Реферат по предмету "Психология"


Анализ целостной структуры индивидуальности

СОДЕРЖАНИЕ
 
1. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НАСПЕЦИФИКУ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
2. ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХОТНОШЕНИЙ НА СПЕЦИФИКУ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ВСТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
 

1.ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА СПЕЦИФИКУ СТРУКТУР
ИНТЕГРАЛЬНОЙИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Для анализа целостной структуры индивидуальности В.В. Белоусомбыли разработаны три критерия, которые мы будем использовать и для анализаособенностей структурирования индивидуальности (В. В. Белоус, 2010). Этикритерии таковы:
1. Средняя величина насыщенности каждого уровня индивидуальностизначимыми факторными весами. «Чем больше среднее значение любого природного илисоциального уровней, тем сильнее их влияние на успешное достижение конечногорезультата».
2. Наполняемость каждого фактора конкретными разноуровневымисвойствами индивидуальности (полная или частичная структура фактора поисследуемым уровням). Чем полнее структура фактора, тем более развитой игармоничной является интегральная индивидуальность.
3. Характер межфакторных связей свойств интегральнойиндивидуальности (ортогональные или облические). «В ортогональных структураходин и тот же показатель принадлежит одному-единственному фактору, в облическихструктурах — разным факторам. Это означает, что ортогональные структуры либооднозначны, либо одномногозначны. Они сужают и ограничивают возможностичеловека. Облические структуры — многомногозначны и обладают гибкостью ипластичностью приспособления к изменяющимся условиям объективной ситуации».
В качестве испытуемых выступили городские и сельские ученикистарших классов. Гипотеза исследования состояла в том, что в зависимости отпринадлежности к социуму (городскому и сельскому) структуры интегральнойиндивидуальности различаются.
В исследовании были использованы 36 показателей разноуровневыхсвойств индивидуальности, принадлежащих психодинамическому уровню, уровнювторичных свойств индивида, личностному и уровню метаиндивидуальности.Особенности структурирования интегральной индивидуальности изучались с помощьюфакторного анализа из пакета прикладных программ «STATISTICA».
Таблица1. Данные факторного анализа выраженности свойств
интегральнойиндивидуальности до ротации
(городскаяи сельская выборка)
Уровни ИИ
 
Уровни ИИ
 
Городская выборка
Сельская выборка 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 ПД 1 -44 47 2 56 54 3 65 4 47 5 46 -44 41 6 -44 -40 7 -67 -44 ВСИ 8 43 45 9 52 10 -44 40 47
  11 58 48
  12 54 54
  Л 13 -46
  15 -52 -49
  16 67
  17 57
  18 55 69
  21 -44 44 -42
  22 -50 -55
  23 54
  24 -51 66
  25 -70
  26
  МИ 27 44 65 28
  29 -59 -71 30 43
  31 -40
  34 -42
  35 50
  36 48
 
Примечание: в таблице приведены значимые факторные веса, ноль изапятая опущены. ИИ — интегральная индивидуальность; ПД – психодинамическийуровень; ВСИ— вторичные свойства индивида; Л — личностный; МИ — уровеньметаиндивидуальности.
Данные, приведенные в таблице 1, изучались с использованиемследующих критериев:
1. Средняя величина насыщенности каждого уровня интегральнойиндивидуальности значимыми факторными весами.
Таблица2. Средние значения насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальностизначимыми весамиГородская выборка Сельская выборка Уровень ИИ Среднее значение Уровень ИИ Среднее значение ПД 2,16 ПД 2,7 ВСИ 3,24 ВСИ 2,16 Л 1,13 Л 2,31 МИ 1,62 МИ 1,08
структураинтегральный индивидуальность
Согласно полученным данным в городской и сельской выборкахобнаружены как сходства, так и различия. Сходным является то, что выделеноодинаковое количество значимых факторов, показатели средней насыщенностикаждого уровня значимыми весами обнаруживают наличие сходства по уровнюметаиндивидуальности и психодинамическим особенностям, что свидетельствует оприблизительно одинаковом вкладе показателей данных уровней в приспособительнуюдеятельность старших школьников.
Различия связаны с более значимым влиянием особенностейпознавательных функций (уровень вторичных свойств индивида) в структуреиндивидуальности у городских школьников и личностных качеств у сельскихшкольников.
2. Наполняемость выделенных факторов разноуровневыми показателямиинтегральной индивидуальности.
Как видно из таблицы 1, в городской выборке один из пяти факторов(2-й) является полным, то есть содержащим показатели всех уровней интегральнойиндивидуальности, а остальные четыре — частичными, но тем не менее они содержатпоказатели 3-х уровней ИИ.
В сельской выборке из пяти факторов один полный (1-й), один факторсодержит показатели 3-х уровней ИИ (3-й) и 2 фактора состоят из Показателей 2-хуровней (2-й и 5-й факторы). То есть по сравнению с сельской выборкой угородских школьников обнаруживаются более Упорядоченные, целостные структурыИИ, хотя как в той, так и в других выборках обнаружено одинаковое количествополных и частичных факторов.
3. Количество облических зависимостей в структуре ИИ.
У городских школьников выявлена одна облическая зависимость междупоказателями психодинамического уровня, в то время как у сельских школьников —три облические зависимости, одна между психодинамическими свойствами и двемежду свойствами личностного уровня. Эти данные говорят о том, что у школьниковсельского социума структуры интегральной индивидуальности более пластичны и нетак жестко детерминированы, как у школьников городского социума.
Таким образом, внешняя детерминация (принадлежность к различномусоциуму) оказывает воздействие на структурирование интегральнойиндивидуальности. Однако следует отметить, что это влияние — результат нетолько одностороннего процесса (специфических условий жизнедеятельности,обстоятельств и т. д.), это и результат встречного процесса — процесса развитияспецифических внутренних особенностей индивидуальности, проживающей, вчастности, в конкретном социуме. Внешняя и внутренняя детерминация невзаимоисключающие понятия, они являются взаимодействующими факторами… «Строгоговоря, внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития,самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самомпроцессе развития как его внутренним причины), а внешние причины выступают какусловия, как обстоятельства» (С. Л. Рубинштейн «Человек и мир», 2007).
Это подтверждают полученные данные. Особенности структурированияИИ показывают специфику внутренних условий индивидуальности в условияхразличного социума — значимость познавательны)! особенностей в деятельности угородских школьников и, напротивj личностных — у сельских; более целостные, сформированныеструктуры индивидуальности у городских школьников, но более пластичные, менеежестко заданные — у сельских.
2.ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СПЕЦИФИКУ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХСВОЙСТВ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Проблема изучения своеобразия индивидуально-психологическихкачеств личности в зависимости от особенностей семейного воспитания былапредметом исследования в трудах целого ряда отечественных психологов. Ееизучали Л. Баркан, Л. И. Божович, М. И. Буянов. А. Бодалев, А. И. Захаров, И.С. Кон, С. В. Ковалев, А. Е. Личко, £. В. Макарова, Т. М. Мишина, В. Н.Мясищев, А. Н. Обозова, р. А. Смехов, В. Я. Титаренко, Э. Г Эйдемиллер, В. В.Юстицкий и др. Подходы к рассмотрению роли семьи в формировании личностиребенка связаны, в большинстве случаев, со следующими аспектами анализа:
■ структурой семьи (полная — неполная);
■ стилями воспитания (авторитарный, демократический и т.д.);
■ уровнем эмоциональных контактов каждого члена семьи с ребенком(негативные отношения, позитивные отношения);
■ психосоциальными особенностями составляющих семью лиц(лица с аддиктивным поведением, родители, страдающие алкоголизмом инаркоманией, акцентуированные личности и т. д.);
■ типами патогенного родительского поведения. Исследованиеуказанных аспектов семейной ситуации составляет «объективную картину» жизнисемьи, то есть картину, какой она представляется исследователю. Но насегодняшний день не менее актуальной и в практическом аспекте мало изученной являетсяпроблема исследования «внутренней картины семьи» в восприятии ее самими членамисемьи.
Значимость такого подхода обусловлена уже тем, что «без ответаостаются пока многие важные вопросы: о сущности и структуре семейныхпредставлений, путях их формирования, способах, какими они оказываютвоздействие на жизнь семьи, видах их нарушений и причинах этого».
В то же время новейшие исследования в изучении обыденногосознания, «наивных представлений», «ситуационныхсценариев» и процессовкаузальной атрибуции создают благоприятную основу для использования этихметодов анализа и в области исследования семейных представлений, их влиянии наформирование и развитие личности ребенка. Проведенные исследования, в частностиБ. М. Величковским, показали ошибочность широко распространенного мнения о том,что представления человека о той или иной ситуации формируется исключительнотогда, когда он с ней сталкивается. Напротив, уже имеющийся у человека кМоменту встречи с такой ситуацией «сценарий» ее развития во многом предопределяетто, что он увидит в ней и как ее воспримет.
В нашем исследовании мы поставили задачу — изучить особенностивосприятия образа ребенка в благополучных и неблагополучных семьях, а такжеустановить индивидуально-психологические особенности подростков в зависимостиот степени отверженности их родителями в этих семьях.
В исследовании приняло участие 30 семей. Были опрошены 15подростков и их родители (в основном мамы) из благополучных семей и 15подростков и их родителей из неблагополучных.
Как известно, в психологии понятие «неблагополучная семья» имеетнесколько значений. Выделяют объективные и субъективные факторы семейногонеблагополучия.
К объективным относят: состав семьи, наличие у родителейнаркоманического, алкогольного, токсикоманического стереотипов поведения, семьис разведенными родителями, негармоничные семьи. К субъективным — характерэмоциональных отношений в семье, преобладающие стили взаимодействия,коммуникативные и эмоциональные дистанции между членами семьи и т. д.
Объективные критерии семейного неблагополучия связаны ссубъективным переживанием членами семьи негативных чувств по отношению друг кдругу, с увеличением эмоциональной дистанции, с изменением стилявзаимоотношений между членами семьи.
При разделении семей на благополучные и неблагополучные мыиспользовали объективные критерии, а именно, принадлежность семей к категориинегармоничных.
Ж. Н. Глозман выделяет следующие типы негармоничных семей:
■ распадающаяся семья;
■ неполная семья;
■ регидная псевдосолидарная семья;
■ распавшаяся семья.
Негармоничные семьи характеризуются преобладанием одного из типовпатогенного родительского поведения.
В своей монографии А.А. Бодалев приводит следующую классификациютипов патогенного родительского поведения.
1. Тип А — оба (один) родителя не удовлетворяют потребностиребенка в любви и полностью отвергают его;
2. Тип В — ребенок служит в семье средством разрешения супружескихконфликтов;
3. Тип С — родители прибегают к угрозе покинуть семью или«разлюбить» ребенка в качестве дисциплинарных мер;
4. Тип Д — внушение ребенку, что он своим поведением повинен вразводе, болезни или смерти одного из родителей;
5. Тип Е — отсутствие в окружении ребенка человека, способногопонять его переживания, стать фигурой, замещающей отсутствующего или пренебрегающегосвоими обязанностями родителя. В нашем исследовании принимали участиеиспытуемые из неполных и распавшихся семей. Для этих типов негармоничных семей,по данным А. А. Бодалева, характерно преобладание таких типов патогенногородительского поведения, как А, С, Е. То есть в этих семьях обнаруживаетсянарушение эмоциональных связей между членами семьи, что может оказывать влияниена специфику восприятия родителями образа собственного ребенка, аследовательно, создавать своеобразную установку при восприятии поведенияподростка, его поступков, личностных особенностей.
Проблема изучения влияния деструктивных эмоциональных связей всемье на развитие личности ребенка нашла свое отражение в исследованиях,проведенных М. Земска. По данным этих исследований, чрезмерная эмоциональнаядистанция и доминирование как стиль поведения родителей с детьми приводят квозникновению у ребенка чувства ненужности родителям, ощущения себя лишним,состоянию тревожности, отсутствию самостоятельности. В результате формируютсятакие личностные особенности, как агрессивность, непослушание, лживость,девиантное поведение, а также чрезмерная впечатлительность, неуверенность иробость.
Напротив, уступчивость как стиль поведения родителей по отношениюк детям, а также повышенная концентрация внимания на ребенке способствуютформированию таких поведенческих реакций, как доминирование личных потребностейребенка над потребностями других, непослушание, отсутствие самостоятельности иответственности за собственные поступки. Личностные особенности, характерныедля этих детей, проявляются в отсутствии социальной зрелости — в беспомощности,чрезмерном преувеличении собственной значимости, неспособности устанавливатьпрочные эмоциональные контакты и т. д.
Гипотеза нашего исследования состояла в том, что восприятиеродителями образа собственного ребенка в благополучных и неблагополучных семьяхзначимо различается и зависит от степени отверженности ребенка в данных семьях.
Для изучения представлений родителей о своих детях былаиспользована методика, предложенная А. И. Баркан. Родителям предъявлялись двасписка личностных черт (94 характеристики), одинаковых по содержанию. В первомсписке нужно было выделить те черты, которые родители хотели бы видеть у своихдетей еще до их рождения. Во втором списке родителям предлагалось выделить теособенности, которые имеются у ребенка сейчас. Затем родители выделяли текачества (в списке они уже были отмечены специально — это нежелательные иотрицательные черты характера), которые у их ребенка наиболее выражены.
Далее осуществлялся подсчет общего количества черт характера иособенностей ребенка со знаком «+» в первом списке, затем общим количества чертхарактера ребенка со знаком «+» во втором списке и, наконец, общего количествачерт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух спискахчерт. После подсчета первичных результатов вычислялся процент совпавших черт иособенностей ребенка в двух списках. По мнению А. И. Баркан, «чем выше процентсовпавших черт характера и особенностей ребенка, тем менее отвержен ребенокродителями в семье».
Еще одним показателем степени отверженности ребенка родителямислужило процентное соотношение выделенных нежелательных и отрицательных чертхарактера по сравнению с положительными.
Таблица3. Выраженность показателей
степени отверженности ребенка в семьеБлагополучные семьи Неблагополучные семьи % совпавших черт % отрицательных и нежелательных черт % совпавших черт % отрицательных и нежелательных черт 62 33 32 50 70,7 23 100 55,5 10,7 76,5 68 58 14 53 40 75,7 16 80 72 25 33 78,8 46 37 20 100 66 25 125 82,5 64,5 40 31 55,8 57,9 47 5,8 18,5 140 42,4 51 52,6 40 12,5 40,0 65,7 28,5 75 Среднее 46,1 Среднее 12,7 Среднее 56,3 Среднее 75,4
Сравнительный анализ различий в процентном соотношении выделенныхнежелательных и отрицательных качеств личности в двух выборках по t-критерию Стьюдентаобнаружил наличие значимых различий t = 2,4 при р = 0,05.
То есть родители в неблагополучных семьях при восприятии образасвоего ребенка чаще используют отрицательные личностные характеристики, склоннызамечать в первую очередь негативные особенности подростка, чем родители вблагополучных семьях. При этом значимые различия в процентном соотношениисовпавших черт между образом «Мой ребенок до рождения» и «Мой ребенок сейчас» вдвух сравниваемых выборках не были обнаружены.
Индивидуально-психологические особенности подростковдиагностировались с использованием детского варианта теста Р. Кеттелла. Тествключает в себя анализ 11 шкал и позволяет судить о выраженности таких качеств,как экстраверсия, уверенность в себе, эмоциональная возбудимость,независимость, благоразумие, добросовестность, смелость, практичность,оптимизм, самоконтроль, невозмутимость.
Сравнительный анализ индивидуально-психологических особенностейподростков, осуществленный также с использованием t-критерия Стьюдента, всемьях с различной степенью отверженности детей обнаружил наличие значимыхразличий между двумя группами испытуемых по следующим параметрам:
■ добросовестность (значение t = 2,2 при Р = 0,05);
■ оптимизм (значение t = 3,6 при Р = 0,001);
■ самоконтроль (значение t = 2,8 при Р = 0,01).
Из анализа полученных данных следует, что дети из благополучныхсемей характеризуются выраженностью таких качеств личности, как добросовестность,исполнительность и ответственность. При этом они более спокойны, оптимистичны,лучше социально адаптированы и Умеют контролировать свое поведение. Образребенка в этих семьях строится при использовании положительных оценочныхсуждений, что говорит об эмоциональном принятии родителями образа своегоребенка и как следствие о выраженности позитивной установки при восприятииличности и поведения подростка.
В неблагополучных семьях обнаружен достаточно высокий показательстепени отверженности ребенка родителями. Образ ребенка строится, в основном,при использовании отрицательных личностных характеристик (процентноесоотношение нежелательных черт личности значимо превышает данный показатель всравниваемой выборке по '«Критерию Стьюдента). Этот факт может служитьдоказательством наличия в этих семьях отрицательной установки при восприятиисвоего» ребенка. В подобных семьях у подростков становятся болеевыраженными такие качества, как безответственность, низкая социальнаяприспособленность, пессимизм, эмоциональная возбудимость, неумениеконтролировать свои поступки и поведение.
Выводы:
1. В ходе исследования гипотеза о наличии значимых различий ввосприятии образа ребенка в благополучных и неблагополучных семьяхподтвердилась.
2. Обнаружены существенные различия виндивидуально-психологических особенностях личности подростка в зависимости отстепени отверженности в семье.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
 
1. Белоус В.В. Введение в психологиюполиморфной индивидуальности. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2010. — 136 с.
2. Большаков В. Ю. Психотренинг:социодинамика, упражнения, игры. СПб., 2006, — 380 с.
3. Бубнова С.С. Ценностные ориентацииличности как многомерная и нелинейная система // Психологический журнал. 2009.№ 5.
4. Климов Е.А. Индивидуальный стильдеятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань,2009. — 277 с.
5. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации вструктуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросыпсихологии. 2010. № 4.
6. Кулешева Л.Н. История отечественной психологиивоспитания. Автореф. дис.… докт. психол. наук. СПб., 2009. — 43 с.
7. Ломов Б. Ф. Вопросы общей,педагогической и инженерной психологии. М, 2011.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.