Министерствообразования Республики Беларусь
Учреждениеобразования
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедраменеджмента
РЕФЕРАТ
по курсу«Организация производства»/>на тему: «Исследование методоворганизации и автоматизации складского учета на предприятии»
Выполнил:
студент гр. 535901 Васильев А.Г...
Руководитель: Азрименко И.М.
Минск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
1. Необходимость организации иавтоматизации складского учета на предприятии.
2. Классификация автоматизированныхсистем управления
3. Технические характеристикисистемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Необходимостьорганизации и автоматизации складского учета на предприятии.
В условиях рыночной экономики основой успешнойдеятельности любого предприятия (организации, фирмы и т.п.) являетсяобеспечение требуемого уровня рентабельности его хозяйственной деятельности. Неменее важно поддержание платежеспособности фирмы, планирование и контроль связанногос этим фактором движения денежных средств.
Остановимся подробнее на проблемах крупных компаний (корпораций,холдингов), для которых характерна сложная структура, связанная смногопрофильностью подразделений, их территориальной распределен-ностью иразличием в производственном потенциале. Как правило, это такие проблемы, как:
Ø Отсутствие организационногоединства среди подразделений предприятия, в частности, одинакового пониманиясущности бизнес-процессов, единой методологии бухгалтерского учета, унификациинормативно-справочной информации.
Ø Трудности планированиядеятельности по всем горизонтам (долгосрочного, текущего, оперативного) на всехуровнях управленческой вертикали, доведения до каждого из подразделенийконкретных задач, контроля над текущим исполнением и анализа выполнения этихзадач.
Ø Недостаточная оперативность(актуальность) данных о финансово-хозяйственной деятельности подразделений,филиалов и корпорации в целом.
Ø Высокая трудоемкость сбора иобобщения (консолидации) данных территориально-распределенных участков, вчастности, бухгалтерий, каждая из которых ведет свои, «неполные» сточки зрения корпорации, балансы; большое количество ошибок в подобных данных,их разнородность и несогласованность.
Ø Отсутствие оперативной идостоверной информации о взаиморасчетах (взаимозачетах) с внешними поставщикамии потребителями, а также — филиалами предприятия, и, как следствие, трудностьуправления дебиторской — кредиторской задолженностью. Решение этой проблемызначительно усложняется при изменении статуса контрагента (например, припокупке корпорацией фирмы, которая ранее была внешним контрагентом).
В условиях переходного периода и экономического кризиса все перечисленныевыше проблемы усугубляются, а также появляются новые, связанные с такимифакторами, как инфляция и неплатежи; высокая доля денежных суррогатов и сложныхвзаимозачетов в общем объеме финансовых потоков; широкая распространенностьнатурального обмена (бартера); частое изменение законодательства, в частности,налогового.
Проблема адаптациипрограммного обеспечения АСУП, т. е. приспособления к условиям работы наконкретном предприятии, была осознана с самого начала работ по автоматизацииуправления.
Содержание и методыадаптации эволюционировали вместе с методологией создания и внедрения систем.Суть проблемы в том, что в конечном итоге каждая АСУП уникальна, но вместе стем ей присущи и общие, типовые свойства. Любая подсистема программногообеспечения отображает обе эти стороны АСУП. В технологическом смысле адаптацияпрограммного обеспечения АСУП — это переход от базовой системы, отображающейтиповые свойства системы, к окончательному решению, приспособленному для работыв данной АСУП.
Требования к адаптации исложность их реализации существенно зависят от проблемной области, масштабовсистемы, степени соотношения между формализованным и неформализованным прирешении задач управления.
Даже первые программы,решавшие отдельные задачи управления, создавались с учетом необходимости ихнастройки по параметрам. Поскольку на раннем этапе остро стоял вопрособеспечения вычислительными мощностями, то главное внимание уделялось настройкепотребностей в оперативной памяти, способам остановки при решении задачоптимизации, управлению программой для обхода программных модулей, неиспользуемых в конкретном расчете.
С появлением типовыхрешений в виде пакетов прикладных программ (ППП) появилась необходимость вспециальных процедурах предварительной генерации. Процедуры охватывалипараметры, которые определяли режим функционирования программного обеспечения,требования к информационному обеспечению, условия подключения и использованиявнешних программ. Применение ППП как базовых систем привело к увеличениюформализованной составляющей в системе управления предприятием. Усложнилась иадаптация систем к условиям предприятия. Появились подразделения эксплуатациипрограммного обеспечения, занимавшиеся, в том числе и вопросами адаптациипрограммных систем. Стало очевидно, что адаптация в АСУП является не толькопрограммно-технической, но и организационной проблемой.
Интерактивные системы,сделавшие управленцев всех уровней непосредственными пользователямивычислительных систем, привели и к новому пониманию проблемы адаптации.Глубинные причины были прежними — смещение соотношения между формализованным инеформализованным в сторону формализации процесса управления. Основнаясложность заключалась в том, что формализация затронула не только типовые, но иуникальные функциональности в системе управления предприятием.
Из всего множестватрудностей, проявившихся на данном этапе развития АСУП, следует остановиться надвух. Первая — организация дружественного интерфейса между пользователем ивычислительной средой. В ходе развития систем управления в арсенал средстворганизации интерфейса вошли меню различного вида, электронные доски и панели,диаграммы типа диаграмм Черноффа и Ишикавы, графика и многое другое. Втораятрудность носила системный характер. Прежний подход — настройка системы силамиконсультантов практически без участия управленцев — стал невозможен.Выяснилось, что во многих случаях оказывается неэффективной организациявнедрения, при которой будущие пользователи сначала формулируют требования ксистеме с учетом специфики предприятия во всех деталях, а затем консультантынастраивают систему на условия применения. Существует ряд причин подобнойнеэффективности. Во-первых, как правило, управленцы-практики не владеютметодологиями системного анализа. Во-вторых, объем информации, касающейсядеталей в организации управления на конкретном предприятии, оказывается слишкомвелик. В-третьих, не всегда эта информация оказывается полезной и консультантамв силу ее «одноразового» характера. В-четвертых, при такой организации труднореализовать принцип новых задач, для этого в процессе внедрения потребовалисьбы дополнительные итерации.
Поэтому были предложеныметодики разработки и внедрения программного обеспечения, в основу которых былиположены новые принципы:
- привлечениепользователей к разработке системы, в том числе и к разработке программногообеспечения;
- прототипированиепрограммного обеспечения;
- совмещениепроцесса обучения пользователей работе с базовой системой создания прототипапрограммного обеспечения.
Примером может служитьподход, предложенный компанией Computer Associates вначале 90-х годов для проектов типа MRPII/ ERP на базе системы CA-CAS.
Прототип ПО АСУП вдальнейшем может использоваться в следующих работах:
- при обученииболее широкого круга персонала,
- при опытнойэксплуатации,
- при модификации сцелью получения окончательного варианта ПО.
Такой подход позволил вопределенной степени решить проблему адаптации системы управления и в динамике,поскольку работники предприятия в ходе создания прототипа приобретали навыкиработы со средствами проектирования и модификации системы.
Дальнейшее развитие методови средств адаптации базовых систем направлено на достижение следующих целей:
- повышение уровняавтоматизации проектирования и внедрения систем;
- обеспечениенепрерывного управления конфигурацией и параметрами системы на всех стадиях еежизненного цикла;
- сокращение сроковвнесения изменений в конфигурацию и параметры системы по мере модернизациипроизводственного процесса и управления;
- совмещениетиповых решений, проверенных практикой, с решениями, зависящими от конкретныхусловий предприятия.
Примером одного измногочисленных средств адаптации базовых систем является методология Orgware, используемая фирмой BAAN.
Разработка АСУП напредприятии может вестись как «от нуля», так и на основе референционной модели(Reference Model). Референционная модель представляет собой описаниеоблика системы, функций, организационных структур и процессов, типовых вкаком-либо смысле (отрасль, тип производства и т. д.). В ней отражаются типовыеособенности, присущие определенному классу предприятий. Ряд компаний-производителейадаптивных АСУП совместно с крупными консалтинговыми фирмами в течение ряда летведет разработку референционных моделей для различных отраслей. Существуютподобные модели для предприятий автомобильной, авиационной и других отраслей.Каждая модель является типовым проектным решением, на основе которого можностроить конкретные проекты. Следует отметить, что адаптации и референционныемодели входят в состав многих систем класса MRPII/ERP,что позволяет значительно сократить сроки их внедрения на предприятии.
Если в распоряжениипредприятия нет референционной модели, то модель ее уровня надо создавать впроцессе проектирования как исходную. На основе исходной модели затемпроисходит проектирование, уточнение и детализация системы управления. Референционнаямодель в начале работ по автоматизации управления предприятием можетпредставлять собой описание существующей системы и служить, таким образом,точкой отсчета, с которой начинаются работы по совершенствованию системыуправления.
Процесс проектированиясистемы может включать несколько фаз.
Результаты первой фазы:границы действия будущей системы и концептуальная бизнес-модель, котораяотражает в укрупненном виде функциональную структуру системы управления исвязки функций управления для различных видов заказов, проходящих черезсистему.
В ходе второй фазысоздается и документируется в репозитарии референционная бизнес-модель. Какправило, референционная модель включает следующие компоненты:
- иерархиюбизнес-функций, представляющую собой нисходящую иерархическую структуру,описывающую в укрупненном виде функциональную структуру будущей системы. Приэтом для нижних элементов структуры допускается задание нескольких вариантовреализации;
- моделибизнес-процессов. Это более глубокие модели, показывающие, как должныреализоваться функции. Внешне они напоминают традиционные блок-схемы иописывают последовательность элементарных действий, которые могут бытьвыполнены системой, другими приложениями, ручными действиями, бизнес-процессамиболее глубокого уровня;
- модельорганизационной структуры, которая описывает структуру организации, отношениямежду подразделениями и людьми и роли, предписываемые управленцам.
На следующей фазесоздается проектная модель предприятия (Project Model), которая является развитием и уточнениемфункциональной структуры для конкретного предприятия. Она может быть создана иминуя референционную модель, но такой подход не является эффективным длясложных проектов.
Заключительная фаза — привязка проектной модели к ролям, заданным детализированной модельюорганизационной структуры, к функциям системы и техническим средствам. Врезультате создается комплексная конфигурация программного и организационногообеспечения, технических средств.
Далее выполняются опытнаяэксплуатация и доработка системы.
2. Классификацияавтоматизированных систем управления
Как известно,автоматизированные системы управления могут быть классифицированы по различнымпризнакам:
По типу производства:
- АСУ дискретнымпроизводством,
- АСУ непрерывнымпроизводством,
- АСУдискретно-непрерывным производством.
По уровню исполнения:
АСУ цехом, производством,отраслью
По типу принимаемогорешения:
Информационно-справочнаясистема, предоставляющая пользователю простейшую справочную информацию. Примеромсистем подобного рода являются всем известные системы типа «Сирена» или«Экспресс».
Информационно-советующаясистема, предоставляющая пользователю различные варианты решения с их оценками.Такие системы больше известны как системы поддержки принятия решения илиэкспертные системы.
Информационно-управляющаясистема. Выходным результатом подобной системы является воздействие на объектуправления. Среди наиболее известных представителей таких систем можно назватьстанки с числовым программным управлением, роботы, автоматизированные системыуправления технологическим процессом (АСУТП).
По назначению. Примерамиклассификации систем по назначению могут служить АСУ военного назначения,экономические системы, информационно-поисковые системы и т. п.
По областям деятельности.Например, медицинские системы, экологические системы, системы для ТЭК и др.
До недавнего времени влитературе можно было встретить и классификацию АСУ по типу используемыхвычислительных средств. Например, системы, реализованные на базе цифровых илианалоговых вычислительных машин.
Приведенная выше классификация относится к автоматизированным системамуправления вообще. Предметом же данной книги являются автоматизированныесистемы управления предприятием, которые чаще всего делятся на три (иногда начетыре) большие группы.
К системам первой группыотносятся простые, так называемые «коробочные», продукты, реализующие небольшоечисло бизнес-процессов организации. Обычно они рассчитаны либо на локальное (наодном компьютере) использование, либо на использование в небольшой (5-8 ПЭВМ)сети. За рубежом такие системы носят название систем класса low end. Типичным примером систем подобного рода являютсябухгалтерские, складские или небольшие торговые системы, наиболее широкопредставленные на российском рынке. Примером таких систем являются продуктытаких фирм, как 1C или «Инфин». Отличительной особенностью таких продуктовявляется относительная легкость в освоении, что в сочетании с низкой ценой,соответствием российскому законодательству и возможностью выбрать систему «насвой вкус» приносит им широкую популярность не только в сфере малого бизнеса,но и во многих достаточно крупных организациях.
Ко второй группеотносятся системы среднего класса (middle end), которыеотличаются большей глубиной и широтой охвата функций. Данные системы на нашемрынке предлагают не только российские, но и западные компании. Как правило, этоучетные системы, которые позволяют вести учет деятельности предприятия помногим или некоторым направлениям: финансы, логистика, персонал, сбыт. Онинуждаются в настройке, которую в большинстве случаев осуществляют специалистыфирмы-разработчика, а также в обучении пользователей. Эти системы больше всегоподходят для средних и некоторых крупных предприятий в силу своейфункциональности и более высокой, по сравнению с первым классом, стоимости. Изроссийских систем данного класса можно выделить продукцию компаний АйТи и«Галактика», системы управления предприятием которых в настоящее время занимаютпромежуточное положение между системами среднего и высшего класса.
К высшему классу, поаналогии с предыдущими, называемому high end, относятсясистемы, которые отличаются высоким уровнем детализации хозяйственнойдеятельности предприятия. Современные версии таких систем обеспечиваютпланирование и управление всеми ресурсами организации и поэтому получилиназвание ERP-систем (Enterprise Resource Planning). Как правило, при внедрении такихсистем производятся моделирование существующих на предприятии бизнес-процессови настройка параметров системы под требования бизнеса. Однако значительнаяизбыточность и большое количество настраиваемых параметров системыобуславливают длительный срок ее внедрения, а также необходимость наличия напредприятии специального подразделения или группы специалистов, которые будутосуществлять перенастройку системы в соответствии с изменениямибизнес-процессов.
В настоящее время нарынке имеется большой выбор систем высшего класса, и их число растет с каждымднем. Вряд ли какую-либо отечественную разработку можно назвать ERP-системой, поэтому речь идет только озарубежных программных продуктах. Признанными мировыми лидерами в этой областии, несомненно, лидерами в России являются продукты R/3 компании SAP, Baan IV компании Baan иOracle Application компании Oracle. Все они достаточно корректно локализованы и внедренылибо успешно внедряются в некоторых отечественных компаниях.
При упоминании зарубежныхавтоматизированных систем управления предприятием следует сказать и о принятойклассификации возможностей программных продуктов, которые относятся к даннойкатегории. Рассматриваются следующие возможности (типы) систем:
- MRPII или ERP-системы.
- Системыконфигурации продукции.
- Системыпланирования спроса.
- Системыпланирования.
- Расширенные системы.
- Системыуправления сетью поставок.
- Финансовыесистемы.
- Системыуправления бизнесом и бухгалтерского учета
- Системыпланирования перевозок.
- Системыуправления складом.
- Системыуправления эксплуатацией
- Системыоперативного планирования.
- Системыуправления данными.
- Системыпланирования распределения
- Системыуправления проектами.
- Системыуправления качеством.
- MES (Manufacturing Execution Systems — системы выполнения производства). Другими словами,это система, которая собирает и использует данные для оптимизациипроизводственных процессов, ориентированная на выпуск конечных товаров.
- Системыисполнения цепи поставок
- Системы контроля.
Информационная система, как и любой другой инструмент, должна иметь своихарактеристики и требования, в соответствии с которыми можно было бы определитьее функциональность и эффективность. Разумеется, для каждого конкретногопредприятия требования к информационной системе будут различными, так какдолжна учитываться специфика каждой организации. Несмотря на это, надлежитвыделить несколько основных требований к системе, общих для всех «потребителей»:
1. Локализация информационной системы. В связи с тем, что наиболеекрупными разработчиками информационных систем являются зарубежные компании,система должна быть приспособлена к пользованию российскими компаниями. Причемздесь имеется в виду локализация как функциональная (учет особенностейроссийского законодательства и систем расчетов), так и лингвистическая (системапомощи и документация на русском языке).
2. Система должна обеспечиватьнадежную защиту информации, для чего необходимы парольное разграничениидоступа, многоуровневая система защиты данных и т.д.
3. В случае внедрения системы накрупное предприятие со сложной организационной структурой, необходимареализация удаленного доступа для того, чтобы информацией моглипользоваться все структурные подразделения организации.
4. В силу влияния внешних ивнутренних факторов (изменений направления бизнеса, изменения взаконодательстве и т.п.), система должна быть адаптивной. Применимо кРоссии, это качество системы должно рассматриваться более серьезно, так как унас в стране изменения законодательства и правил учета происходят в несколькораз чаще, чем в странах со стабильной экономикой.
5. Необходима возможность консолидацииинформации на уровне предприятий (объединение информации филиалов, дочернихкомпаний и т.д.), на уровне отдельных задач, на уровне временных периодов.
Эти требования являются основными, но далеко не единственными критериямивыбора корпоративной информационной системы для предприятия.
3. Техническиехарактеристики системы.
К техническимхарактеристикам системы относятся следующие:
- архитектурасистемы;
- масштабируемость;
- надежность,особенно в части выполнения критических бизнес-приложений;
- способность квосстановлению при сбоях оборудования;
- наличие средствархивирования и резервного копирования данных;
- средства защитыот преднамеренных и непреднамеренных технических нападений;
- поддерживаемыеинтерфейсы для интеграции с внешними системами.
Техническиехарактеристики влияют на такие параметры системы, как возможность наращиванияпри необходимости функциональных возможностей и увеличение числа пользователей.
Возможность интеграции с другими системами определяется совокупностьюподдерживаемых стандартов.
Проектирование информационной системы является, пожалуй, самым важнымэлементом автоматизации деятельности предприятия. Правильно спроектироватьсистему означает обеспечить бόльшую часть успеха всего проектаавтоматизации. Очень частой ошибкой является внедрение информационной системыпри отсутствии какой-либо четко сформулированной системы управления. То естьвыражение «создать систему правления» воспринимается как «внедрить нечтокомпьютерное». Нужно четко осознавать, что система управления первична, а ужесоздание информационной системы на ее основе, или, попросту говоря, еереализация в компьютерном виде – вторична.
Многие компании верят в то, что одна только автоматизация приведет кулучшению финансово-экономической ситуации, и начинают усилия по реализацииинформационных систем непосредственно с автоматизации, пропуская критическиешаги понимания и упрощения своих бизнес процессов. Но нередко эти процессынастолько неупорядочены, что в общем создают впечатление хаоса на предприятии.Как известно, автоматизировать хаос далеко не просто, если невозможно. Поэтомупрежде чем создавать информационную систему следует пересмотреть системууправления в организации. Изменение бизнес процессов называют реинжинирингом(business processes reengineering). Так, для начала нужно упорядочить схемубизнес процессов и систему управления организации в целом:
- определиться с организационнойштатной структурой,
- разработать механизмфинансово-экономического управления компанией (в том числе определить центрыответственности),
- произвести выделение основныхтехнологических потоков (процессов),
- разработать механизмыорганизационного управления технологическими потоками,
- на основании созданных механизмовуправления сформировать технологию финансового анализа и управления деятельностьютехнологических потоков.
Если будут иметься вышеперечисленные технологии, будет значительно легчеразработать информационную систему. Однако, часто приходится упрощатьбизнес процессы на предприятии, для того, чтобы было проще описать их на языкекомпьютеров.
Организация – это набор правил и процедур. Информационная система этотоже набор правил и процедур, поэтому следует понимать какие инструкции ипроцедуры какими заменить. Не следует также забывать о человеческом факторе присоздании информационной системы. Во-первых, именно людям придется работать ссистемой – одна работать она в любом случае не сможет. Во-вторых, служащиемогут улучшить (или упростить) процессы, с которыми они ежедневно встречаются.Автоматизация должна происходить только после того, как служащие поймут процесси примут решение о необходимости автоматизации.
После проведения формирования четкой системы управления, начинаетсянепосредственно процесс проектирования информационной системы. Важно, чтобы впроектировании системы участвовали по возможности все сотрудники, которые будутс ней работать. Это позволит определить небольшие особенности и частныепотребности в работе каждого отдела организации, поскольку только пользователи будущей системы лучше всего знают, что им нужно.
В проектировании информационной системы также должны участвовать ееразработчики, то есть те, кто будет ее создавать. К выбору разработчикаинформационной системы нужно подходить очень осторожно. Основными критериями ввыборе разработчика являются опыт работы в области создания информационныхсистем, количество успешно внедренных данной компанией систем на российских предприятиях.
Финансовый менеджер и руководство предприятия должны относиться кавтоматизации, как к проекту, то есть определить все стадии, характеристик,временные рамки и бюджет. Основными этапами работы над проектом поавтоматизации являются:
/>1. Проведениеобследования с целью описания бизнес процессов организации.
/>2. Разработкатехнического задания на систему автоматизации.
/>3. Разработкатехнического проекта системы.
/>4. Разработкасистемы (иногда называемая настройкой).
/>5. Различные стадиии этапы внедрения, опытной и промышленной эксплуатации.
/>6. Выполнениедоработок в соответствии с изменившимися потребностями организации.
Результатом проектирования системы является строго формализованноеописание как объекта ее автоматизации, так и ее самой. Этот документ долженсодержать описание того, с какой информацией должна работать система, какимобразом представляются в ней данные и по каким правилам она работает.
ЛИТЕРАТУРА
1. Эффективность внедрения ЭВМ на предприятиях /Д. И. Агейкин, Э. Л. Ицкович, Ю. Л. Клокови др. — М.: Финансы и статистика, 1981
2. Матвеев Ю.И., Рожанская И.Г. Рекомендации по оценке экономической эффективности САПР:Руководящие материалы. — Минск: Изд-во НТК АН Веер, 1980.
3.Методика определенияэкономической эффективности автоматизированных систем управления предприятиямии производственными объединениями /Гос. ком. СССР по науке и технике и др. — М.: Статистика, 1979.
4. Ивлиев М.К., ПорошинаЛ.А. Автоматизация оперативного и бухгалтерского учета товаров, 1997.
5. Качайлов А.Е.Автоматизация учета на базах и складах, 1970.
6. Кобевник В.Ф.«Охрана труда.» — К.: Высшая школа, 1990.
7. Крис Дейт. Введение вбазы данных, 6-е изд. Киев, Диалектика, 1998.
8. Керри Н. Праг, МайклР. Ирвин, Access 2000 — Библия пользователя,Диалектика, 2000.
9. Лифшиц Н.И., Левин Е.ТМеханизация и автоматизация процессов отборки и комплектования заказов наскладах М., 1970.