Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Творческий проект "Народная кукла"

ТВОРЧЕСКИЙПРОЕКТ «НАРОДНАЯ КУКЛА»
 

СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта
Актуальность проекта
1.        Историявозникновения куклы
2.        Виды кукол
2.1     Куклы- обереги
2.2     Игровые куклы
2.3     Обрядовые куклы
3.        Экономическоеобоснование
Заключение
Список литературы

ПАСПОРТ ПРОЕКТА
 
Наименование проекта «Народная кукла»
Основные разработчики проекта студентыгрупп ТШ-61, КМ-71
Руководитель: Гампель Вера Николаевна, преподавательдисциплин «Технология швейных изделий», «История костюма»
Цель проекта:
— Пробудить интересмолодежи к русской культуре и традиционной народной кукле
Задачи проекта:
-          изучениеистории возникновения народной куклы;
-          изучениевидов кукол;
-          изучениетехнологии изготовления народных кукол;
-          созданиеметодического пособия по изготовлению народной куклы;
-          изготовлениеобереговых и игровых сувенирных кукол;
-          воспитаниечувства патриотизма, уважения к национальным традициям.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
 
Интерес к народным ремёслам всовременном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесьобразовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость еёзаполнить. Наше сегодняшнеежелание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила,в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремлениезнать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самыхзагадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемыйатрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусствоизготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаиРуси.
Считалось, что куклы, сделанные своимируками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предкиверили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Этапыреализации проекта
1.        Изучениеистории возникновения народной куклы
2.        Изучениевидов кукол
3.        Изучениетехнологии изготовления кукол
4.        Созданиепособия по изготовлению народной куклы;
5.        Изготовлениеобереговых и игровых сувенирных кукол
6.        Презентацияпроекта

1.        ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ
С давних времен тряпичная кукла былатрадиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к.играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была непросто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Она сопровождала человека с рождения досмерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была непросто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такаякукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делалибезликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не можетпоселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределаходной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались откукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их пониманиямира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушкии дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это иотносились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскуюлюбовь?
Большинство кукол на Руси былиоберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческихвремен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса:дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это средаобитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешкаявляются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злыхдухов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являютсяоберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российскихнародных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по стариннымповерьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистаясила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию,однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения.Потом у оберегов появились и другие «обязанности». Свадебныенеразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочьвсе хвори.
Весьма значительную их часть составлялиобрядовые. Наши предки жили довольно весело — тот круг жизни, которыйсвершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами ипраздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна изведущих ролей отводилась кукле.
В кукольных играх дети непроизвольноучились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.
Потребность в общении четко выражалась вигрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которогостаршее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передатьдальше важную часть накопленного жизненного опыта.
Куклы – обереги на Руси ведут своюисторию с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов,которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно,потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные наоснове берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегдасчиталась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осиновогополешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная чертароссийских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что постаринным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселитсянечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». Попреданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения.Потом у оберегов появились и другие «обязанности». Свадебныенеразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочьвсе хвори.
Традиционной игрушкой в быту русскойдеревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичнаякукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
Куклы были не только девчачьей забавой.Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчикиначинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строгоразделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шилиматери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делатьлюбая девочка.
Матерчатая кукла — простейшееизображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в «скалку»,тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитыхшариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались кмастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала ихна заказ.
Лицо вышивали или карандашом наводили, ав более ранних куклах — угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в неевплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали.Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам — платочки,бабам борушку наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукларассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкойдевочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусеих владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать,прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице,не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали вприданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха послесвадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайкомиграла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам несмеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
В кукольных забавах проигрывались почтивсе деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы — особо впечатляющий,торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре оченьсерьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых,исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре,летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре ихбыло до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы,подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается нанастоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание кбогомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу,и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчаниякукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали закняжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этомзаканчивалась.
В деревенской кукле предпочитали женскийобраз, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, бралипросто щепочку.
Как и у других народов, у русских вигрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силойплодородия. Вот почему часто игрушка — свадебный атрибут. Куклы, наряженные вкрасные ситцевые лоскутья, украшали «куличку» и «пряницу»(так назывался жертвенный хлеб в России).
Куклу или ребенка давали в руки невесте,чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в нашидни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и онадолжна была «принародно» посмотреть его. Подарок был закутан,завернут, а в нем — маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются ипомогают героям волшебные куклы-помощницы.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считатьдетской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило,не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумениемкрасиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже.Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в негозлых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна былапринести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек,без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла быламноголика, она могла смеяться и плакать.
Сам образ деревенской тряпичной куклыблизок к фольклору: «Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хотькуда». Здесь красота девушки материализовалась в кукле, котораясоответствовала символу — прекрасному образу девичества.
Используя те же приемы, изготавливали изтряпья и куклы-обереги. Это двенадцать «кукол-лиходеек»:«Огнея», «Ледея», «Трясея» и др., олицетворяющие,по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возлепечки, оберегая хозяев от болезней.
На куклах северных губерний традиционныйсарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачногобисера в продолжение традиций жемчужных отделок.
А костюму крестьянок Рязанской губерниисвойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой,которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательноженский головной убор «сорока» с вышитым очельем и сзади убора бисерныйпозатылен.

2.        ВИДЫКУКОЛ
По своему назначению куклы делятся натри большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
 
2.1 Куклы – обереги
Оберег – амулет или волшебноезаклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на которыйзаклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Божье Око
 
/>
Это самая древняя обережная кукла нашихпредков — Око Бога, или Божье Око. Крестообразная композиция выражает идеюраспространения сил добра или охраняющих сил на все четыре стороны света.
«Божье око» помещают над входнойдверью в дом, комнату, над кроватью ребенка, в место, которое хорошо видновходящему человеку. Яркий и неожиданный образ оберега притягивает вниманиевходящего, который забывает о недобром намерении по отношению к владельцамдома.
Считалось раньше, что если над кроваткойребёнка висит Куватка, то она отгоняет эту злую силу.

/>
За две недели до рождения ребёнкабудущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили вполе на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькиекуколки и спокойно играл.
Известно, что шили кукольные платья непросто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствоватькрасный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что онобладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор,которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый егоэлемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегатьребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов,это развивало зрение младенца.
/>/>
В подарок на именины делали куклу Ангелочка.Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многихгуберниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционнуютехнологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани, ножницы и нитки.Эта кукла делается из четырёх квадратов ткани. Самый большой квадратиспользуется для изготовления головы и туловища, два одинаковых поменьше – длякрыльев и совсем маленький – для нимба.
Берегиня — это символженского начала. По народным поверьям, которые уходят своими корнями вязыческие времена Древней Руси, этот оберег наделяется своей силой в случаесоблюдения определённых условий при его изготовлении.
Берегиню нельзя колоть иглой (сшиваялоскуты между собой), нельзя рисовать лицо. Если оберег предназначен длямаленького ребёнка, то ткань не режется ножницами, а рвётся руками.Уникальность изготовления Берегини заключается в том, что лоскуты, из которыхона состоит, соединяются между собой с помощью узелков и нитей.
/>
Были и обереги на каждое время суток. Деньи ночь — два маленьких ангела: один сделан из тёмной ткани, другой – изсветлой. Они соединены двухцветной ниткой и неразделимы; днём вперёд помещалиодного, ночью – другого.
/>
Ещё один «перевёртыш»назывался Девка-баба. Служил он для игры, в процессе которойкрестьянская девочка узнавала, чем различается традиционная одежда девушки изамужней женщины.

/>
Ровно год был отпущен оберегу, которыйназывался "12 лихорадок". Делали его в виде 12 фигурок,подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезнидемонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея,Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберегзаменяли на новый.
КуклаКолокольчик
 
/>
Колокольчик — кукла добрых вестей.
Родина этой куклы — Валдай. Оттуда пошливалдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшныхболезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчикимеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже трицарства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трехчастей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполнесчастлив.
Эта куколка — веселая, задорная,приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. ДаряКолокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия иподдерживает в нем радостное и веселое настроение.
Кукла Бессонница
 
/>
Это магическая колыбельная куклаБессоница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобыуспокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков тканикуклу-оберег и клала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессоница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
Такая кукла оставалась в доме навсегда.
Желанница
 
/>
 
Такая подружка — кукла Желанница — былав деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь,бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, изеркальце поднесешь к личику: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочекмое желание исполни». А потом спрячешь свою подруженьку в укромноеместечко до поры… Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
Кукла Параскева
 
/>
На праздник Святой Параскевы женщинысообща изготавливали большую куклу «Параскевы Пятницы», на «руку»которой (горизонтальная перекладина на уровне груди) вешали всевозможныепредметы женских рукоделий. Святая Параскева словно благославляла женский труд,а также все остальные ремесла. Параскева Пятница, после прихода на Русьхристианства, восприняла функции «Макоши», стала покровительницейткачества, прядения и другой домашней работы.
Крестец
 
/>
На первый взгляд крестец совершенно непохож на куклу, но каких то 100 лет назад кукла Крестец использовалась в играхвместо кукол мужчин. Игры назывались как и сейчас «Дочки-матери».Кроме того, кукла Крестец имела ярко выраженное значение. Крестец делали идеревенские парни. Куклу делали в конце декабря, во время Святок. По поверьям,именно на Святочной недели высвобождались бесовские силы. Самым надёжнымспособом очищения считалось купание в прорубе в Крещение (19-ого января).
По верованием, вода в этот деньстановилась святой или священной. Люди верили, что при купании в освещенномисточнике нечистая сила покидает тело человека. Чтобы злобные и коварныебесовские силы снова не овладели человеком, люди делали куклу Крестец. Она была«заместителем» человека. Крестец ставили в сугробы возле проруби. Длятого что бы привлечь внимание злых сил крест украшали яркими пёстрымиленточками и тряпочками. Так как в зимних купаниях в основном участвовалимолодые здоровые парни, кукла Крестец стала символизировать мужчину.
/>
Этот оберег – символ бесконечностижизни, мужского начала, без которого женское – слабо и бесплодно. Позжепоявилась традиция дарить этот оберег — куклу Симеон Столпник -мужчинам, чтобы их силы никогда не иссякали.
Толстушка-Костромушка (оберег отодиночества)
/>

Эта куколка — оберег от одиночества. Вдоме, где очень ждут и желают ребенка, была эта кукла. Ставили ее в спальню навидное место. Как только появлялся ребенок кукле говорили: «Деткипоявились — пошла играй».
Кукла должна демонстироваль сытое,богатое житье, должна быть нарядно одета. Ножки у куклы очень тонкие, обязательнов обуви, тело — толстенькое (сытая девочка), личико маленькое, чтобы щеки толщеказались. Настоящий оберег полностью набивается очесами льна.
2.2 Игровые куклы
Игровые куклы предназначалисьдля забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делалисьбез иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, азатем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручкамии одевали в нарядную одежду.
/>
Исследователи считают, что наиболееранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла «полено’’.Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце,наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла.Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусокткани, свёрнутый в „скалку“, тщательно обтянутое льняной тряпицейлицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм,как правило, с куклы не снимали.
Зайчика на пальчик делали детям стрех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик ивсегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходилииз дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как кдругу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг и оберег.Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу, открываются иразговаривают как с живым человеком.
/>
К игровым свёрнутым куклам относят куклы– закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани,закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способомизготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью ниткиприкреплённый к туловищу.
/> />
Наиболее простой свёрнутой куклойсчитается кукла Барыня, бытовавшая в Ефремовском уезде Тульскойгубернии. Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делалитуловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем бралидлинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову.Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это былируки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.
Была распространена игровая тряпичнаякукла Малышок – голышек. Отличительной особенностью техники еёизготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым „подолом“,а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклуобязательно подпоясывали. „Малышок“, как уже ясно из названия, былголенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутомрусского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом.
Кукла „на выхвалку“ являласьигровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом пошитью и рукоделию.
/>  />
Потом девочки помогали готовить приданоестаршим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что– то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, накоторой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьмии вовремя попасть на посиделки. Шили куклы „на выхвалку“ в основномво время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли подеревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имелисвоё название. Первая кукла – простоволосая. Вторая – кукла с косой.Третья – молодуха. Четвёртая – кукла нарядная, она и была темэкзаменом, что отделял детство от юности.

2.3 Обрядовые куклы
Богата земля русская обрядами. Обрядовыхкукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальноеназначение.
Вепская кукла (капустка, рванка) — это обрядоваякукла, символизирующая плодородие и достаток.
/>
Как с этой куклой устраивали обрядовыепроверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращаетвнимание, как рассматривает. И по этому было видно, что для него сейчас важно,а мимо чего он пока проходит. По обращению парня с этой куклой, старшие женщинысмотрели его готовность к женитьбе.
Изготавливается кукла из льняных ихлопчатобумажных тканей. Крутят куклу не выпуская из рук, до последнего узелка.При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами,вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.
Обрядовая многорукая кукла Десятиручка.
/>

Ее делали из лыка или соломы 14 октябряна Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются ниткикрасного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговуюпривязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась дляпомощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких какткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Традиционно после изготовления онапочти сразу же сжигалась. Куколку „Десятиручка“ дарят на свадьбу,чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.
А для того, чтобы в доме сытно и богатобыло, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка.
/>
Делали ее после сбора урожая. В основекуклы — мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами.Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
Обрядовая кукла Покосницаизображала женщину во время сенокоса.
/>
»Покосница" – одна из самыхпростых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единогошва, из цельного куска ткани. Затем формируется голова и перевязываетсянитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки.На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна «рубаха»-светлая основа куклы), повязывают платок. Общие тона используемой ткани –разные, светлые, ведь первый покос издавна считался в деревнях праздником.
Кукла Купавка — это обрядоваякукла одного дня. «Купавка» олицетворяла собой начало купаний.
/>
Её сплавляли по воде, и тесёмки,привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такоезначение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников АграфеныКупальницы и Ивана Купала. Порядок изготовления «Купавки» оченьпрост. Две палочки разной длины связывают крест – накрест. На верхней частикреста укрепляют голову из светлой ткани, набитой ветошью, этой же тканьюобтягивают руки куклы. Фиксируют ткань на шее, руках и поясе куклы. Привязываютлямки сарафана из яркой ткани. Надевают на куклу юбку, платок, повязывают пояс,а на руки привязывают тесёмки из ткани. Так как эта кукла летняя, её принятоукрашать травой, живыми цветами, зелёными веточками.
Коляда — славянский праздник зимнегосолнцеворота и, видимо, одноименное божество.

/>
Зимний солнцеворот приходится на 25декабря. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьямсовпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своимвесельем и оптимизмом выражало веру древнерусских язычников в неизбежностьпобеды добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнатьзлых духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.
С Колядой проходили все рождественскиеколядки. Эта кукла — символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляласобой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующиежелали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни.
В некоторых местностях колядкизаканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганиемКоляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членамисемьи.
Кукла Коляда изготавливается из спиладерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находятся хлеб и соль. За пояс заткнутвеник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.
Обрядовую куклу Масленица делалииз соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы.Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукледолжна быть с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева.
Куклу украшали лентами, искусственнымицветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов,вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобыжелания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
Домашняя Масленица – кукла, бытовавшаяв Тульской губернии.
/>
Её называли дочкой Масленицы или еёмладшей сестрой. Она представляет собой небольшую, высотой 20 – 25 сантиметров,соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом. «Домашняя Масленица’’ символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Онасчиталась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили этукуклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничноймасленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклувыставляли в окнах или дворах. По традиции, „Домашней Масленицей’’встречали жениха и невесту.
Веснянка (Авдотья-весновка)
 
/>
 
Сороки – День весеннего равноденствия.Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметамиз Рая – Вырия прилетает стайка первых птиц – сорок жаворонков. Птица – символэтого праздника. Поющие птицы – свистульки, в которые свистят дети, закликаютВесну – Красну. Здесь наблюдается модель связи образов. В звуках поющихобрядовых птиц, глиняных и берестяных свистулек – магические звуковыезаклинания, молитва, обращенная к богам. Важным атрибутом праздника являетсяобрядовое печенье в виде фигурок птиц и печенье в виде маленьких лестниц,ведущих к небу, к верховному божеству. Куклы – веснянки, в виде двухантропоморфных фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этогопраздника.
Мартинички
 
/>
 
Раньше эти куклы являлись неизменныматрибутом обряда “закликания» весны, в которых в основном участвоваламолодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, изкрасных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали наветвях деревьев.Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка всемье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая местокуколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечираздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары.
Кукла Рябинка — символ женскоймудрости, материнства, домашнего очага. Она связана с деревом рябиной.

/>
Именины дерева рябины праздновалисьчетыре раза в год. Осенью, на четвертые именины, когда созревали плоды, делалиэту куклу. В знак почитания ее, как оберега, делали большую праздничную куклуРябинку.
Спиридон-солнцеворот поворотом колесаможет полностью изменить вашу жизнь в нужную сторону.
/>
Спиридона делают как куклу-мужчину. Какобычную стригушку, только нижний пучок соломы (мочала) делится на две части — ноги. И обязательный атрибут — колесо.
Смысл Спиридона — существо,поворачивающее Солнце. Т.е. самое главное существо, отвечающее за прибытиесолнечных дней, за наступление зимних дней. Соответственно руки должны хорошоСолнце держать (чтоб не выпало). Из лыка и соломеи плетется косичка. Это зимняякукла.
Кукла Московка.

/>
Другое название куклы «СедьмаяЯ» (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученныхпоясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества,которое присоединяло к себе новые земли. Москва — мать, новое княжество — новыйребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла — символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях,так и мать любит своих детей, сколько бы их не было.
В некоторых губерниях бытовала кукла Коза.
 
/>
 
В её основе – деревянная крестовина, аморда, рога, борода – из лыка и соломы. Одета была «Коза’’ в яркоеспециальное платье и тулуп (или шубу), поверх которого крепились обрядовыепредметы: дудочки, шарманки, бубны, подкова в подарок на счастье, колокольчики,бубенцы, деревянные бусы, серьги, мешочки с подарками, венки благополучия смаленькими красными мешочками с зёрнами злаковых, деревянная колодка в подарокхолостяку, как напоминание о необходимости жениться. Кукла „Коза’’ быласимволом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и егоземле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.
Зольная кукла дариласьмолодым на свадьбе.
/>
Это древний символ продолжения рода,посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как –бы дух предков, обращённый к потомкам. Это древний символ продолжения рода,посредник между живущими на земле и царством мёртвых.
Неразлучники.
/>
Муж и жена — две половинки одногоцелого, они должны быть неразделимы. Именно для этого дарилась эта кукла. Врусской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару вдом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол:куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Этапара кукол – особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную сособенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единоенеразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идтипо жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугойразноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.
Рождение новой семьи уподоблялосьрождению Мирового дерева жизни, могучими ветвями которого надлежалостать молодой чете.
/>
Кукла “Мировое дерево»изготавливается без сшивания иглой, «чтобы счастье не зашить».Подруги зорко следили друг за другом, чтобы ритуальные фигурки не отвернулисьдруг от друга. После свадьбы Мировое дерево занимало почетное место в изберядом с другими хранимыми в семье куклами.
Основу куклы делают из просушенной березовойрогатины без изъянов в мизинец толщиной и примерно 15 см длиной, бересту неснимают. Рогатину аккуратно выламывают без использования ножа. Сначала делаюткуклу Невесту на левом сучке рогатины, а на втором сучке – куклу Жениха.
Некоторые обрядовые куклы были лечебные.
 
/>
Это Козьма и Демьян.Изготавливали их из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и других трав. Естьтакое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Этибратья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один избратьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просилпосле смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведьеда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе.За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честькукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.
Кубышка-травница
 
/>
Эта кукла наполнена душистойлекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и покомнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 годатраву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
Кубышка-Травница следит за тем, чтобыболезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки.Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доменад колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кроватибольному.
Обряд "похороны кукушки"
Много обрядов на Руси проходили спомощью специально сделанных кукол.
Например: древний обряд «похороныкукушки». Это посвящение 12 – летнихдевочек в девушки и их вступление вмир взрослой жизни. Проводили этотобряд перед Троицей. Он состоял в следующим:девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал.

/>
Там они водили хороводы, Пеле песни икумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, ониобменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклыявлялись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неёчастичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались кукламии считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желанииможно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения,друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, есливместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь делая куклу,девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своёумение, и вот она отдана подружке!
После обмена куклами девочки наряжали втряпочки и лоскутки, специально сделанную для этого случая, соломенную куклу.Изготавливали её из высушенной травы «кукушкины слёзки». Потомдевочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали,избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присущекукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и незаботится дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочкасчитается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от «кукушества»,провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая насебя обязательства «не быть кукушкой».

3ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
 
Стоимость сырья, материалов, фурнитурына единицу изделияНаименование материалов Единица измерения Затраты на единицу изделия Норма расхода Цена, руб. Сумма, руб. Ткань х/б м 0, 2 20 4,0  Канва м 0,05 250 12.5 Ленты м 0,5 6 3 Нитки м 10 0,02 0,2 ИТОГО: 19,7
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Кукла- знак человека, его игровойобраз-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историюстраны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источникудуховности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремитсядонести до потомков драгоценные ее крупицы.
Традиционная тряпичная кукла всегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутнаяфигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живымсредством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы не только игрушки, но и близкиедрузья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить,проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональныйконтакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним,как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создаетчеловек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образесамобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценностьтрадиционной народной куклы.
В итоге выполнения проекта достигнутоследующее:
·         былаизучена история традиционной русской народной куклыи ее виды
·         освоена технология выполнения;
·         изготовлено методическое пособие;
·         изготовлены образцы;
·         проведены мастер-классы;
·         в проекте создание экспозиции в музее истории колледжа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.        Дайн,Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.ЛДайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2.        Зимина,З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -
3.        Котова,И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С.Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
4.        Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.–2008.- 30 ноября
5.        Русскиеобрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.–2008.- 15ноября
6.        РучнаяРабота: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru.- 2008. — 20 ноября
7.        Славянскаядоктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru.-2008. — 26 ноября


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.