1. Технология монтажа ленточных конвейеров.
1.1. Принцип действия ленточных конвейеров.
Ленточные конвейерыприменяют для непрерывного перемещения в горизонтальном и наклонном направленияхсыпучих материалов и мелкосыпучих грузов.
По сравнению с другимитранспортирующими машинами ленточные конвейеры являются наиболеераспространенной машиной, широко используемой на предприятиях по производствустроительных материалов.
Гибкая бесконечная лентаогибает приводной барабан и натяжной барабан, а в пролете между ними опираетсяна ряд роликовых опор, которые установлены с определенным интервалом на раме. Материалпоступает на ленту через загрузочную воронку и разгружается через приводнойбарабан.
Ленточные конвейерыбывают передвижными, переносными и стационарными.
Передвижные и переносныемашины применяют для перемещения небольшого количества материала на расстояниеот 5 до 20м, стационарные – для перемещения большого количества материалов нарасстояние от 30 до 250м.
В практике применяютконвейеры для перемещения материалов и на 1000м, а последовательнорасположенные конвейеры используют для транспортирования материала на десяткикилометров.
Передвижные и переносныеконвейеры. К числу распространенных ленточных конвейеров относится конвейерТ-54 (рис.2), перемещающийся с одного места работ на другое на металлическихколесах.
Базой машины являетсярама, состоящая из нижней хвостовой опорной части и верхней подвижной части(стрелы). Опорная часть рамы поддерживается ходовыми колесами и катками. Вкрайней ее части расположен натяжной барабан, а в крайней части стрелы головнойбарабан. На этих барабанах перемещается лента, которая поддерживается нижнимиопорами и верхними опорами. Источником движущей силы, обеспечивающей вращениеприводного барабана, является двигатель.
Опорная и подвижная частирамы соединены между собой шарнирно, благодаря чему, поднимаясь и опускаясь,подвижная часть может поворачиваться; высота уровня разгрузки перемещаемогоматериала при этом может увеличиваться или уменьшаться в пределах от 0,5 до5,1м.
Положение подвижной частирамы (стрелы) в пространстве изменяют при помощи механизма подъема, которыйсостоит из ручной лебедки, каната и направляющих блоков, размещенных попарно наопорной части рамы и на стреле. Канат, прикрепленный к крюку, огибает один изблоков стрелы, переходит на блоки опорной части рамы, направляется на второйблок стрелы и, обогнув его, отводится к барабану лебедки.
Механизм работаетследующим образом: при вращении барабана лебедки в том или другом направленииканат наматывается на барабан лебедки или сматывается с него и таким образомстрела поднимается или опускается. Положение стрелы фиксируется в нужномположении штырями, которые вставляют в отверстия стрелы, косынок и опорных дуг.
Лента конвейераприводится в движение приводным механизмом, который расположен в средней частирамы и состоит из приводного барабана, электродвигателя, двух отклоняющихбарабанов, ременной передачи. Таким образом, усилие от двигателя через системупередач передается приводному барабану ленты.
Для периодическогонатяжения ленты предусмотрен натяжной механизм винтового типа (рис.4). Работаэтого механизма заключается в следующем: вращая маховик, сообщают вращениенатяжным винтам, которые перемещают подшипники по направляющим станины вместе сосью, натяжным барабаном и лентой.
Выше указывалось, что дляподдерживания ленты в процессе работы предусмотрены верхние и нижние роликовыеопоры.
Верхние роликовые опоры(рис.5, а) поддерживают рабочую часть ленты. Опора состоит из трех роликов:одного среднего и двух боковых, которые вращаются на осях. Концы осей вращаютсяв подшипниках, расположенных в корпусах.
Нижние роликовые опоры(рис.5, б) поддерживают холостую часть ленты. Опора представляет собой ролик,вращающийся на оси, концы которой расположены в шариковых подшипниках. Подшипникикрепят в специальных корпусах, которые закрыты упорными крышками и наружнымикрышками.
Транспортируемый материалзагружают в воронку (рис.6), изготовленную из листовой стали. Загрузочнуюворонку крепят на приемном лотке ушками и штырями, боковые щиты направляюттранспортируемый материал на ленте. По нижним кромкам приемного лотка и боковыхщитов укреплены полоски резины.
К передвижным относитсятакже конвейер Т-144 (рис.7). В качестве основы конвейера используются рама,состоящая из двух ферм: нижней и верхней. Рама опирается на шасси, состоящие издвух стоек и двух колес. Рама перемещается в пространстве лебедкой.
Хлопчатобумажнаяпрорезиненная лента шириной 500мм размещена на приводном и натяжном барабанах,расстояние между осями которых составляет 15м. Для привода барабанапредусмотрен электродвигатель, расположенный на раме. Усилие от двигателяпередается барабану посредством приводного механизма. Во избежание провисанияленты в процессе эксплуатации предусмотрены верхние и нижние роликовые опоры.
Рама конвейераподнимается и опускается канатноблочной системой управления, состоящей излебедки с ручным приводом, стального каната и системы блоков.
При вращении барабаналебедки и наматывании каната на барабан шарнирная стойка поворачивается противчасовой стрелки, и ролики поднимают раму; при сматывании каната барабана рамаопускается, так как, нажимая на ролики, поворачивает стойку по часовой стрелке.
Остальные узлы конвейеране отличаются сложностью и близки по конструкции описанным ранее.
Стационарные конвейеры. Вкачестве стационарной транспортирующей установки применяют конвейер Т-46А (рис.8).Основное назначение машины этого типа – транспортирование материалов вгоризонтальном направлении до 80м и в наклонном направлении с подъемом 7м приполной длине рамы.
Все механизмы машины смонтированы на раме. Лента расположенана натяжном и приводном барабанах и поддерживается верхними и нижнимироликовыми опорами. Приводной барабан, а, следовательно, и лента, получаютдвижение от электродвигателя через ременную передачу, пару цилиндрическихзубчатых колес.
Рама состоит из отдельныхзвеньев длиной 2,5м. промежуточное звено рамы представляет собой конструкцию, вкоторой к одному концу продольного уголка приварены захваты, к другому –винтовые зажимы. При помощи зажимов звенья соединены между собой. На верхнемпоясе каждого звена выполнены отверстия для установки верхних и одной нижнейроликовых опор.
Конструкция верхних инижних опор аналогична конструкции опор конвейера Т-45.
В конвейере предусмотреностопорное устройство, которое предназначено для остановки барабана в томслучае, если при наклонном положении конвейера внезапно остановится электродвигательи нагруженная лента под действием веса груза начнет перемещаться в обратномнаправлении.
Стопорное устройствоустановлено на раме у приводного барабана. При перемещении рабочей ленты внужном направлении конец прикрепленной к раме стопорной ленты при вращениибарабана и движении ленты будет отводиться лентой от барабана. В том случае, еслилента начнет перемещаться в противоположном направлении, конец стопорной лентыбудет захвачен лентой и затянут между лентой и барабаном, чем обеспечиваетсяторможение барабана и остановка ленты конвейера.
1.2. Установка и монтаж ленточных конвейеров.
Передвижные конвейерыперед транспортированием с одного объекта эксплуатации на другой частичнодемонтируют. Для перевода машины в транспортное положение снимают ленту и,разбирая болтовое соединение, укладывают фермы рядом на шасси.
В некоторых случаяхснимают электродвигатель и загрузочную воронку.
Приступая к установкеконвейера, необходимо проверить техническое состояние всех узлов машины. Затемколеса конвейера устанавливают на деревянные подкладки. Рама должна бытьсмонтирована так, чтобы оси колес находились в горизонтальном положении.Положение колес проверяют, пользуясь уровнем.
После установки рамыприступают к натягиванию ленты, монтажу электродвигателя и воронки. Взаключение монтажных работ подводят электрическую энергию и включаютэлектродвигатель.
Стационарные конвейерыпоступают на место эксплуатации в разобранном виде и их монтируют на легкихфундаментах, эстакадах и в галереях.
На предприятиях строительнойиндустрии длина наклонных галерей может достигать 90м. эти установки монтируютспециальные бригады. Машинистам транспортирующих машин приходится участвовать вмонтаже более легких стационарных конвейеров.
Нормальная работаленточного конвейера во многом зависит от качества выполнения монтажа.Перекосы, допущенные при монтаже, не дают возможности отрегулировать конвейер иво время эксплуатации его часто останавливают для наладки.
Обычно монтажстационарного конвейера начинают с несущей конструкции, сопровождая работутщательной выверкой. Выверенную конструкцию временно закрепляют распорками. Навыверенной и закрепленной металлической конструкции размечают отверстия подроликовые опоры. Просверлив отверстия, приступают к монтажу роликовых опор. Однакоэтому должна предшествовать тщательная проверка роликовых опор. Следует иметь ввиду, что осевая игра роликов недопустима.
Роликовые опоры собираютв следующем порядке: сначала монтируют нижние ролики и укладывают балки скронштейнами для верхних опор. После того как ролик будет вставлен в гнездокронштейна, его проверяют по угольнику и затягивают болты крепления. Взаимноеположение роликов выверяют при помощи натянутого шнура. Вертикальное положениероликов регулируют прокладками.
Подшипники приводногобарабана устанавливают на металлическую конструкцию конвейера и тщательнозакрепляют. Барабан выверяют и устанавливают в нормальное положение путемизменения количества прокладок под подшипники.
В соответствии сположением вала приводного барабана монтируют узел электродвигатель – редуктор.
После выполнениямонтажных операций, связанных с установкой приводного барабана иэлектродвигателя с редуктором, необходимо выполнить обкатку этого узла иустранить замеченные дефекты.
Затем переходят кустановке натяжной станции. Подшипники натяжной станции закрепляют болтами, незатягивая гаек. В заключение необходимо проверить параллельность винтовыхнатяжек, а также горизонтальность барабана. Только после этого окончательнозатягивают гайки крепления подшипников.
Нормально смонтированныеприводной и натяжной барабаны легко вращаются от руки.
Заключительной работой помонтажу конвейера является установка ленты. Для этого необходимо рулон лентыпри помощи вставленной в него оси (отрезка вала или трубы) опереть на козлы илиподвесить к балкам эстакады. Рулон устанавливают по оси конвейера впереди,позади или над ним, в зависимости от условий, с таким расчетом, чтобы болеетолстая резиновая обкладка служила впоследствии рабочей поверхностью.
Наружный конец лентыстропят канатом, и рулон ленты раскатывают вдоль машины. Если к моментураскатки ленты уже проведен монтаж электропитательной сети, приводной барабанконвейера может использован в качестве шпиля. Для этого на приводной барабаннаматывают 3-4 витка каната, натягивают его и, включив привод, подтягиваютленту.
Ленту следует натягиватьтаким образом, чтобы стык для разделки попадал на верхнюю ветвь конвейера.
1.3. Эксплуатация ленточных конвейеров.
Ленточные конвейеры приправильной эксплуатации представляют собой надежный вид транспорта и выходят изстроя только при использовании их не по назначению или при нарушении правилэксплуатации.
Ленточный конвейер доначала эксплуатации должен быть тщательно осмотрен и опробован на холостомходу.
В процессе осмотра,пробного запуска и на протяжении всей работы машины необходимо тщательноследить за степенью натяжения ленты. Ленту нельзя чрезмерно натягивать, так какэто увеличивает расход мощности, ослабляет стык и делает ленту оченьчувствительной к неточной установке роликовых опор. Слабое натяжение такженедопустимо, так как увеличивает ее провес, приводит к рассыпаниютранспортируемого груза и затрудняет регулирование.
Натяжение ленты можно принекотором опыте проверить по величине прогиба от нажима на нее рукой и повеличине провеса груженой ленты между роликами. Повышенное провисание лентымежду роликовыми опорами является следствием увеличенного шага этих опор,недостаточного натяжения ленты или повышения нагрузки на ленту.
Для нормального натяженияконвейерной ленты необходимо подтянуть натяжное устройство, а также проверитьшаг роликов.
При проверке конвейеранеобходимо проследить за тем, чтобы лента перемещалась прямо, без смещения всторону и без пробуксовки. Во избежание пробуксовки ленты и порчи ее внутреннейповерхности барабан надо очищать от налипающих частиц транспортируемогоматериала. Следует также периодически очищать от налипающих частиц ролики имеждуленточные перекрытия. Плохая очистка роликов и ленты может быть причинойпростоев и аварий машины.
Если лента неправильнонабегает на барабан, то необходимо ослабить гайки крепления двух-трех роликовыхопор у приводного барабана со стороны набегания ленты и ударом молотка податьвперед края этих роликов. При подаче одного края роликовой опоры вперед второйкрай подается назад.
В том случае, еслиобнаружен перекос ленты в средней части конвейера, то ленту регулируют научастке у начала схода ленты; для этого надо повернуть несколько роликовых опорв сторону движения со стороны ее натяжения.
Если же лента неправильнонабегает на натяжной барабан, то ее регулируют двумя-тремя нижними роликовымиопорами, расположенными непосредственно у натяжного барабана.
Перед эксплуатациейследует убедиться в том, что натяжной барабан, несущие и поддерживающие роликилегко вращаются. Для нормальной эксплуатации конвейера материал необходимоподавать равномерно и в количестве, соответствующем производительности машины.Материал на ленте должен располагаться ровным слоем, ленту следует загружатьравномерно, но без перегрузки, в результате которой материал ссыпается с краев.
В зимних условиях дляулучшения сцепления ленты с ведущим барабаном на него целесообразно наклеиватькусок конвейерной ленты.
При температуре ниже 30обарабан может не иметь необходимого сцепления с конвейерной лентой. В этомслучае можно повысить сцепление, подбрасывая на вращающийся барабан мелкораздробленный битум. Будучи достаточно твердым при низкой температуре, битумиграет роль фрикционного материала. Однако его твердость не настолько велика,чтобы повредить ленту.
При подаче влажных теплых материалов в зимних условияхконвейерная лента может обледенеть, и материал скатывается с нее даже принебольшом наклоне конвейера. Надежным средством борьбы с обледенением являетсяобрызгивание ее раствором хлористого кальция.
После окончания работыконвейера электродвигатель следует выключить; перед этим надо убедиться, чтовесь материал сошел с ленты; затем электродвигатель и все подшипникиосматривают. Ленту после окончания работы закрывают брезентовым чехлом с тем,чтобы предохранить ее от вредного влияния дождя, солнца, снега и т. п.
Одной из важных работ,обеспечивающих соблюдение правил техники безопасности при работе конвейера,является проверка тормоза. Длину стопорной ленты выбирают с учетомпродолжительности торможения и тем самым с учетом величины обратного ходаконвейера, допускаемой в пределах 50-100мм.
На конце стопорной ленты тормоза следует делать фаску, чтообеспечивает затягивание ее между барабаном и холостой ветвью ленты. Надоследить за тем, чтобы конец стопорной ленты всегда был направлен в сторонубарабана, примыкал к нему и не выворачивался в противоположную от барабанасторону.
В процессе эксплуатацииконвейера необходимо заменять изношенную ленту, а также соединять ее концы.
Замена изношеннойпредставляет собой определенные трудности. Это операция может быть облегченапутем использования тягового усилия, передаваемого старой лентой. Для этогостарую ленту разрезают и временно соединяют с концом новой ленты так, чтобыконец новой ленты был сверху ведущего конца старой ленты, а ведомый конецстарой ленты был уложен сверху новой ленты и присоединен к ней.
После того как приработающем приводном барабане новая лента обойдет весь периметр конвейера,старая лента окажется сверху новой и может быть смотана в рулон при вращениипривода, а концы предварительно натянутой ленты соединяют между собой.
Соединения (стыки) лентбывают двух видов: неразъемные и разъемные.
Неразъемные соединениямогут быть выполнены несколькими способами: горячей вулканизацией, использованиемклеев типа БФ, клепкой и сшивкой сыромятными ремнями.
Для получениянеразъемного соединения концы конвейерной ленты можно соединить внахлестку ивстык.
Соединяя концыхлопчатобумажной прорезиненной ленты внахлестку, их обрезают под прямым углом кбоковой поверхности ленты, затем под углом 30–45о. Срез под углом 30о делают при отношении толщины ленты к диаметру барабана, большем 1:80, апод углом 45о – меньшим или равным. На концах ее нарезают ступени почислу прокладок.
С поверхности ступенейличным напильником опиливают резину до ткани, затем промывают ткань бензином.После испарения бензина приступают к склеиванию, для чего применяют одну частьпочиночного вулканизационного клея №1, растворенного в четырех частях бензина.
Раствор клея наносят наступени при помощи кисти тонким равномерным слоем, втирая его в ткань;нанесенному раствору дают высохнуть до такой степени, чтобы он не прилипал кпальцам, и повторяют эту операцию три-четыре раза. Затем последовательнонакладывают ступени одну на другую так, чтобы между торцами ступеней был зазорв 1мм, который придает гибкость месту склейки. Склеиваемые поверхности ступенейдолжны плотно прилегать одна к другой; для этого их сверху прокатывают роликом.Потом место склейки зажимают между двумя пластинами, нагретыми до 100–120о,и таким образом выдерживают сутки.
Разъемные соединениямогут быть крючковые, аллигаторные, петлевые, скобочные и планочные.
Крючковые соединениявыполняют из стальных скобок, устанавливаемых на краях стыка, и стальногозакладочного стержня или стального каната, соединяющего крючки.
Аналогичны соединения сзубчатыми скобами.
При крючковых соединенияхзубчатыми скобами нагрузка в стыке передается по всей ширине, а стык обладаетдостаточной гибкостью в поперечном направлении.
Петлевые соединениясостоят из шарниров, прикрепленных к краям ленты и соединяемых стержнями. Дляплоских лент длина петли несколько меньше ширины ленты.
Этот тип соединений необеспечивает равномерной передачи нагрузки по всей ширине ленты; так как частьширины ленты в стыке не участвует в непосредственной передаче нагрузки, а из-зачастых ударов стыка по роликам и барабанам разрушается стык ленты и быстроизнашиваются роликовые опоры и их подшипники.
Рассмотренные соединениястыков целесообразно применять для лент конвейеров рассчитанных нанепродолжительный срок эксплуатации. Прочность таких стыков значительно нижепрочности стыка, выполненного горячей вулканизацией.
Основные неисправностиленточных конвейеров, причины и способы устранения приведены в таблице 1.
Табл.1. Неисправностиленточных конвейеров и способы их устранения.Неисправности Причины неисправностей Способы устранения Лента сбегает. Перекос валов приводного или натяжного барабанов. Проверить положение подшипников барабанов, устранить перекос. Неправильное положение роликовых опор. Установить роликовые опоры перпендикулярно продольной оси конвейера. Неправильная сшивка ленты. Перешить ленту и отрегулировать натяжение. Налипание материала на барабаны роликовые опоры. Наладить правильную загрузку. Односторонняя загрузка ленты. Очистить барабаны и роликовые опоры, отрегулировать работу скребков. Попеременное смещение ленты вправо и влево. Конвейер установлен наклонно в поперечном направлении. Установить правильно конвейер, чтобы ось была горизонтальной. Излишнее натяжение ленты. Отрегулировать натяжение. Лента провисает между роликовыми опорами и пробуксовывает на приводном барабане. Недостаточное натяжение ленты. Подтянуть ленту и при необходимости перешить. Значительное просыпание материала из-под загрузочной воронки. Износились резиновые полоски на нижних кромках воронки. Заменить полоски. Велик угол наклона. Уменьшить угол наклона. Скольжение перемещаемого груза. Соприкосновение бортов загрузочной воронки с лентой. Правильно установить борты. Направляющие ролики не перемещаются по осям. Неправильная сборка. Проверить положение осей, роликов, блоков. Заедание на осях. Ненормальный шум в передаче. Недостаток или отсутствие смазки. Пополнить или залить смазку. Несоответствующая или некачественная смазка. Удалить старую смазку, залить качественную. Износ или поломка зубьев. Заменить зубчатые колёса. Неправильная сборка. Проверить правильность зацепления, устранить неправильность сборки.