А).Наряду с железнодорожным и автомобильным трубопроводный транспорт относится ксухопутным видам транспорта. Однако тогда как по железным и автомобильнымдорогам перевозят и грузы и пассажиров, трубопроводы предназначены только длятранспортирования жидких и газообразных продуктов. Соответственно их принято подразделятьна нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы (пульпопроводы имеют оченьнебольшое значение).
Б).Развитие трубопроводного транспорта неотделимо от развития нефтяной и газовойпромышленности. Нефтепроводы и продуктопроводы наряду с танкерным флотомявляются главным средством переброски нефти и нефтепродуктов на средние,большие и очень большие расстояния. Такую же функцию выполняют газопроводы вгазовой промышленности. И те и другие обеспечивают преодоление территориальногоразрыва между районами добычи и потребления жидких и газообразныхуглеводородов.
В).История трубопроводного транспорта, как и история нефтяной промышленности,восходит к середине XIX в. Первый нефтепровод длиной всего 6 км построили в США в 1865 г. Через десять лет промышленный центр Питсбург в Пенсильвании былсоединен с нефтепромыслом 100-километровым нефтепроводом. В Латинской Америкепервый нефтепровод был проложен (в Колумбии) в 1926 г., в Азии (в Иране) – в 1934 г., в зарубежной Европе (во Франции) – в 1948 г. На территории Российской империи первый продуктопровод, соединивший Баку и Батуми, былпостроен в 1907 г. Но широкое строительство нефтепроводов началось уже послеПервой мировой войны, а газопроводов – после Второй мировой войны.
Протяженностьнефтепроводов и продуктопроводов составляет 600 тыс. км, газопроводов — 900тыс. км. По продуктопроводам транспортируется уголь, руда в смеси с водой ввиде жидкой массы.
Трубопроводырасположены преимущественно в Европе, Северной Америке, на Аравийскомполуострове. В России крупнейшими нефтепроводами являются «Дружба» (5, 5 тыс.км), связывающий Западную Сибирь с Европой, и нефтепровод «Уренгой — ЗападнаяЕвропа» (4, 5 тыс. км).
Анализируяразмещение нефте– и продуктопроводов, можно отметить, что крупнейшие их системысложились, во-первых, в странах с большими размерами добычи и внутреннегопотребления нефти и нефтепродуктов, а иногда и экспортирующих их (США, Россия,Канада, Мексика, а также Казахстан, Азербайджан и др.). Во-вторых, онисложились в странах с ярко выраженной экспортной ориентацией нефтянойпромышленности (Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Венесуэла).Наконец, в-третьих, они сформировались в странах с не менее ярко выраженнойимпортной ориентацией нефтяного хозяйства (Германия, Франция, Италия, Испания,Украина, Белоруссия и др.). Самые большие по протяженности магистральные нефтепроводысооружены в странах СНГ, в США, Канаде, Саудовской Аравии.
Всоставе первой десятки стран по протяженности газопроводов первые семь позиций– с огромным количественным перевесом – занимают экономически развитые страны.Это во многом объясняется тем, что строительство газопроводов в Китае началосьсравнительно недавно, большинство же развивающихся стран если и экспортируетприродный газ, то в сжиженном виде морским путем. В свою очередь, изперечисленных в таблице развитых стран США, Германия, Франция, Италия (к нимможно добавить Украину, Белоруссию, Польшу, Чехию, Австрию и др.) имеют ярковыраженную потребительско-импортную ориентацию, а Россия и Канада (к ним можнодобавить Туркмению, Норвегию, Алжир) – потребительско-экспортную илиэкспортно-потребительскую ориентацию. Самые большие по протяженностигазопроводы действуют в странах СНГ, Канаде и США.
Трубопроводныйтранспорт имеет большие перспективы развития, связанные с постоянным ростомпотребностей в нефти и в особенности в природном газе. В разных регионах истранах мира продолжается сооружение магистральных нефтепроводов. Главнымцентром активности в этом отношении в последнее время стал Каспийский регион.Еще больший размах приобрело строительство газопроводов. Их также сооружают вомногих регионах и странах, но если иметь в виду только важнейшие из них, тоследует назвать в первую очередь страны СНГ, Юго-Восточной Азии, Китай,Австралию, а во вторую – Западную Европу, США и Канаду, Северную Африку иЛатинскую Америку. По данным на 2001 г., всего в мире сооружалось 85 тыс. кмновых трубопроводов.
Россия,уступая США по общей протяженности трубопроводов, еще в начале 1990-х гг.намного превосходила их по грузообороту этого вида транспорта. Этот перевессохранился и позже: ведь грузооборот нефте– и газопроводов России составляет1850 млрд т/км, или почти треть мирового. Лидерство России во многомобъясняется тем, что ее гораздо более новые по времени постройки и болеесовременные трубопроводы благодаря большому диаметру труб и высокому давлениюобладают намного большей пропускной способностью. Это относится к уже давнодействующим международным трубопроводам – нефтепроводу «Дружба» и газопроводам«Союз» и «Братство», по которым нефть и газ поставляются в зарубежную Европу. Итем более к недавно введенной в эксплуатацию Балтийской трубопроводной системе(БТС), давшей выход нефти к Финскому заливу, а также к строящимся морскимгазопроводам «Северный поток» (на Балтийском море) и «Южный поток» на Черномморе. На восточном направлении ведется грандиозное строительство нефтепроводаВосточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), по которому российская нефть пойдет нарынки стран АТР и США. Благодаря трубам диаметром почти в 1, 5 м пропускная способность этой нефтяной магистрали составит 80 млн т в год.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/