Специалистпо методологии таможенного оформления ООО «Национальный таможенныйброкер» Ионичева Валентина Николаевна
Порезультатам первых месяцев работы в соответствии с Таможенным кодексомтаможенного союза (ТК ТС), можно отметить быстрое приспособление участников ВЭДк изменениям таможенного законодательства. При этом необходимо упомянуть остратегических целях создания таможенного союза, а также остановиться натекущих проблемах, связанных с практикой применения положений ТК ТС
Всоответствии с Договором «О создании единой таможенной территории иформировании таможенного союза» от 6 октября 2007 года таможенный союзпредставляет собой форму торгово-политической интеграции Российской Федерации, РеспубликиБеларусь и Республики Казахстан, предусматривающую единую таможенную территорию,в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единойтаможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными всвободное обращение на этой территории, не применяются таможенные пошлины иограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговыхи компенсационных мер. Таможенный союз предусматривает также единый таможенныйтариф и другие меры регулирования торговли с третьими странами.
Согласновышеуказанному договору, таможенный союз создан в целях обеспечения свободногоперемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговлитаможенного союза с третьими странами, а также развития экономическойинтеграции сторон.
Формированиетаможенного союза со странами ЕврАзЭС, включая гармонизацию законодательства иправоприменительной практики, является частью главного стратегического планаРоссии, выразившегося в Концепции долгосрочного социально-экономическогоразвития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденнойраспоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р. Согласно даннойКонцепции, формирование таможенного союза относится к первому этапуинновационного развития России (2010 – 2012 гг). Второй этап инновационногоразвития России в области укрепления внешнеэкономических позиций России (2013 –2020 гг.) предусматривает обеспечение полномасштабного функционированиятаможенного союза и формирование единого экономического пространства в рамкахЕврАзЭС.
ТКТС базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенныхпроцедур (Киотской конвенции), а также соответствует принципам Генеральногосоглашения о тарифах и торговле. Законодательство таможенного союзаориентировано на долгосрочную перспективу, его положения направлены надальнейшую интеграцию государств – членов таможенного союза в систему ГАТТ/ВТО.
Сучетом международного опыта, любая экономическая интеграция сопровождаетсяразличного рода проблемами и трудностями. Часть из них связана с отработкойнорм унифицированного таможенного законодательства на практике. Приведемконкретные примеры таких проблем и возникших вопросов после вступления в силуТК ТС с 1 июля 2010 года, с которыми пришлось столкнуться нашей организации.
1.ТК ТС содержит много отсылочных норм к законодательству государства — членатаможенного союза. В настоящее время в Российской Федерации Таможенный кодексРФ действует в части, не противоречащей новому ТК ТС. Таким образом, внастоящее время существует много пробелов в законодательстве, которые не могутбыть разрешены вплоть до вступления в силу «Закона о таможенном регулировании».Например, статьей 215 ТК ТС не предусмотрена процедура таможенного транзитамежду складами временного хранения (СВХ) и таможенными складами (ТС). Даннойстатьей предусмотрено применение таможенного транзита только между таможеннымиорганами. Однако пунктом 3 указанной статьи установлено, что при перевозкетоваров, перемещаемых по территории только одного государства – члена таможенногосоюза, могут быть установлены законодательством такого государства – членатаможенного союза. Национальное законодательство РФ, а именно, пункт 2 статьи79 Таможенного кодекса РФ, предусматривает внутренний таможенный транзит междуСВХ и ТС. Вместе с тем, в соответствии с письмом ФТС России от 29.06.10 №01-11/31847 «О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса РФ от 28.05.03 №61-ФЗ», которое не является нормативным правовым актом, положения главы 10(статьи 79-92) ТК РФ не применяются. Таким образом, проблема применениятаможенной процедуры таможенного транзита в настоящее время не урегулирована назаконодательном уровне и вызывает много вопросов.
2.В настоящее время при пересечении транспортным средством государственнойграницы Белоруссия – Россия, Казахстан – Россия, таможенный орган всоответствии с пунктом 1 Решения Комиссии таможенного союза от 17.08.10 № 335, вправетребовать коммерческие и товаротранспортные документы, подтверждающие странупроисхождения товаров. На основании представленного на границе пакетадокументов, таможенные органы идентифицируют, являются ли товары происходящимис территории стран – членов таможенного союза, или третьих стран. По отзывамучастников ВЭД, процедура проверки документов с целью признания статуса товаровтаможенного союза занимает много времени, часть товаров (примерно 20%) при этомпомещается на СВХ. В данной ситуации участники ВЭД наблюдают не упрощениепроцедуры перемещения товаров и транспортных средств, а наоборот, ее усложнениеи увеличение транспортных очередей на государственной границе. Полное решениеданной проблемы возможно лишь на этапе формирования единого экономическогопространства (ЕЭП).
3.Спорным остается вопрос применения процедуры предварительного декларирования.Согласно части 1 статьи 193 ТК ТС, таможенная декларация может быть подана вотношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенногосоюза. Поскольку иных случаев подачи предварительной декларации ТК ТС непредусмотрено, российские таможенные органы часто отказывают в регистрациипредварительной таможенной декларации, если товары уже пересекли таможеннуюграницу таможенного союза. Здесь возникает вопрос, каким образом внутреннийтаможенный орган контролирует момент пересечения таможенной границы, и будет линарушением подача предварительной декларации на товары (ДТ) после еепересечения, учитывая, что Единая система контроля за передвижением грузовтаможенного союза находится на стадии разработки. Следует отметить, что статья193 ТК ТС прямо не запрещает осуществлять подачу предварительной декларации натовары после пересечения товаров таможенной границы ТС, административнаяответственность за это КоАП России не предусмотрена. Поэтому для участников ВЭДбыло бы важно получить соответствующие разъяснения Комиссии таможенного союза иФТС России о возможности использования процедуры предварительногодекларирования после пересечения товаром границы таможенного союза.
4.В настоящее время участники ВЭД сталкиваются в большими трудностями приполучении разрешительных документов (к примеру, Свидетельств о регистрации илисертификатов соответствия) по новым Единым формам, утвержденным Комиссиейтаможенного союза, также полностью не урегулированы вопросы, связанные сполучением разъяснений уполномоченных органов, к примеру, разъясненийМинпромторга РФ о необходимости сертификации той или иной продукции.
5.ТК ТС предусмотрена новая норма, которая решает проблему приобретения статусатоваров таможенного союза условно выпущенных товаров, ввезенных, например, вкачестве вклада в уставный капитал. В соответствии со статьей 211 ТК ТС вотношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннегопотребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженныхс ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами прекращаетсяу декларанта по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии стаможенной процедурой для внутреннего потребления. Поскольку согласно п. 4статьи 200 ТК ТС, условно выпущенные товары, в отношении которых предоставленыльготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные поограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, считаются условновыпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся суммввозных таможенных пошлин, налогов, по истечении пяти лет условно выпущенныетовары автоматически приобретут статус товаров таможенного союза. Однако, всоответствии со статьей 366 ТК ТС (Общие переходные положения) по отношениям, регулируемымтаможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силуТК ТС (до 01.07.10), ТК ТС применяется к тем правам и обязанностям, которыевозникнут со дня его вступления в силу. То есть, в отношении товаров, которыебыли ввезены в уставный капитал до 01.07.2010 сохраняется порядок, предусматривающийполную уплату таможенных платежей в случае отчуждения товаров, а новая нормабудет применяться только в отношении товаров, ввезенных после 01.07.2010 года.
Отмечаятекущие проблемы на стадии формирования таможенного союза, следует упомянуть, чтореализация любого глобального проекта, несущего изменения в сложившейся системе,требует времени и координации усилий со стороны государственных органов ипредставителей бизнеса. Экономическая интеграция предполагает рост взаимнойторговли, модернизацию и рост производства, а, следовательно, и ВВП. По оценкеМинэкономразвития, создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстанапринесет суммарный эффект в размере 16% роста ВВП в ближайшие 10 лет для всехстран-участниц.
Всоответствии с Планом действий по формированию единого экономическогопространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерациина 2010-1011 гг., утвержденному Решением Межгосударственного совета ЕвроАзЭс от19.12.09 № 35, первый пакет соглашений, касающихся экономической политики, свободыдвижения капитала, валютной политики, энергетики, транспорта и связи, свободыпередвижения рабочей силы, технического регулирования, будет введен в действие1 июля 2011 года, второй пакет – до 1 января 2012 года. Согласно указанномуплану, утвержденному высшим органом таможенного союза, формирование ЕЭП должнобыть завершено до 1 января 2012 года.
Такимобразом, учитывая процессы мировой глобализации, а также в рамках реализациистратегических целей государства, таможенный союз является одним из этаповэкономической интеграции на пути к единому экономическому пространству иоказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики России.Эффективное взаимодействие таможни и бизнеса по вопросам разработки иреализации положений нового таможенного законодательства будет способствоватьунификации таможенных процедур и совершенствованию внешней торговли России сгосударствами-участниками таможенного союза и третьими странами.
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.tks.ru/