Агрессияподростков
Содержание
Введение
1. Агрессия как психологический феномен
1.1. Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы
1.2. Причины агрессии, ее виды и механизм действия
2. Общая характеристика подросткового возраста
2.1. Основные психологические особенности подростков
2.2. Подростковый кризис
3. Агрессивное поведение у подростков
3.1. Специфика агрессии в подростковом возрасте
3.2. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков
Заключение
Списоклитературы
Введение
Проблемаагрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.
Тревожнымсимптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением,проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушениеобщественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративноеи вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах сталипроявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность средимолодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подросткиучаствуют в военизированных формированиях политических организацийэкстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией исутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжкихпреступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактовагрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальнойструктуры общества, интенсивных процессов расслоения населения поимущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. Напочве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Крометого, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многиеисследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но кодному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и,следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователейоказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминантыагрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявленияагрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения,способы предотвращения агрессии.
Вопросы,связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многихпсихологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрацииагрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научногоопределения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивностиодной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической ипрактической задачей.
Агрессивностьформируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском иподростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен дляпрофилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.
Цельнастоящей работы – дать по возможности полную характеристику агрессии вподростковом возрасте.
Длярешения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
· Дать определение понятиям «агрессия» и «агрессивность»
· Рассмотреть и дать критический анализ основным теориям и концепциям человеческойагрессии
· Выяснить причины возникновения и механизм действия агрессии уподростков
· Определить основные особенности подросткового возраста и их влияние напоявление агрессивного поведения
· Выявить факторы, влияющие на подростковую агрессию
· Предложить технологии и методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков
1.Агрессиякак психологический феномен
1.1. Понятиеагрессивности и агрессии, основные теоретические подходы
Впсихологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследованияагрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует иточка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделимосновные определения агрессии в соответствии с основными психологическимитеориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Ø Подагрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(BenderL.)
Ø Подагрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия,которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность естьповеденческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанестивред или ущерб личности или обществу. (DelgadoH.)
Ø Агрессия– реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.(BussA.)
Ø Агрессия–физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи,которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson)[1]
Ø Агрессия– злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.[2]
Имеющиесяопределения можно условно разделить на 2 большие группы:
1.Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы иправила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамереннаяи инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек неставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «былонеобходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается.Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив –причинение вреда или ущерба[3].
2.Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р.Бэрон и Д. Ричардсон[4]дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного наоскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающегоподобного обращения.
Помнению этих авторов:
— агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинениевреда жертве;
-вкачестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, котороеподразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
-жертвадолжна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;
Из отечественных психологов эту точку зренияразделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как формусоциального поведения, которое реализуется в контексте социальноговзаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеютместо губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения[5].
В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации- агрессии, в которой утверждается что[6]:
Ø Фрустрациявсегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
Ø Агрессиявсегда является результатом фрустрации.
В свете теории социального научения,предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическоесоциальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точнотак же, как и многие другие формы социального поведения. Теориясоциального научения рассматривает агрессию как социальное поведение,включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующиевсестороннего научения”[7]. Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.
Итак, рассмотрев все основные теоретическиеконцепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этогоявления:
Агрессия — это любая форма поведения,нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, нежелающему подобного обращения.
Это определение подчеркивает, что агрессия —это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируетсяс негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремлениенавредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние наагрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием дляподобного поведения.
Необходиморазграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение(индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либопсихологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчиваячерта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонностивоспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своейустойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способнапредопределять общую тенденцию поведения.
Индивидуальныедетерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен«тиражировать» удачные модели поведения, что в последствиизакрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилиюлиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усилениямер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средствомдостижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в ихличностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтомувряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решениюэтой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровняуверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения сдругими людьми.
1.2. Причиныагрессии, ее виды и механизм действия
Склонностьчеловека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первыхвозникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности».Фрейд указывал на инстинктивные основычеловеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановитьэтот процесс.
Человеческаяагрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числуфизиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.
Согласнотеории фрустрации, агрессия — это не автоматически возникающее в недрахорганизма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленныхдействий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился.Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствиефрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Другойвзгляд на происхождение агрессивного поведения а представлена в теориисоциального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведениевозникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобысуществовало два условия[8]:первое — чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности,вызвало у человека реакцию гнева и второе — чтобы в качестве причинывозникновения препятствия был воспринят другой человек.
Самаясовременная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана скогнитивной теорией научения, о которой мы уже говорили в первой главе.
Агрессивныедействия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и какследствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этойконцепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов[9]:
1. Оценки субъектом следствийсвоего агрессивного поведения как положительных.
2.Наличие фрустрации.
3.Наличиеэмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегосявнутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.
4.Наличие подходящегообъекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранитьфрустрацию.
Говоряо причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своейприроде. Выделяют различные типы и виды агрессии.
Во– первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различийотметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную иинструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собойнепроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся,причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.
Наиболееважно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой являетсяглавным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена надостижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь вкачестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания,выстрела в захватившего заложников бандита).
Инструментальнуюагрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можнотакже говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной ипросоциальной агрессии.
Среди форм агрессивных реакций,встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие[10]:
Ø Физическаяагрессия (нападение) – использование физической силы противдругого лица.
Ø Косвеннаяагрессия – действия, как окольными путями направленные надругое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывыярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
Ø Вербальнаяагрессия – выражение негативных чувств как через форму(крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы,проклятия, ругань).
Ø Склонностьк раздражению – готовность к проявлению при малейшемвозбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
Ø Негативизм– оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета илируководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбыпротив установившихся законов и обычаев.
Изформ враждебных реакций отмечаются:
Ø Обида– зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева навесь мир за действительные или мнимые страдания.
Ø Подозрительность– недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, чтоокружающие намерены причинить вред.
Различаютагрессию и по механизму возникновения и действия, а механизм и принципдействия во многом зависят от восприятия и оценки человеком ситуации, вчастности — намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение,способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивныхдействий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки[11].
Рассмотримих более подробно, т.к. именно эти факторы и определяют агрессивное поведение учеловека.
Намерение:когда человек видит, что другой собирается напасть на него или помешать ему, торешающим оказывается прежде всего то обстоятельство, приписываются ли этомудругому агрессивные намерения и враждебные по отношению к себе планы. Дляначала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания о том, чтодругой питает враждебные намерения, даже если субъект еще и не подвергсянападению. Вместе с тем если противник заранее просит извинить его заагрессивное действие, то очень часто гнев не возникает вообще и ответнойагрессии не происходит. Этот эффект основан на различной атрибуции мотивации,т. е. на приписывании субъектом другому враждебных или безобидных намерений. Как только субъектрешит, что другой намерен ему навредить, и возникнет гнев, то изменить послеэтого такую атрибуцию можно лишь с очень большим трудом. Если же субъект придетк выводу, что инцидент был непреднамеренным или что произошла ошибка, то гнев,желание мести и стремление к ответной агрессии могут быстро пройти.
Ожиданиедостижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение[12]: Пока субъект располагает возможностями совершения прямой агрессии, реализациякоторых не представляет трудностей, ожидание вероятности нанесения вреда жертвеи тем самым достижение цели агрессивного действия играют незначительную роль.Существенное значение это ожидание приобретает лишь в том случае, когдаответная агрессия субъекта не может достигнуть инициатора агрессиинепосредственно, например нет возможности с ним встретиться. Тогда может последоватьнепрямая агрессия типа нанесения ущерба собственности агрессора или егорепутации. Вероятность, что подобные косвенные агрессивные действия на самомделе поразят агрессора, весьма различна иявляется в качестве ожидания последствийрезультата действия — одним из решающих детерминантов. Например, еслиединственное, что человек может сделать, состоит в жалобе на агрессора начальнику,а поведение последнего не позволяет надеяться на его заинтересованность всодержании жалобы и в принятии им мер, то часть возникшей агрессивной тенденцииостанется нереализованной и сохранится на будущее. Если же прямая агрессиявозможна, то решающее значение приобретает ожидание иного рода, а именновероятность ответа на агрессию субъекта также агрессией, т. е. что в результатесвоего агрессивного акта субъект снова превратится в жертву. В действенностиожидания возмездия решающим оказывается обстоятельство, подвергся субъектнападению или нет. Если субъект стал жертвой агрессии, то он осуществляетпринцип возмездия, даже когда вероятность ответного возмездия велика.
Благоприятствующиеагрессии ключевые раздражители: Особенности контекставлияют на оценку ситуации, указывая субъекту, какой смысл ей следует приписать.Один из примеров это так называемый эффект оружия. Если в лабораторномпомещении находится оружие, то агрессивность испытуемого будет повышаться. Ключевые раздражители оказывают мотивирующеевоздействие лишь в том случае, когда отвечают текущему мотивационномусостоянию.
Удовлетворение,приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом: Для человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, восприятиепоединка боксеров после испытанного одним из них поражения сопровождаласьзамещающим переживанием, отражавшим, возбуждавшим и умножавшим надежды наотмщение, что приводило к усилению мотивации. Наиболее непосредственноеудовлетворение субъекту приносят любые реакции жертвы, выражающие ее страдание,прежде всего реакции, свидетельствующие об испытываемой ею боли. Есливраждебная агрессия базируется на принципе возмездия, то максимальноеудовлетворение принесет созерцание боли заранее определенной силы. Подобноесозерцание сокращает агрессивную мотивациювплоть до нулевого уровня и одновременно закрепляет агрессивное поведение ваналогичных ситуациях. Причинение незначительной боли не полностью удовлетворитсубъекта и сохранит остаточную агрессивную тенденцию.
Самооценка: Процессы самооценки представляют собой решающий детерминант агрессивности субъекта, уровеньсамооценки регулирует внутренне обязательные нормативные стандарты, которыемогут как препятствовать, так и благоприятствовать свершению агрессии. Если врезультате несправедливого (по мнению субъекта) нападения, оскорбления или намеренно созданногопрепятствия будет задето и умалено его чувствособственного достоинства (его нормативныйуровень), то агрессия будет нацелена навосстановление своего достоинства осуществлением возмездия[13].
Итак, в самых общих чертах алгоритм развития агрессивного цикла выглядит так: вначале происходят невидимые наблюдателю и чувственно не оформленные для самогобольного процессы отклонения от нормального хода биологической жизни. На этомэтапе происходит включение механизмов компенсации, направленных на преодолениевозникших патологических изменений.
2.Общая характеристика подросткового возраста
2.1. Основныепсихологические особенности подростков
Подростковыйвозраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастомобязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древнихобществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодарякоторым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бырождался заново, получал новое имя и т. п.
Границыподросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах среднейшколы и охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление вподростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходитьна год раньше или позже.
Особоеположение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях:«переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксированасложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанныхс переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослостисоставляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития вэтот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всемнаправления происходит становление качественно новых образований, появляютсяэлементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношенийс взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними,интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этическихнорм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневнойжизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушныммальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным – сталнеуравновешенным; был робким, излишне застенчивым – стал самостоятельным ирешительным и т.д.
Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.
Перваяобщая закономерность и острая проблема подросткового возраста, как мы ужеотметили, – это перестройка отношений с родителями, переход от детскойзависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве.Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состоянияподросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста:психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, исоциальным – конец детства, вступление в мир взрослых.
Первыйиз этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическимиизменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половоевлечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.
Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослыхсвязан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления врассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Онои создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная т.е.формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеетэтой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила.Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, даили нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию кмаксимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистическиеотношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивостьреальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочнойлогики, а он готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именноона господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок[14].
Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненномуопыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя противлжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается вдушевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых. Отвергаяавторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он могбы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и отмира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутреннеодинаковых друг другу.
Главнымпротиворечием подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочнойформой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру, и неличным миром взрослых, неукладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время провозглашающимрассудочность (сознательность») своего бытия[15].
Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, вовремя переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найтисебя. Переходный возраст – самый короткий период жизни, но очень важный. Иважно без особых травм пережить его.
Втораяособенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка – открытиесвоего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания исамоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремлениеузнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях сокружающими. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешниймир, куда он проецирует и свою фантазию. Для подростка внешний, физический мир– только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которогоявляется он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своимипереживаниями, подросток и юноша открывают целый мир новых чувств, они начинаютвоспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-товнешних событий, а как состояние своего собственного «я». Даже объективная,безличная информация нередко стимулирует юношу к интроспекции, размышлению осебе и своих проблемах. Юность особенно чувствительна к «внутренним»,психологическим, проблемам. «Открытие своего внутреннего мира – очень важное,радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных идраматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости,непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» ещенеопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство илиощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда –растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения,потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на другихвызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страходиночества»[16].
Представлениеподростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» — типичногосверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью.
«Свойственноемногим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастомобычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала.Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше он находит различий междусобой и «усредненным» сверстником. Отсюда – напряженная потребность впсихологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием ипроникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести надругих исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутреннейсвязи и единства с окружающими людьми»[17].
Нокак осознание своей единственности и особенности приводит к открытиюодиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подросткас проблемой конечности своего существования и понятием смерти. Это еще однапроблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушкисклонны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний вповседневность, у других все сводится к возрождению иррационального детскогостраха. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается снежеланием замечать его течение, с представлением о том, что времяостановилось. Юноша попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсеммаленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковомувозрасту представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайнесубъективны: 14-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередкоотождествляется с неподвижностью и обыденностью.
Ещеодна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту – это большоезначение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоныкрасоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. Свозрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственностабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступаютдругие свойства личности — умственные способности, волевые и моральныекачества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.
Свозрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых побольшинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, аюношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не является линейной, необходимоучитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Если в среднихклассах ребенок сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценкеважную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классахзначение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстников исамооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых –учеба, спорт, какие-то любительские занятия – может быть совершенно разной. Эторезко снижает значение отметки как стимула к учебе, но одновременно отражаетрост самостоятельности, дифференциации интересов и т. д. Подростковыесамоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, онигруппируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенностьуровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценкупорождают ряд внутренних содержательных противоречий сознания.
Повышениестепени осознанности своих переживаний нередко сопровождается такжегипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и темвпечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого,застенчивостью.
Говоряо подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что этосложный, трудный период. Трудность этого периода состоит не только ввышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, впубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход изкоторого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального,неагрессивного поведения подростка в будущем. Об этом и пойдет речь в следующейглаве.
2.2. Подростковый кризис
Особенностьподросткового возраста – это кризис идентичности (термин Э. Эриксона), тесносвязанный с кризисом смысла жизни.
Процессформирования собственной идентичности сопровождает человека на протяжении всейего жизни. «В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющееценностно-смысловую природу. Становление идентичности, особенно интенсивнопроходящее в подростковом и юношеском возрасте, невозможно без изменениясистемных социальных связей, по отношению к которым растущий человек долженвыработать определенные позиции»[18].Сложность задачи, стоящей перед взрослеющим человеком заключается, с однойстороны, в том, чтобы прояснить свою роль как члена общества, с другой, понятьсвои собственные уникальные интересы, способности, придающие смысл инаправленность жизни. Практически каждая жизненная ситуация требует от человекаопределенного выбора, осуществить который он может лишь уяснив свою позициюотносительно разных сфер жизни. «Структура идентичности включает в себяличностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют двавида характеристик: положительного — каким человек должен стать и отрицательного- каким человек не должен стать. Становление идентичности может происходить нафоне социально-благополучного окружения подростка при высоком уровневзаимопонимания с близкими взрослыми, сверстниками, при достаточно высокойсамооценке. Выбор образцов поведения в этом случае осуществляется в реальномкруге общения. При неблагоприятной ситуации, чем ирреальнее эти образцы, темсложнее переживается подростком кризис идентичности, тем больше у него проблемс окружающими»[19].Обретение подростком и юношей личной идентичности является многоуровневымпроцессом, имеющим определенную структуру, состоящим из нескольких фаз,различающихся как психологическим содержанием ценностно-волевого аспектаразвития личности, так и характером проблематики жизненных трудностей,переживаемых личностью.
Однаиз причин подросткового кризиса и конфликтов с окружающими в этом возрасте — переоценка своих возросших возможностей, которая определяется стремлением кизвестной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие иобидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция напопытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценитьих правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковомвозрасте.
Ориентацияна общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутымсверстниками. Эмоциональное благополучие личности все больше и больше начинаетзависеть от того места, которое она занимает в коллективе, начинаетсяопределяться прежде всего отношением и оценками товарищей.[20].
Интенсивноформируются нравственные понятия, представления, убеждения, принципы, которымиподростки начинают руководствоваться в своем поведении. Зачастую у юношейформируются системы своих требований и норм, на совпадающие с требованиямивзрослых.
Однимиз важнейших моментов в личности является развитие самосознания, самооценки; умолодых людей возникает интерес к себе, качествам своей личности, потребностьсравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах ипереживаниях. Самооценка формируется под влиянием оценок других людей,сравнения себя с другими, важнейшую роль в формировании самооценки играетуспешная деятельность [21].
Подростковый кризис также понимается как состояние, в котором могутвозникатьискажения отношений подростка с действительностью” (Н. Remschmidt, 1992).Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждениясвоего Я (деперсонализации), своего одиночества и оторванности от мира.
Деперсонализацияявляется ключевым феноменом кризиса личности. Она охватывает широкийкруг расстройств — от ослабления образного компонента восприятияокружающего, потери сопереживания к нему до случаев бредового раздвоения личности. Разные авторы относят к деперсонализации как глубоко патологические явления с феноменами полного отчуждения собственной воли, мыслей и чувств, так и проявления десоциализации с нарушением “правового чувства”, способности различать добро и зло, справедливость и подлость и т. д.
Применительно к понятию кризиса личности деперсонализация выступает, преждевсего, как экзистенциально-феноменологический признак. Процесс открытия своегоЯ, склонность к самонаблюдению, столкновение между преувеличенной самооценкой иоценкой окружающими ведет к противоречивым пубертатным конфликтам: от отрицанияавторитетов до стремления к зависимости от них.
Подростокощущает себя незащищенным, сомневающимся в своей идентичности иавтономности, он лишен чувства последовательности и связанности своихдействий. Это приводит к тому, что его жизнь направлена на самосохранениесебя, а обстоятельства жизни воспринимаются как угрожающие егосуществованию.
Неуверенность в стабильности своего внутреннего мира, обеспокоенность тем,что этот мир может быть утерян, составляют основу постоянного стресса.
Субъективно тягостное ощущение внутреннего разлада, изменености собственного Я,своей идентичности, составляющие ядро деперсонализации, смешиваются счувством дискомфорта, снижением аффективного настроя к окружающему,трудностью сосредоточения внимания, рефлексией. Вытекающие из измененногочувства самосознания и эмоционального фона установки, мотивы и ориентацииобусловливают нарушения поведения и деятельности личности.
Скризисными процессами самосознания тесно связаны специфически подростковыереакции группирования, значение которых в формировании мотивов преступленияогромно. Повинуясь законам группы, порой столь же иррациональным, сколь инеотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того,чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственногоЯ с группой.
Кризис подросткового возраста – абсолютно нормальное явление, свидетельствующеео развитии личности, но при наличии некоторых неблагоприятных факторов иусловий это кризисное состояние приводит к агрессивному поведению. Рассмотримособенности агрессии в подростковом возрасте в следующей главе.
3.Агрессивное поведение у подростков
3.1. Спецификаагрессии в подростковом возрасте
Психическиенарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые онидостигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологическиефеномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этапзавершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризисаскорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то изэтапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.
Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких,знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.
Втеориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основныетенденции[22].
Речь вдет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, чтоосновным механизмом агрессии является патологическое личностноеразвитие, особенно в период жизненных кризисов.
Многиеагрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являютсяследствием личностного кризиса, о чем и было сказано в предыдущем параграфе.Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения квосприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности отмира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утратыцелостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.
Внутриподросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуютвозрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявленияагрессивного поведения. Так установлено[23], что умальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочектакже обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивногоповедения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
Сравнениестепени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчикови девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямойфизической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и ккосвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно нестолько предпочтение агрессии по критерию «вербальная — физическая»,сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим.Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ееформах — прямой или косвенной.
Говоряоб особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт,что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным факторомсоциализации, она же является главным источником живых примеров агрессивногоповедения для большинства детей.
Становлениеагрессивного поведения у подростков — сложный процесс, в котором участвуютмногие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников,а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, какпосредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий,пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамереннопоощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которыеприменяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могутобнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.
Многочисленныеисследования[24] показали, чтодля семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особыевзаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как«цикл насилия», Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений,которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу.Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируюттактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают вбрак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкаяцикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стилядисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принципспирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье нетолько повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но испособствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращаяфизическую агрессию в жизненный стиль личности[25].
Настановление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близостимежду родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями исестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семьесильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно болеесклонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии такжеиз общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая заповедением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто оченьагрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другойстороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивныхсверстников.
Одиниз самых спорных источников обучения агрессии — средства массовой информации.После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методови приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ наагрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказываеткакое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его остается неизвестной.
Такимобразом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями,педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками,потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивноеповедение. Методы и технологии профилактики и коррекции агрессивного поведенияу подростков более подробно рассмотрим в следующей главе.
3.2. Методы профилактики икоррекции агрессивного поведения у подростков
Важнейшимусловием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных формповедения является развитие мотивации привязанности, посредством которойребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первуюочередь — собственных родителей. В качестве вторичного подкрепленияпривязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальнымтребованиям и запретам. В этой связи следует повторить, что важным условиемразвития агрессии является не только социальное научение как таковое, но ифрустрация[26], возникающаяпри отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний состороны либо одного, либо обоих родителей.
Игнорированиеактов агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия»агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденныйпсихолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования инекоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актовподростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшейэскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведенияличности. Очевидно, это связано с тем, что если родителями проигнорированы актыагрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения насемью, оно действительно останется не подкрепленным. Если же родителиигнорируют акты агрессии подростка, то оно не обязательно остаетсянеподкрепленным, так как круг общения подростка уже не ограничивается семьей — подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в видеодобрения сверстниками агрессии против «неправильных (не справедливых)действий родителей». А, кроме того, в силу выраженной в подростковомвозрасте тенденции, поведенческой особенности — пробовать социальные нормыи правила «на прочность» и через это определять границыдопустимого в своем поведении, — отсутствие реакции взрослых на актыагрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплениемагрессии.
Активное наказание также рассматривается в качестве способа торможения икоррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способомагрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться вситуациях, где угроза наказания слабее.
Воспитательно-профилактическаядеятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия икоррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социальногооздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда,которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.[27]
Профилактикаи предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не толькосоциально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышенияэффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основныхнаправлениях:
Ø выявлениенеблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшегоокружения, которые обуславливают отклонения в развитии личностинесовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятныхдезадаптирующих воздействий;Ø современнаядиагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних иосуществление дифференцированного подхода в выборевоспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекцииотклоняющегося поведения.Отсюдавозникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных,социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающихсоциальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должнастроиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа попредупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем уподростков, системный анализ характера их возникновения и адекватнаявоспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализациюподростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегосяповедения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит кбыстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Такимобразом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростковнавыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умениянаходить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
Большуюважность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особоевнимание, в частности в рамках школы.
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростковпринадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и,разумеется, психологов.
Заключение
Итак, проблема агрессии всовременном мире, особенно в российских условиях ломки устоявшихся ценностей итрадиций и формировании новых, является чрезвычайно актуальной, как с точкизрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснитьмеханизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработатьметоды профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения. Этизадачи мы и попытались решить в настоящей курсовой работе.
Под агрессией понимается любая форма поведения,нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, нежелающему подобного обращения.
Периодвзросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, можетспровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. При этомкризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния,требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтомуизучение особенностей подросткового возраста необходимо для пониманияпсихологии агрессии в подростковом возрасте.
Причины, покоторым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностьюне выяснены. Тем не менее, мы в ходе работы определили следующие категории, обусловливающие агрессивное поведение подростка, а именно:
Ø врожденныепобуждения или задатки;
Ø потребности,активизируемые внешними стимулами;
Ø познавательныеи эмоциональные процессы;
Ø актуальные социальные условия всочетании с предшествующим научением.
Основнымифакторами, определяющими формирование детской агрессивности являются: семья,сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведениюпосредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивныхдействий. общество, больное агрессией и нетерпимостью, заражает и свое молодоепоколение. Опасность состоит в том, у нового поколения болезнь может статьврожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму,поэтому необходимо продолжать более детальное и глубокое рассмотрение даннойтемы, как на уровне психологической и педагогической наук, так и на уровнепрактической работы с подростками.
Список литературы
1. БандураА., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.
2. КозыревГ.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. 1999.№ 2.С. 108.
3. КонИ. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред.Бодалева А. А., М.: Педагогика, 1988, 256 стр.
4. КонИ.С. Психология ранней юности. – М., 1989
5. МарининаЕ., Воронов Ю. Подросток в «стае» // Воспитание школьников. 1994. № 6.С. 42-43.
6. МожгинскийЮ.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб, 1999.
7. ПаренсГ. «Агрессия наших детей» 1997 г.
8. РеанА.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996.№5. С.3-18.
9. РемшмидтX. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.,1994.
10. СавинаО.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношескомвозрасте»// http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm
11. СеменюкЛ.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условияего коррекции. М. 1996.