НИЖЕГОРОДСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКурсовая работа
по курсу: «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
на тему:
«АНАЛИЗПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ»
ПланВведение1. Типология конфликта. Причинывозникновения, основные стадии протекания
2. Структура конфликта
3. Управление конфликтами
4. Школьники о взаимоотношениях с учителями
Заключение
Списокиспользованной литературы
ВведениеВпсихологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных,несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, вмежличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групплюдей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Отсюда видно, что основу конфликтных ситуаций в группе междуотдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленнымиинтересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе ихдостижения.
Школа сегодня очень конфликтна. Да это и понятно: школа иобщество, словно два сообщающихся сосуда, а в нашей весьма трудной жизниразличного рода конфликтов (и каждый из них в той или иной степенипсихологический), можно сказать, сверх меры… Мастерство учителя заключаетсясегодня не только в том, чтобы грамотно, интересно преподать учащимся свойпредмет, но и уметь предвидеть и наиболее безболезненно преодолеватьпсихологические конфликтные ситуации.
К сожалению, так происходит не всегда. Вот, например, случай,происшедший в одной из нижегородских школ. Ученик разговаривает с соседом попарте на уроке мировой художественной культуры. Учитель делает замечание.Реакции практически нет, разговоры продолжаются. Педагог, выйдя из себя, заявляетстаршекласснику:
— Как я тебя ненавижу.
Ученик тоже не лезет за словом в карман:
— Взаимно.
— Экзамен ты у меня не сдашь… — говорит педагог.
Заметьте, этот невыдуманный диалог происходит на урокемировой художественной культуры…
Вот почему заявленная в реферате тема чрезвычайно актуальна.В работе рассматриваются следующие вопросы:- Типология конфликта. Причинывозникновения, основные стадии протекания.
- Способы устранения конфликтов.
- В реферате использованы материалы опроса школьников в городеМоскве.
1. Типологияконфликта. Причины возникновения, основные стадии протекания конфликтов
В психологии существует многовариантная типология конфликта взависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например,конфликт может быть внутриличностным (между боязнью учителя и нежеланием делатьуроки), межличностным (между учителем и учеником); между личностью и организацией(класс и ребенок); между группами одного или различного статуса (междуклассами).
Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликтпричин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляетсявозможным. Но в целом он вызывается следующими тремя группами причин,обусловленными:
· трудовым (учебным) процессом;
· психологическими особенностями человеческих взаимоотношений,то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей,действиями педагога плохой психологической коммуникацией и т.д.;
· личностным своеобразием членов группы, например, неумениемконтролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью,некоммуникабельностью, бестактностью.
Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Дляконструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагиваютпринципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности коллектива, его членов иразрешение которых выводит коллектив на новый более высокий и эффективныйуровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часторазрушительным действиям, что ведет к резкому снижению эффективности работыотдельного ученика или класса.
Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют вцелом общие стадии протекания:
· стадию потенциального формирования противоречивых интересов,ценностей, норм;
· стадию перехода потенциального конфликта в реальный илистадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
· стадию конфликтных действий;
· стадию снятия или разрешения конфликта.2.Структура конфликта
Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четковыраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтнойситуации, связанный со спецификой деловых и личных отношений конфликтующихсторон.
Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективныемотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями. Далее,конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный поводстолкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.
Педагогу важно помнить, что пока существуют все перечисленныеэлементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратитьконфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию,расширению его за счет привлечения новых лиц. Следовательно, необходимоустранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.
Причины, вызывающиеконфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различатьобъективные причины и их восприятие индивидами.
В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может бытьдалеким от реального положения дел, но реакция человека на ситуацию будетформироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется, и это обстоятельствосущественно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликтаотрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы наличность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чембольше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ оппонента, чтодополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайнесложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертываниясобытия, пока ситуация не вышла из-под контроля.3. Управление конфликтами
Процесс управления конфликтами зависит от множества факторов,значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например,взгляды личности, мотивы и потребности индивидов. Сложившиеся стереотипы,представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилиятех, кто вырабатывает решения. Решение конфликта представляет собой устранение полностьюили частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.
Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению(минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведенияучастников конфликта. Существует достаточно много методов управленияконфликтами. Мы рассмотрим лишь межличностные методы или стили поведения в конфликтах.
При создании конфликтной ситуации или начале развертываниясамого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своегодальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на ихинтересах.
Существует пять основных стилей поведения в конфликтнойситуации:
· приспособление, уступчивость;
· уклонение;
· противоборство;
· сотрудничество;
· компромисс.
Основу классификации составляют два независимых параметра: 1)степень реализации собственных интересов, достижения своих целей, 2) учетинтересов другой стороны.
Рассмотрим подробнее эти стили поведения.
Уклонение (избегание, уход).Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать своиправа, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своейпозиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода отответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта дляиндивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликтапотребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти длярешения конфликта в свою пользу.
Противоборство характеризуетсяактивной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных емусредств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения,других средств давления на оппонентов, использованием зависимости другихучастников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая длянего, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию поотношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликтав случае их сопротивления.
Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение иливосстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживанияразногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вкладиндивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен дляоппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, еслиситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения соппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансовна победу, мало власти.
Сотрудничество означает,что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всехучастников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы.Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участниковконфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работыи участия всех сторон.
При компромисседействия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок.Его-то, пожалуй, в современной школе и не хватает.
Стили избегания и уступчивости не предполагаютактивного использования конфронтации при решении конфликта. При противоборствеи сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработкирешения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, егопородивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализуетданную задачу полностью. При избегании и уступчивости решение конфликтаоткладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс можетпринести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так какостается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины неустранены.
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут бытьсведены к следующему.
1. Признать существование конфликта.
2. Определить возможность переговоров. Увы, взрослые, а педагоги в особенности, чаще наставляют напуть истинный, но редко говорят с учениками на равных.
3. Выявить круг вопросов, составляющихпредмет конфликта. Основная проблемасостоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что являетсяпредметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместныеподходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшегоразногласия и точки возможного сближения позиций.
4. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается толькопринятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего непроисходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других,более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт,не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговорыпроводить будет намного сложнее.
Однако педагогу приходится разрешать конфликты не только вделовой форме, но и особенно часто в личностно-эмоциональной сфере. Приих разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделитьобъект разногласий, отсутствует столкновение интересов. Как же себя вестируководителю с «конфликтной личностью»? Существует единственноесредство — «подобрать ключик». Для этого необходимо попытатьсяувидеть в нем друга и лучшие черты (качества) его личности, поскольку ужетрудно изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологическиеособенности и особенности нервной системы.
Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с труднымчеловеком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовалбы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы чувствовать себянаиболее комфортно. Наилучшими советчиками в выборе оптимального подходаразрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию ине доводить человека до стресса. Можно, например, добиться компромисса,приспособиться к нуждам другого человека; настойчиво добиваться осуществлениясвоих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсужденияконфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стильсотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон.Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательныйвыбор оптимальной стратегии поведения.
4. Школьники овзаимоотношениях с учителями
Московским Колледжем Социологии совместно с МосковскимГосударственным Социальным Университетом был осуществлен научно-образовательныйисследовательский проект: “Школа 1224. Социологический портрет. 2000 год”. Врамках данного проекта был проведен опрос учеников 5-8-х классов.
Один из вопросов касался взаимоотношений школьников с учителями.
Абсолютное большинство опрошенных (91%) оценивает своиотношения с учителями в целом как положительные. Так, 42% респондентов считаетотношения хорошими, доброжелательными, 49% характеризует свои отношения сучителями как нормальные, ровные.
Причем доля респондентов, в целом положительно оценивших своиотношения с учителями, практически совпадает во всех классах: в 5-х классах онасоставляет 91%, в 6-х – 93%, в 7-х – 87%, в 8-х – 93%. Однако интересноотметить тот факт, что в 6-х классах наблюдается значительно более высокий, чемв других классах, процент респондентов, характеризующих свои отношения сучителями как хорошие, доброжелательные (56% против 39% — в 5-х классах, 30% — в 7-х, 43% — в 8-х).
Несмотря на положительную оценку опрошенными школьникамисвоих отношений с учителями, на вопрос: “Возникают ли у тебя или твоих одноклассниковконфликты с учителями?” были получены полярные ответы. 49% респондентовотметили, что конфликты с учителями являются для их класса достаточно частымявлением (9% всех опрошенных заявили, что конфликты с учителями возникают у нихочень часто, практически каждый день, а 40% ответили, что конфликты с учителямислучаются время от времени). Столько же опрошенных школьников высказались, чтоу них и у их одноклассников конфликты с учителями практически не возникают: 37%ответили, что конфликты с учителями бывают крайне редко, 12% — что никогда. 2%затруднились с ответом. Как показал анализ данных, наиболее конфликтными сточки зрения взаимоотношений с учителями являются 7-е классы (13% опрошенныхсемиклассников отметили, что конфликты с учителями у них возникают практическикаждый день, 50% — конфликты с учителями возникают время от времени, 33% — конфликты с учителями случаются очень редко, ни один респондент из 7-х классовне ответил, что конфликты с учителями не возникают вовсе). Наименееконфликтными с точки зрения отношений с учителями оказались 6-е классы.Распределение ответов шестиклассников на вопрос: “Возникают ли у тебя конфликтыс учителями?” выглядит следующим образом: конфликты с учителями возникают оченьчасто – 4%, конфликты возникают время от времени – 33%, очень редко – 44%,конфликты вообще не возникают – 19%. В 6-х классах наблюдается и относительнонизкий процент респондентов, желающих поменять учителя по какому-либо предмету(44%, в то время как в 7-х классах он составляет 53%, в 8-х – 71%). Только в5-х классах желающих поменять учителя по какому-либо предмету оказалось меньше(лишь 39%). В среднем каждый второй опрошенный школьник хотел бы поменятьучителя по какому-либо предмету. Причем, 20% респондентов хотели бы поменятьучителя по иностранному языку, 18% — по русскому языку и литературе, 17% — поматематике.
В рамках данного блока вопросов учащимся было предложеновыбрать из списка качеств те, которыми в первую очередь должен обладатьучитель, а потом оценить, в какой степени перечисленными качествами обладают ихсобственные учителя. В ходе исследования было выявлено, что основным качествомучителя, по мнению опрошенных школьников, является умение понятно объяснятьучебный материал (это качество отметили 17% респондентов). 2 место поделилитакие качества учителя как справедливость и, как ни странно, чувство юмора(13%). И только на 3 месте оказалось хорошее знание своего предмета (11%). Ккачествам-“аутсайдерам”, фактически не имеющим никакого значения дляреспондентов, можно отнести требовательность и принципиальность.Требовательность как важное качество учителя отметили 4% опрошенных, принципиальность– лишь 1%.
Интересные результаты были получены при проведении корреляцияданного вопроса по половому признаку. Как выяснилось в ходе исследования, длядевочек наиболее значимыми оказались профессиональные качества учителя, как-то:умение понятно объяснять учебный материал (17%), хорошее знание своего предмета(13%), умение интересно рассказать урок (10%). По мнению мальчиков, такоекачество учителя, как умение понятно объяснить имеет, несомненно, важноезначение, не случайно оно оказалось на 1-м месте. Однако столь же важным дляучителя качеством, если судить по ответам мальчиков, является и чувство юмора(17%). На 2-е место по важности мальчики поставили справедливость (13%), на 3-е– доброту (12%).
Что же касается распределения ответов на данный вопрос поклассам, то ответы 5-ти, 6-ти и 8-тиклассников принципиально не отличаются отсредних оценок. Исключение составляют ответы семиклассников, которые основнымикачествами учителя назвали чувство юмора (18%) и справедливость (16%).
Если с оценкой наиболее важных качеств учителя у опрошенныхшкольников не возникло особых трудностей, то определить, в какой степениперечисленными качествами обладают их собственные учителя, для респондентовоказалось достаточно сложной задачей, скорее всего, в силу возраста. Об этом свидетельствуетвысокий процент затруднившихся. Тем не менее, в ходе анализа ответов на данныйвопрос был выявлен ряд тенденций. Прежде всего, необходимо отметить, чтореспонденты дали заметно более высокую оценку профессиональным качествам своихучителей, чем личным. Так, 76% школьников высказались, что большинство ихучителей хорошо знает свой предмет, 63% ответили, что большинство их учителейпонятно объясняет учебный материал. Однако лишь 37% респондентов отметили, чтобольшинство учителей проявляет уважение к каждому ученику (32% не согласились сэтим утверждением), только чуть больше половины респондентов (51%) считаетсвоих учителей справедливыми (в то время как 21% высказали противоположноемнение).
В связи с этим можно предположить, что возникающие ушкольников конфликты и разногласия с учителями чаще всего связаны с личнымикачествами последних: отсутствием уважения к ученикам, несправедливостью воценках знаний и др. Однако эта гипотеза требует дополнительной проверки.
В оценках, которые дали респонденты своим учителям, прослеживаетсяи еще одна тенденция. В наименее конфликтных с точки зрения взаимоотношений сучителями 6-х классах наблюдается и самый высокий процент респондентов,считающих, что их учителя в основном обладают перечисленными качествами.
Одновременно в наиболее конфликтных 7-х классах какпрофессиональным, так и личным качествам учителей были даны самые низкиеоценки.
Заключение
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихсяразличных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выборасоответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а такжеуправления им.
Рассмотрим поведение человека в конфликтной ситуации с точкизрения его соответствия психологическим стандартам.
Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависитот следующих факторов:
· адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной,не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника,так и своих собственных;
· открытости и эффективности общения, готовности квсестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают своепонимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации,
· создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Для педагога также полезно знать, какие черты характера,особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Ктаким качествам могут быть отнесены следующие:
· неадекватная самооценка своих возможностей и способностей,которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случаеона может противоречить адекватной оценке окружающих — и почва длявозникновения конфликта готова;
· стремление доминировать во что бы то ни стало там, где этовозможно и невозможно;
· консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежеланиепреодолеть устаревшие традиции;
· излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях исуждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
· определенный набор эмоциональных качеств личности:тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
Существуют пять основных стилей поведения при конфликте:приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество иликонкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, вкоторой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этомпассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно илииндивидуально.
ЛИТЕРАТУРА
1. Газета «Первое сентября» за 7 августа 1999 года, №92.
2. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского,Н.Г. Ярошевского. — М., 1990
3. Кричевский Р.Л. Если вы — руководитель… — М.: Дело, 1993.
4. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. — М.,1992.
5. Материалы Московского Колледжа Социологии и МосковскогоГосударственного Социального Университета «Школа 1224. Социологический портрет.2000 год».
6. Педагогика: педагогические теории,системы, технологии. Учебное пособие под редакцией С.А.Смирнова. Москва,Издательство «Academ A», 1998.
7. Подласый. И.П. Педагогика. Новый курс.Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
8. Содружество ученого и учителя. – М.,1991.
9. Философско-психологические проблемыразвития образования / Под редакцией В.В.Давыдова. – М., 1994.