Реферат по предмету "Правоохранительные органы"


Правоохранительные органы в системе государственной власти в СССР 1930-х годов

План
Введение
1.  Развитиеправоохранительных органов СССР в период
1920-е- 1930-е годы                                                                       6
2.  Прокуратура:создание и деятельность                                       10
3.  Одеятельности особого совещания при НКВД СССР              13
4.  Созданиеи деятельность службы внешней разведки в
структурегосударственной власти                                                19
5.  Рольорганов государственной безопасности во
внутрипартийнойборьбе                                                                 25
Заключение
Библиографическийсписок
Введение
Деятельностьсистемы органов государственной безопасности до недавнего временипредставлялась в несколько облегчённом, канонизированном  и во многом идеализированном варианте какпостоянный процесс совершенствования форм и методов работы, как цепь побед надврагами. Сложный и неоднозначный процесс становления чекистских служб, ошибки,неудачи в оперативной деятельности, прямые преступления, неверные политическиеориентиры, неправильное понимание своего места в государственной структуре иневерные политические ориентиры, всё рассматривалось как абсолютно закрытаязона. Об этом не говорилось открыто, зато народу говорили о победах над  его врагами.
Под дулом пистолеталюдей заставляли делать то, что в корне противоречило их природе.  Но для того, чтобы стать тотальной, то естьвсеобщей, охватывающей общество, бюрократия должна была осуществлять  сплошную перековку народа и делать каждогобюрократом, чиновником,  пусть  даже мелким, мельчайшим, но все-такинаходящимся у нее на  службе. В отличиеот авторитарной бюрократии, опирающейся на традиционные структуры общественной жизни, в отличие от рациональнойбуржуазной бюрократии, пекущейся об обеспечении эффективности производства,тоталитарная бюрократия фактически определяет свою высшую роль каксамоукрепление, самовозвышение, абсолютное подчинение Вождю, волей котороговласть бюрократии получает свое развитие и углубление. Однако такая властьможет быть осуществлена лишь при условии, что все, с чем она имеет дело, превращено в  аморфный, совершенно пластичный материал. Возвращение общества  в аморфное, бесструктурное состояние — принципиальное условие самоутверждения и саморазвития тоталитарной бюрократии.И поэтому все, что обеспечивает самостоятельность человека, не говоря уже о тойили иной общественной группе, подлежит беспощадному искоренению. Так было, вчастности, во времена насильственной коллективизации, разрушения сельских  общественных структур. Так было во временавсех последующих больших и малых «чисток», целью которых в конечном счетевсегда оказывалось искоренение стихийно возникавших структур общества.Единственной формой структурирования общества, допускаемой в условияхтоталитаризма, могли быть лишь организации, насаждаемые сверху, а потому с самого начала имеющие бюрократическийхарактер. Все естественные способы социального структурирования оказывались на подозрении, так как тоталитарная  бюрократия склонна рассматривать любой личныйи общественный, то есть самостоятельный, негосударственный интерес какантигосударственный. А посему такой интерес должен быть  наказан устрашающей статьей закона, лучше всего статьей о контрреволюционнойдеятельности.
Созданная послеОктябрьской революции система подавления с первых шагов несла в себе быстроразвивающийся зародыш вседозволенности и аморальности, которые обосновывалисьреволюционной целеустремлённостью. Хотя «Всероссийская чрезвычайная комиссия»образовывалась в декабре 1917 года для борьбы против саботажа и бандитизма, тоочень скоро её функции распространились на «искоренение контрреволюции»,понимаемой в самом широком смысле. Меч, предназначенный для законной защитыреволюции от заговоров её реальных врагов оказался занесённым над всемобществом.
Лидеры большевизма,выдвигая на первый план классовую борьбу, абсолютизировали значение государствакак орудия власти и отводили в нём особое место карательным инструментам. Сетьорганов ВЧК опутала всю структуру гражданских и военных учреждений огромнойстраны. Осуществляя с санкции партии по своему разумению аресты, ведениеследствий, вынесение и приведение приговоров в исполнение, массовые расстрелы«заложников», ВЧК возвела террор и беззаконие в разряд государственнойполитики. С той поры революционного произвола берёт своё начало специфическаяидеология «чекизма», отлакированная и вылизанная последующими поколениямиидеологов КПСС и публицистами, паразитирующими на «криминально-патриотической»романтике.
Эта идеологияоказалась более живучей, чем структуры её породившие. Мало того, за всё времясуществования партийных карательных органов — от ВЧК до КГБ, она пользоваласьнекоторой симпатией и популярностью в массах, в то время как сами органывызывали у людей, мягко говоря, страх.
Причиной этому,конечно же, наш традиционный двойной стандарт. Сущность совершенно секретнойдеятельности КГБ до сих пор никому в достаточной степени не известна, но измассового сознания на изъять того, что навечно оставили в нём многосерийныеслащаво-мужественные телесериалы «о разведчиках». На самом же деле идеология«чекизма» и чекисты ничего общего с разведчиками не имеют.
Это узурпированное ународа право на его «защиту» его именем от его «врагов» помимо его воли. Врагов определяет не народ, а партия.Враг нужен всегда. Без него станет ясной бессмысленность системы. Поэтому«чекизм» — это постоянный поиск «врагов» по придуманной удобной формуле: «Ктоне снами, тот против нас». Это полное слияние идеологии спецслужбы не с законом,а с идеологией правящей партии.
Развитие правоохранительных органовСССР в период 1920-е — 1930-е годы

Начало этогопериода ознаменовано попытками ограничить компетенцию ВЧК и определить болеечетко ее роль и место в системе государственного управления. Однако с самогоначала была обозначена очень широкая трактовка сферы деятельности спецслужбы.Ленинские установки о необходимости «подвергнуть ВЧК реформе, определить еефункции и компетенцию и ограничить ее работу задачами политическими» открывали широкийпростор для последующего расширения роли спецслужбы в условияхсформировавшегося в СССР тоталитарного режима
В конце 1930-хгодов деятельность органов государственной безопасности была направлена главнымобразом на борьбу с контрреволюционными преступлениями и особо опасными дляСоюза ССР преступлениями против порядка управления. На Главное управлениегосударственной безопасности возлагались разведывательная работа, борьба сразведывательно-подрывной деятельностью спецслужб иностранных государств, осуществлениемероприятий по обеспечению сохранности государственных тайн.
Исследователианглийской спецслужбы указывают на то, что, например, У. Черчилль постоянноинтересовался деятельностью и оказывал поддержку разведывательной службе.Анализ документов архива И. В. Сталина показывает, что он осуществлялпостоянный личный контроль за деятельностью органов государственнойбезопасности, вплоть до внесения конкретных поправок и дополнений в приказыОГПУ — НКВД СССР по вопросам совершенствования агентурно- оперативной работы.
Такоеруководство имело положительные и отрицательные стороны. С одной стороны,наличие у органов государственной безопасности и Разведывательного управленияРККА, то есть у всех спецслужб государства, одного руководящего центрапозволяло избегать дублирования и параллелизма в деятельности, экономнеерасходовать бюджетные ассигнования, маневрировать силами и средствами в целяхповышения эффективности их работы. После ряда крупных провалов по линииРазведупра политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение об укреплении взаимодействиямежду двумя разведслужбами — ИНО ОГПУ и РУ РККА, а также об их более теснойсвязи с контрразведывательными подразделениями. С другой стороны, такоеруководство влияло на усиление функций спецслужбы как органа политической полиции,когда значительные средства отвлекались на борьбу с силами, оппозиционнымиправящей партии.
К существеннымособенностям становления и развития отечественной спецслужбы следует отнестипрежде всего их отрицание преемственной связи со спецслужбами царской России.Классовый принцип, положенный в основу формирования карательных органов,означал, что бывшие сотрудники охранных отделений жандармских управлений нетолько не привлекались к работе в ВЧК — ОГПУ — НКВД, но и подвергалисьпреследованиям. В целом можно отметить, что главными факторами, повлиявшими нанарушение процесса преемственности в деятельности спецслужбы явились революцияи последовавшая за ней Гражданская война.
Отвергая кадрыслужб, осуществлявших функции политической полиции, выказывая недовериеработникам контрразведывательных подразделений дореволюционной России,руководство советских органов госбезопасности все же в определенной мереиспользовало их опыт. В научных разработках А. А. Здановича показано, как Ф. Э.Дзержинский предпринимал попытки привлечь опытных сотрудниковконтрразведывательных органов царской России для создания подразделений попресечению разведывательной деятельности иностранных государств. Реальныепотребности борьбы с оппозиционными силами, заговорщическими организациями,спецслужбами различных государств заставляли более гибко применять принципклассового подхода в процессе становления и развития отечественных органовгосбезопасности.
Нормативныеакты, ведомственные инструкции, в которых воплотился опыт сломленных иликвидированных царских спецслужб и политической полиции, главным образом воперативно-розыскной деятельности, активно использовались советской разведкой иконтрразведкой. В Особом бюро при наркоме внутренних дел сосредоточиваласьновейшая литература по истории спецслужб, воспоминания многих видныхотечественных специалистов. На одном из оперативных совещаний нарком внутреннихдел Н. И. Ежов подчеркнул, что необходимо воспитывать «своих Спиридовичей».Начальник особого отдела ГУГБ НКВД СССР М. И. Гай любил напоминать своимсотрудникам, что они по сути являются «жандармами социализма». В качествевспомогательного учебного материала для использования в процессе подготовкикадров разведки и контрразведки по линии ИНО добывались курсы лекций, читаемыхв зарубежных военных академиях, в том числе и представителями российскихспецслужб. Например, в лекциях бывшего полковника Генерального штаба российскойармии Бурмина, начальника разведки IV армии, затем разведки Колчака,прочитанных в Военной академии в Нанкине, раскрывался практический опытспецслужб начала ХХ века.
Комиссияполитбюро ЦК ВКП(б) в 1939 году с сожалением констатировала, что такое важноенаправление оперативной деятельности, как шифровальная и дешифровальная работав значительной степени зависит от опыта людей, работавших еще в «канцелярияхЕго Императорского Величества», и нет никакой возможности заменить их другимиспециалистами. На первых порах в процессе становления органов военнойконтрразведки своеобразно был использован накопленный опыт военного контроля. В1937 — 1938 годах, когда последовали аресты сотрудников органов государственнойбезопасности, наиболее опытные оперативники различных отделов ГУГБ НКВД СССРвременно направлялись из тюрем в Особое бюро при наркоме. В течение несколькихмесяцев они передавали свои знания молодому поколению, участвовали в написанииучебников.
Прокуратура: создание и деятельность

В 1933 г. быласоздана Прокуратура СССР. Основной задачей ее было укрепление законности иохрана общественной собственности на всей территории Союза ССР. Надзор зазаконностью и правильностью действий ОГПУ Прокурор Союза ССР должен былосуществлять непосредственно (реально этот пункт не действовал, органыгосбезопасности были фактически выведены из под надзора прокуратуры). ПрокурорСоюза ССР имел право законодательной инициативы и право опротестованияпостановлений Пленума Верховного Суда СССР в Президиум ЦИК.
В июле 1936 г.был создан общесоюзный орган судебного управления — Наркомат юстиции СССР. Оннаблюдал за применением судами уголовного, гражданского и процессуальногокодексов, обобщал судебную практику, разрабатывал изменения и дополнения кзаконам, вел работы по кодификации законодательства и судебной статистике,руководил изданием юридической литературы. НКЮ СССР давал судам общие указания,занимался всеми организационно-хозяйственными вопросами, осуществлял общееруководство нотариатом и коллегией адвокатов, организовывал юридическую помощьнаселению.
В августе 1938г. был принят закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Втечение 1938-1939 гг. была перестроена вся судебная система СССР. Онасоответствовала административному делению страны: народный суд (в районах),который рассматривал большую часть уголовных и гражданских дел; областной,краевой, окружной суд, суд автономной области и Верховный Суд автономнойреспублики — избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. Онирассматривали уголовные и гражданские дела, отнесенные к их подсудности, атакже кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения нарсудов.
Верховный Судсоюзной республики избирался ВС республики на 5 лет. Он рассматривал особоважные дела, мог принять к производству любое дело любого суда на территорииреспублики, рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры и решенияобластных судов, мог пересматривать дела в порядке надзора.
Общесоюзнымиявлялись Верховный Суд СССР и подчиненные ему специальные суды. Верховный Судизбирался ВС СССР на 5 лет. На него возлагался надзор за всеми судебнымиорганами СССР и союзных республик. Он имел право отменить приговор или решениелюбого суда и давать разъяснения по вопросам судебной практики.
Специальнымисудами в рассматриваемый период являлись военные трибуналы, линейные судыжелезнодорожного и водного транспорта. Они на тех же принципах, что и вседругие суды СССР. Вторая сессия Верховного Совета СССР избрала Верховный СудСССР.
В 1934 г. былобразован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в него было включено ОГПУ ивходящее в него Главное управление милиции (финансирование милиции уже в 1932г. было переведено с местного бюджета на союзный). ОГПУ было преобразовано вГлавное управление госбезопасности, которое быстро расширялось (в нем было в3,5 раз больше сотрудников, чем в милиции). На него были возложены функциивнешней разведки, контрразведки и госбезопасности, а также руководство особымиотделами в армии. В 1935 г. в НКВД был образован новый вид мест заключения дляособо опасных преступников — тюрьмы.
В 1936 г. былаобразована ГАИ. Функции и структура милиции расширялись (паспортный режим иОВИР, «детские комнаты» и ОБХСС, военный учет и МПВО). Численный состав: 87тыс. сотрудников в 1931 г., 177 тыс. в 1932, 227 тыс. в 1941 г.
На НКВДвозлагалось обеспечение порядка и госбезопасности, охрана общественнойсобственности, запись актов гражданского состояния, пограничная охрана. Введении НКВД были управление шоссейными и грунтовыми дорогами, картография,управление мер и весов, переселенческое и архивное дело. С созданием ГУЛАГаНКВД стал распорядителем огромной трудовой армии из заключенных колоний илагерей и из «спецпоселенцев» (до 30-х годов места заключения были в веденииреспубликанских НКВД). НКВД СССР превратился в крупнейшее хозяйственное истроительное ведомство (в 1937 г. он осваивал 6% всех средств на капитальноестроительство). Он также отправлял заключенных на стройки и предприятия другихведомств. С 1938 г. в системе НКВД создаются даже закрытые НИИ и КБ, в которыхработают заключенные ученые и конструкторы.
Чрезмерноерасширение функций и структуры НКВД делало его трудноуправляемым. В феврале1941 г. он был разделен на два наркомата: НКВД СССР и Наркомат госбезопасностиСССР.
О деятельности особого совещания приНКВД СССР

В связи с образованием в июле 1934 года НКВД СССРбыла упразднена Судебная коллегия ОГПУ, имевшая право выносить приговоры вплотьдо высшей меры наказания, что означало существенную либерализацию курса вкарательной политике советского государства. Однако внесудебные полномочиясохранились. Положение об Особом совещании при Народном комиссариате внутреннихдел было утверждено политбюро ЦК ВКП(б) 28 октября 1934 года, а 5 ноября былопринято постановление ЦИК и СНК СССР, согласно которому наркомату внутреннихдел предоставлялось «право в отношении лиц, признаваемых общественно опасными,ссылать на срок до 5-ти лет под гласный надзор в местности, список которыхустанавливается НКВД, высылать на срок до 5-ти лет под гласный надзор сзапрещением проживания в столицах, крупных городах и промышленных центрах СССР,заключать в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5-ти лет, а также высылатьза пределы СССР иностранных подданных, являющихся общественно опасными»[1].
Эта линия в карательной политике государства нашласвое отражение в спорах между Прокурором СССР А. Я. Вышинским и наркомомвнутренних дел Г. Г. Ягодой. 5 февраля 1936 года Вышинский направил в адресИ.В. Сталина и В.М. Молотова докладную записку, в которой подверг критикепрактику полуторагодичной работы Особого совещания. Он разбил дела, проходившиечерез совещание, на три категории: дела о контрреволюционной агитации,антисоветских сплетнях, разговорах и т.п.; дела, связанные с высказываниемтеррористических намерений, предположений; дела так называемых социальновредных и социально опасных элементов. Вышинский подчеркивал, что решения Особогосовещания могут быть связаны с опасностью допущения ошибок, так как все деларассматривались заочно, без вызова обвиняемых и свидетелей, нередко делаосновывались только на агентурных данных, часто показания единственногосвидетеля расходились с показанием обвиняемых, которые категорически отрицалисвою вину. Поэтому прокурор СССР настаивал на максимальном сокращенииколичества дел по первой и второй категориям в Особом совещании и необходимостиих передачи в суды. Далее Вышинский отмечал, что права прокуратуры ограниченыпри опротестовании приговоров в отношении осужденных Особым совещанием, чтопротиворечило ст. 440 УПК РСФСР[2].
С запиской прокурора СССР Молотов ознакомил Ягоду,который 11 февраля направил встречную докладную записку на имя Сталина иМолотова. Нарком внутренних дел привел количество лиц, привлеченных в 1935 годуорганами ГУГБ к ответственности, и подчеркнул, что основная масса делнаправлялась именно в судебные органы. Так, было привлечено к ответственности293 681 человек, из них было в прокуратуру и суды передали дела на 228352, апрошли по решениям Особого совещания дела на 33823 человека[3].
На наш взгляд, позиция наркома уязвима, посколькуон подменял предмет разногласий. Вышинский ставил вопрос о возможностивынесения необъективных приговоров, исходя из особенностей работы ОСО, Ягодадоказывал, что Особое совещание ни по количеству, ни по удельному весурассматриваемых дел никак не может влиять на карательную политику.
Нарком отмечал, что следствие по каждому делуведется с соблюдением процессуальных норм. В процессе следствия прокуроросуществляет в полной мере надзор за всеми стадиями дела, начиная от ареста доокончания следствия. Если прокурор находит, что дело недостаточно или плохорасследовано, он дает соответствующие указания в процессе следствия, которые ивыполняются. Ягода не согласился с утверждением Вышинского о том, что следствиепо делам, рассматриваемым Особым совещанием, ведется в каком-то особом порядке.Если бы дело обстояло так, считал Ягода, то чем объяснить, что Вышинский напротяжении полуторагодичной работы ни разу не опротестовал ни одного решенияОсобого совещания? К тому же прокуратура не только принимает непосредственноеучастие в вынесении решений по делам, но и решения Особого совещания безсогласия прокурора Союза не проводятся в жизнь.
Ягода не понимал роли и места прокуратуры. ХотяСудебная коллегия ОГПУ была упразднена, но нормативные акты о надзоре состороны прокуратуры по делам, расследуемым ОГПУ, продолжали сохраняться.Прокурор мог лишь формально наблюдать за правильностью ведения следствия. Глававедомства утверждал, что в своей постановке вопроса Вышинский по сути, беретпод сомнение целесообразность самого существования Особого совещания, хотя онои было создано для такой категории дел, рассмотрение которых должно проводитьсяв административном порядке вне обычной судебной процедуры. Ягода полагал, чтопрактика полуторагодичной работы Особого совещания показала, что этот органцеликом себя оправдал, а дела, прошедшие через него, полностью отвечают идееорганизации Особого совещания.
Нарком внутренних дел оспаривал утверждениеВышинского о том, что прокуратура не имеет права освобождать подследственныхГУГБ и осужденных Особым совещанием, и подчеркивал, что роль прокурора привынесении решений по делам осужденных Особым совещанием иная, чем в судах.Прокурор не является стороной, как в суде, а участвует в решении по всем делам,рассматриваемым Особым совещанием. При вынесении решений Особым совещаниемникто не мешал прокуратуре вносить свои коррективы или опротестовывать их.Поэтому требование Вышинского о предоставлении прокуратуре права освобожденияподследственных ГУГБ и осужденных Особым совещанием являлось, по мнению Ягоды,недоразумением. Он высказал мысль, которая соотносилась с реальным состоянием,что прокуратура вообще не должна иметь права освобождать «без ведома и согласияНКВД».
Дело, как считал Ягода, не в Особом совещании, а всудебных органах и прокуратуре. Основным вопросом работы прокуратуры должнобыло быть усиление надзора за работой судебного аппарата и его карательнойпрактикой. Из приводимых им цифр следовало, что работа судовнеудовлетворительна. На 1 октября 1935 года в тюрьмах и колониях содержалось50992 человека, месяцами ожидавших кассационных решений, количество дел, не рассмотренныхсудами, из месяца в месяц росло. Поэтому коренной вопрос — как улучшить работусудов — не нашел ответа в записке Вышинского, тогда как основной задачейпрокуратуры являлось упорядочение работы судов, а не Особого совещания,которое, будучи ограничено в своих правах, не играло той роли, которую емупытался придать прокурор СССР. Таким образом, нарком внутренних дел опятьпытался уклониться от существа поставленных вопросов.
Вышинский в ответной докладной записке от 16февраля 1936 года отмечал, что количество дел в судах при всех условиях стоит впрямой зависимости от количества дел, возбуждаемых органами следствия и, вчастности, органами НКВД. Подавляющая масса следственных дел (90-95 %) падалана органы НКВД, и только 5-10 % дел возбуждались и расследовались прокуратурой.По его мнению, Ягода искусственно разделил количество осужденных Особымсовещанием на две категории: осужденных по делам ГУГБ (33000) и осужденныхтройками НКВД и Главным управлением милиции (122000). Осуждение Особым совещаниемобычно влекло за собою ряд репрессий и в отношении членов семей, находящихся наиждивении репрессированных лиц, а значит, удельный вес Особого совещания был,несомненно, более значительным, чем это пытался изобразить нарком внутреннихдел.
Прокурор СССР считал абсолютно неправильнымутверждение Ягоды о том, что на протяжении полуторагодичной работы Особогосовещания он не опротестовал его решений. Прокуратурой было принесено в Особоесовещание 1344 протеста, большинство из которых по ходатайству НКВД снималось ивновь переносилось в Особое совещание. Вышинский опроверг утверждение наркома ожелании упразднить Особое совещание. Он писал что, вопрос поставлен не обупразднении Особого совещания НКВД, а об ограничении компетенции совещания какадминистративного суда. Прокурор не согласился с мнением Ягоды о том, чтоосновным содержанием работы прокуратуры является надзор за судебными органами икарательной практикой, так как в ее обязанности входил и надзор за органамиНКВД.
Вышинский отмечал, что хотя вопросы судебногонадзора составляли одну из важнейших областей работы Прокуратуры Союза, однако,это ни в какой мере не может оправдывать ослабления надзора Прокуратуры заадминистративными органами, в частности, за работой Особого совещания,играющего роль в карательной политике гораздо большую, чем пытался представитьнарком внутренних дел. Вышинский также заметил, что Прокуратура ни юридически,ни фактически не пользовалась правом изменять меру пресечения по делам,находящимся в производстве органов НКВД. Имелись случаи, когда требования дажепрокурора Союза об освобождении из-под стражи тех или иных НКВД не исполнялись.
На первой докладной записке прокурора СССР от 5февраля 1936 года Сталин, ознакомившись со всеми материалами, написал Молотову:«Вышинский прав. Надо решить вопрос на совещании»[4].
Из трех лет, предшествовавших периоду массовыхрепрессий, прослеживается следующая динамика работы внесудебных органов. Запервую половину 1934 года было осуждено Коллегией ОГПУ 21234 человека. Особымсовещанием за вторую половину 1934 года было осуждено 1057 человек; в 1935 году- 33823 человека и тройками УНКВД, созданными в мае 1935 года, — 122726человек. Вероятно, разногласия между наркомом и прокурором сказались в том, чтов 1936 году Особое совещание рассмотрело дела на 21222 человека, то есть натреть меньше, чем в предшествующем. Однако тройки рассмотрели дела на 148411человек[5].В конечном же итоге внесудебные полномочия органов НКВД возрастали.
Создание и деятельность службы внешнейразведки в структуре государственной власти
Основные теоретические воззрения руководителейсоветского государства о строительстве социализма в окружении капиталистическихгосударств и неизбежности войны повлияли на организацию и направленияоперативной деятельности органов государственной безопасности.
Высшее руководство страны определяло цели, задачи инаправления деятельности внешней разведки. После поражения революционныхвыступлений в Германии, Болгарии, Польше и других странах, в подготовке которыхнаряду с Коминтерном участвовали ИНО ОГПУ и РУ РККА, оно отказалось от тактикинепосредственного участия в попытках дестабилизировать внутриполитическоеположение в ряде европейских государств. В феврале 1925 года на заседанииполитбюро ЦК ВКП(б) было принято решение о том, что «… ни в одной стране недолжно быть наших активных боевых групп, производящих боевые акты и получающихот нас непосредственно средства, указания и руководство». Вся такого родаработа перекладывалась на коммунистические партии зарубежных стран[6].
В период массовых репрессий был найден не лучшийспособ пресечения разведывательной работы иностранных государств с легальныхпозиций. 10 октября 1937 года с санкции политбюро ЦК ВКП(б) принимаетсяоперативный приказ № 00693. Исходя из установки, что все посольства и консульстваявляются базами иноразведок, сотрудникам КРО предлагалось «немедленноарестовывать всех советских граждан, связанных с личным составомдиппредставительств и посещающих их служебные и домашние помещения». Режимработы рекомендовался такой, чтобы обеспечить «беспрерывное наблюдение» завсеми сотрудниками посольств Германии, Японии, Италии, Польши. Практически вприказе ставилась задача полной изоляции представительств указанных стран.Неудивительно, что после этого в СССР был закрыт целый ряд консульств.
Необходимо отметить, что центр тяжести в работе попресечению шпионской деятельности иностранных спецслужб в течение 1939-1940годов перемещается на территорию Западной Украины, Западной Белоруссии,республик Прибалтики, вошедших в состав СССР. В этих регионах числоарестованных органами госбезопасности возрастает с 40 до 62 процентов от общегоколичества, хотя там проживало чуть более 10 процентов населения СССР.
В экономической сфере жизни общества органыгосбезопасности активно использовались государством как один из важнейшихрычагов хозяйственного строительства. Значительные объективные трудностисоздания мощного экономического и оборонного потенциалов страны привели к тому,что их возникновение обусловливалось или «вредительством» буржуазных специалистов,или происками иностранных разведок. Именно этими причинами на протяжении 1930-хгодов на показательных процессах объяснялись срывы производственных заданий,невыполнение плановых показателей («Шахтинское» дело, дело Промпартии и др.). Вцелом на протяжении исследуемого периода количество лиц, арестованных органамигосударственной безопасности за вредительство и диверсию, составляло от двух допяти процентов от общего числа арестованных, в период же массовых репрессий этацифра возросла до тринадцати.
Органы государственной безопасности также выявлялифакты, свидетельствовавшие о разложении управленческого аппарата и сотрудниковобщественных организаций. Десятки тысяч рублей были похищены в 1935 годуруководителями ЦК профсоюза работников Наркомтяжпрома. Чиновники из Комитетазаготовок СНК за счет государственных фондов сумели построить для личногопользования в Подмосковье целый дачный поселок, о чем Г. Г. Ягода доложил В. М.Молотову.
Смена экономического курса в конце 1920-х годов,усиление административных методов руководства экономикой сопровождались прямымнасилием, особенно над крестьянами. Органы госбезопасности стали составнойчастью механизма внесудебной репрессии как средства экономическихпреобразований в деревне. После завершения политики сплошной коллективизациивысшее руководство страны продолжало напрямую использовать органыгосударственной безопасности в хозяйственном строительстве. Прежде всего, важновыделить их работу в деревне. В процессе укрепления колхозов и совхозов былисозданы чрезвычайные органы — политотделы МТС и совхозов. По решению политбюроЦК ВКП(б) заместителями начальников политотделов назначались сотрудники органовгосбезопасности. На них возлагалась задача борьбы с контрреволюционнымипроявлениями в деревне. Курс на организационно-хозяйственное укреплениеколхозов подкреплялся мерами чрезвычайного характера. Органы госбезопасностипривлекались и к решению проблемы сохранения и распределения собранного урожаязерновых. На основании совместного приказа НКВД СССР и Комитета заготовок приСНК СССР комендантами элеваторов и заготпунктов «Заготзерно» назначалисьсотрудники НКВД. В совместном приказе этих ведомств от 27 июля 1934 годауказывалось: «Коменданты элеваторов и заготпунктов подчиняются краевым,областным управлениям НКВД и работают на правах помощников заведующихэлеваторами и заготпунктами и ведут специальную работу по охране зерна, борьбес хищениями и потерями зерна и руководят сторожевой и противопожарной охраной».Службе государственной безопасности отводилась роль карательного органа в ходепереустройства сельского хозяйства. В процессе проведенияхозяйственно-политических мероприятий оперработники управлений НКВД, являясьчленами бюро обкомов и крайкомов ВКП(б), по заданию партийных органов частовыступали в роли уполномоченных, например, в период посевных и уборочныхкампаний.
Советское руководство использовало спецслужбу и дляликвидации любых форм противодействия ходу движения за повышениепроизводительности труда. С конца 1935 года и в течение всего 1936 года органыгосбезопасности, применяя свои специальные методы, вели активную работу поразвитию стахановского движения, о чем начальник Секретно-политического отделаГ. А. Молчанов отчитывался в регулярных спецсообщениях на имя И. В. Сталина иВ. М. Молотова, секретарей ЦК ВКП(б) и наркомов. Арестам подвергались рабочие ислужащие, высказывавшие «контрреволюционные суждения» о том, что стахановскоедвижение свидетельствует о «невиданной эксплуатации рабочего класса», что врезультате его снижаются расценки, а в итоге все это ведет к понижениюматериального уровня жизни рабочих.
Не менее важной составной частью деятельностиорганов госбезопасности являлось укрепление морально-политического единствасоветского общества. Постоянно выявлялись и пресекались факты, дестабилизировавшиеобстановку в стране, вызывавшие социальную напряженность в обществе, массовоенедовольство населения. Например, нарком внутренних дел Казахстана С.Ф. Реденсоперативно сообщал В. М. Молотову о фактах несвоевременной выдачи, задержки на несколькодней, а иногда и месяцы заработной платы. Нарушения в хлебозаготовительнойполитике, приводившие в 1937 году к людоедству, самоубийствам среди колхозниковв Сибири, незамедлительно становились известными не только местным советским ипартийным органам, но и высшему руководству страны.
Однако главное воздействие на морально-политическоесостояние общества органы госбезопасности оказывали через пресечение любыхпопыток подвергать сомнению, критиковать теоретические установк


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.