Реферат по предмету "Психология"


Анализ гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития

Нижегородскийгосударственный педагогический университет
Реферат
по детскойпсихологии
Тема: Анализгипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития
Выполнила: студентка 503 группы, ППФ
Матвейцева О.С.
Проверила: Жуковская И.А.
Н.Новгород, 2008

Содержание
Введение………………………………………………….................................…..3
1.Сущность гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психическогоразвития…………………………………................................................................5
1.1Понятие о периодизации. Основные моменты подхода Д.Б. Эльконина....5
1.2Характеристика возрастных эпох по Д.Б. Эльконину…..........……...…......7
Заключение…………………………………………….................................……10
Списоклитературы………………………………………....................................12

Введение
Во все времена ребенок был объектом повышенного вниманиявзрослых: о нем стремились заботиться, передавать накопленные знания, разностороннеобучать. Ведь кто как ни здоровые, умные дети станут гарантом благополучногобудущего, счастливой старости своих предков? Интерес к детской психологии какнауке появился уже в 19 веке, который был вызван успешным развитием философии,естествознания, физиологии и других научных отраслей.
В отечественной психологической науке в исследованиипроблем детства развивалось 2 крупных направлениях: изучение отдельных сторондетской жизни и исследование детства в целом. Под влиянием сложившегосямировоззрения встала проблема о периодизации психического развития ребенка.Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим длявсего онтогенеза законом.
Периодизация психического развития в детском возрасте неслучайно является фундаментальной проблемой возрастной психологии. Именно отправильного решения этой проблемы во многом зависит стратегия построениясистемы воспитания и обучения подрастающих поколений. Проблемой периодизациипсихического развития детей занимались отечественные и заpубежные учёные Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, З.Фрейд, С. Холл, В. Штерн и многие другие.
П.П.Блонский считал, что пpоцессы психичечкого pазвитияизменяются с pазвитием человечества и может пpоисходить появление новыхпеpиодов, не существовавших до этого. По его словам, детское pазвитие — это непpоцесс плавных пpеобpазований, а pезкое качественное изменение, пpоисходящее впеpеломные пеpиоды.
Д.Б. Эльконин писал, что разработка периодизациипсихического развития имеет важное теоретическое значение, так как черезопределение периодов психического развития и через выявление закономерностейпереходов от одного периода к другому может быть решена проблема движущих силпсихического развития.
Таким образом, разделение жизненного пути ребенка напериоды позволяет лучше понять закономерности детского развития, спецификуотдельных возрастных этапов. Содержание периодов, их временные границыопределяются на основе критериев, которые авторы считают наиболее важными исущественными сторонами развития.

1. Сущность гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизациипсихического развития
1.1 Понятие о периодизации. Основные моменты подхода Д.Б.Эльконина
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды всоответствии с общим для всего онтогенеза законом.
В процессе онтогенеза – от рождения до зрелых лет ребенокпроходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерныепризнаки. К ним относятся условия жизни, деятельность, отношения с окружающими,особенности структуры личности и познавательной сферы, анатомо-физиологическиеособенности и многое другое. Поэтому различные периодизации психическогоразвития базируются на разных основаниях.
Наиболее известной в российской психологической наукеявляется возрастная периодизация Даниила Борисовича Эльконина, основанная наподходе к психологии развития, сложившемся в школе Л.С. Выготского.
Ключевыми моментами концепции являются:
Социальная ситуация развития – это та система отношений,в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.
Основной, или ведущий вид деятельности ребенка в этотпериод, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте.
Основные психологические новообразования развития, т.е.та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущеговида деятельности.
Кризисы – переломные моменты, отделяющие один возраст отдругого.
Исходя из классических принципов периодизации, Эльконинподверг тщательному анализу содержательно-предметную сторону деятельности ипришел к выводу о том, что единый по своей природе процесс жизни ребенка вобществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на двестороны:
Усвоение мотивационно-потребностной сферы личности(усвоение мира общения);
Усвоение операционно-технической сферы (усвоениепредметного мира).
Д.Б. Эльконин открыл закон чередования, периодичностиразных типов деятельности: на определенном этапе активность ребенка направленана познание взаимоотношений с людьми, затем наступает этап познания способовупотребления предметов – предметно-манипулятивная деятельность. Каждый размежду этими двумя типами деятельности возникают противоречия, которыестановятся причиной развития. Кризисами развития называются переходы от одноговедущего вида деятельности к другому. Кризис – своеобразное, поведенческоеуказание ребенка на возникшую у него потребность перемен: изменения системыотношений со взрослыми, появление нового предмета совместной деятельности совзрослыми, т.е. новой ведущей деятельности. Каждая эпоха детского развитияпостроена по одному принципу, она открывается деятельностью в сфере общения.
Учитывая закон периодичности, Эльконин по-новомуобъясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 12 лет – кризисыотношений, вслед за которыми формируется ориентация в человеческих отношениях;1 год и 7 лет – кризисы, открывающие ориентацию в мире вещей.Эпоха Период Кризисы Ведущая деятельность Основные новообразования Раннее детство Младенчество (от рождения до 1 года) Новорожденности Непосредственное эмоциональное общение Формирование потребности в общении, эмоциональном отношении Раннее возраст (1-3 лет) 1 года Предметно-манипулятивная Развитие речи и наглядно-действенного мышления Детство Дошкольный возраст (3-6 лет) 3 лет Ролевая игра Стремление к общественно значимой деятельности Младший школьный возраст (6) 7-11 лет) 7 лет Учебная Произвольность психических процессов, внутренний план действий Подростничество Подростничество (11-14 лет) 11-12 лет Интимно-личностное общение Самооценка, критическое отношение к людям, стремление к взрослости, подчинение коллективным нормам Ранняя юность (15-17 лет) 15 лет Учебно-профессиональная Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы.
Итак, периодизация психического развития Д.Б. Эльконинапредставляется следующим образом:
1.2 Характеристики возрастных эпох по Д.Б. Эльконину
I. Эпоха раннего детства (до 3-х лет).
Младенчество (до 1 года). Младенец живет в специфическойсоциальной ситуации развития полной беспомощности и единственным средством,опосредующим все его проявления, является взрослый. Именно мать всегданаходится рядом с ребенком, поэтому отношения ребенка к действительности ссамого начала имеют социальный характер: ведущий вид деятельности младенца –эмоциональное общение. К 2 месяцам у ребенка появляется комплекс оживления напоявление взрослого: улыбка, двигательная реакция; к 6 месяцам деятельностьобщения развивается: ребенок узнает маму. Взрослые развивают руку ребенка: даютему игрушку, включают в общение через предмет, побуждают к действиям с ним.
На границе младенчества и раннего возраста происходитпереход к предметным действиям. Начинается формирование практического исенсомоторного интеллекта.
Ранний возраст (1-3). Ведущий вид деятельности этогопериода – предметно-манипулятивный. Ребенок овладевает действиями с предметами(ложкой, карандашом, ведром и т.д.), самостоятельно открывает дверь, пересыпаетпесок. Это опеперационально-техническая фаза.
В этом возрасте предметные действия служат для ребенкаспособом налаживания межличностных контактов. Общение, в свою очередь,опосредуется предметными действиями ребенка и практически не отделено от них.Но к 3-м годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми («Я», «Я сам»).
II. Эпоха детства (3-11 лет).
Дошкольный возраст (3-7лет).
Стремление к самостоятельности выводит ребенка на ролевуюигру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемамребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностныеотношения. Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметнуюдеятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У неговозникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периодау ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результатсвоей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.
Младший школьный возраст (7-11 лет).
Это фаза операционно-технической деятельности, в основномучебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируютсяинтеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношенийребенка с окружающими – его собственная практика взаимоотношений с другимилюдьми. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых, хочетравноправного отношения к себе.
III. Подростничество (11-17 лет).
Младшее подростничество (11-17 лет).
Появляется новая деятельность – деятельностьинтимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникаетобъединение с себе равными, появляются лидеры. Возникает «чувство взрослости» — особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себяс другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельности иотношения.
Важно, чтобы круги общения ребенка не выходили из-подконтроля взрослых («трудный возраст», «переходный возраст»).
Ранняя юность – старшее подростничество (14-17 лет).
У ребенка вновь появляется потребность к сапопознанию,формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования,самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личное самоопределение, емуважно знать, кем он будет. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная(вновь операционно-техническая фаза), в процессе которой формируютсямировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.
Таким образом, в каждом возрастном периоде существуютоптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развитияопределенных психологических и поведенческих свойств и качеств – возрастнаясензетивность т.е. повышенная чувствительность для развития определенногосвойства психики.
Так, раннее детство – наиболее благоприятный возраст дляразвития речи, младший школьный – для развития учебных навыков и умений.
В каждый возрастной период следует проводитьамплификацию, т.е. насыщение возраста тем, что ему требуется для развитиянужных в этот момент функций. Но нельзя применять искусственную акселерацию(ускорение), так как это не приведет к желаемым результатам и может затормозитьразвитие.

Заключение
Гипотеза Д.Б. Эльконина о периодизации психическогоразвития считается общепринятой в современной возрастной психологии.
По мнению Л.С. Выготского, гипотеза Д.Б. Эльконинасвязана, со стремлением перейти от «чисто симптоматического и описательногопринципа к выделению существенных особенностей самого детского развития».
Для создания новой возрастной периодизации психическогоразвития ребенка Д.Б. Эльконин взял за основу идеи Л.С. Выготского и А.Н.Леонтьева, но исходил и из собственных заключений:
Возрастное развитие – это общее изменение личности,формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненнойпозиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новыхмотивов поведения и ценностных установок.
Развитие – это диалектический процесс, определяемыйвнутренними противоречиями, целенаправленный, неравномерный, имеющий на своемпути определенные критические периоды.
Природу детства следует рассматривать в ееконкретно-историческом понимании.
В основе периодизации лежат закономерности развитиядеятельности и растущего человека.
Таким образом, вся психическая деятельность человека быларассмотрена ученым как процесс непрерывной смены деятельности, в которой выделяютсяведущая деятельность, новообразования и кризисы данного возраста.
Д.Б. Эльконин внес огромный вклад в развитиеотечественной психологической науки. В своей статье «К проблеме периодизациипсихического развития в детском возрасте» (1971 г.) Эльконин впервые последовательно представил возраст в логике деятельностного подхода,по-новому объяснил содержание кризисов развития, открыл закон чередования,периодичности разных типов деятельности:
Подход этого ученого считается общепринятым в современнойвозрастной психологии, а проблема периодизации навсегда останется актуальной.

Список использованной литературы
1.        Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
2.        Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.