Реферат по предмету "Психология"


Виды познавательных процессов и критерии их классификации

ВВЕДЕНИЕ
 
О,наблюдай творимое вокруг,
Смотрив себя — и замыкай сей круг,
Познайдругих — и свой познаешь дух,
Познайсебя — и мир раскроешь вдруг
А.Чижевский.
Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективныхзакономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образаэтого мира необходимы для полноценной ориентации внем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входитво все сферы человеческой деятельности и основные формы его активности.
Познавательная деятельность составляет особуюсторону жизни субъекта. Разум, наряду с желательной и чувствующей сторонами,входит в число основных составляющих человеческой субъективности. Разумчеловека, высшие формы его проявления составляют фундаментальное отличиечеловека от животного.
Представление о человеке как о разумном существе,как субъекте познания позволяет исследовать формы, виды, средства и способы егопознавательной деятельности. Человек познающий изучается различными науками — философией, социологией, логикой, психологией, физиологией, кибернетикой и т.д.
Объектом психологии познания является реальныйчеловек как субъект познавательной деятельности, разум которого неотделим отего потребностей и мотивов, воли, эмоций и чувств, всей истории егоиндивидуального развития. При этом психология опирается на данные изученияпознавательной деятельности, полученные в других науках.
В гносеологии как разделе философии человеческоепознание разделяется на два уровня — чувственный и рациональный. К первомууровню относится познание с помощью органов чувств. В результате чувственногопознания у человека складывается образ, картина окружающего мира — мир в егонепосредственной данности и многообразии. В психологии чувственное познаниесубъекта представлено, в первую очередь, в процессах восприятия и его частнойформе — ощущениях.
К рациональной ступени познания в гносеологииотносят мышление человека. В мышлении познание человека выходит за пределычувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношениямежду предметами окружающего мира. Мышление представляет собой отражение мирасубъектом в понятиях, суждениях и умозаключениях. Понятия, суждения иумозаключения составляют основные формы мыслительной деятельности человека; ониспециально изучаются в формальной логике как философской дисциплине.
Происхождение, содержание, становление и развитиемышления как фундаментальной родовой человеческой способности исследуется вдиалектической логике.
Психология познания, в отличие от других наук,изучает познавательную деятельность конкретного человека в его реальной жизни идеятельности. В рациональном познании психология, помимо мышления, выделяетпроцессы памяти, воображения, внимания. Кроме этого, психология исследуетреальные связи, существующие между отдельными познавательными процессами,изучает познавательную деятельность как целое.

1. Видыпознавательных процессов и критерии их классификации. Предмет психологиимышления в свете философских и психологических знаний
Всамом широком смысле мышление означает синоним познания. Рассуждения о человеке,так или иначе, приводят к разуму, возвышающему нас над природой и продвигающегообщество вперед. Теоретический ум способен объяснить мир «как онесть», а практический — его преобразовать. Эти качества возносят мышлениенад другими психическими процессами и даже над самим человеком.
Человеческоепознание выступает в двух основных культурно-гносеологических функциях:
·какорганизующее, упорядочивающее развивающее начало психики, общества, природы;
·как проблематичноеначало в мире, нарушающее стабильность первого.
Вонтологических трактовках ум видится бытием, природой, логикой, культурой,обществом, искусственными (информационными) устройствами и процессами в аспектеих целеподобной деятельности и самоорганизации. «Мудрым можно считать толькоодно: ум, могущий править всей Вселенной», — изрекает грек Гераклит (6в. дон.э.). Сходно выражался его младший современник Анаксагор: «Все вещи быливперемешку, затем пришел ум и их упорядочил».
Упорядочивающаясила — все равно, проявляется ли она в природе, обществе, человеческомрассуждениях, — получает наименование мышления, ума, логоса. Мысль онтологична,человеку она принадлежит отчасти, и не в самых высоких умозрениях. «Отец психологии»Аристотель (4в. до н. э.) из всех способностей души только для теоретическоюмышления допускал независимость от тела. По представлениям стоиков, ум правитчеловеком как судьба (которая повинующегося ведет, а неповинующегося тащит),находясь же в человеческой душе удостоверяет правильность постижения внешнихвещей.
Умтвердо удостоился эпитета «божественный» и даже в самых дерзких ересяхсредневековья мог претендовать на звание нетленной сущности. Когда тело умрет,учили аверроисты, только интеллект избегнет смерти и воссоединится скосмическим умом.
Новоевремя нисколько не пошатнуло социальный статус мыслительной способности.Человек находит в мышлении подтверждения своего существования («Я мыслю,следовательно, я существую" — Р. Декарт), однако ум не только егоиндивидуальное достояние, но и субстанция (основание) мира наряду с протяженнойматерией.
ПросветителиXVIII в. требовали, чтобы все сущее прошло через суд критической мысли. Когда в1793 г. левые якобинцы решили отменить во Франции христианство, взамен онипредложили Гражданский культ разума.
Философскойкульминацией этого возвышения интеллекта стало учение об абсолютном духеГегеля. Весь мир, до последнею атома, исполняет фигуры диалектической мысли.Мышлeниe составляет не только субстанцию внешних вещей, но также и всеобщуюсубстанцию духовного… Мышление есть также всеобщее во всех представлениях,воспоминаниях и вообще в каждой духовной деятельности, во всяком хотении,желании и т.д. Находка Гегеля не в том, что мышление само себя мыслит, об этомписал еще Аристотель, а в том, что при этом оно не нуждается ни в Боге, ни вприроде.
Хотянаблюдения над человеком показывают, что мыслитель (субъект) и его предметразделены, философы абсолютной мысли утверждают, что глобальный интеллект это разделениепревосходит. Ум есть бытие (Парменид), мышление само себя мыслит (Гегель),мышление есть бытие в несокрытости (Хайдеггер).
Однойиз форм раннего мышления является мифологическое мышление, которое частоолицетворяет интеллектуальный склад доистории. Т.о. мифологическое мышление — это обобщение интеллектуальных навыков первобытности в аспекте их межкультурнойпередачи. Главным свидетельством дописьменного прошлого для нас является миф,записанный, естественно, уже после изобретения письменности. С позиций историкамышление, разворачивающееся в мифе, — не просто интеллектуальный навык илииндивидуальный мыслительный тип, но тот способ, которым эпоха создает своюкартину мира. На основе космогонических, теогонических и других преданий,дошедших из древности или записанных у туземцев, ученые выделили такие признакимифологического повествования, как образность и присутствие общих понятий,безразличие к логическим противоречиям, отсутствие разграничения междуестественным и сверхъестественным, персонализация сил природы, поляризованность(непарные сопоставления) рисуемых явлений, архетипичность.
Другойформой мышления является логическое мышление, которое характеризуетсовременного человека и состоит в умении пользоваться операциями и законамилогики. Это умение приобретается в старшем школьном возрасте вместе с«децентрацией» — освобождением рассуждения от власти образа. Логический выводделается безотносительно к действительным вещам и ситуациям, только какрезультат формальных операций с абстракциями. Прошедший школьное обучениечеловек решит задачу независимо от того, сталкивался ли он с ней или нет. Темсамым он отличается от необученного, который опирается на свой житейский опыт ипредпочитает не судить о том, «что не знает».
Впсихологии понятием «мышление» обозначается одна из фундаментальных иисключительно значимых для человека психологических способностей.Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человекпроявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой.Отражение этого факта в сознании каждого человека обусловливает социальную иличностную значимость мышления.
Психология,в отличие от других наук, изучает мышление конкретного человека в его реальнойжизни и деятельности. Психологическое исследование природы мышления исходит изразличения чувственного и рационального познания, отличия мышления отвосприятия.
Основнаязадача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимыесвязи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпаденийво времени и в пространстве.
Впроцессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, отединичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими примногообразных изменениях несущественных обстоятельств. Поэтому мышлениеопределяют как обобщенное отражение действительности. Всякое мышлениесовершается в обобщениях. «Мышление, — подчеркивал С.Л. Рубинштейн, — этодвижение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и отобщего к отдельному».
Впроцессе мышления субъект использует различного рода средства, вырабатываемыечеловечеством с целью проникновения в существенные связи и отношенияпредметного и социального мира: практические действия, образы и представления,модели, схемы, символы, знаки, язык. Опора на культурные средства, орудияпознания характеризует такую особенность мышления, как его опосредованность.
Традиционныеопределения мышления, которые можно встретить в большинстве учебников попсихологии, обычно фиксируют два его признака: обобщенность и опосредованность.Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражениядействительности в ее существенных связях и отношениях.
Описаниеразличных видов и типов мышления строится на предпосылке, что нет мышлениявообще, мышление неоднородно, существуют его разные виды. Они различаются посвоему функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствам,познавательным возможностям. Генетическая психология выделяет три видамышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Даннаяклассификация строится на генетическом принципе и отражает три последовательныхуровня развития мышления.
Основнаяхарактеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностьюнаблюдать реальные объекты и познаватьотношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практическиепознавательные предметные действия являются основой любых более поздних форммышления.
При наглядно-образном мышлении ситуацияпреобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует нагляднымиизображениями объектов через их образные представления. При этом образ предметапозволяет объединить набор разнородных практических операций в целостнуюкартину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действияпрактического мышления.
На следующем уровне, оперируя логическимипонятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемыевзаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышленияперестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практическихдействий.
Наглядно-действенное, наглядно-образное,словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в филогенезе и вонтогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти тривида мышления сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решенииразличных задач. Поэтому описанные виды мышления нельзя оценивать как более илименее ценные. Словесно-логическое мышление не может быть «идеалом» мышлениявообще, конечной точкой интеллектуального развития. Дальнейшеесовершенствование мышления связывается в психологии с расширением иконкретизацией сфер приложения усвоенных мыслительных норм и техник.
Одно из традиционных различий мышления по типамосновано на содержании используемых средств — наглядных или вербальных.Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимовидеть или представлять предметы; другие предпочитают оперировать отвлеченнымизнаковыми структурами. В психологии полагают, что наглядный и вербальный типымышления являются «антагонистами»: носителям первого бывают труднодоступны дажепростые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегкодаются задачи, требующие оперирования наглядными образами.
Различают теоретическое и практическое мышлениепо типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамическихособенностей. Теоретическое мышление — это познание законов и правил. Основнаязадача практического мышления — разработка средств практического преобразованиядействительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическоемышление было изучено Б. М Тепловым. Им установлено, что важной особенностьюпрактического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткогодефицита времени и актуального риска. В практических ситуациях очень ограниченывозможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление вопределенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое. Мышлениепедагога по данной классификации относится к разряду практического мышления.
Различают также интуитивное и аналитическоемышление. Обычно используют три критерия для их различения: временной (времяпротекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень осознанности. Аналитическое мышление развернуто вовремени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящегочеловека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания,отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Различают творческое и критическое мышление по ихфункциональному назначению. Противоположны условия их реализации: порождениеновых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешнихи внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требуетстрогости к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей. Впрактике существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов.Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышенияего эффективности («мозговой штурм») творческое и критическое мышление какразные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних итех же прикладных задач.
Фундаментальным различением мышления, имеющимважное значение для педагогической практики, является различие эмпирического итеоретического мышления.
В психологии эти виды мышления обстоятельноизучены и описаны В.В. Давыдовым. Как установлено в его исследованиях, эти видымышления отличаются по целям, средствам, познавательным возможностям, строению,по способу решения задач; различны психолого-педагогическиеусловия их становления и формирования.
Результатом эмпирического мышления выступаетзнание непосредственного в действительности. В таком знании отражаются внешниесходные черты познаваемых объектов, т.е. это знание формально общего.Эмпирическое мышление вполне достаточно там, где нужно выделить классыпредметов по сходным чертам. Это позволяет характеризовать его как рассудочнуюдеятельность мышления.
Качественно иными особенностями характеризуетсятеоретическое мышление. Отдельные изменения и связи в действительном мире могутрассматриваться не только со своей внешней стороны, но и как моменты болееширокого их взаимодействия, где одни явления закономерно замещаются другими,преобразуются в другое. Такие преобразования и замещения типичны дляразвивающихся, целостных, органических систем. Воспроизвести целостную системувзаимодействия, познать развивающуюся объективную реальность под силу лишьтеоретическому мышлению. Как установлено в психологических исследованиях,именно сфера образования обеспечивает формирование — при определенномсодержании и методах обучения — теоретического мышления.
Примерами развития и управления процессамимышления могут быть следующие игровые упражнения, которые могут бытьиспользованы для детей дошкольного возраста: упражнение “Соберипредмет”. На столе хаотично размещены предметы или его части. Для самыхмаленьких рядом находится уже собранный предмет (образец). В упражнении отребенка требуется найти (подобрать) все части предмета и собрать их в один. Длядетей постарше оригинала не приводится.
Задание1. Собрать огурец из трех частей (заранее порезанных).
Задание2. Собрать рыбу из трех частей.
Задание3. Собрать крокодила (игрушечного).
Задание4. Собрать шишку, тигра, собаку, бабочку и т.д.
Задание5. Собрать куклу: голова, руки, ноги, туловище…Упражнение «Что здесьпростое, а что составное?» На столе лежат рисунки, на которых изображенынесколько пар простых и составных предметов (или сами предметы, повозможности). Спросите ребенка, чем отличаются предметы в указанной паре?Стакан пустой и стакан с водой. Лист чистый, лист с текстом и книга.«Сдутый» шарик и надутый шарик. Вода “Ключевая” и лимонад.
 
2. Общее представление об ощущении ивосприятии как процессах чувственного познания
Восприятие является непосредственным,чувственно-предметным отражением внешнего мира. На основе восприятия возможнадеятельность других психических процессов — памяти, мышления, воображения.Восприятие лежит в основе индивидуального познавательного развития человека.
Восприятие представляет собой отражение всознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира приих непосредственном воздействии на органы чувств. В процессах восприятияформируется целостный образ, образ предмета, образ ситуации, образ другогочеловека и т.д. Образ восприятия нередко обозначают как перцептивный образ.
Составной частью процесса восприятия являетсяощущение как отражение отдельных сторон предметов и явлений.
Ощущение — это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции; во-вторых, результатсознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственныхкачеств внутри восприятия.
Ощущение и восприятие теснейшим образом связанымежду собой. И одно, и другое являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо отсознания, на основе воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие- осознание чувственно данного предметаили явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей,явлений, исполненных для нас определенного значения и вовлеченных вмногообразные отношения, этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями иучастниками которых мы являемся; ощущение - отражение — отдельногочувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатленияот окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятияразличаются как две разные формы или два различных отношения сознанияк предметной действительности. Ощущение и восприятие, таким образом, единыи различны.
На вопрос: что раньше? — ощущение ли предшествуетвосприятию так, что восприятие строится на ощущениях, или первично дановосприятие и ощущение выделяется в нем, — единственно правильный ответ гласит:ощущение предшествуетвосприятию, и восприятие предшествует ощущению. Ощущение как компонент сенсомоторнойреакции предшествует восприятию: генетически оно первичное;оно имеется там, где нет еще восприятия, т.е. осознаниячувственного.
Впоследствии С.Л. Рубинштейн выделилгенетически более раннее психическое явление, которое он обозначил как«чувственное впечатление». Это впечатление возникает при различении раздражителя данного предмета. Вместе с тем ощущениевыделяется в результате анализа, наличного восприятия. Этот анализ — нелишенная реального бытия абстракция и не искусственная операцияэкспериментатора в лабораторных условиях, а, реальная познавательнаядеятельность человека, который в восприятии явления или предмета выделяет егокачества. Но выделение качества — это уже сознательная аналитическаядеятельность, которая предполагает абстракцию, соотнесение, классификацию.Ощущение, таким образом, — это и очень элементарная, и очень высокая«теоретическая» деятельность, которая может включать относительно высокиестепени абстракции и обобщения, возникшие на основе воздействия общественногочеловека на объективную действительность. В этом его аспекте оно выделяется наоснове восприятия и предполагает мышление.
Как в одном, так и в другом случае ощущение — этоне только чувственный образ или, точнее, компонент его, но также деятельностьили компонент ее. Будучи сначала компонентом сенсомоторной реакции, ощущениестановится затем содержанием сознательной познавательной деятельности,направленной на соответствующее качество предмета или явления. Ощущение — этовсегда единство чувственного содержания и деятельности, процесса.
Чувствительность формируется в действии, котороеона афферентирует и регулирует, и ее развитие — дифференцированность,тонкость и точность ощущений — существенно зависит от действия. Так,филогенетическое развитие чувствительности у животных существенно зависит оттого, какие раздражители являются для них биологически значимыми, связанными спроцессом их жизнедеятельности, поведения, приспособления к среде.
Целый ряд наблюдений и экспериментов подтверждаетэто положение. Так, в « опытах с «дрессировкой» пчел обнаружилось, чтодифференцировка легче на сложные геометрические формы и не резко отличающиесямежду собой. Биологическая адекватность раздражителя обусловливает в ходеразвития его физиологическую значимость, а не наоборот.
Подобно этому у человека дальнейшее развитие всеболее тонких ощущений неразрывно связано с развитием общественной практики;порождая новые предметы с новыми, все более совершенными качествами, онапорождает и новые «чувства», способные все более совершенно и сознательно ихотображать.
Восприятием называется психический процесс, приводящий к порождению чувственногообраза, структурированного по определенным принципам и содержащего в качествеодного из обязательных элементов самого наблюдателя. Отражательная природаобраза восприятия предполагает, что его содержание должно охватыватьсущественные объективные свойства физического мира'.
Чувственный образ является объектом изучениямногих наук — философии, эстетики, физиологии, биологии, физики и др.,
Мы не подвергаем здесь сомнению материальностьили объективность существования предметов и явлений внешнего мира, т. е. ихнезависимость от воспринимающего субъекта. Вопрос этот имеет глубокиегносеологические корни и длительную историю философского анализа. Именнофеномены восприятия, показывающие возникновение в некоторых ситуациях«искаженного» или противоречивого (изменчивого) образа при неизменномстимульном объекте, часто служили важным аргументом в этом споре. Не вдаваясь вподробности исторических дискуссий, следует подчеркнуть, что в современнойконкретно-научной традиции изучения восприятия доминирует методологическаяустановка на выяснение закономерностей и механизмов, обеспечивающих«правдоподобие» образа и отображаемого им объекта (стимула).
Предметпсихологии восприятия состоит в изучении механизмов порождения ифункционирования чувственного образа окружающего мира, а также механизмовперцептивного управления и контроля деятельности.
Условием существования и действия в мирефизических объектов является соответствие их субъективного описания объективнымкачествам и свойствам этих объектов. В этом смысле говорят об адекватностиобразов восприятия отображаемым объектам. Непосредственность восприятия придаетвоспринимаемому содержанию ощущение реальности, или достоверности.Мы видим объект именно там, где он находится, т. е. можем быстро приблизиться кнему или без промаха протянуть руку в его направлении, а правильновоспринимаемый размер и форма позволяют заранее подготовить кисть руки к егозахвату. Любая ошибка — промах, недооценка, неверная идентификация и т.п.-приписывается скорее исполнителю, чем внешнему источнику. Более того, «наивныйреалист», не отягощенный гносеологическими вопросами, легко дифференцируетсенсорные артефакты типа «искр из глаз» (фосфенов, вызванных механической илиэлектрической стимуляцией органа зрения), «головокружения» (вращения всейвоспринимаемой сцены вследствие непрерывного раздражения вестибулярнойсистемы), «звона в ушах» и т.п. от реальных событий, что и закреплено в ихсловесном описании. Потеря чувства реальности может возникнуть, например, присенсорной депривации (т.е. ситуативном или патологическом сокращении притокавнешних раздражителей) или конфликте сенсорной информации, что ведет к потереправильной ориентировки, затормаживанию поведенческой активности и появлениюгаллюцинаций. Кроме пространственных признаков воздействия (громкость, яркость, тяжесть, силазапаха и т.п.), его динамику (изменение, движение, мелькание, биение), чувственныйтон (освещенность, цветность, теплота, тональность, гладкость, приятность)и структурные отношения (размер, ориентация, форма, контраст, созвучие,вкусовое сочетание, композиция запаха).
Несмотря на наличие нескольких воспринимающихсистем (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой,вестибулярной, интероцептивной), результирующий образ не дробится на несколькомодальных копий одного и того же объекта. Поэтому говорят о полимодальности,или амодальности, чувственного образа. Разные модальные «окраски» образамогут сказываться на степени детализации либо наборе воспринятых признаков, ноне меняют идентичности воспринимаемого объекта или события.
Яркой демонстрацией особой природы чувственныхобразов являются ошибки восприятия, или иллюзии. Некоторые иллюзии(аффективного или установочного типа) могут обнаруживаться самим наблюдателем иисчезают при изменении вызвавших их условий, другие сохраняются даже тогда,когда наблюдателю известно о каком-либо несоответствии между воспринимаемым имобразом и самим рассматриваемом предмете, а ко второму — так называемыегеометрические иллюзии (например, Мюллера-Лайера), кажущееся движение луны нафоне облаков и т.п.
Восприятие как непосредственное отражение мираклассифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видоввосприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построенииперцептивного образа — зрительное, слуховое, осязательное (тактильное),вкусовое, обонятельное.
Различают также виды восприятия в зависимости отобъекта восприятия, например восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки идр.; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событийобщественной жизни) и т.п. Восприятие окружающего мира, как правило,комплексно, оно представляет собой результат совместной деятельности различныхорганов чувств. В психологии существует деление видов восприятия в зависимостиот участия в нем других психологических образований, эмоциональное восприятие(восприятие детьми мира, восприятия искусства), рациональное восприятие(восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.
Каждый из видов восприятия имеет своиспецифические особенности и механизмы. Их описание представляет задачу какпсихологии, так и других отраслей знания: физиологии, лингвистики, кибернетики.
Психологическая сущность восприятия в полной мереможет быть представлена через описание его основных свойств. В качестве ведущихсвойств восприятия в психологии выделяют предметность, целостность,осмысленность, структурность, константность, избирательность.
Предметность восприятия проявляется вотнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениямобъективной действительности. Мы воспринимаем что-то или кого-то; восприятиесвязывает субъекта с предметным миром.
Целостность восприятия выражается в том, чтообразы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметнооформленные структуры. Целостность предмета определяется его функциональнымназначением в деятельности или жизни человека.
Осмысленность восприятия фиксирует связьвосприятия с мышлением; это восприятие, сопряженное с осмыслением, с осознаниемпредмета или явления. В восприятие субъективного мира включены знания, прошлыйопыт, мыслительные операции субъекта.
Структурность — свойство, позволяющеевоспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений.Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разнойтональности, воспринимается субъектом как одна и та же; им выделяется мелодиякак целостная структура, как соединение отдельных звуков.
Константность — относительное постоянствовоспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительныхизменений условий восприятия. Благодаря этому свойству мы имеем возможностьузнавать предметы в различной обстановке.
Избирательность — преимущественное выделениеодних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъектавосприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д.
Методы исследования восприятия
Феноменологический метод — один из самых старых, однако он непотерял актуальности и до настоящего времени. Чувственный образ рассматриваетсяздесь как непосредственная данность — феномен. Вопрос, занимающийисследователя: что человек видит, слышит, ощущает в данных, определенныхусловиях? Закономерности организации и трансформации воспринимаемого содержанияописываются прежде всего на качественном уровне.
Самонаблюдение (интроспекция) — это самоанализ содержания образов сознания с акцентомна их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность образов, ихугасание: возникновение, взаимосвязь с другими актуальными образами при разнойстимуляции и условиях наблюдения. Вариант — аналитическая интроспекция,специальная процедура расщепления образа объекта на составляющие его далеенеразложимые элементы (качество, интенсивность, протяженность, длительность).
Наибольшее признание и распространение приобрел экспериментальныйметод исследования восприятия. Он предполагает: 1) формулировку гипотезы; 2)составление плана эксперимента; 3) определение и контроль зависимых инезависимых переменных; 4) сбор экспериментальных данных: 5) верификациюгипотезы с использованием статистических процедур.
В экспериментах по восприятию применяютсяследующие методические подходы:
Тахистоскопия (строго дозированное ограничение времени экспозиции для контроля заскоростью обнаружения, опознания или идентификации стимула); развитием этогоподхода являются процедуры маскировки и метаконтраста(последовательное или одновременное предъявление значимого и шумовогостимулов); предустановки (priming) (целевому стимулупредшествует информация о его вероятных характеристиках — локализации, размере,категории и т.д.); подпорогового накопления; быстрого последовательногопредъявления.
Хронометрический метод (измерение времени реакции как индикатораэффективности перцептивных процессов); различают простую реакцию (наодиночный стимул) и реакцию выбора из нескольких альтернатив; по формеответа это могут быть вербальная, моторная или физиологическая реакции.
Анализ моторных компонентов перцептивной деятельности (регистрируютсядвижения воспринимающих органов: глаза, руки, головы и т.д., несущиеоперативную пространственно-временную информацию о процессе восприятия)
Манипулирование прямой и обратной связями в перцептивной системе. Посредством специальныхустройств (псевдоскоп, псевдофон, инвертоскоп, вибраторы, зеркала,электронно-дисплейные комплексы), хирургических операций или фармакологическихинъекций вносятся систематические искажения в естественные (количественныеи/или качественные) соотношения между воспринимаемым объектом и наблюдателем.
Генетический метод нацелен на выделение этапов развития перцептивных способностей;включает приемы онтогенетического и формирующего исследованиявосприятия. В рамках онтогенетического исследования, где часто невозможнополучить адекватный вербальный отчет, измеряют параметры условно-рефлекторных иориентировочных реакций, реакции привыкания и предпочтения, исследовательскую иманипулятивную деятельность детей. На уровне сформированного восприятияприменяют микрогенетический и экспериментально-генетический методы.
Анализ событий не ставит жестких ограничений на время экспозиции стимульных объектов,на время ответа, а также на подвижность самого наблюдателя в процессевосприятия.
Клинический метод применяется при исследовании патологических нарушений восприятия,вызванных соматическим или психическим заболеванием либо имеющих травматическуюприроду. Оценивается качественное своеобразие восприятия больных по сравнению снормальным контингентом и уровень функционирования отдельных сенсорных,моторных и центральных перцептивных механизмов. Используются процедуры беседы,функциональных и тестовых проб. Для диагностики системных нарушенийопознания (агнозии) используют набор нейропсихологических приемовисследования. Важную информацию дает анализ отдельных случаев теченияболезни.
Методмоделирования работы перцептивнойсистемы нацелен на строгое математическое описание и предсказание отдельныхфеноменов восприятия и полученных эмпирических зависимостей. Формализованноеописание механизмов и принципов преобразования перцептивной информации находитприменение при построении автоматизированных систем распознавания.
Приемы развития и управления процессамивосприятия — процесс качественного видоизменения восприятия по мере ростаорганизма и накопления индивидуального опыта. Для человека характерно, чтонаиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизниребенка. При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществомсенсорных эталонов и приемов обследования раздражителей. Уже до достиженияполугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникаютактивные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает иощупывает предметы рукой. На этой основе образуются интерсенсорные связи междуразличными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Такребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители,узнавать и дифференцировать их. В дальнейшем развитие восприятия происходит всамой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой,изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). Примерамитакого рода деятельности могут быть следующие игры и упражнения. Игра “Будьвнимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) ипредлагают внимательно слушать психолога: если психолог правильно называеткартинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный.Произносимые слова: Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т.д.Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т.д.Игра “Поэт”. Психолог читает двустишие, выделяя голосом последнее словов первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово изпредложенных:
Шепчетночью мне на ушко Сказки разные… (перина, подушка, рубашка).
Безключа, ты мне поверь, Не откроешь эту… (тумбочку, дверь, книгу).
Отгрязнули даже стол Поздним вечером… (сбежал, ушел, ускакал).
Двесестрички, две лисички Отыскали где-то… (спички, щетку, ложку).
Тебекукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я… (игрушка, медведь, мальчик).
Говориламышка мышке:
Дочего люблю я… (сыр, мясо, книжки)
Серыйволк в густом лесу Встретил рыжую… (лису, белку).
Опустеламостовая, И уехали… (автобусы, трамваи, такси).

3. Общиепредставления о внимании и памяти в свете психологии познания
Известныеисследователи внимания В.Я. Романов и А.А. Пузырей пишут:
«Трудно, по-видимому, найти другое понятие, стольже привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее столь же сложную идраматическую судьбу в психологии, как понятие внимания. Трудно найти другоепонятие, история которого изобиловала бы столь резкими «взлетами» и«падениями», столь крутыми поворотами в трактовке его содержания, а также егоместа и значения в ряду других психологических понятий, когда оно то на времяставилось в самый центр системы психологии, то вдруг, напротив, объявлялось«фикцией» и источником псевдопроблем и полностью устранялось из психологии».
Можно указать на еще один момент, связанный спонятием внимания, но относящийся уже к педагогической практике. Трудно найтидругое психологическое понятие, столь же часто используемое педагогами дляобъяснения особенностей учебной и познавательной деятельности школьников.Пожалуй, лишь понятие «интерес» употребляется в школе так же часто, как ипонятие «внимание». Нередко они понимаются как синонимы, что психологическивполне объяснимо.
В чем причина такого отношения психологов ипедагогов к проблеме внимания и к самому понятию «внимание»? Ответ на первуючасть дает П.Я. Гальперин. Анализ трудностей проблемы внимания привел его кзаключению, что «в основе самых разных взглядов на природу внимания лежат двакардинальных факта:
1. Внимание нигде не выступаеткак самостоятельный процесс. И для себя, и внешнему наблюдению оно открываетсякак направленность, настроенность и сосредоточенность любой психическойдеятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.
2. Внимание не имеет своегоотдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякойдеятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличиехарактерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующейфункции.
То, что внимание не выступает как самостоятельныйпроцесс и не имеет отдельного продукта, легко проиллюстрировать на примереисследованных выше познавательных процессов.
Все известные нам процессы познания — ощущение,восприятие, мышление, — направлены на тот или иной объект, который в нихвоспроизводится: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то воображаем.Когда же мы хотим подчеркнуть особое качество каждого из этих процессов, то мыговорим о внимательном восприятии (слушании, смотрении, всматривании и т.п.), ососредоточенном размышлении, о напряженной мысли и т.п. Действительно, вниманиене имеет своего особого содержания; оно оказывается внутренним свойствомвосприятия, мышления, воображения. Внимание — это внутренний акцентпознавательных процессов, особое свойство сознания.
Внимание — это, в первую очередь,энергодинамическая характеристика протекания познавательной деятельности.Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенномобъекте. Объектами внимания могут быть предметы, явления, их свойства и отношения,действия, мысли и чувства других людей, а также свой собственный внутренний мирво всей его полноте.
Вместе с тем внимание нельзя ограничивать лишьрамками познавательной деятельности. Субъект может внимательно — сосредоточеннои напряженно — осуществлять практическую деятельность; он может бытьвнимательным к собеседнику и т.п. Поэтому внимание определяется какизбирательная направленность и сосредоточенность субъекта на самых разныхявлениях внутреннего и внешнего мира.
За вниманием всегда стоят потребности, мотивы,цели, установки субъекта. В желаниях, эмоциях и чувствах проявляетсяопределенное отношение человека к миру, к другому человеку. Это отношениенаходит свое выражение во внимании. Следовательно, внимание выражаетвзаимоотношения субъекта и объекта.
Впсихологии выделяют следующие виды внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольноевнимание возникает в зависимости от характера самого объекта. К причинам,вызывающим пассивное внимание, относят интенсивность и экстенсивность раздражителя,длительность и прерывистость, зримые изменения объекта. Например, изпедагогической практики известно, как трудно слушать однообразную, монотоннуюречь, в отличие от выразительной речи, которую можно слушать, не уставая.Произвольное внимание связано с сознательно поставленными целями, с волевымиусилиями. Этот вид внимания есть акт нашей воли: оно предполагает сознание целии планирование наших действий. Приемами управления произвольного вниманияявляются приемы волевого регулирования поведения. Например, подобные приемырегулирования достаточно активно используются в различныхсоциально-психологических тренингах или психокоррекционных программах. Примеромвыше сказанного могут служить следующие игры и упражнения, направленные наразвитие внимания и предназначенные для детей 5-12 лет. Игра «Найдиотличие». Педагог или психолог рисует любую несложную картинку ипередает ее ребенку, а сам отворачивается. Ребенок дорисовывает несколькодеталей и возвращает картинку. Психолог должен заметить, что изменилось врисунке и сказать об этом ребенку. Затем ребенок и психолог меняются ролями.Игра «Расставь посты». Дети ходят под музыку друг за другом.Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как толькокомандир хлопнет в ладоши, идущий последним должен остановиться. Все остальныепродолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляетвсех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т.д.). Игра«Запрещенное слово». Выбираем запрещенное слово, это может бытькакой-либо цвет (желтый) или качество (маленький). Бросаем малышу мяч,одновременно задавая вопросы. (Море синее, а солнце? Какого цвета роза? Аромашка? Слон большой, а мышка?) Ребенок должен давать точный ответ, не забываявместо запрещенных слов говорить «абракадабра». Игра «Секретноеписьмо». Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру,букву или даже слово. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы«прозрачными красками на прозрачной бумаге». Следующее секретноепослание писать малышу.

Заключение
Подводяитоги данной контрольной работы, сформулируем основные выводы данноготеоретического исследования.
Классификация психических — в том числепознавательных — процессов была и остается проблемой. Так, в большинствеучебников по общей психологии для педагогических институтов память относят кпознавательным процессам, а, скажем, внимание — нет. Конечно, всякое разделениепсихических процессов условно: в реальной жизни они взаимосвязаны. И все же, ненарушая сложившейся традиции изложения учебного материала, предложим выделять двегруппы психических процессов, различив их по следующему основанию.
Это — специфическое (или неспецифическое)отношение процессов к собственно познавательной сфере. Так, с однойстороны, к специфическим или собственно познавательным процессам, кпознанию в точном смысле слова, следует отнести ощущение, восприятие и мышление.Действительно, результатом этих процессов является знание субъекта осебе, полученное либо с помощью органов чувств (ощущение, восприятие), либорационально (мышление). С другой стороны, существуют неспецифические, т.е.имеющие отношение не только к познанию и, тем самым, универсальныепсихические процессы — память, внимание, воображение. Их называют также«сквозными» — в том смысле, что они проходят как бы сквозь любую деятельность,обеспечивают ее осуществление, в том числе являются необходимыми условиямипознания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психическим процессамзнающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего Я вовремени: память позволяет ему удерживать прошлый опыт, внимание — извлекать актуальный (настоящий), воображение — прогнозировать будущий,а вместе — содержать его в сознании.
Т.о., включенность живых организмов и человека,системы процессов их органов, их мозга и психики в предметный,предметно-дискретный мир приводит к тому, что система познавательных процессовнаделяется содержанием, отличным от их собственного содержания, содержанием,принадлежащим самому предметному миру.
Проблема такого «наделения» и порождаетпредмет психологической науки!

Список использованной литературы
1. ВеличковскийБ.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., 1972.
2. Джемс У.Психология. М., 1991.
3. Дормашев Д.Б.,Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
4. Леонтьев А.Н.Избранные психологические произведения. М., 1983.
5. Логвиненко А.Д.Психология восприятия. М., 1987.
6. Норман Д. Памятьи научение. М., 1985.
7. Психологиявнимания. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М., 2001.
8. Петухов В.В.Психология мышления. М., 1987.
9. Психологияпамяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.М., 2000.
10.Хрестоматия по психологии. Психологияощущений и восприятия. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б.Михайлевской. М., 1999.
11.Хрестоматия по общей психологии.Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М., 1981.
12.Язык и интеллект. М., 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Регулирование денежного обращения
Реферат Перспективный анализ
Реферат Понятия рыночной инфраструктуры. Актуальные проблемы в Украине
Реферат Проблемы приватизации в современных условиях
Реферат Производные финансовые инструменты и их функциональная роль в экономике
Реферат Россия в мировом хозяйстве.
Реферат Роль иностранных инвестиций в развитии экономики России
Реферат Рынок земли его специфика
Реферат Протекционизм и фритредерство: следует ли искать "золотую середину"?
Реферат Проблемы развития банковской системы в России
Реферат Экономика
Реферат Региональные особенности регулирования цен (на примере Хабаровского края)
Реферат Роль малого бизнеса в развитии экономики
Реферат Проблемы укрепления финансового состояния предприятия
Реферат Проблемы о сущности и составе оборотных средств