Выполнилстудент группы А-22
Криштапов Андрей
Г.Лангепас
План:
1) Разновидностиинтерфейсов
2) Графический интерфейс пользователя.
3) Основныеэлементы графических интерфейсов (виджеты, widgets).
1)Разновидности интерфейсов
Интерфейсыотличаются по способу доступа к командным файлам программ.
Командный(текстовый) интерфейс. Всякая операционная система имеет командный интерфейс(иногда в скрытой форме).
Если снятьшелуху текстовых или графических оболочек или интерфейсов, то «на глубине» вывсегда найдете командный интерфейс.
В первой изОС (OS/360) взаимодействие с пользователями было жесткоподелено между следующими компонентами:
Ø Командный язык оператора ЭВМ (лицо,ответственное за управление вычислительным прочесом). Это язык диалоговогорежима – команда запуска – остановки задач, привязки носителей информации кустройствам, получения информации о заданиях, ожидающих выполнения, вывода,наличия свободной памяти и свободных устройств и др.
Ø Языкуправления заданиями (JCL – Job Control Language), на котором прочие пользователи (программисты,разработчики и просто конечные пользователи) описывали состав и структурупроцесса обработки данных – последовательность запуска программ, входные ивыходные файлы, условия, при которых те или иные программы должны бытьвыполнены или пропущены и др. Это язык пакетнойобработки, не допускающий вмешательства пользователя в собственно процессвычисления, компиляции и пр.
Помере развития ЭВМ, ОС, появления и широкого распространения диалоговыхустройств (видеотерминалов) в последующих ОС произошла интеграция данныхкомпонентов в единый командный язык. Для разграничения между командамиоператора, администратора, конечно пользователя используются методы разделениядоступа и назначения привилегии, в то время как формат команд являетсядостаточно единообразным.
Далее,после распространения ПЭВМ данное разграничение сошло на нет (в ОС MS-DOS), посколькупользователь ПК в едином лице соединяет функции оператора, администратора,конечно пользователя. Затем с появлением локальных сетей и более мощных ПК,работающих в многопользовательских режимах, в сетевых ОС и ОС ПЭВМ, вновьорганизуется разграничение доступа и т.д. Таким образом данный процесс являетсяциклическим (точнее, спиралевидным).
Вбольшинстве ОС в настоящее время сложился более или менее унифицированный формат командной строки. Команднаястрока включает в себя:
· Типоперации (мя команды или программы);
· Рабочийвход (входные файлы или устройства);
· Рабочийвыход (выходные файлы или устройства)
· Управляющийвход (управляющие параметры или ключи команды);
· Управляющийвыход (обычно – протокол, содержащий диагностику ошибок, код завершения илидругую информацию)
Управляющий вход
Рабочий вход КОМАНДА Рабочий выход
U (утилита) y Управляющий, информационный выход
Рис1. Типовая структура команднойстроки языков ОС
Текстовыйили графический полноэкранный интерфейс. Он имеет, как правило, в верхней части экрана системуменю с подсказками. Меню часто бывает выпадающим (ниспадающим – pull-down).
Для управления компьютером курсорэкрана или курсор мыши после поиска в древе каталогов устанавливается накомандные файлы программ (*.exe,*.com, *.bat) и для запуска программы нажимаетсяклавиша Enter> или правая кнопка мыши. Различные файлы могутвыделяться разным цветом или иметь разный рисунок. Каталоги (папки) отличаютсяот файлов размером или рисунком. Данный интерфейс является основным для всехвидов программных оболочек.
Графическиймногооконный пиктографический интерфейс. Представляет собой рабочий стол (DeskTop),на котором располагаются пиктограммы (значки или иконки программ). Все операциипроизводятся, как правило, мышью. Для управления компьютером курсор мышиподводят к пиктограмме и запуск программы осуществляют щелчком левой кнопкимыши по пиктограмме. Это наиболее удобный и перспективный интерфейс, осебенно при работе с программами. Примеры: интерфейс скомпьютеров AppleMacintosh? Windows 3.1, Windows 95/98, OS/2, X Windows/
2) Графический интерфейс пользователя.
Графический интерфейспользователя (GUI – Graphics User Interface). Появление ОС и оболочек с развитыми диалоговыми графическимисредствами (OS Macintosh, Windows 3.1, а особенно Windows95/98/ME, а также NT/2000) и средств программирования, позволяющих создаватьграфические интерфейсы (FoxPro for Windows ипр.), а особенно – объектно–ориентированных систем программирования – привело квнедрению и широкому распространению элементов экранного интерфейса.
Графические интерфейсыиногда обозначают следующей аббревиатурой – WIMPD (Windows, Menu, Pointing Device)– окна, меню, указывающие устройство, как основные действующие элементы вподобном интерфейсе.
Оболочка Microsoft Windows не была изначальноОперационной системой, так как она существует «поверх» операционной системытипа MS-DOS. Она возникла в виде стандартизатора графического интерфейса иприжилась исключительно потому, что пользователь хотел видеть программу, скоторой ему часто приходится работать, красивой, практичной, удобной и легкой восвоении и использовании.
Для ОС UNIX такжебыл создан специальный графический интерфейс – X Windows;фирма IBM выпустила вместе соперационной системой OS/2 свой вариант графического интерфейса пользователя – Presentation Manager.
Функции, используемыепрограммой пользователя при работе с графическим пользовательским интерфейсом, схожи, как и самиинтерфейсы.
Рис 2. Рабочий стол Windows XP, пиктограммы, окна приложений.
Графический интерфейсвключает следующие понятия – рабочий стол, окна, пиктограммы, элементыграфического интерфейса (виджеты), указывающие устройства (мышь).
3) Основные элементы графических интерфейсов (виджеты, widgets).
Виджет – это заготовкачасти пользовательского интерфейса (кнопка, часть меню, пиктограмма и т.д.) спараметрами, привязываемая к окну экрана терминала. Наиболее распространенные:кнопка (Button); радиокнопка (Radio Button); флажок (Check Box);список (List); полосы прокрутки и т.д.
Управляющие кнопки (Button)– предназначены для выполнения действий. Какое именно действие выполняеткнопка, написано непосредственно на ней. Если в конце названия кнопки присуствует три точки, то такая кнопка вызовет новоедиалоговое окно.
Поле ввода – область, гдепользователь может вводить информацию с клавиатуры. В этой области указательмыши принимает новую форму. Если в этот момент щелкнуть кнопкой мыши, то в полепоявится курсор и можно вводить данные.
Список – элемент,содержащий все возможные в каждом конкретном случае значения, которыепользователь может установить. Добавить или изменить эти значениянепосредственно в списке нельзя.
Раскрывающийся список (List) –при нажатии на пиктограмму со стрелкойоткрывается список всех возможных значений, которые можно выбрать для установкив этом элементе. Если список длинный, то появится линейка прокрутки, с помощьюкоторой можно посмотреть все элементы списка.
Поле ввода сраскрывающимся списком – это комбинация элементов поле вывода и раскрывающегосясписка. Такой элемент позволяет как непосредственно вводить данные в полеввода, так и заполнять его значением из раскрывающегося списка. Аналогичноработает поле вода со списком. Отличие только в том, что список виденпостоянно, а не открывается. Поле ввода со счетчиком – обычно используется дляввода числовых значений. Его можно заполнить как обычное поле ввода иливоспользоваться кнопочками, расположенными справа. В этом случае значение вполе будет изменятся (соответственно увеличиваться и уменьшатся) с наиболее оптимальнымшагом и при этом не превысит предельный значений. Поэтому рекомендуетсяпользоваться именно счетчиком.
Флажок – переключатель длярежима работы, описание которого находится справа от квадрата. Он может бытьвключен (установлен) – внутри квадрата изображен значок, или выключен (сброшен)– внутри пусто. Для установки или сброса флажка необходимо щелкнуть мышью вквадрате или на его описание. Такой элемент вполне самостоятельно определяетсвой параметр. И поэтому называется независимым.
ЛитератураИ.И. Попов «Операционные системы, среды и оболочки» Интернет энциклопедия mail.ru