Введение
В современном мире людиценят многие вещи. В насущных вещах – товарах, продуктах, услугах – люди преждевсего ценят качество. А качество достигается многими факторами один из которыхстандарт. В последнее время, в связи с тем что мировая экономика развивается попринципам географического разделения труда, интеграции и глобализации, важнароль институтов стандартизации ведущих стран мира. Взаимодействие этихинститутов дает в целом положительный экономический эффект.
Переход России к рыночнойэкономике определил новые условия для деятельности и отечественных фирм,предприятий и организаций, не только на внутреннем рынке, но и на внешних.
Право предприятий насамостоятельность, не означает вседозволенность, а заставляет изучать, знать иприменять в своей практике принятые во всем мире «правила игры».
Международноесотрудничество по любым направлениям и на любым уровне требует гармонизацииэтих правил международными и национальными нормами с целью проведениясогласованной деятельности в области стандартизации.
Механическое перенесениеопыта зарубежных коллег в отечественные условия, невозможно, но специалистамнеобходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходитьк выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию,услуги, реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне.
Целью данного курсовогопроекта является рассмотрение работы различных организаций по стандартизации встранах Европы.
Мы рассмотрим какиеорганизации являются национальными организациями по стандартизации в своих странах,какие региональными. Рассмотрим историю их образования, организационнуюструктуру. Выделим какие организации являются государственными, какие частными,некоммерческими, их цели и задачи. Как негосударственные организации взаимодействуютс государством. Чем занимаются эти организации: либо это принятие национальных стандартов,либо составление и принятие национальных стандартов. Их взаимодействие с международнымиорганизациями.
1 Историяразвития стандартизации
Ещё в древнем Египте пристроительстве пользовались кирпичами постоянного, «стандартного»размера; при этом специальные чиновники занимались контролем размеров кирпичей.Замечательные памятники греческой архитектуры — знаменитые храмы, их колонны,портики собраны из сравнительно небольшого числа «стандартных»деталей. Древние римляне применяли принципы стандартизации при строительствеводопроводов — трубы этих водопроводов были постоянного размера.
В средние века сразвитием ремесел методы стандартизации стали применяться все чаще и чаще. Так,были установлены единые размеры ширины тканей, единое количество нитей в ееоснове, даже единые требования к сырью, используемому в ткацком производстве.
В 1785 году французскийинженер Леблан изготовил партию ружейных замков — 50 штук, каждый из которыхобладал важным качеством — взаимозаменяемостью, и его можно было использовать влюбом из ружей без предварительной подгонки. Во второй половине XIX века работыпо стандартизации проводились почти на всех промышленных предприятиях.Благодаря внутризаводской стандартизации изготовляемых изделий стала возможнойрационализация процессов производства; основная цель, которую при этомпреследовали предприниматели, — получение более высоких прибылей.Стандартизация развивалась, прежде всего, внутри отдельных фирм, отдельныхпредприятий. Однако в дальнейшем, по мере развития общественного разделениятруда, все большее значение начинала приобретать стандартизация национальная илаже международная.
В 1891 году в Англии, азатем и в других странах была введена стандартная резьба Витворта (с дюймовымиразмерами), впоследствии замененная в большинстве стран резьбой метрической. В1846 году в Германии были унифицированы ширина железнодорожной колеи и сцепныеустройства для вагонов; в 1869 году там же был впервые издан справочник,содержащий размеры стандартных профилей катаного железа. В 1870 году в рядестран Европы были установлены стандартные размеры кирпичей. Эти первыерезультаты национальной и международной стандартизации имели огромноепрактическое значение для развития производительных сил. Однако это были лишьпервые шаги. В одной только Германии из-за наличия на её территории большогочисла маленьких государств имелось, как отмечал Энгельс, столько типов мер ивесов, сколько дней в году.
Единицы измеренияустанавливались случайно: например, «локоть» соответствовал длинескипетра Генриха I; широко распространенная во многих странах единица длины«фут» соответствовала длине ступни Карла Великого. Поиски болееобоснованных единиц измерения начались давно. Так, уже в 1790 году во Франциибыла создана единица длины «метр», равная десятимиллионной частичетверти длины земного меридиана. Однако прошло 85 лет, прежде чем первые 17государств, принявшие участие в Международной метрической конвенции в 1875 годув Париже, согласились принять в качестве единицы измерения длины метр.Метрическая конвенция и создание Международного бюро мер и весов явилисьважными вехами на пути научно-технического прогресса.
На исходе XIX века и вначале XX века были достигнуты большие успехи в развитии техники,промышленности и концентрации производства. В связи с этим в наиболее развитыхстранах появилось стремление к организованной национальной стандартизации, вбольшинстве случаев завершившееся созданием национальных организаций постандартизации. Так, в 1901 году в Англии был создан Комитет стандартов,главной задачей которого было содействие усилению экономического могуществаБританской империи путем разработки и внедрения стандартов на сырье,промышленные изделия, военную технику.
Усиленная милитаризациямногих стран в начале XX столетия требовала производства большого количествавооружений при обязательном соблюдении принципа взаимозаменяемости; эту задачуможно было решить только с помощью стандартизации. Поэтому не удивительно, чтово время первой мировой войны и сразу после нее было основано нескольконациональных организаций по стандартизации, например в Голландии (1916 г.), в Германии ( 1917 г.), во Франции, Швейцарии и США (1918 г.).
После первой мировойвойны стандартизация стала все больше восприниматься как объективнаяэкономическая необходимость. В это время организации по стандартизации былисозданы в Бельгии и Канаде (1919 г.), Австрии (1920 г.), Италии, Японии и Венгрии (1921 г.), Австралии, Швеции, Чехословакии (1922 г.), Норвегии (1923 г.), Финляндии и Польше (1924 г.), Дании (1926 г.) и в Румынии ( 1928 г.).
С развитиеммонополистического капитализма стандартизация начала развиваться также и вмеждународном масштабе. Постоянное расширение международного товарообмена инеобходимость более тесного сотрудничества в области науки и техники привели коснованию Международной ассоциации по стандартизации (ИСА). В 1939 году работаИСА была прервана второй мировой войной.
В 1943 году в рамкахОрганизации Объединенных Наций был создан Координационный комитет по вопросамстандартизации с бюро в Лондоне и Нью-Йорке.
В 1946 году в Лондонебыла основана Международная организация по стандартизации (ИСО), в составкоторой вошли 33 страны. В настоящее время ИСО является одной из самых крупныхмеждународных технических организаций (её члены — 91 страна).
Помимо ИСО работы постандартизации широко ведутся и во многих других международных и региональныхорганизациях по стандартизации. Например, в рамках Европейского объединенияугля и стали была создана в 1953 году Координационная комиссия по стали,которая уполномочена разрабатывать так называемые европейские стандарты дляшести стран (ФРГ, Франции. Бельгии, Голландии, Италии, Люксембурга), являющихсячленами этого объединения. На совещании в Париже в марте 1961 г. из представителей национальных организаций по стандартизации стран, принадлежащих кЕвропейскому экономическому сообществу, Европейскому обществу свободнойторговли, а также к Комиссии по общему рынку, был создан Комитет европейскойкоординации стандартов. В задачу Комитета входит разработка общих стандартовдля стран, входящих в Европейское экономическое сообщество и в Европейскоеобщество свободной торговли. В составе этого Комитета имеется много рабочихгрупп, главным образом по таким отраслям промышленности, как металлургия,строительство, текстильная промышленность, судостроение, нефтянаяпромышленность и др. /1/.
2 Национальныеорганизации по стандартизации в странах Европы
2.1 Британскийинститут стандартов
/>
Рисунок 2.1 – Логотип BSI
Британский институтстандартов (BSI) создан в 1901 г. по инициативе обществ инженеров-механиков,инженеров-судостроителей, инженеров-электриков и инженеров-металлургов. Этонезависимая организация, действующая в соответствии с уставом, принятым в 1929 г. и пересмотренным в 1981 г.
Основные функции BSI —координация деятельности по разработке стандартов на основе соглашения междувсеми заинтересованными сторонами и принятие стандартов.
Высший законодательныйорган — Генеральная конференция созывается один раз в год для заслушиванияотчета о работе BSI, избрания президента и его заместителей, назначения финансовыхревизоров.
Высший исполнительныйорган — Управляющий совет, подотчетный Генеральной конференции, руководитработой института и контролирует его деятельность посредством подчиненного емуФинансового комитета).
В состав BSI входятколлективы и частные лица/2/.
Разрабатываютнациональные стандарты рабочие органы BSI — технические комитеты (около 3,5тыс.). Курируют эту работу комитеты по стандартизации, подчиняющиеся отраслевымсоветам по стандартизации.
Информационнымобеспечением стандартизации и ее распространением занимается центральнаясправочная служба, посредством автоматизированной системы «Standardline»,которая организована с учетом участия BSI в деятельности ИСО и является частью Международнойорганизации по стандартизации (ИСОНЕТ).
Система «Standardline»оперативно предоставляет информацию о стандартах, дополнениях и изменениях вних, дату принятия или отмены стандарта, делает копию документа. Имеет доступ кбанкам данных других стран и является абонентом 50 национальных информационныхсистем. Абоненты «Standardline» представлены более 30 странами.
Служба PERINORM создана всотрудничестве с германской и французской национальными организациями постандартизации. Ее банк данных представляет информацию по стандартам трехстран, международным стандартам ИСО и Международной электротехнической комиссии(МЭК), региональным стандартам Европейского комитета по стандартизации (СЕН) и Европейскогоинститута по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК).
Финансовые аспектыдеятельности BSI контролирует Финансовый комитет, который анализирует иоценивает работу каждого подразделения института, представляет Советудиректоров заключение о целесообразности реализации наиболее дорогостоящихпрограмм и перспективных планов. Кроме стандартизации BSI возглавляет работы поуправлению качеством и по сертификации. Вопросами качества и сертификациируководит Совет по обеспечению качества, подчиняющийся Управляющему совету.
BSI имеет испытательныйцентр, который проводит испытания серийной продукции широкого диапазона. BSI издает«Регистр фирм, выпускающих и продающих продукцию» — справочник по фирмам,продукция которых соответствует национальным стандартам /3/.
2.2 Французскаяассоциация по стандартизации
/>
Рисунок 2.2 – ЛоготипAFNOR
В 1918 г. правительственным декретом во Франции была учреждена Постоянная комиссия по стандартизации,задачей которой было изучение возможностей унификации типов изделий в областимашиностроения. Эта комиссия проделала большую работу, однако по причиненедостатка средств и других трудностей была вынуждена прекратить своюдеятельность.
В 1926 г. создана Французская ассоциация по стандартизации (AFNOR) как частная некоммерческаяорганизация — головная в стране по вопросам стандартизации.
24 апреля 1930 г. французским правительством учрежден Высший совет по стандартизации, распущенный в мае 1941 г. в связи с реорганизацией работ по стандартизации. Вместо Высшего совета по стандартизации наосновании закона от 24 мая 1941 г. введена должность Комиссара постандартизации, представляющего правительство во Французской ассоциации постандартизации (AFNOR).
В качестве органанациональной ориентации, координации, регулирования и контроля в областистандартизации, а также связующего звена с Министерством промышленности иисследований и другими министерствами правительственным декретом от 26 января1984г. создан Высший совет по стандартизации при министерстве промышленности.
Согласно декрету Высшийсовет должен определять ведущие направления работ с учетом потребностейнациональной экономики и международной конъюнктуры, выступать в роликонсультанта по вопросам разработки ежегодных общих программ по стандартизациии утверждать эти программы. В начале 1991 г. система управления национальной стандартизации претерпела серьезную трансформацию, вызванную необходимостьюадаптации к изменениям, происходящим в сфере международной и западноевропейскойстандартизации.
Реформа французскойстандартизации начата по инициативе министра промышленности. По его запросу в 1989 г. подготовлен доклад о состоянии французской стандартизации в свете перехода к единомуевропейскому рынку.
После тщательного анализав качестве основных задач, сохраняющих главные направления реформы 1984 г., определены:
· активизацияучастия предприятий, особенно средних и мелких, в стандартизации, в том числе,за счет налоговых льгот;
· развитиекорпоративных механизмов стандартизации и сертификации, координация и упрощениенациональной системы стандартизации;
· усиление участияФранции в европейской стандартизации.
В результате реформы 1991 г. организационно-функциональная структура системы национальной стандартизации Франции исоответственно AFNOR претерпели существенные изменения.
В рамках реформыупразднены Высший совет по стандартизации и пост Комиссара по стандартизации.Одновременно была создана межминистерская группа по стандартизации и назначенмежминистерский уполномоченный по стандартизации, что отражает усиливающуюсязаинтересованность государственных органов в расширении участия встандартизации, охватывающей практически все сферы экономической деятельности.Одной из функций членов группы является, например, контроль в рамкахсоответствующего министерства за использованием стандартов. При этомреорганизацию не следует понимать как усиление давления и контроля со стороныгосударства, что противоречило бы в принципе целям и задачам предпринятойреформы.
Предполагается дальнейшееразвитие отношений взаимопонимания и сотрудничества между государством иорганами по стандартизации.
AFNOR возглавляетсяАдминистративным советом, состоящим из представителей министерств, бывшихпрезидентов Ассоциации, а также членов, избираемых Генеральной ассамблеейAFNOR. Административный совет выбирает президента и вице-президента AFNOR,которые составляют бюро административного совета. Административный советсобирается не менее 4 раз в год, его решения принимаются большинством голосов.
Генеральный директорAFNOR участвует в работе Административного совета с правом консультативногоголоса.
Штат AFNOR (включая дведочерние организации — AFNOR CERTIFICATION, основанную в июле 2000 г., и CAP AFNOR — учебно-консультативную фирму, образованную в 2002 г.) состоит из 640 сотрудников. Однако в целом по стране к работе по стандартизации привлеченосвыше 30 тыс. консультантов и экспертов, работающих на предприятиях, ворганизациях, научных центрах, лабораториях и т.п. AFNOR имеет 7 региональныхфилиалов на территории страны.
Членами AFNOR могут бытьгосударственные, общественные и частные организации. Все члены подразделяютсяна три категория: ассоциированные, полноправные и почетные.
В настоящее время членамиAFNOR являются 3000 компаний и других заинтересованных организаций /4/.
На AFNOR, какнациональную организацию по стандартизации — возложены следующие функции:
· организация, руководство икоординация деятельности по стандартизации;
· определение потребностей в новыхстандартах, регистрация заявок на стандарты;
· разработка и утверждение национальныхстандартов;
· продажа, распространение и пропагандастандартов Франции, контроль за их внедрением;
· составление ежегодных программ работпо стандартизации с учетом национальных приоритетов, определяемых государственнымпланом экономического развития;
· проведение работ по сертификации,контролю качества, метрологии, обучению и подготовке специалистов;
· представление Франции в международныхорганизациях по стандартизации;
соответствия стандарту);
· управление национальным знакомсоответствия AFNOR (NF) /3/.
Существеннуюэкономическую поддержку национальной стандартизации во Франции оказываетправительство и промышленность. Французские промышленные круги придают большоезначение стандартизации и заинтересованы в укреплении национальной системыстандартизации, так как это усиливает их экономические позиции в конкурентнойборьбе с другими странами Западной Европы. Годовой бюджет AFNOR составляет 80млн. евро. Важным источником финансирования AFNOR являются членские взносы,доходы от проведения экспертиз, испытаний, сертификации и аккредитации, отпродажи публикаций и предоставления других услуг, в том числе организацииобучения.
В рамках национальнойсистемы стандартизации Франции действует 31 отраслевые бюро по стандартизации(BN), которые утверждаются государственными органами по представлениюАдминистративного совета AFNOR.
Процедура подготовки иутверждения французских национальных стандартов состоит из четырехпоследовательных стадий:
1) планирования,включающего определение, оценку потребностей в принятии нового стандарта иорганизацию соответствующих работ;
2) технической разработкистандарта в комиссиях по стандартизации, либо в более ограниченных по составугруппах экспертов с последующим его одобрением комиссией по стандартизации;
3) рассмотрения стандартана уровне AFNOR даже при наличии отраслевого бюро по стандартизации.Продолжительность этой стадии — 2,5 месяца;
4) утверждения стандартаГенеральным директором AFNOR; регистрации и публикации. Продолжительность этогоэтапа составляет не менее 3 месяцев, по истечении которых утверждаемый стандартстановится доступным всем заинтересованным лицам.
AFNOR является членом ИСОс момента создания организации в 1947 г. В настоящее время ведет секретариаты19 ТК и 62 ПК ИСО /4/.
2.3 Немецкий институт стандартов
/>
Рисунок 2.3 – Логотип DIN
В 1917г. Был созданКомитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновениянациональной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял название:в 1926 г. – Германский комитет стандартов и в 1975 г. – Немецкий институт стандартизации ( DIN). С 1990 г. Немецкий институт стандартизации сталнациональной организацией по стандартизации Германии.
Принципыдеятельности немецкой национальной организации постандартизации:
•добровольность — обеспечивается правом любого лица принимать участие в созданиистандарта, а нормативные документы носят рекомендательный характер;
•гласность — реализуется публикацией всех проектов стандартов и принятием вовнимание каждого критического замечания;
•участие всех заинтересованных сторон — равноправие всех участвующих встандартизации юридических лиц;
•единство и непротиворечивость — выражаются в установлении правил и процедур,обеспечивающих единство всей системы стандартизации, и в обязательной проверкевновь принятых стандартов на их совместимость с действующими нормативнымидокументами;
•конкретность — состоит в обязательном соответствии стандарта современномунаучно-техническому уровню;
•ориентированность на общую выгоду — определяется правилом
—польза для всей страны превалирует над выгодой отдельной стороны;
•ориентированность на экономические реальности — состоит в том, что в стандарт закладываютсятолько абсолютно необходимые требования, так как стандартизация — не самоцель;
•международный характер стандартизации — деятельность DIN направлена на устранение технических барьеров в торговлеи создании единого рынка в Европе, на применение международных и европейскихстандартов /3/.
DINсостоит из основной организации и дочерних подразделений. Всего в общем штатеинститута 750 человек/2/.
Бюджет DIN составляетпорядка 55 млн. евро, из которых членские взносы — лишь 8%. Большую частьдоходов (52%) DIN получает от издательской деятельности и от деятельностимногочисленных дочерних компаний. Любопытно, что государственное финансированиеотдельных проектов и программ представлено в бюджете DIN — 16%, а добровольноефинансирование таких проектов со стороны промышленных компаний — 24%.Государство в основном берет на себя финансирование проектов по стандартизациив области здравоохранения, экологии, охраны труда и техники безопасности.
В рамках DIN сотрудничаютгосударственные организации и крупные предприятия, производственные ассоциациии небольшие частные фирмы, научные институты и учебные заведения. Стандарты вDIN разрабатываются в 73 комитетах, большинство из которых объединены внесколько Национальных Технических Комитетов (ТК).
В комитетах состоят около40 тыс. внештатных сотрудников- специалистов фирм, институтов, предприятий идр.
Например, в НациональныйТехнический Комитет 140 «Стандарты в электротехнике» («NormenstelleElektrotechnik») входит 24 ТК.
DIN – один из признанныхлидеров в области разработки международных и европейских стандартов. DINпредставляет национальные интересы Германии в ИСО, Международнойэлектротехнической комиссии (МЭК), СЕН и в СЕНЭЛЕК.
На сегодня около 90%разработок DIN гармонизировано с соответствующими стандартами этихмеждународных организаций.
Благодаря DIN в последниедва года резко возросла активность Германии в ИСО. По инициативе DINорганизовано 4 новых технических комитета ИСО: ИСО/ТК 230-233.
DIN ведет секретариатыэтих ТК, их председатели — также немецкие эксперты. Специалисты DINсотрудничают в 727 ТК и ПК ИСО, а также в Комитете ИСО по оценке соответствия(КАСКО), Комитете ИСО по вопросам потребления (КОПОЛКО) и в Комитете ИСО попроблемам развивающихся стран (ДЕВКО).
За последние нескольколет был заключен или продлен ряд двусторонних договоров между DIN иорганизациями по стандартизации других стран, среди которых особое местозанимают США, Китай, Россия и Индия.
Сотрудничество DIN иРостехрегулирования акцентировано на гармонизацию и адаптацию европейскихстандартов и норм в России, а также на повышение эффективностироссийско-германской торговли.
Для нас интересно, чтопод эгидой DIN работает Германский комитет пользователей стандартов (ANP). Егоцель — содействовать выполнению требований стандартов на практике,организовывать обмен опытом в области стандартизации. ANP, по сути, — связующеезвено между разработчиками стандартов и практиками, внедряющими их в различныхотраслях.
В рамках DIN такжеработает Международная консультационная служба (IBD), призванная содействоватьразработке и совершенствованию национальных систем стандартизации (в первуюочередь в развивающихся странах), а также помогать в адаптации национальныхсистем к условиям мирового и европейского рынков /5/.
2.4 Австрийскийинститут стандартов
/>
Рисунок 2.4 – Логотип ОN
Австрийский ИнститутСтандартов — нейтральная и независимая сервисная организация – не федеральнаявласть или агентство, основной задачей которой является разработка австрийскихнациональных стандартов ÖNORM.
Главной задачейАвстрийского института по стандартизации является разработка и изданиеавстрийских стандартов. Помимо этого ON сотрудничает с другими национальными имеждународными организациями по стандартизации (DIN, CEН, ИСО и т. д.). Институткоординирует работу более 5600 экспертов из различных областей экономики, наукии техники, которые в свою очередь объединены в 200 технических комитетов,занятых в разработке нормативных документов /6/.
Цели и задачи:
· разработкастандартов и технических условий
· организацияучастия в процессе разработки нормативной документации региональных имеждународных разработчиков
· совместная работас национальными, зарубежными, региональными и международными организациями,имеющими отношение к стандартизации
· публикация,издание и распространение стандартов ÖNORM и технических условий.
Австрийский институт постандартизации был основан 23 сентября 1920 года. Первоначальное название —Австрийский промышленно-ремесленный комитет (Ö.N.I.G). В его состав входило13 комитетов, занимавшихся разработками стандартов. Главными направлениями ихработы стали машиностроение, электротехника и автомобилестроение. Первыйстандарт был издан 1921 году.
В 1932 году комитет былпереименован в Австрийский комитет по стандартизации (ÖNA). С 1946 годакомитет является членом ИСО.
В 1969 году Австрийскийкомитет по стандартизации (ÖNA) получил название, действующие и по сейдень — Австрийский Институт по стандартизации (ON) /7/.
2.5 Финскаяассоциация стандартов
/>
Рисунок 2.5 – Логотип SFS
Стандарты SFS — добровольные документы. SFS и ее комитеты координируют национальную работустандартизации. Общее количество Стандартов SFS составляет более чем 20 000.Все Стандарты SFS издаются в двуязычном ежегоднике (финский и английский язык).Каталог SFS, который находится на сайте SFS, непрерывно обновляется. СтандартыSFS главным образом первоначально составлены СЕН, СЕНЭЛЕК, ИСО, МЭК иЕвропейским институтом телекоммуникационных стандартов (ЕТСИ).
Финская АссоциацияСтандартов SFS и ее комитеты, SESKO (Электротехническая Стандартизация вФинляндии) и финский Контролирующий орган Коммуникаций является членамиевропейских организаций стандартов СЕН, CEНЭЛЕК и ЕТСИ.
Членство подразумеваетобязательство принять все европейские стандарты как стандарты SFS в течениешести месяцев, когда заинтересованная организация одобрила европейскийстандарт.
SFS продвигаетиспользование стандартов в Финляндии, давая информацию по международным,иностранным и финским стандартам и проектам. Пункт Запроса Всемирной торговойорганизации (ВТО) работает в SFS в соответствии с мандатом Министерства труда исоциального развития и Экономики с 1980 г..
Национальные СтандартыSFS проданы в Финляндии только SFS. Распределение стандартов SFS за границейобработано национальными комитетами ИСО.
SFS — финский источникдля всех международных стандартов и проектов ИСО, по европейским стандартам ипроектам СЕН и для публикаций комитетов Международной Организации поСтандартизации. SFS также распределяет другие иностранные стандарты итехнические инструкции.
SFS управляет финскимэкологическим комитетом, который является частью объединенной скандинавскойэкологической программы маркировки. Главная цель программы состоит в том, чтобывести потребителей в отборе продуктов, которые будут менее вредными дляокружающей среды чем альтернативные доступные продукты. Другая цель программы стимулированиекомпании, чтобы развивать продукты и методы производства, у которых будут менееопасные для окружающей среды.
SFS также управляетЕвропейским эко союзом в Финляндии. Цель системы состоит в том, чтобыпродвинуть развитие, изготовление, продажу и использование продуктов, которые причиняютменьший урон окружающей среде /8/.
3 Региональныеорганизации по стандартизации
3.1 Европейскийкомитет по стандартизации
/>
Рисунок 3.1 – Логотип СЕН
Европейский комитет постандартизации (до 1970 г. — Европейский комитет по координации стандартов)существует с 1961 г. Членами СЕН состоят национальные организации постандартизации 18 европейских государств: Австрии, Бельгии, Великобритании,Греции, Дании, Германии, Испании, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии,Нидерландов, Португалии, Финляндии, ФРГ, Франции, Швеции, Швейцарии. СЕН —закрытая организация, объединяющая только государства — участники ЕС и ЕАСТ/10/.
Официальные языкикомитета европейской стандартизации — английский, французский и немецкий. СЕНимеет 48 членов (по одному представителю от каждой страны). Штаб- квартиранаходится в Брюсселе. Организация имеет 3 категории членства:
· полноправный член — 30 организацийнациональной стандартизации европейских стран, которые в Главной Ассамблеекомитета Европейской стандартизации и руководящем бюро имеют право голосования,обеспечивают работы Технического бюро и определяют рабочую программу.Полноправные члены обязаны принимать Европейские стандарты как национальные иотменять национальные стандарты, которые противоречат им.
· присоединившиеся член — полноправныйили член- корреспондент — это органы соседствующих Европейских стран,являющихся членами международной организации по стандартизации (ИСО), которыене имеют право голоса, но могут участвовать в работах Главной ассамблеи и вработах технических органов.
· член — партнер – это органысоседствующих Европейских стран, являющихся членами международной организациипо стандартизации (ИСО), которые по геополитическим причинам не могут являтьсяполноправными членами Европейского комитета по стандартизации.
Европейский комитет постандартизации имеет еще один порядок членства который называется ассоциативныйчлен. Ассоциативным членом может быть любой участник члена европейскогокомитета, общественной, научной, экономической или другой организации, права иобязанности которых:
— содействовать (СЕН) иевропейской стандартизации,
— без права голосованияучаствовать в Главной ассамблее,
— участвовать вобсуждениях в вопросах политики Руководящего бюро,
— участвовать в работахтехнического Бюро и технических органов,
— получать соответствующуюинформацию и документы, включая проекты стандартов /9/.
Основная цель СЕН —помощь европейской экономике в глобальной торговле, благосостоянии европейскихграждан и окружающей среды путем разработки европейских стандартов (евронорм,EN), на которые могли бы ссылаться в своих директивах ЕС, ЕАСТ и другиемежправительственные организации; путем обеспечения единообразного применения встранах-членах международных стандартов ИСО и МЭК; сотрудничества со всемиорганизациями региона, занимающимися стандартизацией; предоставления услуг посертификации на соответствие европейским стандартам /10/.
СЕН разрабатываетевропейские стандарты в таких областях, как оборудование для авиации,водонагревательные газовые приборы, газовые баллоны, комплектующие детали дляподъемных механизмов, газовые плиты, сварка и резка, трубопроводы и трубы,насосные станции и др.
Один из принципов работыСЕН — обязательное использование международных стандартов ИСО как основы дляразработки евронорм либо дополнение тех результатов, которые достигнуты в ИСО.Выбор приоритетного направления должен быть обоснован экономическойнеобходимостью, диктуемой степенью влияния будущего стандарта на развитиевзаимовыгодных связей, невозможностью применения международного или другогостандарта для данной цели, предложением стран—участниц СЕН или рекомендациямиорганов ЕС и ЕАСТ /2/.
Высший орган СЕН —Генеральная ассамблея, в которой представлены национальные организации постандартизации, правительственные органы стран—членов, а также ЕС и ЕАСТ (рис.12.1). Генеральная ассамблея избирает Административный совет, выполняющийследующие функции:
• установление правил испособов применения национальных стандартов стран-участниц и международныхстандартов при разработке европейских стандартов;
• определение возможностипрямого использования национального или международного нормативного документа вкачестве европейского стандарта и контроль за его соблюдением;
• координация работ понациональной стандартизации в рамках региона. Политика в области стандартизацииопределяется коллегией директоров — представителей национальных организаций иутверждается Генеральной ассамблеей.
Техническая работа постандартизации выполняется техническими комитетами, деятельность которыхкоординируется Техническим бюро.
Для стандартизации вобласти строительства, автомобилестроения и безопасности оборудования созданыкомитеты по обеспечению программ (программные комитеты). Их задача — ускорениеразработки евростандартов в этих динамичных областях путем анализа уже имеющихсямеждународных или прогрессивных национальных стандартов и сбора такойинформации, которую быстро и эффективно можно использовать в СЕН.
Программные комитетысоставляют программу стандартизации, принимают стандарты ИСО и МЭК в качествеевропейских стандартов или документов для гармонизации; разрабатываютевропейские стандарты либо ожидают получения результатов в ИСО и МЭК. С этимиорганизациями поддерживается постоянная связь, и принимая евростандарт, комитетсообщает о результатах своей работы в ИСО или МЭК.
Технические комитетытакже опираются в работе на международные стандарты, поддерживают контакты срегиональными организациями, учитывают результаты деятельности другихтехнических комитетов, которые занимаются смежными проблемами. После того какзадача, поставленная перед комитетом, выполнена, он может быть либорасформирован Техническим бюро, либо сохраняет формальную ответственность запересмотр стандарта.
Процедура принятиястандарта включает одобрение проекта рабочей группой технического комитета, рассылкупроекта техническим бюро всем странам— членам СЕН в лице национальныхорганизаций по стандартизации для голосования в установленный срок. Евронорма(европейский стандарт) считается принятой, если против проекта подано не более20% голосов. Принятый стандарт вводится в национальную систему стандартизациивсех стран—членов, в том числе и голосовавших против. Далее Административныйсовет рассматривает этот стандарт с точки зрения степени его важности длястран—членов ЕС. В случае положительного решения на него делается ссылка всоответствующей директиве ЕС и стандарт приобретает статус обязательного длявыполнения в странах—членах ЕС.
Кроме евронорм, СЕНразрабатывает документы по гармонизации (HD) и предварительные стандарты (ENV),направленные как на устранение технических барьеров в торговле, так и наускорение внедрения прогрессивных технических требований в производство новыхтоваров.
Документы по гармонизацииразъясняют сущность тех административных и правовых норм, которые нарушаютединообразие применения международных стандартов в странах—членах СЕН.
Принятый СЕН европейскийстандарт издается в двух вариантах: как евронорма и как национальный стандарт встранах—членах СЕН. Во втором варианте стандарт может содержать приложение ввиде рекомендаций и разъяснений, содействующих его пониманию и применению.
Кроме разработкистандартов на продукцию, услуги, процессы, СЕН занимается стандартизациейсистем обеспечения качества продукции, методов испытаний и аккредитациииспытательных лабораторий. В этом направлении созданы и утверждены европейскиестандарты—евронормы серии 29000 (EN 29000), которые по существу представляютсобой принятие международных стандартов ИСО серии 9000 «методомобложки». В комплекс этих нормативных документов входят пять европейскихстандартов:
EN 29000 «Общееруководство качеством и стандарты по обеспечению качества, руководящие указанияпо выбору и применению»;
EN 29001 «Системыкачества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или)разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
EN 29002 «Системыкачества, модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
EN 29003 «Системыкачества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле ииспытаниях»;
EN 29004 «Общееруководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».
В области испытаний,сертификации и аккредитации принят комплекс нормативных документов из семиосновополагающих европейских стандартов — евронормы серии 45 000 (EN 45000):
EN 45001 «Общиекритерии, касающиеся работы испытательных лабораторий»; EN 45002«Общие критерии для оценки (аттестации) испытательных лабораторий»;EN 45003 «Общие критерии для органов по аккредитации лаборатории»; EN450011 «Общие критерии для органов по сертификации, проводящихсертификацию продукции»;
EN 450012 «Общиекритерии для органов по сертификации, ответственных за сертификацию системкачества»;
EN 450013 «Общиекритерии, касающиеся органов по сертификации, занимающихся аттестациейперсонала»;
EN 450014 «Общиекритерии для заявления поставщика о соответствии изделия стандарту».
Эти стандарты разработаныСЕН совместно с Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике(СЕНЭЛЕК).
Современные проблемы СЕНкасаются подготовки стандартов, соответствующих возникающим потребностям рынка,и своевременного их издания; ликвидации отставания принятия стандарта отиздания европейских директив; ускорения сроков принятия стандартов, количествокоторых из года в год отстает от числа их проектов /3/.
3.2 Европейский комитет по стандартизациив электротехнике
/>
Рисунок 3.2 – ЛоготипСЕНЭЛЕК
СЕНЭЛЕК создан в 1973 г. объединением двух европейских организаций — Европейского комитета по координации электротехническихстандартов стран — ленов ЕАСТ и Европейского комитета по координацииэлектротехнических стандартов стран—членов ЕС (в то время ЕЭС).
В настоящее время, СЕНЭЛЕ— некоммерческая техническая организация, работящая в соответствии сбельгийским законодательством и состоящая из национальных электротехнических комитетов31 европейской страны. Кроме того, 11 национальных комитетов от соседних государствготовы стать полноправными членами СЕНЭЛЕК.
Участники CЕНЭЛЕКсотрудничают с 1950-ых годов в интересах гармонизации европейских стандартов,создавая согласованные стандарты в поддержку европейского законодательства истандарты, которые помогли сформировать европейский внутренний рынок. CЕНЭЛЕКработает с 15 000 технических экспертов от 31 европейской страны. Его работанепосредственно увеличивает потенциал рынка, поощряет технологическое развитиеи гарантирует безопасность и здоровье потребителей и рабочих.
Миссия CENELEC состоит втом, чтобы подготовить добровольные электротехнические стандарты, которые будутспособствовать развитию Общей Европейской Экономической Области дляэлектрических и электронных товаров и услуг, удаляющие барьеры, создавая новыерынки и сокращая издержки согласования /11/.
Во главе организации —Генеральная ассамблея, в которой страны-члены представляют национальныеорганизации по стандартизации и правительственные органы, а также участвуютпредставители ЕС и ЕАСТ. Генеральная ассамблея избирает Административный совет,состоящий из делегаций (до 5 человек) от национальных организаций стран-членов.Структуры, ответственные за стандартизацию, аналогичны описанным для СЕН.СЕНЭЛЕК с ними тесно сотрудничает.
Организационная структураСЕНЭЛЕК показана на рис. 3.3.
/>
Рисунок 3.3 –Организационная структура СЕНЭЛЕК
При планировании работ постандартизации в области новых технологий учитываются требования ЕС и ЕАСТ,привлекаются специалисты СЕН и других организаций. Так, если решаются вопросы,касающиеся информатики, приглашается к участию Европейская конференцияруководящих органов почт и телекоммуникаций.
Основные объектыстандартизации в СЕНЭЛЕК:
• промышленное и бытовоеоборудование с номинальным напряжением от 50 до 1000 Вольт переменного тока и75-1500 Вольт постоянного тока;
• медицинскоеэлектрооборудование;
• электромагнитнаясовместимость, в том числе радиопомехи;
• оборудование дляиспользования в потенциально взрывоопасной атмосфере (взрывозащищенноеоборудование);
• метрологическоеобеспечение средств измерений, включая электронные. Кроме того, по заданию ЕС иЕАСТ СЕНЭЛЕК разрабатывает европейские стандарты на отдельные видыэлектрооборудования, в которых европейский рынок испытывает срочнуюпотребность, но их свободному поступлению мешают технические барьеры каксуществующие, так и потенциальные, которые могут возникнуть в будущем.
Еще одно направлениедеятельности СЕНЭЛЕК — гармонизация стандартов, которой руководит Техническийсовет, специально созданный для рассмотрения рекомендаций и предложенийпрограммных комитетов. Эта работа необходима как для избежания дублированияМЭК, так и для своевременного применения международных стандартов МЭК (а такжеих проектов) как базы для евро-норм либо принятия их в качестве региональных.Такой же анализ проводится и по отношению к другим организациям региона. Есликакой-либо международный стандарт выбран в качестве базового, СЕНЭЛЕКпредлагает всем национальным организациям по стандартизации остановитьразработку стандарта в этой области. В качестве национального будет принятевропейский стандарт СЕНЭЛЕК, созданный на основе международного. Такаяпроцедура, предусмотренная общими внутренними правилами СЕН/СЕНЭЛЕК, называется«Соглашение о бездействии».
Региональные стандарты,принятые СЕНЭЛЕК, могут иметь три формы: европейский стандарт (EN), документ погармонизации (НД) и предварительный стандарт (ENV).
Евронорма СЕНЭЛЕК (EN) —это европейский стандарт с согласованным техническим текстом, принимаемыйстранами-членами как национальный нормативный документ. Правила организациизапрещают при этом вносить какие-либо изменения в текст стандарта. ENпубликуется на трех официальных языках (английский, французский, немецкий), нодопускается также издание титульного листа с официальным заявлением обиндоссаменте2. Нумерация евронорм начинается с 50001. На национальном уровнедопускается публикация EN на языке страны с четким соблюдением текста иотсутствием любых отклонений. Те или иные национальные особенности условийприменения стандарта могут быть введены в него в форме информационногоприложения.
Несмотря на сходство вработе технических органов СЕНЭЛЕК и СЕН, все же необходимо подчеркнутьспецифику Комитета по электронным компонентам (СЕСС) и программных комитетов.СЕСС занимается оценкой качества электронных компонентов, что считается весьмаспецифической областью деятельности. В связи с этим Комитет имеет свойсобственный Генеральный секретариат и непосредственно подчиняется Генеральнойассамблее СЕНЭЛЕК. Отдельный бюджет СЕСС формируется из взносов стран-членов.
Программные комитетыподотчетны Генеральной ассамблее во время ее сессий, их деятельность нераспространяется на СЕСС и Комитет по информатике. Они обязаны постоянноотслеживать работу по стандартизации на всех уровнях с целью своевременнойкоррекции деятельности СЕНЭЛЕК. В такой же степени, как и СЕН, СЕНЭЛЕКзаинтересован в ускорении разработки и принятия европейских стандартов. В этомнаправлении приняты некоторые меры: объединение этапов опроса и голосования,усиление службы переводов, принятие решения об участии всех ТК СЕНЭЛЕК врассмотрении стандартов МЭК (в том числе на стадии проектов и подготовки кпубликации) для более быстрого принятия решения об их индоссаменте. Всемстранам-членам предложено проводить анализ фондов национальных стандартов, неимеющих аналогов в МЭК, чтобы выявить среди них пригодные для применения вкачестве базы при разработке стандартов СЕНЭЛЕК.
Информационноеобеспечение, как отмечалось выше, осуществляется на основе соответствующейдирективы ЕС совместно с Комиссией европейского союза (КЕС). Рабочая группаСЕН/СЕНЭЛЕК совместно с КЕС установила порядок распространения информации,вменив в обязанность каждого комитета—члена СЕНЭЛЕК и каждой национальнойорганизации по стандартизации — члена СЕН своевременно ставить в известностьдруг друга о своих планах по стандартизации, что закладывается в программурегиональной стандартизации. Для упорядочения деятельности в данной сфересоздан Комитет управления информационными технологиями, а для исключениядублирования к участию в разработках привлекается Европейская конференцияпочтовой и телефонно-телеграфной связи. Комитет занимается планированием иразмещением технических заданий на подготовку проектов стандартов, составлениемграфика работ и подготовкой предложений по ускорению принятия особо актуальныхстандартов.
В области информационныхтехнологий, кроме Комитета, работают две целевые экспертные группы: посертификации в информационной технологии и консультированию по вопросампотребности в стандартизации в области производственных технологий.
Действует несколькосовместных рабочих групп СЕН/СЕНЭЛЕК: по системам обработки конфиденциальныхсообщений, локальных сетей, переноса файлов, структуры административныхдокументов и др; европейская рабочая группа по открытым системам, цель которой— добиваться согласия всех заинтересованных сторон по основным направлениямевропейской стандартизации. Технические документы этой группы предназначены длявсех международных организаций и СЕН/СЕНЭЛЕК.
Кроме СЕН/СЕНЭЛЕК, вевропейском регионе стандартизацией в области телекоммуникаций занимаетсяЕвропейский институт по стандартизации в области электросвязи /3/.
3.3 Европейский институт по стандартизациив области электросвязи
/>
Рисунок 3.4 – ЛоготипЕТСИ
ETSI– независимая,некоммерческая организация.Расположена на юге Франции в г. София Антиполис.
Основнаязадача ЕТСИ — поиск общих стандартов, на основе которых можно создать общуюструктуру электросвязи. Эта структура должна обеспечить полную совместимостьлюбого оборудования и услуг, предлагаемых потребителям /12/.
ETSI официальноответственен за стандартизацию информационных и коммуникационных технологий(Information and Communication Technologies, ICT) в Европе. Эти технологиивключают в себя электросвязь, радиовещание и относящиеся к связи области, такиекак связь по линиям электропередачи, связь на железнодорожном транспорте,интеллектуальная транспортировка и др. .
Членамиассоциации могут стать:
· национальные ведомства, ответственные за область электросвязи;
· национальныеорганизации по стандартизации;
· компании –производители электрооборудования;
· пользователиуслуг электросвязи;
· исследовательскиеорганизации и др.
Внастоящее время количество членов ETSI достигло 655 из 59 стран: 24государства в качестве полноправных членов, атакже рядассоциированных членов (напримерАвстралия и Израиль), не имеющих права решающего голоса. Принятие в ассоциированные члены можетсостояться лишь после оценкиЕТСИ вклада соискателя вдело института.
Географиячленства ограничена:членами ассоциации могут стать представители стран ЕС, Европейской ассоциациисвободной торговли (ЕАСТ), Восточной Европы, Турции, Кипра и Мальты /3/.
Нарис. 3.5 приведен процентный состав участников института ETSI по категориям:операторы частных и общественных сетей, производители, пользователи,исследовательские организации и консультативные фирмы и так далее, составляющиедействительно широкую основу для технического консенсуса. Самым большимколичеством участников представлена Великобритания, следом идут Германия иФранция.
/>
Рисунок 3.5 — Составучастников
Главным органомуправления ETSI является Генеральная ассамблея (General Assembly), котораяопределяет общие правила и утверждает бюджет. Управление разработками иутверждение стандартов выполняет Техническая ассамблея (Technical Assembly).Однако подробное содержание отдельных стандартов представлять для утвержденияни в один из этих органов не нужно, что освобождает от траты времени напродолжительную процедуру.
Основная техническаяработа выполняется под руководством одиннадцати Технических комитетов, открытыхдля участия всех членов ETSI. Каждый Технический комитет управляет целым рядомТехнических подкомитетов (в настоящее время около 60), в которых и ведётсядетальная разработка проектов стандартов. В свою очередь, Техническийподкомитет может делегировать работу некоторым специальным группам либо создатьальтернативную Проектную команду с ориентацией на реальный рынок. ТакаяПроектная команда весьма важна для быстрой детальной проработки стандартов дляприложений, сильно зависящих от конкретных изделий /12/.
Административнаяработа в создании Европейских Телекоммуникационных Стандартов сведена кминимуму. Каждая позиция разрабатываемого стандарта учтена в рабочей программеETSI и имеет конкретную дату завершения работ.
Крометого, структура Технического комитета обеспечивает разработку проектов всоответствии с консенсусом членов ETSI; утвержденные проекты подаются нарассмотрение в Секретариат для прохождения процедуры публичного обсуждения(Public Enquiry) в национальных организациях по стандартам. Таким образом,нечлены ETSI могут выразить свое мнение о создаваемом стандарте. После быстрогопросмотра Техническим Комитетом и внесения всех необходимых изменений проектстандарта представляется на голосование странам-членам ETSI.
СтруктураETSI допускает любую степень участия всех европейских организаций в разработкестандартов, в соответствии с их желанием. Основной принцип института — предоставление любой заинтересованной организации свободного доступа квыполняющимся работам/14/.
/>
Рисунок 3.6 –Организационная структура ЕТСИ
3.4 Европейскаяэкономическая комиссия ООН
/>
Рисунок 3.7 – Логотип ЕЭКООН
Европейская экономическаякомиссия ООН (ЕЭК ООН) — это одна из пяти региональных комиссий ОрганизацииОбъединенных Наций. Она была учреждена в 1947 году Экономическим и СоциальнымСоветом ООН (ЭКОСОС) с целью развития экономической деятельности и укрепленияэкономических связей внутри региона ЕЭК ООН и между этим регионом и остальныммиром.
В период холодной войныЕЭК ООН успешно поддерживала диалог между Востоком и Западом. В настоящее времяЕЭК ООН сосредоточивает свои усилия на строительстве экономической и социальнойЕвропы завтрашнего дня. Многочисленные мероприятия ЕЭК ООН в областитранспорта, окружающей среды, статистики, энергетики, торговли, экономическогосотрудничества и интеграции, а также технического содействия позволяют ейрешать большинство задач XXI века.
ЕЭК ООН служит дляправительств региональным форумом для разработки конвенций, норм и стандартов сцелью гармонизации действий и облегчения обмена мнениями между государствами-членами.Выполняя эту функцию, ЕЭК ООН обеспечивает гарантии безопасности и качествапотребителям, помогает охранять окружающую среду, упрощает процедуры торговли,а также способствует более тесному единению государств-членов внутри региона иих более полной интеграции в мировую экономику /15/.
К основным сферамдеятельности ЕЭК ООН относятся: окружающая среда, транспорт, статистика,устойчивая энергетика, торговля, лесоматериалы и леса, жилье иземлепользование, народонаселение и экономическое сотрудничество и интеграция.
Ввиду своего крайнеразнообразного характера деятельность ЕЭК ООН влияет на повседневную жизньнаселения не только ее региона, но и остальных частей мира в тех сферах, гдерезультаты ее работы находят применение в общемировом масштабе. Таким образом,она оказывает полезное воздействие на общество в целом.
Эти многочисленныенаправления деятельности, будь то в сферах энергоэффективности, транспорта,международной торговли, статистики или лесоматериалов, непосредственно влияютна степень экономической интеграции между государствами — членами ЕЭК ООН.
В процессе своей работыЕЭК ООН обеспечивает потребителям гарантии безопасности и качества за счетустановления норм и стандартов в таких разных областях, как установление правилдля дорожных транспортных средств или разработка стандартов «фрукты и овощи».
ЕЭК ООН помогает защищатьи охранять окружающую среду посредством формирования региональнойзаконодательной базы для борьбы с загрязнением и облегчения сотрудничества впрофилактической работе и в вопросах ограничения причиняемого ущерба.
Она способствуетупрощению процедур международной торговли и ее развитию за счет расширенияимеющихся у предприятий возможностей для обмена товарами и услугами.
Деятельность ЕЭК ООН,связанная с гендерным равенством, сориентирована главным образом на повышениероли женщин в обеспечении экономического роста и равных возможностей доступа кзанятости.
Странам с переходнойэкономикой и субрегиональным группировкам оказывается техническая помощь,направленная преимущественно на поддержку усилий по применению норм иконвенций, разработанных ЕЭК ООН. Благодаря этому вышеуказанные страны имеютвозможность в полной мере пользоваться результатами аналитической,статистической и нормотворческой работы ЕЭК ООН.
Кроме того, совместно сЭСКАТО ЕЭК ООН руководит Специальной программой Организации Объединенных Нацийдля стран Центральной Азии (СПЕКА), содействуя экономическому сотрудничествусеми стран — участниц Программы.
Органы и их функции:
ЕЭК ООН проводит своюсессию раз в два года. Во время этой сессии Комиссия принимает решения о своейдеятельности в предстоящие годы и о рекомендациях, которые она представитвышестоящему органу — ЭКОСОС.
В ЕЭК ООН имеется семьсекторальных комитетов и Конференция европейских статистиков: Комитет поэкологической политике, Комитет по внутреннему транспорту, Конференцияевропейских статистиков, Комитет по устойчивой энергетике, Комитет по торговле,Комитет по лесоматериалам, Комитет по жилищному хозяйству и землепользованию иКомитет по экономическому сотрудничеству и интеграции.
Секретариат ЕЭК ООНнаходится в Женеве. Секретариат, возглавляется Исполнительным секретарем и егозаместителем. Персонал секретариата составляют главным образом экономисты, нотакже имеются юристы, инженеры, статистики и специалисты по вычислительнойтехнике. Его роль заключается в оказании Комиссии административной поддержки,необходимой для достижения поставленных целей /16/.
3.5 Межскандинавскаяорганизация по стандартизации
Создана в 1952г. Её члены– Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция – основные, а так же 10 других организаций,занимающихся вопросами стандартизации в этих странах.
Главная особенностьдеятельности ИНСТА в том, что она не разрабатывает региональныхобщескандинавских стандартов. Это связано с тем, что, например, Дания ещё вначале 70-х гг. отказалась от национальных стандартов и перешла намеждународные.
Свою основную задачуИНСТА видит в согласовании национальных стандартов скандинавских государств,унификации технических требований национальных нормативных документов;организации обмена информациейо работах по стандартизации для избежаниядублирования; распространении опыта по созданию стандартов и в определениисогласованной позиции стран-членов в ИСО, МЭК, СЕН и других организациях.
При согласованиистандартов специалисты ИНСТА опираются на правило “4F”: Forbruker (потребитель), Fabrikant (производитель), Forshrufter (безопасность), Forshuning(результаты исследований).
За основу разрабатываемыхнормативных документов принимаются международные стандарты ИСО, МЭК,евростандарты СЕН и СЕНЭЛЕК, других организаций. Разработанные документыпринимаются в качестве национальных после того, как их проекты одобряются всемистранами -членами ИНСТА.
Важным направлением своейдеятельности организация считает достижение взаимопонимания междускандинавскими странами. Для этого проводятся ежегодные съезды на которыхобсуждаются все спорные вопросы. По взаимной договорённости в работенациональных органов по стандартизации участвуют представители ИНСТА.
Как любая региональнаяорганизация ИНСТА направляет свои усилия на устранение технических барьеров вторговле как в скандинавском регионе так и со странами ЕС. Основные пути длярешения данной проблемы – гармонизация стандартов, взаимное признаниерезультатов испытаний, создание единой системы сертификации соответствияпродукции. Значительную роль в этой работе играют Дания, Норвегия и Швеция какчлены ЕАСТ. Разработана специальная программа по устранению барьеров врегиональной торговле, согласно которой устанавливается автоматическоепризнание результатов испытаний и контроля товаров, если они осуществлялись насоответствие гармонизованных стандартов. ИНСТА почти не имеет печатных изданий.О её работе сообщается в национальных журналах по стандартизации и бюллетенеКОПАНТ.
Приоритетныминаправлениями в гармонизации национальных стандартов признаны: машино- истанкостроение, безопасность рабочих мест, эксплуатационная надёжность ибезопасность противопожарных средств /3/.
Заключение
Мы рассмотрели какиеорганизации являются национальными организациями по стандартизации в Великобритании,Франции, Германии, Австрии, Финляндии, а так же региональные организациидействующие на территории Европы. Рассмотрели историю их образования, организационнуюструктуру, принадлежность к государственным органам, систему финансирования, ихцели и задачи. Как негосударственные организации взаимодействуют сгосударством. Чем занимаются эти организации. Их взаимодействие с международнымиорганизациями. Перспективы развития национальной и межгосударственной стандартизации.
На основе проведеннойработы можно сделать следующие выводы:
1. Деятельностьстандартизации в мире направлена на улучшение условий жизни и защита общества,защиту окружающей среды и природы;
2. Гласность принятых иразрабатываемых стандартов
3. Во всех рассмотренныхвыше странах национальной организацией по стандартизации является негосударственноеучреждение. Но при этом в большинстве организаций ведется тесное сотрудничествос государственными органами.
4. В развитых странахЕвропы, в основном действуют рекомендательные национальные стандарты. Некоторыеиз них становятся национальными стандартами, после того как выйдетгосударственный закон. Например, о защите от загрязнений воздуха, воды, безопасностипотребительских товаров.
5. Количество стандартовпостоянно увеличивается.
6. Все организации постандартизации сотрудничают с промышленными и коммерческими организациями имежду собой.
7. Многие национальные стандартыизменяются в соответствии с международными стандартами.
8. Все организации имеют четкуюструктуру организации.
Стандартизация продолжаетразвиваться во многих странах, для
упорядочения деятельностиво всех отраслях народного хозяйства. Помогает развивать международнуюторговлю, устанавливая единые требования, нормы, стандарты для всех участниковорганизаций международной торговли.
Приложение
Другие международные инациональные организации по стандартизации и метрологии
1. WELMEC(Organization of European national legal metrology services) — Организациязаконодательной метрологии Западной Европы
2. EUROMET (EuropeanCollaboration on Measurement Standards) — Европейское сотрудничество поэталонам
3. EOQ (EuropeanOrganization for Quality) — Европейская организация по качеству
4. UN/ECE (UnitedNations Economic Commission for Europe) — Европейская экономическая комиссияООН
5. EA (EuropeanAccreditation of Certification) — Европейское сотрудничество по аккредитации
6. EASC (EuroAsiaCouncil on Standardization, Metrology, and Certification)— МГС СНГМежгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификацииСодружества Независимых Государств
Национальные организациипо стандартизации
1. Албания: GeneralDirectorate of Standardization (DSC) — Генеральная дирекция по стандартизации
2. Армения:Department for Standardization, Metrology and Certification (SARM) — Управлениестандартизации, метрологии и сертификации при Правительстве Республики Армения
3. Беларусь: Committeefor Standardization, Metrology and Certification (BELST) — Государственныйкомитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь
4. Бельгия: InstitutBelge de Normalisation (IBN) — Институт стандартизации Бельгии
5. Болгария: Committeefor Standardization and Metrology (BDS) — Комитет по стандартизации иметрологии
6. Босния иГерцоговина: Institute for Standardization, Metrology and Patents of Bosnia andHerzegovina (BASMP) — Институт стандартизации, метрологии и патентов Боснии иГерцоговины
7. Венгрия: MagyarSzabvanyugyi Testulet (MSZT) — Организация по стандартизации Венгрии
8. Греция: HellenicOrganization for Standardization (ELOT) — Организация по стандартизации Греции
9. Грузия: StateDepartment for Standardization, Metrology and Certification of Georgia(GEOSTAND) — Государственный департамент Грузии по стандартизации, метрологии исертификации
10. Дания: DanskStandard (DS) — Организация по стандартизации Дании
11. Ирландия:National Standards Authority of Ireland (NSAI) — Национальные стандартыИрландии
12. Исландия:Icelandic Council for Standardization (STRI) — Совет по стандартизации Исландии
13. Испания:Asociaciуn Espaсola de Normalizaciуn y Certificaciуn (AENOR)— Испанскаяассоциация по стандартизации и сертификации
14. Италия: EnteNazionale Italiano di Unificazione (UNI) — Институт по стандартизации Италии
15. Латвия: LatvianStandard (LVS) — Организация по стандартизации Латвии
16. Литва: LithuanianStandards Board (LST) — Бюро стандартов Литвы
Литва: LithuanianNational Accreditation Bureau (LA) — Бюро по национальной аккредитации Литвы
17. Люксембург: Servicede l'Energie de l'Etat (SEE) — Государственная служба энергетики
18. Марокко: Service deNormalisation Industrielle Marocaine (SNIMA) — Служба стандартизациипромышленности Марокко
19. Нидерланды:Nederlands Normalisatie Instituut (NNI) — Институт стандартизации Нидерландов
20. Новая Зеландия:Standards New Zealand (SNZ) — Стандарты Новой Зеландии
21.Норвегия: NorgesStandardiseringsforbund (NSF)— Бюро стандартизации Норвегии
22. Объединённые Арабскиеэмираты: Directorate of Standardization and Metrology Ministry Finance andIndustry (SSUAE) — Дирекция по стандартизации и метрологии Министерствафинансов и промышленности
23. Польша: PolishCommittee for Standardization (PKN) — Комитет по стандартизации Польши
24. Португалия: InstitutoPortugues da Qualidade (IPQ) — Организация по стандартизации Португалии
25.Румыния: Asociatia deStandardizare din Romвnia (ASRO) — Ассоциация по стандартизации Румынии
26. Словакия: SlovakOffice of Standards, Metrology and Testing (UNMS) — Бюро стандартов, метрологиии испытаний Словакии
27. Словения: Standardsand Metrology Institute (SMIS) — Институт по стандартизации и метрологии
28. Украина: Stateenterprise All-Ukrainian state research and production center forstandardization, metrology, certification and protection of consumers' rights(Ukrmetrteststandard) — Всеукраинский государственный научно-производственныйцентр стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей(Укрметртестстандарт)
29. Хорватия: Stateoffice for Standardization and Metrology (DZNM) — Государственная служба постандартизация и метрологии
30. Чешская республика:Czech Standards Institute (CSNI) — Институт стандартизации Чехии
31. Швейцария: SwissAssociation for Standardization (SNV) — Ассоциация по стандартизации
32. Швеция:Standardiseringen i Sverige (SIS) — Институт стандартизации Швеции
33. Эстония: NationalStandards Board of Estonia (EVS) — Департамент национальных стандартов Эстонии
34. Югославия: Saveznizavod za standardizaciju (SZS) — Национальная организация по стандартизации
Список используемых источников
1 http://evolutsia.com
2 Клевлеев М. В.,Попов П. Ю., Кузнецова И. А. Метрология, стандартизация и сертификация:Учебник, — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004.—256 с.
3 Крылова Г. Д.Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. — 3-е изд.,перераб. И доп. — М.: ЮНИТА-ДАНА, 2006.—671 с.
4 Журналавтомобильных инженеров №3 (50) 2008
5 http://www.qcert.ru/rus/docs/din
6 http://www.normdocs.ru/onorm
7 http://www.as-institute.at/en/asi-presse
8 http://www.sfs.fi/en
9 http://www.sarm.am/ru
10 http://www.cen.eu
11 http://www.cenelec.eu
12 http://www.etsi.org
13 http://www.raenitt.ru
14 http://www.asutp.ru
15 http://www.unece.org
16 http://www.un.org/ru/