Содержание
Введение
1. Видыклинико-психологической диагностики
1.1 Понятие клинико-психологическойдиагностики
1.2 Видыклинико-психологической диагностики
Заключение
Список литературы
/>/>Введение
Клиническая психология – это отрасльпсихологии, главными задачами которой является решение вопросов (как практических,так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологическихсостояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления,реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействияразличных психических факторов на форму и течение различных заболеваний.
Предметом клинической психологииявляется изучение механизмов и закономерностей возникновения, стойких дезадаптивныхсостояний. Таким образом, можно сказать, что клиническая психология занимается диагностикой,коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основезнаний о возникающих дезадаптациях.
Диагностический процесс — этопроцесс различения нормы и патологии. Он проводится через анализ различной информациио развитии и жизни человека с целью сделать выводы о природе и причинах имеющейсяпроблемы. Диагностический процесс завершается постановкой диагноза — определениемхарактера расстройства.
Клинико-психологический диагнозпредставляет собой психологический анализ проблемы (оценка поведения, психическихфункций и эмоций, состояния личности и внешних обстоятельств нарушения). Фактическиклинико-психологический диагноз представляет не просто правильное распознаваниеи выбор подходящего названия расстройству, а описание особенностей поведения, мыслейи чувств, характерных для того или иного психического расстройства.
В психологической науке существуютразные подходы к определению видов диагностики. Тем не менее, как показал анализ,в некоторых учебных пособиях вопрос видов диагностики в клинической психологии опускается,а сразу предлагается описание методологического инструментария. Все выше сказанноеобуславливает актуальность тему контрольной работы «Виды клинико-психологическойдиагностики».
Цель самостоятельной работы –изучить виды клинико-психологической диагностики.
Задачи работы:
- Провести обзор литературных и учебных пособий по теме.
- Раскрыть понятие диагностики в клинической психологии.
- Рассмотреть различные подходы к выделению видов клинико-психологическойдиагностики.
/>/>1. Виды клинико-психологической диагностики/>/> 1.1 Понятие клинико-психологической диагностики
Клиническая психология — частнаяпсихологическая дисциплина, предмет которой — психические расстройства (нарушения)и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Сюда относятся следующиеразделы: этиология, анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика,эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья,оценка)[бауманн].
В клинической психологии диагностикаможет служить трем целям: отнесение какого-то индивида (шире — какой-то единицы)к какому-то классу системы классификации, объяснение трудностей и проблем, которыеставятся в конкретном случае, и подготовка терапевтического решения.
Диагностика как отнесение индивидак элементу системы классификации в научно-теоретическом отношении представляет собойнаблюдение поведения индивида в релевантных для него ситуациях, ориентируясь приэтом на достаточные и необходимые законы манифестации для отдельных категориальныхпонятий. Бауманн
Если рассматривать диагностикукак объяснение, то можно опираться на уже введенные понятия объяснения. Объяснительныйаргумент соответствует диагностической систематизации, антецедентные условия образуютдиагноз. Когда в конкретном случае ищут диспозиционное или историко-генетическоеобъяснение какого-то расстройства, установление антецедентных условий всегда требует,чтобы был поставлен диагноз. А когда в конкретном случае ставится диагноз, это всегдаприводит к диспозиционному и/или историко-генетическому объяснению, каким бы несовершеннымоно ни оказалось.
Диагностика не только стремитсяк идентификации и объяснению, но равным образом служит подготовке терапевтическихрешений. Однако, анализируя эту функцию, мы выходим за пределы сферы клиническойпсихологии как науки и переходим в область клинической психологии как технологиии прикладной сферы.
Клинико-психологическая диагностикаимеет следующие функции: описание, классификация, объяснение, прогноз, оценка, которыемогут относиться как к отдельным индивидам, так и к межличностным системам (партнерам,семьям, группам, организациям) и имеют значение и для исследования, и для практики.В зависимости от функции и цели выбираются разные диагностические концепции и процессы,а также, не в последнюю очередь, разные методы обследования.
Описание проблемы или расстройства(главные и сопутствующие признаки; степень выраженности — продолжительность, интенсивность,частота возникновения и глубина проблемы; обстоятельства, при которых происходитвозникновение или обострение патологического состояния);
Формальная классификация проблемыили расстройства (определение типа);
Объяснение возможных причин илиусловий возникновения проблемы или расстройства;
Прогноз развития проблемы илирасстройства (формулирование предположений о развитии патологического состоянияв определенных обстоятельствах);
Общая психологическая оценка (позволяетсоставить дальнейший план действий и затем оценить их эффективность в процессе сравненияоценки до начала и после окончания терапевтических воздействий)/>/> 1.2 Виды клинико-психологической диагностики
Анализ литературы по проблемепоказал несколько подходов к определению видов клинико-психологической диагностики.
Так, авторы учебного пособия [Бауманн]говорят о диагностике свойств и диагностике поведения. Рассмотрим суть данного деленияв их понимании.
Диагностикасвойств
Традиционная личностная диагностикапредставляет собой диагностику свойств. Ее цель — предсказать поведение, основываясьна базовых свойствах личности, в значительной мере определяющих поведение конкретногочеловека. Гипотеза о наличии свойств, которые никак не зависят от времени и ситуации,не нуждается в наблюдении и измерении поведения в разных жизненных ситуациях. Теоретическиерамки для диагностики свойств есть, в частности, в моделях личности Кеттела и Айзенка;кроме того, диагностика свойств присутствует в понятии «факторы большой пятерки».
В свете концепции Павлика (Pawlik, 1976), диагностика свойств в значительной мере соответствуетпараметрам диагностики статуса, ориентированной на норму диагностики, тестам и диагностикекак измерению. Соединение тестовых ответов со свойствами (конструктами) происходитчаще всего формально, с помощью факторного анализа. В отношении теории измерений,большинство методов подхода свойств обосновываются классической теорией тестов.При диагностике свойств часто преобладают формальные критерии качества (характеристикипунктов, объективность, надежность); закрепление в поведении очень непрочное.
В клинической практике подходсвойств широко распространен, прежде всего, в исследовании, а также в практике дляописания и классификации психических признаков и для оценки интервенций. Ля того,чтобы компенсировать недостатки подхода свойств, рекомендуется комбинировать егос приведенной ниже диагностикой поведения.
Диагностикаповедения
По мере того как росло значениеповеденческой терапии, развивалась также диагностика поведения, задача которой —исходя из точного анализа проблемы и условий ее манифестации (анализа поведения)получить сведения о возникновении, объяснении и поддержании какого-то поведения,а также о возможностях его изменения. При использовании подходов анализа поведенияречь идет об эвристике, когда суждение выносится преимущественно по критериям пригодностии в гораздо меньшей степени — по формальным критериям качественности или на основаниинаучной проверки.
Ориентируясь на классическую линейнуюмодель, Канфер и Саслов (Kanfer &Saslow, 1965) предложили так называемую «формулу поведения»,состоящую из следующих показателей (см. рис. 1):
S — стимульные условия, O — переменная организма, R — реакции, KV —отношение контингентности, или план подкрепления (отношение между реакцией и последствием),и C — последствия.
Позитивное последствие (позитивноеподкрепление: C+) или отмена негативного последствия (негативноеподкрепление: ¢-) повышает вероятность наступления того или иного поведения;отмена позитивного последствия (наказание, угашение: ¢+) или негативное последствие(наказание: C-) снижает вероятность наступления соответствующегоповедения.
/>
Рис. 1. Классическая формула поведенияв диагностике поведения
Авторы учебного пособия анализпроблемного поведения с помощью этой «формулы поведения» поясняют на простом примере.
Пример
Скука, фрустрация, одиночество(S) при одновременной перегруженности на работе и длительномнедоедании (O), приводит к чрезмерному потреблению пищи(R); это приводит к разным последствиям (C): хорошее самочувствие, развлечение (C+),устранение скуки (¢-) и устранение физического дискомфорта (¢-); эти краткосрочныепоследствия чаще всего наступают в ответ на проблемное поведение (чрезмерное потреблениепищи); таким образом, здесь имеет место интермиттирующее подкрепление, которым обусловливаетсяповедение, особенно резистентное к угасанию.
Главная составляющая при анализепроблемы в поведенческой терапии, по мнению авторов) — это функциональный анализусловий возникновения какой-то проблемы, то есть поиск тех условий (пусковых механизмов),которые ответственны за проблемное поведение. В результате функционального анализаполучается гипотетическая модель условий, которая в то же время является основойдля конкретных терапевтических действий. Модель условий содержит гипотезы о связяхусловий и поведения, построенные на наблюдениях и теориях; эти гипотезы необходимоподвергать повторной эмпирической проверке. Однако гипотетическая модель условийможет и не подтвердиться, даже если терапия оказалась успешной; исключение составляетэкспериментальный «N=1 план эксперимента».
Решающий аспект функциональногоанализа — это выбор: что же поставить в центр анализа в качестве проблемы (выбормишени), а также, какие бесчисленные возможные условия рассматривать действительнокак пусковые механизмы или как условия, значимые для последствий. На выбор отправногопункта для анализа (какова проблема, которую требуется изменить?), естественно,влияют и нормативные аспекты.
Данными для предсказаний в диагностикеповедения являются прямые измерения вероятностей индивидуальной реакции на различныежизненные ситуации (например, посредством стороннего наблюдения в естественном окружении,экспериментальных аналогий и ролевых игр, самонаблюдения поведения в естественныхситуациях и т. д.). Соответственно тестовое поведение в диагностике поведения представляетсобой как бы срез интересующего поведения. При таком подходе речь идет о диагностикепроцесса, о диагностике, ориентированной на критерий, об инвентаризации и диагностикекак основе для принятия решения.
Другой подход к выделению видовклинико-психологической диагностики описан в учебном пособии [1 РЕпина].
В диагностике авторы выделяютдва противоположных подхода: объясняющий и понимающий. Первый связан с нозологическойпарадигмой клиническо-психологической диагностики, второй — с описательно-феноменологической.В нозологической парадигме психолог опирается на общие выводы, применимые к широкимгруппам людей. В описательно-феноменологической парадигме психолог делает акцентна уникальной ситуации развития конкретного ребенка или семьи.
Нозологическая парадигма предлагаетрассматривать психическую деятельность как набор отдельных процессов и состояний,каждый из которых тесно связан с определенным биологическим основанием — морфо-функциональнымсубстратом. За каждым психическим состоянием стоит конкретный биологический процесс.Таким образом, признаки нарушений психической деятельности полагаются объективнымипо своему происхождению, поскольку в них отражаются вполне конкретные нарушенияморфо-функциональной основы (патогенез, вызванный каким-то этиологическим фактором).Следовательно, распознавание по отдельным признакам скрытого органо-патологическогопроцесса позволяет определить суть и причины наблюдаемого расстройства.
Нозологический подход заставляетврача и клинического психолога видеть в особо протекающей психической деятельностипрежде всего внешние симптомы скрытой патологии или болезни. При этом диагност трактуетпроявления психической деятельности и поведения с позиции человека, который лучшепациента осведомлен о действительных (объективных) причинах того или иного состояния.Вопрос же соотношения нормы и патологии из сферы психического переносится в областьбиологического, тогда как на практике патология часто трактуется произвольно наоснове соотнесения собственного понимания истоков поведения и состояния пациентас социальными нормами.
Ведущий нозологический принципдиагностики — принцип объяснения, который основывается на понятности или непонятностидля стороннего наблюдателя (психолога или врача) поведения человека и особенностейего психической деятельности.
Основной акцент в нозологическиориентированной клинико-психологической диагностике делается на различении отдельныхпризнаков расстройства и определении их связи с патологическим процессом. Патологическиепризнаки обозначаются с помощью системы симптомов.
Симптом — это строго фиксированноепо форме описание признака, соотнесенного с определенной патологией.
Совокупность всех симптомов образуетсимптомокомплекс, в котором можно выделить ряд закономерно сочетающихся друг с другомсимптомов, образующих синдром.
Синдром — это строго формализованноеописание закономерного и устойчивого сочетания симптомов.
Использование понятий симптомаи синдрома позволяет описать состояние пациента строго формализованно, посколькураскладывает целостную психическую деятельность на отдельные типичные единицы, чтоважно для распознавания сущности нарушения.
На проявление симптомов влияюттакие факторы, как возраст, пол и культура, в которой воспитывался человек (контекстповедения).
В детском и подростковом возрастеочень сложно провести четкую границу между болезненными нарушениями и допустимымиотклонениями в психическом развитии, поскольку психика и личность ребенка еще толькоразвиваются.
В детской клинической психологии,придерживающейся нозологического принципа диагностики расстройств, действует нормативистскийподход к определению психической нормы и патологии, который заключается в следующем:нормой считается то, что соответствует социально определенным задачам развития личностиребенка на каждом возрастном этапе.
Вместе с тем в детской клиническойпсихологии наряду с выраженным нормативистским уклоном есть тенденция рассматриватьпроцесс психического развития в тесной связи с формированием биологически целесообразногооптимума функционирования органических процессов, обеспечивающих психическую активностьребенка.
Описательно-феноменологическаяпарадигма клинико-психологического исследования не придерживается четкого разграничениянормальной и нарушенной психической деятельности (или поведения). Здесь существенноезначение для диагностики имеют целостные субъективные переживания пациента и егособственные трактовки своего состояния.
Феноменологически ориентированноеклинико-психологическое исследование опирается на четыре основных принципа:
- принцип понимания,
- принцип эпохе (воздержания от суждения),
- принцип беспристрастности и точности описания,
- принцип контекстуальности.
Принцип понимания предполагаетанализ субъективного смысла, который пациент вкладывает в те или иные феномены,которые нам кажутся странными, ненормальными. Ведь один и тот же внешний феноменпосле акта понимания может быть назван аутизмом либо интроверсией; амбивалентностьюлибо нерешительностью; резонерством или демагогией.
Принцип эпохе предполагает, чтонеобходимо абстрагироваться от синдромального мышления и не пытаться укладыватьнаблюдаемые феномены в нозологические рамки.
Принцип беспристрастности и точностиописания заключается в требовании исключить любые присущие диагносту субъективныеинтерпретации состояния пациента с позиций собственного жизненного опыта, моральныхустановок и прочих оценочных категорий. А также он предполагает тщательный подборслов для описания состояния пациента.
Принцип контекстуальности подразумевает,что феномен не существует изолированно, а является частью общего восприятия и пониманиячеловеком окружающего мира и самого себя. Контекстуальность позволяет определитьместо, адекватность условиям и меру осознания пациентом того или иного психическогофеномена.
Ряд публикаций содержит следующееделение на виды клинико-психологической диагностики.
Диагностика бывает:
1) нозологическая;
2) топическая — заключается, главным образом в помощи психологов в нахождениипоражённой области мозга поражения мозга;
3) индивидуально-психологическая — основана на диагностике личности человека,для того, чтобы узнать его предрасположенность к разным болезням посредством еголичных черт и особенностей, а также этот способ позволяет сделать коррекционныеи реабилитационные рекомендации после болезни;
4) диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенезас целью выявления случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развитияпсихики.
5) диагностика, взаимосвязанная с разными способами психологического влияния.Психологическая диагностика должна быть до момента какого-либо воздействия.
Согласно определения авторов пособия[Тиганов] диагностика бывает негативная и позитивная.
Негативная — это вид исследований,применяемых при различных состояниях нарушениях как психического, так и соматическогоздоровья, целью которого является постановка диагноза, выявление патологическихмеханизмов функционирования, акцентуаций и т.п., дифференциация их от других, похожихнарушений и состояний. Результаты негативной диагностики применяются в психиатрии(большой и малой), нейропсихологии, психокоррекции и мн. др.
Позитивная диагностика используетсядля выявления личностных (индивидуальных) особенностей психики человека, характерапротекания некоторых его психических функций и ряда других. Данные, полученные вэтом виде диагностики, применимы во многих прикладных сферах (например при различныхпрофессионально-трудовых экспертизах, индивидуальном и групповом консультированиии т.п.)
Условно, все виды/типы диагностик,используемых в рамках клинической психологии, можно разделить на:
1. Клинические
- дифференциально-диагностическую
- топическую
2. Диагностику структуры и степенивыраженности нарушений психической функции
3. Диагностику личностных особенностейпациента
4. Диагностику аномалий развитияв детском возрасте
5. Экспертизы
- военно-врачебную
- врачебно-трудовую
- судебно-психиатрическую
6. Медико-педагогическую
7. Реабилитационную
8. Психокоррекцию.
По мнению автора контрольной работы,приведенная выше классификация видов диагностики в клинической психологии, являетсянаиболее полной и практически ориентированной без излишнего философского анализа.
Поскольку психопатологическиепроявления представляют собой результативное выражение скрытых изменений сложныхмозговых процессов, то раскрыть характер лежащих в их основе нарушений мозговойдеятельности нельзя на основании только анализа этих появлений. Следствием этогостало изучение закономерностей нарушения мозговых процессов, структуры и природыпсихических заболеваний и патологических состояний мозга на всех уровнях в т.ч.и методами психологии. Т.о., экспериментально-психологическое исследование должноответить на вопросы как нарушено течение (структура) самих психических процессов.
В изучении конкретных аномалийразвития личности и недоразвития психики основные задачи психологических исследованийсвязаны с выявлением тех основных компонентов психической деятельности, недоразвитиеили аномалия которых обуславливает формирование патологической структуры психики.
Как правило, психологические методы,используемые в целях диагностики представляют собой умственные и практические задачи,предлагаемые больным в виде разных комбинаций в зависимости от конкретных целейдиагностики. Так, для обнаружении утомляемости используют счет по Крепелину, методотыскания чисел; для выявлении патологии памяти — тесты на заучивание словцифр,опосредованное запоминание с помощью зрительных образов и ряд других. Существуеттакже множество как патопсихологических так и нейропсихологических методик изучениярасстройств речи, восприятия, праксиса и др. Все эти методики направлены преимущественнона выявление интеллектуальных, речевых, перцептивных и т.п. расстройств, а возможностиэкспериментально-психологического обнаружения симптомов изменения свойств личности(эмоциональных, мотивационных и др.) более ограниченны.
Наряду с вышеперечисленными задачамиэти методы играют и самостоятельную роль в распознании и диагностике ряда психических,неврологических и соматических заболеваний. В этом случае они не являются продолжениеми дополнением клинического анализа психического или соматического статуса больного,а расширяют возможности этого анализа.
Одним из основных и наиболее плодотворныхпутей развития клинической психологии является экспериментальное изучение закономерностейизмененного протекания психических процессов при различных патологиях мозга. Этотподход характеризуется следующими критериями:
1) экспериментальные методикине унифицированы, а являются направленными на изучение нарушений определенного видапатологии психики (например, метод формирования искусственных понятий)
2) эти методики строятся по принципумоделирования определенных ситуаций, требующих от больного выполнения заданий, впроцессе выполнения которых и появляются интересующие экспериментатора патологическиеявления (например метод исключения предмета).
Наряду с прицельным применениемдиагностических методов существует и распространенный подход, основанный на использованииряда стандартизованных методов (опросников, тестов и т.п.). Эти методы не связанныс изучением структуры самих психических процессов, а направлены на установлениеми определение выраженности свойств и особенностей психики и ряда других характеристик.Условно их делят на интеллектуальные (например метод Бине, методика Векслера) иличностные (тест Роршаха, ТАТ и др.). />/>Заключение
В процессе подготовки данной работыавтором были решены следующие задачи:
- Проведен обзор литературных и учебных пособий по теме.
- Раскрыто понятие диагностики в клинической психологии.
- Рассмотрены различные подходы к выделению видов клинико-психологическойдиагностики.
К определению видов диагностикиесть несколько подходов:
Наиболее полная классификациявидов приводится в учебном пособии [11]. Диагностика может быть:
1. Клиническая
- дифференциально-диагностическая
- топическая
2. Диагностика структуры и степенивыраженности нарушений психической функции
3. Диагностика личностных особенностейпациента
4. Диагностика аномалий развитияв детском возрасте
5. Экспертизы
- военно-врачебную
- врачебно-трудовую
- судебно-психиатрическую
6. Медико-педагогическая
7. Реабилитационная
8. Психокоррекция.
/>/>Списоклитературы
1. ЗейгарникБ. В. Принципы построения патопсихологического эксперимента // Патопсихология: Хрестоматия/ Сост. Н. Л. Белопольская. — М.: Когито-Центр, 2000.
2. Клиническаяпсихология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. — СПб.: Питер, 2002.
3. МенделевичВ.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М.: МЕДпресс,2001. — 592 с.
4. МэшЭ., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2003.
5. НиколаеваВ. В., Соколова Е. Т. Рекомендации к составлению психологических заключений // Патопсихология:Хрестоматия / Сост. Н. Л. Белопольская. — М.: Когито-Центр, 2000.
6. РепинаН.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии.- М.-2003 г.
7. РустановичА.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах, рисунках. Издание 3-едополненное и переработанное. – СПб.: ЭЛБИ. – 2006. – 216 с.
8. СидоровП.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентовмедицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.— 416 с.
9. СидоровП.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентовмедицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.— 381 с.
10. Словари и энциклопедии на Академике dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/165800
11. Тиганов А.С., Снежневский А.В., Орловская Д.Д. Руководство по психиатрии.– М.: Медицина. – 1999. – 1496 с.
12. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Ижица, 2002. — 224с.