Реферат по предмету "Психология"


Влияние гендерных стереотипов на выбор будущей профессии

МуниципальноеОбразовательное Учреждение
СредняяОбщеобразовательная  Школа №2
Секция«Психология»
Тема:
Влияниегендерных стереотипов на выбор  будущей профессии
Выполнил:Ученица 11 «А» класса  МОУ СОШ №2
Насибова Айнура Юсиф кызы
Научный   руководитель:Педагог – психолог высшей квалификационной категории МОУ СОШ №2Кравченко  Елена  Геннадьевна
г. Нягань
2007г.
Содержание
Введение
I.      Определениепонятия «гендер»
II.     Полоролеваяидентичность
III.   Практическаячасть
Заключение
Литература
Терминологический словарь

Введение
Представления какой-либогруппы носят обобщенный характер и в психологии понимаются как компонентысистемы знаний, мнений и норм поведения, сложившихся в социальном опыте.Иногда, в условиях дефицита информации, как результат обобщения личного опыта ипредставлений, принятых в обществе, могут складываться различные социальныестереотипы. Они представляют собой относительно устойчивые и упрощенные образысоциальных объектов. Независимо от истинности или ложности стереотипов,множество их функций обеспечивает образование структур, на которые людиориентируются в обыденной жизни.
Существует огромноеколичество социальных стереотипов, среди которых гендерные стереотипы — культурнои социально обусловленные представления о качествах и нормах поведения мужчин иженщин. Согласно предположению Е. Игли, причиной формирования гендерныхстереотипов являются различия мужских и женских социальных ролей.
Типично мужской образвключает в себя набор черт, связанных с профессиональной компетенцией,рациональным мышлением и активной жизненной позицией, а типично женский – ссоциальными и коммуникативными навыками, душевной теплотой и эмоциональнойподдержкой.
Универсальной жизненнойценностью на современной этапе среди представителей разных профессийоказывается стремление к достижениям, и в этом совмещаются как традиционнофеминные и маскулинные предпочтения. Например, оказалось, чтоженщины-военнослужащие одновременно характеризуются более высокими показателямиобщительности, смелости и самоконтроля по сравнению с представителями этой жепрофессии – мужчинами. Исследования в области гендерной психологии сталиособенно актуальными в последнее время в связи с быстро изменяющимисоциально-экономическими условиями жизни населения, особенно в экономическиразвитых странах, причем одним из перспективных направлений признается изучениеизменчивости от профессионального выбора. Поэтому для нас важно выяснить,как влияют гендерные стереотипы на выбор будущей профессии.
Цель исследования: выявить влияниегендерных стереотипов на выбор будущей профессии.
Объект исследования:  учащиеся ввозрасте 16-18 лет.
Предмет исследования:  гендерныестереотипы учащихся
Задачи исследования:
1.        Изучить ипроанализировать литературу по данной проблеме;
2.        Подобратьдиагностический инструментарий для  получения информации о влиянии гендерныхстереотипах на выбор будущей профессии.
3.        Исследоватьвлияние гендерных стереотипов на выбор будущей профессии;
4.        Изучить отношенияучащихся к гендерным стереотипам (на примере обобщенных образов мужчин и женщин);
5.        Проанализироватьданные, полученные в результате исследования.
Гипотезы исследования: 
1.        Гендерныестереотипы не влияют на выбор будущей профессии.
2.        Гендерныестереотипы  влияют на выбор будущей профессии.
Методы исследования.
Для выявлениявлияниягендерных стереотипов на будущую профессию нами использовались следующиеметодики:
1.        Опросник С. Бем«Анкета половых ролей»
2.        Ранжированиепрофессий
3.        Жизненныеценности (Щварц)
4.        Опросник BSRI
Выборка. В исследовании приняли участие  50 учащихсяв возрасте  16-18 лет.

I.Определение понятия «гендер»
Современнаясоциально-психологическая наука различает понятия пол и гендер (gender).Традиционно первое из них использовалось для обозначения теханатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческиесущества определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологическиеособенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических исоциальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научныхисследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами иженщинами гораздо больше сходства, чем различий. Многие исследователи дажесчитают, что единственное четкое и значимое биологическое различие междуженщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства.Сегодня очевидно, что такие «типичные» различия полов, как, например,высокий рост, больший вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьманепостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать.Например, женщины из Северо-Западной Европы в целом выше ростом, чем мужчины изЮго-Восточной Азии. На рост и вес тела, а также на физическую силу существенновлияют питание и образ жизни, которые, в свою очередь, находятся под влияниемобщественных взглядов на то, кому — мужчинам или женщинам — необходимо даватьбольше еды, кому нужнее калорийная пища, какие спортивные занятия приемлемы длятех или других.
Помимо биологическихотличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, формдеятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках.Антропологи, этнографы и историки давно установили относительностьпредставлений о «типично мужском» или «типично женском»:то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертойхарактера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в миреразнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальноетождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, чтобиологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей,существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер,означающее совокупность социальных и культурных норм, которые обществопредписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Небиологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете,психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщини мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладатьтеми или ными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иныепредписанные нам гендерные роли.
Гендер создается(конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющаяих положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре,экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются вразных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны такимобразом, что мужчины и все «мужское/маскулинное» (черты характера,модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми идоминирующими, а женщины и все «женское/фемининное» определяется каквторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностьюконструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендернаясистема как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания,адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента временипочти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют двагендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальныероли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие этосоциальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, чтоприписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное(второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендернаяасимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система — этосоциально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом,является одним из способов социальной стратификации общества, который всочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса,национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии. />
Важную роль в развитии иподдержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерногосознания индивидов происходит посредством распространения и поддержаниясоциальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которыхобщество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или«мужик, а ведет себя как баба» весьма болезненно переживаются людьмии могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психическихрасстройств). С момента своего рождения человек становится объектом воздействиягендерной системы — в традиционных обществах совершаются символическиеродильные обряды, различающиеся в зависимости от того, какого пола родилсяребенок; цвет одежды, колясок, набор игрушек новорожденного во многих обществахтакже определены его полом. Проведенные исследования показывают, чтоноворожденных мальчиков больше кормят, зато с девочками больше разговаривают. Впроцессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), системаобразования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура вцелом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детейгендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создаютпредставления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть«настоящая женщина». Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаютсяс помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов,например, стереотипы в СМИ. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с ихгендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют)гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господстваи властвования. />
Дифференциация понятийпол и гендер означала выход на новый теоретический уровень осмыслениясоциальных процессов. В конце 80-х годов феминистские исследовательницыпостепенно переходят от критики патриархата и изучения специфического женскогоопыта к анализу гендерной системы. Женские исследования  постепенно перерастаютв гендерные исследования, где на первый план выдвигаются подходы, согласнокоторым все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являютсягендерными. В современной науке гендерный подход к анализу социальных икультурных процессов и явлений используется очень широко. В ходе гендерныхисследований рассматривается, какие роли, нормы, ценности, черты характерапредписывает общество женщинам и мужчинам через системы социализации,разделения труда, культурные ценности и символы, чтобы выстроить традиционнуюгендерную асимметрию и иерархию власти. />
Существует нескольконаправлений разработки гендерного подхода (гендерной теории). К основнымтеориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятсятеория социального конструирования гендера, понимание гендера какстратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа.Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остаетсяпсевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями называются те, где этопонятие используется как якобы синоним слова пол или как синоним социополовойроли. Такая ситуация складывается в том случае, когда авторы/исследователиосознанно или неосознанно стоят на биодетерминистских позициях, т. е. считают,что биология человека совершенно четко определяет мужские и женские социальныероли, психологические характеристики, сферы занятий и прочее, а слово гендериспользуют как «более современное». Содержательно ситуация неменяется даже тогда, когда пол как биологический факт и гендер как социальнаяконструкция авторами все же различаются, но наличие двух противоположных«гендеров» (мужского и женского) принимается как отражение двухбиологически разных полов. Типичным примером социополового, а не гендерногоподхода является традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам:«Хотели бы Вы сидеть дома, если бы имели такую материальнуювозможность?» или пресловутые опросы на тему «Может ли женщина бытьполитиком?» Такого рода социологам просто невдомек, что результаты ихисследований уже предрешены самой методологией. Псевдогендерными исследованиямиявляются также и популярные исследования по социологии труда, в которыхописание «мужских и женских» профессий или рабочих мест несопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации. С позицийсоциополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судейили банковских служащих в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были вподавляющей массе мужчины. Ситуация проясняется только тогда, когда с позицийгендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или инойпрофессии в обществе и размер оплаты труда. Очевидно, что женщин среди врачей вСССР больше было не потому, что они «от природы более милосердны и склоннык самоотверженности» (как сказали бы биодетерминисты), и не потому, чтотакова социальная роль представительниц их пола (как сказали бы приверженцысоциополовой теории), а потому, что эта работа была низкооплачиваемой (посравнению, например, с работой в военно-промышленном комплексе) и в целоммалопрестижной (например, рабочие имели гораздо больше социальных льгот, чемврачи). />
Теория социальногоконструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется(строится) посредством социализации, разделения труда, системой гендерныхролей, семьей, средствами массовой информации; 2) гендер конструируется исамими индивидами — на уровне их сознания (т. е. гендерной идентификации),принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде,внешности, манере поведения и т. д.). Эта теория активно использует понятиягендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации игендерной роли. Гендерная идентичность означает, что человек принимаетопределения мужественности и женственности, существующие в рамках своейкультуры. Гендерная идеология — это система идей, посредством которых гендерныеразличия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числес точки зрения «естественных» различий или сверхъестественныхубеждений. Гендерная дифференциация определяется как процесс, в которомбиологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальнымзначением и употребляются как средства социальной классификации. Гендерная рольпонимается как выполнение определенных социальных предписаний — то естьсоответствующее полу поведение в виде речи, манер, одежды, жестов и прочего. Когдасоциальное производство гендера становится предметом исследования, обычнорассматривают, как гендер конструируется через институты социализации,разделения труда, семьи, масс-медиа. Основными темами оказываются гендерныероли и гендерные стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендернойстратификации и неравенства. />
Гендер какстратификационная категория рассматривается в совокупности другихстратификационных категорий (класс, раса, национальность, возраст). Гендернаястратификация — это процесс, посредством которого гендер становится основойсоциальной стратификации.
Понимание гендера каккультурного символа связано с тем, что пол человека имеет не только социальную,но и культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половаядифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужскогоили женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с поломпонятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный илипотусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с«мужским/маскулинным» или «женским/фемининным» началом.Таким образом, возникает символический смысл «женского» и«мужского», причем «мужское» отождествляется с богом, творчеством,светом, силой, активностью, рациональностью и т. д. (и, соответственно, бог,творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало).«Женское» ассоциируется с противоположными понятиями и явлениями — природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом,пассивностью и т. д., которые, в свою очередь, символизируют фемининность,женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половойсимволизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархиюобщества в широком смысле слова.
Итак, мы видим, чтопонятие гендер обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процессформирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях,поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат — социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различийявляются противопоставление «мужского» и «женского» иподчинение женского начала мужскому началу.
Современная гендернаятеория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных,психологических различий между конкретными женщинами и мужчинами. Она простоутверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна ихсоциокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы наоснове этих различий. Гендерный подход основан на идее о том, что важны небиологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а токультурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям.Основой гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах,ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования,утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения.

II.    Полоролевая идентичность мужчини женщин
Полоролевая идентичностькак мужчин, так и женщин формируется и изменяется в зависимости от условийвоспитания, обучения и степени давления полоролевых стереотипов, прививаемыхсредствами массовой информации. Несмотря на декларирование «равныхвозможностей» для мужчин и женщин в приобретении той или иной профессии,исторически сложившиеся стереотипные представления о «мужских» или «женских»специальностях довлеют среди значительной части населения.
На фоне происходящих внастоящее время социальных, политических и экономических изменений во всеммире, содержание гендерных ролей подвергается трансформации. Однако во многихкультурах мужчины и женщины воспринимаются как обладающие взаимоисключающими,противоположными личностными и поведенческими характеристиками. Мужчиныпредставляются как агрессивные, сильные, независимые, умные и творческие;женщины — как покорные, эмоциональные, консервативные и слабые. Определениемаскулинности исключительно как «мужского», а феминности только как«женского» является стереотипным, формирующим ошибочныеконсервативные представления.
Метаанилиз половыхразличий в значимости тех или иных характеристик работы показал, чтосущественными являются 33-40 признаков, причем наиболее выраженные различиясвязаны с тем, что женщины предпочитают работу с людьми и рассматриваюткачество производственных отношений как один из основных факторов выборапрофессии, а мужчины придают основное значение свободе и автономиидеятельности.
Гендерные стереотипы,сопровождающие и современный процесс социализации, могут дезориентировать,оказавшись ложными или мало отвечающими действительности, и серьезнодеформировать личностное развитие и межличностное взаимодействие. Не смотря нато, что стереотипные представления имеют тенденцию оставаться стабильными напротяжении длительного времени как в индивидуальном, так и общественномсознании, изменение ценностей и культуры отношений людей закладывает основу дляформирования новых норм и правил поведения в современном мире.

II. Практическая часть
В ходе исследования былоопрошено 50 человек, 26 чел (52%)  из которых юноши и 24 чел (48% ) девушки.Таким образом, главное условие выборки, предполагавшее равную представленностьмолодежи мужского и женского пола, было соблюдено. Респонденты представляливозрастную группу 16 — 18 лет. Блок вопросов был направлен на выявлениенепосредственно гендерных стереотипов респондентов. Предложенные на этом этапезадания выявляют отношение к социальным ролям мужчин и женщин у девушек июношей. Здесь вопросы были намеренно сформулированы таким образом, чтобы«мужчины» и «женщины» респондентами воспринимались какгруппы людей. На вопрос «Существуют ли индивидуальные черты характера умужчин и женщин?» 52% респондентов дали ответ «нет». Этодемонстрирует их понимание того, что любые личностные характеристики могут бытьприсущи как мужчинам, так и женщинам, т.е. являются общечеловеческими, дажеесли различно проявляются. 48% респондентов ответили «да» и привеливарианты таких характеристик. Чаще всего как «обусловленные полом» вответах отмечались «мужественность» и «женственность», атакже другие характеристики, традиционно закрепленные за одним из полов.Например, исключительно мужскими чертами названы лидерство, самостоятельность ицелеустремленность, а женскими — скромность, непостоянство, застенчивость. Можнопредположить, что обобщенные образы мужчин и женщин чаще противопоставляютсядруг другу при описании свойств характера, т.е. являются болеестереотипизированными. Проверкой данного предположения явился следующий блок из25 утверждений, относительно которых респондентам предлагалось выразить своюточку зрения от полного несогласия до полного согласия по 5-ти бальной шкале.  Всерассмотренные утверждения представляют собой существующие гендерные стереотипы,которые определяют различия юношей и девушек в профессиональной деятельности.Это позволило определить разницу восприятия гендерных ролей реальных значимыхвзрослых и гендерных стереотипов на примере обобщенных образов мужчин и женщин.
Проанализировавполученные результаты в данном блоке анкеты, мы условно разделили рассмотренныестереотипные утверждения на 4 группы:
— устойчивые — с нимисогласны большинство респондентов обоих полов;
— динамичные — ониотражают мнения, противоположные предложенным в опроснике стереотипам,изменившиеся в представлениях современных молодых людей,
— дискуссионные — утверждения, в которых представления юношей и девушек различны,«спорят» друг с другом;
— протестные — включаютв себя утверждения, в которых юноши и девушки дают противоположные ответы.
Так, с третьюпредложенных утверждений (9 из 25) в наибольшей степени согласны и юноши идевушки. Среди устойчивых стереотипов равное количество «предписаний»мужчинам и женщинам (5:5).
Таблица 2. Устойчивые стереотипы.Утверждения Согласие (%) Затрудняюсь ответить (%) Несогласие (%) юн. дев. юн. дев. юн. дев. Мужчины должны быть активными, целеустремленными 93 95 4 2 3 3 Женщины должны всегда хорошо выглядеть 90 91 4 5 6 4 Женщины должны уметь готовить и вести хозяйство 90 83 4 4 6 13 Женщина должна заботиться о мужчине, а мужчина быть ее защитником 89 87 5 4 6 9 Женщины должны быть сексуально привлекательными 89 82 7 8 4 10 Мужчины должны уметь забить гвоздь, починить кран, утюг 88 87 6 4 6 9 Карьера – основа жизни мужчин, они должны иметь престижную работу 80 75 8 9 12 16 Мужчины всегда должны стремиться завоевать и покорить женщин 74 77 15 13 11 1 Женщины не должны быть легко доступными для мужчин 66 84 20 8 14 8
Большинством респондентовне подвергаются сомнению статус мужчины и маскулинные характеристики еголичности. Для женщины традиционно важным представляется забота о своем внешнемоблике. Уравнены в ответах респондентов мужчины и женщины обязательнымисполнением домашних дел, «свойственных» их полу. В противовесустойчивым стереотипам, в блоке были выявлены три динамичных. Они отражаютмнения о мужчинах, противоположные представленным стереотипам.
Таблица 3. Динамичные стереотипы.Утверждения Согласие (%) Затрудняюсь ответить (%) Несогласие (%) юн. дев. юн. дев. юн. дев. Мужчинам не важно, выглядят ли они привлекательно 20 14 17 13 63 73 Семья для мужчин не главное 25 25 21 27 54 50 Мужчины, если они занимаются типично женской профессией, сами становятся женственными 26 25 23 24 51 51
Стереотипноепредставление о том, что только женщинам важно быть привлекательными не подтверждается,почти две трети учащихся в возрасте от 16 до 18 лет считает внешнююпривлекательность одинаково значимой как для женщин, так и для мужчин.
Несмотря на то, что 80%юношей и 75% девушек разделяют стереотип: «карьера — основа жизнимужчин», семья, традиционно считающаяся «женской» сферойинтересов, для мужчин, по мнению более половины респондентов обоих полов, такжеважна.
С утверждением о влияниипрофессии на поведение не согласен каждый второй респондент. Отметим, что навопрос анкеты «Существуют ли по-настоящему „мужские“ и»женские" профессии?" отрицательно ответили 43% юношей и 32%девушек. Положительные ответы дали 57% юношей и 68% девушек, приведя в качествепримера типично женских профессий «доярка», «уборщица». Т.е.такие типы занятий, которые не требуют профессионального образования, либопримеры низкоквалифицированных работ — с низкой оплатой труда и предполагающиетрадиционную для женщин сферу обслуживания, в том числе членов семьи:«нянька», «швея», «медсестра». В качестве«мужских» профессий указывались «шахтер»,«водитель», «программист». Иногда респонденты вместоконкретных профессий указывали должность «директор» или«начальник», очевидно считая это типично «мужским делом».
Динамичные стереотипы имеющие тенденцию к ослаблению илиизменению коснулись только «мужских» утверждений. Молодежь выражаетмнение, что мужчины могут работать в любой сфере труда без ущерба своейличности, им важно быть привлекательными и иметь семью. Дискуссионныестереотипы отражают различия представления юношей и девушек о ролях мужчин иженщин. Общую тенденцию к изменению стереотипных представлений отражает числозатруднившихся выразить определенное мнение (от 9% до 29%). Несогласие состереотипами выразили более 30% либо в группе девушек, либо в обеих группах.
 
Таблица 4. Дискуссионные стереотипы.Утверждения Согласие (%) Затрудняюсь ответить (%) Несогласие (%) юн. дев. юн. дев. юн. дев. Ответственность за финансовое благополучие семьи лежит на мужчинах 77 58 9 11 14 31 Материнство – основа жизни женщины, они должны рожать детей 73 57 12 11 15 32 Мужчины должны зарабатывать больше, чем женщины 68 48 9 11 23 41 Женщины должны быть скромными 56 37 20 21 24 42 Женщины не должны стремиться овладеть типично мужской профессией 42 28 28 25 30 47 Ответственность за сохранение семьи лежит на женщинах 31 22 29 16 40 62 Женщины не должны стремиться заработать больше мужчин 29 17 24 13 47 70
Группа протестных стереотипов в целом демонстрируетинтерес девушек к профессиональному и карьерному росту, а также желание самостоятельностии независимости в личных и семейных отношениях.
Блок вопросов, изучающихв данной анкете отношение к стереотипным представлениям, бытующих в обществе оролях мужчин и женщин, завершался заданием закончить предложение: «Складума и характера у мужчины или женщины …»ЮНОШИ Ответы ДЕВУШКИ 19% Определяет природа и пол человека 14% 8% Решает общество, его нормы и традиции 6% 36% Каждый человек за себя решает самостоятельно 30% 37% Решает сам человек, но ему приходится «подчиняться» норм и традициям того общества, в котором он живет 50%
По мнению 19% юношей и14% девушек, имея определенные половые признаки, человек уже гарантированнообладает конкретным набором личностных характеристик и способностей. Юношичаще, чем девушки (36% и 30% соответственно) считают, что каждый человек длясебя решает самостоятельно — каким быть и не видят каких — либо препятствийсвоей самореализации. Меньше всего респондентов дали ответ, что все решаетобщество, его нормы и традиции. Более трети юношей и каждая вторая девушка изопрошенных признают, что общество формирует личность и влияет на изменение ееценностей и поведенческих характеристик. Сами, являясь частью этого общества,участники данного исследования демонстрируют изменение некоторых гендерныхстереотипов на новые «нормы» и «правила», являющиеся менееограничивающими выбор в самореализации человека любого пола.

Заключение
Проведенное намиисследование позволило установить, что гендерные стереотипы влияют на выборбудущей профессии.
Типично мужской образвключает в себя набор черт, связанных с профессиональной компетенцией,рациональным мышлением и активной жизненной позицией, а типично женский – ссоциальными и коммуникативными навыками, душевной теплотой и эмоциональнойподдержкой.
Универсальной жизненнойценностью на современной этапе среди представителей разных профессийоказывается стремление к достижениям, и в этом совмещаются как традиционнофеминные и маскулинные предпочтения. Например, оказалось, чтоженщины-военнослужащие одновременно характеризуются более высокими показателямиобщительности, смелости и самоконтроля по сравнению с представителями этой жепрофессии – мужчинами.
 В практической частибыло предложено несколько анкет утверждениями.
Все рассмотренныеутверждения представляют собой существующие гендерные стереотипы, которыеопределяют различия мужчин и женщин в профессиональной деятельности. Этопозволило определить разницу восприятия гендерных ролей реальных значимыхвзрослых и гендерных стереотипов на примере обобщенных образов мужчин и женщин.
Большинством респондентовне подвергаются сомнению статус мужчины и маскулинные характеристики еголичности. Для женщины традиционно важным представляется забота о своем внешнемоблике. Уравнены в ответах респондентов мужчины и женщины обязательнымисполнением домашних дел, «свойственных» их полу. В противовесустойчивым стереотипам, в блоке были выявлены три динамичных. Они отражаютмнения о мужчинах, противоположные представленным стереотипам.
Несмотря на то, что 80%юношей и 75% девушек разделяют стереотип: «карьера — основа жизнимужчин», семья, традиционно считающаяся «женской» сферойинтересов, для мужчин, по мнению более половины (53%) респондентов обоих полов,также важна.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: гендерные стереотипы влияют на выборбудущей профессии. Что и подтверждает нашу гипотезу.

Литература
 
1.        Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства //Вопр. Психол. 2000. №1. С. 87-95
2.        Е.В. Юркова,И.С. Клецина«Социально — психологический анализ гендерных ролей». — Практикум погендерной психологии/ Под ред. Клециной. — СПб.: Питер 2003. — с. 207-228
3.        Иванова Е. Введение в Гендерные исследования.Ч.I: Учебное пособие/Под ред. И.А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.:Алетейя, 2001. — с. 336
4.        С.Ю. Головин. Словарь практического психолога — Минск: Хервест, 1998. — с. 430
5.        В. Юркова,И.С. Клецина «Социально- психологический анализ гендерных ролей». — Практикум по гендернойпсихологии/ Под ред. Клециной. — СПб.: Питер 2003. — с. 207-228
6.        Антологиягендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповойи А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.
7.           Психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990 г.
8.           Ольшанский Д.В.Психология массы. СП-б., «Питер»., 2001г.

Терминологический словарь
 
Гендер – совокупность социальных и культурныхнорм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от ихбиологического пола.
Гендерные стереотипы –культурно исоциально обусловленные представления о качествах и нормах поведения мужчин иженщин
Гендернаяидентичность –базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека(индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, приэтом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует.
Гендернаясистема – этосоциально сконструированная система неравенства по полу.
Гендернаяидеология – этосистема идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификацияполучают социальное оправдание, в том числе с точки зрения«естественных» различий или сверхъестественных убеждений.
Гендернаядифференциация –процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинаминаделяются социальным значением и употребляются как средства социальной классификации.
Гендернаястратификация – этопроцесс, посредством которого гендер становится основой социальнойстратификации.
Гендернаяроль – выполнениеопределенных социальных предписаний — то есть соответствующее полу поведение ввиде речи, манер, одежды, жестов и прочего.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.