Содержание
1.Основные сведения о швейныхтоварах
1.1 Факторы, формирующиепотребности населения в одежде
1.2 Потребительские свойства одежды
2. Материалы для изготовленияшвейных товаров и их ассортимент
2.1 Ткани
2.2 Исскуственный мех
2.3 Исскуственные кожи и замша
2.4 Натуральная кожа
2.5 Подкладочные материалы
2.6 Утепляющие материалы
2.7 Материалы для скреплениядеталей одежды
2.8 Клеевые материалы
2.9 Прикладные материалы
3. Формирование потребительскихсвойств в процессе изготовления
3.1 Типология населения ипроектирование одежды
3.2 Размерно-ростовочно-полнотныйассортимент одежды
3.3 Проектирование одежды
3.4 Моделирование одежды
3.5 Групировка одежды поконструкции
3.6 Детали одежды
4.Классификация швейных изделий иих ассортимент
4.1Мужская верхняя одежда
4.2 Женская верхняя одежда
4.3 Детская верхняя одежда
4.4 Лёгкое платье
4.5 Бельё
4.6 Бельё постельное и столовое
4.7 Швейные головные уборы
4.8 Чулочно-носочные изделия
4.9 Перчаточные изделия
4.10 Головные уборы и шарфы
5.Качество швейных товаров
5.1 Требования к изготовлениюодежды
5.2 Дифекты швейных изделий
5.3 Контроль качества швейныхизделий
5.4 Определение сортности швейныхтоваров
Литература
1. Основные сведения о швейныхтоварах
К одежнымтоваром относятся различные виды верхней одежды, лёгкого платья, белья,головных уборов, а также перчатки и варежки.
Одежду,выработанную по технологии швейного производства, называют швейными изделиями.Основную массу швейных товаров составляет бытовая, спортивная ипроизводственная одежда.
Факторы,формирующие потребности населения в одежде.
Важнейшимифакторами, влияющими на формирования потребностей в одежде, являются еёпроизводство, материальный и культурный уровень населения, численностьнаселения, его половозрастной и социальный состав, типология,природно-климатические условия.
На перспективупредусмотрено создание товаров с учётом дифференциации ассортимента одежды –для детей, молодёжи, лиц пожилого возраста, спорта, туризма и т.д. Значительноевнимание будет уделяться улучшению художественного оформления тканей,моделированию и конструированию швейных изделий.
Дляправильного прогнозирования производства, формирования структуры ассортиментатребуются данные о численности, составе населения, роде его занятий. Накачественный и количественный состав набора одежды оказывает влияниесоотношение числа городов и сельских жителей, род их занятий.
К важнымфакторам, влияющим на формировании в потребности в одежде, относятсяприродно-климатические условия.
Потребительскиесвойства одежды.
Основныепотребительские свойства одежды удовлетворяющие следующие требования:
1.эргономические;
2.эстетические(нематериальные);
3.надёжность.
Свойства,удовлетворяющие эргономические требованиям, обеспечивают защиту тела человекаот неблагоприятных воздействий окружающей среды и создание температурных условий,необходимых для нормальной деятельности организма. Эстетические свойства способствуютсамовыражению человека в общественной среде. Одежда выявляет и подчёркивает лучшиечерты внешности человека, скрывает его недостатки, кроме того, выполняет функциюзнаковости. Особенности набора предметов одежды, манера их одевать и носить всегдаотражали социальную, обрядовую, профессиональную специфику определенного социума.
1. Эргономическиесвойства определяют особенностями человека и характеристикамисреды. Наиболее важными требованиями являются:
ü антропометрические;
ü гигиенические;
ü психофизиологические.
Антропометрические свойстваопределяют соответствие конструкции изделия и его элементов форме и размерам телачеловека. Одежда не должна стеснять движений.
Гигиенические свойства предусматриваютобеспечение безопасных и безвредных условий жизнедеятельности человека при его взаимодействиис предметами одежды и со средой.
Для обеспеченья нормального микроклиматав пододежном пространстве одежды должны быть изготовлена из материалов, обладающихтаким свойствам, как гигроскопичность.
Теплозащитные свойства одежды зависятот теплофизических свойств материалов, основными из которых являются теплопроводностьи теплоёмкость.
Газопроницаемость одежды необходимадля удаления из пододежного пространства углекислого газа и водяных паров и поступленияиз внешней среды воздуха, обогащенного кислородом. Наибольшее значение здесь имеетвоздухо- и паропроницаемость материалов, которая в свою очередь определяется степеньюпористости.
К важным гигиеническим требованиям относитсябезвредность. Одежда не должна выделять вредных веществ, вызывать аллергию, электризоваться.
Психофизиологические свойства предполагают эстетичностьизделий, хорошую посадку на фигуре, создание комфортных условий.
Для удовлетворения физиологическихтребований важное значение имеют масса одежды, жёсткость и трение между слоями пакетаодежды и кожи человека.
2. Эстетические свойства одеждыпредполагают соответствие изделия социальным потребностям, сложившемуся стилевомунаправлению и моде. Одежда должна быть практичной и в то же время украшать человек.На эстетические требования к одежде большое влияние оказывают стиль и мода.
Стиль — историческисложившаясяустойчивая общность системы формальных средств и приёмов художественной выразительности.Основой современного стиля в одежде является общеевропейский. Ведущие признаки такогостиля – предельная целесообразность, чистота, ясность, четкость и совершенство форми линий.
Мода –временная общность средств художественной выразительности. Мода в одежде – это непродолжительноегосподство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихсяво внешних формах. Возникновение моды в одежде связано с потребностью человека впостоянное обновлении, улучшении изделий. Мода определяется появлением, а затеми преобладанием в определенном периоде времени, например в сезоне, новых форм одежды,новых тканей, материалов, отделок.
При оценке эстетических свойств одеждынеобходимо обращать внимание на форму, силуэт, покрой одежды, цветовое решение,фактуру и туше материалов, целостность композиции: ритм, пропорции (симметрия иасимметрия), массу, ансамблевое единство и т.п.
3. Надежность — способность одежды удовлетворять материальные и нематериальные потребности во времени.Одежда должна в течение определенного промежутка времени соответствовать предъявляемымк ней требованиям. Эти требования характеризуются такими свойствами одежды, какдолговечность, сохраняемость и ремонтопригодность.
Долговечность характеризуется временемработоспособности изделия до его разрушения и зависит от сопротивления физическомуизносу. Определяется она безотказностью изделия. Срок службы изделий зависит отстойкости одежды к физическому износу, т. е. к различным механическим и физико-химическимвоздействиям (истирание, многократное растяжение, изгиб и т. п.).
Социальная долговечность отдельных видоводежды определяется процессом их морального старения. Моральный износ (социальноеустаревание) выражается в том, что изделие при сохранении достаточно высоких физическихсвойств не отвечает изменившимся требованиям потребителей по форме, цвету, фактурематериала или перестает отвечать форме и размерам тела потребителя. Социальная долговечностьодежды должна быть оптимальной и обеспечивать высокую общественную эффективностьее использования.
Формоустойчивость — способность одеждыбыстро восстанавливать первоначальную форму. Она зависит от упругости исходных материалови их жесткости, наличия упругих прокладочных материалов (флизелин, поролон и др.),конструкции и механической обработки (стежка лацканов, подворотников, поясов и др.).
Большое значение для удобства одеждыв процессе ее эксплуатации имеют ремонтопригодность и размероустойчивость.
Ремонтопригодность – возможность повторноиспользования одежды. Ремонту подлежат швейные изделия, имеющие 10-12% поврежденнойместными дефектами площади материалов.
Физическая надежность одежды зависитот стойкости материалов к воздействующим факторам физической среды при транспортировании,хранении и эксплуатации.
2.Материалы для изготовления швейныхтоваров и их ассортимент
Для верха изделий используются все видытекстильных, кожевенных материалов и искусственного меха.
2.1 Ткани
Бельевые изделия (нательное и постельноебелье) чаще всего изготовляют из хлопчатобумажных и льняных тканей, которыеобладают высокой прочностью, износостойкостью, легкостью и отличаютсяразнообразием расцветок и рисунков.
К сорочечно-платьевым тканям относятсяситцы, сатины и платьевые хлопчатобумажные ткани. Типичные платьевые ткани — кашемир, фай, ткани платьевые, а так же полушерстяные ткани с хлопчатобумажнымии искус ственныминитями. Ассортимент шелковых тканей из натуральных, искусственныхи синтетических нитей очень богат. Это креп-шифон, креп-жоржет, крепдешин, файдешин,полотно, креп-сатин, маркизет, фасонные жаккардовые и другие ткани.
Для детских платьев чаще всего используютсяткани из вискозных комплексных нитей, ацетатных нитей в сочетании с вискозными идр.
Для изготовления верхних сорочек используютткани из хлопка, шелка, шерсти, льна, искусственных и синтетических волокон и нитейв различных их сочетаниях.
Ассортимент костюмных тканей также весьмаразнообразен. Прежде всего, это шерстяные и полушерстяные ткани. Камвольные тканис отчетливо выраженным рисунком переплетения составляют классический ассортиментдля пошива мужских костюмов (бостоны, крепы, трико). Распространение получили фланели- ткани саржевого или полотняного переплетения с фулеровкой, а также габардиноподобныеткани. Из искусственных тканей для мужского костюма используются облегченные рыхлыеткани из однониточной пряжи.
Хлопчатобумажные костюмные ткани представленымолескинами, коверкотами, трико костюмными, вельветом, сукном, замшей и вельветоном.Используются также чистольняные, льнолавсановые ткани, вырабатываемые из крученойпряжи полотняным переплетением. Для изготовления мужских, женских и детских пальтов основ ном применяют чистошерстяные и полушерстяные (пальтовые и плащевые) ткани,драпы.
Для непромокаемых пальто и плащей подходятткани с химической водоотталкивающей пропиткой на основе смол и силикатов, прорезиненныеткани с водонепроницаемыми пленочными покрытиями, дублированные материалы, искусственнаякожа и замша и т. п. Пленочные материалы для одежды получают на базе поливинилхлоридных,полиэфирных и полиамидных смол, полиэтилена.
2.2 Искусственный мех
Для изготовления одежды применяют такжеискусственный мех — текстильное изделие, состоящее из каркаса и волокнистогослоя. В зависимости от способа изготовления и строения различают мех на трикотажнойили на тканой основе, с клеевым закреплением ворса на ткани, прошивной.Искусственный мех имеет высокие гигиенические показатели, хорошие эксплуатационныесвойства.
2.3 Искусственные кожи и замша
Эти материалы состоят из волокнистойосновы (ткани, трикотажные полотна) и лицевого покрытия из полимерныхматериалов. Искусственные кожи для одежды выпускают в основном с тремя видамипокрытий — поливинилхлоридным, винилуретановым и полиуретановым. Искусственнуюзамшу вырабатывают двух типов — электростатическую и солевую (вымывную). Онавыпускается различных расцветок, имеет красивый внешний вид, удовлетворительныеэксплуатационные показатели. Гигиенические свойства ее недостаточно высокие.
2.4 Натуральные кожи
Классическими материалами для одежды,которые характеризуются своеобразным внешним видом, хорошими гигиеническимисвойствами и пользуются высоким спросом у покупателей, являются натуральнаякожа и замша. По виду сырья различают кожи из шкур полукожника, бычка (яловкилегкой, сред ней, тяжелой), бычину легкую и тяжелую кожи из свиных шкур.
2.5 Подкладочные материалы
Ткани, используемые в качестве подкладкив одежде, в процессе эксплуатации изделий подвергаются интенсивному трениюпоэтому они прежде всего должны обладать прочностью, к истиранию. Их чаще всеговырабатывают атласным, сатиновым или саржевым переплетением.
Из хлопчатобумажных тканей в качествеподкладочных используют главным образом сатины. Вырабатываются такжеподкладочные ткани, выполненные полностью из вискозных комплексных нитей, тканис ацетатными и триацетатными нитями в утке. В качестве подкладочного материалапри изготовлении верхней одежды применяют искусственный мех — тканый,трикотажный и нетканый тканепрошивной.
По поверхностной плотности подкладочныеткани, делят на группы:
легкие — до 90 г/м2;
средние — 90-110 г/м2;
тяжелые 110-130 г/м2.
Подкладочные материалы во всех видаходежды должны иметь гладкую поверхность с малым, коэффициента ми трения, чтобыодежду можно было легко надевать и снимать, чтобы она не стесняла движения.
Прокладочные материалы. Для приданияформы от дельным деталям швейных изделий, обеспечения ее сохранности в процессеноски, а также для упрочения деталей швейных изделий и предотвращения ихрастяжимости используют разнообразные прокладочные материалы. Это классическиепрокладочные ткани — льняные, полу льняные бортовки, хлопчатобумажная бортоваяткань, бортовые ткани с добавлением волокон, волосяные ткани, коленкор,флизелин и др.
Особенностью прокладочных материаловявляется повышенная жесткость, которая обеспечивается структурой,аппретированием или пропитками. Некоторые про кладочные материалы имеют клеевоепокрытие.
2.6 Утепляющие материалы
Для изготовления утепляю щей подкладки водежде используют вату, ватин, иглопробивные теплоизоляционные одежныематериалы, иглопробивные одежные и клеевые объемные утеплители, пенополиуретан(поролон) и др.
2.7 Материалы для скрепления деталейодежды
Различают ниточные и клеевые, сварные икомбинированные соединения деталей и узлов швейных изделий.
Основным материалом для соединениядеталей являются швейные нитки. В зависимости от волокнистого состава онибывают из натуральных волокон — хлопчатобумажные, шелковые (швейный шелк) и изхимических волокон и нитей — полиамидные, полиэфирные, анидные.
Текстурированные швейные ниткивырабатывают из полиамидных и полиэфирных текстурированных нитей: эластика,мэрона, мэлана и петличных нитей таслан (с ма лым и большим удлинением). Ихсвойства обеспечивают прочные, растяжимые, эластичные швы в изделиях из.эластичных материалов.
Штапельные нитки вырабатывают изполинозных или полиэфирных (иногда из вискозных или полиамидных) волокон. Ониотличаются повышенным блеском. Благодаря прочности, теплостойкости, стойкости кхимической чистке, эластичности штапельные нитки получили широкое применениепри изготовлении одежды из трикотажных полотен.
Полипропиленовые (растворимые) ниткипредставляют собой моно- или комплексные нити, которые предназначены длявременного скрепления деталей при изготовлении швейных изделий.
Кроме ниточных применяют и клеевыесоединения де талей и узлов швейных изделий. Используют следующие основные видыклеев: полиамидные (ПА), полиэтилен высокого давления (ПЭВД),поливинилхлоридные и поли-винилбутиралевые. Их вырабатывают в виде порошков,паст, пленок.
2.8 Клеевые материалы
Используют при изготовлении одеждыразличного назначения из тканей (от тонких, легких до самых тяжелых),трикотажных полотен, искусственной кожи и замши, натуральной кожи, натуральногои искусственного меха, дублированных и нетканых материалов, а также приизготовлении погон и головных уборов.
2.9 Прикладные материалы
К отделочным материалам относятся ленты,тесьма, шнуры, кружева, а также ткани, кожа, замша, мех, пуговицы, бисер и пр.
Отделочные ленты и кружева применяют дляотделки белья, платьев и костюмов, головных уборов. Прикладные ленты и тесьмаслужат для отделки изделия с внутренней стороны, придания ему законченноговида, увеличения срока носки отдельных деталей. Это брючные, корсажные ленты. Кодежной фурнитуре относятся пуговицы, крючки, петли, пряжки, кнопки,застежки-молнии.
3.Формирование потребительских свойств впроцессе изготовления
3.1 Типология населения и проектированиеодежды
С целью максимального удовлетворенияспроса потребителей на швейные и трикотажные изделия предприятия изготовляютодежду на типовые фигуры, которые наиболее часто встречаются среди населения.
Размерная типология населения ипроектирование одежды представлены измерениями, называемыми раз мернымипризнаками. Размерные характеристики тела включают обхваты, продольные ипоперечные измерения.
Измерения дают представление о типахтелосложения и осанке. Тип телосложения характеризует внешнюю форму телачеловека и зависит от степени развития мускулатуры и жироотложений, а осанка — главным образом от формы позвоночника. Основные типы осанки — сутулая,нормальная, перегибистая. Они определяются формой изгибов позвоночника, а такжестепенью выступания лопаток, развитием мускулатуры и жироотложений в областишеи, спины, ягодиц.
Количество типовых фигур определяется нетолько числом ведущих размерных признаков, но и величиной промежутка(интервала) между соседними номерами по каждому ведущему признаку. Величиныинтервалов между смежными вариантами размера, роста и полноты устанавливаютсяопытным путем и соответствуют интервалу без различия. Интервал безразличия — это промежуток, в ко тором разница между размерами не ощущается. При производствеодежды эти интервалы составляют: по обхватам груди и бедер — 4 см, обхватуталии — 4 см и росту — 6 см.
Размер фигуры определяется величинойобхвата груди в сантиметрах. Принята следующая классификация типовых фигур поразмерам :
мужчины:84-88-92-96-100-104-108-112-120-124-128;
женщины:84-88-92-96-100-104-108-112-116-120-124-128-132-136.
Интервал между смежными размерами — 4см.
Рост — длина человека без обуви отверхушечной точки головы до пола в сантиметрах. Типовые фигуры по рос там :
мужчины:158-164-170-176-182-188;
женщины:146-152-158-164-170-176.
Интервал между смежными ростами — 6 см.Предприятия торговли имеют право заказывать, а промышленность должнавырабатывать одежду особо больших размеров и ростов.
Полнота характеризует тип телосложения ивозрастную изменчивость фигуры взрослого человека. Полнотным показателем являютсяобхват талии у мужчин и обхват бедер с учетом выступания живота у женщин. Поэтому показателю различают следующие варианты фигур: мужчины:70-74-78-82-86-90-94-98-102-106-110-114-118-122-126-130;
женщины: 88-92-96-100-104-108-112-116-120-124-128-132-136-140-144.
Типовые фигуры женщин подразделены начетыре полнотные группы, мужчин — на пять. Разница в полнотных показателяхтиповых фигур одного и того же размера и роста в смежных полнотных группахравна 4 см по обхвату талии у мужчин и 4 см по обхвату бедер у женщин.
Типовые фигуры детей объединены в пятьвозрастных групп:
ясельная (от 6 месяцев до3 лет);
дошкольная (3-6,5 года);
младшая школьная (6,5-12лет);
старшая школьная (12-15,5года);
подростковая (15,5-18Лет).
Ведущим размерным признаком у детейявляется рост. В каждой группе для каждого варианта роста выделяютсяопределенные размеры. Для мальчиков приняты следующие варианты:
рост — от 98 до 188 см;
обхват груди — от 52 до104 см;
обхват талии — от 48 до 90см.
Для девочек:
рост — от 98 до 176 см;
обхват груди — от 52 до104 см;
обхват талии — от 48 до84 см.
Интервал по росту — 6 см, по обхватугруди — 4 см, по обхвату талии — 3 см.
3.2 Размерно-ростовочно-полнотныйассортимент одежды
Материалы антропометрическихобследований позволили установить процентное соотношение размеров, пол нот иростов в общем контингенте потребителей, т. е. шкалы типоразмеров.
Под размерно-ростовочно-полнотнымассортиментом понимают выраженное в процентах количественное соотношениеотдельных видов одежды разных размеров, ростов и полнот. Этот показательучитывается изготовителя ми, торгующими организациями и при отгрузке товара.
Количество размеров, ростов и полнотодежды принято устанавливать в процентном соотношении на 100 изделий.
Для удовлетворения спроса населения иорганизации снабжения торговой сети швейными товарами ежегодно разрабатываетсяи утверждается типовая шкала размеров, ростов и полнот в процентном соотношении.При заключении договоров на поставку одежды она утверждается для каждого видаодежды.
3.3 Проектирование одежды
Проектирование одежды включает процессымоделирования и конструирования. Проектированием в настоящее время в основномзанимаются дома моделей, а также опытно-конструкторские лаборатории крупныхпроизводственных объединений, фабрик и фирм.
Промышленное производство одеждывключает разработку модели (проектирование) и ее изготовление (тира жирование).Процесс изготовления состоит из следующих этапов:
1. создание моделей одежды иутверждение их на художественном совете;
2. разработка конструкции лекал намодели массового производства;
3. проверка конструкции лекал вусловиях массового производства;
4. подготовка материалов к раскроюи раскрой деталей одежды;
5. изготовление и отделка изделий.
Первых два этапа изготовления одеждывыполняются в основном домами моделей, а остальные — на фабриках.
3.4 Моделирование одежды
При массовом производстве швейныеизделия изготовляют по определенным утвержденным образцам — моделям, которыеразрабатываются в установленном порядке. Этот процесс называется моделированиеми состоит из двух последовательных этапов -разработки проекта (эскиза) ивыполнения проекта в материале (изготовление модели). Модель представляет собойхудожественный замысел художника-модельера, воплощенный в материале.
При разработке швейного изделия важноезначение имеют его силуэт и форма, композиция, цветовое решение. При создании композициихудожник-модельер учитывает назначение модели, пол и возраст потребителя, материал,характер производства, особенности изготовления, направление развития моды.
Моду в одежде определяет силуэт (от фр.silhoutte -плоскостное изображение, очертание предмета). Силуэтом называютвнешние очертания, т. е. контур, подобный тени изделия (рис. 1).
/>
Рис.1. Виды силуэтов плечевых изделий:
ü I, V-прямой;
ü II, VI–полуоблегающий;
ü III-плотно облегающий;
ü IV–трапеция
Силуэт характеризуется высотой и ширинойплеч, степенью прилегания изделия к фигуре по линии талии, длиной и шириной изделиявнизу.
По степени прилегания различаютчетыре основных силуэта: плотно облегающий фигуру в талии; сглаженный в талии сотвесными боковыми линиями; прямой -изделие одинаково по линии груди, талии и низу;трапециевидный — изделие расширяется книзу от плеча по линии груди, талии и низа.Каждый силуэт может иметь различные варианты (например, Нобразный вариант — узкийпрямой с подчеркнутой поясом талией).
Линия бедер можетбыть плавно очерченной или акцентированной (подчеркнутой).
Длина и ширина изделий зависятот назначения одежды, пола и возраста ее потребителей. Женская одежда делится подлине на три группы: «макси» — длинная юбка, доходящая до щиколоток; «миди» — юбканиже колен, до середины икр; «мини» — выше колен, до середины бедер. С изменениеммоды меняются длина и ширина изделий.
Низ изделий такжеможет быть оформлен по-разному: прямой, расширенный, «клеш», «колокол» и т. п.
По форме различают изделия строгие и «фантази».Для строгих изделий характерны несложная конструкция, прямые сдержанные линии, втачнойрукав, простой или отложной воротник, прилегающий силуэт, неслож ная отделка илиотсутствие таковой. Одежда формы «фантази» разнообразна. Ей свойственны подчеркнутая декоративностьформ и деталей, сложные конструктивные линии, нарядные виды отделки (шитье, кружева,мех и др.). Силуэт и форма изделия являются основой модели и решаются покроем. Покройодежды зависит от формы рукава, воротника, застежки, карманов. Каждый силуэт характеризуетсямногообразием фасонов. Фасоном изделия называют детальную разработку основной формыс помощью различного покроя, швов, складок и др. Конструктивное решение объемно-пространственнойструктуры формы называется покроем.
Кроме объемно-пространственной структурыформа характеризуется композицией, т. е. таким построением и сочетанием элементов- объемов, линий, пропорций, цвета, фактур, орнамента, которые создают определенноезрительное впечатление. Композиция должна производить впечатление единого целого.Линии создают общий и отдельные кон туры модели. В одежде различают три вида линий- силуэтные, конструктивные и декоративные. Пропорции в одежде — это правильноесочетание размеров отдельных частей одежды между собой, а также изделия в целом.
Материал как один из основных факторов воздействиязанимает ведущее место в одежде. Его фактура, туше и окраска создают впечатлениетепла или холода, монолитности, рыхлости, большого объема, массивности, стойкости,легкости и др. Цвет материала, его колорит (впечатление от сочетания цветов) являютсясамыми сильными вы разительными средствами одежды, формируют определенный эмоциональныйнастрой.
Отделка всегда дополняет и украшает модель.Для этой цели используют:
ü машиннуюстрочку,
ü тесьму,
ü ленту,
ü вышивку,
ü аппликации,
ü кружева,
ü фурнитуру,
ü ткани,
ü трикотаж,
ü натуральнуюи искусственную кожу и т. п.
Части и элементы формы могут быть согласованыв различном порядке. Согласование частей одежды в определенном порядке называетсяритмом. Он вносит в одежду выраженные эмоциональные оттенки.
После утверждения на художественно-техническомсовете на каждую модель, рекомендуемую в производство, составляется техническоеописание. В нем производится зарисовка модели, характеристика ее внешнего вида (силуэт,покрой, форма, цвет верха, подкладка, фурнитура), приводятся перечень техническихтребований к модели, спецификация материалов, перечень деталей, сложность обработки,рекомендуемые размеры и роста, таблица измерений площади лекал материала верха вготовом виде и другие сведения о модели.
Конструирование одежды — важный этап швейногопроизводства. Оно заключается в разработке по образцу модели технических чертежейдля всех деталей изделия, а также в изготовлении и проверке лекал (выкроек), которыеиспользуют для раскроя материала на детали при массовом, серийном и индивидуальномпроизводстве одежды. Конструкция одежды представляет собой соединение деталей ичастей изделия в единое целое для создания объемной формы. От правильной разработкиконструкции одежды в большой степени зависят удобство ее в носке, правильность посадкина фигуре, надежность в эксплуатации, сохранение формы, возможность ремонта и т.п.
Конструирование одежды осуществляют расчетно-графическими муляжным способами.
При расчетно-графическом способе строят чертежиот дельных деталей одежды. При этом используют данные о размерах фигуры человека.Построение чертежей производится на бумаге согласно меркам фигуры человека и рисункумодели с выполнением соответствующих расчетов и графических построений. Конструкциилюбых моделей по единой методике строятся на основании расчетных формул, выведенныханалитически.
При муляжном способе размеры и форму деталейопределяют, прикладывая ткань к манекену и очерчивая их контуры на бумаге или ткани.По эскизу или зарисовке де талей размеры уточняют при раскрое, шитье и примеркеобразца на фигуре. Муляжный способ используют при конструировании изделий сложныхфасонов, где встречается много деталей, вытачек, драпировок сложной формы. По чертежамдеталей изделия вырезают лекала-оригиналы (эталоны). На швейных фабриках их размножаюти получают комплекты рабочих лекал всех размеров, ростов и полнот.
В настоящее время на предприятиях легкойпромышленности широко используются современные технологии (робототехника, лазерныетехнологии, ЭВМ и др.).
3.5 Группировка одежды по конструкции
В зависимости от характера опорнойповерхности на фигуре и степени покрытия тела человека одежда делится на пятьгрупп:
1. плечевая одежда – опирается наплечевой пояс фигуры, покрывает туловище, руки и шею. Это пальто, полу пальто,куртки, пиджаки, жакеты, джемперы, свитеры, комбинезоны, платья, верхниесорочки, халаты и др.;
2. поясная одежда — опирается натазобедренный пояс (нижнюю опорную поверхность тела), покрывает полностью иличастично нижнюю часть туловища и ноги (брюки, шорты, юбка, рейтузы, плавки,панталоны, трусы);
3. головные уборы — швейные илитрикотажные изделия, покрывающие голову (шапки-ушанки, кепи, фуражки, шляпы,береты, тюбетейки, пилотки, капоры и др.);
4. чулочно-носочные изделия — трикотажные изделия, надеваемые непосредственно на тело и покрывающие нижнюючасть туловища и ноги, включая ступни (чулки, получулки, носки, гетры, колготкии подследники);
5. перчаточные изделия — швейныеили трикотажные изделия, надеваемые непосредственно на тело и покрывающиенижнюю часть руки (варежки, перчатки, рукавицы, рукавички).
3.6.Детали одежды
Деталь изделия — цельная или составнаячасть швейного (трикотажного) изделия определенной формы, изготовленная изматериала.
Узел изделия — сложное соединениедеталей швейного (трикотажного) изделия.
Все детали одежды подразделяются надетали верха, отделки, подкладки и прокладки (рис.2).
Различают основные и вспомогательныедетали верха. К основным деталям верха относятся следующие: для плечевыхизделий — полочки (две), спинка, рукава, ворот ник; для платьев — лиф (перед испинка), рукава, ворот ник; для поясных изделий — верхняя и нижняя половинкибрюк; полотнища юбок, пояс; детали головных уборов — головка, донышко, стенка,околыш, бортик, поля (широкая деталь головного убора для оформления нижнегокрая головки), налобник, полуналобник.
Детали отделки — бейка, воланы, рюши,оборки, рулики, канты, вставки, аппликации.
Детали подкладки аналогичны по названиюдеталям верха изделий, однако размеры их несколько больше.
Детали прокладки применяютдля придания устойчивости бортовым краям полочек и сохранения формы изделия. К нимотносятся волосяная и бортовая прокладки, задние и передние плечевые накладки, прокладкаворотника, пояса, прокладка под петли, бортовая кромка, доле вики под карманы.
В зависимости от модели основные детали имеютраз личную форму и размеры. Они могут состоять из одной или нескольких частей.
Раскройный процесс. Цель раскройного процесса- изготовление комплекта деталей (кроя) для определенной модели одежды. Одним изосновных требований, предъявляемых к раскройным операциям, является изготовлениевсех деталей в соответствии с формой и размерами рабочих лекал.
Пошивочный процесс. Основная задача пошивочногопроцесса — предварительная обработка выкроенных дета лей, сборка изделия из отдельныхдеталей, придание ему объемной формы и товарного вида.
В пошивочном цехе в определенной последовательностипроисходит соединение выкроенных деталей одежды в соответствии с заданной модельюи конструкцией. Изде лию при этом придают необходимый товарный вид, объемную форму,соответствующую модели. Форму изделию придают с помощью конструктивных линий, вытачек,сборок и влажно-тепловой обработки. Технологический процесс изготовления швейныхизделий включает следующие операции: заготовку и обработку деталей и подготовкуих к соединению (монтажу); соединение (монтаж) деталей изделия; влажно-тепловуюобработку; заключительную отделку и маркировку.
/>
Рис.2Детали пиджака:1 ~ полочки и спинка; 2 — рукав; 3 — воротник, подборт, клапан и обтачка боковогокармана, листочка; 4 — внутренние части детали: а — долевик под карманы;б- плечевая прокладка; в — плечевая накладка; г — сводка волоса (хлопчатобумажнаяткань); д — бортовая парусина; е — волос; ж — прокладка под петли; з — бортоваякромка
/>4.Классификация швейных изделий и ихассортимент
Подассортиментом швейных и трикотажных товаров понимают состав и соотношениеотдельных видов изделий в выпуске продукции определенного вида и наименованияпо количеству или сортам, размерам, внешней отделке и другим признакам.
Внастоящее время единой классификации на одежду не существует. Принято несколькоклассификаций для швейных изделий и продукции трикотажной промышленности: поМежгосударственному классификатору для стран СНГ, классификатору РеспубликиБеларусь.
Воснову межгосударственной классификации швейных и трикотажных товаров положенадесятичная система классификации, состоящая из шестизначных чисел (табл.1).Первые две цифры обозначают класс, третья — подкласс, четвертая — группу, пятая- подгруппу, шестая — вид изделия, остальные — характеристику разновидностей.
Таблица 1 Структуракодового обозначенияВысшие классификационные группировки Дальнейшая конкретизация видовой группировки продукции Класс Подкласс Группа Подгруппа Вид Внутривидовые группировки
/> /> /> /> /> /> /> /> />
Продукция швейной промышленности по признакуотраслевой принадлежности относится к 85-му классу. По назначению швейные изделияподразделяют на 7 подклассов: 1-й — верхняя одежда; 2-й — костюмные изделия; 3-й-платьевые изделия; 4-й — бельевые изделия и одеяла; 5-й -головные уборы (кромефетровых и трикотажных); 6-й -изделия рабочие и специального назначения; 7-й — прочие.Подклассы делятся на номенклатурные группы (от первой до десятой), объединяющиеизделия, близкие по модельно-конструктивным признакам и употреблению.
В свою очередь, каждую группу по выполняемымсоциальным функциям и основному материалу подразделяют на подгруппы, подгруппы — на виды изделий по половозрастному признаку, виды — на разновидности, характеризующиесяследующими признаками: наименованием изделий, фасоном, сложностью обработки.
Продукция трикотажной промышленности отнесенак 84-му классу. По назначению трикотажные изделия под разделяют на 8 подклассов:1-й — бельевой трикотаж; 2-й — верхний трикотаж; 3-й — чулочно-носочные изделия;4-й — платочно-шарфовые изделия, головные уборы; 5-й -перчаточные изделия; 6-й — трикотажное полотно; 7-й — утепляющие материалы; 8-й — резервный подкласс. Каждыйподкласс подразделяют на группы (от первой до десятой) по применяемому сырью. Каждаягруппа по половозрастному признаку и назначению подразделяется на подгруппы, подгруппы- на виды изделий, а виды — на разновидности.
В соответствии с классификатором РеспубликиБеларусь ОК РБ 007-98 классификация швейных и трикотажных изделий имеет следующуюструктуру. Продукция подразделяется на разделы, группы, классы, категории, подкатегории,виды, подвиды.
В соответствии со стандартной классификациейтрикотажные изделия бытового назначения классифицируются по следующим признакам:назначению, виду применяемо го сырья, структуре трикотажных переплетений, способамизготовления, отделки и обработки изделий и полотен.
Изделия, входящие в группы по половозрастномупризнаку, делятся на подгруппы: одежда мужская, женская, для мальчиков и девочекподросткового и старшего школьного возраста, мальчиков и девочек дошкольного и младшегошкольного возраста, мальчиков и девочек ясельного возраста, новорожденных.
По сезонным признакам различают следующиевиды изделий бытового назначения: зимние, демисезонные, летние, внесезонные (независящие от сезона).
По выполняемым социальным функциям одеждупод разделяют на торжественную, повседневную, домашнюю, спортивно-бытовую.
Виды швейных изделий можно характеризоватьследующими признаками: наименованием одежды (платье, костюм и т. д.); половозрастнымделением; сезонностью; видами тканей и материалов верха, применяемых при изготовленииизделий; сложностью.
Виды швейных изделий подразделяются на разновидности,которые характеризуются наименованием изделия, фасоном, покроем и видом обработки.
Фасон изделий определяется его силуэтом,формой, покроем и обработкой. Сложность фасона определяется по НСО-87, который предусматривает10 и более групп сложности. Сложность обработки определяется количеством балловпо узлам обработки изделий. Группа сложности указывается в техническом описаниимодели и в артикуле изделий.
Силуэт одежды может быть прилегающим, полуприлегающим,расширенным книзу, прямым, трапециевиным, Х-образным и др.
По форме одежду подразделяют на классическую(строгую), спортивную и «фантази».
Покрой одежды определяется покроем рукавов(реглан, втачные, широкие, объемные, комбинированные), формой воротника (отложной,стойка, апаш и др.), видом застежки (высокая двубортная, однобортная), вырезом горловины(фигурный, каре, лодочка и др.). Обработка изделий бывает жесткой, полужесткой имягкой.
Разновидности одежды характеризуются размернымипризнаками — ростом, обхватом груди (размером), полно той (для мужчин — обхват талии,для женщин — обхват бе дер). Размерные признаки для детской одежды (от 3 до 18 лет)- рост, обхват груди и талии. Размеры головных уборов обозначают по их внутреннейокружности. Указываются вид подкладки, утепляющего материала, мехового. прикладаи отделки.
Групповой ассортимент одежды
Групповой ассортимент — это перечень товаров,объединенных по назначению, применяемому сырью, условиям использования. Различаютпроизводственный и торговый ассортимент.
4.1 Мужская верхняя одежда
К мужской верхней одежде относятсяследующие виды изделий: пальто, полупальто, плащ, плащ-пальто, тренч, куртка,бушлат, шинель, пиджак, блейзер, китель, жилет, костюм, брюки, комбинезон,полукомбинезон и др.
Пальто — швейная или трикотажнаяплечевая одежда с рукавами, воротником или без него, с разрезом спереди донизу,с застежкой, капюшоном или без него. Различают пальто летние, зимние ивнесезонные.
Полупальто — укороченное пальто.Выпускают полу пальто одно- и двубортные, полуприлегающие и прямые, с капюшономи без него, с поясом, хлястиком. Полупальто может быть зимним и демисезонным.
Плащ, плащ-пальто относятся кразновидностям паль то. Их шьют из водонепроницаемой ткани со специальнойпропиткой полимерными материалами.
Тренч — армейский плащ с погончиками,шлевками, поясом.
Куртка — швейная или трикотажнаяплечевая одежда с рукавами, разрезом или застежкой, не имеющая жесткофиксированной формы. В качестве материала верха при меняются плащевые(непромокаемые) ткани и формоустойчивые трикотажные полотна. Длина куртки меньшедлины полупальто.
Бушлат — разновидность полупальто; чащевсего это изделие ведомственного назначения. В качестве бытовой одежды егоизготовляют для мальчиков дошкольного и школьного возраста и для юношей(молодежная одежда спортивного стиля).
Шинель — разновидность пальто ведомственногоназначения. Форма, покрой, материал, цвет шинели определяются ведомствами.
Пиджак — швейная или трикотажная одеждажестко фиксированной формы с рукавами, разрезом, застежкой от верха до низа.
Блейзер — однобортный пиджак подчеркнутоделового стиля, полуприлегающего силуэта, с формоустойчивой прокладкой и подкладкой.Пуговицы обычно металлические, иногда по краям бортов прокладывается кант.
Китель — форменное изделиеполуприлегающего силу эта, с отложным воротником или стойкой, с глухой однобортной застежкой. Фасон, цвет, материал, отделка, знаки различия зависят отведомства. Китель шьют с погона ми, на сатиновой или шелковой подкладке.
Жилет — швейная или трикотажная плечеваяодежда без рукавов.
Костюм — комплект швейной илитрикотажной одежды, состоящий из двух или более предметов.
Брюки подразделяют по сезонуиспользования на зимние, демисезонные, летние, внесезонные. По разновидностиразличают: брюки гражданские — гольф, галифе, бриджи; брюки спортивные — шорты,джинсы, шаровары, бермуды и др.
Комбинезон — швейная или трикотажнаяодежда, состоящая из лифа с рукавами и брюк, шорт, рейтуз, трусов, объединенныхв одно целое.
Полукомбинезон — швейная или трикотажнаяодежда, состоящая из лифа без рукавов и брюк, рейтуз, шорт, тру сов,объединенных в одно целое.
4.2 Женская верхняя одежда
Ассортимент женской верхней одеждыразнообразен и включает пальто, полупальто, плащи, накидки, костюмы, куртки идр.
Пальто шьют однобортные и двубортные,прямого силуэта, прилегающие, полуприлегающие и др. В зависимости от сезонаиспользования различают пальто зимние, демисезонные, летние и внесезонные.Пальто могут быть однослойными и многослойными.
Полупальто короче пальто на 20-30 см.Для его изготовления используют такие же ткани, что и для пальто.
Плащи шьют прямого, полуприлегающего итрапециевидного силуэта, цельнокроеные и отрезные по линии талии, с прямой илирасклешенной юбкой, иногда гофрированной.
Накидка — швейная или трикотажнаяплечевая одеж да свободной формы без рукавов и пройм на шелковой подкладке, спетлей и крючком, с разрезом спереди, с про резями для рук, имитирующимикарманы в рамку.
Костюм — классический универсальный типодежды, который состоит из жакета и юбки или жакета, жилета и юбки.
Джемпер — трикотажная плечевая одежда срукавами, без застежек или с застежкой вверху, без разреза или с разрезом не доконца.
Свитер — трикотажная плечевая одежда сдлинными рукавами, без застежки, с высоким воротником (более .'> см).Изготовляется двух видов — с цельным и пришившим воротником.
Рейтузы — трикотажная поясная одежда,состоящая из торса и ножек. Они плотно облегают нижнюю часть туловища и ноги доступней и по длине ножек бывают короткими и Длинными, заканчивающимисяштрипками или ластичным переплетением.
4.3 Детская верхняя одежда
В ассортимент детской верхней одеждывходят пальто зимние и демисезонные, плащи, куртки, комплекты, состоящие изпальто и брюк, костюмы для мальчиков и девочек. Одежда для детей чаще бываетмногослойной, длина детских изделий различна. Основной стиль — спортивный, чащепрямого силуэта.
4.4 Легкое платье
Ассортимент легкого платья отличаетсяразнообразием. Это платье, платье-костюм, платье-пальто, халат, пеньюар,сарафан, фигаро, пелерина, блузка, юбка-брюки, топ и др.
Платье — традиционная одежда для женщини девочек, состоящая из лифа и юбки, объединенных в одно целое.
По возрастному признаку различают платьядля взрослых женщин и девочек (от ясельного до старшего школьного возраста). Посезонности платья подразделяются на летние, зимние, демисезонные и внесезонные.По назначению различают платья повседневные, домашние, спортивно-бытовые,специальные, торжественные. Фасоны платьев различны по крою, вырезу горловины,покрою рукава, воротника, виду застежки, форме карманов, отдел ки. Платьявыпускают с рукавами: втачными, реглан, полуреглан, цельнокроеными, рубашечногопокроя, волана ми, фонариками, узкими, широкими, с манжетами, фигурнымиотворотами, различной длины — длинные, короткие, три четверти, семь восьмых.Фасоны воротников разнообразны — шалевый, отложной, стойка, английский,хомутик, драпированный, цельнокроеный и др. Карманы могут быть накладными, с листочком,в рамку с клапана ми, в рельефной линии.
Платье-костюм состоит из платья и жакетаили жакета и юбки либо сарафана.
Платье-пальто — легкое женское пальтобез подкладки, с разрезом сверху донизу, с застежкой или без нее, с длиннымиили короткими рукавами.
Халат имеет разрез спереди донизу, можетбыть с застежкой или поясом. Выпускают халаты свободные и длинные, с подкладкойи без нее; в двубортных халатах одна пола заходит за другую.
Пеньюар — нарядный домашний халат дляутреннего туалета из легкой шелковой ткани, с подкладкой или утепляющейпрокладкой.
Сарафан — платье без рукавов иворотника, с застежкой и без нее, иногда на бретелях. Его носят с блузкой илижакетом.
Фигаро — короткий жакет по линии талии идаже выше, с длинными или короткими рукавами, с воротником или без него, сзастежкой или без нее. Носят поверх блуз ки или платья.
Пелерина — короткая накидка без рукавовразличной длины. Можно использовать ее как самостоятельную одежду или какдополнение к платью.
Блузка по характеру оформления похожа налиф платья. Бывает разъемной и цельной, с рукавами и без них. Воротники блузокмогут быть разных фасонов — от ложной, стойка, шалевый, фигурный и т. д. Блузкивы пускают со складками, защипами, отделывают вышив кой, мережкой, кружевами,жабо, тесьмой; носят заправленными в юбку или поверх юбки, с поясом или безнего.
Юбка-брюки конструктивно выполняется какбрюки и производит впечатление длинной или короткой юбки со складками. Такаяодежда не подчеркивает особенностей фигуры, не стесняет движений.
Тон — швейная или трикотажная плечеваядевичья и женская одежда, покрывающая туловище частично или полностью, безрукавов, на бретелях (или без них), с застежкой (или без нее), надеваемая накорсетное изделие или непосредственно на тело.
Ассортимент верхнего трикотажа постояннообновляется и расширяется. Внедряются новые комплекты — платья с жакетами,платья с жилетами, платья с пальто, которые могут быть выполнены изполотен-компаньонов.
4.5 Белье
В ассортимент белья входят: изделия,которые защищают кожный покров от соприкосновения с верхней и легкой одеждой исоздают тепловой комфорт (белье верхнее и на тельное); белье постельное истоловое; корсетные изделия.
Верхнее и нательное белье подразделяютна мужское, женское и детское; по сезону использования — на зимнее,демисезонное, летнее, внесезонное; по силуэту изделия могут бытьполуприлегающие, прилегающие, прямые. Белье изготовляют строгой, спортивнойформы и «фантази»; обработка мягкая.
По виду применяемых материалов различаютбелье из хлопчатобумажных, шелковых, льняных, шерстяных, искусственных исинтетических тканей. Из нетканых материалов изготовляют только некоторые виды изделий,например, нижние сорочки и пижамы для сна, трусы, корсетные изделия, пеленки. Внастоящее время основная доля бельевых изделий приходится на трикотажные. Бельеиз трикотажных полотен отличается повышенной теплозащитностью, воздухо — ипаропроницаемостыо, высокой гигроскопичностью, и, следовательно, хорошимигигиеническими свойствами, легко отстирывается, прочно в носке, мало сминается.
Белье верхнее из тканей. В ассортиментверхнего белья входят сорочки, пижамы, манишки, воротнички, манжеты.
Сорочки верхние мужские и для мальчиковвыпускают различных фасонов. В зависимости от конструкции воротника, застежки,длины рукавов, отделки и применяемых материалов различают следующие типыверхних сорочек: с пришитым воротником, с застежкой на пуговицы донизу, сдлинными или короткими рукавами, с карманами или без них, прямого илиполуприлегающего силуэта.
Большинство сорочек вырабатывается сжесткой клеевой прокладкой в воротнике и манжетах. Фасоны сорочек самыеразнообразные: «спорт», офицерская, косоворотка, «украинка», «гуцулка»,«ковбойка», «кубанка», сорочка-куртка и т. д.
Пижама представляет собой комплект,состоящий из куртки (или блузы) и брюк. Различают пижамы для сна и отдыха.Куртки пижамные бывают прямые, полуприлегающие, однобортные и двубортные, сзастежкой на пуговицы донизу. Выпускаются с двумя карманами на полочке, схлястиком или поясом. Брюки пижамные вырабатывают длинные и короткие, на поясеили эластичной тесьме. Пижамы для женщин и девочек мало чем отличаются отмужских, но более нарядны по оформлению.
Манишка — легкая мужская и женскаяодежда без рукавов, с воротником или без него. Надевается поверх нательногобелья и заменяет верхнюю сорочку.
Воротнички выпускают одинарные мягкие — под гимнастерку и китель, а также двойные — с прокладочной тканью внутри,жесткие, с уголками и без них.
Белье нательное из тканей. Бельенательное подразделяют на женское и для девочек, мужское и для мальчиков, дляноворожденных и детей ясельного возраста.
Белье женское и для девочек. Сорочка нижняя- изделие, которое используют в качестве чехла для платьев. Комбинация — наряднаядневная сорочка с бретелями или без них, длиннее сорочки на 4 см. Гарнитур — нарядное дневное белье из хлопчатобумажных, шелковых или синтетических тканей. Внего входят сорочка на бретелях или плечиках, панталоны или трусы. Трусы используюттакже как составную часть пляжного костюма и спортивной одежды. Сорочка ночная- это нательное белье свободной формы. Пляжный ансамбль — комплект изделий, вкоторый обязательно должен входить купальный костюм. Дополнительными предметамимогут быть блузка, сарафан, юбка, халат, головной убор, сумка и другие изделия,предназначенные для пляжа. Нижняя юбка служит чехлом под платье. Ее носят летомвместо сорочки.
Белье мужское и для мальчиков. Сорочканижняя мужская и для мальчиков — нательное белье с рукавами и застежкой вверхуили без нее, с воротником или без него. Кальсоны для мальчиков и мужскиесостоят из двух передних и двух задних половинок, соединенных между собойбоковыми и шаговыми швами и швом сидения. Трусы мужские и для мальчиков шьют изсатина, ситца, саржи. Выпускаются также трусы для занятии спортом — футболом,боксом, гимнастикой. Плавки мужские и для мальчиков — это короткие трусы,плотно облегающие тело. Они могут быть двойные и одинарные, на пуговицах или нашнуровке. Пижамы для сна состоят из куртки и брюк свободной формы. Их шьют изсатина, ситца, штапеля, шелка. Белье для новорожденных и детей ясельноговозраста. К такому белью предъявляют высокие гигиенические требования. Изделиядолжны обладать воздухопроницаемостью, гигроскопичностью, теплозащитнымисвойствами, а также хорошо отстирываться и гладиться, не стеснять движенийребенка, не нарушать дыхания и кровообращения. В ассортимент белья дляноворожденных и детей ясельного возраста входят следующие изделия: распашонки,рубашечки, кофточки, ползунки, песочницы, нагрудники, конверты для новорожденных,пеленки, подгузники, простыни, комбинезоны.
Белье трикотажное. По назначениюразличают бытовой и спортивный бельевой трикотаж; по половозрастному признаку — женский, мужской, подростковый и детский; по материалу — из хлопчатобумажной,хлопколавсановой пряжи, искусственных нитей, синтетической пряжи и нитей,эластичных и объемных нитей, чистошерстяной и смешанной пряжи и др.
По виду полотна трикотажные бельевыеизделия подразделяют на основовязаные и поперечно-вязаные; по сезону — наосенне-зимние и весенне-летние; по способу производства — на вязаные и кроеные.Кроме того, существует классификация по видам, фасонам, росту, обхвату груди, обхватуталии, обхвату бедер и другим признакам.
Ассортимент бельевого трикотажа включаетженское, мужское, подростковое и детское белье. Белье для девочек и мальчиковвыпускают такое же, как для женщин и мужчин. Детское белье производится дляследующих возрастных групп: ясельной, дошкольной, младшей школьной, старшей.
К женским бельевым изделиям относятсякомбинации, ночные сорочки, юбки нижние, панталоны и др. Разнообразие моделейкомбинаций и сорочек обеспечивается раз личными конструкциями лифа, разной отделкойгорловины, пройм и низа изделия. Ассортимент женского белья пополняетсяблагодаря разработке и внедрению полотен новых структур, обладающихкомфортностью и модным художественно-колористическим оформлением, а также засчет создания новых видов изделий.
В последнее время отечественнаяпромышленность стала выпускать домашнюю одежду. Домашняя одежда для женщин идевушек — это халаты в комплекте с ночными сорочками или пижамами; туники вкомплекте с ночными сорочками; жилеты и юбки с запахом в комплекте с ночнымисорочками или пижамами и др.
Домашняя одежда для мужчин и юношейвключает ха латы комплекте с пижамами или фуфайками и шортами, куртки типахалата или блузона в комплекте с пижамами.
Корсетные изделия. В ассортименткорсетных изделий входят бюстгальтер, корсет, полукорсет, грация, полу грация,пояс для чулок, трусы корсетные и др.
4.6 Белье постельное и столовое
Ассортимент постельного белья включаетпододеяльники, простыни, пеленки, наволочки, одеяла стеганые и др.
Постельное белье шьют из отбеленных,гладкокрашеных и набивных хлопчатобумажных, льняных и полульняных тканей.
Пододеяльник — чехол на одеяло.Пододеяльники бывают двойные, полуторные, для взрослых, детей и подрост ков,четырех типов (А, Б, В, Г), различающихся по форме. Пододеяльники имеютследующие размеры: детские — 121 х 121 см и 143 X 143 см; подростковые -173 х123 см; для взрослых — 215 х 143 см (полуторные) 215 х 175 см (двойные).
Простыни шьют стачными в полтора или дваполотна из хлопчатобумажных тканей — ситца, бязи, мадаполама и цельными — изльняных и полульняных тканей. Шири на одинарных простыней для взрослых придлине 214 см может составлять 126, 130, 135 см, полуторных — 138, 149, 150, 165см, двойных — 170, 180, 187, 200 см.
Наволочка — швейное изделие в виде чехлас застежкой или клапаном с одной стороны. Наволочки бывают подушечные (верхниеи нижние), тюфячные и матрацные.
Верхние наволочки имеют следующиеразмеры: 40 х. 40 см, 60 х. 60, 70 х. 70, 75 х. 75, 80 х. 80 и 60 х. 54 см;нижние наволочки на 2 см меньше верхних.
Простыни с капюшоном изготовляют измахровых хлопчатобумажных тканей.
Одеяла стеганые состоят из двух слоевткани и утепляю щей прокладки из ваты, ватина, пуха и других материалов.
Покрывала стеганые имеют размер 210 х.150 см, 210 х. 170, 210 х. 180 и 210 х. 190 см. Их изготовляют в основном изшелковых тканей с отделкой по низу.
К ассортименту столового белья, котороепредназначено для сервировки стола, относятся скатерти, салфетки,полотенечно-платочные изделия.
4.7 Швейные головные уборы
Бытовые головные уборы являются частьюкостюма. Их основная функция — защита человека от различных воздействийокружающей среды.
Ассортимент головных уборовклассифицируется по следующим признакам: по полу и возрасту потребителей — намужские, женские и детские; по времени использования — на зимние, летние,демисезонные; по виду применяемых материалов; по назначению — на повседневные,на рядные, для летнего отдыха, спортивные; по форме — на строгие, спортивные, «фантази»;по обработке — на мягкие, полужесткие, жесткие; по характеру отделки поверхности- на гладкие, ворсовые, со стриженым и нестриженым ворсом; по расцветке — нагладкокрашеные, набивные, меланжевые и др.
Головные уборы выпускают трех группсложности — первой, второй и третьей. Размеры головных уборов для взрослых — с53-го по 62-й, для подростков и детей школьного возраста — с 50-го по 56-й; длядетей дошкольного возраста — с 45-го по 47-й. Для определения размера голо высантиметровой лентой измеряют всю окружность по выпуклой части затылка и на1,5-2 см выше ушных раковин и надбровных дуг.
Для производства головных уборовиспользуют разно образные хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, льняные ткани,искусственный мех, фетр, велюр, кожу, соломку и др. Ворсовые пуховые шляпыподразделяют на следующие виды: замшевые — шляпы с коротко срезанным отшлифованным равномерным ворсом; велюровые — с равно мерно подстриженным густымворсом высотой до 2 мм.
Для головных уборов используют разнообразныеотделочные материалы: цветы из тканей, фетра, эгреты из перьев, банты, ремешки,пряжки и др.
Головные уборы мужские и для мальчиков.Ассортимент головных уборов мужских и для мальчиков включает кепи, кепи-береты,шляпы, шапки-ушанки, береты, матроски, башлыки, фуражки, шлемики, фески и др.
Кепи — мягкий головной убор с козырькоми узким околышем. Основными его деталями являются головка (или колпак),козырек, налобник, подкладка. Верх кепи может быть различного покроя — изклиньев, цельнокроеный, реглан и «фантази».
Кепи-берет — разновидность кепи. Головкаимеет форму мягкого или жесткого кроеного берета с козырьком.
Шляпа — головной убор с головкамиразличных форм и размеров, состоящая из отдельных деталей или цельная. Основныеее детали — головка (тулья), поля, подкладка, налобник, детали внутреннейпрокладки и отделка.
Шапка-ушанка — швейный головной убор скозырьком и бортиком с наушниками.
Берет — мягкий головной убор круглой илиовальной формы с околышем или без него. Различают береты формованные (из фетра)и сшитые из ткани, кожи, искусственного меха, на подкладке и без нее. К летнимголовным уборам для мальчиков относятся жокейка, капитанка, башлык, шлемик,феска, тюбетейка, шляпа-панама. Головные уборы женские и для девочек.Разнообразие женских головных уборов во многом зависит от вида при меняемыхматериалов (фетр, ткани, искусственная кожа, мех, соломка и др.). Модныесилуэты — канотье, шляпы по типу мужских, небольшие, облегающие голову шапочкис овальными бортиками, «ток», береты, кепи-береты, «фантази», «чалма»,«болеро», шляпы спортивного типа. В качестве отделки для этих шляп используютшелковую ленту, металлическую фурнитуру, эгреты из перьев, цветы и др.
4.8 Чулочно-носочные изделия
Чулочно-носочные изделия классифицируютпо следующим признакам:
по назначению — на бытовые(повседневные и нарядные), спортивные, медицинские;
по видам сырья — изнатуральной, смешанной, химической пряжи, в том числе из текстурированных нитейи объем ной пряжи;
по способу изготовления — на изделия, полу чаемые с круглочулочных автоматов, котонных плоских, фанговыхи основовязальных машин; цельновязаные, кроеные, со стачными мысками;выработанные ластиком, платированным, плюшевым, жаккардовым (комбинированным,прессовым, рельефным или ажурным) переплетением;
по полу и возраступотребителей — для женщин, мужчин и детей;
по способу отделки — наотбеленные, гладкокрашеные, пестровязаные, набивные, формирован ные инеформированные;
по видам — на чулкиженские, получулки женские, мужские и детские, носки женские, мужские, детские,подследники женские, колготки женские и детские, кюлоты, легинсы.
К спортивным чулочно-носочным изделиямотносятся гетры, получулки спортивные, наколенники, голеностопы. Гетры состоятиз ластика, паголенка и штрипки, по лучулки спортивные — из тех же частей, чтои бытовые по лучулки. Наколенники и голеностопы предохраняют суставы от ушибов.
Размеры чулочно-носочных изделийопределяются длиной стопы в сантиметрах.
4.9 Перчаточные изделия
Перчаточные изделия вырабатываются шитыеи вязаные. В качестве сырья для их изготовления используют различные виды природныхи химических волокон. Перчаточные изделия выпускают для мужчин, женщин, детей.По назначению их подразделяют на спортивные и повседневные (бытовые), для носкив летний, зимний периоды и демисезонные. При их изготовлении используют различныевиды переплетений — прессовые, рельефные, жаккардовые, начесные и др.
К перчаточным изделиям относятсяперчатки, варежки и рукавички. Перчатки вязаные выпускают пятипалые и двупалые,одинарные и на подкладке. Перчаточные изделия выпускают следующих размеров:перчатки вязаные мужские- 9-14, женские — 8, 5; 9; 9,5, детские — 7, 8;перчатки шитые мужские — 10-14, женские — 8-10, детские — 7-9; варежки вязаныемужские — 9-14, женские -8,5; 9; 9,5, детские — 5,5; 6; 6,5; 7; 8. Размерыперчаток и варежек определяют по обхвату кисти руки в сантиметрах. Измерениепроводят посередине ладони между основаниями большого и указательного пальцев.
В зависимости от застежки различаютперчатки на кнопке и на резинке; по отделке — пестровязаные, гладкокрашеные,отделанные под замшу, кожу.
4.10 Головные уборы и шарфы
Изделия этой группы вырабатываютсяследующих видов: шарфы, косынки, шапки, береты, шлемы, чепчики, платки.Ассортимент головных уборов и шарфов группируется следующим образом: по видусырья — изделия из шерстяной и полушерстяной пряжи, козьего пуха, хлопковой,текстурированной пряжи, синтетических нитей, хлопчатобумажной пряжи (гребеннойи кардной), текстурированных полиамидных нитей, полиакрилонитрильной объемнойпряжи; по половозрастному признаку — мужские, женские и детские; по способуизготовления — изделия ручной и машинной вязки (регулярные, полурегулярные икроеные); по отделке — отбеленные, гладко крашеные, набивные и пестровязаные;по конструкции — одинарные и двойные, с бахромой, кистями, каймой; покомплектности — однопредметные изделия, двух-, трех- предметные гарнитуры; поразмерам (размеры шарфов и косынок определяются по длине и ширине в сантиметрахбез бахромы). Платки выпускают следующих размеров: от 70 х 70 см до 140 х 140см, головные уборы для взрослых -53-64 см; для детей — 45-56 см.
5. Качество швейных товаров
5.1Требования к изготовлению одежды
Основными нормативно-техническимидокументами, на которых базируются изготовление и оценка качества одежды впромышленности и торговле, являются стандарты, технические описания моделей,утвержденные образцы (эталоны) изделий.
5.2 Дефекты швейных изделий
Различают дефекты производственного инепроизводственного характера. Дефекты производственного характера, в своюочередь, подразделяются на производственно-швейные и дефекты внешнего видаматериалов.
В процессе изготовления швейных изделиймогут возникать дефекты кроя (обуженные, укороченные или пере кошенные детали),несовпадение линий рисунка в сим метричных деталях изделия из материалов срисунком, дефекты соединений (швов, строчек, стежков), дефекты влажно-тепловойобработки и заключительных отделочных операций.
Несоблюдение установленных стандартами итехническими условиями правил упаковки, транспортирования и хранения можетпривести к возникновению дефектов не производственного характера.
Дефекты внешнего вида материалов,встречающиеся в готовых изделиях, подразделяют на местные, расположенные наограниченном участке материалов (например, в тканях — утолщенные нити, близна,сбитый рисунок и т. д.), и распространенные, присущие всему изделию илиотдельным его деталям.
5.3 Контроль качества швейных изделий
Контроль качества швейных изделий — единый и непрерывный процесс в промышленности и торговле.
Качество швейных изделий контролируют вопределенной последовательности. Методы основных и вспомогательных линейных измерений(спинки, переда, воротника, лацканов, рукавов, карманов, брюк, юбки) нормируютсяГОСТ 4103 «Изделия швейные. Методы контроля качества», Парные детали изделий(борта, рукава, карманы, концы воротника, половинки брюк и т. п.) должны бытьодинаковыми по размерам и симметричными по форме. Контролируют такжесоответствие фактических размеров изделия размерам, указанным внормативно-технической документации. Все обнаруженные отклонения (дефекты) отутвержденного образца-эталона или его дубли ката и требований нормативно-техническойдокументации на изделие оценивают в соответствии с установленными нормами.
5.4 Определение сортности швейныхизделий
При приемке швейных изделий в торговыхорганизациях необходимо установить, соответствует ли партия швейных изделий повидам, разновидностям, моделям, размерам, ростам и полнотам их заказам; правильноли выполнена маркировка, соблюдены ли правила упаковки и транспортирования.Обязательно необходимо выявить, в какой степени швейные изделия соответствуютобразцу-эталону.
Сорт швейных изделий устанавливают по ограничительнойсистеме в зависимости от характера, размера, места расположения и количества(по наименованиям мест) допустимых дефектов производственного и непроизводственного характера, качества применяемых материалов и технологическойобработки деталей и изделия в целом.
Изделия, не соответствующие по внешнемувиду (фасону, отделке и т. п.), утвержденному образцу-эталону или его дубликату,считаются не соответствующими требованиям стандартов, что отмечается в акте.
В зависимости от места расположенияпроизводственно-швейных дефектов и изъянов материала (стандарт на определениесортности) все части и детали изделия под разделяют на открытые (видимые) изакрытые (невидимые) во время носки.
Изделия 1-го сорта должны полностьюсоответствовать утвержденным образцам-эталонам и показателям, установленнымнормативно-технической документацией на изделия. В изделиях 1-го сортадопускаются производственно-швейные дефекты внешнего вида основного мате риала,перечисленные в соответствующих таблицах стандарта для изделий этого сорта, ноне более одного (головные уборы) или двух-четырех (пальтово-костюмный икостюмно-платьевый ассортимент, верхние сорочки, белье, изделия дляноворожденных, пляжная одежда, корсетные изделия) местных дефектов внешнеговида основного материала в одном изделии или части комплекта в зависимости отвида и роста изделия. Изделия переводят во 2-й сорт при превышении размеровпроизводственно-швейных дефектов, предусмотренных таблицами стандарта дляоценки изделий 1-м сортом, если таких превышений более трех.
В соответствии со стандартом в швейныхизделиях 1-го и 2-го сортов не допускаются следующие дефекты: расхождениеполочек, шлиц или излишний заход одной полочки или одной стороны шлицы надругую; перекосы или заломы; натяжение или излишняя посадка лацканов, подбортовили верхнего воротника, растяжение или из лишняя посадка горловины, слабина вконцах воротника и углах лацканов; резкое несоответствие цвета ниток цветуматериала в наружных строчках; опал; подплетины, дыры, пробоины, просечки,прощипы, протиры, царапи ны (сдиры) более 1/4 толщины кожи, прорезы, прелины,молеедины, выхваты, кожеедины, оспины, отрыв основы, заломы, накидки-надевки;разноцвет, выцветшая окраска, пожелтение белого материала, ржавчина на металлическойфурнитуре; распространенные дефекты внешнего вида материалов (разнооттеночность,мешковатость, засоренность и т. д.).
При переводе в пониженный сорт подкладкиизделия сорт всего изделия не снижается.
В комплектных изделиях сорт каждогоизделия определяют отдельно; сорт комплектного изделия устанавливают по части,отнесенной к низшему сорту. Например, если в костюме пиджак 1-го сорта, а брюки2-го сорта, то весь комплект относят ко 2-му сорту.
Литература1. «Товароведение непродовольственных товаров» В.Е.Сыцко, М.Н. Миклушова 1999г.2. «Товароведение непродовольственныхтоваров» В.Е. Сыцко 2006г.