Реферат по предмету "Психология"


Анализ понятия депривация в психологическом смысле и её влияния на развитие человека в совреме

--PAGE_BREAK--
1.2. Виды депривации.
В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации.

Сенсорная депривация — депривация в необходимой информации, возникающая у человека в условиях изоляции или при расстройствах функции основных органов чувств. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме или другом учреждении закрытого типа. Для ребенка эта среда губительна.

Известный советский психолог Л.И. Божович доказала, что именно потребность во впечатлениях играет роль ведущей в психическом развитии ребенка. Безучастность, отсутствие улыбки у детей из домов ребенка замечались многими уже с самого начала действия таких учреждений. Известно изречение испанского епископа, относящееся к 1760 году: «В приюте ребенок становится грустным, и многие от грусти умирают».

Блестящим примером сенсорной депривации является описание преддипломного экзамена, который сдавал курсант школы космонавигаторов, известный в кругах любителей фантастики, пилот Пирке из рассказа С. Лема «Условный рефлекс». Этот экзамен курсанты любовно называли «сумасшедшая ванна». Лем подробно описывает, как курсанта приводят в просторное помещение с бассейном, полным воды. «Испытуемый — на студенческом жаргоне «пациент» — раздевался и погружался в воду, которую нагревали до тех пор, пока он не переставал ощущать ее температуру… Когда юноша, лежавший навзничь в воде, поднимал руку, воду прекращали нагревать и один из ассистентов накладывал ему на лицо парафиновую маску. Затем в воду добавляли какую-то соль (но не цианистый калий, как всерьез уверяли те, кто уже искупался в «сумасшедшей ванне»),— кажется, простую поваренную соль. Ее добавляли до тех пор, пока «пациент» (он же «утопленник») не всплывал так, что тело его свободно держалось в воде, чуть пониже поверхности. Только металлические трубки высовывались наружу, и поэтому он мог свободно дышать.

Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным.

Двигательная депривация — депривация в движениях, связанная с ог­раничением пространства, невесомостью и т.п. Н.М. Щеловаков приводит ре­зультаты наблюдений, свидетельствующие о том, что уже на первом месяце жизни младенцы проявляют сильное беспокойство при ограничении движе­ний, связанных с тугим пеленанием. Он обнаружил также, что если ребенок находится в условиях гиподинамии, то у него развивается компенсаторная двигательная активность — раскачивание тела из стороны в сторону, стерео­типные движения руками, сосание пальцев и т.п. Эти движения быстро за­крепляются и мешают прогрессивному развитию всей двигательной сферы.

Установлено, например, что медицински необходимое ограничение движений детей с врожденным вывихом бедра посредством распорок приво­дит к заметному повышению тревожности этих детей, которые становятся плаксивыми и обидчивыми. У них наблюдается психический регресс.

Существуют данные, что дети, двигательная активность которых в си­лу медицинских причин в течение длительного времени была сильно ограни­чена, нередко испытывают состояние депрессии, которое прорываться взры­вами ярости и агрессивности.

Стереотипное раскачивание из стороны в сторону, которое может про­должаться часами, многие исследователи наблюдали у маленьких детей из закрытых детских учреждений, условиями содержания лишенных возможно­сти нормально двигаться.

Этому явлению еще в 30-е годы нашего века посвятила свое исследование польский психолог Ванда Шуман. По ее мнению, монотонное, однообразное покачивание доставляет ребенку определенные проприоцепгивные (идущие от двигательной системы организма) раздражения, которые как-то разнообразят его двигательные

ощущения. Однако, считает В. Шуман, этот способ крайне беден, стереотипен, имеет ярко выраженный компенсаторный характер и поэтому не ведет к развитию. Последующее интеллектуальное развитие «покачивающихся» детей, совершенно нормальных с анатомической точки зрения, оказывается близким к интеллектуальному развитию детей, имеющих органические дефекты мозга, если не ведется специальная педагогическая работа

Способы преодоления последствий двигательной депривапии, равно как и способы ее профилактики, очевидны- необходимо создавать условия, всемерно способствуюшие развитию двигательной активности ребенка. На важность этого указывал еще известный русский психолог и педагог И. А. Сикорский, работавший конце XIX— начале XXвека Он подчеркивал, что ребенку необходимо предоставлять свободу действий, поощряя его двигательную активность, чтобы давать ему повод как можно чаще и полнее напрягать и упраж­нять его мышцы. Это, по мнению И. А. Сикорского, позволит ребенку постоянно ощущать и помнить о живущей в нем и таящейся силе, о внутренней крохотной, но необъятной мощи, о свежести и энергии всего организма

Долгое время занятие физкультурой понималось у нас достаточно односторонне — как развитие двигательного аппарата. При этом совершенно не учитывалось ее особое, глубокое значение для развития личности человека, что, как видам, понималось и И.А.Сикорским, и многими другими учеными и педагогами уже давно. Сегодня в психологии накоплено много данных о том, что развитие движений в детстве имеет интимную связь с формированием ядра личности — чувства Я, образа Я, Я-системы. Важнейшим моментом развития самосознания человека является период, когда ребенок начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. М. Ю. Кистяковская обнаружила, что самые яркие эмоциональные реакции у младенцев возникают при выполнении наиболее сложных по структуре движений. Это чувство «мышечной радости» характерно и для более старших детей.

В  той же  работе М. Ю. Кистяковской  было  показано,  что  у детей, воспитывающихся в домах ребенка, обнаруживается состояние глубокой моторной отсталости, из которого можно вывести только с помощью индиви­дуальной, интенсивной психолого-педагогической работы со стороны взрослого. Сами собой с возрастом подобные нарушения не проходят.

Социальная депривация — депривация в связях с окружающей социальной средой, возникающая в результате утраты близких людей или физического здоровья. Чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. Даже в тех случаях, когда благодаря подвижнической работе педагогов происходило развитие интеллекта, сохранялись серьезные нарушения личности и общения с другими людьми. Этим детям свойственны взрывы эмоций — бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. В эмоциональном отношении они очень ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время ждут подвоха со стороны других людей.

Учитывая важность уровня личностной зрелости как фактора толе­рантности к социальной изоляции, можно с самого начала предположить, что чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. В книге чехословацких исследователей И. Лангмейера и 3. Магейчека «Психическая депривация в детском возрасте» приводится множество выразительных примеров того, к чему может привести социальная изоляция ребенка Это и так называемые «волчьи дети», и знаменитый Каспар Хаузер из Нюрнберга, и по существу трагические случаи из жизни современных детей, которые с раннего детства никого не видели и ни с кем не общались. Все эти дети не умели говорить, плохо или совершенно не ходили, непрестанно плакали, всего боялись. Самое страшное то, что, за единичными исключениями, даже при самом самоотверженном, терпеливом и умелом уходе и воспитании такие дети на всю жизнь оставались ущербными.

Даже в тех случаях, когда благодаря подвижнической работе педагогов происходило развитие интеллекта, сохранялись серьезные нарушения лич­ности и общения с другими людьми. На первых этапах «перевоспитания» де­ти испытывали очевидный страх перед людьми, впоследствии боязнь людей сменялась непостоянными и слабодифференцированными отношениями с ними. В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назой­ливость и неутолимая потребность любви и внимания. Проявления чувств ха­рактеризуются, с одной стороны, бедностью, а с другой стороны, острой, аффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций — бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У них практически отсутствуют высшие чувства, связанные с глубоким пережива­нием искусства, нравственных коллизий. Следует отметить также, что они в эмоциональном отношении очень ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию, не говоря уже о ситуациях, дейст­вительно требующих эмоционального напряжения, внутренней стойкости. Психологи в таких случаях говорят о низкой фрустрационной толерантности.

Материнская депривация — депривация в общении с матерью и в материнском уходе у детей, приводящая к нарушениям развития, невроти­ческим и аффективным расстройствам. Материнская депривация является сегодня важной социальной проблемой во всем мире. Отсутствие доверия к окружающим и рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться. Ребенок начинает терять вес, избегать всяких контактов с миром, у него развивается апатия и аутизм (замкнутость на себе).

Американский психолог М. Райбл провел наблюдение над 600 младенцами, лишенными материнской заботы, и пришел к выводу, что отсутствие материнской заботы может вести к очень тяжелым соматическим расстройствам уже у детей двухмесячного возраста, так как организм грудного ребенка для правильного функционирования должен получать из внешней среды комплексы раздражителей, которые предоставляет ему естественная забота матери. Поглаживание, взятие на руки, прижимание к груди, голос матери, возможность сосания для грудного ребенка столь же важны, как и грудное молоко, определенная температура воздуха и т. п. По мнению М. Райбла, у детей, живущих в негигиенических условиях, но имеющих постоянный физический контакт с матерью, соматических расстройств не возникает. Между тем, по его данным, характерные для отсутствия материнской заботы соматические расстройства встречаются даже в самых лучших детских учреждениях, прекрасно оборудованных и обеспечивающих правильный с научной точки зрения уход. Все это, однако, не может, как считает исследователь, заменить «гонкие личные влияния», которые необходимы ребенку для полнопенного развития.

Не менее важно и то, чтобы тепло и забота сосредоточивались в одном человеке. Это не обязательно должна быть биологическая мать ребенка, но важно, чтобы оказавшийся на ее месте взрослый был действительно неизменно любящим, эмоционально теплым.
1.3. Особенности депривации психологического развития
дошкольного возраста.
Дошкольный возраст характеризуется общей сензетивностью к развитию. Дети, находящиеся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации, имеют за­держи в прсихомоторном развитии, для них характерно снижение познавательной активности, пассивное освоение материала, ориентация на оценку взрослого. В це­лом интеллектуальный статус детей снижен относительно нормы, и в общей своей характеристике эти задержки в интеллектуальном развитии относятся на счет об­щей социальной ситуации развития и говорят о депривационном синдроме.

В характеристике познавательной сферы было выявлено отставание в об­ласти развития восприятия: дети испытывают затруднения в использовании эталонов цвета и формы. Это свидетельствует о недостаточной сформированности соответствующих сенсорных эталонов, характеризующих восприятие.

В области мышления наибольшие затруднения наблюдаются в следую­щем: классификация осуществляется на уровне зрительного соотношения, дети затрудняются вербально обозначить группы предметов. Для них типично отстава­ние в общей осведомленности, например, своего дня и года рождения, времен года и месяцев. В области счета не сформирован ряд представлений и действий, оши­баются при оперировании понятиями «больше — меньше» на числовом материале, не представляют, какие единицы измерения используются для определения про­странства и времени.

Нравственное содержание поступка оценивается исходя из ожидаемого по­ощрения или наказания со стороны взрослого.

В области памяти наибольшее отставание наблюдается в плане формирова­ния функции опосредования, что является одной из основных общеинтеллектуаль­ных характеристик.

В отношении воображения нужно отметить следующее: более всего наличествует репродуктивная позиция и стереотипная интерпретация

проективного материала, что представляется не только как отставание в развитии собственно воображения, сколько как отставание общей личностной ориентации.

В целом отставание в гностическом развитии у воспитанников детских домов — характерное явление. Частично оно может быть преодолено в рамках учебного процесса, в то время как психологическая коррекция должна быть направлена на формирование познавательной и творческой активности, абстрактно — образного мышления, произвольной саморегуляции.

В области внимания наблюдается отставание в плане произвольной его функции. Дети легко отвлекаемы, сосредоточение возникает на уровне спонтанной мотивации. Характерны нарушения устойчивости внимания, быстрая утомляемость.

В области речевого развития наблюдается обычное косноязычие. Дети поздно начинают пользоваться личными местоимениями, не понимают фразеологических оборотов. При сформированном умении называть предметы, изображенные на картинках, дети испытывают затруднения в описании происходящего и интерпретации смысла картинки. Характерны также ошибки при чтении и письме, несформированность фонематического слуха.

Общая характеристика эмоционального статуса следующая: высокая тревожность, одиночество, агрессии, страхи сказочных персонажей. Дети, воспитывающиеся в условиях учреждении интернатного типа, имеют целый ряд особенностей: не усваивают навыков продуктивного общения, не умеют налаживать общение с окружающими и занимают агрессивно — негативную позицию. Естественно, что таким детям трудно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, требованиям, распорядку дня.

А теперь рассмотрим, как проявляется школьная дезадаптация.
ГЛАВА 2. Школьная дезадаптация.
2.1. Взаимосвязь психической депривации в раннем возрасте со
школьной   дезадаптацией
Школьная дезадаптация — это некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психологофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации обучения, овладение которой по ряду причин становится или невозможным.

Школьная дезадаптация — актуальнейшая проблема, проявляющаяся в нарушении успеваемости, поведения и межличностных отношений у значительной части учащихся. Согласно данным выборочных исследований, уже в начальных классах выявляется около 25-30% детей с подобными проблемами. А несвоевременное распознавание их характера и природы, отсутствие специальных корригирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям психосоциального развития ребенка. Не менее остро эта проблема сказывается и на качестве учебно — воспитательного процесса, дестабилизируя деятельность других учащихся и отвлекая на себя значительную часть усилий педагогов.

Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что термин «школьная дезадаптация» определяет любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения. В результате психологических исследований младших школьников, воспитывающихся в детских учреждениях интернатного типа, обнаружены специфические отклонения в развитии интеллектуальной и мотивационно — потребноетной сфер их психики. Они выражаются в задержке развития у детей образного мышления, требующего внутреннего плана действий. Это приводит к последовательному нарастанию трудностей в усвоении учебного материала. Для детей характерна агрессия по отношению к людям и вещам, чрезмерная

подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться в работе, неуверенность в принятии решения, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, лживость, уединенность, угрюмость и недовольство.

Первичные признаки дезадаптации — затруднения в учебе и нарушение школьных норм поведения. Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Под влиянием постоянных неудач у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать свою личную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьным нормам, реализуется в нарушении дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне полной утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нарушения в поведении проявляются в повышенной двигательной активности. При блокировании этой потребности нормами школьного поведения у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, быстро наступает утомление. Наступающая вслед за этим разрядка, являющаяся защитной физиологической реакцией организма ребенка на чрезмерное напряжение, выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, квалифицируемых учителем как дисциплинарные проступки.

Нарушения могут проявляться и в форме нестабильности психических процессов, что на поведенческом уровне обнаруживает себя эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повьппеннои активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной гиперактивности.

Главная задача в общении с другими заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего «я». В связи с этим перед педагогами и психологами встает важная задача: помочь ребенку преодолеть трудности в общении, отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких людей. Сложность решения этой задачи в том, что традиционные педагогические методы (объяснение, демонстрация положительных примеров, поощрение и наказание) здесь бессильны. Такая задача может решаться только в практике детских отношений.

Таким образом, мы видим, что школьная дезадаптация напрямую связана с психической депривацией в раннем возрасте. Кроме того, дезадаптация является следствием депривации, что и было доказано на практике.
ГЛАВА 3. Игра как метод диагностики и средство коррекции детей
младшего школьного возраста.

      3.1 Игра как метод диагностики детей младшего школьного
возраста
Попадая в школу, дети включаются в новые виды деятельности, предполагающие тесное сотрудничество друг с другом. Как уже стало известно, у депривированных детей страдает сфера общения. А так как наравне с обучением, преобладающим видом деятельности является игра, то посредством игры и можно доказать данное утверждение. Положение ребенка в группе и отношение к нему со стороны сверстников обычно определяется социометрическими методами. В этих методиках в различных сюжетных ситуациях дети осуществляют выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы.

Так, в сентябре 2006 года в первом классе коррекционной школы — интерната г.Усмани я проводила социологическое исследование, целью которого было выявить взаимоотношения детей и, исходя из результатов, рекомендовать систему коррекционных игр. Выбранная мною методика носит название «Два дома», где ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, красный, большой, а другой домик — маленький, черный, невзрачный. Его просят представить, что красный дом принадлежит ему и туда можно приглашать своих друзей. «Подумай, кого из ребят ты пригласил бы к себе пожить, а кого поселил бы подальше, в черный дом». Число детских выборов не ограничивается.

В данном классе обучается 8 детей: Настя, Валя, Ваня, Вадим, Дима, Саша, Таня, Юра. Дети поочередно делали выбор «по секрету». Таким образом, социометрия выбора друзей дала следующие результаты: все дети класса выбрали яркий дом. Это обусловлено тем, что в данном возрасте эмоции детей поверхностны, поэтому ссоры и обиды мимолетны. Анализируя ситуацию «приглашения к себе в гости», выявлено: Настю пригласят пять человек (62,5%), мотивируя тем, что она добрая, со всеми играет; Вадима и Сашу выбрали четыре человека (50%), мотивация аналогична выбору Насти, добавлено, что с ними интересно, они веселые; Диму   и   Таню   выбрали   три   человека   (37,5%).   Мотивация   аналогична предыдущим; Ваню не выбрал никто (он ни с кем не играет).

Анализируя ситуацию «кого ты поселишь в темный дом», выявлено: Ваню поселят в этот дом четыре человека (50%), мотивируя тем, что он ни с кем не играет, жадный. Валю и Юру поселили два человека (25%), объясняя тем, что они дерутся, ябедничают, балуются, плохо себя ведут со взрослыми; Саша, Дима и Таня набрали по одному баллу (12,5%). Дети причину выбора не объяснили. Вероятнее всего, потому что кого — то надо было поселить в черный дом; Настю и Вадима в темный дом не поселили, так как считают их хорошими и интересными друзьями; Валя в черный дом не поселила никого, мотивируя тем, что со всеми надо дружить.

Таким образом, мы видим, что бесспорным лидером является Настя, которую выбрала большая часть класса, объясняя тем, что она со всеми играет. Изолированным в данной группе детей является Ваня. Его не выбрал никто, так как он ни с кем не играет. Отсюда можно сделать вывод, что определяющим мотивом для детей является игра. А наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от не популярных, являются не интеллектуальные способности, а те качества, которые называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь, уступить. Бывают случаи, когда наиболее авторитетные с точки зрения педагогов дети не только не являлись популярными, но и получали максимальное число отрицательных выборов.

3.2.          Игра как средство коррекции детей младшего школьного возраста
Для решения этой проблемы была разработана специальная программа коррекционных игр, включающих ряд этапов. Эта система игр, направленная на оптимизацию функции общения, была рекомендована педагогам коррекционной школы — интерната г. Усмани.

Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. С этой целью следует проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать приятное для товарищей. Приведу несколько примеров подобных игр.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Отцы и Дети в романе Ивана Тургенева
Реферат Creationism Essay Research Paper Creationism is a
Реферат Виробництво комп ютерів та комп ютерних технологій в Україні проблеми і перспективи
Реферат Мошки, мухи (львинка, ильница) и слепни
Реферат Elizabeth Barrett Browning Bio Essay Research Paper
Реферат Обживание социального пространствавремени
Реферат Особенности педагогического стиля общения в работе с детьми младшего школьного возраста
Реферат Дыхательные упражнения в физическом воспитании
Реферат Оборудование и технология эхо-импульсного метода ультразвуковой дефектоскопии
Реферат «Об организации (осуществлении) тушения пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ» федеральной противопожарной службой на территории Хабаровского края
Реферат Основные разработки рекламных объявлений и текстов
Реферат Строение внутренних органов человека. Мочевой пузырь.
Реферат 1. Списки дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування
Реферат Властивості ферментів як біологічних каталізаторів
Реферат Субъекты административного права