Реферат по предмету "Психология"


Адаптационный тренинг для первокурсников

Сахалинский государственный университет

Институт педагогики
Кафедра психологии

Адаптационный тренинг

Южно-Сахалинск

2010
Тренинг рассчитан на группу первокурсников Сахалинского топливно-энергетического техникума.

Цель:

Адаптация к новому коллективу

Совершенствование навыков общения

Сделать жизнь сотрудников на своих рабочих местах более комфортной и продуктивной

проведение упражнений для становления личностного роста.

Задачи:

Более близкое знакомство участников друг с другом

Сближение участников

Доверительные отношения

4. Возможность почувствовать разносторонность и общность интересов

5. Умение доверять другому человеку, своим чувствам

6. Создание благоприятной атмосферы в группе
Основные правила

Быть активным

Здесь и теперь

Искренность

Не опаздывать

Конфиденциальность

Творческая позиция

Не оценивать

Не говорить за других

Говорить в круг

Программа рассчитана на 5 дней

Время проведения: с 9:00 до 13:00

Понятие «адаптация» – одно из ключевых в научном исследовании живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Адаптация – динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития, продолжения рода. Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма и среды. (2; 3). Психическая адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды. (2; 7).

Тренинг – это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. Это активное социально-психологическое обучение, направленное на формирование навыков, умений, развитие отдельных характеристик поведения. (9; 19)

Идея любого тренинга заключается в следующем: в реальной жизни у нас очень мало возможностей посмотреть на себя со стороны и понять, как нас воспринимают другие люди, почему они реагируют на наше поведение тем или иным образом. И в результате этого возникает много недоразумений, как в личной, так и в профессиональной жизни. (9; 20)


Первый день

Название упраж- нения

Цель упраж- нения

Содержание упражнения

Время

Результат

Вступите- льная бе- седа

Получить информа- цию, а та-кже об-щее пони-мание смысла занятия

Ведущий проводит беседу о том, что такое тренинг, о составных частях тренинга, что такое адаптация, как адаптироваться в новом коллективе.

15 мин

Готовность к работе в опре-деленном ре-жиме и по оп-ределенной теме, осозна-ние участни-ками смысла занятия

Приветст- вие

Настро- ить учас- тников на работу

Ведущий предлагает всем представиться в произвольной манере: назвать имя-движение, которое участ- ник предпочитает в качестве обращения к себе

10 мин

Осознание се- бя в роли уча-стника трени-нга

Знакомство

Познако-мить уча- стников тренинга друг с другом

Каждый называет свое имя и прописывает его на листе бумаги

15 мин

Участники группы станут более раско- ванными

Наши име- на

Знакомст- во участ- ников группы друг с другом

Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в лю-бой форме. Затем по сиг-налу ведущего все делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблю-дает за этим.

15 мин

Участники лу-чше запомнят имена друг друга

Эстафета чувств

Развить умение пользо- ваться языком жестов, мимикой, телом для эффектив- ной неве- рбальной коммуни- кации и передачи пережи- ваемых эмоций

Группа сидит в кругу. Зада-ние заключается в том, что-бы передать по кругу неве-рбально – с помощью жес-тов и мимики – заданное ведущим чувство, эмоцию. Первый играющий получа-ет от ведущего некое выра-жение определенной эмо-ции. Все остальные игроки не видят загаданной эмо-ции, т.к. сидят с закрытыми глазами. Первый игрок ре-шает, как передать это чув-ство, затем касается своего соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передает ему эту эмоцию.

15 мин

Атмосфера доброжелате- льности и кон- центрация внимания на партнере

Веревочка

Имеется возмож- ность прикос- новения к участни- кам тре- нинга, что способс-твует их адаптации в новой обстано-вке и снятию страха друг пе-ред дру-гом

Тренер: «Кто хочет пройти по веревочке с закрытыми глазами?» / «Ты пойдешь сам или тебе нужна по-мощь?»

Если нужна помощь:

1 вариант: спросить у участника, кого он хочет взять в помощники?

2 вариант: тренер сам указывает на помощника, когда глаза у участника уже завязаны. А потом спра-шивает у прошедшего вере-вочку: «Как ты думаешь, кто тебе помогал?»

Не страшно, если ребенок не угадает.

Число проходов по верево- чке максимум 10.

Очень важно, если учитель пройдет по веревочке.

Тренер: «Кто хочет помочь учителю?» (Пусть все, кто хочет, помогают).

Анализ после окончания всей игры в целом, в общем кругу (если группа большая – после каждого участника)

«Что ты чувствовал, когда шел по веревочке?»

«Что чувствовала группа?»

«Что ты чувствовал, когда тебе помогал…? Как ты себя чувствовал…?»

«Что чувствовал, когда ты помогал…?»

30 мин

Участники ос-ваивают бере-жное отноше-ние по отно-шению к сво-им сверстни-кам, что на-илучшим об-разом адапти-рует их друг к другу

Зеркало

Обучение тому, как отличить в практи-ческих ситуациях уверенное поведение от неуве-ренного

Участники образуют два круга – внешний и внут-ренний. По сигналу психо-лога тот, кто сидит во вну-треннем круге, должен изо-бразить без слов, с помо-щью жестов, позы, мимики – уверенного или неуве-ренного человека, а стоя-щий во внешнем круге до-лжен догадаться, кого он изображал. Если он угадал правильно, оба участника поднимают одну руку вверх. Затем по сигналу ведущего стоящие во вне-шнем круге делают шаг в сторону и, оказавшись пе-ред другим участником, пытаются понять, что изо-бразил тот.

После того, как будет прой-ден весь круг, роли меня-ются. Теперь стоящие во внешнем круге принимают определенные позы, а сто- ящие во внутреннем – угадывают.

20 мин

Уверенность в общении

Раздвоение личности

Соверше- нствовать умения отзерка- ливания

Ведущий приглашает на площадку трех участников. Дается некая ситуация, кон-фликтная сцена. Опреде-ляются герои и вкратце на-мечаются основные рамки действия. Скажем, спор матери и сына из-за того, что подросток постоянно возвращается домой позд- но. Мать беспокоится и ду-мает запретить сыну вечер-ние отлучки. Разговор про-исходит дома, после очере-дного полуночного возвра- щения молодого человека с дружеской вечеринки. Вся проблема заключается не в характере, а в форме дейст-вия. Роли распределяются следующим образом: роль матери, предположим, дос-тается одному из участни-ков. А роль сына будут ис-полнять одновременно два других члена тренинговой группы. Весь текст, все реплики сына они должны произносить буквально по-словно: одно слово говорит один «актер», его мысль следующим словом продо-лжает второй, затем вновь первый – и так, по слову добавляя, герои произносят предложение. Оба исполни-теля обязаны выглядеть как один человек, играть один образ. Весь произносимый ими текст должен быть ма-ксимально не только логи-чески, но и мелодически связным, т.е. актеры инто-национно поддерживают и продолжают предложение, не позволяя паузам «разма- зать» текст. Кроме того, иг-рая один образ, они долж-ны будут подстроиться друг к другу. Во в неверба-льной коммуникации, т.е. жестах, позе, мимике, Ра-бота этих двух участников должна быть направлена на то, чтобы возник эффект одной личности (только физически раздвоенной ). В этом и заключается весь фокус упражнения.

20 мин.

Участники смогут рас-крыть в себе навыки обще-ния

Дракон

Сплоче- ние кол- лектива

Играющие становятся в линию, держась за плечи или за пояс друг друга. Первый участник – «голо-ва», последний – «хвост» дракона. Голова должна дотянуться до хвоста и поймать его. «Тело» драко-на неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она («голова») становится «хвостом».

20 мин

Создание иг- ровой, рабо-чей атмосфе-ры тренинга

Подарок

Развить умение пользо- ваться языком жестов, мимикой, телом для эффекти- вной не- вербаль- ной ком- муника- ции

Задание таково: один учас-тник передает своему сосе-ду справа некий вообража-емый подарок. Вручение будет производиться молча, поэтому единственная ин-формация, которой и игро-ки, и команда будет обла-дать, – это пантомимичес-кая игра дарящего. Полу-чив подарок, его счастли- вый обладатель должен по-нять, чем же его одарили, а затем передать этот же по-дарок своему соседу спра-ва. Желательно при этом добавить к акту дарения ка-кие-то новые детали, конк-ретизирующие суть подар-ка. Так наш подарок прой- дет всю цепочку игроков, пока не достигнет послед- него участника. Он и объ-явит нам (на этот раз – сло-вами), что за подарок он получил. После этого мы пройдем цепочку в обрат-ном направлении, и каждый из игроков объявит, так ли он лично представлял себе смысл полученного подар- ка, не произошел ли где-то сбой в понимании.

15 мин

Атмосфера доброжелате-льности и кон-центрации на партнере

Атомы и молекулы

Разминка, адаптация участни- ков тре- нинга друг к другу

Ведущий: «Сейчас каждый слегка сжимается в комок. Вы – одинокие атомы. На-чинаете хаотическое броу-новское движение, при котором возможны легкие столкновения друг с дру-гом. Будьте осторожны. По моей команде вы соед-иняетесь в молекулы, число атомов в которой я назову». Через некоторое время после начала ведущий говорит цифру, например, 5. Участники составляют группы по пять человек. Те, кто не вошел ни в дну из «молекул», выбывают из иг-ры. Затем – «десять» и т.д., но не более 4-5 раз. В результате игры группа раз-бивается на две подгруппы – выбывших и оставшихся на площадке.

Анализ: почему не все вошли? Чем отличаются те, кто остался вне игры?

30 мин

Создание иг-ровой атмос-феры

Сито

Развить память и аудиаль- ные воз- можности восприя- тия

Требуется 3 добровольца. Один садится на стул ли-цом к группе. Двое других размещаются за его спиной. Каждый из них по сигналу тренера начинает свой мо-нолог. Задание ведущему игроку – через 2 минуты пересказать как можно бо-лее подробно рассказ каж-дого из говоривших.

10 мин

Участники отработают коммуникаци- онные навыки

Узнай по голосу

Сблизить участников тренинга, тем самым спо- собствуя их адаптации

Участники становятся в круг, в середину которого входит водящий. Ему завя-зывают глаза. Играющие идут по кругу вслед за ру-ководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются и говорят:

«Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя – узнай!»

Руководитель молча указы-вает на одного из играю- щих, который восклицает: «Узнай, кто я!» Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, указанный становится водящим, а если ошибся, игра повторяется. Когда ребята начнут раз-личать голоса, можно раз-решить им изменять свой голос, чтобы усложнить иг-ру.

30 мин

Эффективное общение

Расслабле- ние

Расслаб- ление, от- дых, обу- чение на-выкам ре-лаксации

Тренер: «Найдите человека, с которым вы хотите пои-грать. Определите, кто из вас партнер А, а кто – Б.» Партнеры А ложатся на свои коврики на спину ли-цом вверх так, чтобы рас-кинутые руки не касались другого человека. Играет спокойная музыка. Партне- ры А – закройте глаза, пар-тнеры Б – встаньте с правой стороны от партнера А. Партнер Б бережно берет руку партнера А, погла-живает, потряхивает, чтобы рука полностью расслаби-лась. То же самое с левой рукой и ногами. Осторожно покатайте своего партнера, переверните его лицом вниз, верните в исходное положение. Все делайте молча, но если вы видите, что какая-то группа мышц не расслабляется, то вы можете тихонько поп-росить партнера рассла-биться. Пальчиками – как будто дождик капает на лоб, голову, щеки, нос, подбородок и т.д.

Партнеры меняются места- ми.

Анализ на общем кругу.

40 мин

Делает про-цесс адапта- ции более без- болезненным и поэтапным

Гимнасти-ка

Физичес- кое расс- лабление

Инструкция: Представьте себе, что вы катаетесь на радуге, скользите, вам приятно, светло и радостно. Вдох, потянулись, глаза от-крыли, сжали руки в кулак, энергично встали.

20 мин

Участники

расслабляют- ся, отдыхают

Рассмеши- ть партнера

Улучшить настрое- ние участ-ника

Задание выполняется в па-рах. Один из пары должен во что бы ты ни стало, любыми средствами рас- смешить партнера. Если ему удастся это сделать, то коллега становится смеша-щим и выбирает себе ново- го партнера из остальных игроков. Если рассмешить не удается никакими сила- ми, то приходится выби-рать нового партнера. Если замысел удался, то сме-шащий удаляется, а тот, кого рассмешили, выбирает себе нового партнера для того, чтобы его рассме- шить. Если рассмешить не удалось, то на место игро-ка, которого не удалось рассмешить, выбирают но-вого.

20 мин

Создание теп-лой эмоцио-нальной атмо-сферы

Покажи па- льцем

Сплоче- ние учас- тников тренинго- вой груп-пы

Участники тренинга садят- ся в круг. Тренер просит каждого поднять вверх лю-бую руку с вытянутым пальцем. Затем он пред-лагает показывать пальцем на того, кто с точки зрения каждого обладает опреде-ленным, названным ранее свойством. Например, тре-нер может сказать:

«Покажите самого лохма-того из нас. Самого ве-селого. Самого худого. Са-мого сонного. Самого акти-вного сегодня. Самого оде-того. Самого раздетого. То-го, кто сегодня вас в каком-то из упражнений удивил. Того, кто сегодня, с вашей точки зрения, работал меньше всего. Того, кто сегодня однажды помог вам. Того, с кем вы сегодня хотели, но не познако-мились. Того, кто сегодня особенно много шутил и веселил публику. А кто сегодня был звездой груп-пы, кто особенно ярко выс-ветился сам и помог дру-гим?»

30 мин

Тесное обще- ние участни-ков тренинга между собой

Прием гос-тей

Развить логику мышле- ния, раздви- жение границ креактив- ности

Для игры требуется 4 доб-ровольца. Один будет хозя-ином дома. Ему предстоит принять трех гостей. Кто эти гости? В этом и заклю-чается проблема. Когда хо-зяин выйдет за дверь, мы определим, какая роль дос-талась каждому из актеров. Они могут быть кем угод-но: родственниками хозяи-на, его друзьями или врага-ми, работниками в сфере обслуживания и т.д. опре-делив роли гостей, мы при-гласим хозяина вернуться в комнату и определить, ка-кие гости к нему пожало-вали.

20 мин

Участники смогут проя-вить свои тво-рческие каче- ства

Я люблю тебя за то…

Повыше- ние внут- ригруппо- вого до- верия, сплочен-ности

членов группы

Участники разбиваются на две группы и образуют два круга: внешний и внутрен- ний. С продвижением по внешнему и внутреннему кругу участники заканчива- ют фразу: «Я люблю тебя за то …», говоря о каких-то личностных качествах сто- ящего перед ним человека.

Вопросы для обсуждения

Что вы чувствовали, когда получали комп-лимент?

Что вы чувствовали, когда делали компли- мент?

20 мин

Будет создана комфортная атмосфера общения

Подведение итогов первого дня

Тренер просит всех участников тренинга встать в круг. Тренер беседует с участниками о прошедшем занятии. Просит высказать свое мнение, пожелания, замечания. Благодарит всех за прожитый день, напоминает о следующей встрече. Прощается со всеми.
Второй день

Название упраж- нения

Цель упраж- нения

Содержание упражнения

Время

Результат

Здравству- йте

Создание неприну- жденной атмосфе- ры в группе

Все участники занимают свои места. Затем пред-лагается поздороваться следующим образом. Один хлопок – здороваемся ру-ками, два – здороваемся плечами, три – здороваем-ся спинами.

10 мин

Участники тренинга при-ветствуют друг друга

Сбор руко-пожатий

Снятие шаблонов и привы-чных сте- реотипов повсед- невного общения

Ведущий дает задание уча-стникам группы – собрать как можно больше рукопо-жатий у всех присутству-ющих. По окончании выде-ляется победитель

10 мин

Участники будут обща-ться друг с другом без комплексов

Десять се-кунд

Снизить тревож- ность участни- ков, выз- ванную попадании-ем в незна-комую среду, сократить дистанцию в общении

Участники спонтанно пе-редвигаются по комнате и по сигналу ведущего (че-рез каждые 10 секунд) рас-пределяются на группы по определенному признаку (цвет волос, стиль обуви, длина волос, наличие бра-тьев и сестер, любимое занятие, цвет глаз, настрое- ние в данный момент и т.д.) Участники делятся впечатлениями об игре.

15 мин

Раскованное общение уча-стников тре-нинга между собой, пози-тивный наст-рой

С чужого голоса

Потрени- роваться в умении слышать, слушать, запоми- нать и во- спроизво- дить ин- формацию, закрепить навыки диалогово- го стиля общения

Вся команда разбивается на пары. В течение 10 минут участник рассказы-вает о себе своей паре в свободной форме. Следу-ющие 10 мин они меня-ются ролями, когда игроки в парах перезнакомились, все участники тренинга собираются вместе. Далее начинается второй этап упражнения, в котором каждый из партнеров пред-ставляет другого. При этом он говорит от первого лица, старается использо-вать жесты, интонацию, мимику товарища, пыта-ется войти в его образ и вести рассказ как бы от его имени.

30 мин

Раскованное общение, «от-зеркалива-ние» собесе-дника

Карусели

Разминка

Большая группа делится на 2 подгруппы и встает «круг в круге», лицом друг к другу. Один круг стоит на месте, другой идет по часовой стрелке. Напри-мер, улыбнуться каждому глазами, сказать компли-мент или что-то приятное.

10 мин

Создание иг-ровой атмо-сферы

Узнайте друг друга

Проводи- тся для того, что- бы участ-ники смо-гли лучше узнать друг о дру-ге

Ведущий / тренер предла-гает поменяться местами / пересесть всем тем, кто обладает общим призна-ком, например, тем, у кого есть дома домашние живо-тные. Стоящий в центре круга ведущий должен постараться занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продо-лжит игру

20 мин

Участники поближе поз- накомятся друг с другом

Игра «Ка-тастрофа в пустыне»

Умение организо- вать дис- куссию, планиро- вать свою деятель- ность, ид- ти на ко- мпромис- сы, слу- шать друг друга, ар- гументиро-ванно выс-казывать свою точку зрения, владеть со-бой

Каждый участник получает специальный бланк.

Ведущий / тренер дает сле- дующую инструкцию:

«С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершающего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспых-нул пожар, двигатели от-казали и авиалайнер рух-нул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше место-положение неясно. Извест- но только, что ближайший населенный пункт нахо-дится от вас на расстоянии примерно 300 км. Под обломками самолета вам удалось обнаружить 15 предметов, которые оста- лись неповрежденными по-сле катастрофы. Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответст- вии с их значимостью для вашего спасения. Для это-го нужно поставить цифру 1 у самого важного пред-мета, цифру 2 – у второго по значимости и т.д. до пя-тнадцатого, наименее важ-ного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение 15 минут».

Список предметов

Охотничий нож

Карманный фонарь

Лётная карта окрест- ностей

Полиэтиленовый плащ

Магнитный компас

Переносная газовая плита с баллоном

Охотничье ружье с боеприпасами

Парашют красно-белого цвета

Пачка соли

Полтора литра воды на каждого

Определитель съедо-бных животных и растений

Солнечные очки на каждого

Литр водки на всех

Легкое полупальто на каждого

Карманное зеркало

После индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разби-ться на пары и проран-жировать данные пред-меты в течение 10 минут уже совместно с парт-нером.

Следующий этап игры – общегрупповое обсужде-ние относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее 30 минут.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что иг- ра завершена, поздравляет всех участников с бла-гополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры.

30 мин

Участники смогут про-явить себя в общении, нау-чатся отли- чать главное от второсте- пенного

Дождь

Расслабле- ние

Инструкция:

Ведущий: «Стоять с зак-рытыми глазами, испо-льзуя кончики пальцев, постучать мягко, но ощу-тимо по правой и левой стороне головы. Имити-руйте падение крупных капель дождя. Постучите по своей макушке, по своему лицу, шее… Затем поменяйте стучание на шлепание достаточной си-лы, но не причиняющее боль… Затем попробуйте пошлепать по голове, ли-цу, шее…»

Затем группа делится на пары. Один из партнеров слегка хлопает другого по спине и плечам руками. Потом партнеры меняются позициями. Упражнение можно выполнять в группе из 4-5 человек.

20 мин

Участники расслабляют- ся, чувствуют себя и друг друга

Линеечка

Личност- ная вни- мательно- сть

Доброволец выбирает из группы 5 человек. Лучше, если это будут либо юноши, либо девушки. Тренер предлагает добро-вольцу построить их в линеечку, с одного края которой будет самый-самый, умный из 5 выбран- ных, а с другой – наименее умный, с его точки зрения, из пяти.

Вместо ума можно взять любое другое человеческое свойство: хитрость, красо-ту, общительность, количе-ство ухажеров, сексуаль- ность, стыдливость, совес-тливость и т.д. Тренер начинает работать с «лине- ечкой»: а куда себя по этому качеству в этой «ли- неечке» поставил тот, кто поставлен первым? А как себя видит последний, на каком месте? Пусть себя этой «линеечкой» померяет сам доброволец. Пусть доброволец найдет место для тренера в этой «ли- неечке», измеряющей оп-ределенное человеческое качество. Наконец, тренер может попросить очеред-ного добровольца поме-рить некоторой нужной тренеру «линеечкой» нуж-ного тренеру героя.

20 мин

Участники больше узна-ют о своих личностных качествах

Прикосно- вение

Умение понять друг друга

Группа делится на пары. Один из участников за-крывает глаза, а другой постукивает, щипает, мас-сирует, дотрагивается до него; затем – наоборот. По окончании они делятся переживаниями.

20 мин

Будет создана теплая эмоци-ональная ат- мосфера об-щения

Пройти по узкой дорожке

Адапта- ция учас- тников при помощи развития чувства единения и через про-явление творчества

Из двух веревочек дела-ется коридор шириной в две ступени. Группа выс-траивается парами у нача-ла этой дорожки и пред-лагается пройти по кори-дору, не касаясь друг дру-га, но вместе. Затем кори-дор сужается, и задание повторяется. Коридор опять сужается, задание повторяется. Вариант – можно пройти навстречу друг другу. Тренер отме-чает, кто стремится к ли-дерству и т.д.

После упражнения в кругу участники тренинга с ве-дущим анализируют его.

30 мин

Сближает участников группы и адаптирует их в быстро из-меняющихся условиях

Сказка втроем

Развитие творческих возможно- стей учас- тников, улучшить эмоцио- нальный настрой участни- ков

В игре участвуют трое. Один из них выполняет роль сказочника. Ему пре-дстоит изложить одну из известных сказок. Второй участник садится на стул лицом к зрителям. Беззву-чно открывая рот и ис-пользуя мимику, он будет имитировать роль расска-зчика. Его руки заложены за спину и не участвуют в игре. Роль «рук второго участника» будут испол-нять руки третьего участ-ника. Для этого он должен сесть за спину второго актера и просунуть свои руки у него под мышками. Для зрителя создается ил-люзия.

20 мин

Раскрепоще- ние участни-ков

Кто остал- ся без сту- ла?

Разминка

По кругу расставлены сту- лья, но на один стул меньше, чем количество участников. По сигналу каждый должен занять ближайший стул. Тот, ко-му стула не досталось, может быть приговорен к штрафу. Вариант: Коли-чество стульев и участ-ников уменьшается до тех пор, пока не выявится по-бедитель.

20 мин

Создание иг-ровой атмо-сферы в тре-нинге

Посмот- реть на се-бя глазами того, кто тебя любит

Творчес- кая визуа- лизация

Ведущий / тренер: «Пред-ставьте себе, что вы пи-шите книгу, в которой вы сами – действующее лицо. Вам нужно определить ко-го-то в вашей жизни, кто, как вы знаете, любит вас. Важно не то, что вы его любите, важно, что вы знаете, что она/он любит вас. Поищите среди людей, которых вы знаете в своей жизни, пока не найдете такого человека. Вы си-дите за столом, на котором стоит компьютер, лежат бумаги, карандаш. Напро-тив вас – окно, или, может быть, стеклянная дверь, ведущая наружу. Там, за-нятый своим делом, нахо-дится тот, кто, как вы знаете, любит вас. Как раз в этот момент вы подошли в своей книге к описанию этого человека. Вы смот-рите на него/нее, с удовольствием перебира-ете все возможности того, как вы описали бы в словах этого человека, что позволило бы читателю увидеть его/ее так, как видите вы. Вы описываете для себя особенные жесты, слова, взгляды, особен-ности поведения, которые делают этого человека именно таким. Вы слу-шаете собственное описа-ние, переживаете те чувс-тва, которые приходят и проходят через вас, и при этом смотрите через стекло. Когда ваше описа-ние близится к концу, вы мягко меняете позицию и восприятие. Вы „уплыва-ете“ наружу и входите в человека, который вас лю-бит. Здесь вы прерываете то, чем вы были заняты, поднимаете глаза, и видите себя, сидящим за стеклом и работающим над книгой. Вы видите себя глазами того, кто вас любит, вы обнаруживает качества и свойства, о которых вы не знали, или даже которые считали недостатками. Рас-сматривая себя сквозь при-зму мыслей, восприятий и воспоминаний того, кто вас любит, вы находите, что заслуживаете любви, обнаруживаете, что вы сде-лали другого человека бо-гаче просто тем, что являя-лись собой. Вы видите и слышите, что в вас нра-вится этому человеку. Уде-рживая все, что стоит знать, вы медленно возв-ращаетесь в самого себя, помня кем и каким вы являетесь для того, кто вас любит.»

30 мин

Созерцание участниками себя, рефле-ксия

Подведение итогов второго дня

Тренер просит всех участников тренинга встать в круг. Тренер беседует с участниками о прошедшем занятии. Просит высказать свое мнение, пожелания, замечания. Благодарит всех за прожитый день, напоминает о следующей встрече. Прощается со всеми.
Третий день

Название упраж- нения

Цель упраж- нения

Содержание упражнения

Время

Результат

Здравст- вуй, я те- бя помню

Попривет- ствовать друг друга

Мы начинаем нашу встречу взаимными при-ветствиями. Сейчас вы по очереди будете здорова-ться друг с другом, обяза-тельно подчеркивая ин-дивидуальные особеннос-ти того, к кому обраща-етесь. Разумеется, обра-щение начинается с име-ни. Если вы не помните особенность того, кого приветствуете, вы долж-ны извиниться перед ним.

10 мин

Участники тренинга при-ветствуют друг друга

Скажи мне, кто твой друг

Выявле- не общ- ности ин- тересов

Ведущий: «Безусловно, у каждого из вас в группе уже появился человек, который чем-то близок вам. В течение 5 минут вы должны набросать „психологический порт-рет“ этого человека. Ука-зывать на признаки, осо-бенно на внешние, по которым можно сразу уз-нать конкретного чело-века, нельзя. В „портре-те“ должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих имен-но этого человека. Затем написавший выступает со своей информацией пе-ред группой, а осталь-ные участники пытаются угадать, чей это портрет.»

20 мин

Сближение участников тренинга

Счет до 10

Сплоче- ние кол- лектива, повыше- ние уве- ренности в себе

Участники встают в круг, не касаясь друг друга. Ведущий: «Сейчас, по сигналу «Начали!» вы зак-роете глаза и попробуете сделать то, что доступно любому ребенку: сосчи-тать до десяти. Но хит-рость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой скажет «два», тре-тий скажет «три» и т.д. Однако в игре есть пра-вило: слово должен произ-носить только один чело-век. Если два голоса ска-жут «четыре», счет начи-нается сначала. Начнем?» Ведущий предлагает до-биться желаемого резуль-тата за 10 попыток. После каждой неудачной попыт-ки участники могут отк-рыть глаза и посмотреть друг на друга, но перего-вариваться запрещается.

Анализ: кто из участников начал счет первым? По-чему новые попытки сры-вались? Какое состояние возникает при этом?

15 мин

Достижение единства дей-ствий в груп-пе

Больше-меньше

Откры- тое и ис- креннее общение

Группа разбивается на пары. Тренер: Пожалуйс-та, расспросите друг у друга о том, устраивает ли каждого количество близких друзей и качес-тво общения с ними. Пос-тарайтесь узнать о парт-нере, не хотелось бы ему расширить или сузить круг близких людей, с ко-торыми он общается. Те-перь расскажите, что вы узнали о партнере.

45 мин

Доверитель- ная атмосфе-ра общения

Зеркало

Дать уча- стнику тренинга почувст- вовать, что он – индиви- дуально- сть

Участники разбиваются на пары лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленное дви-жение руками, головой, всем телом. Задача дру-гого – в точности копи-ровать все движения на-парника, быть его «зерка-льным отражением». «Зе-ркало» имеет право то-лько объективно «отра-жать», не больше. От него требуется точность, какая

-либо самостоятельность. В каждой паре участники самостоятельно подбира-ют нужную сложность движений и их темп.

Следующий этап – смена «зеркала» в паре. Освоив навыки двигательного по-дражания, участники мо-гут попробовать свои си-лы в более сложной игре: задача та же, но роли «отражения» и «оригина-ла» – ведомого и лидера – не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремя-тся двигаться в унисон.

Анализ: кто является ли-дером в паре? Какая связь трудностей в достижении двигательного согласия с наличием отношений ме-жду участниками?

20 мин

Помогает осознать свою инди- видуальность и способству- ет скорейшей адаптации

Я не бо- юсь, хотя многие этого боятся

Развитие уверенно- сти в ме- жличнос- тных от- ношениях

Тренер говорит о необ-ходимости обнаружить в себе «зоны смелости» и найти такие действия, со- вершать которые нестра-шно, хотя многие люди этого боятся. Задача каж-дого участника – произ-нести 3 подобные фразы. Если группа долго мол-чит, то первым начинает тренер. Тренер активно подкрепляет высказыва- ния каждого. Идет обсуж-дение.

20 мин

Раскрепо- щенное об-щение

Цифры

Развитие внутрин-туитив-ных ка-честв лич-ности, возмож-ности предуга-дывать, чувство-вать дейс-твия, сос-тояния других людей

Я называю число. В этот момент в группе встает со стульев названное ко-личество участников. Уп-ражнение проводится до тех пор, пока названное число и количество под-нявшихся участников не совпадет.

15 мин

Достижение взаимопони- мания

Подража- ние

Показать значение подража- ния по позе и «отзерка- ливания» для соз-дания благоп- риятной атмо-сферы общения

Участники тренинга раз-биваются на пары. Пер-вые номера начинают рассказывать вторым о том, как они провели вчерашний день (выход- ные, каникулы и т.д.). У слушающих задание – в течение первых трех минут принять позу, под- ражающую позе рассказ-чика, и «отзеркаливать» его жесты. Затем принять произвольную позу (за исключением позы вни-мания) и перестать «отзе-ркаливать» партнера. Участники меняются ро-лями.

20 мин


Меняю- тся те, кто…

Создание благоп- риятной эмоцио- нальной атмос- феры принятия и довери- тельнос- ти в об-щении

Группа сидит в кругу. Ру-ководитель группы стоит в центре круга, т.к. для него нет свободного сту-ла. Он – водящий. Водя-щий должен объявить, кто будет меняться мес-тами. Все, обладающие данным свойством, долж-ны встать со своего места и поменяться местами. Водящий в это время должен успеть занять чье-то временно освобо-дившееся место. Участ-ник, который остался без стула, становится водя-щим.

15 мин

Комфортная эмоциональ- ная атмосфе- ра

Машина

времени

Развитие

умений,

активиза-ции зри-тельского

воображе-ния

Задание получают один

за другим каждый член

команды. Ему придется,

выйдя перед группой на воображаемую сцену, рассказать товарищам о том, как он добрался се-годня на тренинг, о пос-леднем походе в театр или о вечеринке. Рассказ должен быть достаточно подробным. Главная осо-бенность игры: весь рас-сказ должен идти в нап-равлении обратном ходу времени. То есть дейст-вие идет вспять!

20 мин.

Развитие и детализация зрительного воображения

Психоло- гическая дистан-ция

Помочь участни- кам тре- нинга сформи- ровать и закрепить навыки самоана- лиза про- цессов общения с целью самопоз- нания и эффектив- ной ком- муника- ции

Ведущий выходит из комнаты. Во время его отсутствия группа распе- деляется на три колонны. В первой стоят те, кто считает себя наиболее психологически близким ведущему человеком. Вторую колонну составят те, кто чувствует, что находится от ведущего на средней психологической дистанции. В 3 группе те, кто считает себя достато- чно далеким от ведущего. Каждый участник запо-минает свое место. Веду-щий возвращается в ком-нату, и выстраивает учас-тников так, как они, по его мнению, стояли в колоннах «близости». Идет обсуждение.

20 мин

Сплочение участников тренинга

Выбор

Разминка

Все рассаживаются в круг. По команде ведуще- го каждый из участников должен указать на одного из своих товарищей по группе – допустим, на то-го, с кем он хотел бы сос-тавить пару в какой-то другой игре. Цель игра-ющих – добиться в одной из таких попыток такого выбора, при котором группа распалась бы на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Наиболее драматично протекает игра в тех случаях, когда число уча-стников нечетное, и кто-то из них заведомо дол-жен остаться без пары. При проведении требу-ется высокий уровень ве-дущего.

20 мин

Снятие шаб- лонов и при-вычных сте- реотипов об- щения

Разжать кулаки

Отрабо- тать при-ем, кото-рый поз-воляет добиться откровен- ности со- беседника

Участники работают в парах. Один принимает позу напряженности и недоверия (руки скре-щены на груди). Второй пробует применить при-ем, снимающий это сос-тояние. Упражнение счи-тается выполненным, ес-ли у напряженного собе-седника возникло жела- ние разжать руки и по-говорить

15 мин

Раскрепоще-ние участни-ков, снятие напряжения

Люби- мое – Не-любимое

Узнать друг дру- га ближе, тем са- мым спо- собствуя адапта- участни- ков тре-нинга друг к друг

Каждый участник полу-чает лист бумаги, и делит лист на 2 колонки. Спра-ва пишется «Любимое», слева – «Нелюбимое». Приблизительный перечень:

— имя

— вид спорта

— время года

— животное

— фрукт

— муз. группа

— певец/певица

— книга

— писатель и т.д.

Установка:

По команде «Начали!» вы будете передвигаться по комнате, подходить к другому человеку и чи- тать, что написано у него на листочке. Когда вы прочитали сами, не спе-шите уйти, дайте возмо-жность прочитать друго-му ваш листочек. Не ставьте перед собой цель прочитать быстро, а чита-йте внимательно. Читайте молча, не задавая друг другу вопросов.
Команда «Начали!». По команде «Стоп!» остано-витесь там, где вы стоите, закройте глаза и пред-ставьте себе образ того человека, который вам больше всего запомнил-ся, с которым вы хотели бы пообщаться и задать ему свои вопросы.

Пауза. После паузы тре- нер говорит участникам открыть глаза, подойти к этому человеку, взять его за руку и сесть вместе с ним и пообщаться. На общение отводится 5-7 минут.

Анализ: кто хочет поде-литься своими чувствами, впечатлениями, пережи-ваниями, которые он ис-пытал в течение этой игры? Что дала вам эта игра?

30 мин

Помогает лу-чшей адап-тации и сбли-жает участ-ников

Подведение итогов третьего дня

Участники тренинга встают в общий круг. Каждый благодарит за проведенное время, выражает свои чувства, эмоции. Затем каждый участник отвечает на вопросы, возникающие у других членов группы. Активно в обсуждение включается и сам тренер.
Четвертый день

Название упраж- нения

Цель упраж- нения

Содержание упражнения

Время

Результат

Приветст- вие

Устано- вить кон- такт с уча-стниками и создать по-ложитель-ную моти-вацию к тренингу

Участники встают в круг. Приветливо смот-рят друг на друга и здороваются. Участни-ки садятся в круг. На-чиная с тренера, каж-дый участник должен завершить фразу: «Ни-кто из вас не знает, что я …(или у меня…)»

20 мин

Положитель- ная атмосфера общения

Встаньте в круг

Закрепле- ние навы-ков само- анализа

Соберитесь тесной куч-кой. Когда я скажу «начали», вы закроете глаза и начнете дви-гаться в любую сторо-ну хаотично, стараясь при этом ни на кого не наступить. При этом вы будете жужжать, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время я хлопну в ла-доши. Вы должны мгно-венно замолчать и зас-тыть в том месте и в той позе, где вас застал сиг-нал. Не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, попробуйте вы-строиться в круг. Это должно происходить в полной тишине, иначе вам не удастся почув-ствовать ни людей, сто-ящих рядом, ни той со-вершенной фигуры, ка-кой является круг. Ваш «круг» может оказаться с толстыми углами. Когда все участники игры займут свои места и остановятся, я хлопну в ладоши трижды, вы откроете глаза и пос-мотрите, какую фигуру вам удалось создать.

15 мин

Самораскры- тие личности участников

Во поле березка

Разминка

Участники встают в круг и вместе с ведущим поют куплет из песни «Во поле березка стояла». Затем ведущий предлагает за-менить все слова в куп-лете определенными движениями и сопро-вождать ими пение. За-тем задание усложня-ется: участники молча и одновременно должны исполнить песню, опе-рируя выученными дви-жениями

10 мин

Развитие ко-ординации дви-жений, созда-ние атмосферы солидарности и понимания ме-жду участника-ми

Три дви- жения

Развитие логики мышле- ния и де- йствия в игровой ситуации, раздви- жение границ креатив- ности

Группа разбивается на пары. Участник предла-гает для своего партне-ра 3 не связанных меж-ду собой логически дви-жения. Задание состоит в том, чтобы в течение 5-7 мин эти разрознен-ные движения соеди-нить в связной рассказ. Порядок действий нель-зя менять.

30 мин

Раскрепощен- ность в обще-нии

Ласковое слово




Разделитесь на пары. Ваша задача состоит в том, чтобы сказать друг другу ласковые слова.

Задумайтесь, в каких случаях вы делаете это чаще? Когда вам что-то требуется и вы обра-щаетесь с просьбой к этому человеку? Или когда у вас хорошее настроение? Часто ли вы делаете это? Если нет, то почему? Что мешает вам проявлять теплые чувства по от-ношению к людям? Что вы испытываете, когда называете людей ласко-выми именами? А лю-ди, к которым вы так обращаетесь, как они реагируют на ваше лас-ковое обращение?

20 мин

Создание до-верительной об-становки обще-ния

Общий рассказ

Разминка

Все сидят в кругу. Один начинает рассказ на какую-либо тему (нап-ример, детектив), но произносит только пер-вое предложение. Рядом сидящий участник прои-зносит второе и т.д.

15 мин

Создание по-ложительной эмоциональной обстановки

Театр Кабуки

Повысить тонус группы и сплотить участников

Участники делятся на 2 команды. Команды до-говариваются, кого бу-дут изображать: прин-цессу, дракона или са-мурая. Ведущий пока-зывает командам харак-терные движения для принцессы, дракона, са-мурая. Принцесса: ко-кетливо делает реве-ранс; дракон: с устра-шающим видом, подни-мая руки вверх, шагает вперед; самурай: делает движение взмаха саб-лей. После того, как команды выбрали себе роль, ведущий сообща-ет: «Принцесса очаро-вывает самурая. Саму-рай убивает дракона. Дракон съедает прин-цессу». Затем команды выстраиваются в 2 ше-ренги друг напротив друга и по команде ведущего характерным движением показыва-ют роль, которую выб-рали. По одному очку получает команда, чья роль оказывается наи-более выгодной. Нап-ример: Принцесса и са-мурай (1 очко получает принцесса, потому что она его очаровывает). Самурай и дракон (1 очко получает самурай, потому что убивает дракона). Дракон и принцесса (1 очко по-лучает дракон, потому что он съедает прин-цессу). Если команды показывают одинако-вые роли, никто не получает очка. Побеж-дает та команда, кото-рая набрала больше баллов

20 мин

Снятие напря-женности, раз-витие умения общаться в группе, прис-лушиваться к мнению окру-жающих

Уступки

Познание себя при помощи группы

Участники делятся на пары. Вам предлагается обсудить ваши сокро-венные мечты. У каж-дого есть своя мечта – далекая, близкая, реа-льная или неосуще-ствимая. Давайте поде-лимся своими мечтами друг с другом… А сейчас неплохо было бы поразмышлять вслух: чем каждый из вас мог бы помочь в осуще-ствлении заветной меч-ты. Что бы вы могли друг другу уступить, по-дарить, отдать? Иногда бывает существенно по-мочь даже хорошим со-ветом. Попробуйте по-говорить на эту тему. Чувствовали ли вы ино-гда, что дарить подарки приятней, чем получать их? Поделитесь своими впечатлениями.

20 мин

Раскрытие новых сторон личности

Смеяться запрещает- ся

Успокое- ние воз- бужденной группы, создание сосредо-точенного и радотно- го настро- ения

Тренер: «Сядьте, пожа-луйста, широким кру-гом. Кто-то один вста-нет посередине и будет водить. Его задача сос-тоит в том, чтобы выб-рать кого-нибудь из си-дящих и заставить его заговорить или улыб-нуться. Для достиже-ния своей цели он может пробовать все, что угодно, однако он не должен ни до кого дотрагиваться и не име-ет права говорить. Те, кто сидит в кругу, не должны отворачиваться или закрывать глаза».

Каждый водит не более 1-2 минут. Если за это время водящий не су-меет рассмешить или заставить заговорить ко-го-либо, то с тем же уча-стником могут попро-бовать свои силы еще 1-2 водящих. Если же во-дящий добивается ус-пеха, он меняется мес-тами с тем, кого заста-вил улыбнуться или за-говорить.

20 мин

Положитель- ная атмосфера общения

Тепловое кольцо

Развитие умений эмоцио- льного сопере- живания с помощью неверба- лики

Группа садится кругом, взявшись за руки. Ве-дущий: «Закройте глаза, вытяните руки к цент-ру, как цветок. Сильно напрячь, вытянуть ру-ки. Подержать их нем-ного. Затем медленно опустите руки, не раз-жимая их. Откиньтесь на стуле, расслабьтесь, опустите плечи, поста-райтесь ощутить тепло своего соседа через ла-донь и, умножив его, вложив свой запас, пе-редать через свою пра-вую руку дальше. Пере-даем наше тепло по кругу, с каждым разом все увеличивая. Все мы чувствуем единое коль-цо».

20 мин

Расслабление, сплочение, адаптация

Хождение по бумаге

Разминка

Участники тренинга де-лятся на 2 команды. У каждой команды по 2 листка бумаги. Можно наступать только на ли-сток бумаги, поэтому надо вставать двумя ногами на 1 листок, ле-жащий впереди, а вто-рой класть перед собой. И так до намеченного места и обратно. Кома-нды соревнуются од-новременно.

20 мин

Расслабление, сплочение, адаптация

Мои цен- ности

Развитие навыков общения, выясне- ние цен- ностных ориента- ций учас- тников тренинга

Ведущий/тренер пред-лагает инструкцию: «Представьте себе, что вы находитесь в сок-ровищнице. Но в сун-дуках здесь хранится не золото и не драгоцен-ные камни. Сюда каж-дый может положить то, что ему особенно доро-го в жизни. Это может быть новый плеер, дру-жба с каким-то парнем или девушкой, мамина любовь, помощь всем нуждающимся, радость видеть благодарных те-бе людей или что-то еще. Запишите на карто-чках все, что вам доро-го, и распределите их по сундукам своей сокро-вищницы. Самый боль-шой сундук – для са-мого дорогого. Сунду-ки размером поменьше – для менее дорогих вещей.»

На плакате должны быть подготовлены ка-рмашки в виде сун-дуков разных размеров. Туда участники поме-щают свои карточки.

Затем следует об-щее обсуждение.

30 мин

Осмысление участниками тренинга цен-ностей своей жизни

Пройти по узкой дорожке

Адапта- ция учас- тников при помо-щи разви- тия чувст- ва едине-ния и че-рез проя- вление творчест- ва

Из двух веревочек де-лается коридор шири-ной в две ступени. Груп-па выстраивается пара-ми у начала этой доро-жки и предлагается про-йти по коридору, не ка-саясь друг друга, но вместе. Затем коридор сужается, и задание пов-торяется. Коридор опять сужается, задание пов-торяется. Вариант – мо-жно пройти навстречу друг другу. Тренер от-мечает, кто стремится к лидерству и т.д. После упражнения в кругу уча-стники тренинга с веду-щим анализируют его.

40 мин

Сближает уча-стников груп-пы и адапти-рует их в бы-стро изменя-ющихся усло-виях

Давайте похлопаем

Помочь участни- кам тре- нинга по-ближе по-знакоми-ться друг с другом, почувс- твовать себя уве-реннее в новом ко-ллективе

Ведущий задает участникам тренинга различ-ные вопросы, в т.ч. и шуточные.

Например: «Кто когда-нибудь дома делал мороженое?», «Кто хотя бы раз в жизни спасал кошку или собаку?», «Кто хотя бы раз в жизни сам зашивал себе дырку?» и т.д. Те участники тренинга, которые отвечают на вопрос утвердительно, встают, а остальные игроки громко им аплодируют. Необходимо, чтобы ка-ждый участник встал хотя бы один раз. Мож-но предложить участникам тренинга самим придумывать вопросы.

30 мин

Участники тре-нинга будут непринужден-но общаться

Свобод- ный отчет членов группы

Подведе- ние ито-гов

Расскажите о том, что показалось вам самым важным, интересным или полезным за сего-дняшний день. Свой рассказ закончите опи-санием «здесь и сей-час».

15 мин

Завершение тренингового дня

Подведение итогов четвертого дня

Участники тренинга встают в общий круг. Каждый благодарит за проведенное время, выражает свои чувства, эмоции. Затем каждый участник отвечает на вопросы, возникающие у других членов группы. Активно в обсуждение включается и сам тренер.
Пятый день

Название упражнения

Цель упраж- нения

Содержание упражнения

Время

Результат

Приветствие «Олени»

Поприве- тствовать друг друга

Участники образуют 2 круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спрашива-ет: «Вы когда-ни-будь видели, как здо-роваются олени? А хотите узнать, как они это делают?» Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, за-тем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приве-тствия нужно пото-пать ногами. После этого внешний круг смещается на 1 че-ловека, и церемония повторяется. Перед-вижение продолжа-ется до тех пор, пока все участники не поздороваются друг с другом и не займут исходное положение.

10 мин

Участники тренинга приветству-ют друг друга

Коленки

Разминка

Группа садится в тесный круг, сдвинув стулья ближе друг к другу. Каждый учас-тник кладет руки на коленки соседям. Правая рука оказы-вается на левой ко-ленке соседа справа. На собственных ко-ленках у каждого участника оказыва-ются руки его сосе-дей по кругу. На левой коленке — правая рука соседа слева, а на правой — левая рука соседа справа. Игра заклю-чается в том, чтобы руки хлопали по коленкам последо-вательно, не обгоняя друг друга. Нужно внимательно следи-ть, когда очередь дойдет о собствен-ной руки, а не до собственной колен-ки. Игра требует пос-тоянной сосредото-ченности. Как толь-ко сосредоточенно-сть падает участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает ру-ку, которой была со-вершена ошибка. Чтобы варьировать темп хлопанья, игра ведется под музыка-льный аккомпане-мент.

10 мин

Активизация, «разог-рев» членов группы, создание определен-ного эмоци-онального настроения

Покажи

Раскрытие творческих способнос-тей участни-ков, организация взаимодействия внутри группы,

Необходимо изобра-зить, используя всех участников команды:

• оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон;

• болельщиков, команда которых проигрывает, зрителей, смотрящих крутой боевик, людей в очереди за колбасой, пациентов из палаты перед операцией;

• крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц;

• Пизанскую башню. Китайскую стену. Кремль, мост над Темзой;

• картину «Медведи в сосновом бору», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный убивает своего сына» и т.п.

20 мин

Раскрытие индивидуа-льности каждого участника, развитие умения работать в команде

Комплимен- ты по кругу

Повышение взаимопони- мания

Участники стоят в кругу и берутся за руки. Один из учас-тников входит в круг и идет по часовой стрелке, каждому го-воря комплименты.

20 мин

Положительная эмоци-ональная атмосфера

Слепой и поводырь

Дать возмо-жность выра-зить участни- кам группы свои чувства через Я-выс-казывание

Упражнение выпо-лняется в парах. Он из них завязывает /закрывает глаза, а другой получает ин-струкцию: «Представьте себе, что вы общаетесь с незрячим челове-ком. Вы имеете воз-можность в течение 10 мин. Ознакомить его с окружающим миром через такти-льные, слуховые, световые ощущения. Попробуйте сделать это, заново открыв для него мир. Упра-жнение выполняет-ся молча». В паре партнеры выполня-ют обе роли. В кругу участники упражне-ния должны выра-зить свои чувства и переживания через Я-высказывание.

20 мин

Понимание эмоциона-льного состояния другого человека

Путаница

Освоить ак-тивный стиль общения и развить в группе отно-шения парт-нерства

Группа становится в круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а тре-нер соединяет руки играющих таким об-разом, чтобы полу-чилась путаница. В каждой игре игрока должна оказаться ру-ка другого участни-ка. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удален-ных участников. Ко-гда путаница созда-на, группе дается ог-раниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторо-жностью, отнесясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непроду-манными движени-ями и действиями.

20 мин

Сплочение группы

Футболка с надписью

Обучение способности высказывать свою точку зрения

Психолог говорит о том, что всякий че-ловек «подает» себя другим. Участникам тренинга предлагае-тся в течение 5-7 минут придумать и записать надпись на своей футболке. Ва-жно, чтобы она гово-рила о жизненном кредо участника. По-сле выполнения каж-дый зачитывает свою запись. Идет обсуж-дение.

20 мин

Доверительная и отк-рытая атмо-сфера в группе

Ассоциации

Активиза- ция и рас- ширение ассоцив- ного мы-шления

Для игры нужен доб-роволец, который го-тов на несколько ми-нут оставить нас, вы-йдя из комнаты. За время его отсутствия остальные игроки выберут среди учас-тников человека. Ве-рнувшись, он должен будет задать группе самые разные вопро-сы с тем, чтобы с 3 попыток угадать уча-стника. Вопросы до-лжны быть необы-чные. Они не будут касаться возраста, цвета глаз или те-лосложения. Все во-просы будут ассо-циативно связывать загаданного игрока с самыми различными понятиями.

Вопросы могут быть такими:

— На какой цветок похож загаданный человек?

— С каким временем года он ассоциируется?

— Если он — музыкальный ритм, то какой?

— На какое животное он похож?

— Он – «да», «нет» или

«быть может» ?

— С каким стилем одежды его можно сравнить?

На каждый вопрос могут отвечать все члены группы. В ре-зультате ведущий получает целый на-бор разнообразных ответов-ассоциаций, проанализировав которые, он сможет назвать имя уча-стника

30 мин

Метафори-ческая обра-тная связь, помогаю-щая понять, как тебя восприни-мают окру-жающие

Человек- цифра

Развить спо-собность по визуализации образа

Участники должны распределиться та-ким образом, чтобы дистанция между ни-ми была не менее 1,5м. Тренер назы-вает цифры от 1 до 9. каждый участник до-лжен изобразить с помощью тела назы-ваемые цифры в лю-бом положении: си-дя, стоя, лежа… Гла-вное – добиться мак-симально точного зрительного соотве-тствия между ма-тематическим обра-зом и позицией тела. Следующий этап проходит в парах и дается двузначное число. Для трехз-начных чисел группа распределяется по тройкам.

20 мин

Участники проявят се-бя творчес-ки

Маяк

Расслаб- ление

Займите удобное по-ложение, закройте глаза, войдите в рас-слабленное, воспри-имчивое состояние сознания. Представь-те маленький скалис-тый остров вдали от земли. На вершине острова возвышает-ся маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скали-стом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, пос-тоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верх-него этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду по-сылаете мощный пу-чок света, служащий ориентиром для су-дов. Помните о той энергетической сис-теме, которая подде-рживает постоянство вашего светового лу-ча, скользящего по океану, предупреж-дающего мореплава-телей о мелях и явля-ющегося символом безопасности для людей на берегу.

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в се-бе – света, который никогда не гаснет.

15 мин.

Участники расслабля-ются, отды-хают.

Четыре слова

Создать активную творчес- кую атмо- сферу

Участники разбива-ются на пары. Каж-дой паре дается 4 слова, не связанных между собой логиче-ски. Игра заключа-ется в том, чтобы придумать и пока-зать этюд, объединя-ющий эти слова в том же порядке, в ло-гически связное де-йствие с конфлик-том. Также данное задание выполняется и тройками.

20 мин

Позитивный настрой в группе

Не дыши в затылок

Дать воз-можность посмот- реть на себя со стороны

Один доброволец становится посере-дине комнаты. Перед ним – два участника тренинга, которые будут выполнять роль «зеркала». Уча-стник закрывает гла-за, а в это время за его спиной появяе-тся кто-то из груп-пы. Он-то и будет «дышать в затылок», попросту говоря – действовать за спи-ной нашего веду-щего. Участник дол-жен смотреть на «зеркало», а 2 актера будут мимически и пантомимически изображать человека, находящегося поза-ди, — что его харак-теризует, как он выг-лядит, что он делает в данную минуту… Если они работают успешно и тайный игрок опознан, то на роль ведущего приг-лашается следующий участник. В случае ошибки ведущий вправе заменить од-ного из «зеркал», то-гда на освободив-шееся место заступа-ет бывший тайный игрок.

30 мин

Познание себя

Найди пару

Развитие умений эмоцио- нального сопере- живания

Участники, разбив-шись по парам, молча рассматрива-ют и запоминают друг друга. Затем расходятся и с зак-рытыми глазами пе-редвигаются по ком-нате, совершено по-теряв связь с парт-нером.

Ведущий: «Найдите своего партнера, не говоря ни слова». Участники дотраги-ваются друг до дру-га, стараясь отыс-кать своего парт-нера. Когда счита-ют, что нашли его, открывают глаза и проверяют это. За-тем меняются парт-нерами и повторяют действие.

Варианты:

А) партнер с зак-рытыми глазами знакомится с други-ми, а затем находит его также с закры-тыми глазами

Б) каждый, сидя на своем месте, и мол-ча, выбирает себе пару. Все закрывают глаза, встают и на-ходят себе пару. От-крыть глаза можно только после коман-ды тренера.

Анализ: все ли ока-зались в паре с теми, кого выбрали?

30 мин

Установле-ние эмоци-ональных контактов

Изобрази животное

Изобразить животное

Участник тренинга должен изобразить животное, которое ему назовут, – пе-тух, котенок, собака и т.д. Следующих подростков можно уже самостоятельно показывать какое-то животное. Так появ-ляется медведь, змея, воробей, суслик, баран и т.д.

30 мин

Возмож-ность само-выражения

Зеркало

Развить эмпати- ческие возмож- ности участни- ков тре-ниинга

Упражнение выпол-няется в парах. Учас-тник под первым но-мером получает зада-ние рассказать парт-неру о своем люби-мом виде отдыха и убедить собеседника в несомненных преи-муществах этого ви-да отдыха перед дру-гими. Участник под 2 номером должен посылать своему со-беседнику постоян-ные невербальные сигналы о том, что тема разговора ему неинтересна, все до-воды говорящего не-логичны, слабы и не-эффективны. Он из-бегает зрительного контакта с говоря-щим, демонстрирует закрытые позы, руки постоянно заняты – теребят волосы и края одежды, стря-хивают с нее вор-синки…

Затем роли меняю-тся. Убеждать своего партнера придется участнику под номе-ром 2. Первый же игрок получает от тренера инструкцию пользоваться неве-рбальными сигнала-ми позитивного слу-шания: качать в знак согласия головой, поддакивать, подать корпус вперед – к говорящему, следить за тем, чтобы не ис-пользовались закры-тые позы.

Идет обсуждение.

30 мин

Непринужден- ное общение

Горячий стул

Увеличе- ние про- дуктив- ности об- щения, оказание межлич- ностного влияния

Участник садится на стул в центре тре-нингового круга, и каждый участник тренинга по очереди говорит, какую ас-социацию тот вызы-вает, или говорит ему то, что считает нужным и возмо-жным. Тренер мо-жет получить инфо-рмацию, как группа относится к его ра-боте.

20 мин

Участники получают взаимную обратную связь

Необитаемый остров

Диагностика взаимоотно-шений, выяв-ление лиде-ров, прояв-ление лично-стных ка-честв участ-ников.

Группе дается зада-ние представить, что они попали на нео-битаемый остров. Им необходимо выжить, имея минимум пред-метов, также необхо-димо придумать наз-вание острова, девиз, выбрать лидера, пре-дставить жизненную задачу острова.

Рисуют на ватмане.

30 мин

Командная сплоченно-сть, осозна-ние себя ча-стью колле-ктива.

Свеча

Закрепление дружеских отношений между члена-ми группы

Ведущий держит в руках зажженную свечу и сообщает участникам: «Наши занятия подошли к концу и мы рас-стаемся. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли по-делиться с группой своими переживани-ями? Или есть конк-ретный участник, мнение которого о себе вы хотели бы узнать?

У вас есть этот шанс сейчас. Сделайте то, что вы не успели сделать на преды-дущих занятиях. Не откладывайте свое решение на завтра. Действуйте здесь и теперь». Каждый участник делится своими впечатлени-ями о тренинге, мне-ниями, пожелания-ми, замечаниями, де-ржа в руках пере-даваемую по кругу свечу.

10 мин

Непринуж-денное общение

Подведение итогов пятого дня

Тренер просит всех участников тренинга встать в круг. Тренер беседует с участниками о прошедшем занятии. Просит высказать свое мнение, пожелания, замечания. Благодарит всех за прожитый день, напоминает о следующей встрече. Прощается со всеми.
Литература

Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников. – М.: Академия, 2002. – 208с.

Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 170с.

Вачков И.В. Некоторые секреты тренинговой работы // Школьные технологии. – 2001. — №4. – С. 201 – 213

Вачков И.В. Психологические игры и упражнения для ведущего тренингов // Школьные технологии. – 2002. — №1. – С. 210-217

Калмыков А.А. Адаптационные возможности человека // Вестник экологического образования. – 2001. — №4. – с. 3-6

Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Академия, 2001. – 256с.

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: Когито-Центр, 2001. – 251с.

Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности. – Ереван: Изд-во АН АРМ ССР, 1988. – 263с.

Синамати А.М. Тренинг – это маленькая жизнь. – СПб.: Речь, 2005. – 80с.

Толочек В.А. Парадоксы и психологические механизмы адаптации субъекта к социальной среде // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2006. — №3. – с. 183-193.

Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 168с.

Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. – М.: Академический проект, 2002. – 256с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.