--PAGE_BREAK--
Таблица 1.5.. Основные показатели развития Минского хлебозавода №4 на 2001 – 2003 годы.
Показатели
2001 год
2002 год
2003 год
1
2
3
4
Объем производства продукции млн. руб. – в сопоставимых ценах 2001 года
5256
5738,8
6228
Темп роста объема производства к соответствующему периоду прошлого года, %
108,5
109,2
108,5
Объем выпуска товаров народного потребления, млн. руб.
6763,1
7288,8
7627,4
Темп роста производства товаров народного потребления, %
100,4
107,8
104,6
Затраты на 1 рубль производства товарной продукции, руб.
0,951
0,96
0,9
Объем реализации готовой продукции, млн. руб.
2698,3
5600
61900
Рентабельность реализованной продукции, %
8,4
8,0
7,5
Балансовая прибыль, млн. руб.
269,9
450,0
510,0
Подводя итоги этого раздела можно сделать вывод, что предприятие является рентабельным, хотя за последние три года этот показатель снизился на 0,9 %. Причиной этому послужило резкое увеличение затрат на производство продукции на фоне практически не изменившейся цены. Балансовая прибыль в 2003 году по сравнению с 2001 увеличилась практически в 1,9 раза.
Хлебозавод поставляет хлебобулочные и кондитерские изделия в основном для населения города Минска и Минского района. Производственные мощности заводов позволяют полностью удовлетворить потребности населения указанных регионов, а кондитерские и сухарно — бараночные изделия поставлять за пределы района.
Продукция, вырабатываемая на заводах, не имеет полных рынков сбыта, несмотря на то, что обладает высоким качеством и ценой на уровне рыночной или ниже рыночной.
В области производства хлебобулочных и кондитерских изделий хлебозавод конкурирует с заводами потребкооперации, предприятиями общественного питания, пекарнями частного бизнеса.
При реализации сухарно-бараночных изделий завод конкурируют с предприятиями других районов. По отдельным видам кондитерских изделий (печенье, пряники, конфеты) конкуренция идет между бисквитными фабриками и хлебозаводами.
Продукция, вырабатываемая Минским хлебозаводом №4, является товарами народного потребления. Главным условием привлечения покупателей для этой категории продукции являются долговременные связи, стабильные поставки, надлежащее качество, согласованные цены. Эти условия хлебозаводом выполняются. В целях увеличения реализации продукции для населения, изучения покупательского спроса, необходимо увеличить количество магазинов для фирменной торговли, где продукция продается по ценам более низким, чем в государственной торговле. Необходимо расширять сеть фирменной торговли в сельской местности, а также за счет увеличения производства подовых и улучшенных сортов хлеба по свободным отпускным ценам реализовывать свою продукцию не только на территории Минского района, но и за его пределами.
В связи с этим маркетинговой службой хлебозавода разработан проект “Расширение фирменных магазинов Минского хлебозавода №4”. Согласно этому проекту будет расширен уже существующий магазин фирменной торговли, а также построены 2 дополнительных магазина.
Реализация данного проекта позволит:
осуществлять торговлю хлебобулочными и кондитерскими изделиями собственного производства с минимальной торговой наценкой,
всегда иметь в продаже горячие хлебобулочные изделия высшего качества,
расширить круг потребителей продукции Минского хлебозавода №4, что позволит говорить о ведущей позиции его в Минском районе.
В настоящее время хлебозавод имеет 1 непосредственно на предприятии торговую точку. Вывоз продукции производится собственным транспортом. Через фирменные магазины реализуется 17-20 % собственной продукции. Средняя торговая надбавка составляет 18,88 %, что порядком ниже надбавки предприятий розничной торговли.
2.НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС НА ПРЕДПРИЯТИИ.
Самое пристальное внимание специалисты отрасли уделяют обновлению ассортимента, повышению качества выпускаемой продукции. Развитие ассортимента, пути его совершенствования определяют Комитет по хлебопродуктам, НПП «Белтехнохлеб», Центральная дегустационная комиссия КХП.
Предприятиями Комитета по хлебопродуктам вырабатывается широкий ассортимент продукции: хлеба – 177 наименований, булочных – 485, сухарных – 80, бараночных – 75, кондитерских – 842, макаронных изделий — 18 и 22 наименования безалкогольных напитков.
При этом ассортимент постоянно обновляется. Новые виды создаются с учетом белорусских народных традиции производства хлеба. Прежде всего, это ржаные сорта с использованием солода, тмина, патоки, картофельной крупки, с нетрадиционной технологией производства, способствующей улучшению вкусовых качеств и сохранению свежести хлеба. В ряду наиболее популярных сортов «Нарочанский», «Двинский», «Троецкий», «Борисовский», а также «Юбилярный», выпекаемый на кленовых листьях. Это продукция повышенного спроса и промышленность наращивает объемы ее производства.
Основными направлениями развития ассортимента булочных и кондитерских изделий являются повышение пищевой и биологической ценности, снижение калорийности, содержания сахара и жира, создание разнообразных форм, использование местного нетрадиционного сырья. Это достигается за счет использования в рецептурах фруктовых наполнительных, молочных продуктов, различных соков, ароматизированных сиропов, кокосовой стружки, изюма, мака, зерновых посыпок.
Увеличиваются объемы производства мелкоштучных изделий, пирогов, булок с начинками, расширяется их ассортимент, повсеместно организован выпуск караваев.
У населения Республики особой популярностью пользуются витушки с изюмом, пироги с маком и др.
Широк ассортимент сдобных и бараночных изделий. Они имеют длительные сроки хранения, удобны при транспортировке, незаменимы в дорожных условиях, экспедициях и т.д.
Высокий уровень выпускаемой продукции, современные технологии производства и качество не раз отмечались дипломами международной специализированной выставки «Белагро».
В последнее время особое внимание уделяется упаковке и нарезке продукции: применяются новые виды тароупаковочных материалов, оригинальные формы коробок и коррексов, красочная пленка.
Большое значение придается внешнему оформлению изделий, форме, отделке, а также упаковке.
На хлебозаводах работают кондитеры очень высокой квалификации и могут изготовить любой торт по заказу покупателя.
На Минском хлебозаводе №4 качеству продукции придается очень важное значение. Ежегодно директором завода утверждается план мероприятий по его улучшению (таблица 2.1).
Таблица 2.1. Мероприятия по улучшению качества продукции по Минскому хлебозаводу №4 на 2004 год
№ п/п
Наименование мероприятий
Ответствен-
ный
исполнитель
Срок
исполнения
1
2
3
4
1
Установить вибраторы на силосах
№ 5, 6, 7, 8, 10 СБХМ
Главный
механик
4 квартал
2
Прозвести реконструкцию
линии № 2 с целью увеличения выработки и
расширения ассортимента улучшенных сортов хлебов
Главный
инженер
2 квартал
3
Произвести ремонт камеры свежести хлеба в хлебном участке
Мастер
Ремонтного
участка
2 квартал
4
Расширить площадь экспедиции с
установкой новой камеры свежести в участке № 2
Мастер
ремонтного
участка
1 квартал
5
Оборудовать новое помещение для мойки хлебной тары
Главный
механик
3 квартал
6
Установить систему отопления в складе сырья булочного цеха
Главный
механик
1 квартал
7
Установить 2 дозатора – регулятора воды в участке № 2
Главный
механик
2 квартал
8
Оборудовать участок упаковки подового хлеба
Мастер
ремонтного
участка,
главный
механик
1 квартал
9
Утеплить емкость № 2 для осахаривания заварки
Главный
механик
1 квартал
10
Установить насос для перекачки
сброженных заварок из емкости в емкость
Главный
механик
1 квартал
11
Установить датчики температуры в рубашках емкостей для
заквашивания
заварок и в заварочных машинах участков № 1 и № 2
энергетик
4 квартал
12
Установить просеиватель “Пионер” для солода в участке № 2
Главный
механик
3 квартал
13
Своевременно обновлять закваски
для производства ржаных сортов хлеба
Начальник ПТЛ
1 – 4 кварталы
1
2
3
4
14
Использовать отечественные
улучшители качества хлебобулочных изделий
Начальник ПТЛ
1 – 4 кварталы
15
Регулярно производить комиссионную закладку
вина и коньяка в сиропы № 95, 96
Начальник цеха
1 – 4 кварталы
16
Разработать и освоить не менее 40
новых видов конкурентноспособных
видов хлебобулочных и
кондитерских изделий, в том числе к юбилею хлебозавода
Начальник
ПТЛ, начальник цеха
1 – 4 кварталы
17
Постоянно рекламировать продукцию через радио, телевидение
Начальник
Отдела сбыта
1 – 4 кварталы
18
Производить совместные
“Дни завмага”, выставки – продажи
в магазинах города
Начальник
Отдела сбыта
1 – 4 кварталы
19
Внедрить новые виды упаковки, этикеток
Начальник ПТЛ, начальник цеха
1 – 4 кварталы
20
Проводить “Дни качества” завода
Начальник ПТЛ
1 – 4 кварталы
21
Организовать поездки по
обмену опытом на родственные предприятия республики
Начальник ПТЛ
1 – 4 кварталы
Качество пищевых продуктов характеризует их пищевая биологическая ценность. Пищевая ценность отражает всю полноту полезных веществ продукта: содержание белков, жиров, углеводов, органических кислот, витаминов, минеральных веществ, аминокислот.
Для повышения пищевой ценности хлебобулочных изделий в рецептуре широко применяются пищевые продукты с содержанием белка (молоко цельное, обезжиренное сухое молоко, сыворотка), зародышевые хлопья пшеницы, ржи, микронизированное зерно, овсяные хлопья, кукурузная мука, мука с высоким содержанием отрубянистых частиц, йодокозеин, бетавитон, клейковина, .
Перед нашей промышленностью поставлена задача по выпуску кондитерских изделий с пониженной калорийностью из-за частоты выявлений у населения избыточного веса, тучности. С этой целью на заводе для сокращения жира и сахара в кондитерских изделиях применяются фруктовые добавки, вторичные молочные продукты, различные виды крахмала. Поэтому на предприятии предлагается расширить ассортимент диетических и диабетических хлебобулочных и кондитерских изделий с пониженной калорийностью.
Для решения задачи, связанной с оценкой финансового состояния предприятия, необходимо взять за основу расчеты показателей текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и восстановления (утраты) платежеспособности в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Минфином Республики Беларусь 15 февраля 1996г (см. таблицу 2.2.).
Таблица 2.2. Анализ работы предприятия за 2001-2003 годы
Показатель
2001 год
2002 год
2003 год
1
2
3
4
Объем производства продукции млн. руб. – в сопоставимых ценах 2001 года
5256,0
5738,8
6228,0
Темп роста объема производства к соответствующему периоду прошлого года, %
108,5
109,2
108,5
Объем выпуска товаров народного потребления, млн. руб.
6763,1
7288,8
7627,4
Темп роста производства товаров народного потребления
100,4
107,8
104,6
Затраты на 1 рубль производства товарной продукции
0,951
0,96
0,90
Среднесписочная численность работающих — всего
305
313
321
Из них ППП
278
285
292
1
2
3
4
Производительность труда
1 работающего, тыс. руб.
18906
20136
21329
Среднемесячная заработная плата 1 работающего, тыс. руб.
75,07
163,20
210,00
Темп роста производительности труда к предыдущему году, %
102,7
106,5
106,0
Темп роста средней заработной платы к предыдущему году, раз
3,50
2,17
1,29
Объем реализации готовой продукции, млн. руб.
2698,3
5600,0
6190,0
Рентабельность реализованной продукции, %
8,4
8,0
7,5
Балансовая прибыль, млн. руб.
269,9
450,0
510,0
продолжение
--PAGE_BREAK--
Производственные фонды - важнейшая и преобладающая часть всех фондов в промышленности. Они определяют производственную мощность предприятий, характеризуют их техническую оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда, механизацией, автоматизацией производства, себестоимостью продукции, прибылью и уровнем рентабельности.
Согласно существующей классификации основные фонды промышленности по своему составу в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций подразделяются на следующие виды:
— здания,
— сооружения,
— передаточные устройства,
— машины и оборудование, в том числе:
— силовые,
— рабочие,
— измерительные и регулирующие предметы,
— вычислительная техника,
— прочие.
— транспортные средства,
— инструменты,
— производственный инвентарь и принадлежности,
— прочие основные фонды (рабочий скот, многолетние насаждения).
Каждая группа состоит из множества разнообразных средств труда. В группе здания выделяют три подгруппы: производственные здания, непроизводственные здания и жилье. К передаточным устройствам относят трубопроводы и водопроводы. Силовые машины это турбины, электродвигатели. Рабочие машины и оборудование подразделяются в зависимости от отраслей использования. Инструменты и инвентарь учитываются в составе основных фондов только в том случае, если они служат больше одного года и стоят больше 1 млн. руб. (если меньше — то это уже малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и включаются в состав оборотных фондов).
Здания и сооружения производственного назначения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства формируют основные фонды производственного назначения. Структура основных фондов Минского хлебозавода №4 приведена в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Структура основных фондов Минского хлебозавода №4
на 1.01.2005 г.
Элементы ОФ
Среднегодовая стоимость, млн. руб.
%
Основные фонды – всего
14956
100
Непроизводственные ОФ
780
5,2
1
2
3
Из них ОПФ
14176
94,8
В том числе:
Здания
7743
54,6
Сооружения
1440
10,23
Передаточные устройства
92
0,65
Прочие Оф
31
0,22
Машины и оборудование
4870
34,3
Из них:
Силовые и рабочие машины и оборудование
3633
74,6
Измерительные и регулирующие приборы
135
2,8
Вычислительная техника
122
2,5
Транспортные средства
690
14,2
Инструменты и инвентарь
290
5,9
Чтобы проанализировать эффективность использования производственных фондов необходимо использовать такие показатели, как фондорентабельность (отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов), фондоотдача (отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости производственных фондов) и фондоемкость (показатель, обратный фондоотдаче). Чтобы определить эти показатели необходимо знать годовую прибыль предприятия и стоимость произведенной продукции. Чистая прибыль Минского хлебозавода № 4 в 2001 году составила 364 млн. руб., а среднегодовая стоимость основных фондов – 14956 млн. руб. Таким образом, фондорентабельность составила 2,4 %, фондоотдача – 0,44 %, фондоемкость – 2,3 %. Эти показатели говорят о том, что эффективность использования ОПФ очень низкая. Для роста этих показателей необходимо опережающее увеличение производства продукции в сравнении с ростом основных фондов. Рентабельность ОПФ можно рассчитать по формуле: (Прибыль / Среднегодовая стоимость ОПФ)* 100, таким образом, рентабельность ОПФ составила 2,6 %.
В процессе эксплуатации, а также хранения на складе основные фонды постепенно приходят в негодность, т. е. подвергаются как физическому, так и моральному износу. В связи с этим возникает необходимость замены их новыми, более совершенными объектами. Для замены износившихся основных фондов Минский хлебозавод №4 накапливает средства путем начисления износа и отнесения его на издержки производства. Величина износа выражается в процентах к первоначальной стоимости основных фондов и называется нормой износа. Годовые нормы износа для каждой группы ОПФ устанавливаются индивидуально в зависимости от срока их эксплуатации. За этот срок стоимость ОПФ должна быть полностью самортизирована. На заводе применяют равномерный метод начисления амортизации.
Важным условием устойчивости финансового состояния предприятия является эффективное использование наиболее мобильной и подвижной части имущества – материальных оборотных активов. Показателями эффективности служат оборачиваемость материальных оборотных активов в днях и коэффициент оборачиваемости.
Оборачиваемость в днях (Обдн) определяется по следующей формуле:
Обдн = ОМОА / РПс * Д,
где РПс – объем реализации продукции в оценке по себестоимости;
ОМОА – средние остатки материальных оборотных активов;
Д – количество календарных дней в анализируемом периоде (год).
Коэффициент оборачиваемости (Коб) равен:
Коб = РПс / ОМОА
Эти показатели служат для аналитической оценки процесса оборота материальных активов. Оборачиваемость в днях показывает среднюю продолжительность одного оборота, а коэффициент оборачиваемости характеризует то количество оборотов, которые совершили материальные оборотные активы за анализируемый период или, иначе, какой объем реализованной продукции в оценке по себестоимости обеспечивал один рубль, вложенный в материальные оборотные активы.
Однако только на основании показателей оборачиваемости не представляется возможность достаточно полно судить о том, какова была связь конечного финансового результата, достигнутого предприятием за анализируемый период времени (прибыли или убытка), с процессом оборота материальных оборотных активов. Этот показатель наиболее емко характеризует эффективность использования средств, вложенных в текущие материальные активы.
Рентабельность материальных оборотных активов Рмоа рассчитывается по формуле:
Рмоа (%) = Ппр / ОМОА*100
Расчеты показывают, что в течении анализируемого наблюдалось снижение рентабельности материальных оборотных активов, в то же время произошло снижение оборачиваемости на два дня. Все данные приведены в таблицах 2.4 ,2.5. и 2.6.
Таблица 2.4. Расчет показателей эффективности использования материальных оборотных активов.
Источник информации
2001
2002
2003
Абсолютное отклонение 2003 к 2002
Прибыль от реализации продукции, млн. руб.
210
285
364
79
1
2
3
4
5
Себестоимость реализованной продукции, млн. руб.
2500
3562,5
4853,3
1290,8
Средние остатки материальных оборотных активов, млн. руб.
164,4
224,2
359,8
135,6
Рентабельность реализованной продукции
в виде коэффициента
в процентах
0,0843
8,43
0,08
8
0,075
7,5
-0,005
-0,5
Коэффициент оборачиваемости
15,2
15,9
13,5
— 2,4
Рентабельность
в виде коэффициента
в процентах
1,277
127,7
1,271
127,1
1,012
101,2
-0,259
-25,9
Рентабельность является наиболее важной характеристикой использования материальных оборотных активов. Как видно из расчетов, уменьшение эффективности использования материальных оборотных активов (-0,259 руб.) произошло за счет снижения рентабельности реализованной продукции (-0,076 руб.) [табл.2.5.].
Таблица 2.5. Факторный анализ рентабельности материальных оборотных активов за 2003 г.
Фактор
Расчет влияния факторов
Величина влияния в руб.
Изменение рентабельности реализованной продукции
-0,005 * 15,9
-0,076
Изменение коэффициента оборачиваемости материальных оборотных активов, всего
— 2,4 * 0,075
— 0,18
Отклонение фактической рентабельности материальных оборотных активов от базовой, всего
1,012 – 1,271
-0,259
Из таблицы 2.5 видно, что величина влияния изменения рентабельности реализованной продукции составляет (-0,076) руб., изменение коэффициента оборачиваемости материальных оборотных активов составляет (-0,18) руб., и отклонение фактической рентабельности материальных активов от базовой составляет (-0,259) руб.
Таблица 2.6. Факторный анализ прибыли за 2003 г.
Показатель
Расчет влияния факторов 2003 к 2002
Величина влияния млн. руб.
Изменение прибыли от реализации продукции
364 – 285
79
В том числе за счет изменения средней стоимости материальных оборотных активов
135,6*15,9*0,08
153,6
В том числе за счет рентабельности реализованной продукции
359,8*13,5*(-0,005)
-24,3
Из таблицы 2.6. можно отметить, что наибольшее влияние на прибыль оказало изменение средней стоимости материальных оборотных активов (153,6) руб.
Отчет о прибыли Минского хлебозавода №4 и финансовый баланс предприятия приведен в таблицах 2.7 и 2.8.
Таблица 2.7. Отчет о прибыли Минского хлебозавода №4 за 2001 – 2003 годы (тыс. руб).
№ п/п
Показатели
2001 год
2002 год
2003 год
1
Общий объем реализации
2698305
5600000
6100000
2
Отчисления от выручки
151970
202000
282600
3
Производственные издержки
2361520
5013000
5126400
4
Результат от реализации
184815
385000
691000
5
Балансовая прибыль
269917
450000
510000
6
Балансовая прибыль к объему реализации,%
10,0
12,4
12
Из таблицы 2.7. видно, что балансовая прибыль к объему реализации продукции в 2002 году по-сравнению с 2001 годом увеличилась на 2,4 %, а в 2003 году по-сравнению с 2002 годом – уменьшилась на 0,4 %.
Таблица 2.8. Финансовый баланс предприятия за 2001 и 2002 годы
(тыс. руб.)
Актив
2002 год (факт)
2003 год (факт)
Пассив
2002 год (факт)
2003 год (факт)
Основные средства
874857
848295
Собственные средства
1094984
1283170
Материальные активы
109841
232871
Уставный фонд
6
6
Нематериальные активы
58
356
Резервы
16762
20727
Итого
984756
1081522
Итого
1111752
1303903
Оборотные средства
49286
77196
Заемные средства
---
---
Запасы
138219
239198
Краткосрочные обязательства
210148
393686
Неоплаченные средства клиентов
153441
271120
Долгосрочные кредиты
14537
2040
Денежные средства
10735
30593
Итого
351681
618107
Итого
224685
395726
Баланс
1336437
1699629
Баланс
1336437
1699629
Из таблицы 2.8. видно, что наибольший удельный вес в финансовом балансе предприятия занимают собственные средства хлебозавода.
Анализ финансовых показателей показывает, что изменилась:
структура текущих активов по отношению к общим активам и доля собственных средств по отношению к общим пассивам;
доля запасов сырья и материалов, готовой продукции по отношению к текущим активам.
В качестве критериев для проведения анализа финансового состояния используются следующие показатели:
коэффициент текущей ликвидности;
коэффициент обеспеченности собственными средствами;
коэффициент восстановления платежеспособности.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств, нематериальных активов к фактической стоимости находящейся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов.
Коэффициент восстановления платежеспособности определяется как отношение расчетного коэффициента текущей ликвидности к его нормативному значению.
Расчеты коэффициентов о которых говорилось выше приведены в таблице 2.9.
Таблица 2.9. Критерии анализа финансового состояния предприятия.
№
Показатель
Год
2001
2002
2003
1
Коэффициент текущей ликвидности
1,4
1,67
2,1
норматив
1,7
1,7
1,7
2
Коэффициент обеспеченности собственными средствами
0,36
0,36
0,36
3
Коэффициент восстановления платежеспособности
0,82
0,98
1,24
Проведенный анализ и данные таблицы 2.9. свидетельствует о сравнительно устойчивом финансовом состоянии хлебозавода.
3. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯЕМ.
Важное значение для предприятий имеет хорошо налаженная организационная структура. Это позволяет избежать дублирование операций и применять приемы логистики.
Схема организационной структуры управления Минским хлебозаводом №4 изображена на рисунке 3.1.
Предприятием управляет директор. Главный инженер отвечает за производственный процесс, ремонт и наладку производственного оборудования. Экономический отдел несет ответственность за прибыльность предприятия, правильность применения и расчета отпускных цен на продукцию, заключение договоров-поставок с покупателями. Организацией труда и заработной платы занимается инженер по труду. Бухгалтерия отвечает за финансовый менеджмент и расчет с банком. Производственно-техническая лаборатория несет ответственность за технологический процесс, качество выпускаемой продукции. Отдел кадров отвечает за подготовку кадров и обеспечение предприятия рабочей силой. Отдел снабжения и сбыта занимается снабжением предприятия сырьем и материалами, а также сбытом готовой продукции. Начальники цехов следят за выполнением производственного процесса, соблюдением технологий выпечки продукции
Рисунок 3.1.Организационная структура управления на Минском хлебозаводе №4.
Списочная численность работающих на заводе по состоянию на 1 января 2004 года составляет 321 человек, из них:
руководителей – 13
специалистов – 15
служащих – 3
рабочих – 290
Из числа работающих на заводе руководителей и специалистов имеют образование:
Руководители: высшее — 12
среднее специальное – 1
Специалисты: высшее — 11
cреднее специальное — 4
продолжение
--PAGE_BREAK--
Служащие: среднее — 3
В целях улучшения подбора и расстановки руководящих работников и специалистов в 2003 году проведена аттестация специалистов.
Обеспечение прироста производства в 2005 году планируется за счет повышения производительности труда.
Работник на предприятии выполняет определенные функции, в процессе которых он реализует свою потребность в труде и приобретает значимость для коллектива. В ходе реализации этих функций, проявляются результаты его работы, от которых прямо пропорционально зависит удовлетворенность человека своей деятельностью, похвала начальства приобретение уважения и авторитета в коллективе. Это называется моральным стимулированием. Оно подталкивает человека к улучшению результатов деятельности, производительности в труде и самосовершенствованию, что в свою очередь положительно влияет на конечные результаты предприятия, Однако моральные стимулы играют второстепенную роль, первичным же является материальное удовлетворение человека. Поэтому основной акцент при повышении трудовой отдачи от работников, руководитель должен делать на материальные стимулы – оплату труда. Организация оплаты труда включает тарифную систему, формы и системы оплат труда, системы премирования и нормирования труда.
Тарифная система включает тарифные справочники, где проводятся классификация работника по категориям и областям. Тарифные коэффициенты, которые показывают соотношение оплаты труда с квалификацией работников, тарифные ставки, которые представляют собой размер оплаты труда за единицу времени, а также доплаты симулирующего характера.
Построение на предприятии тарифной системы на предприятии представляет собой важный этап организации стимулирования труда на тех предприятиях АПК, где заняты работники различной квалификации и где имеются существенные различия в сложности выполняемых работ
Зарубежный опыт позывает, что тарифная система заработной платы разработана и применяется всеми крупными предприятиями. Однако принципы ее построения существенно отличаются.
В основе европейской практики построения тарифной системы заработной платы, лежит принцип дифференциации окладов (ставок) в зависимости от уровня квалификации работников; американской – от сложности выполняемых работ; японской – от стажа работы на данном предприятии .
Определенное распространение в нашей практике могут получить на предприятиях АПК так называемые гибкие “тарифные системы”, в основе которых лежит минимальный уровень заработной платы, установленный на предприятиях АПК для работников самой низкой квалификации, и система коэффициентов повышения размера заработной платы, выплачиваемой по тарифу по мере повышения квалификации работника. Преимуществом гибкой тарифной системы является то, что при изменении минимального размера заработной платы, устанавливаемой государством или администрацией данного предприятия, оклады или часовые тарифные ставки работников всех должностей, профессий и уровней квалификации могут быть автоматически изменены без проведения трудоемких расчетов.
При построении тарифной системы на предприятиях АПК следует иметь в виду, что максимальные размеры тарифные ставки и оклады не ограничиваются. Одной из важнейших задач организации оплаты труда является правильный выбор форм и систем оплаты труда, с помощью которых производится начисление каждому работнику, установленное тарифной системой заработной платы.
На предприятиях АПК применяют следующие формы заработной платы: сдельная, повременная и контрактная. Каждая из этих форм подразделяется на несколько систем, позволяющих учесть особенности организации и условий труда.
Повременной называется такая форма оплаты, при которой заработная плата работнику начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное или рабочее время. При сдельной оплате труда заработная плата работнику начисляется в заранее установленном размере за каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции.
Сдельная и повременная формы заработной платы подразделяется на отдельные системы оплаты труда: сдельно-премиальную и повременно-премиальную. Именно они и действуют на Минском хлебозаводе №4.
Оплата труда производится из фонда заработной платы. Показатели по фонду заработной платы за последние 3 года составили (см. таблицу 3.2.)
Таблица 3.2.ФЗП Минского хлебозавода №4, тыс. руб.
Показатель
2001
2002
2003
ФЗП всего персонала
312434
695891
699408
В т. ч. ППП
290563
647178
649426
Как видно из таблицы, ФЗП в 2002 году возрос по сравнению с 2001 в 2,2 раза, а в 2003 году- по сравнению с 2002 годом — на 2248 тыс.руб.
Среднемесячная заработная плата работников предприятия отражена в таблице 3.3.
Таблица 3.3.Среднемесячная заработная плата в сопоставимых единицах
Категории работников
2001
2002
2003
Всего персонала с начала года, руб.
91187,6
117268
124355
В т. ч. ППП, руб.
98162
121333
134800
рабочих, руб.
78321
104356
112212
специалистов, руб
113228
123561
136989
Руководителей, руб.
119981
126881
134334
Как видно из таблицы 3.3., заработная плата на Минском хлебозаводе №4 невысокая, но имеет тенденцию к росту, что связано в основном с ростом минимальной заработной платы и в некоторой степени с ростом производительности труда. Темпы роста составили: 2002 к 2001 – 126 %, а 2003 к 2002 годом — 106 %. Коэффициент соотношения заработной платы служащих к заработной плате рабочих составляет 1,43.
Различного рода вознаграждения и материальные поощрения работников происходят из фонда потребления, что является важным мотивирующим фактором. На предприятиях АПК применяются следующие виды премирования:
премирование за основные результаты хозяйственной деятельности (ежемесячно или ежеквартально);
единовременное поощрение работников за производственные достижения, выполнение особо важных заданий;
единовременное вознаграждение по итогам работы за год;
премирование за другие достижения в труде и т.д.
Каждая премиальная система включает в себя в качестве обязательных элементов: показатели премирования; условия премирования; размеры и шкалу премирования; круг премируемых работников.
Показатели премирования, за выполнение которых осуществляются стимулирующие выплаты, является основой построения премиальной системы. Они выступают в форме конкретных результатов хозяйственной деятельности предприятия АПК, характеризующих работу индивидуального работника, группы работников или персонала в целом.
Выбор показателей премирования требует соблюдения некоторых условий, от которых в конечном счете зависит действенность премиальной системы: во-первых, показатели премирования должны быть конкретными, четко сформулированными; во-вторых, выполнением каждого показателя должно легко учитываться; в-третьих, премиальная система не должна содержать более двух показателей премирования, поэтому необходимо в каждом конкретном случае выбирать самые важные производственные показатели, которые наиболее полно характеризуют выполняемую работу.
Круг премируемых работников предопределяется выбранным показателем премирования. За его выполнение премируются только те работники, которые имеют к нему непосредственное отношение
На Минском хлебозаводе №4 существует положение о премировании работников за результаты хозяйственной деятельности. Оно введено с целью улучшения материальной заинтересованности работника. По выполнению задания по росту производительности труда премирование производится из ФЗП ежемесячно. В показателе размера и периодичности премирования могут вноситься изменения и дополнения с учетном нормативных документов, вышестоящих организаций, финансового состояния и др.
4. ПЛАНИРОВАНИЕ.
На предприятииразработана программа социально-экономического развития Минского хлебозавода №4 до 2006 года. Мероприятия по реализации данной программы позволят не только снизить энерго- и ресурсоемкость и, как следствие, увеличить производительность труда и снизить трудоемкость, а также добиться роста товарной продукции и увеличения рентабельности на предприятии (см. таблицу 4.1).
Таблица 4.1. Мероприятия по реализации Программы социально – экономического развития Минского хлебозавода №4 на 2003 – 2006 годы.
№ п/п
Наименование мероприятий
Срок исполнения, год
Экономическая или социальная эффективность от внедрения мероприятий
Ответственный за выполнение
1
2
3
4
5
Реконструкция
1
Реконструкция технологической линии № 2 с целью внедрения формовых заварных хлебов
2004
Рост товарной продукции на 0,05 %
Главный инженер хлебозавода
2
Реконструкция булочного участка с увеличением выпуска булочных изделий
2004
Рост объемов на производстве на 6 тонн в сутки
------
Техническое перевооружение
1
Техперевооружение хлебобулочного
участка № 2 с заменой печи ФТЛ на печь Г-4-ХПФ-20М с целью увеличения выпуска заварных подовых сортов хлеба
2003
Расширение ассортимента, рост товарной продукции на 4,8 %, экономия ТЭР 80 тут/год
------
2
Замена кондитерской печи ФТЛ-2-81 на печь ротационного типа ПКЭ-9
2004
Улучшение качества продукции, экономия ТЭР на 80 тут/год
------
1
2
3
4
5
3
Замена двух воздушных компрессоров
2006
Улучшение качества подачи муки в СБХМ, Ю экономия ТЭР 100 тут/год
------
4
Замена газовых горелок на автоматические
2003 — 2005
Экономия ТЭР 30 тут/год
-----
5
Создание технологической линии по производству изделий из “взорванного риса”
2003
Расширение ассортимента
-----
Энергосбережение
1
Усиление теплоизоляции 4 хлебопекарных печей
2003 — 2006
Экономия ТЭР 50 тут/год
------
2
Установка водонагревателя с использованием теплоты уходящих газов
2003
------
------
3
Внедрение энергосберегающей холодильной установки
2003 – 2006
Экономия ТЭР 250 тут/год
------
4
Реконструкция СБХМ с внедрением прогрессивного оборудования
2005
Экономия ТЭР250 тут/год
------
Прочие мероприятия
1
Внедрение хлеборезатель-ных машин
2003 — 2006
Рост товарной продукции на 0,1%, производительности труда – 0,1%
------
1
2
3
4
5
2
Внедрение упаковочных автоматов
2003 — 2006
Рост товарной продукции на 0,1%, производительности труда – 0,1%
------
3
Расширение ассортимента выпускаемой продукции, производство нетрадиционных видов кондитерских изделий
2003 — 2006
Рост объемов производства на 0,1% и рост рентабельности продукции на 0,11%
------
В результате выполнения этой программы темпы экономического развития хлебозавода значительно возрастут.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ:
«ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»
Определение себестоимости продукции – одна из основных учетных функций. Информация о себестоимости продукции используется не только для определения стоимости материальных запасов. В зависимости от этой информации предприятия устанавливают продажную цену продукции. Итак, по Минскому хлебозаводу №4 отобразим эти показатели в таблице 1.4.
Из таблицы 1.4. можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в затратах на производство продукции занимают материальные затраты, а именно затраты на сырье и материалы.
Себестоимость является основным показателем при установлении цен на реализуемую продукцию. И только проанализировав цену и себестоимость продукции мы можем говорить о прибыльности и рентабельности предприятия. Эти показатели приведены в таблице 1.5..
Таблица 1.4..Состав затрат в себестоимости продукции.
Показатели
2002 год
Удельный вес, %
2003 год
Удельный вес, %
1
2
3
4
5
Затраты на производство
3115834
100
5368250
100
Материальные затраты
2545991
81,7
4277633
79,7
В том числе:
— сырье и материалы
2260315
72,5
3654643
68,1
— работы сторонних организаций
121075
3,9
372786
6,9
— топливо
107535
3,5
164724
3,1
— электроэнергия
56230
1,8
83197
1,5
— прочие материальные затраты
511
0,02
1683
0,03
Оплата труда
328772
10,6
607868
11,3
Социальное страхование
115070
3,7
250422
4,7
Амортизация основных средств
25613
0,8
68076
1,3
Прочие затраты
100388
3,2
164251
3,1
— оплата по процентам за ссуды
44751
1,4
54342
1,0
— налоги и платежи, включаемые в себестоимость
45117
1,4
88647
1,7
— суточные и подъемные
1656
0,1
3548
0,1
— оплата нематериальных услуг сторонних организаций
8642
0,3
17534
0,3
продолжение
--PAGE_BREAK--