Реферат по предмету "Производство"


Металлургический комплекс Кольского полуострова

--PAGE_BREAK--1.2 Черная и цветная металлургия


Черная металлургия охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива, вспомогательных материалов до выпуска проката с изделиями дальнейшего передела.

Значение черной металлургии заключается в том, что она служит основой развития машиностроения (одна треть производимого металла идет в машиностроение), строительство (1/4 металла идет в строительство). Кроме того, продукция черной металлургии имеет экспортное значение.

В состав черной металлургии входят следующие основные подотрасли:

-        добыча и обогащение рудного сырья для черной металлургии (железных, марганцевых и хромитовых руд);

-        добыча и обогащение нерудного сырья для черной металлургии (флюсовых известняков, огнеупорных глин и т.п.);

-        производство черных металлов (чугуна, стали, проката, доменных ферросплавов, металлических порошков черных металлов);

-        производство стальных и чугунных труб;

-        коксохимическая промышленность (производство кокса, коксового газа и пр.);

-        вторичная обработка черных металлов (разделка лома и отходов черных металлов).

Собственно металлургическим циклом является производство чугуна, стали и проката. Предприятия, выпускающие чугун, сталь и прокат, относятся к металлургическим предприятиям полного цикла.

Предприятия без выплавки чугуна относят к так называемой передельной металлургии. «Малая металлургия» представляет собой выпуск стали и проката на машиностроительных заводах. Основным типом предприятий черной металлургии являются комбинаты.

В размещении черной металлургии полного цикла большую роль играет сырье и топливо, особенно велика роль сочетаний железных руд и коксующихся углей. Особенностью размещения отраслей является их территориальное несовпадение, так как запасы железной руды сосредоточенны, в основном, в европейской части, а топлива — преимущественно в восточных районах России. Комбинаты создают у сырьевых или топливных баз, а иногда между ними. При размещении учитывают также обеспечение водой, электроэнергией, природным газом.

В России созданы три металлургические базы: Уральская, Центральная и Сибирская.

Динамика производства черных металлов показывает что их наибольший выпуск в России был достигнут в 1988 г., затем началось падение производства. В 1992-94гг. его темпы достигли 16-17%, однако с 1995г. предприятия переориентировались на экспорт и темпы падения снизились: в 1998г. был достигнут минимум – 52% от 1990г., начался восстановительный рост и в 2008 г. выпуск продукции составил 83% от уровня 1990 г.

С 1990 по 2008 год экспорт черных металлов вырос в несколько раз: чугуна- с 1931 до 4734 тыс. т, ферросплавов – с 203 до 540, отходов и металлолома – с433 до 8133, труб – с 3675 до 11125 тыс. т., на экспорт идет более 60% выпуска черных металлов[3].

По общему объему выплавки черных металлов Россия занимает четвертое место в мире, однако, по технологическим параметрам производства металлов и их качеству она значительно уступает промышленно развитым странам. Мартеновское производство стали в его общем объеме составляет в России 39,4 % в то время как в США – 2,5 %, в Японии – нет, в Германии сходит на нет. Почти 63% стали в России разливается в слитки, в то время как в США, Японии и Германии уже более 90% перерабатывается на машинах непрерывного литья.

Доля сортовой металлопродукции в прокате составляет 59,3% листового проката с покрытиями – 3,3 %. трудозатраты изготовления 1т проката составляют 8-16 чел./час, а в США на интегрированных предприятиях -6-12, на мини-заводах — 1-2 чел./часа. Удельный вес электростали в мире составляет 33,9% (1998), ее среднегодовой рост составляет 3%, в то время как в России, занимающей 4 место по производству электроэнергии в мире после США, Китая и Японии, электросталь занимает лишь 14,8%.

В последние годы технологическая система черной металлургии несколько улучшилась – доля кислородно-конвертерного производства увеличилась на 22%, непрерывное литье увеличилось на 45%. Переключение предприятий черной металлургии и металлообработки на экспорт помогло сохранить отрасль, хотя и с упрощением технологии, на уровне, обеспечивающем России четвертое место по производству стали в мире.

Крупнейшим потребителем железной руды является Азия, три основные страны импортеры железной руды – Китай, Япония и Республика Корея. Крупнейшим поставщиком железной руды является Бразилия. Россия импортирует концентраты и руду преимущественно из стран СНГ (10,5 млн. т в 2008 г), экспорт железных руд в дальнее зарубежье составляет 7 — 9млн т.

Отсутствие инвестиций не дает возможности отрасли перейти на более современные технологии, которые обеспечили бы расширение сегмента рынка, рост дополнительных доходов и конкурентоспособность на мировом рынке. Устаревшие технологии делают продукцию неконкурентоспособной не только на внешнем, но, в присутствие импорта, и на внутреннем рынке. Поэтому важнейшей задачей комплекса является повышение уровня технологического обеспечения отрасли.

Цветная металлургия включает добычу, обогащение руд цветных металлов и выплавку цветных металлов и их сплавов.

Россия обладает мощной цветной металлургией, отличительная черта которой — развитие на основе собственных ресурсов. По физическим свойствам и назначению цветные металлы условно можно разделить на тяжелые (медь, свинец, цинк, олово, никель) и легкие (алюминий, титан, магний). На основании этого деления различают металлургию легких металлов и металлургию тяжелых металлов.

На территории России сформировано несколько основных баз цветной металлургии. Различия их в специализации объясняются несхожестью географии легких металлов (алюминиевая, титано-магниевая промышленность) и тяжелых металлов (медная, свинцово-цинковая, оловянная, никель-кобальтовая промышленности).

Размещение предприятий цветной металлургии зависит от многих экономических и природных условий, особенно от сырьевого фактора. Заметную роль, помимо сырья, играет топливно-энергетический фактор.

Производство тяжелых цветных металлов в связи с небольшой потребностью в энергии приурочено к районам добычи сырья по запасам, добыче и обогащению медных руд, а также по выплавке меди ведущее место в России занимает Уральский экономический район, на территории которого выделяются Красноуральский, Кировоградский, Среднеуральский, Медногорский комбинаты.

Свинцово-цинковая промышленность в целом тяготеет к районам распространения полиметаллических руд.

Для получения легких металлов требуется большое количество энергии. Поэтому сосредоточение предприятий, выплавляющих легкие металлы, у источников дешевой энергии — важнейший принцип их размещения.

Цветную металлургию можно считать одной из немногих относительно благополучных отраслей, хотя в целом общая тенденция реструктуризации отрасли за последние два десятилетия принципиально мало отличается от других отраслей (рис.3,4).

С 1990 по 2004 год количество организаций, входящих в отрасль, выросло в 11 раз – со 192 до 2172 и к 2008 г. уменьшилось до 1700. Численность ППП выросла на 13% — от 487 тыс. до 570 тыс. чел., в том числе рабочих – на 8%. В тоже время производство продукции в отрасли упало к 1994 г. до 53%, затем, по мере расширения экспорта, выросло и в 2008 г. составило 89 % от 1990г.

Относительное благополучие некоторых подотраслей цветной металлургии связано с ростом экспорта. Доля России в мировом производстве цветных металлов составляет около 8,5%, при этом на экспорт отправляется около 80% их производства и 70% редких металлов. Цветные металлы в составе экспорта составляют порядка 12%, основными экспорт составляющими цветных металлами являются: алюминий – около 8%, медь — около 2% и никель – более 1%. Переориентация цветной металлургии с внутреннего рынка на экспорт косвенно отражает падение уровня отечественной обрабатывающей промышленности и, прежде всего, машиностроения. До 1999 г. значительная доля цветных металлов производилась на условиях толлинга. Толлинг – экономический механизм переработки давальческого сырья[4].

Таким образом, особенностью экспорта цветных металлов является их неполная обработка, о чем свидетельствует резкое снижение выпуска проката и структура экспорта – 80% приходится на первичные металлы и лишь 20% — на прокат и металлоизделия. Это связано с тем, что качество отечественного проката уступает требованиям международного рынка, а внутренние цены по мере обработки металла растут быстрее, чем при аналогичной обработке за рубежом, т.е. технологическая себестоимость в России выше зарубежной.



    продолжение
--PAGE_BREAK--2. Общая характеристика и географические особенности Кольского полуострова2.1 Географическое положение


Кольский полуостров расположен на крайнем северо-западе России. Его площадь составляет 89 тыс. кв. км. Восточная, полуостровная часть отделена от западной глубокой впадиной, вытянутой в меридиональном направлении от Кандалакшского до Кольского залива через реку Ниву, систему озер, включая крупнейшее на севере Европы озеро Имандра и долину реки Колы. С севера и северо-востока Кольский полуостров омывается Баренцевым морем, с востока и юго-востока – Белым морем и одним из его заливов – Кандалакшским. Побережье Баренцева моря от западной границы до мыса Святой нос называется Мурманским берегом. Часть побережья от мыса Святой нос до устья реки Варзуги носит название Терский берег, от Варзуги до Кандалакши – Кандалакшский и от Кандалакши до Кеми – Карельский берег.

Кольский полуостров на западе и северо-западе граничит с Финляндией и Норвегией, на юге – с Карелией. Протяженность российско-финской границы в пределах полуострова составляет приблизительно 360 км, российско-норвежской – 196 км.

Самая западная точка полуострова расположена у границы с Финляндией около озера Инари (68 56 с.ш., 28 22 в.д.), самая восточная – на побережье Белого моря, вблизи устья реки Поной (67 02 с.ш., 41 24 в.д.). На севере крайняя точка находится у оконечности полуострова Рыбачий (70 с.ш., 31 54 в.д.), на юге – на Терском берегу вблизи села Тетрино (66 05 с.ш., 38 18 в.д.).

Большая часть Кольского полуострова расположена за полярным кругом. В сочетании с другими географическими факторами (влиянием незамерзающего Баренцева моря, разнообразием рельефа и пр.) это определяет особенности его климата, погоды, ландшафтов, растительного и животного мира[5].


2.2 Геологическое строение Кольского полуострова


По современным представлениям, самая верхняя оболочка Земли, называемая земной корой, имеет слоистое строение. В ее составе выделяют три основных слоя: осадочный, гранитный и базальтовый. По сейсмическим данным, толщина коры на Кольском полуострове составляет 38-40 км. Мощность гранитного слоя здесь в 2-3 раза меньше базальтового, и граница между ними фиксируется на глубине 7-8 км. (обычно она лежит на глубинах 20-25 км.). Это связано с почти полным отсутствием осадочного чехла. На Кольском полуострове его мощность не превышает 150-170 км., а в некоторых местах (например, на северо-западе) осадочных отложений совсем нет, на поверхность выходят древние кристаллические породы.

На территории Кольского полуострова выделяют 6 последовательно образовавшихся комплексов горных пород. Самый древний архейский комплекс представлен гранитоидами и гранитогнейсами. Выходы архейских пород имеются практически по всей территории полуострова. К раннепротерозойскому и среднепротерозойскому комплексам относятся гнейсы и кристаллические сланцы, которые первоначально представляли собой осадочные породы и вулканические лавы. Верхнепротерозойский комплекс представлен в основном осадочными породами. Это преимущественно песчаники, глинистые сланцы, доломиты и алевролиты. В состав пород палеозойского комплекса входят главным образом изверженные породы. Среди них важнейшее место занимают нефелиновые сиениты. Породы самого молодого, кайнозойского комплекса, связаны преимущественно с оледенениями четвертичного периода, представляют собой отложения рыхлых осадков, песков, глин и галечников.

Для изучения строения земной коры на Кольском полуострове проводят бурение Кольской сверхглубокой скважины (СГС). Скважина была заложена в 1966 году, а идея бурения была высказана еще в 1931 году геохимиком Н.И. Хитаровым. В 1992 году была пройдена глубина 12,6 км. Эта скважина занесена в Книгу рекордов Гиннеса. За время бурения получено немало научной информации, которая меняет сложившиеся представления о земной коре, возрасте Земли, распределении полезных ископаемых.

По геологическим данным, породы, слагающие земную кору Кольского полуострова, относятся к числу древнейших на планете. Их возраст превышает 3 млрд. лет. В число самых древних эпох геологической истории Земли входит саамская, названная по имени народности, издревле обитающей на Кольском полуострове.

Кольский полуостров располагается на Балтийском щите — одном из устойчивых, малоподвижных геологических структур. Он образовался в процессе длительной эволюции земной коры, которая в начале палеозойской эры (около 550 млн. лет назад) оформилась в прочный кристаллический массив. В последующем тектонические процессы привели к появлению трещин и разломов, разбивших щит на ряд крупных блоков. Такое блоковое строение сохраняется и в настоящее время.

В кайнозойскую эру начали отчетливо проявляться две характерные особенности вертикальных движений земной коры, оказавшие влияние на рельеф области и способствовавшие возникновению землетрясений: 1 — общее сводовое поднятие щита; 2 — разнонаправленные вертикальные перемещения отдельных блоков на фоне этого сводового поднятия. Такие перемещения происходили, в частности, на границе Кольского полуострова и Баренцева моря. Обрывистый Мурманский берег как раз является границей глубинного разлома, по которому произошло опускание дна моря, в недалеком геологическом прошлом бывшего сушей.

К началу четвертичного периода современный рельеф был в основном сформирован. Последующие геологические события лишь видоизменяли его в той или иной степени. Особую роль в этом сыграли материковые оледенения. Во время оледенения ледники покрывали всю Скандинавию, а затем и Кольский полуостров. Толщина льда здесь доходила до 2 км. Установлено, что через Кольский полуостров прошли все три известные в истории Земли ледника — Лихвинский, Днепровский и Валдайский.

Последний из них, начав отступать приблизительно 15 тыс. лет назад, оказал наиболее заметное влияние на формирование современного рельефа. Двигаясь в направлении с северо-запада на юго-восток, он производил огромную разрушительную работу, оставляя на поверхности большие массы глины, песка, валунов. Ледники также способствовали усилению вертикальных колебаний земной коры. В периоды максимального оледенения происходило ее опускание, в межледниковые эпохи — поднятие. В настоящее время продолжается послеледниковое поднятие полуострова. Причем, поднятие имеет сводовый характер (в центре щита снижение минимальное, на периферии — максимальное). Одновременно с общим поднятием происходят вертикальные разнонаправленные перемещения отдельных блоков, на которые разбит щит. Такие движения зафиксированы на полуострове Среднем, в центре Кольского полуострова, в Кандалакшском заливе. Хотя скорости блоковых движений невелики (около 5 мм. в год), они вполне достаточны для того, чтобы в земной коре постепенно накапливались напряжения, которые время от времени разряжаются в виде землетрясений.

На Кольском полуострове Балтийский щит сложен в основном древнейшими метаморфизованными и изверженными породами. Многочисленные разломы, образовавшиеся в кристаллическом щите, и вертикальные движения по ним участков земной коры определили основные особенности рельефа области. Сложному рельефу добавили своеобразия ледники четвертичного времени. Отсюда они двигались на Русскую платформу и здесь, отступая, дольше всего задерживались. Всюду на плато видны ледниковые шрамы, оглаженные скальные купола – «бараньи лбы», их скопления – «курчавые скалы», в котловинах и трещинах — желоба выпахивания, а в горах — ледниковые цирки, троговые долины, каменные россыпи. Четвертичные отложения здесь маломощны и не имеют сплошного распространения.

Между границей с Финляндией и Ловозером расположен центральный горный район. Долины рек и озера расчленяют этот хребет на отдельные массивы — тундры. Своей высотой здесь выделяются Рослим, Туадаш, Сальные, Чуна, Монче, Волчьи, Хибинские и Ловозерские тундры. В формах рельефа кристаллических щитов обычно отсутствует выраженность отдельных пластов, или свит, складчатые структуры геосинклинального пояса древнего основания не отражены в рельефе. Лишь иногда избирательная денудация создает значительный морфологический эффект — останцовые возвышенности, приуроченные к площадям развития стойких пород, например, кварцитов и некоторых интрузивных тел. Примером последних и служат отпрепарированные интрузивы основного и ультраосновного состава массивов Чуна- и Монче-тундр (Никольская), нефелиновых сиенитов Ловозерского массива и других возвышенностей Кольского полуострова. Правда, некоторые исследователи (Граве, Евзеров, Лихачев, Спицин) рассматривают Ловозерский массив как самостоятельно развивающийся со среднего палеозоя до настоящего времени многофазовую интрузию, т.е. как форму прямого тектонического рельефа. Но с такой трактовкой трудно согласиться; как отмечают сами авторы, очертания в плане Ловозерского массива соответствуют границам распространения интрузивного тела, что может быть лишь при избирательной денудации. В противном случае в поднятия оказались бы вовлеченными и вмещающие толщи пород, чего в действительности нет.

Хибинские тундры (Хибины) расположены в центральной части полуострова. Их высота около 1200 м. В них расположена высшая точка Кольского полуострова — гора Часночорр (1191 м.). Восточнее Хибин находится Ловозерский массив, а далее гряда Кейвы. На материковой части и на западе Кольского полуострова преобладает среднегорный и низкогорный рельеф. Горные массивы разделены низменностями. Восточная часть полуострова представляет собой сравнительно ровное, наклоненное к югу плато. Вдоль восточного и южного побережий расположены низменности. Северное побережье Кольского полуострова обрывистое, сбросовое по происхождению. Для него характерна сильная расчлененность, особенно на западе, где имеются глубоко вдающиеся в сушу Кольский и Мотовский заливы, а также полуострова Рыбачий и Средний. В прибрежной зоне разбросаны многочисленные острова (Кильдин, Семь Островов, Нокуев и др.). На юге берег опускается к морю постепенно, и лишь в западной части Кандалакшского залива к морю подходят возвышенности.

Горы Кольского полуострова имеют столообразную форму — высокие плоские плато круто обрушиваются к окружающим их низинам. Плато рассечены глубокими долинами и ущельями. Поверхность плато покрыта голыми каменными россыпями и обломками скал. Ледник, некогда покрывавший полуостров, сгладил горы и оставил валуны и морены, перегораживающие некоторые долины. Многие долины кончаются большими цирками и карами с отвесными стенами в несколько сот метров. На формирование рельефа большое влияние оказывает и размывающая деятельность воды: реки сносят много обломочного материала и образуют мощные дельты в устьях. Крупные реки, образовавшиеся еще до оледенения, текут в U-образных долинах, разработанных ледником, а мелкие, появившиеся уже после оледенения, — в узких каньонообразных долинах. Еще одной характерной особенностью рельефа гор являются многочисленные ущелья, рассекающие горные массивы и прибрежные плато по геологическим разломам. На побережье Мурмана они образуют фьорды — узкие длинные заливы с крутыми, местами отвесными скалистыми берегами. Типичным фьордом является Кольский залив. На Кандалакшском берегу распространены заливы ледникового происхождения — фиарды. Они отличаются от фьордов невысокими берегами.

Во время неоднократных поднятий и опусканий морского дна море то отступало, то наступало и затапливало сушу. Следы этих движений остались во многих местах побережий в виде морских террас — своеобразных каменных ступеней. В южной части Кольского залива, около Мурманска, выделяются четыре террасы на высотах 50, 65, 80 и 125 м. Продолжающиеся вертикальные перемещения отдельных блоков земной коры проявляются в том, что некоторые прибрежные участки дна поднимаются и образуют перемычки, отсекающие часть моря или залива, которая постепенно превращается в озеро. Таким образом, возникло знаменитое реликтовое озеро Могильное на острове Кильдин.

Многообразие форм рельефа Кольского полуострова позволяет проследить историю развития этого края. Помимо этого рельеф полуострова красив и сам по себе. Эрратические валуны, которыми усеяна земля, «курчавые скалы», троги, цирки, перевальные ущелья, солифлюкционные терраски на склонах, морены, которые перегораживают долины рек – это природные достопримечательности Кольского края[6].



    продолжение
--PAGE_BREAK--3. Металлургический комплекс Кольского полуострова3.1 История развития металлургического комплекса Кольского полуострова


Заселение Кольского полуострова началось очень давно. Археологи обнаружили стоянки людей каменного века. Они относятся к 7-11 тыс. до н.э. Предки современных саами появились здесь во 2 тыс. до н.э. Саамы (лопари) — коренное население Кольского полуострова — с древних времен занимались оленеводством, охотой, рыболовством. Торговля и развитие промыслов в Европе требовали освоения новых территорий с целью использования их природных ресурсов. Первые русские поселения возникли на полуострове в 9-11 веках. В летописях говорится о сказочных богатствах Мурмана: пушнине, рыбе, оленях, морском звере. В XI в. новгородцы на своих судах уже бороздили воды Белого и Баренцева морей. В X-XII вв. новгородцы завладели огромной территорией севера от Финского залива и Кольского полуострова до бассейна Печоры. Уже в 1 половине 12 века среди Новгородских земель числится волость Тре (Терский берег Белого моря), а в 13 веке упоминаются русские села Варзуга и Кола. Русские быстро заселили побережье полуострова, осваивали морские пути вокруг Терского волока (так в летописях назывался Кольский полуостров). Появление русских не только способствовало развитию края, но и обеспечило защиту коренного населения от набегов западных завоевателей.

В 16-18 веке Кольский полуостров играл заметную роль в экономике России. Но к началу 19 века экономическое развитие края замедлилось в связи с открытием новых торговых путей, несмотря на огромные природные богатства полуострова.

В 17 веке саамы, которые раньше использовали оленей лишь для поездок и перевозки грузов, стали их разводить. На Мурманском берегу быстро развивался рыбный промысел. К концу столетия ежегодно вылавливали 200-250 тыс. пудов рыбы. В 1803 году образовалась Беломорская компания по добыче рыбы и морского зверя. К середине 19 века на Мурман ежегодно стали приходить до 500 поморских судов, которые вылавливали более 400 тыс. пудов рыбы.

При этом на Кольском полуострове проживало к началу 19 века около 5 тыс. человек, а в его конце — около 9 тыс. человек.

Углубленное географическое исследование Кольского полуострова началось лишь во второй половине 19 века экспедициями Н. Кудрявцева (1881г.) и Ш. Рабо (1884г.), финских ученых А. Чильмана, В. Рамзая и А. Петрелиуса (1887-1889гг.). Топограф финской экспедиции А. Петрелиус первым произвел полуинструментальную съемку бассейна Имандры. Геолог Н.В.Кудрявцев наряду с геологическими наблюдениями делал зарисовки, собирал интересные материалы по топографии и топонимике района.

До революции 1917г. природные богатства Кольского полуострова почти не использовались. Промышленности не было (3 небольших лесозавода). Земледелием население почти не занималось. Пути сообщения до построения Мурманской железной дороги (1915-1916гг.) были развиты слабо. Население занималось кустарным ловом рыбы (треска, сельдь, семга), зверобойным промыслом, оленеводством, охотой на пушного зверя. На Мурманском побережье с давних пор был развит в летнее время прибрежный лов трески, пикши, палтуса. Уже в 18 веке с берегов Белого моря сюда приезжало до 10 тыс. рыбаков. Несмотря на примитивную технику, уловы были достаточно высокими по сравнению с Белым морем. Однако исключительно жесткая эксплуатация поморов кулаками и купцами привела к падению промыслов. Количество рыбаков, приезжающих на сезонный лов, сократилось в начале 20 века до 1,5-5 тыс. человек. Уловы рыбы систематически снижались и только за период с 80-х гг. 19 века по 1913г. уменьшилось более чем в 2 раза. Кольский полуостров в то время был Александровским уездом Архангельской области.

Уже в период первой мировой войны стала ясна важность Кольского незамерзающего залива для внешних связей России. За 1,5 года была построена новая железная дорога, протянувшаяся на 1,3 тыс. км. от станции Званка (Волховстрой) до вновь основанного морского порта на Баренцевом море Романов (Мурманск). Хотя в 1916 году по дороге было открыто сквозное движение, ее достройка осуществлялась уже после 1917 года. Управления Мурманской дороги были предоставлены широкие полномочия по эксплуатации природных ресурсов прилегающей к дороге полосы, в связи с чем развернулась эксплуатация лесных ресурсов. Весной 1920 года на Кольский полуостров прибыла специальная правительственная комиссия. В нее входил и академик А.Е. Ферсман. Он совершил небольшую экскурсию на западные склоны Хибинских гор и нашел на них редкие щелочные минералы, неизвестные в других районах страны.

Последующая экспедиция А.Е. Ферсмана обнаружила характерную особенность Хибинского массива — крупные цирки, сильно расчлененные вершинные плато и наличие многочисленных ущелий. Она открыла месторождения апатитов мирового значения и ряд месторождений редких минералов, положив начало промышленному освоению хибинской кладовой подземных сокровищ. Первое время апатит на оленьих упряжках вывозили к железнодорожной станции и отправляли за границу, в лаборатории, поскольку ранее этот минерал нигде не использовался. Через полгода в Мурманск стали приходить иностранные корабли за апатитом. Так его производство стало рентабельным.

Еще перед войной были обнаружены железорудные месторождения — Оленегорское и Ковдорское. Близ этих месторождений были созданы горно-обогатительные комбинаты по производству железорудных концентратов. На основе кольских руд и печорских коксующихся углей в 60-ые годы набрал мощность Череповецкий металлургический завод, превративший Северный экономический район в новую металлургическую базу межрайонного значения.

Во время Великой Отечественной войны Кольский полуостров находился во фронтовой полосе (1941-44гг.) Гитлеровцы нанесли народному хозяйству большой ущерб. Воздушными бомбардировками было разрушено около половины жилого фонда. Продукция промышленность упала до 40,5 % по отношению к 1940 г. Восстановление народного хозяйства до довоенного уровня закончилось в 1948 г.

В середине 30-х годов прошлого века в целях создания отечественной никелевой промышленности были приняты решения о строительстве трех крупных предприятий в Норильске, Орске и Монче-тундре. Мощность Мончегорского комбината была определена в 10 тысяч тонн никеля и 10 тысяч тонн меди в год. Базой для комбината должно было стать Монче-тундровское месторождение сульфидных медно-никелевых руд. Одновременно с проведением геологоразведочных работ приступили к строительству населенного пункта Мончегорск, которому сентября 1937 года был присвоен статус города[7].

В 1936 году был введен в строй опытный завод, позволивший отработать технологию и подготовить необходимые для основного производства кадры. Согласно проекту комбината, который был подготовлен конторой «Союзникельоловопроект», ныне институт «Гипроникель», в Монче-тундре впервые в Советском Союзе предстояло освоить полный цикл получения катодного никеля, черновой меди, кобальта и металлов платиновой группы в виде шламов из сульфидных медно-никелевых руд. 23 февраля 1939 года на «Североникеле» был получен черновой огневой никель. Этот день принято считать днем рождения предприятия.

Осенью 1940 года на комбинате был получен первый электролитный никель. К середине того же года был осуществлен первый выпуск окиси кобальта, а впоследствии и металлического кобальта. Однако дальнейшему развитию комбината помешала начавшаяся война. Оборудование комбината было в основном демонтировано и вывезено в глубокий тыл, главным образом на Урал и в Норильск. Были эвакуированы и кадры. Это позволило использовать опыт мончегорских специалистов в организации выпуска никеля в Норильске.

Учитывая стабильную военную ситуацию на Кольском полуострове, Государственный Комитет Обороны (ГКО) принят в мае 1942 года постановление о восстановлении комбината «Североникель». Осенью 1942 года было восстановлено производство файнштейна. Полный цикл производства был восстановлен к осени 1945 года

Изначально нацеленный на новые для СССР технологии комбинат в дальнейшем подтвердил это свое направление.

За разработку технологии и получение никеля высокой чистоты для нужд оборонной промышленности группа работников предприятия была удостоена Сталинской премии 2-й степени за 1950 год.

В 1964 году впервые в Советском Союзе на комбинате было организовано производство карбонильного никеля. В этом же году Североникелю присвоено имя В. И. Ленина.

1965 год был ознаменован присвоением 11 специалистам предприятия Ленинской премии «За наиболее выдающиеся работы в области техники». Такую оценку получила работа по интенсификации процессов и усовершенствованию технологии производства никеля и кобальта из сульфидных руд. Руководитель работы главный инженер предприятия Владимир Позняков.

Комбинат «Североникель» активно участвовал в выставочной деятельности — до 25 зарубежных выставок в год на всех континентах. Его продукция пользовалась спросом на мировом рынке. Поэтому предприятию в 1980 году была вручена международная премия «Золотой Меркурий».

В 1984 году группа работников комбината за разработку и внедрение в производство интенсифицированной гидрометаллургической технологии получения никеля и кобальта была удостоена премии Совета Министров СССР.

В начале восьмидесятых в связи с ростом объемов переработки сульфидных медно-никелевых руд Таймыра вступил в строй мощный медно-никелевый комплекс по переработке рудного сырья и файнштейна норильского горно-металлургического комбината.

Восьмидесятые годы в истории «Североникеля» — это годы освоения новых технологий: 1985 год — в плавильном цехе освоен новейший способ автогенной плавки с верхним кислородным дутьем; 1986 год — введен в эксплуатацию химико-металлургический цех, освоена новая технология переработки никелевых и медных шламов электролитического передела, в цехе электролиза никеля № 1 смонтирована и пущена в эксплуатацию новая линия резки катодного никеля; 1987 год — освоен выпуск новых видов продукции: никелевой дроби и никелевых порошков.

Экономический кризис начала 90-х негативно отразился на работе ориентированного на экспорт предприятия. Изменения на рынке металлов позволили выправить ситуацию на комбинате, а также разработать комплекс мероприятий по повышению устойчивости бизнеса к колебаниям рыночных цен. За счет диверсификации производства был обеспечен выпуск новых высокорентабельных видов продукции: специальных карбонильных никелевых порошков, солей кобальта.

В 2005 году премию Правительства России в области науки и техники получила группа работников Кольской ГМК за разработку и внедрение новых процессов карбонильной металлургии, технологии и аппаратуры с высокими потребительскими свойствами.

В те же 40-е года двадцатого века среди озер, в болотистой местности, в 200 километрах севернее Полярного круга, на площадке в окружении тундровых лесов началось строительство Оленегорского горно-обогатительного комбината.

Решено было вести разработку самого крупного и наиболее перспективного в этом районе Оленегорского железорудного месторождения, где предполагалось построить рудник.

С этой целью в начале 1949 года было образовано Ено-Заимандровское рудоуправление «Колжелруда». Первоначально рудоуправление находилось в г.Мончегорске — более чем за 30 км от Оленегорского месторождения, но в мае 1949 его переводят непосредственно в район строительства. И штаб новостройки разместился в одном из бараков железнодорожного поселка при станции Оленья.

В 3-х километрах от станции началось строительство промышленных объектов и рабочего поселка для прибывающих новоселов.

Кстати, в отличие от современного технического вооружения Оленегорского ГОКа механическое оборудование, которое имелось в арсенале «Колжелруды» более полвека тому назад, состояло всего из двух единиц: один трактор и одна бортовая машина. К транспортным средствам можно было также отнести десять лошадей и несколько тачек. Остается включить в этот перечень лопаты, ломы и тридцать пар рабочих рук, чтобы получить полное представление о том, какими силами начинался штурм железорудных залежей, сокрытых природой в оленегорской земле.

Наконец, настал день, который вошел в историю: начаты горные работы на Оленегорском руднике. А на Южной сопке Оленегорского месторождения был установлен памятный знак — стальная четырехугольная пирамида с надписью: «7 августа 1949 года на этом месте произведена закладка Оленегорского рудника».

Весной 1950 г. началось строительство обогатительной фабрики.

В 1953 году была вскрыта рудная залежь, а уже 6 ноября 1954 года на обогатительной фабрике получен первый железорудный концентрат. Честь подержать в руках первую горсть черного влажного порошка выпала молодой работнице Юле Воронковой, дежурившей у конвейера №29.

24 августа 1955 г. на Череповецком металлургическом заводе из оленегорского железорудного концентрата был получен первый чугун.

Оленегорский ГОК стал первым в России предприятием, на котором в промышленном масштабе в начале 50-х годов была освоена технология глубокого обогащения бедных железных руд (путем обогащения содержание железа в концентрате было увеличено до 65,89%). В отрасли к тому времени не было опыта использования гематит-магнетитовых железистых кварцитов для получения из них в производственных условиях высококачественного сырья для металлургов.

Особенностью развития Оленегорского горно-обогатительного комбината являются исключительно сложные горно-геологические и горнотехнические условия. Если до 1978 г. добыча руды осуществлялась на одном Оленегорском карьере, то в конце 70-х годов для поддержания мощности по сырьевой базе был введен в эксплуатацию Кировогорский карьер, в 1987 г. — Бауманский карьер, в 1992г. — карьер им. XV-летия Октября, в 1998 г. — Комсомольский карьер.

12 января 1970 года на Оленегорском месторождении была добыта 100-миллионная тонна железной руды, а 23 сентября 1977 года — 200-миллионная тонна. 29 января 1999 года на Оленегорском ГОКе произошло знаменательное событие — отгружена 500-миллионная тонна железной руды.

Необходимость содержания нескольких площадок горного производства, значительное в связи с этим удельное количество коммуникаций, относительно высокий коэффициент вскрыши, выемка всей горной массы с применением буровзрывных работ и многое другое предопределили в качестве главной задачу постоянного поиска путей совершенствования горного и обогатительного производства.

В ноябре 1977 года из оленегорской руды на обогатительной фабрике ГОКа был получен высококачественный концентрат (суперконцентрат) с содержанием железа 72%, и первая партия продукции отгружена в адрес НПО «Тулачермет».

В 1996 г. на комбинате введен в эксплуатацию цех по производству новой продукции — ферритовых стронциевых порошков (ФСП), изготавливаемых на основе суперконцентрата. ФСП используются для производства магнитов, которые необходимы в электронике, аудио- и видеотехнике, в медицинской промышленности и автомобилестроении.

В 1981 году был сдан в эксплуатацию комплекс циклично-поточной технологии для дробления руды на Оленегорском карьере. Впервые в истории предприятия крупное дробление руды стало осуществляться не на фабрике, а в карьере. Дробленая руда крупностью до 300 мм через наклонный подземный ствол ленточным конвейером подается в корпус среднего и мелкого дробления на обогатительную фабрику.

Начиная с 1988 года на производственных мощностях дробильно-обогатительной фабрики комбината производится гостированный щебень из скальных вскрышных пород Оленегорского рудника, который пользуется устойчивым спросом потребителей. В настоящее время производство щебня осуществляется из скальных вскрышных пород Кировогорского и Бауманского месторождений. С 2000 по 2001 год на комплексе по производству щебня проводилась реконструкция с целью увеличения объемов производства товарного щебня, позволяющая регулировать выпуск щебня по фракциям в зависимости от спроса.

С января 1996 г. на дробильно-обогатительной фабрике комбината внедрена сухая магнитная сепарация. С июля 1996 г. началась разработка кварц-магнетит-гематитовых песков техногенного месторождения аварийного хвостохранилища дробильно-обогатительной фабрики. В период с 1996 по 1999 годы транспортировка хвостов обогащения на ДОФ осуществлялась автосамосвалами.

С июня 2000 г. разработка и гидротранспорт хвостов обогащения для переработки на обогатительной фабрике осуществляется земснарядом. Переработка кварц-магнетит-гематитовых песков позволила получать дополнительный концентрат с меньшими затратами на его производство[8].

На 1 января 2008 года всеми рудниками комбината добыто 531,24 млн. тонн руды, а обогатителями выработано 205,71 млн. тонн концентрата.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Русские полководцы XVIII века
Реферат Life Expectancy Essay Research Paper Michael GaffneyMr
Реферат ERP-система как инструмент развития дистрибьюторского бизнеса 2
Реферат Электрооборудование сельского хозяйства
Реферат Проблемы формирования бюджета муниципального образования
Реферат Relationship Between Art And Society Mimesis Essay
Реферат Словообразовательные модели неологизмов в современном английском я
Реферат Social Stratificationrace Essay Research Paper Reaction Paper
Реферат Силен или слаб Обломов
Реферат Право Московского государства
Реферат Контрольно-измерительные приборы
Реферат Основные направления внешней политики России в первой четверти XVIII в. Северная война 1700
Реферат Машиностроение в Республике Татарстан (на примере ОАО КамАЗ)
Реферат Интегрирование требований международных стандартов в систему менеджмента организации
Реферат Мониторинг земельных участков г. Самары и Самарской области