Реферат по предмету "Психология"


Агрессивное поведение в подростковом возрасте

Введение
Актуальность исследованияагрессивности человека определяется насущными проблемами общественной жизни. Всовременном обществе существует множество факторов, так или иначе, влияющих напсихику человека. Например, экономические: рост безработицы, отсутствиестабильного дохода. Также стоит учитывать политические факторы: расстановкаполитических сил, денежно-кредитнаясистема. Наконец, есть и социальные детерминанты агрессивного поведениячеловека. Именно им будет уделено особое внимание в данной работе. Почему желюди склонны проявлять агрессию в проблемных ситуациях? В чем заключаетсяприрода агрессии?
Возможно, ответ на этотвопрос стоит искать в рамках возрастной психологии. А именно, где находится таточка отсчета, тот возраст, с момента наступления которого, человек начинаетпроявлять агрессию. Американский психолог Э.Эриксон «Детство и общество», всозданной им возрастной периодизации, говорит о том, что на стадии «Автономиипротив стыда» (около 1-3 года) ребенок уже может проявлять агрессию. Не решаякризис 1 года, из-за определенных факторов ( например, гиппоопека) ребенок неможет сформировать собственную «автономию», или, иными словами, залог чувствасправедливости и принятия моральных ценностей. Значит, он начинает стыдиться,или по Эриксону обращать свой гнев на себя самого. Это и есть первыепроявления, так называемой аутоагрессии, объект которой сам человек.Естественно, этот объект со временем может измениться, и ребенок начнетпроявлять агрессию уже по отношению к окружающим.
Однако так ли это длякаждого человека или существуют какие-либо различия? К. Лоренц в труде«агрессия», на основании этологического подхода, указывал на различия вагрессивном поведении животных. Организм постоянно накапливает биологическиактивные вещества, или гормоны. Безусловно, уровень гормонов у каждогоорганизма незначительно, но различается. Когда этот уровень доходит пороговойотметки, животное осуществляет свою инстинктивную программу. Значит, агрессия уживотных относится к инстинктивному поведению, роль которого, в большинстве случаев,- сохранение вида. Как же происходит проявление агрессии у человека? С точкизрения этологического подхода для агрессивного акта необходим определенныйуровень гормонов. В подростковом возрасте в кровь человека начинает поступатьогромное количество гормонов роста и половых гормонов. Многие авторы называютподростковый возраст «гормональной бурей». Гиперфункция гипотоламо-гипофизарнойи эндокринной системы обеспечивает, прежде всего, конституциональное ифизиологическое развитие человека.
Значит, гормонов ворганизме подростка предостаточно, но по К.Лоренцу необходим какой-либо внешнийстимул. У животного это может быть, например, запах хищника. Естественно, дваэтих фактора обратно пропорциональны: чем ниже уровень «гормональной энергии»,тем более сильный стимул требуется, чтобы вызвать агрессивную реакцию, инаоборот. Если уровень энергии становится слишком высоким и не высвобождается спомощью внешнего стимула, происходит переполнение, что приводит к спонтаннойагрессии. Но в отличие от животного человек может контролировать своиинстинктивные импульсы.
Например, в теориисоциального научения А.Бандуры(1973) большая роль отводится способности ксаморегуляции. Организуя побудительные мотивы, поступающие от внешнегоокружения, генерируя когнитивные средства поддержки, оценивая последствиясобственных поступков, люди способны до некоторой степени осуществлять контрольнад собственным поведением. Можно с уверенностью сказать, что функциисаморегуляции создаются и время от времени поддерживаются внешними влияниями. Нотот факт, что они имеют внешнее происхождение, не отрицает того, что, будучиоднажды сформированными, функции саморегуляции частично определяют совершениетех или иных поступков. Однако стоит предположить, что в подростковом возрастечеловек не до конца может отдавать отчет о своих действиях. Иначе как объяснитьтакое количество преступлений, совершаемых подростками.
По статистике МВДРоссии(http://www.mvd.ru/files), ежемесячно несовершеннолетние совершают 80-90тысяч преступлений разного характера! Около 15% этих преступлений попадают подкатегорию насильственных (убийство, изнасилование, разбой). 5% преступленийсчитаются тяжкими и особо тяжкими. Произведя нехитрые расчеты, получается, чтотолько по официальной статистике несовершеннолетние совершают более миллионапреступлений, а 150 тысяч из них с применением насилия (цифры могут бытьпреувеличены, т.к одному лицу может быть приписано несколько противоправныхдеяний). Может агрессия характерна только для подростков, попавших внежелательное социальное окружение?
Однако Ю.В.Гущин вработе «Агрессия и преступность подростков» показал, что уровень агрессии ввыборке подростков-правонарушителей не больше, чем в выборке социальноадаптированных подростков. Значит, агрессивность, в той или иной степени,характерна для каждого подростка. И только некоторые подростки реализуют своиагрессивные импульсы через преступную деятельность. Итак, возможно вподростковом возрасте ребенок не может до конца справиться со своими чувствамии переживаниями, в особенности с негативными. Это обусловлено какфизиологически: резкая смена настроения из-за недостаточной уравновешенностинервных процессов(большое влияние гормонов), так и социально: не до концасформированная система ценностей; неизвестные, новые жизненные ситуации, вкоторых нет определенной программы к действию. Вследствие всех этих причин,может возникнуть состояние фрустрации. Ведь многие психологи считают, чтораскрыв связь «фрустрация-агрессия», можно выяснить всю природу агрессивногоповедения человека.
Ещё в 1908 году МакДугалл(McDougall) высказал предположение, что агрессия формируется неосознанно. Еёроль – устранить препятствия на пути к достижению различных биологическихпотребностей. Это была ранняя версия гипотезы «фрустрация—агрессия» — теории отом, что агрессия является автоматическим ответом на любое блокированиецеленаправленного поведения.
Затем в 1939 годуД.Доллард в книге«Фрустрация и агрессия» продолжил эту мысль. Он утверждал, что агрессия – этоповеденческая реакция, которую индивид может проявить в проблемной для негоситуации. Т.е речь идет о ситуативном подходе. Но агрессия всегда являетсяследствием фрустрации. У человека возникает психологическое состояниефрустрации, возникающее как результат нервного расстройства на основеневозможности удовлетворения потребности. Естественно, желая выйти из этогоположения, человек проявляет агрессию, как средство выхода из фрустрации. Вотношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора: а).Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели; Б).Сила препятствия на пути достижения цели; В). Количества последовательных фрустраций.
Т.е.,чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствиеи чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок кагрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их силаможет быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.
Однакочеловек не обязательно будет проявлять агрессию по отношению к объекту,вызвавшим фрустрацию. По мнению Долларда агрессия может «смещаться» на другойобъект. Прежде всего, это связано со страхом наказания, который субъектиспытывает перед фрустратором. Например, директор фирмы утром не смог завестисвой автомобиль и ему пришлось добираться в офис на метро. Недовольный этимфактом, он, придя на работу, первым делом вымещает злобу на подчиненных. Подчиненныене могут ответить начальнику в том же тоне, т.к боятся потерять работу.Следовательно, они «смещают» агрессию, и могут грубить клиентам, членам семьи.Эти лица ассоциируется у индивида с наименьшим наказанием, перед ними ончувствует себя в безопасности, а значит «имеет право» совершить агрессивныйакт.
Затем,Л. Берковиц немного скорректировал гипотезу о фрустрации в агрессивномповедении. По его мнению, не только фрустрация может предшествовать агрессии.Боль, жара, другие неприятные переживания также могут быть причиной негативныхчувств человека. Именно негативные чувства, а не фрустрация, лежат в основе«эмоциональной» агрессии. Т.е согласно переформулированной теории, неприятныечувства могут привести, а могут и не привести к открытому агрессивномуповедению, все зависит от ряда факторов — человеческих и связанных с ситуацией.Такими факторами могут быть, как биологические (общее нервное возбуждениеорганизма), так и социальные (неблагополучная социальная среда). Как же именноближайшее социальное окружение человека влияет на его поведение? Об этомповествует социальное направление в исследовании поведения.
Пожалуй,самой известной психологической теорией агрессии является теория социальногонаучения А.Бандуры(1973). Согласно данной модели ближайшее социальное окружениеребенка формирует у него мотивацию к агрессии. Делает она это черезвознаграждения, которые могут поступать напрямую или косвенно. Например, ученикначальных классов рассказывает отцу, как сегодня в школе он подрался содноклассником. Отец, в свою очередь, дарит ему различные подарки. Т.е отецпоощряет подобное поведение своего ребенка, руководствуясь, вероятно,определенными социальными стереотипами (о мужской силе, о собственной защите).Также вознаграждения могут поступать косвенно. Чаще всего, это происходит подвоздействием телевидения и кино. Просмотрев видеофильм, в котором главный геройжестоко обращается со своим врагами, а в конце получает вознаграждение в видесчастливой жизни, ребенок понимает, что агрессивное поведение дажеприветствуется обществом (ведь все восхищаются этим киногероем).
А.Бандурадоказал свое предположение в серии экспериментов. В первую очередь, исследовалисьпроцессы, в которых дети начинали имитировать агрессивное поведение. В одномэксперименте детям было продемонстрировано поведение, при котором насилию подвергаласькукла Бобо (надувная в натуральную величину кукла-клоун с красным носом,который «пищит», когда его бьют). Исследователи обнаружили, что если детивидели, как агрессор получает вознаграждение, они с большой вероятностьюимитировали его поведение, когда их самих позднее помещали в комнату с куклойБобо. Однако дети не вели себя подобным образом, если им продемонстрировали,что агрессор был наказан. Но даже в случае наказания модели дети усваивалиуникальные паттерны агрессивного поведения, что было продемонстрировано, когдапозднее экспериментатор предлагал им вознаграждение за имитацию того, что онивидели ранее.
Значит,уже с самого раннего детства ребенок обучается агрессии. В процессе воспитанияродители и учителя могут вознаграждать или препятствовать этому. Также ребенок,наблюдая за другими людьми, усваивает их паттерны поведения, а затем с успехомприменяет их сам. Однако, в отличие от фрустрационной теории, по мнению А.Бандурычеловек может действовать агрессивно, независимо от его эмоциональногосостояния. Например, наемные убийцы получают вознаграждение за свои поступки,но не испытывают гнева или ненависти к своей жертве. В целом, обладать навыкамивладения оружием или боевыми искусствами ещё не значит проявлять агрессию.Однако применение этих навыков ради вознаграждения уже говорит о направленностиагрессивных импульсов на объект. По мнению Е.П.Ильина («психология спорта»)такая схема вполне актуальна в профессиональном спорте. Тренера уже вдетско-юношеских спортивных школах поощряют агрессивное поведение, т.к оноспособствует улучшению результата. А в процессе соревнования спортсмен можетнанести травму сопернику, т.к не смог проконтролировать свои действия.
Такимобразом, теория социального научения, в первую очередь, применима кинструментальной агрессии. Т.е агрессия используется, как средство достиженияцели. Это своеобразный метод достижения успехов, желаний. А культура (западная)поощряет данное поведение, потому что её основной постулаты: «для достиженияцели все средства хороши» или «победителей не судят». В общем, не важно, как тыдостиг успехов, главное, что ты их достиг.
Итак, можно сделатьвывод о том, что существует два основных направления в изучении агрессии. Этобиологическое и социальное. Биологическое направление, прежде всего,рассматривает человека как индивида. У него есть ряд индивидуальныхособенностей в строении тела и нервной системы, а значит, его поведениеобусловлено процессами функционирования систем организма. Конечно, социальноенаправление не может полностью противоречить биологическому. Например, человекначинает употреблять наркотики, всего скорее (есть ещё и генетические факторы),из-за каких-то социальных неудач или под воздействием окружения. Его поведениеизменяется, становится более агрессивным. В этом случае, природа агрессиибиосоциальна. Тем более скорректировать такое поведение с помощьюпсихологических методик или изменения социальной среды не удается. Требуетсямедикаментозное лечение. Таким образом, чтобы максимально полно исследоватьструктуру агрессивного поведения подростка, нужно учитывать как биологическиемеханизмы, так и социальное развитие ребенка.

Глава 1. Причиныагрессии
С какого момента можноутверждать, что ребенок неестественно агрессивный? Возможно, используясовременные методы медицинской диагностики, можно выявить некоторые психическиеотклонения и болезни уже на стадии беременности. Но как быть с агрессивностью?А главное, как отличить нормальное развитие от патологического?
Не секрет, что каждыйчеловек в своей жизни проявлял агрессию. Может быть она обусловленагенетически? Действительно, ученые из Case Western Reserve Universityобнаружили ген, вызывающий агрессию и состояние тревоги. Ген, обнаруженный умышей, есть и у людей. Он был назван Pet-1. При его «деактивации» у мыши, ееагрессия и беспокойство сильно возрастают по сравнению с обычным поведениемживотного. Ученые выяснили, что в мозге мыши Pet-1 активен только в нервныхклетках серотонина. А, как известно, серотонин – это гормон, отвечающий заэмоциональное благосостояние человека. При увеличении серотонина повышаетсянастроение, возникает чувство радости. При его снижении человек реагируеттревогой и страхом. Найденный ген Y-хромосомы (определяющий мужской ползародыша) как раз снижает уровень серотонина, но уровень тестостерона при этомповышается. А если, агрессивность – это ответная реакция на тревогу (уживотного- инстинкт самообороны), то человек с недостатком серотонина в большейстепени будет проявлять агрессию. Но это нельзя назвать болезнью, патологиейили расстройством личности. Более того, отследить количество вырабатываемогосеротонина у ребенка – трудоемкая задача. Значит, несмотря на то, что одни людибольше предрасположены к агрессивности, чем другие, нельзя говорить о том, чтогенетический фактор является определяющим. Потому что все свои биологическиезадатки человек реализует в социальной среде. Один из двух человек содинаковыми генами (имеется ввиду феномен «сверхмужчины» с удвоенной хромосомойХYY) может стать серийным убийцей, а второй гениальным артистом. Поэтому,прежде всего, стоит проследить как индивид проходит процесс социализации.        
По мнению А.И.Кравченко («Культурология») социализация («первичная») начинается в семье илисоциальной группе её заменяющей. Осуществляют этот процесс «агенты»социализации, в семье – это родители, родственники, в детском доме –воспитатели и няни. Они регулярно находятся в контакте с ребенком, осуществляютуход за ним, удовлетворяют его потребности. Целью первичной социализациивыступает формирование у ребенка мотивации на привязанность к обществу (или поЭ.Эриксону «базового доверия к миру»), которая проявляется в доверии к людям, впослушании. Возможно, искать причины чрезмерной агрессивности нужно именно всемье.
Perry и Bussey (1984)рассматривают семьи, в которых чаще вырастают агрессивные дети. Это, преждевсего, неполные семьи. Также семьи, в которых к проявлениям агрессии родителиотносятся безразлично, но основная их воспитательная мера – физическоевоздействие. Т.е даже в благополучной, с социальной точки зрения, семье можетвырасти агрессивный ребенок. Это происходит, потому что родители не могут, неумеют или не хотят воспитывать своего ребенка. Ведь воспитание – этоЦеленаправленное формирование и развитие личности.
А.Е. Личко выделилосновные типы неправильного воспитания, каждый из которых может провоцироватьагрессивное поведение. Первым и, пожалуй, основным из них является гиперопека.В этом случае родители предпочитают авторитарный стиль руководства. Возможно,они действуют так из-за профессиональной деформации, так, например, частогипреопекаемые дети встречаются в семьях военнослужащих. Так же родителиконтролируют каждый шаг ребенка, подавляют его инициативу, принимают за него решения.Их основной лозунг: «Я лучше знаю чего ты хочешь». Последствием такоговоспитания можно считать формирование определенных черт личности. Либо ребенокстановится неуверенным, робким, застенчивым, либо агрессивным. Нас интересуетименно вторая крайность. Агрессия в данном случае выступает в качествестремления к автономии. Уже около трех лет, ребенок старается сформироватьсобственную автономию (т.е понять, что он это именно он, уникальный человек, ане кто-то другой). Следовательно, на гиперопеку он реагирует негативизмом,упрямством. В подростковом же возрасте упрямство и непослушание могут перейти вустойчивые черты личности. Но, всего скорее, ребенок будет использовать ложь,как средство самозащиты (приписывать себе поведение другого или просто покрыватьсвои поступки). Любое же раскрытие лжи приведет к агрессивной вспышке. Такжетакой подросток может использовать агрессию по отношению к слабым ибеззащитным, т.к это дает ему ощущение власти, а для него это чувствоприравнивается к свободе.
Вторым типомнеправильного воспитания является потакающее поведение родителей. Такиеродители разрешают ребенку делать все, что он захочет. Особенности ребенкапревозносятся до небес, он самый лучший в мире. Также удовлетворяются всетребования и капризы ребенка (иногда родители даже занимают в долг, чтобыкупить ребенку нужную ему вещь). Свойственной детской психике эгоцентризмусиливается. Ребенок, уже в подростковом возрасте чувствует себя в центре мире,его требования к окружающим выше, чем к себе. Естественно, ребенок будетпроявлять агрессию, в тех ситуациях, когда его желания не исполняются. Но это,скорее всего, инструментальная агрессия. Она выступает средством к достижениюрезультата, но ребенок не хочет причинять вреда, тем людям, которыеобеспечивают его. Стоит заметить, что в подростковом возрасте у таких детейредко бывают друзья, а значит, они всё-таки стараются изменить свою модельповедения.
Третьим типомнеправильного воспитания является гиппопека. Т.е родители предоставляют ребенкасамому себе, не осуществляют контроля над ним. Значит, личность ребенкаформируется в той среде, в которой он оказывается. Социальные нормы,неосознанно навязываются такому подростку. А если полагаться на теориюсоциального научения, то агрессия будет восприниматься таким ребенком, какнорма. Ведь в подросткоых компаниях, проявить агрессию, значит проявитьсмелость, а значит заработать авторитет. Именно авторитет перед окружающими иявляется главной целью и вознаграждением таких подростков, и неважно, как тыдостиг этого авторитета.
Безусловно, это не всетипы неправильного воспитания. Однако стоит подчеркнуть большое значение роливоспитания ребенка в семье. Только при создании соответствующих условий, учетеособенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов,учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие видыдеятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.Иначе, при неправильном воспитании, ребенок будет вести себя ещё болееагрессивно. Этот факт доказали исследования Лефковица (Lefkowitz 1977). В этихлонгитюдных исследованиях было доказано, что 8ми летние дети, которых родителиприменяли физическое наказание, в юношеском возрасте (через 10 лет) были болееагрессивны, чем их сверстники, родители которых либо не наказывали своих детей,либо объясняли им свои действия. Но почему пик агрессивности приходится именнона подростково-юношеский возраст, почему ошибки воспитания проявляют себя несразу?
Как утверждает Дж.Марсиа подростковый ум – это ум моратория (психологической стадии междудетством и взрослостью) между моралью, уже усвоенной ребенком, и этикой,которую еще предстоит развить взрослому. Это один из аспектов кризисаподросткового возраста. По мнению А.Бреслава основным моментом данного кризиса(период с 13 до 16 лет!) является столкновение двух соперничающих влечений. Этопотребность в близости и принадлежности другому человеку и стремление сохранитьи утвердить собственную идентичность. Т.е с одной стороны подросток хочет сохранитьуверенность в себе, собственную «внутреннею стабильность», которая исходит изпрошлого опыта (индивидуальной истории) человека. В то же время подросток хочетбыть значимой фигурой для других людей, прежде всего сверстников. Стремясь бытьпонятым другими, подросток сочетает свою эгоидентичность с идентичностьюдругих. Делает он это через реакцию группирования, т.е примыкает к тойсоциальной группе, в которой он чувствует себя комфортно. Это выражается всоблюдении всеми членами норм и правил (собственных, оригинальных) группы. Такможет быть, подростковая агрессия обусловлена личностным конфликтом? Подросток,защищая интересы своей группы, проявляет агрессию по отношению ко всемпредполагаемым врагам. Возможно, это противоречит его внутренним установкам,противоречит семейным нормам и правилам. Но тем самым, он осуществляет желаниеукрепить собственную личностную уникальность. Но только ли особенностямиподросткового кризиса обусловлена чрезмерная агрессивность подростков?
Ещё одним важнымфактором в развитии агрессивности у подростков является влияние современноймассовой культуры. А именно как современные СМИ формируют определенноеповедение. Ведь не секрет, что, например, телевидение – это инструментвнушения, а в подростковом возрасте человек более всего подвержен внушению, т.кон стремится применить себя, свои умения в какой-либо области.
Д.Майерс («социальнаяпсихология») предлагает свой взгляд на эту проблему. Во-первых, он приводитданные о том, что 98% семей в развитых странах имеют телевизор, а 66% 2 иболее. В таких семьях, родители не знают, какие телепередач смотрят их дети.Т.к при ответе на вопрос социологического опроса: «Какие телепрограммы смотрятваши дети?» родители отвечали одно, а их дети называли совершенно другиепередачи (Donnerstein, 1998). Значит, родители никак не могут корректироватьагрессивное поведение своего ребенка, ведь они не понимают его причины. Апричины просты: агрессивное поведение представляется приемлемым во многихфильмах и телешоу.
Во-вторых, былодоказано, что в среднестатистической американской семье телевизор работает 7часов в день! А подростки проводят у телеэкрана 50% от этого времени, т.е околочетырех часов в день. При этом по данным Гербнера (Gerbner 1993) из 10 тысячисследуемых телепрограмм в 60% фигурировало насилие. Причем чаще насилиепредставляется косвенно, т.е в игровой или развлекательной форме. Например, вомногих спортивных шоу, представляющих единоборства, телезритель наблюдаетпостановочные бои. Т.е речь идет не о спортивной составляющей, а скорее отеатральной. Но такие участники шоу демонстрируют агрессию, но при этом ихпротивник (жертва) продолжает действовать, как раньше. Т.е стоит говорить опреднамеренной подмене понятий. Подросток понимает, что можно действоватьжестко и агрессивно, ведь ты всё равно не причинишь никому вреда. Более того, в73% сцен агрессор остается безнаказанным. Значит, ссылаясь на А.Бандуру вбольшинстве телепрограмм агрессия представляется неправильно. Подростокнаучается такому поведению, т.к оно соответствует его любимым героям и персонажам.Т.е ребенок неосознанно оправдывает собственные поступки, ссылаясь на то, чтопо телевизору делают так же.
К чему же это приводит?Несмотря на все сказанное выше, маленькие дети проводят перед телевизорамибольше времени, чем в школе, и больше, чем в активных играх. К моментуокончания начальной школы среднестатистический ребенок успевает увидеть наэкране телевизора около 8000 убийств и 100 000 иных актов агрессии (Huston etal., 1992). Подытоживая свои впечатления от двадцатидвухлетнего общения сжестокостью, Гербнер сетовал: «В истории человечества были и более кровавыепериоды, но в том, что касается изображения насилия, наше время побило всерекорды. Нас захлестнул не виданный ранее поток крайней жестокости, проникающийв каждый дом в виде наглядных сцен зверств, поставленных со знанием дела»(Gerbner, 1994).
Таким образом, вразвитии подростковой агрессии лежат три основные группы факторов. Этовоспитательные, культурные, и факторы, связанные с кризисом подростковоговозраста. Безусловно, несколько факторов могут проявлять себя одновременно.Например, на плохое отношение к ребенку в семье может накладываться влияниетелевидения и музыки, а также одновременное недовольство подростка своейвнешностью. Выделить доминирующую группу факторов невозможно, т.к в данномслучае имеют место быть индивидуальные различия. Возможно, разобрав видыагрессии, можно будет выделить этапы проявления агрессивности.
Глава 2. Виды агрессиии их классификации
социализацияагрессия гендерный семья
Существует множестворазличных определений агрессии. Но все исследователи сходятся в том, что этоповедение, направленное на достижение потребности. Например, вот одно изклассических определений:«специфически ориентированное поведение, направленноена устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или)психической целостности организма» (Valzelli, 1974).
Б. Крэйхи в работе«социальная психология агрессии» утверждает, что социальная психологиярассматривает агрессию, как особую форму общественного поведения. Еёособенность заключается в том, что агрессия зарождается внутри «социальногомира» индивида, и в то же время может влиять на этот «социальный мир» и егоокружение. Значит, основные аспекты изучения агрессии должны быть связаны свзаимодействием индивидов или социальных групп. Иными словами агрессияпроявляется через социальные отношения. При этом факторы, предшествующиеагрессивному поведению, будут также социальными.
Например, факторсоциализации. И.А.Фурманов в работе «Детская агрессивность: психодиагностика икоррекция» понимает социализацию, как процесс постепенного самоконтроляличности. Ребенок или подросток учится выражать собственные агрессивныепобуждения в социально приемлемых формах. Подростки адаптируются к общественнымнормам и правилам и регулируют проявления своего «агрессивного потенциала».Этот потенциал не исчезает, он как бы модифицируется в другую форму. Процессмодификации или переноса энергии «Агрессивного потенциала» можно сравнить и ссублимацией З.Фрейда. Сублимация — защитный механизм психики, представляющийсобой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления импульсовна достижение социально приемлемых целей, либо творчества. Правда, механизмсублимации представляет собой более широкую структуру. Фрейд утверждал, чтоможно трансформировать все нежелательные, травмирующие и негативные переживанияв различные виды конструктивной и востребованной деятельности. Однако далеко некаждый подросток может полностью управлять своей агрессивной энергией. Поэтому,чтобы овладеть контролем над собственной личностью, нужно проследить, какименно люди проявляют агрессию.
В настоящее времясуществует множество различных классификаций агрессии. Например, Р. Бэрон и Д.Ричардсон («Агрессия».) предлагают дихотомический способ деления. Инымисловами, авторы выделяют два равноправных полюса в агрессивном поведении.Первый полюс – это инструментальная агрессия. В данном случае, агрессияявляется средством по достижению какой-либо цели. Эта цель может быть какиндивидуальна, так и социально мотивирована, при этом она может носитьпозитивный характер. Например, иногда в общественном транспорте находитсячеловек, который проявляет агрессию по отношению, к нежелающему уступить местоюноше. Его цель может быть индивидуальна: занять данное место, в связи сопределенными причинами. А может быть социально мотивирована: указание молодомучеловеку, на нормы общества, по которым он обязан уступить более старшему. Влюбом случае, инструментальная агрессия направлена на получение результата, ане на нанесение вреда другому. У подростков инструментальная агрессия яркопроявляется в поведении антисоциальных группировок. Они используют насилие, какметод, т.к оно может потребоваться при совершении кражи — например, в техслучаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобныхдействий — нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам(Stivens, 1971).
Второй полюс Р. Бэрон иД. Ричардсон определяются как враждебная агрессия. «Враждебная агрессия – этоответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренногопричинения вреда». Употребление термина враждебная агрессия, характерно для техслучаев, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве.Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущербтому, на кого они нападают. Например, убийство домашнего животного соседа.
Данная классификацияпротиворечит мнению А. Бандуры, который считал, что нельзя закладывать в основуклассификации только целенаправленность на объект. Он объяснял это тем, что,несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессиянаправлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считатьинструментальной агрессией. Самоценное причинение вреда и страданий жертве привраждебной агрессии, все равно реализует определенную цель и желание индивида(например, получение собственного удовлетворения от того, что другому сталоплохо), то есть является инструментом достижения своих желаний и потребностей.Значит, нужно приводить больше доводов для основания классификации.
С моей точки зрения,наиболее структурированной является классификация Э.Басса(Buss,1976). Онаполучила название концептуальной рамки, включающей три оси. На противоположныхконцах каждой оси расположены виды агрессии. Такая классификация имеет большоеприкладное значение, т.к человек проявляет сразу несколько видов агрессии,более того, они могут меняться, переходить из одного в другой.
Представленные видыЭ.Басс разделяет по определенным критериям. Перечислим их:
· понаправленности на объект,
· попричине появления,
· поцеленаправленности,
· пооткрытости проявлений,
· поформе проявления.
По направленности наобъект выделяют гетеро- и ауто- агрессию. гетероагрессия- это агрессия,направленная на внешний объект: других людей, живых существ. Крайнимпроявлением гетероагрессии является убийства, нанесение тяжких телесныхповреждений. Для аутоагресии характерна направленность индивида на самого себяили, точнее, на ментальный образ самого себя. Крайние формы – этосамоуничижение вплоть до убийства, саморазрушающее поведение, психосоматическиезаболевания. Причины аутоагрессии по-разному воспринимаются исследователями.Единственное, в чем сходятся большинство авторов, — это то, что человеку, какиндивиду, не свойственно направлять агрессию на самого себя. Ведь существуетинстинкт самосохранения.
В психоанализеаутоагрессия (или «поворот против себя») рассматривается как защитный механизмпсихики.впервые, этот феномен рассмотрел З. Фрейд. Он считал, что такоеповедение является следствием перенаправления агрессии, изначально направленнойна внешний объект. В тех ситуациях, когда от данного внешнего объекта (или отего существования) зависит жизнь и благосостояние человека, агрессия может бытьперенаправлена. В одних случаях на другой внешний объект («вымещение»), а вдругих случаях, если такого объекта не находится или, что чаще, если такоеперенаправление оказывается неприемлемым (осуждаемым, наказуемым), агрессияоказывается направленной на самого себя. Несмотря на то, что аутоагрессиясоздаёт серьёзные проблемы для того, кто применяет эту защиту, эмоционально ониоказываются для него более приемлемыми, чем осознание первоначального объектаагрессии.
Артур АлександровичРеан в исследовании подростковой агрессии предложил ввести понятие «аутоагрессивныйпаттерн личности». Аутоагрессия, по его мнению, представляет собой сложныйличностный комплекс, функционирующий и проявляющийся на различных уровнях. Вструктуре аутоагрессивного паттерна личности он выделяет 4 субблока:
Характерологическийсубблок — уровень аутоагрессии положительно коррелирует с некоторыми чертами иособенностями характера: интроверсией, педантичностью, демонстративностью, атакже с депрессивностью и невротичностью.
Самооценочный субблок —связь аутоагрессии и самооценки. Чем выше аутоагрессия личности, тем нижесамооценка собственных когнитивных способностей, ниже самооценка тела, нижесамооценка собственной способности к самостоятельности, автономности поведенияи деятельности.
Интерактивный субблок —связь аутоагрессии личности со способностью — неспособностью к успешнойсоциальной адаптации, с успешностью — неуспешностью межличностноговзаимодействия. Уровень аутоагрессии личности отрицательно коррелирует собщительностью и положительно — с застенчивостью.
Социально-перцептивныйсубблок — наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей.Аутоагрессия практически не связана с негативизацией восприятия других.Напротив, уровень аутоагрессии коррелирует с позитивностью восприятия значимых«других».
Таким образом,аутоагрессия является одним из многих средств адаптации подростка к обществу. Возникаеттакая адаптация под влиянием психотравмирующих действий окружающих (чащефизические наказания родителей). Это усвоенные норма агрессивного поведения.Однако, если не уделить достаточного внимания данной теме, то аутоагрессияможет перейти либо в невротические заболевания, либо в другие формы агрессии.
По причине появленияразделяют реактивную и спонтанную агрессию. Реактивная агрессия представляетсобой реакцию на внешний раздражитель (ссора, конфликт). например, подростки неподелили что-либо на перемене, не смогли прийти к компромиссу, поссорились.Один по отношению к другому является внешним раздражителем, значит другой будетосуществлять агрессивный акт. В целом, такая форма агрессии обусловлена тольковнешними факторами.
Спонтанная агрессияпоявляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутреннихимпульсов. Возможно, такая форма агрессии максимально соответствует теории«фрустрация- агрессия». Например, родителей подростка вызывают в школу по темили иным причинам. Возвращаясь домой, подросток думает как сообщить эту новостьродителям. Ничего не придумав, он ломает почтовый ящик в парадной. Делает онэто под воздействием накопившихся отрицательных эмоций, они должны получитьвыход. Также проявление спонтанной агрессии возможно при заболеваниях. Такимобразом, стимул, который провоцирует спонтанную агрессию – внутренний.Подросток может проявить агрессию по отношению к любому объекту, но только вопределенной (психотравмирующей для него) ситуации.
По целенаправленностиразделяют инструментальную и целевую агрессии. Целевая (мотивационная) агрессиявыступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда,или ущерба объекту. Например, школьник обиделся на одноклассника и избил его.При этом неважно, что агрессор получает за свои действия, также его не волнуютпоследствия совершенных действий. Единственная цель (потребность) заключается внанесении физического или морального вреда оппоненту (неодушевленномупредмету). Инструментальная агрессия противоположна мотивационной, для неёагрессивный акт- это средство достижения другой цели, а не сама цель.
Разделение пооткрытости проявлений. Прямая агрессия направляется непосредственно на объект,вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение.
Косвенная агрессияобращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения,но более удобные для проявления агрессии (в их адрес безопасно). Например, одниподростки проявляют агрессию к наиболее слабым участникам своей группы.
Разделение по форме. Вербальнаяагрессия выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которыхпрямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения моральногои материального вреда противнику. По мнению представителей отечественнойпсихолингвистики (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтъев) вербальный агрессивный актможно рассматривать как интериоризацию поступка, то есть «переход, в результатекоторого внешние по своей форме процессы преобразуются в процессы, протекающиев умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфическойтрансформации — обобщаются, вербализуются, сокращаются и главное — становятсяспособными к дальнейшему развитию». Следовательно, природа вербальной агрессии,заключается в особом преобразовании различных реакций на негативныеэмоциональные раздражители (внешние процессы) в процессы, связанные сречемыслительной деятельностью (внутренние).
Экспрессивная агрессия проявляетсяневербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса. В таких случаяхчеловек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем, извергаетненормативную лексику. Важный момент, что разрушительные действия необязательны. Х.Хекхаузен говорит о том, что в подростковом возрастеэкспрессивная агрессия может выражаться в запугивании окружающий. Самыйраспространенный прием- это шествие (митинги) подростковых группировок.Подростки собираются вместе, чтобы казаться сильнее.
Физическая агрессия-это прямое применение силы для нанесения морального и физического ущербапротивнику. А. Басс выделяет несколько видов физической агрессии. Это«физическая — активная – прямая» агрессия, которая выражается в нанесениидругому человеку ударов, избиении или ранении при помощи оружия. «Физическая — активная – непрямая» -это применение силы через посредников. В качествепосредников могут не только люди, но и предметы (мины, капканы). «Физическая — пассивная – прямая» — это стремление физически не позволить другому человекудостичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (бойкот, сидячаядемонстрация). И наконец,«физическая — пассивная – непрямая» — это отказ отвыполнения необходимых задач (например, отказ от выполнения обязательств).
Таким образом, можноутверждать, что данная классификация имеет широкое прикладное значение. С еёпомощью можно разобрать и охарактеризовать любой агрессивный акт. Например, ученик,после плохой оценки за контрольную выходит из кабинета начальника ломает швабру,переворачивает мусорное ведро — косвенная спонтанная физическая гетероагрессия.Но как объяснить связь между индивидуальными особенностями и совершаемымидействиями?
Л.М. Семенюк. («Психологическиеособенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции»)приводит данные о возрастной динамике форм агрессивности. 10-11 летниеподростки более склонны к физической агрессии(50% выборки), в то время как14-15 летние к вербальной (75% группы). Значит ли это, что 10-11 летниеподростки агрессивнее других? Мне кажется, что более частое проявление физическойагрессии ещё не говорит о том, что уровень агрессивности этих подростков выше,чем у других. В каждом индивиде сочетаются множество особенностей и личностныхчерт характера. Найти взаимосвязь между этими чертами и особенностямиагрессивность не представляется возможным в полном объеме.
В качестве примера: возможно,уровень интеллекта подростка коррелирует с частотой проявления физическойагрессии. Но все исследователи, исследуя определенные группы (преступные)утверждают о связи уровня интеллекта и агрессии в целом (чем выше агрессия, темниже интеллект). Также можно предположить, что люди с более высоким интеллектомпроявляют непрямую и вербальную агрессию.
Но как быть сгендерными различиями? Неужели женщины проявляют агрессию в той же мере, что имужчины? Чтобы ответить на эти вопросы надо проследить специфику развития имужчин и женщин. Опять же стоит учесть, как биологические, так и социальныефакторы. Следующая глава будет посвящена гендерным различиям в агрессивномповедении.
Глава 3. Гендерныеаспекты агрессии
До недавнего времени взарубежной экспериментальной литературе традиционным было мнение о том, чтопредставители сильного пола более агрессивны, чем женщины, а также то, чтомужчины значительно чаще выступают в роли непосредственных объектов нападения.Это объяснялось главным образом ссылками на физиологические особенности, преждевсего на высокий уровень концентрации в мужском организме ряда гормонов. Этоподтверждали опыты К. Мойера («Психобиология агрессии»), в которых онисследовал поведение мышей мужских и женских особей. Было установлено, чтомужские особи, достигшие репродуктивного возраста, вступают во внутривидовуюборьбу, т.к их гормональный уровень резко повышается. У женских особей того жевозраста гормональной вспышки не наблюдается. Но очевидно, что не только уровеньгормонов определяет поведение человека. Также особое влияние на человекаоказывают его социальные роли. Чем же обусловлено это влияние?
По мнению социальных психологов,каждый индивид с рождения подвергается социальному воздействию, в соответствиис собственным биологическим полом. Это помогает ребенку самоидентифицироваться.Например, Шон Берн («Гендерная психология») указывает на то, что маленькиемальчики и девочки в своем поведении практически не отличаются друг от друга доопределенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваиваютстереотипы поведения и свою гендерную роль.
Однако в наукевстречались и уникальные случаи. Например, психолог Джон Мани описал историюдвух мальчиков-близнецов, родившихся в 1965 году. Одному из них в возрасте 8месяцев была сделана операция по смене пола, в связи с неудачно проведеннымобрезанием. Таким образом, один брат воспитывался как мальчик, а другой какдевочка. Т.е они должны были играть разные социальные роли, у нихсформировывались определенные гендерные стереотипы поведения. Значит, брат,воспитывающийся как мальчик, должен быть более агрессивен? Однако как следуетиз рассказа очевидцев, второй брат тоже был склонен к мужскому типу поведения.Он тяготел к играм для мальчиков, был резок и агрессивен, несмотря на то, чтовоспитывался согласно женщине, т.е в нем развивались феминные качестваличности. Значит, невозможно научить человека вести себя как-либо иначе, еслиэто противоречит его генетической программе.
На самом деле, это несовсем так, ведь каждый человек в жизни сочетает в себе как мускулинные, такфеминные качества. Есть примеры, когда в женщинах преобладали маскулинныекачества, а в мужчинах феминные. Например, Ж'Дарк, несмотря на то, чтовоспитывалась, как женщина, смогла проявить лидерские качества и повести засобой тысячи мужчин. Она доказала, что может действовать на равнее с ними. А снаступлением 20 века женщины с успехом начали заменять мужчин в различных«мужских» профессиях (сборка на конвейере). Стали ли женщины из-за этого болееагрессивны?
Р. Бэрон и Д. Ричардсон(«Агрессия») приводят результаты исследований (Gentry, 1970; Harris, 1974b,1992; Lagerspetz, Bjorkvist & Peitonen, 1988), по данным которых, можносделать следующий вывод: мужчины действительно более склонны прибегать коткрытой физической агрессии. Это значит, что в случае, когда необходимопроявить агрессию (например, при исполнении определенной социальной роли),мужчина будет действовать открыто и с помощью своей физической силы. Женщины,наоборот склонны к вербальной и косвенной агрессии. При этом, женщины стараютсяскрыть от окружающих реальные чувства и переживания, за тенью своейагрессивности. Мужчины, склонны демонстрировать свою агрессию, как элементсамоутверждения. Например, мужчина и женщина занимают одну и ту же руководящуюдолжность. Мужчина-начальник будет срывать свой гнев на подчиненных, чтобыпоказать свою силу, чтобы почувствовать власть над людьми. Женщина-начальникнапротив, выказывает свое недовольство для улучшения своего эмоциональногосостояния, агрессия выступает в данном случае, как экспрессивный элемент.Значит, в первую очередь, мужчины и женщины различаются установкамиотносительно агрессии. Мужчина склонен проявлять прямую агрессию, т.к в меньшейстепени задумывается о последствиях. Женщина же более детально оцениваетситуацию, и чаще «направляет» свою энергию на другой объект, т.е проявляеткосвенную агрессию. При этом, женщины рассматривают агрессию как экспрессию —как средство выражения гнева и снятия стресса путем высвобождения агрессивнойэнергии. Мужчины же, напротив, относятся к агрессии как к инструменту, считаяее моделью поведения, к которому прибегают для получения разнообразного социальногои материального вознаграждения. Можно ли переносить данные сведения наподростков?
ИсследованияК.Лагерспетца (1988) доказали правомерность некоторых результатов. Подростков ввозрасте от 8 до 15 лет опрашивали, как они отреагируют на обиду со стороныодноклассника. Большинство мальчиков ответило, что обидчика надо наказатьнемедленно, а именно догнать и применить силу. Девочки наоборот, действовали бычерез косвенные формы агрессии: демонстрация обиды, разрыв дружеских отношений,наговоры и.т.д. Более того, если у мальчиков с возрастом наблюдается снижениеуровня физической агрессии (переход её в другие формы), то у девочек высокийуровень вербальной агрессии меняется незначительно. Значит, можно предположить,что в подростковом возрасте, на фоне гормональной перестройки, идет и активноесоциальное развитие. При этом, гендерные различия играют существенную роль вэтом развитии. От того, какие стереотипы поведения усвоит подросток, зависитего самооценка, степень включенности в общество. Ведь если проявлениеагрессивности в подростковом возрасте – это естественный (биологический)процесс, то форма проявляемой агрессии обусловлена социумом.
Результаты этогоисследования, как, впрочем, и многих других, свидетельствуют о том, чтогендерные различия в агрессии, подобно гендерным различиям во многих другихвидах поведения, порождаются, противоположностью гендерных ролей истереотипами, имеющими место во многих культурах. Однако следует отметить, чтонекоторые данные свидетельствуют, что именно биологические или генетическиефакторы обусловливают большую склонность мужчин прибегать к многочисленнымформам агрессии. Возможно, наиболее убедительным фактом в этом отношенииявляется демонстрация наличия связи между уровнем тестостерона (мужской половойгормон) и проявлениями агрессивного характера. Выяснилось, что более высокиеконцентрации тестостерона ассоциируются с более высокими уровнями агрессиимужчин. Кроме того, оказывается, что гендерные различия в агрессии в равнойстепени имеют значение и для лиц с гомосексуальной и гетеросексуальнойориентацией. Если социальные факторы и гендерные роли играют основную роль вгендерных различиях в агрессии, можно ожидать, что подобные различия будут вбольшей степени проявляться среди гетеросексуалов. Тот же факт, что на самомделе это не так, говорит о том, что биологические факторы действительно могутиграть определенную роль в порождении гендерных различий в агрессии.
Но это не значит, что мужчиныобязаны демонстрировать более высокие уровни агрессии, нежели женщины. Любоеповедение индивида обусловлено множеством факторов. Также любое поведение можноскорректировать с помощью различных методик (даже при некоторых психическихзаболеваниях). Таким образом, нет причин полагать, что биологическиобусловленные агрессивные наклонности мужчин обязательно должны превращаться воткрытые проявления насилия. В этой ситуации на первый план выступаетсамоконтроль личности, как обусловленная социальная функция. В подростковом жевозрасте личностный самоконтроль снижен, вернее его функция ещё не полностьювосстановлена. Это положение также справедливо по отношению ко многим формамсоциального поведения.
Таким образом, мужчиныи женщины действительно отличаются друг от друга относительно агрессии, причеммужчины, как правило, более склонны к подобному поведению, нежели женщины.Однако величина разрыва сильно колеблется в зависимости от обстановки и другихфакторов, а также от формы агрессии.

Заключение
Такимобразом, можно сделать вывод, что агрессия – это функция организма, сочетающаяв себе как биологические, так и социальные факторы. Ведь каждый индивид ссамого рождения развивается биологически и психически, а также, параллельно,проходит процесс социализации. Поэтому агрессию стоит рассматривать скомплексной точки зрения. А именно с биологической точки зрения можнопроследить агрессивный потенциал человека. Этот потенциал у всех разный, потомучто имеют место быть различная генетика, условия развития, особенностигуморальной и нервных систем организма. Но как, в каких формах, человек будетпроявлять свой агрессивный потенциал, зависит от общества. Ведь различноевоспитание мужчин и женщин обуславливает то, что они выражают агрессию в разныхформах.
Чтоже касается особенностей агрессии в подростковом возрасте, то можно заметить теже тенденции. С одной стороны агрессия проявляется под воздействиемгормональной перестройки в пубертатный период. Подросток в данный периодобладает большими «запасами энергии», что выражается в лучшей работоспособностии меньшей утомляемости, в резком обострении всех органов чувств. В то же время,данная энергия может быть использована в различных формах, в частностиагрессивных. В противном случае может развиться невротическое заболевание.Однако общество определяет как именно подросток будет реализовывать собственнуюэнергию.
Итак,стоит подчеркнуть, что агрессия – это естественный процесс в подростковомвозрасте. От него никуда не деться, т.к подросток уже усвоил не толькоагрессивные паттерны, но ещё и возможность их применения. Однако общество,через свои институты может по-разному корректировать подростковую агрессию.Например, через спортивные и творческие секции, факультативы. Также, в качествеодной из мер профилактики, необходим психологический анализ телевизионныхпрограмм на предмет насилия и жестокости.
Ипоследний, но самый важный момент заключается в том, что человек в подростковомвозрасте чрезвычайно нуждается в поддержке близких людей. Не нужно думать, чтовоспитание ребенка оканчивается тем моментом, когда он идет в первый класс.Нужно помочь ребенку адаптироваться к новым для него социальным ролям.

Список литературы
БандураА., Уолтерс Р. «Принципы социального научения». М.: Издательство Московскогоуниверситета, 1984.
БандураА., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейныхотношений. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999.
БерковицЛ. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб. Прайм ЕВРОЗНАК. 2001.
Ш.Берн«Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения» М:Олма-ПрессИнвест, 2004
БэронР., Ричардсон Д. «Агрессия». — СПб: Питер, 2001
А.И.Кравченко «Культурология», учебное пособиедля вузов.— 3-е изд. М: Академический Проект, 2002.
Б.Крэйхи в работе «социальная психология агрессии» СПб., Питер, 2003.
А.Е.Личко«Психопатии и акцентуации характера у подростков»,М.,1983 .
А.Н.Леонтьев Деятельность. Сознание. Личность., М.: Политиздат, 1975
К.Лоренц «Агрессия», Директмедиа Паблишинг, 2008 г.
МайерсД. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1999.
Ю.Можгинский «Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение,профилактика» М: Когито-Центр,2008.
А.А. Реан «Психология подростка. Трудный возраст от 11 до 18 лет», СПб,ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.
Л.М.Семенюк.«Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции»,М:Флинта,МПСИ, 2003 г.
ФурмановИ.А. «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция» Минск,1996
Хекхаузен.«Мотивация и деятельность». М., 1986, т. 1
Э.Эриксон«Детство и общество» изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато,ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.
Психологияиндивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.:Изд-во МГУ, 1982


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.