Г. А. Месяц, M. Д. Прохоров
В сентябре 2003 г. было принято принципиальное решение отом, что Российская академия наук и ОАО «Горно-металлургическая компания«Норильский никель»» объединят свои усилия в исследовании проблемводородной энергетики и топливных элементов. 10 ноября 2003 г. было подписаноГенеральное соглашение о сотрудничестве Российской академии наук и компании«Норильский никель». В соответствии с соглашением мы должны в течениемесяца разработать и подписать программу наших совместных работ. За этот месяцвместе с представителем «Норильского никеля» В.А. Пивнюком мыпосетили ряд ведущих научных организаций Российской академии наук и другихведомств. Побывали на Урале, провели три научных семинара — в Екатеринбурге,Санкт-Петербурге и в Москве, где заслушали около 40 научных докладов.
Мы договорились, что работы в основном будут идти внаправлении водородной энергетики и топливных элементов, потому что понятие«водородная энергетика» значительно шире, чем просто получениеэлектрической энергии. Кроме того, мы договорились (и это оговорено всоглашении), что многие исследования, которые сейчас осуществляются надвусторонней основе институтами РАН и компанией «Норильский никель»,будут продолжаться. Некоторые из них находятся за рамками нашей совместнойпрограммы, но потом они могут влиться в нее.
Расскажу о современном состоянии водородной энергетики вмире, о том, что происходит в этой области исследований в России, какие имеютсявозможности и на что мы можем рассчитывать.
С 1900 по 2000 г. потребление энергии в мире увеличилосьпочти в 15 раз — с 21 до 320 экоДж (1 экоДж = 27 х 106 м3нефти). В качестве первичных источников используются нефтепродукты (34.9%),уголь (23.5%), природный газ (21.1%), ядерное топливо (6.8%) и возобновляемыеисточники — ветер, солнце, гидро- и биотопливо (13.7%). Это привело к тому, чтоза 50 лет выбросы углекислого газа в атмосферу возросли в 4.5 раза и сегоднясоставляют 20 х 1012 м3/год. Это тот самый углекислыйгаз, ради которого существует Киотский протокол и который, как уверяют многиеученые, вызывает парниковый эффект. Вообще энергетика, основанная на ископаемомтопливе, создает очень много экологических проблем. Возникает дилемма: безэнергии нельзя сохранить нашу цивилизацию, однако существующие методыпроизводства энергии и высокие темпы роста ее потребления приводят к разрушениюокружающей среды. Естественно, что одна из основных задач современнойэнергетики — поиски путей преодоления экологических проблем.
Вторая и, наверное, главная проблема состоит в том, чтосуществующие источники энергии ограничены. Считается, что нефти и газа хватитне более чем на 100 лет, угля — примерно на 400 лет, ядерного топлива — на 1000лет с лишним. Для того чтобы иметь топливо, когда на Земле будут исчерпанызапасы нефти и газа, и решить экологические проблемы, необходимо переходить кновым источникам энергии и иметь «чистую энергетику». И наша главнаянадежда — на водородную энергетику: использование водорода как основногоэнергоносителя и топливных элементов как генераторов электроэнергии.Одновременно резко сократится потребление ископаемых топлив, потому что водородможно получать из воды, разлагая ее на водород и кислород. Энергию для этогобудут давать ядерная энергетика и возобновляемые источники.
Переход на водородную энергетику означает крупномасштабноепроизводство водорода, его хранение, распределение (в частности,транспортировку) и использование для выработки энергии с помощью топливныхэлементов. Водород находит применение и в других областях, таких какметаллургия, органический синтез, химическая и пищевая промышленность,транспорт и т.д. (рис. 1). Судя по современным темпам и масштабам развитияводородной энергетики на нашей планете, мировая цивилизация в ближайшее времядолжна перейти к водородной экономике. Фактически задача состоит в том, чтобысоздать топливные элементы и использовать водород для получения электрическойэнергии. Именно топливным элементам я уделю основное внимание.
/>
Начну с производства водорода. Один из его источников — природное топливо: метан, уголь, древесина и т.д. При взаимодействии топлива спарами воды или воздухом образуется синтез-газ — смесь СО и Н2 (рис.2). Из нее затем выделяется водород. Другой источник — отходысельскохозяйственного производства, из которых получают биогаз, а затем — синтез-газ. Промышленно-бытовые отходы тоже используются для производствасинтез-газа, что способствует одновременно и решению экологических проблем,поскольку отходов много и их нужно утилизировать. В конечном счете образуютсяуглекислый газ, водород и окись углерода. Дальше идет каталитическая очистка,электрохимическая конверсия и т.д. Водород можно получать также электролизомводы, то есть разложением ее под воздействием электрического тока. Очень важнымэлементом при преобразовании газа, содержащего водород, является очистка газана палладиевых мембранах. В конечном счете получается чистый водород.
/>
Теперь остановлюсь на способах хранения водорода. Самыйэффективный из них — это баллоны. В таблице 1 приведено отношение (в процентах)массы водорода к массе тары для его хранения. Если баллон выдерживает 300 атм,то в нем можно хранить 13% (масс) водорода; 500 атм — 11%. В США разработаныбаллоны, рассчитанные на 700 атм. Они хранят 9% водорода. Удобно хранитьводород в сжиженном состоянии. Хорошие способы его хранения — адсорбцияводорода в гидридах металлов (порядка 3%) и в интерметаллидах (до 5%). Естьидеи и проводятся уже эксперименты по таким способам хранения водорода, какуглеродные наноматериалы, нанотрубки и стеклянные микросферы. Отмечу, что целесообразномаксимально согласовать во времени процессы производства водорода изтрадиционного топлива и его потребления, чтобы минимизировать потребность вхранении водорода.
Перехожу к выработке электроэнергии с использованиемводорода, то есть непосредственно к топливным элементам. Это — гальваническаяячейка, вырабатывающая электроэнергию за счет окислительно-восстановительныхпревращений реагентов, поступающих извне. При работе топливного элементаэлектролит и электроды не расходуются, не претерпевают каких-либо изменений. Внем химическая энергия топлива непосредственно превращается в электроэнергию.Очень важно, что нет превращения химической энергии топлива в тепловую имеханическую, как в традиционной энергетике. При сжигании газа, мазута или угляв котле нагревается пар, который под высоким давлением поступает в турбину, атурбина уже вращает электрогенератор.
В простейшем топливном элементе, где используются чистыйводород и чистый кислород, на аноде происходит разложение водорода и егоионизация (рис. 3). Из молекулы водорода образуются два иона водорода и дваэлектрона. На катоде водород соединяется с кислородом и возникает вода.Фактически в этом и состоит главный экологический выигрыш: в атмосферувыбрасывается водяной пар вместо огромного количества углекислого газа,образующегося при работе традиционных тепловых электростанций.
/>
Первая электрическая энергия была получена с помощьютопливного элемента еще в 1839 г. Однако бум вокруг водородной энергетикивозник тогда, когда началось освоение космоса. В 60-е годы прошлого века былисозданы топливные элементы мощностью до 1 кВт для программ «Джемини»и «Аполлон», в 70-80-е годы — 10-киловаттные топливные элементы для«Шаттла». У нас такие установки разрабатывались для программы«Буран» в НПО «Энергия», которое выступало координаторомвсей программы, но сами щелочные топливные элементы создавались в Новоуральскена электрохимическом комбинате. В те же годы были построены электростанциимощностью порядка 100 кВт на фосфорнокислотных топливных элементах. В Японии иСША имеются опытные 10-мегаваттные электростанции.
С 1990-х годов и по настоящее время идет разработкатопливных элементов мощностью от 1 кВт до 1 МВт для стационарной автономнойэнергетики. Нужно иметь в виду, что и в автотранспорте находят применениетопливные элементы, а в качестве их нагрузки — электрические двигатели. Крометого, сейчас разрабатываются портативные источники электроэнергии (мощностьменее 100 Вт) для компьютеров, сотовых телефонов, фотоаппаратов. В качестветоплива в них используется, как правило, метанол, из которого получают водород.Подзарядка элементов производится всего один раз в месяц.
Топливный элемент состоит из ионного проводника(электролита) и двух электронных проводников (электродов), находящихся вконтакте с электролитом. Топливо и окислитель непрерывно подводятся кэлектродам — аноду и катоду, продукты (инертные компоненты и остаткиокислителя, а также продукты окисления) непрерывно отводятся от них. Основныетипы топливных элементов приведены в таблице 2. По типу электролита ониклассифицируются на щелочные, твердо-полимерные, фосфорнокислые,расплавкарбонатные и твердооксидные; по рабочей температуре — на низко-,средне- и высокотемпературные. Замечу, что использование электродов из палладияи металлов платиновой группы приводит к повышению удельных характеристик иувеличению ресурса топливных элементов. Полимерная мембрана Nafion, применяемаяв твердополимерных топливных элементах, в США и Канаде производится фирмой«Дюпон», в России аналогичные мембраны выпускает фирма«Пластполимер».
Я приводил пример топливного элемента, в электролитекоторого перенос заряда осуществляется ионами водорода (см. рис. 3). В другихтопливных элементах носителями заряда могут выступать ион кислорода, радикал ОН-или СО3- окислителями могут быть кислород либо воздух(рис. 4).
/>
Таблица 3 демонстрирует требования к чистоте водорода дляразличных топливных элементов. Щелочные, твердополимерные и фосфорнокислыеэлектролиты очень чувствительны к СО. В карбонатных и твердооксидных топливныхэлементах СО является топливом. Чувствительность к CO2 щелочныхэлементов тоже очень высокая, но CO2 не влияет на работу другихтопливных элементов. Достаточно большую чувствительность к таким примесям, какH2S и COS, показывают все топливные элементы. Примеси отнесены кядовитым, если их присутствие приводит к выходу из строя топливных элементовиз-за отравления электродов или электролитов. В конечном счете примеси кводороду сокращают срок службы топливных элементов.
Сейчас в мире активно разрабатываются твердополимерныетопливные элементы на водороде (рис. 5, а). Считается, что они будут применятьсяв основном на автотранспорте. Пока их стоимость довольно высокая: 1 кВтустановленной мощности в лучших образцах обходится в (3-5) тыс. долл. Нужноснизить стоимость 1 кВт до 100 долл., чтобы сделать твердополимерные топливныеэлементы конкурентоспособными на транспорте. Что касается автономнойэнергетики, то для нее предназначаются в первую очередь твердооксидныетопливные элементы (рис. 5, б). Вырабатываемый ими 1 кВт установленной мощностистоит сейчас 3 тыс. долл., приемлемая для водородной энергетики стоимость — 1 тыс.долл. — может быть вскоре достигнута.
Топливный элемент — лишь составная часть электрохимическогогенератора, который содержит еще системы кондиционирования, подготовки топлива,утилизации отходов и др. (рис. 6). Первичным топливом могут быть метан, парыметанола, керосина, синтез-газ и т.д. Коэффициенты полезного действия угенераторов с топливными элементами (рис. 7) изменяются от 30% (двигателивнутреннего сгорания и газовые турбины) до 60-65% (энергоустановки ствердооксидными топливными элементами).
/>
/>
Вернусь еще раз к вопросу о выбросах в атмосферу, чтобыпонять важность экологического аспекта водородной энергетики. В таблице 4приведены предельно допустимые выбросы существующих энергоустановок. Если мыперейдем на водородную энергетику, то некоторые выбросы (NOх и СО)снизятся на порядки, а некоторых (SO2 и твердых частиц) вообще небудет.
Рассмотрим энергоустановку, основой которой являетсясолнечная батарея. Наличие солнечного света и потребность в энергии не всегдасовпадают. Когда потребление энергии незначительное, электрическая энергия отсолнечной батареи может использоваться для электролиза воды и полученияводорода. Водород поступает в накопитель и по мере необходимости используетсядля выработки электроэнергии в водородных электрохимических генераторах. Такаягибридная система, возможно, и будет основой для будущей автономнойэлектроэнергетики.
Теперь коротко о перспективах применения топливныхэлементов на транспорте и в децентрализованной энергетике (табл. 5). Вмегаваттных установках для децентрализованной энергетики используютсяфосфорнокислые и расплав-карбонатные топливные элементы и метан в качестветоплива с последующим преобразованием его в водород химическими методами. Натранспорте находят применение киловаттные энергетические установки ствердооксидными и твердополимерными топливными элементами.
В Японии создана энергетическая установка на топливныхэлементах мощностью 100 кВт, в Германии — установка мощностью 250 кВт,функционирующая как небольшая автономная электростанция. Фирма «СименсВестигхаус» разработала гибридную энергетическую установку натвердооксидных топливных элементах. В ней мощная струя выходящих газовиспользуется для работы газовой турбины, то есть к электрической энергии,вырабатываемой топливными элементами, добавляется электрическая энергия,вырабатываемая турбиной. Крупнейшие автомобильные компании мира ведутразработку электромобилей. В таких городах, как Амстердам, Барселона, Лондон,Гамбург, Мадрид, прошли показательные испытания городских автобусов натопливных элементах. Первая такая демонстрация состоялась в 1993 г., анаибольшее их число пришлось на 1999-2003 гг.: 60 демонстраций 17 компаний,производящих легковые автомобили, и 11 демонстраций 7 компаний, выпускающихавтобусы. Компании «Дженерал Моторс» и «Даймлер-Крайслер»намереваются продемонстрировать электромобиль в 2004 г. (водород предполагаетсяполучать из бензина), компании «Баллард Пауэр Системе» и«Даймлер-Крайслер» — в 2005 г.
А как обстоят дела с водородной энергетикой и топливнымиэлементами в России?
Надо сказать, что водородной энергетикой у нас занимаютсядовольно давно, поскольку эти работы имели очень большое значение дляавтономной энергетики в космосе и подводном флоте. Космос и подводный флот былифактическими источниками средств для развития водородной энергетики. Почти 20институтов АН СССР, а затем РАН (в Москве, Екатеринбурге и Новосибирске) решалите или иные вопросы водородной энергетики. В последние годы исследованияподдерживались в основном за счет совместных контрактов с иностраннымикомпаниями (ряд разработок, о которых я упоминал, в той или иной мере былисделаны при участии российских ученых).
На протяжении 20 лет десятки академических институтов ведутисследования в этой области. В Институте катализа им. Г.К.Борескова СО РАН,имеющем хорошую экспериментальную базу и испытательное оборудование, изучаетсявозможность использования металлов платиновой группы (палладия, платины и др.)для получения водорода. Здесь создан ряд катализаторов для получения водородаиз метана с последующей его очисткой с помощью мембран. Что касается мембран,то очень хорошие результаты достигнуты в Институте общей и неорганической химииим.Н.С.Курнакова РАН и в Институте нефтехимического синтеза им. А.В.ТопчиеваРАН. В Институте электрофизики УрО РАН по совместной программе с Институтомвысокотемпературной электрохимии УрО РАН разработаны методы получениянанопорошков и нанокерамики путем магнитного прессования. Генерацияэлектрическои энергии в твердооксидных топливных элементах происходит притемпературе 950оС и плотности мощности 470 МВт/см2.
Уральский электрохимический комбинат — пионер в созданииэлектрохимических генераторов мощностью в десятки киловатт. В 1971 г. здесь былразработан электрохимический генератор «Волна» (мощность 1.2 кВт) нащелочном топлив ном элементе для отечественной лунной про граммы, в 1988 г. — система «Фотон» (мощность 10 кВт) для «Бурана». Комбинатможет выпускать такие установки по несколько штук в год. В 1999 г. для космическогоаппарата «Ямал» были созданы модули из двух никель-водородных аккумуляторныхбатарей то есть водород можно использовать не только для топливных элементов,но и для аккумуляторов энергии.
В 1982 г. НПО Квант впервые снабдил авто мобиль«РАФ» водородным щелочным топливным элементом. В 2001 и 2003 гг.Уральский электрохимический комбинат, РКК «Энергия» и АвтоВАЗ наавтосалонах в Москве демонстрировали автомобиль «Лада» сэлектродвигателем и электрохимическим генератором «Фотон». В первойсистеме окислителем служил кислород, во второй — очищенный от CO2воздух, что существенно упростило конструкцию автомобиля. Однако и в том, и вдругом случае использовался хранящийся в баллонах водород. На одной заправкеэти автомобили могут проехать 300 км
В нашей стране для автономной энергетики созданы различныеустановки с электрохимическими генераторами мощностью от 1 до 16 кВт, в том числекорабельные мощностью 150 кВт и более.
* * *
Чем привлекательны топливные элементы и почему их нет нарынке? К числу достоинств относятся: высокий кпд, низкая токсичность,бесшумность, модульная конструкция (имея, скажем, киловаттные топливныеэлементы, можно собирать из них установки большой мощности), многообразиепервичных видов топлива, широкий интервал мощности. Проникновение их на рыноксдерживается прежде всего высокой себестоимостью по электроэнергии и малымресурсом. Наибольший ресурс у твердополимерных топливных элементов — (2-5) тыс.часов работы, требуемый же срок службы — (20-30) тыс. часов.
Что касается коммерциализации электрохимических генераторовна топливных элементах, то около 100 компаний участвует в их демонстрационныхиспытаниях, достигнута установленная мощность в 50 МВт. Потребностьдецентрализованной стационарной энергетики (мощность электрохимическихгенераторов от 5 кВт до 10 МВт) -100 тыс. МВт за 10 лет. Сейчас 1 кВтустановленной мощности стоит более 3 тыс. долл., приемлемая цена — 1 тыс. долл.Потребности автотранспорта в электрохимических генераторах на топливныхэлементах (мощность 15-100 кВт) — 500 тыс. штук в год. Сейчас стоимость одноготакого генератора более 3 тыс. долл., приемлемая цена — 50-100 долл. Такимобразом, необходимо многократное снижение стоимости стационарных топливныхэлементов и десятикратное — стоимости топливных элементов для транспорта.
Учитывая потребности рынка, программа бюджетных инвестицийСША предполагает в ближайшие 10 лет вложить 5.5 млрд. долл. в развитиетехнологии топливной энергетики, промышленные компании — почти в 10 раз больше.
Россия на уровне системного понимания проблемы топливныхэлементов нисколько не уступает Западу. Десятки отечественных институтов такили иначе работают над этой проблемой в кооперации с международными компаниями.Отечественная компания «Пластполимер» предполагает построить в Европеодин из заводов по производству полимерной пленки для твердополимерныхтопливных элементов. На недавней конференции в Вашингтоне американцы говорили,что покупают в Испании полимерную пленку, изготовленную по российскойтехнологии.
Мы сильно отстали от Запада в области традиционныхтехнологий. Но традиционные технологии, несмотря на огромные вложения, до сихпор не позволили Западу и Японии создать топливные элементы коммерческогоуровня. Нам надо обгонять Запад, не догоняя. Для этого, мне кажется, у нас естьхороший задел в области нанотехнологий, направленного синтеза материалов,тонкопленочных, лучевых технологий. Необходимо объединить достаточно мощныйпотенциал Российской академии наук, отраслевых институтов, Минатома РФ, чтобыбыстро продвигаться вперед.
В Комплексной программе поисковых, научно-исследовательскихи опытно-конструкторских работ по водородной энергетике и топливным элементамзапланировано исследование палладия. Металл платиновой группы палладий являетсяодним из основных материалов для топливных элементов и всей водороднойэнергетики. На его основе изготовляются катализаторы, мембранные аппараты дляполучения чистого водорода, материалы с повышенными функциональнымихарактеристиками, топливные элементы, электролизеры, сенсоры для определенияводорода. Палладий может эффективно накапливать водород, особенно нанопорошокпалладия.
Помимо водородной энергетики, палладий находит применение вкатализаторах для доочистки выхлопных газов обычных автомобилей; электролизерахдля получения водорода и кислорода путем разложения воды; портативных топливныхэлементах, в частности метанольных; твердооксидных электролизерах с электродамина основе палладия; устройствах для получения кислорода из воздуха, в том числеи в медицинских целях; сенсорах для анализа сложных газовых смесей.
Задачи Российской академии наук в развитии водороднойэнергетики и палладиевых технологий, по нашему мнению, следующие:
• разработка новых технологий для водородной энергетики;
• поиск и исследование новых материалов и процессов,перспективных в области водородной энергетики;
• исследования по рациональному и эффективному применениюпалладия и металлов платиновой группы в энергетике и катализе;
• научное сопровождение со стороны академических институтовразработок промышленных технологий (мы не можем организовать серийноепроизводство, но обязаны организовать научное сопровождение);
• разработка прогнозов развития водородной энергетики вРоссии;
• создание концепции водородной экономики.
Перечислю приоритетные направления работ академическихинститутов в рамках Генерального соглашения между Российской академией наук иОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель»»:
• создание твердополимерных и твердооксидных топливныхэлементов, а также дальнейшее изучение возможностей щелочных топливныхэлементов, топливных процессоров для получения водорода из углеводородныхтоплив;
• разработка комплексов по производству, очистке,аккумулированию, хранению и транспортировке водорода;
• создание высокоэффективных экологически чистыхэнергетических установок и электрохимических генераторов широкого класса наоснове топливных элементов, в том числе для использования в бытовых электронныхустройствах;
• разработка ключевых элементов инфраструктуры водороднойэнергетики;
• разработка перспективных технологических процессов иизготовление высокотехнологичной продукции на основе использования палладия иметаллов платиновой группы.
В заключение я хотел бы отметить, что для Российскойакадемии наук наступил знаменательный момент: промышленность и крупные частныекомпании проявляют интерес к ее фундаментальным разработкам, чтобы повыситьконкурентоспособность своей продукции. Мы всегда говорили: как только станетоживать наша промышленность, оживет и наука. Участие Академии наук в совместнойпрограмме с компанией «Норильский никель» — это в некотором смыслепилотный эксперимент по новой организации фундаментальных и прикладныхисследований.
Реализация Генерального соглашения и той программы, котораясегодня будет подписана, — одно из направлений будущего развития Академии наук.Я знаю, что и другие компании проявляют интерес к сотрудничеству с Российскойакадемией наук, и на двусторонней основе уже работают с нашими институтами.Напомню, что в 2002 г. Академия наук именно благодаря хоздоговорам заработала 5млрд. руб., а средства, которые были ей выделены из бюджета, составили 10 млрд.руб. Надеюсь, что нынешнее совместное заседание Президиума РАН и Правлениякомпании «Норильский никель» положит начало новым методаминновационной деятельности Российской академии наук.
М.Д. Прохоров: Свое выступление начну со слов благодарностив адрес Российской академии наук за ту энергию и энтузиазм, с которыми еепредставители включились в совместную разработку водородной темы и топливныхэлементов. Хотел бы высказаться по вопросу стратегии России в областиводородной энергетики и топливных элементов, а также обсудить базу, с котороймы стартуем, и требования, которые должны быть предъявлены к нашим разработкам.
К нашему глубокому сожалению, Россия потеряла статусвеликой экономической державы: по ВВП мы находимся во втором десятке странмира, по среднедушевым доходам — еще дальше; наша экономика сильно зависит отэкспорта и импорта высоких технологий; в стране не развит добавленный продукт,многие вещи мы импортируем. Все это необходимо учитывать при разработкепрограммы по водородной энергетике для того, чтобы она была успешной.
Президент России В.В. Путин поставил амбициозную задачу:удвоить ВВП к 2010 г. Но эта задача базируется на линейном удвоении. На мойвзгляд, при 8%-ном росте ВВП в год мы не решим глобальную проблему — не вернемРоссию в число ведущих мировых экономических держав. Мы лишь сократим немногоотставание от этих стран. Если наш ВВП будет расти на 8% в год, а ВВП США на 1%в год, мы достигнем их потенциала через 236 лет. (выделено нами — V.V.)
Изучение экономических проблем и совместные работы сРоссийской академией наук привели нашу компанию к одному очень интересномувыводу. Мы считаем, что развитие водородной энергетики и технологии созданиятопливных элементов — единственная возможность для нашей страны попасть в числоведущих экономических держав мира. Приведу три базовых аргумента.
Первый аргумент. Мир стоит перед выбором перехода на новыйтехнологический уклад. И совсем не обязательно, что те страны, которые сейчасна коне, особенно успешно совершат этот переход. Даже наоборот: большиевложения в крупную дорогостоящую инфраструктуру (порядка 1 трлн. долл.) могутне позволить вовремя переориентироваться и перейти на новый уклад. Но у нашейстраны есть возможность попытаться сделать прорыв сразу в новую экономику.
Второй аргумент. Главная цель водородной технологии — снижение зависимости от существующих энергоносителей, то есть нефти и газа.Именно эти энергоносители являются основой нашей нынешней экономики и бюджета.Если через 15 лет в результате внедрения водородной экономики потребление нефтии газа резко сократится, нас ждет депрессионная модель развития. Так чтоальтернативы переходу на водород ную экономику у нас просто нет.
Третий аргумент. Для того чтобы конкурировать, необходимыконкурентные преимущества. В данном случае они налицо: фундаментальныеразработки Российской академии наук и металл будущего — палладий, 50% мировогопроизводства которого контролирует Россия.
Все эти три аргумента убеждают меня в том, что мыпрактически располагаем исторической возможностью предложить Президенту страныи правительству нашу совместную комплексную программу в качестве национальнойэкономической идеи по возврату России статуса великой экономической державы. Иэто надо будет сделать, на мой взгляд, с использованием Совета при ПрезидентеРоссийской Федерации по науке и высоким технологиям.
Какие требования будет предъявлять мировая экономика кнашим разработкам?
Прежде всего мы должны опережать наших западных коллег.Дело в том, что в стране не развит, к сожалению, добавленный продукт, а значит,емкость российского рынка очень небольшая. И на первом этапе наша продукциядолжна реализовываться именно на западных рынках, поэтому наши разработкидолжны превосходить западные аналоги, чтобы рынок их принял. Мы должны отдаватьприоритет тем исследованиям и разработкам, которые не будут повторятьаналогичные зарубежные проекты, а позволят нам выйти на передовые позиции вмире и создать конкурентоспособные продукты в области водородной энергетики,превосходящие по своим параметрам западные образцы и технологии. Для того,чтобы догонять, надо сразу перегонять.
По нашему глубокому убеждению, простое усовершенствованиесегодняшних технологий не отвечает необходимым требованиям будущей водороднойэкономики. Технические проблемы в этой области должны быть решены за счетсерьезных фундаментальных исследований в различных областях химии, физики,материаловедения, нанотехнологии, а также за счет интеграции самих исследованийс производством и потребностями бизнеса уже на ранней стадии их проведения.
Еще одна существенная проблема — финансирование.Естественно, средств «Норильского никеля» не хватит на всюкомплексную программу. Это только стартовый капитал, который позволит сдвинутьдело с мертвой точки. Необходимо привлечение государственных ресурсов в рамкахнациональной программы, а также ресурсов нефтяных, газовых и энергетическихкомпаний.
На мой взгляд, недостаточно располагать средствами нафинансирование научных разработок, необходимо иметь четкий государственный
Несколько слов по поводу нашей комплексной программы. Ееосновная задача — создание цепочки от фундаментальных научных исследований доопытно-конструкторских работ в области водородной энергетики. Другая, на мойвзгляд, очень важная задача — это выбор ключевых направлений в развитииводородной энергетики и топливных элементов. Не менее важна координация нашейдеятельности, скажем так, притирка менталитетов, и очень большая роль здесьотводится Совету по комплексной программе во главе с академиком ГеннадиемАндреевичем Месяцем. И наконец, мы планируем создать на базе научных учрежденийАкадемии наук палладиевый центр, который будет заниматься перспективнымиисследованиями продуктов углубленной переработки палладия и его соединений. Этипродукты мы будем продвигать на мировые рынки, а также замещать ими зарубежныеразработки, используемые в настоящее время нашей экономикой.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы ссайта vivovoco.nns.ru/