Реферат по предмету "Психология"


Анализ групповой агрессии

Содержание
Введение...................................................................................................................2
1.Понятие агрессии. Типология агрессии............................................................3
2.Психология групповой агрессии. Асоциальная субкультура.........................4
Заключение.............................................................................................................10
Списокиспользованной литературы...................................................................11

Введение
Во все времена мыслители пытались отыскать причинынеугасающей вражды людей друг к другу. Причины жестоких столкновений людиискали прежде всего во внешних обстоятельствах. Однако сегодня ясно: незаглянув внутрь человека, очень мало что можно понять. А понять, признать надоследующее: как всякое живое существо, человек по природе своей неистребимоагрессивен. Ни один живой организм не может жить, не разрушая. В некоторомсмысле жить — значит разрушать. Агрессивность, говорят исследователи, важнейшеесвойство, без нее человека просто не существует. При погружении в коматозноесостояние последним из безусловных рефлексов, позже полового и пищевого угасаетв нем агрессивно-оборонительный рефлекс.
Величайшие психологи Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Эрих Фроммсовершили прорыв в самые глубины человеческой психики. Одним из ошеломляющихоткрытий было предположение Юнга о бессознательном, коллективном и индивидуальном,что представляет собой не вспоминаемый сознательно, но живущий в людях древнийопыт человечества. Негативную часть этого опыта Юнг называл Тенью [ 7, с. 68 ] .
Если внимательно приглядеться к невидимой Тени, мы обнаружимв ней агрессивность — не до конца еще изученное свойство человеческой натуры.Чем объяснить такой феномен: никто из нормальных людей не желает несчастья нисебе, ни другим, но во всем мире информация о катастрофах или, например,террористических актах принимается с большим интересом, чем сообщения окаком-то добром событии? Убийство, дорожная авария, уличная драка, наблюдаемыесо стороны, представляют собой событие, а ими не всегда полна жизнь. Носуществование без волнующих переживаний, без стрессов для человеканепереносимо. Оно создает внутреннее напряжение, которое непременно должно найтивыход, и часто это происходит через насилие или через наблюдение за ним.

1. Понятие агрессии. Типология агрессии
Агрессия (лат. – agressio – приступ, нападение) –мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятымправилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный,физический, материальный или психологический ущерб другим людям.
Под агрессией обычно понимают осознанные действия,которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людейили животному. Если говорить о внутривидовой агрессии, то определениестановится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба другомучеловеку или группе людей. Э. Фромм определяет агрессию более широко какпричинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякомунеживому объекту. Несмотря на различия в определении понятия агрессии идеяпричинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда [ 2,с. 329].
Основания развития и закрепления агрессивного поведенияследует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей впервые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственноподростковый возраст. Существует огромное число исследований, которыеубедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями всистеме «родители—ребенок», эмоциональной депривацией в семье и агрессией.Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения содним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки иЯ-концепции не находят поддержки в оценках родителей или если ребенок неощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность делинквентного,противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения сосверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям.
В психологии принято выделять следующие виды агрессии:
1) физическую, т.е. использование физической силы противдругого лица или объекта;
2) вербальную, проявляющуюся в выражении негативныхчувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальныхреакций (угрозы, проклятья, ругань, оскорбления);
3) прямую, непосредственно направленную противконкретного объекта или субъекта;
4) косвенную – совершение действий, направленных окольнымпутем на другое лицо (злобные сплетни, шутки, измышления и т.п.), и действий,характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью, проявляющихся вовзрывах ярости, крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.;
5) инструментальную, являющуюся средством достижениякакой-либо цели (например, достижения победы в соревнованиях);
6) враждебную, выражающуюся в действиях, имеющих цельюпричинение вреда объекту (убийство, нанесение тяжких телесных повреждений,сексуальное насилие и т.п.);
7) аутоагрессию, проявляющуюся в самообвинении,самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до суицида.
2. Психология групповой агрессии
Психология групповой агрессии — явление, еще не до концаизученное психологами, занимающимися этой проблемой. Групповая агрессия, какправило, присуща криминальным группировкам, чаще всего, молодежным, состоящим,в основном, из детей из социально неблагополучных семей.
Подростковая агрессия подавляющем в большинстве имеетчисто социальные причины – недостатки воспитания, прежде всего. От 30 до 85%подростков вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семьедеформированной — с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой.
Этому также способствуют социальные потрясения, влекущиебезотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужитьармия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырехмиллионов. Подростковая агрессия далеко не всегда связана с аномалиямихарактера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включаякрайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшаяустойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственногоокружения, большая податливость пагубным влияниям. Среди обследованных 300подростков мужского пола 14–17 лет, госпитализированных в психиатрическуюклинику в связи с непсихотическими нарушениями поведения, острыми аффективнымиреакциями и другими реактивными состояниями, агрессивное поведение отмечено в40 %. Наиболее частым его проявлением были прогулы, уклонение от учебы и труда,мелкое воровство, драки со сверстниками. Реже встречались другие формы –хулиганство, отнимание денег у малышей и слабых сверстников, угон велосипедов имотоциклов с целью покататься, приставание к людям, выпрашивание у них подачек,вызывающее поведение в общественных местах.
Криминальные группы несовершеннолетних различаются посвоей численности, возрастному составу и полу, длительности существования,степени их организованности, сплоченности и самостоятельности, степени и видамкриминальной активности и криминальной мобильности.
По числу участников можно условно выделить: малые (2-4чел.), средней численности (5-8 чел.) и большой численности (9 и более чел.)криминальные группы.
Величина группы – важный показатель, влияющий на еесплоченность, криминальную активность и криминальную мобильность. Как правило,чем больше число участников группы, тем меньше ее сплоченность, но выше еекриминальная активность и криминальная мобильность.
По возрастному составу выявлены криминальные группы:
1) только из несовершеннолетних;
2) с участием взрослого (взрослых) в группенесовершеннолетних;
3) с участием несовершеннолетнего (несовершеннолетних) впреступной группе взрослых.
С групповой агрессией тесно связано понятие асоциальнойсубкультуры. Это совокупность духовных и материальных ценностей,регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальныхгрупп, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности имобильности, преемственности поколений. Основу асоциальной субкультурысоставляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различныеритуалы объединившихся в группы молодых преступников. В них в искаженном иизвращенном виде отражены возрастные и другие социально-групповые особенностинесовершеннолетних. Ее социальный вред заключается в том, что она уродливосоциализирует личность, стимулирует перерастание возрастной оппозиции вкриминальную, именно потому и является механизмом «воспроизводства»преступности в молодежной среде.
Асоциальная субкультура отличается содержанием норм,регулирующих взаимоотношения и поведение членов группы между собой и спосторонними для группы лицами (с «чужаками», представителямиправоохранительных органов, общественности, взрослыми и т.п.). Она прямо,непосредственно и жестко регулирует криминальную деятельностьнесовершеннолетних и их преступный образ жизни, внося в них определенный«порядок». В ней отчетливо прослеживается:
1) резко выраженная враждебность по отношению кобщепринятым нормам и ее криминальное содержание;
2) внутренняя связь с уголовными традициями;
3) скрытность от непосвященных;
4) наличие целого набора (системы) строгорегламентированных в групповом сознании атрибутов.
Агрессия преступной группы выражается в :
1) попрании прав личности, выражающемся в агрессивном,жестоком и циничном отношении, к «чужим», слабым и беззащитным;
2) отсутствии чувства сострадания к людям, в том числе ик «своим»;
3) нечестность и двуличие в отношении к «чужим»;
4) паразитизме, эксплуатации «низов», глумление над ними;
5) обесценивании результатов человеческого труда,выражающееся в вандализме;
6) неуважении прав собственников, выражающееся в кражах ихищениях;
7) поощрении циничного отношения к другим людям.
Субкультура групповой агрессиии включает в себясубъективные человеческие силы и способности, реализуемые, как правило, вгрупповой криминальной деятельности (знания, умения, профессионально-преступныенавыки и привычки, этические взгляды, эстетические потребности, мировоззрение,формы и способы обогащения, способы разрешения конфликтов, управленияпреступными сообществами, криминальную мифологию, привилегии для «элиты»,предпочтения, вкусы и способы проведения досуга, формы отношений к «своим»,«чужим», лицам противоположного пола и т.п.), предметные результатыдеятельности преступных сообществ (орудия и способы совершения преступлений,материальные ценности, денежные средства и т.п.).
Все это находит отражение, прежде всего, в особой преступной«философии» мира, оправдывающей совершение преступлений, отрицающей вину иответственность за содеянное, заменяющей низменные побуждения благородными ивозвышенными мотивами: в насильственных преступлениях –чувством«коллективизма», товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и т.п.; вкорыстных преступлениях – идеей перераспределения имеющейся у людей собственностии ее присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией. Переход крыночным отношениям стимулировал в преступной среде идею быстрого обогащения,пренебрежения экономическими интересами других людей, что дало вспышкукорыстной преступности со своими жесткими правилами игры.
Преступные группы, члены которых чувствуютпсихологическую и моральную поддержку друг друга, чаще всего совершают дерзкиеограбления, разбойные нападения, кражи, групповые изнасилования, учиняютциничные хулиганские действия. Преступные группы, сложившиеся наантиобщественной основе и преследующие асоциальные цели деятельности возникаютне столько на основе общих симпатий, сколько общности криминальных интересов,потребности в поддержке в совместной криминальной деятельности. Находясь вгруппе, индивид чувствует себя единым целым с данной группой, поэтому онзачастую утрачивает свою индивидуальность и начинает мыслить и действовать каквсе, повинуясь единому групповому порыву.
Важными способами психологического влияния группы(коллектива) на личность считаются психическое заражение, внушение, подражание,конформизм, состязательность (соперничество).
Криминальная субкультура, ценности которой формируютсяуголовным миром с максимальным учетом возрастных особенностей несовершеннолетних,привлекательна для подростков и юношей:
1) наличием широкого поля деятельности и возможностей длясамоутверждения и компенсации неудач, постигших их в обществе;
2) процессом криминальной деятельности, включающей риск,экстремальные ситуации и окрашенной налетом ложной романтики, таинственности инеобычности;
3) снятием всех моральных ограничений;
4) отсутствием запретов на любую информацию и, преждевсего, на интимную;
5) учетом состояния возрастного одиночества,переживаемого подростком, и обеспечением ему в «своей» группе моральной,физической, материальной и психологической защиты от агрессии извне.

Заключение
Агрессия — это осознанные действия, которые причиняют илинамерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Еслиговорить о внутривидовой агрессии, то — это причинение ущерба другому человекуили группе людей.
Подростковая агрессия подавляющем в большинстве имеетчисто социальные причины – и, прежде всего, недостатки воспитания. Большойпроцент подростков вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семьедеформированной — с отчимом или, реже, с мачехой.
Этому также способствуют социальные потрясения, влекущиебезотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужитьармия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырехмиллионов.
Групповая агрессия, как правило, присуща криминальнымгруппировкам, чаще всего, молодежным, состоящим, в основном, из детей изсоциально-неблагополучных семей.
Связанная с ней асоциальная субкультура распространяетсяв молодежной среде, поскольку подростки и юноши бывают увлечены ее внешнеброскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил,ритуалов. Связанные круговой порукой и жестокими правилами, преступные группыподростков и юношей обеспечивают своей деятельностью существование асоциальнойсубкультуры.

Список использованной литературы
1.        Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. – 5-е изд., перераб. идоп. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 363 с.
2.        Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — М., 2002. — 510с.
3.        Колосова, С. Л. Детская агрессия. – Питер., 2004. — 224 с.
4.        Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 1998. – 304с.
5.        Психология подростка: М., Олма-Пресс,2004.-480 с.
6.        Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения: М., 2004. 351с.
7.        Юнг К. Психология бессознательного. М., 2002. – 356 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Розселення й чисельність найдавнішого людства
Реферат Язык современного телевидения: технологии или творчество
Реферат «Певец во стане русских композиторов»
Реферат Избирательное право в Республике Казахстан
Реферат Основные средства: организация и экономическая эффективность их использования
Реферат Причины беспризорности и безнадзорности
Реферат Ситуация в АПК России
Реферат Криогенный рельеф (мерзлотный)
Реферат Теория общества. Основные положения
Реферат Особливості розвитку емоційно комунікативної діяльності у дітей старшого дошкільного віку із затримкою
Реферат Социальное положение женщин в России
Реферат Заговор Катилины
Реферат Диарея и пищевые отравления
Реферат Інформація щодо діяльності Національної комісії регулювання електроенергетики України (нкре) з 2 12. 2008 по 09. 01. 200 9
Реферат Дополнительная горизонтальная предварительно напряженная арматура в ферме покрытия