Реферат по предмету "Психология"


Взгляды Выготского Л.С. по проблеме высших психических функций человека

ВзглядыВыготского Л.С. по проблемевысшихпсихических функцийчеловека
 

Содержание
Введение
1.   Понятие высших психических функцийчеловека согласно Л.С. Выготскому
1.1             Строение высшихпсихических функций
1.2             Специфика высшихпсихических функций
2.   Законы и стадии развития высшихпсихических функций
Заключение
Список литературы

Введение
Лев СеменовичВыготский (1896-1934) – один из выдающихся русских психологов и философов. Встатье «Сознание как проблема поведения» (1925) он наметил планисследования психических функций, исходя из их роли в качестве непременныхрегуляторов поведения, которое у человека включает речевые компоненты. Первыйвариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развитияпсихики в онтогенезе, Выготский изложил в работе «Развитие высших психическихфункций», написанной в 1931 году.
Понятие офункции, выработанное функциональным направлением, радикально изменялось. Ведьэто направление, усвоив биологический стиль мышления, представляло функциюсознания по типу функций организма. Выготский сделал решающий шаг из мирабиологии в мир культуры. Следуя этой стратегии, он приступил кэкспериментальной работе по изучению изменений, которые производит знак втрадиционных психологических объектах: внимании, памяти, мышлении. Опыты,которые проводились на детях – как нормальных, так и аномальных, побудили подновым углом зрения интерпретировать проблему развития психики. НовшестваВыготского не ограничились идеей о том, что высшая функция организуетсяпосредством психологического орудия. Он считал, что развивается не отдельновзятая функция (память или мышление), но целостная система функций. При этом вразличные возрастные периоды соотношение функций меняется. (Например, удошкольника ведущей функцией среди других является память, у школьника –мышление.) Развитие высших функций совершается в общении. Учтя уроки Жане,Выготский трактует процесс развития сознания как интериоризацию. Всякая функциявозникает сначала между людьми, а затем становится «частнойсобственностью» ребенка. В связи в этим, Выготский вступил в дискуссию сПиаже по поводу так называемой эгоцентрической речи.

1.    Понятие высших психических функцийсогласно Выготскому Л. С.
Л. С. Выготский: выделялнатуральные, природные функции (они непроизвольны) и психические, присущиетолько человеку. Для приспособления к жизни общества человеку необходимоовладение социально-культурным опытом.
Основные свойства ВПФ:
Ø  социальны посуществу, не нужны отдельному человеку, разделены между людьми (функция слова).
Ø  опосредованны похарактеру. Людей соединяют речевые знаки. ВПФ появляется дважды: на уровневнешних средств и как внутренний процесс.
Ø  произвольны попроцессу формирования (произвольность — результат опосредованности, освоениясредств).
Ø  системны посвоему строению (созданы на основе нескольких натуральных функций; ВПФвзаимосвязаны, не возникают по отдельности).
 
1.1  Специфика ВПФ
 
Критерий
Натуральная ПФ
Высшая ПФ 1. Строение Непосредственны. Протекают без вмешательства культурных средств Опосредствованы по своему строению (в процесс ее протекания включены культурные средства) 2. Происхождение Природное. Продукт естественного развития Социальное. Формируются при активном участии других людей, членов общества 3. Управление Непроизвольное. Невозможно сознательно вмешиваться в этот процесс Произвольное. Можно произвольно, целенаправленно управлять процессом
Специфика человеческойпсихики и поведения состоит в том, что они опосредованы культурно-историческимопытом. В естественно протекающие психические процессы и поведенческие функциивклиниваются элементы общественно-исторического опыта, тем самым, преобразуяих. Они становятся высшими психическими функциями. Естественная форма поведенияпреобразуется в культурную.
Чтобы управлять своимипсихическими функциями, нужно их осознавать. Если нет представленности впсихике, то нужен процесс экстериоризации, процесс создания внешних средств.Биологическая обратная связь — прием управления натуральными функциями.
Культура создает особыеформы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций,надстраивает новые этажи в развивающейся системе поведения человека.
В процессе историческогоразвития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения,трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает новые способыповедения – специфически культурные.
Все ВПФ сутьинтериоризированные отношения социального порядка. Их состав, генетическаяструктура, способ действия – вся их природа социальна.
Культура ничего несоздает, она только видоизменяет природные данные сообразно с целями человека.ВПФ происходят от естественных природных функций.
В процессе культурногоразвития у ребенка происходит замещение одних функций другими, прокладываниеобходных путей. Основу культурных форм поведения составляет опосредованнаядеятельность, использование внешних знаков в качестве средства дальнейшегоразвития поведения.

1.2 Строение высшихпсихических функций
Высшиепсихические функции человека с точки зрения современной психологии представляютсобой сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению,опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способусвоего функционирования.
В отличие отживотного, человек родится и живет в мире предметов, созданных общественнымтрудом, и в мире людей, с которыми он вступает в известные отношения. Это ссамого начала формирует его психические процессы. Естественные рефлексы ребенка(сосание, хватательные рефлексы и др.) коренным образом перестраиваются подвлиянием обращения с предметами. Формируются новые двигательные схемы,создающие как бы «слепок» этих предметов, происходит уподобление движений ихобъективным свойствам. То же самое следует сказать и о человеческом восприятии,формирующемся под прямым влиянием объективного мира вещей, которые сами имеютобщественное происхождение и являются продуктом того, что Маркс широко называл«промышленностью».
Сложнейшиесистемы рефлекторных связей, которые отражают объективный мир предметов,требуют совместной работы многих рецепторов и предполагают образование новыхфункциональных систем.
Ребенок живет не только вмире готовых предметов, созданных общественным трудом. Он всегда, с самогоначала своей жизни вступает в необходимое общение с другими людьми, овладеваетобъективно существующей системой языка, усваивает с его помощью опыт поколений.Все это становится решающим фактором его дальнейшего психического развития,решающим условием для формирования тех высших психических функций, которымчеловек отличается от животных.
Л. С. Выготскийнеоднократно указывал, что развитие психических способностей идет не по типу«эволюции по чистым линиям» (когда то или иное свойство постепенносовершенствуется само по себе), а по типу «эволюции по смешанным линиям»1, иначе говоря, по типу создания новых,опосредствованных структур психических процессов и новых «межфункциональных»отношений, направленных на осуществление прежних задач новыми способами.
Образцом илипринципиальной моделью опосредствованного строения высших психических функцийможет служить любая операция, решающая практическую задачу с помощьюупотребления орудия или решающая внутреннюю, психологическую задачу с помощьюиспользования вспомогательного знака, который является средством дляорганизации психических процессов. Когда человек, перед которым стоит задачазапомнить что-нибудь, завязывает узелок на платке или делает заметку, онсовершает операцию, не имеющую, казалось бы, никакого отношения к стоящей передним задаче. Однако таким способом человек овладевает своей памятью: изменяястроение процесса запоминания и придавая ему опосредствованный характер, он темсамым расширяет ее естественные возможности. B опосредствовании психическихпроцессов решающая роль принадлежит речи.
Было быошибкой думать, что опосредствованное строение высших психических функций,формирующихся при ближайшем участии речи, является характерным только для такихформ деятельности, как запоминание, произвольное внимание или логическоемышление.
Высшие психическиефункции могут существовать только благодаря взаимодействию высокодифференцированных мозговых структур, каждая из которых вносит свойспецифический вклад в динамическое целое и участвует в функциональной системена своих собственных ролях. Это положение, в корне противоположное как «узкомулокализационизму», так и идеям диффузной «эквипотенциальности»,
На ранних этапах своегоразвития высшие психические функции опираются на использование внешних опорныхзнаков и протекают как ряд специальных развернутых операций. Лишь затем онипостепенно свертываются, и весь процесс превращается в сокращенное, базирующеесяна внешней, а затем и на внутренней речи, действие.
Сменастроения высших психических функций на различных этапах онтогенетического (а внекоторых случаях и функционального, связанного с упражнением) развитияозначает, что и их кортикальная организация не остается неизменной и что наразных этапах развития они осуществляются неодинаковыми констелляциями корковыхзон.
Наблюденияпоказывают, что соотношение отдельных компонентов, входящих в состав высшихпсихических функций, не остается неизменным на последовательных этапах ихразвития. На ранних этапах их формирования относительно простые чувственныепроцессы, служащие фундаментом для развития высших психических функций, играютрешающую роль, однако на последующих этапах, когда высшие психические функцииоказываются уже сформированными, эта ведущая роль переходит к более сложным,сформированным на основе речи системам связей, которые начинают определять всестроение высших психических процессов. Поэтому нарушение относительноэлементарных процессов чувственного анализа и синтеза, необходимого, например,для дальнейшего формирования речи, имеет в раннем детстве решающее значение,вызывая недоразвитие всех функциональных образований, которые надстраиваются наего основе. Наоборот, нарушение этих же форм непосредственного, чувственногоанализа и синтеза в зрелом возрасте, при уже сложившихся высших функциональныхсистемах, может вызвать более частный эффект, компенсируясь за счет другихдифференцированных систем связей. Это положение заставляет признать, что ихарактер корковых межцентральных отношений на разных этапах развития функции неостается одним и тем же и что эффект поражения определенного участка мозга наразличных этапах развития функций будет различным.
Л. С.Выготский сформулировал это правило различного влияния очага на различныхэтапах развития функции, указывая, что на ранних этапах онтогенеза припоражении определенного участка коры мозга будет преимущественно страдатьвысший по отношению к пораженному участку (т е. генетически зависящий от него)«центр», в то время как на стадии уже сложившихся функциональных систем припоражении того же участка коры будет преимущественно страдать низший поотношению к пораженному участку (регулируемый им) «центр». Это положение,значение которого трудно переоценить, показывает, насколько сложны«межцентральные отношения» в процессе развития и насколько важно учитыватьзаконы формирования высших психических функций для анализа последствий очаговыхпоражений коры головного мозга.
 

2.    Законы и стадии развития высшихпсихических функций
Выгодский неоднократноформулировал под разными названиями законы развития ВПФ. Наиболее часто онограничивался одним законом, который представлен в разных редакциях и с разныминазваниями: «общий генетический закон культурного развития»,«закон социогенеза высших форм поведения», «основнойфундаментальный закон построения ВПФ», «общий закон для построениявсех ВПФ», «закон двойного появления ВПФ в истории развитияребенка», «самый важный и основной из генетических законов». Именноэтот закон чаще всего воспроизводится в работах, посвященных теории Выготского,а наиболее цитируемой является формулировка из работы «История развитияВПФ»: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется насцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом,сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, каккатегория интрапсихическая». Однако в трудах Выготского есть и др.законы развития ВПФ.
1. Закон перехода отнатуральных к культурным (опосредствованных орудиями и знаками) формамповедения. Этот закон можно назвать «законом опосредствования».
2. Закон социогенеза:переход от социальных (интерпсихических) к индивидуальным формам поведения, в результатечего средства социальной формы поведения становятся средствами индивидуальнойформы поведения.
3. Закон перехода функцийизвне внутрь: «Этот процесс перехода операций извне вовнутрь называетсязаконом вращивания» (Интериоризация).
4. «Общий законразвития состоит в том, что осознание и овладение свойственны только высшейступени в развитии к.-л. функции. Очевидно, данный закон можно назвать»законом осознания и овладения". (Интеллектуализация.)
Имеются ли к.-л. критериидля проверки точности формулировок и названий? Иначе говоря, существует ливнутренняя логика в этом законодательстве? Можно ли считать, что приведенныечетыре закона образуют полный набор? Если принять, что они являются законамипереходного типа, которые описывают переход от одной стадии развития к след., то,очевидно, что количество законов должно составлять N — 1, где N- количествостадий. Поэтому поставленные вопросы связаны с выявлением стадий развития. Чащевсего в работах Выготского встречается четырехстадийная схема (реже — трехстадийная) культурного развития как в общественно-историческом, так ионтогенетическом планах. Первый вариант этой схемы появился еще в статье «Проблемакультурного развития ребенка» (1928). В последующих работах онаповторялась с непринципиальными изменениями названий стадий. Очевидно, в рамкахчетырехстадийной схемы максимальное количество законов переходного типа не можетбыть больше трех. Однако вышеупомянутые 4 закона предполагают пятистадийнуюсхему. Более того, логико-семантический анализ работ Выготского (Мещеряков Б.Г., 1998) выявил еще две стадии, которые принадлежат к имплицитному содержаниюэтой концепции.
Т. о., в концепцииВыготского можно установить след. 7 стадий:
1) натуральная функция;
2) примитивная(доречевая) интерпсихическая функция;
3) высшая (речевая)интерпсихическая функция;
4) стадия наивнойпсихологии (она же — магическая);
5) экстрапсихическаяфункция;
6) спонтаннаяинтрапсихическая функция;
7) произвольнаяинтрапсихическая функция (или ВПФ в узком смысле). Отсюда можно сделать вывод,что число законов должно составить шесть. В расширенной схеме, как минимум,нуждаются в пояснении критерии различения 2-й и 3-й стадий. К сожалению, вработах Выготского нет однозначного толкования примитивности ВПФ (в широкомсмысле). В одних случаях подчеркивается их пассивный характер, в др. — непонимание психологической функции знаковых средств, в третьих — особенностииспользуемых знаков (доречевой уровень коммуникации). Более фундаментальным иэвристичным критерием был признан третий (Мещеряков Б. Г., 2000), что, однако,не исключает использования др. критериев в качестве дополнительныххарактеристик стадий и выделения подстадий (напр., подстадийпозиционно-пассивной и позиционно-активной интерпсихической функции, взависимости от того, какую позицию занимает ребенок в совместной деятельности).Аналогично, и «магическое отношение» также может быть связано синтерпсихической функцией, хотя здесь оно скрыто конвенциональной ролью знакакак средства общения. Кроме того, заслуживает пояснений следующая проблема: каквозможно, чтобы после «высшей интерпсихической функции» следовала«стадия наивной психологии», в отношении которой Выготский иногдаиспользовал атрибуты «примитивная» и «низшая»?«Переход от коллективной формы поведения к индивидуальной на первых порахснижает характер всей операции, включает ее в систему примитивных функций…Социальные формы поведения сложнее, они развиваются у ребенка раньше; становясьиндивидуальными, они снижаются до функционирования по более простымзаконам». Примером регресса может служить малопонятная эгоцентрическаяречь: в сравнении с социальной (коммуникативной) речью она может трактоваться какрегресс (декаляж, в терминах Ж. Пиаже). Другая возможность заключается в том,чтобы допустить наличие «магического отношения» к знакам и напредыдущих стадиях. Использование речи для общения со взрослыми не исключает,напр., употребления ребенком речи и в отношении животных, растений и даже неживыхпредметов; в этом же смысле может быть понят и признаваемый Выготским факт т.н. «номинального реализма» (у детей), когда слово«рассматривается» как одно из свойств предмета в ряду других свойств.Возникновение новообразований в ходе развития не предполагает автоматическогоотмирания прежних форм. В том понимании психического развития, котороеразрабатывал Выготский, достаточно четко проглядывает идея, что генетическиболее старые формы поведения перестраиваются под влиянием новых и продолжаютсвое развитие.

Заключение
 
Высшие психическиефункции —теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначающее сложныепсихические процессы, социальные по своему формированию, которыеопосредствованы и за счет этого произвольны. Психические явления могут быть„натуральными“, детерминированными преимущественно генетическим фактором, и„культурными“, надстроенными над первыми, собственно высшими психическимифункциями, которые всецело формируется под влиянием социальных воздействий. Основнымпризнаком высших психических функций является их опосредствованностьопределенными „психологическими орудиями“, знаками, возникшими в результатедлительного общественно–исторического развития человечества, к которым относится,прежде всего, речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется какформа взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, какинтерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний,интрапсихологический. При этом внешние средства, опосредствующие этовзаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация.Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляетсобой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительнопростые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются,становясь автоматизированными умственными действиями. Психофизиологическимкоррелятом формирования высших психических функций выступают сложныефункциональные системы, имеющие вертикальную (корково–подкорковую) игоризонтальную (корково–корковую) организацию. Но каждая высшая психическаяфункция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а являетсярезультатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговыеструктуры делают более или менее специфический вклад в построении даннойфункции.

Список литературы
 
1.     Выготский Л. С.Собрание сочинений: в 6 т. Т.2 — М., 1982.
2.     Выготский л. С.Мышление и речь. — М., 1978
3.     Немов Р.С.Психология: Учебник. — Москва: “Просвещение”, 1995.
4.     Общая психология:Учебник. – Москва, 1986


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.