Реферат по дисциплинам «История мосто- итоннелестроения» и ОКПС
Выполнил: Якименко М. К. (МТ-111)
Сибирский государственный университет путей сообщения
Новосибирск 2010
Введение.
Водопропускныетрубы— это искусственные сооружения, предназначенные для пропуска под насыпямидорог небольших постоянных или периодически действующих водотоков. Они неменяют условий движения транспорта, поскольку их можно располагать при любыхсочетаниях плана и профиля дороги. Они практически не чувствительны квозрастанию временной нагрузки и динамическим ударам, требуют меньшего расходаматериала на постройку и меньших затрат на содержание и ремонт, допускают болеевысокие скорости течения воды в сооружении по сравнению с мостами, а поэтомупри разных размерах пропускная способность их выше.
Общиесведения.
Водопропускнаяспособность труб зависит от формы и размеров отверстия, типа оголовков, глубиныводы перед трубой, скорости течения воды на выходе из трубы и других условий.
Величинаотверстия определяется гидравлическим расчетом в зависимости от расчетногорасхода водного потока и допустимой скорости течения воды. Длина средней частитрубы определяется геометрическим расчетом в зависимости от ширины насыпи поподошве и длине входного и выходного отверстия.
Дляпредотвращения изгиба тело трубы делят на секции длинной не более 5 м. Швы между секциями заполняют упругим гидроизоляционным материалом, чтобы вода из труб непросачивалась в насыпь и не разжижала грунт. Соприкасающиеся с грунтомповерхности трубы покрывают гидроизоляцией, чтобы вода из насыпи не разрушалакладку труб.
Воизбежание застоя воды лоток трубы устраивают таким образом, чтобы отметка днапосередине трубы была меньше отметки дна у входного оголовка и больше, чемотметка дна лотка у выходного оголовка. Высота насыпи при устройстве трубпринимается не менее высоты трубы плюс толщина засыпки, которая должна быть неменее 1 м, считая от верха звена трубы до подошвы рельса.
Трубыприменяются в любых климатических, топографических и геологических условий, налюбых участках плана и профиля дорог при значительных высотах насыпи, дляпропуска периодически действующих и постоянных водотоков, но при отсутствииледохода. Трубы применяются также для пешеходных переходов и прогона скота, дляпроезда автотранспортных средств и сельскохозяйственных машин, для прокладкитрубопроводов и других коммуникаций.
Водопропускныетрубы имеют несложную, надежную и долговечную конструкцию. Их можно возводитьиндустриальным, комплексно-механизированным, поточно-скоростным методом, существенноснижающим трудоемкость и продолжительность строительства. Выбор между трубойили малым мостом производится на основании сравнения их технико-экономическихпоказателей. На малых водотоках трубы, как правило, имеют значительно меньшуюстоимость, чем мосты с увеличением насыпи, выгодность применения трубвозрастает.
Видытруб.
Взависимости от режима протекания воды трубы делятся на безнапорные,
работающиенеполным сечением, аналогично водосливу с широким сечением, аналогичноводосливу с широким порогом; полунапорные, работающие полным сечением на входев трубу и не полным на остальном протяжении подобно истечению воды из-под щита,и напорные, работающие полным сечением на всем протяжении трубы, как насадкибольшой длины.
Поформе отверстия трубы разделяются на круглые, прямоугольные, овоидальные, треугольные,трапецеидальные, с вертикальными стенками и сводами, эллиптичиские и др.Прямоугольные трубы имеют большую водопропускную способность, чем круглые.
Почислу отверстий трубы бывают одно-, двух- и трехочковыми. Многоочковые трубы нерекомендуются из за возможной неравномерности пропуска воды их отверстиями, увеличенияскорости сечения на выходе из некоторых отверстий и размыва русла.
Трубымогут быть с оголовками и без них. Применение оголовков повышает водопропускнуюспособность труб.
Поматериалу трубы делятся на деревянные, каменные, бетонные, железобетонные иметаллические. Кроме того, трубы могут быть из пластмассы и других материалов.
Взависимости то инженерно-геологических условий трубы могут быть с фундаментамина естественном основании или со свайными фундаментами на естественномосновании или со свайными фундаментами, а также без фундаментов с укладкойзвеньев на железобетонные плиты или лекальные блоки либо на грунтовые подушкиили ложе, спланированные по очертанию трубы.
Поспособу постройки трубы разделяются на сооружаемые из материалов на месте исборные из блоков, изготовляемых на заводе.
Дляпропуска небольших водотоков через неглубокие выемки устраивают дюкеры, состоящиеиз двух колодцев, соединенных трубой, подходящей под полотном дороги. Иногдатрубы закладывают в фильтрующие насыпи для пропуска высоких вод.
Трубы,как правило, располагают перпендикулярно к оси дороги, но при косом пересеченииглубоких оврагов устраивают косые или криволинейные трубы, а на крутых склонахместности – косогорные трубы.
Заключение.
Эксплуатациятруб проще и дешевле эксплуатации мостов. Путь над трубами имеет такую жеконструкцию, как на прилагающей насыпи, что упрощает его содержание. Трубыменее, чем мосты, чувствительны к динамическому воздействию и увеличениювременной подвижной нагрузки. Благодаря хорошим строительным и эксплуатационнымкачествам трубы являются наиболее распространенными водопропускнымисооружениями.
Список литературы
Дорожныеводопропускные трубы. М. 1988. Лисов В.М.
Мостыи тоннели на ж/д. М. 1988. Осинов В.О., Бобриков Б.В.
Искусственныесооружения. М. 2007. Шабалина Л.А.
Инженерныесооружения в транспортном строительстве. М. 2007. Саламахин.
Интернет.ru.wikipedia.org
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/