Реферат по предмету "Производство"


Формирование познавательного интереса при использовании наглядных пособий у учащихся 7 класса на

--PAGE_BREAK--
Принцип наглядности:

Ян Амос Каменский в своей «Великой дидактике» сформулировал «золотое правило» наглядного обучения, согласно которому в чувствительном восприятии преподносится все, что только можно предоставить для восприятия чувствами, а именно: «видимое» — для восприятия зрения, «слышимое» — слухом, запах – обонянием, доступное осязанию – путем ощущения. Если какие – либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.

Правда тот же Я. А. Каменский предупреждал, что чувствительное восприятие представляет собой лишь начальную ступень познания и следующей этап познания – абстрагирования мышления.

Учителю технологии приходиться использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. О методике их применения мы подробно поговорим позже, но интересно, что споры об использовании этого принципа шли еще со временем Эразма Роттердамского (1467 – 1536). В педагогике известен термин и «вербальное обучение», т. е. замена предметов обозначающими их словами. Френсин бекон (1561 – 1620) сформулировал принцип наглядности так: вначале вещь, познанная сама по себе, и только потом уже говорили уже возросли (7-12 лет) характеризуется конкретно – образным мышлением. Дети получают возможность более глубоко овладеть материалом при осуществлении практической деятельности с применением наглядности, чем при обучении с помощью исключительно слова.

Наоборот, при обучении старших школьников на первый план выступает словесно – логическое мышление. Эти обстоятельства должны обязательно учитываться при преподавании технологии с соблюдением двух важнейших дидактических правил, связанных с принципом наглядности (по Ч. Кинесевичу).

1. Прямое изучение действительности, т. е. изучение, основанное на наблюдение, измерении и различных практических видах деятельности, должно быть исходным пунктом учебной работы с учащимися в тех случаях, когда они еще располагают таким запасом наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемой на уроке темы.

2. Чтобы ученик смог приобрести верные, прочные и оперативные знания путем непосредственного изучения определенных предметов, явлений и процессов, его познавательной деятельностью следует умело руководить, т. е. объяснить его системой соответствующих указаний и сконцентрировать его внимание на важнейших сторонах изучаемого предмета.

С психологической точки зрения различают предметную, изобразительную и словесную наглядности.

Предметная наглядностьв технологии предполагает непосредственное восприятие производственных объектов (машин, деталей машин, образцов изделий и др.), приемов работы и т. д.

Изобразительная наглядность осуществляется с помощью учебно – наглядных пособий и средств наглядности: моделей и макетов, учебных таблиц, технологических карт, диапозитивов и диафильмов, телевидения, видео- и кинофильмов.

Под словесной наглядностью понимают яркую, образную, живую речь педагога, вызывающую у учащихся конкретные представления. Таким образом, необходимо учесть, что даже рациональное исследование принципа наглядности не приводит к исключению принципа обучения слова. В правильном сочетании слова, видов и средств наглядности, заложен успех  уроков технологии.

Вязание крючком 7 класс:

Занятие 1:

Тема: Узоры для вязания крючком.

Краткое содержание. Краткие сведения из истории рукоделия. Изделия, связанные крючком в современной моде.

Практические (проектные) работы.

1.Зарисовка современных и старинных узоров для вязания крючком.

2. Практическая работа (вязание образцов крючком).

3. Экскурсия в музеи (исторический, этнографический, школьный).

         Занятие 2:

Тема: Приемы вязания крючком.

Краткое содержание. Инструменты и материалы к работе (стирка, перемотка отбеливание, распускание старого изделия). Приемы работы, правильное положение рук. Шерстяные, шелковые, синтетические, хлопчатобумажные нитки. Выбор крючков зависимости от ниток и узора.  Определение количества петель и ниток. Технология выполнения различных петель. Набор петель крючком (столбик без накида, столбик с накидом, полустолбик и т. д.). Практическая работа.

         Занятие 3:

Тема: Вязание крючком различных узоров и изделий.

Краткое содержание. Работа с журналам мод. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись. Контроль знаний и умений учащихся.

Практическая (проектная) работа.

Режим работы и санитарно-гигиенические требования на уроках обслуживающего труда


Трудовое обучение положительно сказывается на физическом развитии школьников лишь при условии соблюдения гигиенических норм и правильного режима работы.

Температура воздуха в кабинете — 17—20 °С. Помещения необходимо систематически проветривать, над плитой желательно иметь вытяжку. Рабочие места должны быть освещены.

Электрические нагревательные приборы и электрическая сеть в кабинете должны находиться под постоянным наблюдением специалистов.

Кабинет следует оснащать всеми необходимыми для работы оборудованием и приспособлениями, которые необходимо содержать в порядке и чистоте.

В кабинете обслуживающего труда должна находиться аптечка с перевязочными материалами, медикаментами и инструкцией по оказанию первой помощи пострадавшему.

Школьников следует приучать перед началом, и после окончания работы проверять чистоту рабочего места, состояния оборудования.

Выводы по первой главе:

Изучая литературу педагогических словарей, психологических справочников и энциклопедий, журналов и пособий по методике преподавания технологий мы пришли к следующим выводам:

1.     Основными определениями в нашей работе будут являться:

Познавательный интерес– интерес к собственному росту, совершенствованию в процессе обучения, приобретения знаний. (А. В. Трубайчук, педагогический словарь).

Формирование – вид развития личности, изменения динамичной функциональной структуры личности содержания под влиянием внешних воздействий (Г. М. Козжасмировых, педагогический словарь).

Технология – совокупность методов обработки, изготовление, изменение состояния, свойств, формы, сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции (словарь по педагогике под редакцией Рапацевич).

2. В данном возрасте у детей происходит перестройка взглядов на окружающий мир, а следовательно мышления, восприятия, памяти, внимания. У подростка появляется потребность к труду в коллективе. Происходит начало формирования личности и личностных качеств: умные, сильные, смелые, волевые, активисты, талантливые, увлечённые, надёжный друг, верный товарищ, появляется много интересов и способностей.

3. Мы установили, что использование интересного материала, наглядных пособий необходимо, так как на уроках проявляется внимание и интерес. Описали, какие должны быть санитарно – гигиенические и педагогические требования.


Глава 2.
Организация развития практических умений и навыков развития
2.1 Показатели и уровни формирования познавательного интереса у учащихся 7 класса

Задачами данного параграфа является:

1.                  Раскрыть содержание понятия: «эксперимент».

2.                 Определить показатели и уровень формирования познавательного интереса.

Эксперимент педагогический –научно – поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, наблюдение исследуемого педагогического явления в созданных и контролируемых исследователем условиях.

Эксперимент педагогический понимается как создание на практике новых дидактик и воспитательных систем, использовался уже с конца XVIIIвека.

В педагогических исследованиях, связанных с определением нового содержания образования, разработкой новых методов обучения, а так же с выявлением эффективности уже внедренных в практику педагогических способов и приемов, входящих в сферу дидактики, широко используется дидактический эксперимент.

Для дидактического эксперимента, поставленного с целью доказательства превосходства определенного построения программы или метода обучения, основное значение имеет объективная оценка его результатов. Результат экспериментального  обучения следует выявлять детально по отдельным компонентам приобретенных знаний и навыков и давать им не только количественную оценку в виде школьных отметок, но и качественную характеристику. Количественное выражение связей и зависимостей в учебном процессе может быть плодотворно лишь в тех случаях, когда оно базируется на тщательном и разностороннем, качественном анализе. В этом проявляется внутренняя связь эксперимента с теоретической разработкой исследуемой проблемой. К средствам определения результатов экспериментального обучения относятся письменные, контрольные работы в текстовой форме, индивидуальной беседы с учащимися, психологические приемы изучения школьников.

Дидактический эксперимент может осуществляться в виде опытных уроков, которые ведутся в обычных классных условиях, и в виде экспериментальных занятий, проводимых с небольшим количеством школьников.

Опытные уроки и экспериментальные занятия, а так же их различные сочетания используются в дидактическом эксперименте по-разному, в зависимости  от характера исследуемых вопросов.

Эксперимент имеет следующие основные черты:

1)     его способы и проведение тщательно планируется заранее;

2)     подробно и своевременно фиксируются особенности процесса и результаты обучения;

3)     с помощью основных систем заданий регулярно определяется как уровень усвоения учебного материала, так и уровень психического развития на разных этапах;

4)     эти данные сопоставляются с полученными при исследовании контрольных групп и классов (занимающихся в условиях, которые принимаются за обычные). В сочетании с индивидуальностью обучающих экспериментом, коллективное экспериментальное обучение все шире используется в психологии и дидактике как особый метод исследования сложных процессов психического развития человека.

Виды экспериментов:

— глобальный

— микроэксперимент

— мысленный

— естественный

— лабораторный

— констатирующий

— проверочный, уточняющий

— преобразующий

— формирующий

Сбор данных в экспериментальном исследовании предполагает реализацию некоторых экспериментальных воздействий. Сравнение же предполагает формулирование критериев, в соответствии с которым будут соотноситься эмпирические данные в экспериментальных и контрольных условиях. Качественное и количественное сравнение в свою очередь требует не только возможности фиксации данных, но и изменения их в качестве переменных. Исследовательская деятельность экспериментатора включает, таким образом, чувственное наблюдение за показателями переменных, в которых описывается изучаемая причинно-следственная закономерность, и организация экспериментальных воздействий, по средствам управления условиями, выступающих в качестве независимых переменных.

         Эксперимент можно провести в классе у учащихся и узнать как можно вызвать познавательный интерес у учащихся. Это и разнообразные формы прихваток, рисунков прихваток, они должны быть выполнены из разных цветов, хорошо подобранные цветовые оттенки. Все это должно быть аккуратно, правильно, красиво выполнено и оформлено на стенде. Тогда учащиеся обязательно заинтересуются или будет интересно, они захотят тоже связать прихватки. У детей появится интерес к работе.

         Показатели сформированности познавательного интереса у учащихся 7 класса:

         1. Учащимся интересно на уроке

         2. Легко отвечают на вопросы

         3. Не отвлекаются

         4. Интересный познавательный материал

         5. У детей возникают идеи усовершенствования работы: усложнение ее

6. У детей появляется познавательные идеи, дети испытывают чувство удовлетворения своей работы

7. Использование наглядных пособий

8. Дети легко усваивают материал.

Уровень формирования познавательного интереса у учащихся 7 класса:

Высокий уровень учащихся 7 класса.

Если хорошо владеет техникой вязания, правильно выполняет работу, быстро работает крючком, выполняет работу самостоятельно, без помощи учителя и без ошибок. Если учащиеся проявляет интерес к вязанию крючком, желание стремление научиться и связать больше. Усваивает выполнить работу и взять еще дополнительное задание и связать что – нибудь еще.

Средний уровень учащихся 7 класса.

Если правильно выполняет работу, делает все без ошибок, владеет техникой вязания, но работает на работе очень медленно и выполняет работу с помощью учителя. Но учащийся проявляет желание, он стремиться вязать крючком, он старается, но очень медленно.

Низкий уровень учащихся 7 класса.

Если плохо работает на уроке, не слушает последовательность выполнения работы на объяснении, не умеет владеть техникой вязания, у учащихся не проявляется интерес к работе, желание, стремление научиться вязать крючком, неправильно выполняет работу. И как правило отстает от других.
2.2 Развитие практических умений и навыков
Для того чтобы пробудить интерес у детей к урокам технология, по разделу «Вязание крючком». Необходимо четко знать методические основы урока: структуру урока определенного типа, правильный подбор дидактического материала, учет возрастных особенностей. А также использовать нетрадиционные формы урока, занимательного материала и речевых разминок. К ним относятся: ребусы, кроссворды, дидактические игры, раздаточный материал и т. д.

Обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от того, насколько удается его организовать, добиться производительности, несущей моральное удовлетворение, вызвать эстетические чувства. Прекрасная и нравственная сущность труда проявляется с особой силой, когда его процесс организуется как система, с четко выраженными и взаимодействующими основными структурными элементами. Ведущий элемент системы – цель труда. Она может быть представлена в нескольких видах: как личная и коллективная установка, как конкретное трудовое задание, как стремление личности к приобретению знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности, как средство нравственно – эстетического развития детей, формирование у них моральных качеств, умения видеть красоту окружающего мира, любоваться им, использовать в творчестве: «Вязание крючком». При общении учащихся в достигнутых формах вязания подводит их к осознанию того, что в обществе любой труд не только общественная обязанность и долг, но и средство обогащения человека нравственным и духовно – эстетическим ценностями.

Укрепляя навык вязания, формируя сноровку, систему умений, вязание крючком и интерес к нему активно способствует к самоутверждению учащегося, дает ему возможность почувствовать себя сильным, ловким, умным. Свободное владение крючком создает благоприятные условия для творчества и духовного самовыражения, рождает у детей ощущение и переживание высшей эстетической радости от самостоятельно сотворенной красоты вязания.  На уроках труда происходит формирование и развитие познавательного интереса у учащихся. Окружающий мир действует на внешние органы чувств человека, он воспринимает впечатление от этого начинается его духовная деятельность, появляется познавательный интерес. Впечатление задерживаются некоторое время в человеке, перерабатываются, из них возникают различные формы душевной деятельности.

Познавательный интерес может быть вызван силой впечатлений, которое может произвести на органы внешних чувств предмет. Ярко – цветная вещь или слабоцветная произведут неодинаковые впечатление на ребенка, заинтересует его в большой или меньшей степени. Но слишком сильных впечатлений нужно избегать. Другое условие для воздействия предмета заключается в одновременном раздражении не одного, а нескольких органов внешних чувств. Но нельзя перенасыщать урок яркими наглядными пособиями и выставлять их все сразу, так как это будет отвлекать внимание от изучаемого материала. Урок будет направлен на развитие творческих способностей, соображения. Существенной стороной человеческой природы является активность, самодеятельность организма.

Ручное вязание крючком

Ручное вязание крючком – один из наиболее старых и популярных видов рукоделия. Несмотря на высокие темпы развития трикотажного производства, интерес к ручному вязанию не только не ослабевает, а продолжает расти с каждым годом. И это понятно: из  клубка ниток можно сделать множество красивых и удобных вещей, используемых в различные сезоны года. Детские кружки художественного вязания создаются повсюду: в школах, Дворцах и т. д. В них дети знакомятся с историей художественного вязания, применяемых в нем орнаментами, свойствами ниток и трикотажного полотна, овладевают основными приемами вязания, особенностями ухода за готовыми изделиями и их хранения.

При правильной организации занятий ручное вязание способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности, усидчивости, коллективизма и взаимопомощи, вооружает навыками общественного полезного труда. В кружках или на уроке труда школьники изготовляют различные изделия как для себя, так и для нужд кружка, образцы узоров, сувениры, детали изделия украшающих быт. В них проявляется индивидуальный вкус хозяйки, теплота ее рук. Кружковые занятия способствуют ориентации учащихся на профессии народных художественных промыслов, развитию которых сейчас уделяется большое внимание. Именно столь свойственная людям тяга к красоте, к творчеству и делает это древнее рукоделие настоящим искусством. А искусство, рожденное человеком, будет жить вместе с ним вечно.

Инструменты и материалы  

Инструменты и материалы  играют очень важную роль в ручном вязании.

Качество вязаного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Нитки должны соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. д. Для вязания крючком применяют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и синтетические нити. Шерстяную пряжу используют как фабричного, так и ручного прядения. Толщина пряжи определяется номером. Номер – это количество метров пряжи, приходящееся на один грамм. Поэтому чем больше номер, тем тоньше нить. На этикетках обычно указывают номер пряжи, выраженный дробным числом, например, 32/2. Числитель указывает толщину пряжи, а знаменатель – из скольких ниток она скручена. Шерстяную пряжу применяют для большого ассортимента женских, мужских и детских изделий. Это шарфы и шапки, жакеты, джемпера и свитера и т. д. Из шелковых нитей получаются красивые летние блузы, шляпы, сумки. Из хлопчатобумажных нитей вяжут изделия летнего ассортимента с красивыми ажурными и плотными узорами. Интересные модели для лета можно связать из тонкой шерсти, льна или синтетической пряжи. Это и платья, и блузы, и майки на узеньких бретелях. Хорошо использовать хлопчатобумажную нить для вязания детских вещей, кофточек, чепчиков, так как эта мягкая пряжа не раздражает нежную кожу ребенка. Из катушечных ниток вяжут салфетки, скатерти, прихватки, а из сложных вместе нитей – любое изделие. Для вязания используют не только новую пряжу, а также распустив старое изделие и обработав пряжу, можно вязать новую вещь. Выбрав нитки для вязания, нужно вязать новую вещь. Выбрав нитки для вязания, нужно подобрать к ним крючок. От правильного выбора крючка и ниток будут завесить качество вязанного полотна.
Крючок

Крючок – металлический стержень с загнутым концом. Крючки бывают толстые и тонкие, длинные (30-40см.) – для особого способа вязания тунисского, и обычные короткие (12-25см.), которыми мы будем пользоваться.

 Самая главная часть крючка – головка с бороздкой. Каков диаметр головки – таков номер крючка, №3. Один и тот же узор, провязанный очень тонким крючком, может получиться плотным, как войлок, а слишком толстый – прозрачным, как кружево. Для тонких крючков, например, подходит катушечная нитка №20 или №30.

Для вязания кружев нужен крючок №1 или №2. Для толстых шерстяных или тесьмы – крючок №4 или даже №5. Самое лучшее иметь набор крючков от №1 до №6. Выбирая крючок для вязания, нужно помнить, что он должен быть приблизительно в два раза тоньше нитки, тогда работать или легко, т. к. он без усилий проникает в вязаное полотно и ловко подхватывает нитку.

Наиболее удобны крючки с плоской площадкой: за нее крючок держат большим и указательным пальцем, чтобы он не крутился в руке, а средним располагают рядом с ощущенной вниз головкой.

Головка крючка не должна быть слишком острой, иначе он будет ранить указательный палец левой руки. Если же головка очень тупая, то она с усилием проходит в столбики и растягивает их. Выбирая крючок, обратите внимание на эти особенности.

Выводы по второй главе:

Изучая литературу толковых, педагогических словарей, и энциклопедий, журналов и пособий по методике преподавания технологий мы пришли к следующим выводам:

1.     Основным определением в нашей работе будет являться:

1. Эксперимент педагогический –научно – поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, наблюдение исследуемого педагогического явления в созданных и контролируемых исследователем условиях.

Эксперимент педагогический понимается как создание на практике новых дидактик и воспитательных систем, использовался уже с конца XVIIIвека.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.