант конфликтного поведения. Разнообразиепсихологических исследований конфликтов требует их систематизации иуглубленного анализа. Следует отметить, что систематизацияпсихологических исследований конфликтов связана с теми же трудностями,что и систематизация в рамках междисциплинарныхисследований – отсутствие  общего основания. Поэтому мы будеманализировать проведенные психологическиеисследования, используя различные основания.
В первую очередь хотелось быостановиться на исследованиях конфликта в рамках психологическихпарадигм, в основном разработанных в западной психологии. К основным можноотнести: :
психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К.Хорни, Э. Фромм) ;
экзистенциальное(Л. Бинсвангер, Р. Ленг, В. Франкл);
социотропное(В. Макдугалл, С. Сигеле);
динамическое(К. Левин);
социометрическое(Дж. Морено);
интеракционистское(Г. Блумер, М. Кун, Т. Шибутани);
необихевиористское(Н. Миллер, Дж. Доллард) направления.
Исследованиям фрейдистской(психоаналитической) ориентации присуща биопсихологическаятрактовка причин конфликтов. Согласно ей, конфликты есть следствиенесоответствия моральных общественных условий иобстоятельств, с одной стороны, требованиям природных инстинктов – с  другой.
Как считал 3.Фрейд, конфликт возникает тогда, когда сила воздействия общественных условий существеннопревышает способность человека к сублимации. Такие конфликты могут выражаться в неврозах, преступном поведении и т.д.
Вслед за 3. Фрейдом,австрийский психолог А. Адлер рассматривал источникконфликтов в незащищенности личности перед окружающим миром,осознании своей неполноценности и несовершенства, в стремлении укрепиться путемпревосходства наддругими. По его мнению, попытки освободиться от чувства неполноценности ведут к невротическим срывам, к конфликтам. Один из последователейЗ.Фрейда, К. Юнг предложил  новую классификацию характеров людей, воснове которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутреннихконфликтов.  По этой классификации все  люди делятся на два основныхпсихотипа: интровертов и экстравертов.[11]
По мнению К. Хорни,конфликт возникает в системе взаимоотношений индивида с социальнымокружением, а не как эффект конфронтации с этим окружениемищущих выхода, изначально заложенных в организме психических сил.[12]
Э. Фромм,утверждал, что в процессе своего развития человек приходит кобособлению и индивидуализации. Это осуществляется в постоянном конфликте личности с социальнойсредой. По Э. Фромму индивид может избавитьсяот одиночества и чувства собственной «ничтожности» только«бегством от всякой свободы», что связано с бессознательной деятельностью, которая может быть изученав основном психоаналитическимиметодами. [9]       
Исследуя проблемы групповой динамики,К. Левин с этой точки зрения рассматривал и проблемуконфликта.  По мнению К. Левина, основой конфликтаявляются психические состояния личности (например, фрустрация,напряженность, дискомфорт), которые отражают степеньнеудовлетворенности объектами окружающей среды, на которые направленыпотребности личности.
В соответствии спсихологической теорией социометрии, разработанной Дж. Морено,межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений междулюдьми, их симпатиями и антипатиями поотношению друг к другу.
Важная роль в психологических исследованияхконфликта посвящена анализу и описанию внутренних условий конфликтности личности и конфликтного поведения.
Весомый вклад в разработкуэтой проблемы внес В. С. Мерлин [4]. По мнению В. С. Мерлина, «внутренниеусловия психологического конфликта сводятся к противоречию междуразличными мотивами и отношениями личности».
Другая группа внутреннихусловий, по мнению В. С. Мерлина,вязана с субъективной неразрешимостью ситуации.
Психологические исследованияконфликтов, объединенные по предмету, традиционно рассматриваются по степени вовлеченностикак внутриличностные, межличностные, индивид – группа  и межгрупповые.

3.2 Классификация конфликтов истратегия поведения в конфликтных       ситуациях.
 
Межличностныйконфликт. Это самыйраспространенный тип конфликта.
Психологические исследования межличностныхконфликтов являются в настоящее время наиболеераспространенными (Анцупов А. Я., Гришина Н. В. Баклановский С. В.  и другие). Многиеисследователи межличностных конфликтов отмечали, что причины ихвозникновения неоднозначны и имеют различную природу. С однойстороны, этомогут быть сугубо психологические – антипатия, активная неприязнь на основезначимых личностных различий. С другой стороны, причина конфликта может иметьреальную производственную или организационную основу. Однако, недостаточность общей культуры, воспитания инизкий уровень культурыпрофессионального общения, организационного взаимодействия приводят ктому, что производственный или организационныйконфликт достаточно быстро переходитв межличностный.  И наоборот, даже тогда когда конфликтуют два человека,от работы отвлекаются целый ряд сотрудников для выяснения и преодоленияпротиворечий.
Внутриличностный конфликт. Здесь участниками конфликта являются не люди, аразличные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиесяили являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы,  чувства.   Внутриличностныеконфликты могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенныхформ —это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют кнему противоречивые требования. Социальноеповедение вообще обусловлено  не стольковнешней ситуацией, сколько личностными особенностями человека.
Межгрупповые конфликты в психологическихисследованиях представлены ограниченно,  в основномсвязаны с анализом причин производственных конфликтов. В таких конфликтах могутучаствовать противоборствующие группировки в рамках одногоподразделения; группы, состоящие из членовразных структурных единиц (бригад,  цехов и т.д.) объединения лицразличного служебного ранга и работающих в разных подразделениях предприятия.Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такомутипу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера:малыми, средними и большими.[10]
Конфликты «индивид-группа»также изучены недостаточно. В психологических исследованиях таких конфликтовперспективным является рассмотрение группы как субъекта деятельности.
Этот тип конфликта имеет много общего с межличностным,однако, он многоплановый.
Группа включает в себя целую систему отношений, и она определеннымобразом организованна. К внутриличностным и межличностным причинам конфликтадобавляться еще и причины, обусловленные групповой организации.
Существуют различные подходы, как к описанию типологий конфликтных личностей, так и описанию их поведения в конфликтных ситуациях. Темне менее, общим является признание наличия особенностей в проявленияхопределенных типов личности в трудных межличностных ситуациях непосредственно вситуациях конфликтного взаимодействия.
Здесь мы подходим к понятию «стратегия поведения» и «выборстратегии поведения» в трудных ситуацияхМожно выделить основные стратегии и составляющие их компоненты различныхспособов реагирования на трудные ситуации.
/>
 

Активная стратегия реагирования на трудную ситуациюрассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к трудной ситуации,активное преобразование среды, Активность может носить различный характер.[10]
Конструктивный – повышение уровня поисковой деятельности, расширениеспектра возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи– в целом повышение эффективности деятельности  и общения.
Деструктивный – дезорганизация деятельности, спонтанные иимпульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому илисамому себе, ухудшению функционирования, нервные вспышки, истерические реакции. Пассивная         стратегия поведения, деятельности общение в трудной ситуации может быть реализованатак же в двух формах.Приспособление – рассматривается как отказ от отстаивания интересови целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам. Снижениеэффективности деятельности до уровня соответствующего изменившимся условиям.  Уход отситуации– реализуется в таких поведенческих проявлениях, какизбегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии,употребление наркотиков и т.д.
Глава4.Эмпирическое исследование влияния особенностей темпераментана поведение личности в конфликтной ситуации4.1 Методический инструментарий и ход исследования.Исследование проводилось наработниках коллектива одной из компаний города Москвы. В эксперименте принялиучастие 5 испытуемых.
 
Объектом являетсяповедение личности в конфликтной ситуации, его характеристики и особенности, а предметом– взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте.
Цель исследования: выявить влияниетемперамента на поведение человека в конфликтной ситуации и на выбор стратегииповедения в конфликте. Поставлены следующие задачи:
1)  подобрать методики для исследования;
2)  выявить тип темперамента и стили поведения в конфликте;
     3) установить влияние темперамента на выборстратегий поведения в      конфликте.
Гипотеза:так как темпераментявляется центральным образованием психодинамической организации человека,личности с определенным темпераментом присущи определенные стратегии поведенияв конфликте.
Длядостижения поставленной цели применялся метод тестирования, для которого быливыбраны следующие методики:
1.Личностныйопросник Айзенка для определения основных типов темпперамента и качествличности типа интроверсия – экстраверсия эмоциональнаяустойчивость – неротизм, состоящий из 57 вопросов.
Испытуемым предлагалась следующаяинструкция: Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены навыяснение Вашего обычного способа поведения и ваших особенностей. Постарайтесьпредставить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ,который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет«хороших» или «плохих» ответов. Если вы выбрали ответ«да», поставьте крестик или галочку в графе «да». Если Вывыбрали ответ «нет», поставьте крестик (галочку) соответственно вграфе «нет».
 
2.ТестК.Томасапредназначен для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации.
К.Томас выделяетследующие стили регулирования конфликтных ситуаций:
а) соперничество– наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добитьсяудовлетворения своих интересов в ущерб другому;
б) сотрудничество– когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющейинтересы обеих сторон;
в) компромисс– как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимныхуступок;
г) избегание– (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так иотсутствие тенденции к достижению собственных целей;
д) приспособление– означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Вопроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждыйиз пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведениииндивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях  они сгруппированы втридцать пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение,которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Количествобаллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженностиу него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтныхситуациях.
Полученныев результате исследования данные соотносятся с ключом, и подсчитывается частотапроявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом покаждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлениютого или иного стиля поведения.
4.2 Анализ полученных результатов. Выводы
Данныепо каждой методике занесены в таблицу. На основе табличных данных былипостроены графики.
Анализ полученных данныхпоказал, что испытуемые с явно выраженным холерическим типом темпераментатяготеют к проявлению стратегии типа  “соперничество”. У испытуемых свысокими показателями нейротизма прослеживается некоторая социальнаяактивность, проявляющаяся в суммарном увеличении значений по шкалам “сотрудничество”,“компромисс”, “соперничество”. Испытуемые со среднимипоказателями “нейротизм –экстраверсия” тяготеют к проявлениюстратегии типа “сотрудничество” и
“компромисс” Можносделать вывод, что определенные типы темперамента влияют на поведение вконфликте, и, соответственно, на выбор стратегии поведения в конфликте.       Таблица 1Испытуемый № экстраверсия нейротизм 1 9 10 2 12 14 3 10 21 4 9 19 5 16 17
Таблица№2Испытуемый № 1 2 3 4 5 соперничество 3 3 8 3 11 сотрудничество 9 8 6 6 6 компромисс 5 4 5 9 8 избегание 9 6 4 4 5 приспосабливание 4 9 7 8
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Список использованнойлитературы
1. Психология. Словарь. -  М., 1990.
2. Андреева Г. М.Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2002.
3.Симонов П.В., Ершов П.М.Темперамент. Характер. Личность. – М., Наука, 1984.
4.Теплов Б. М., Небылицын В. Д.Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологиииндивидуальных различий. //Вопросы психологии. 1963. №5.
5.Мерлин В. С. Очеркинтегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
6.Леонтьев А.Н Деятельность.Сознание. Личность – М . Политиздат 1975.
7.Мерлин Психологияиндивидуальности – Москва – Воронеж, 1996
8. Козырев Г.И. Введениев конфликтологию. – М.  ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.
9.ФроммЭ. Бегство от свободы. – Харвест . Серия Философия. Психология. 2003.
10. Анцупов А.Я.  Баклановский С.В.  Конфликтология в схемах  и комментариях.– Питер   2005
11. Конфликтология.    Вопросы – ответы. – М.  Юнити. 2004
12.Хорни. К  Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М. Прогресс,1993
13. Здравомыслов А.Г. Социологияконфликта. – М., 1996.

Приложение
 
Методика определения стилей поведения в кофликтнойситуации К. Томаса.
 
Инструкция: Вам предлагается тридцать парутверждений, которые описывают поведение в конфликтной ситуации. Из каждой парывам необходимо выбрать то утверждение, которое наиболее приемлемо для вас,наиболее точно характеризует ваше поведение. И напротив номера пары поставить букву(А или Б) выбранного вами утверждения.
 
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять насебя ответственность за решение спорного вопроса.
    Б. Чем обсуждать то, в чем мырасходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба  согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
    Б. Я пытаюсь уладить дело сучетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    Б. Я стараюсь успокоить другого иглавным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
    Б. Иногда я жертвую своимисобственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсьнайти поддержку у другого.
    Б. Я стараюсь сделать все, чтобыизбежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей длясебя.
    Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса стем, чтобы со временем решить его окончательно.
    Б. Я считаю возможным в чем-тоуступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
    Б. Я первым делом стараюсь ясноопределить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-закаких-то возникающих разногласий.
    Б. Я предпринимаю усилия, чтобыдобиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
      Б. Я пытаюсь найтикомпромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чемсостоят все затронутые интересы и вопросы.
      Б. Я стараюсь успокоить другогои главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая можетвызвать споры.
      Б. Я даю возможность другому вчем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
      Б. Я настаиваю, чтобы былосделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю оего взглядах.
      Б. Я пытаюсь показать другомулогику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образомсохранить наши отношения.
      Б. Я стараюсь сделать всенеобходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
      Б. Я пытаюсь убедить другого впреимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
      Б. Я стараюсь сделать все,чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам емувозможность настоять на своем.
      Б. Я даю возможность другому вчем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
 
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чемсостоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
      Б. Я стараюсь отложить решениеспорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
      Б. Я стараюсь найти наилучшеесочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным кжеланиям другого.
      Б. Я всегда склоняюсь к прямомуобсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находитсяпосредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
      Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворитьжелания каждого из нас.
      Б. Иногда я представляювозможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, япостараюсь пойти навстречу его желаниям.
      Б. Я стараюсь убедить другогоприйти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимуществамоих взглядов.
      Б. Ведя переговоры, я стараюсьбыть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
      Б. Я почти всегда озабочен тем,чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая можетвызвать споры.
      Б. Если это сделает другогосчастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
      Б. Улаживая ситуацию, я обычностараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
      Б. Думаю, что не всегда стоитволноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30.  А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
       Б. Я всегда занимаю такуюпозицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованнымчеловеком могли добиться успеха.

Текст бланка Личностногоопросника Айзенка


1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлением, к тому,чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять,ободрить или посочувствовать?
3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли трудно Вам отказываться от своих намерений?
5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать прежде чемдействовать?
6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?
7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?
9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакойсерьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что «на, спор» Вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположногопола, который Вам симпатичен?
12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
13. Часто ли бывает, что Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало чего-либо делатьили говорить?
15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что Вас легко задеть?
17. Любите ли Вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли иногда у Вас такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться сдругими людьми?
19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, аиногда чувствуете сильную вялость?
20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом самыхблизких друзей?
21. Много ли Вы мечтаете?
22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?
23. Считаете ли Вы все свои привычки хорошими?
24. Часто ли у Вас появляется чувство, что Вы в чем-то виноваты?
25. Способны ли Вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться ввеселой компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают натянуты до предела?
27. Слывете ли Вы за человека живого и веселого?
28. После того как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему идумаете, что могли бы сделать лучше?
29. Чувствуете ли Вы себя неспокойно, находясь в большой компании?
30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?
32. Если вы хотите узнать что-либо, предпочтете ли Вы найти это в книге, чемспросить у друзей?
33. Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?
34. Нравится ли Вам работа, требующая сосредоточения?
35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
36. Всегда ли Вы говорите только правду?
37. Бывает ли Вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг наддругом?
38. Раздражительны ли Вы?
39. Нравится ли Вам работа, требующая быстрого действия?
40. Верно ли, что Вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях иужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?
42. Опаздывали ли Вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?
43. Часто ли Вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобногослучая побеседовать с новым человеком?
45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
49. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которыхучаствует много народа?
52. Беспокоит ли Вас чувство" что Вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
56. Любите ли Вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли Вы бессонницей?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гафний - "Жил элемент рассеянный"
Реферат Финансовое оздоровление 3
Реферат Antigone Vs Ismene Essay Research Paper Antigone 2
Реферат Нормы в официально-деловом стиле речи
Реферат «Новости» (актуальная правовая и иная информация в сфере образования и воспитания)
Реферат Технические средства обучения на уроках иностранного языка
Реферат Australia Essay Research Paper Did you know
Реферат Япония в период «реставрации Мэйдзи»
Реферат Влияние языка на познавательные процессы
Реферат Загальні засади адміністративного судочинства в Україні
Реферат Программа работы по оздоровлению школьников и контролю за их самочувствием во время учебного процесса
Реферат Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького на примере одного из рассказов Челкаш.
Реферат Полноценные и неполноценные белки
Реферат Открытый травматический перелом нижней челюсти справа в области 8го зуба с переходом на угол без смещения (история болезни)
Реферат НЛП концепция фобий, аллергии и бронхиальной астмы